Ограничения исключительного права на произведение

Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:

(в ред. Федерального закона от 04.10.2010 N 259-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

2) воспроизведения баз данных или их существенных частей;

3) воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 настоящего Кодекса;

4) репродуцирования (пункт 2 статьи 1275) книг (полностью) и нотных текстов;

5) видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

2. В случае, когда воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений осуществляется исключительно в личных целях, авторы, исполнители, изготовители фонограмм и аудиовизуальных произведений имеют право на вознаграждение, предусмотренное статьей 1245 настоящего Кодекса.

(п. 2 введен Федеральным законом от 04.10.2010 N 259-ФЗ)

Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;

4) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках;

5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

6) воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.

2. В случае, когда библиотека предоставляет экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование, такое пользование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.

3. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Статья 1275. Свободное использование произведения путем репродуцирования

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование (подпункт 4 пункта 1 статьи 1273) в единственном экземпляре без извлечения прибыли:

1) правомерно опубликованного произведения — библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения и для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов;

2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) — библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными организациями для аудиторных занятий.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.

Статья 1276. Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях.

Статья 1277. Свободное публичное исполнение музыкального произведения

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии.

Статья 1278. Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью.

Статья 1279. Свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования

Организация эфирного вещания вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения делать запись в целях краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на сообщение в эфир, при условии, что такая запись делается организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для собственных передач. При этом организация обязана уничтожить такую запись в течение шести месяцев со дня ее изготовления, если более продолжительный срок не согласован с правообладателем или не установлен законом. Такая запись может быть сохранена без согласия правообладателя в государственных или муниципальных архивах, если она носит исключительно документальный характер.

Статья 1280. Свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных. Декомпилирование программ для ЭВМ

1. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или экземпляром базы данных (пользователь), вправе без разрешения автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения:

1) внести в программу для ЭВМ или базу данных изменения исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя и осуществлять действия, необходимые для функционирования таких программы или базы данных в соответствии с их назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), а также осуществить исправление явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с правообладателем;

2) изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда такой экземпляр утерян, уничтожен или стал непригоден для использования. При этом копия программы для ЭВМ или базы данных не может быть использована в иных целях, чем цели, указанные в подпункте 1 настоящего пункта, и должна быть уничтожена, если владение экземпляром таких программы или базы данных перестало быть правомерным.

2. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения изучать, исследовать или испытывать функционирование такой программы в целях определения идей и принципов, лежащих в основе любого элемента программы для ЭВМ, путем осуществления действий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи.

3. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст (декомпилировать программу для ЭВМ) или поручить иным лицам осуществить эти действия, если они необходимы для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, при соблюдении следующих условий:

1) информация, необходимая для достижения способности к взаимодействию, ранее не была доступна этому лицу из других источников;

2) указанные действия осуществляются в отношении только тех частей декомпилируемой программы для ЭВМ, которые необходимы для достижения способности к взаимодействию;

3) информация, полученная в результате декомпилирования, может использоваться лишь для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, не может передаваться иным лицам, за исключением случаев, когда это необходимо для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, а также не может использоваться для разработки программы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей с декомпилируемой программой для ЭВМ, или для осуществления другого действия, нарушающего исключительное право на программу для ЭВМ.

4. Применение положений, предусмотренных настоящей статьей, не должно наносить неоправданный ущерб нормальному использованию программы для ЭВМ или базы данных и не должно ущемлять необоснованным образом законные интересы автора или иного правообладателя.

Срок охраны исключительного права на произведение, предусмотренный статьей 1281, применяется в случаях, когда пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 года (Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ).

Статья 1281. Срок действия исключительного права на произведение

1. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Это интересно:  Международно правовая охрана авторских и смежных прав

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

2. На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи.

3. Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

4. Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.

5. Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, установленный настоящей статьей, увеличивается на четыре года.

Статья 1282. Переход произведения в общественное достояние

1. По истечении срока действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.

2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

3. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Права гражданина, который правомерно обнародовал такое произведение, определяются в соответствии с главой 71 настоящего Кодекса.

