+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Очистка прав на музыкальное произведение

Согласно п. 1 ст. 1238 ГК РФ лицензиат может предоставлять право использования музыки другому лицу, составив сублицензионный договор, но только если по лицензионному договору он получил такое право. Согласие прямо указывается в самом лицензионном договоре, но без указания конкретных сублицензиатов. Согласно этому договору обладатель исключительного права предоставляет лицензиату право использования произведения (в контексте нашей работы – музыкального) в предусмотренных пределах166.

Сегодня отношения между авторами музыкальных произведений, то есть держателями авторских и смежных прав и пользователями результатом их интеллектуальной деятельности, регулируются двумя видами договоров: договором об отчуждении исключительного права и лицензионным договором (с предоставлением исключительной или неисключительной лицензии). В условиях исключительной лицензии лицензиату передаётся право на использование музыкального произведения в пределах, оговоренных договором, при этом за лицензиаром сохраняется право на его использование в непередаваемой лицензиату части. При неисключительной лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование музыкального трека, сохраняет за собой все права, в том числе и на предоставление лицензий третьим лицам.

У музыкального произведения бывает несколько авторов. Часто для того чтобы связаться с ними и получить необходимое соглашение, нужно задействовать не один круг знакомых, не говоря уже о возможной широкой географии передвижений.

Во многих странах мира существует порядок реализации авторских и смежных прав через организации по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе167. Организации коллективного управления часто становятся звеном, связывающим авторов, издателей, исполнителей и владельцев фонограмм с пользователями создаваемых ими произведений. В России действуют Российские организации управления правами – РАО («Российское авторское общество»), ВОИС («Всероссийская организация интеллектуальной собственности»), РФА («Российская фонографическая ассоциация»), РСП («Российский Союз Правообладателей»), РОУПИ («Российское общество по управлению правами исполнителей»). Однако они не владеют исключительными правами и поэтому не выдают лицензии на включение музыки в аудиовизуальный продукт, а лишь собирают и распределяют вознаграждение за публичное использование музыкального контента, в том числе в кино и на телевидении.

Лицензия на синхронизацию

Для легального совмещения музыки с визуальным изображением производителям аудиовизуального продукта необходимо получить лицензию на синхронизацию, которая дает лицензиату возможность «синхронизировать» музыку с визуальным рядом (фильмом, телевизионным шоу, и т.п.). Стоимость лицензии на синхронизацию напрямую зависит от популярности трека, его важности и предполагаемого использования в медиапродукте. В полномочиях продюсера – не только утверждать музыкальное сопровождение медиапроекта, но и влиять на стоимость лицензии на синхронизацию, отчего зависит присутствие или отсутствие того или иного музыкального произведения в процессе кино- и телепроизводства.

Лицензию на синхронизацию можно получить от автора или его издателя. Оплата может быть произведена разово или может быть выдан аванс, помимо которого автор будет в дальнейшем получать роялти за трансляцию и ретрансляцию продукта на телевизионных и кабельных каналах, за распространение дисков или цифровых носителей и т. д. Как уже было сказано, вместе с разрешением владельца авторских прав или его представителя производители кино- и телеконтента должны заключить соответствующий договор с владельцами смежных прав, то есть с исполнителями и производителями фонограммы. Владельцами этих прав могут быть – сам автор, продюсер, рекорд-компания, исполнитель.

Существует два типа использования музыкального трека – внутриконтекстный и внеконтекстный. Первый тип означает, что музыкальное произведение используется в рекламе, продвижении и анонсах к фильму или телепрограмме также, как она использована в самой картине или телепроекте. Второй тип означает, что компания намерена использовать трек вне контекста в рекламе, анонсах, продвижении, то есть не в том конкретном контексте, в котором он звучит в картине или телепрограмме.

Внеконтекстный вариант лицензии на синхронизацию обходится продюсеру намного дороже, чем первый тип. Это связано с тем, что, покупая подобную лицензию, продюсер получает возможность не брать сцену из фильма, синхронизированную с этой песней, а использовать ее отдельно, не привязывая к определенному визуальному ряду, как рекламу (это не противоречит ст. 1266 ГК РФ, так как автор, подписывая лицензионный договор, принимает оговоренные в нем условия использования музыкального трека в медиапроекте: такие как сокращение, дополнение и иные изменения). Цена на треки, используемые подобным образом, значительно возрастает и варьируется в зависимости от значимости, рейтинга, известности самой песни и характера ее использования.

Стоимость лицензии на синхронизацию в России и за рубежом зависит также от того, является ли музыкальное произведение фоновым сопровождением, заглавной песней, используется ли трек в момент заключительных или начальных титров. Размер оплаты зависит от частоты использования музыки в картине или телевизионной программе, от длительности фрагмента и его места в фильме. Существует ряд известных исполнителей, готовых отдавать свои ставшие популярными музыкальные треки на основе неисключительной лицензии или сотрудничать на условиях их некоммерческого использования.

Очистка музыкальных прав

Для того чтобы начать работу по «очистке музыкальных прав», продюсеру следует знать информацию о бюджете, сроках, характере использования кино- или телепродукта. Существует два этапа очистки прав. Первый – это определение правообладателей и переговоры с ними, второй – это подготовка и заключение контракта.

Как только продюсер выясняет, кто является действующим правообладателем на тот или иной музыкальный трек, ему необходимо отправить всем этим правообладателям запрос на их согласие включения интересующего продюсера музыкального материала в проект. Если помнить, что существуют авторские права на текст и музыку, существуют смежные права на конкретное исполнение и аудиозапись, то важно учитывать, сколько времени понадобится, чтобы договориться со всеми, так как необходимо обладать лицензионным соглашением от всех владельцев музыкального произведения.

Существует мнение, что часто эту работу выполняют «музыкальные редакторы, у которых есть своя фирма, занимающаяся очисткой прав. Они давно в индустрии, кто-то, например, работал когда-то в музыкальных издательствах. У них наработаны связи, они сразу могут узнать, кому какая мелодия принадлежит и кому звонить»168. Продюсерская компания «Среда» на музыку к фильму «В спорте только девушки» потратила (для российского кино) достаточно высокую сумму – 6 миллионов рублей. В картине звучали композиции таких исполнителей, как Лана Дель Рей, Фрэнк Синатра, Офспринг. Среди продюсеров есть убеждение, что на зарубежную музыку имеет смысл тратить значительные суммы, так как подобное музыкальное сопровождение «дает достаточно большой выхлоп и стилизует кино совершенно по-другому»169.

В случае, если музыкальный материал доступен (а бывают ситуации, когда он недоступен), наступает этап ведения переговоров о размере вознаграждения за использование конкретных музыкальных произведений. Следующий этап вступает в силу после того, как продюсер принимает решение о необходимых для проекта музыкальных произведениях.

Если по разным причинам нельзя получить лицензию на синхронизацию у владельца необходимой композиции, то важно найти подходящий трек, как правило, неизвестной группы, не отличающийся по качеству, атмосфере и энергетике. В практике нередко бывают ситуации, когда монтажер, следуя за настроением сцены, подкладывает композицию известного исполнителя, например, Адель, цена на треки которой начинается от 25 тысяч евро170, что является почти неподъемной суммой для бюджета производства в России. Именно в этот момент музыкальные продюсеры начинают заниматься поиском соответствующей сцене более бюджетной дорожки.

Существует вариант обращения к исполнителям напрямую, без посредничества какой-либо организации. Однако это занимает намного большее количество времени, нежели структурированные действия