Статья 1283. Переход исключительного права на произведение по наследству

1. Исключительное право на произведение переходит по наследству.

2. В случаях, предусмотренных статьей 1151 настоящего Кодекса, входящее в состав наследства исключительное право на произведение прекращается и произведение переходит в общественное достояние.

Статья 1284. Обращение взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии

1. На принадлежащее автору исключительное право на произведение обращение взыскания не допускается. Однако на права требования автора к другим лицам по договорам об отчуждении исключительного права на произведение и по лицензионным договорам, а также на доходы, полученные от использования произведения, может быть обращено взыскание.

На исключительное право, принадлежащее не самому автору, а другому лицу, и на право использования произведения, принадлежащее лицензиату, может быть обращено взыскание.

Правила абзаца первого настоящего пункта распространяются на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права.

2. В случае продажи принадлежащего лицензиату права использования произведения с публичных торгов в целях обращения взыскания на это право автору предоставляется преимущественное право его приобретения.

II. ОГРАНИЧЕНИЯ В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ПРАВЕ НА ОПУБЛИКОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. Основное правило § 20 о публичном представлении произведений

Они пользуются абсолютно доминирующим и экономически решенным способом использования, а именно публичным показом, и поэтому было бы безответственно лишить автора исключительного пра- ва на демонстрацию. О понятии «сценическое произведение» см. подробнее гл. 4 разд. II. (Абсолютное
92

изъятие «сценического произведения» из прав на свободное опубликование (согласно § 20) может не достичь поставленной цели. Причина в том, что можно получить удовлетворение от «сценической публикации сценического произведения» путем его прочтения и таким образом сценическое произведение подпадет под определение основного правила.)
Для остальных произведений действуют, как уже сказано, определенные ограничения в исключительном праве на опубликование. При этом предусматривается, что произведения уже выпущены в свет. Однако недостаточно, чтобы они были просто опубликованы. Они должны быть опубликованы с помощью издания, т. е. экземпляры произведения по согласованию с правообладателем должны поступить в продажу или другим способом распространены среди публики (§ 8 п. 2 Закона).
Важно уяснить себе, что § 20 охватывает любое публичное представление, как то, которое имеет место при собравшейся публике, так и то, которое идет по радио или телевидению.
Свободно опубликовать произведения (без вознаграждения) можно в следующих случаях.
1. При богослужении. Прежде всего это правило основывается на длительной традиции. Если попробовать отойти от этого, может появиться сомнение— разумно ли, например, композитора псалмов лишать права на вознаграждение за использование произведения, которое было именно для этого и написано. Следует считаться с тем, что кроме богослужения мелодия псалмов не будет напеваться или исполняться в других случаях, и, таким образом, композитор почти полностью лишается права на публикацию его произведения.
Положение закона касается, естественно, не только богослужений в церквах, но и всех прочих богослужений. Однако не всегда ясно, что же имеется в виду под понятием «богослужение». Крестины ребенка и похороны, очевидно, нельзя отнести к богослужению. Это же, конечно, касается исполнения ораторий и других церковных концертов. Зачастую мы не прибегаем к какому-то строгому суждению, поскольку демонстрация произведения в
93

спорных случаях (происходит ли она во время богослужения или нет) часто определяется правилом, изложенным в п. 3.
2. В учебном процессе. То, что закон разрешает свободную демонстрацию произведений во время учебного процесса, имеет небольшое значение в тех случаях, когда ученики и учителя находятся вместе в классной комнате или в другом учебном помещении, поскольку демонстрация произведения в этих случаях обычно считается непубличной. О публичной демонстрации можно говорить лишь в сравнительно незначительном количестве ситуаций, например при чтении публичных университетских лекций, когда вход туда свободен. Но и здесь произведения в соответствии с § 20 могут также свободно использоваться.
Рассматриваемое положение закона имеет большое значение для процесса обучения по радио и телевидению. Оно ведет к тому, что в передачах Датского радио с учебной целью свободно и бесплатно могут быть использованы все опубликованные произведения, кроме художественных фильмов и сценических произведений. Тот же порядок существует и для учебных передач, которые могут вестись другими радиопредприятиями, например местными теле-оргянизациями по кабелю.
Понятие «обучение» охватывает не всякую просветительную деятельность.

Здесь речь должна идти о деятельности, которая проводится организованным образом преимущественно в школах, университетах и других высших учебных заведениях, в народных высших школах, вечерних и молодежных школах и т. п.
Однако, если в школьной постановке идет, например, концерт, его нельзя автоматически считать представлением в учебных целях. Это можно предполагать лишь в случаях, когда концерт действительно является частью учебного процесса, а не «внеклассным» мероприятием.
3. При проведении различных мероприятий, на которые вход свободный. Публичные демонстрации могут здесь быть свободными при двух обстоятельствах. Прежде всего мероприятие не должно прово-
94

диться с целью извлечения выгоды (частным лицом или обществом). Во-вторых, демонстрация произведения или произведений не должна быть существенной частью в программе мероприятия (в законе употребляется выражение «в указанном мероприятии»).
Согласно этому положению считается, что, например, музыка, исполняемая оркестром железнодорожников при венчании, используется свободно, но концерт в коммунальном парке под определение свободного использования не подпадает.
Если демонстрация произведения осуществляется с целью получения прибыли, она, как сказано, не может быть свободной. Судебная практика свидетельствует, что понятие «с целью выгоды» толкуется очень неоднозначно. Например, использование произведения для развлечения гостей в частном доме отдыха будет считаться использованием «с целью выгоды» (дело U 55/304). В случае, когда коммуна устроила концерт, чтобы получить деньги на возведение музыкальной эстрады, представление считается проведенным «с целью выгоды» (дело U 33/732).
Если человек идет вдоль проезжей улицы и громко поет, очевидно, никто не сочтет, что он нарушил права кого-то из авторов. Между тем могут спросить, все ли здесь соответствует упомянутому положению закона. Думается, оно совсем не должно применяться к тем случаям, которые совершенно не охвачены другими положениями закона. Может быть, следует возвратиться к старому юридическому принципу «de minima non curat praetor», который в свободном переводе будет звучать: власти не должны беспокоиться по мелочам.
Положение закона не может быть применено к радио и телевидению, где существует оплата по лицензиям, и поэтому нельзя сказать, что осуществляется свободный доступ к произведению.
4. Исполнение произведений в благотворительных, народно-просветительных или в других общественно полезных целях. Публичные исполнения в таких случаях могут быть свободными при условии, что те, кто исполняет произведение или произведения, делают это без гонорара. Профессиональные
95

исполнители при этом не получают гонорара как такового. Но если они все же получают вознаграждение, например в виде взноса в их пенсионные кассы или в виде завышенных закамуфлированных суточных, то считается, что это правило проведения благотворительного мероприятия не соблюдено.
Очевидно, трудно решить, что понимается под «общественно полезными целями», а также часто могут возникать сомнения в понятии исполнения произведения «для народно-просветительных целей».
Рассматриваемое правило, как мы видим, имеет огромнейшее практическое значение для благотворительных мероприятий. Случается, что время для подготовки этих мероприятий слишком ограничено, и тогда разумно не тратить времени и усилий на то, чтобы запросить авторов, могут ли они предоставить бесплатно свои произведения в распоряжение устроителей. Вместе с тем многие авторы считают неприличным и дискриминирующим то обстоятельство, что с помощью закона их вынуждают быть «благодетелями». Между прочим этим же создается препятствие их добровольному предоставлению своих произведений для благих целей.

Ограничения исключительного права на произведение

§ 4. Ограничения сферы действия исключительных прав

Ограничения исключительного права автора при использовании его произведений в сети Интернет

ОГРАНИЧЕНИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА АВТОРА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Актуальность изучения правовых проблем, связанных с появлением и распространением по всему миру компьютерной сети Интернет, сегодня, пожалуй, ни у кого не вызывает сомнений. Среди них вопросы использования объектов авторского права в Интернете, которые в большинстве своем стали основным «наполнением» Сети.

Это интересно:  Авторские права на изделия ввт принадлежат заказчику

Существующие взгляды на авторское право в сети Интернет самые различные, в том числе имеют своих сторонников и предложения экстремальной направленности об упразднении авторского права в Сети и объявлении свободы копировать. Нам представляется, что необходимо найти «золотую середину», которая позволит в той или иной мере удовлетворить интересы всех субъектов, вовлеченных в процесс использования объектов авторского права в сети Интернет. В связи с этим рассмотрим правовые проблемы ограничения монопольных имущественных прав автора при открытии доступа к его произведениям в сети Интернет.

Вопросы ограничения имущественных прав автора рассматривались в работах таких отечественных и российских авторов, как Атанасов С., Бабкин С.А., Наумов В.Б., Лосев С.С., Сергеев А.П., Судариков С.А., Туликов А.В., Федотов М.А. и др. В работах названных авторов исследуются общие вопросы свободного использования авторских произведений, дается аналитический обзор ограничений и исключений в авторском законодательстве стран постсоветского пространства, их классификация. Однако комплексный теоретический анализ проблем правового регулирования свободного использования объектов авторского права в сети Интернет в отечественной юридической литературе отсутствует. Настоящая статья стремится восполнить этот пробел.

При проведении исследования автором наряду с изучением теоретических источников также анализируются положения действующего законодательства об авторском праве. Это нормы Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Договора ВОИС по авторскому праву 1996 года, Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах».

Согласно общим положениям, устанавливаемым институтом права интеллектуальной собственности, автору в отношении его произведения (иному правообладателю) принадлежит исключительное право правомерно использовать или разрешать использовать такое произведение по своему усмотрению в любой форме и любым способом (ст. 983 Гражданского кодекса Республики Беларусь, далее — ГК) [1]. Т.е. за авторами закрепляется монопольное (эксклюзивное) право на использование соответствующего объекта авторского права.

Однако всегда наряду с признанием исключительности прав автора существовали изъятия из этих прав, т.е. правомочия автора никогда не были безграничными и всеобъемлющими: практически на любое исключительное право накладывалась целая система ограничений, которая отражала характер сложившихся отношений между создателем произведения и обществом.

Наличие системы ограничений и исключений имущественных прав автора является одним из фундаментальных принципов авторского права. Ее цель — обеспечить разумный баланс интересов автора и публики. Данная цель закреплена в ведущих международно-правовых актах, посвященных охране авторских прав. Речь, в частности, идет о Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений [3] (далее — Бернская конвенция) и о Договоре ВОИС по авторскому праву 1996 г. (далее — Договор ВОИС) [4].

На сегодняшний день сложились и юридически закреплены различные системы исключений из авторского права. Все их многообразие можно свести к двум типам:

  • — открытая система ограничений авторских прав;
  • — закрытая система ограничений авторских прав.

Для открытой системы характерным является то, что законодательно не устанавливается четкий перечень случаев, допускающих свободное использование произведений, а закрепляются лишь критерии, при которых такое использование возможно. Эта система дает определенную гибкость в оценке изъятий из авторского права, однако, с другой стороны, не дает юридической предсказуемости использования авторских произведений. К данной системе относится американское авторское право (доктрина добросовестного использования — fair use).

Вторая система исключений построена на законодательном закреплении исчерпывающего перечня ограничений исключительного права, не подлежащего расширительному толкованию. Примером здесь служит законодательство континентальной Европы, в том числе и Республики Беларусь [5].

Ограничения и исключения вводятся в следующих областях:

  • — область публичных интересов (это изъятия из авторского права, предоставляемые учебным заведениям, библиотекам, архивам, музеям, а также инвалидам, правосудию и государству);
  • — область обеспечения права граждан на свободный доступ к информации;
  • — область частного (личного) использования произведений.

При нормативном закреплении конкретных случаев, когда допускается свободное использование произведений, за основу берутся критерии, сформулированные в ч. 2 ст. 9 Бернской конвенции. Отметим, что данные условия установлены для введения ограничений права на воспроизведение (так называемый трехступенчатый тест Бернской конвенции). В частности:

  • — установление исключений из права на воспроизведение возможно в определенных особых случаях;
  • — воспроизведение не должно наносить ущерба нормальной эксплуатации произведения;
  • — воспроизведение не должно ущемлять необоснованным образом законные интересы автора.

Договор ВОИС, регулирующий вопросы использования авторских произведений в цифровой среде, содержит аналогичные правила 7 . При этом в согласованных заявлениях к ст. 10 Договора указано, что «понимается, что положения Статьи 10 позволяют Договаривающимся Сторонам переносить и соответствующим образом распространять на цифровую среду ограничения и исключения в своих национальных законах, которые считаются приемлемыми по Бернской конвенции. Аналогичным образом эти положения должны пониматься как позволяющие Договаривающимся Сторонам определять новые исключения и ограничения, которые пригодны в среде цифровых компьютерных сетей».

Запись и размещение объектов авторского права в сети Интернет хоть и обладает специфическими особенностями, но является одним из способов их использования. Поэтому те изъятия из имущественного права, которые установлены для случаев традиционного использования произведений науки, литературы, искусства, применяются также и для случаев использования произведений в сети Интернет. Речь, в частности, идет о правилах, установленных для цитирования, сообщения новостей, критики, а также частного использования (ст.ст. 18, 19 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», далее — Закон об авторском праве [6]).

Однако Интернет привнес свою специфику в использование произведений, и эта специфика должна быть учтена законодателем при установлении правового режима использования сетевых объектов авторского права с тем, чтобы, соблюсти разумный баланс интересов автора и пользователей.

Анализ использования цифровых объектов авторского права в сети Интернет показывает необходимость правового решения следующих проблем:

  • — создание и использование временных копий произведения;
  • — технические средства защиты авторских прав и разрешенное использование произведений;
  • — использование цифровых объектов авторского права библиотеками, архивами, учреждениями образования;
  • — публичный прокат.

Рассмотрим данные проблемы последовательно.

Временные копии. Специфика использования авторских произведений в сети Интернет такова, что цифровая обработка и передача данных в силу причин технологического свойства влекут создание так называемых временных (случайных) копий произведения. Это, к примеру, случаи кэшевых (буферных) копий8, когда происходит временное сохранение и, соответственно, копирование информации веб-страниц, просматриваемых пользователем, на его компьютер. Сюда же относятся и случаи сохранения часто запрашиваемых документов на промежуточных прокси-серверах9. Эти и другие подобные случаи копирования можно назвать случайными, поскольку копии сами по себе не используются, а лишь необходимы для процесса обработки информации. Такие копии существуют лишь до тех пор, пока компьютер включен или пока поверх них не записались новые данные. Можно говорить, что такие копии безразличны для автора, поскольку сами по себе не причиняют экономического вреда либо не наносят ущерба его личным неимущественным интересам.

Тем не менее правомерное использование авторских произведений в сети Интернет подразумевает наличие разрешения автора на создание таких временных копий.

В связи с этим полагаем, что, применяя положения ст. 9 Бернской конвенции и ст. 10 Договора ВОИС, целесообразно на законодательном уровне установить в качестве особого ограничения исключительного права на воспроизведение право на создание временных (случайных) копий. Введение такого ограничения также будет соответствовать мировой практике правового регулирования данных вопросов.

К случаям временного воспроизведения произведений, осуществление которого допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, должны относиться ситуации, когда:

  • — происходит воспроизведение произведений, являющееся существенной и неотъемлемой частью компьютерной обработки и электронного распространения;
  • — копия произведения хранится в течение времени, пока компьютер включен или пока поверх не записались новые данные;
  • — единственной целью воспроизведения является правомерное (добросовестное) использование произведения.

При этом, «проверяя» данное ограничение на соответствие требованиям трехступенчатого теста Бернской конвенции, можно констатировать, что такое временное воспроизведение не будет наносить ущерба нормальной эксплуатации произведения и (или) необоснованным образом ущемлять законные интересы автора.

Технические средства защиты авторских прав и разрешенное использование произведений. В целях предотвращения несанкционированного использования цифровых произведений Закон об авторском праве вслед за Договором ВОИС закладывает правовые основы применения технических средств защиты авторских прав.

Под техническим средством Закон об авторском праве понимает любое устройство, изделие или компонент, являющийся составной частью способа, устройства или изделия, предназначенные для предотвращения нарушения или препятствия нарушению любых авторских […] прав, предоставляемых Законом (ст. 4 Закона об авторском праве).

В отношении технических средств защиты Закон об авторском праве запрещает любые действия, которые без разрешения позволяют обходить или способствуют обходу любых технических средств, предназначенных для защиты авторских прав. При этом должны выполняться 2 условия:

  • — действия по обходу мер защиты осуществляются осознанно или при наличии достаточных оснований этого осознания;
  • — основной коммерческой целью (коммерческим результатом) таких действий является обход защитных средств (п. 5 ст. 39 Закона об авторском праве).

Закон об авторском праве не дает определения основной коммерческой цели (коммерческого результата). Толкуя содержание п. 1 ст. 46 ГК «Коммерческие и некоммерческие организации», можно заключить, что под коммерческой целью (коммерческим результатом) подразумевается цель извлечения прибыли.

Однако весьма трудно себе представить предпринимателя, ставящего для себя в качестве коммерческой цели обход средств защиты. Его цель — использовать произведение, а обход цифровых замков — это способ ее достижения.

Вероятно, законодатель имел в виду, что запрещен обход технических средств, имеющих целью коммерческое, т.е. с получением прибыли, использование произведений.

Известно, что любой суд при рассмотрении конкретного дела не будет выяснять, что имел в виду законодатель. Он должен проверить: является ли та или иная деятельность нарушающей закон или нет. А поскольку основной целью обхода средств защиты авторских прав коммерческая цель быть не может, то и норма абз. 1 п. 5 ст. 39 Закона об авторском праве является нереализованной.

С другой стороны, исчерпывающий перечень ограничений имущественных прав автора установлен в отдельной главе Закона об авторском праве (глава 3 «Ограничения имущественных прав»). Установленная в ст. 39 Закона об авторском праве возможность при определенных условиях использовать произведение без согласия автора приводит, по сути, к расширению данного перечня.

Это интересно:  Автор основания возникновения права пользования жилым помещением

При этом прямо не указано, что если обход средств защиты осуществляется в случаях, когда использование произведения без согласия автора разрешено в силу прямого указания закона, то такой обход будет рассматриваться как легальный.

Таким образом, введение в Закон об авторском праве норм о технических средствах защиты парализовало действие главы 3 «Ограничения имущественных прав» применительно к среде Интернет, а исключительное право автора на использование произведения в Интернете превратилось в неограниченное, что, безусловно, не соответствует ни реалиям сегодняшнего дня, ни здравому смыслу.

В связи с этим необходимо, в первую очередь, доработать формулировку условий, при которых действия, направленные на устранение ограничений в использовании произведения, установленных путем применения технических средств защиты, а также действия по изготовлению, распространению и т.д. будут признаваться действиями по обходу технических средств.

Также следует предусмотреть практическую возможность использования произведений, в отношении которых автором установлены программные и аппаратные защитные средства, в сети Интернет, если такое использование осуществляется в соответствии с правилами главы 3 Закона об авторском праве. Здесь представляется целесообразным установить обязанность владельца авторских прав по запросу пользователя выдавать коды доступа к произведению для его использования в определенных, разрешенных Законом об авторском праве, случаях.

Право библиотек, архивов и учреждений образования на воспроизведение объекта авторского права в цифровой форме. Сегодня ведущие библиотеки страны, а также другие библиотеки по мере своих технических возможностей осуществляют активную оцифровку библиотечных фондов, т.е. производят перевод своих фондов из печатной формы в форму электронную (цифровую). Параллельно идет процесс создания цифровых библиотечных фондов, формируемых из электронных материалов. Так, к примеру, Национальная библиотека Беларуси осуществляет формирование «Электронной библиотеки диссертаций, защищенных в Республике Беларусь».

Кроме того, в число услуг, предоставляемых библиотеками, входят не только услуги по ксерокопированию книг, журналов и т.д., но и услуги по предоставлению электронных (цифровых) вариантов авторских произведений (к примеру, сканирование книг, запись электронного варианта диссертации и т.д.).

Электронные материалы активно используются в учебном процессе, оцифровку своих фондов производят и архивы.

Между тем Закон об авторском праве разрешает библиотекам, архивам и учреждениям образования без разрешения автора лишь репродуцирование (фотокопирование, ксерокопирование) авторских произведений в случаях и порядке, установленных ст. 20 названного Закона.

Таким образом, деятельность библиотек, образовательных учреждений, архивов по воспроизведению и распространению электронных вариантов произведений науки, литературы и искусства хоть и следует признать осуществляемой в целях общественной пользы, однако нельзя назвать соответствующей требованиям действующего законодательства об авторском праве.

Отметим, что проблемы создания национальных электронных информационных ресурсов библиотеками и архивами, а также использования цифровых материалов в учебном процессе широко обсуждаются, и специалисты практически единодушны во мнении о необходимости внесения изменений и дополнений в законодательство об авторском праве в целях создания условий для дальнейшего развития научных исследований, образования, поддержки культуры.

Применительно к осуществлению и защите авторских прав в сети Интернет следует отметить, что в рассматриваемом случае сеть Интернет используется как инструмент передачи цифровых авторских произведений (материалов, используемых в образовательном процессе, диссертаций, их авторефератов и др.). И здесь встает вопрос о легальности передаваемых цифровых копий. Отсутствие общего разрешения для библиотек, архивов, учреждений образования воспроизводить в электронной форме авторские материалы означает и отсутствие права на передачу таких объектов с использованием сети Интернет.

Безусловно, технический прогресс и предоставляемые им возможности нельзя игнорировать. Поэтому решение проблем авторских прав относительно цифруемых материалов в целях сохранения цифрового историко-культурного наследия, предоставления пользователям библиотек цифровых информационных ресурсов, поддержки образования должно найти свое максимально быстрое решение на законодательном уровне.

Публичный прокат. В практике при использовании объектов авторского права нередки случаи, когда автор в целях рекламы или по иным мотивам хочет открыть доступ к своему произведению любому желающему, т.е. когда автор делает свое произведение доступным широкой публике, предоставляя его в безвозмездное пользование. Это, например, случаи, когда автор просит издательство опубликовать и распространить свое произведение без выплаты авторского вознаграждения.

Однако согласно действующему авторскому законодательству такое право у автора отсутствует. Также в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК «отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами». Т.е. автор не может отказаться от права на вознаграждение или от исключительного права в отношении произведения, принадлежащего ему в силу прямого указания ГК и Закона об авторском праве.

Поэтому пользователь такого объявленного общественным достоянием произведения не может быть уверен, что впоследствии автор не предъявит к нему каких-либо претензий. Кроме того, такие претензии могут поступить не только от самого автора, но и, что более вероятно, от проверяющих (контролирующих) органов.

Для сети Интернет, где большинство произведений выкладывается самими авторами для их свободного использования, эта проблема приобретает особую актуальность. Также широко известны случаи распространения открытого программного обеспечения или бесплатного предоставления компьютерных программ с условием платности их обновления и др.

Исследования рынка показывают, что размещение объектов авторского права в сети Интернет для их свободного использования, как это ни парадоксально, способствует увеличению объемов продаж этих же объектов, записанных на материальных носителях. В качестве примера здесь можно привести музыкальный альбом «Kid A» британской группы «Radiohead», песни из которого появились в файлообменной сети «Napster» за 3 месяца до официального выхода альбома. При этом группа «Radiohead» никогда не входила в двадцатку лучших исполнителей США. На момент выхода альбома миллионы пользователей по всему миру уже загрузили его бесплатно, и в первую же неделю продаж альбом занял первое место в списке двухсот самых продаваемых альбомов США (Billboard 200) [10, с. 51].

Представляется, что рассматриваемая проблема достаточно актуальна и заслуживает быть решенной в законодательстве положительно. Сергеев А.П. предлагает ее решение путем предоставления автору возможности объявить свое произведение общественным достоянием [11, с. 254]. По нашему мнению, этот вариант хоть и позволяет решить данную проблему, но является не совсем удачным. Так, объявляя произведение общественным достоянием, автор навсегда лишается всех имущественных прав на него без возможности изменить свое решение. Наиболее удачным способом восполнения данного пробела, на наш взгляд, является закрепление за автором нового отдельного правомочия — права на публичный прокат произведения.

Право на публичный прокат может быть определено как исключительное право автора разрешать свободное использование своего произведения без выплаты авторского вознаграждения. В целях соблюдения интересов автора для него может быть предусмотрена возможность отозвать свое разрешение с тем, однако, что лица, которые начнут пользоваться произведением до отзыва, будут вправе продолжать такое использование без расширения его объемов.

В заключение сформулируем основные, полученные в ходе настоящего исследования, выводы.

Исключительное право автора использовать свое произведение любым способом и в любой форме либо разрешать такое использование никогда не было абсолютным. На него всегда накладывалась целая система исключений и ограничений, которые вводились в целях обеспечения условий для развития науки, сохранения историко-культурного наследия, поддержки образования, гарантии фундаментального права граждан на доступ к информации, соблюдения некоторых государственных (публичных) интересов.

Установление разумной системы ограничений авторских прав — непростая задача. На сегодняшний день ее решение осуществляется через использование трехступенчатого теста Бернской конвенции.

Появление и глобальное распространение открытой телекоммуникационной сети Интернет, а также широкое использование объектов авторского права в данной сети потребовали пересмотра существующей модели правового регулирования авторских правоотношений.

В плоскости проблемы установления ограничений имущественных прав автора при использовании его произведений в Интернете должны найти свое правовое решение вопросы создания и использования временных копий произведения; обхода технических средств защиты авторских прав при разрешаемом Законом об авторском праве свободном использовании произведений; использования цифровых объектов авторского права библиотеками, архивами, учреждениями образования; вопросы публичного проката.

Временные копии. Формально любое создание временных (случайных) копий является нарушением авторских прав. По нашему мнению, в Законе об авторском праве целесообразно предусмотреть право на создание временных (случайных) копий. Т.е. исключить из права на воспроизведение случаи, когда копирование произведений является временным или случайным. Это случаи, когда при электронном воспроизведении произведений выполняется следующая совокупность условий: единственной целью воспроизведения является правомерное (добросовестное) использование произведения (1), воспроизведение является неотъемлемой и существенной частью компьютерной обработки и электронного распространения (2), и копия произведения хранится в течение времени, пока компьютер включен или пока поверх не записались новые данные (3).

Нуждается в доработке формулировка условий, при которых обход технических средств защиты авторских прав будет признаваться незаконным. Также в Законе об авторском праве должна быть предусмотрена возможность использования объектов авторского права, в отношении которых автором установлены защитные средства, если такое использование осуществляется в соответствии с правилами главы 3 Закона об авторском праве. Здесь представляется целесообразным установить обязанность владельца авторских прав по запросу пользователя выдавать коды доступа к произведению для его использования в определенных, разрешенных Законом об авторском праве, случаях.

Должен быть решен вопрос о праве библиотек, архивов, учреждений образования на создание и хранение цифровых копий произведений и их предоставлении для использования в исследовательских и (или) образовательных целях.

И наконец, представляется целесообразным закрепить за автором право на публичный прокат своего произведения, когда автор вправе предоставить свободный доступ к произведению любым заинтересованным лицам без необходимости выплаты ему вознаграждения или несения каких-либо иных имущественных обязанностей перед ним. При этом сохранить за автором право на отзыв своего разрешения.

Статья написана по материалам сайтов: lawbook.online, kommentarii.org, vuzlit.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector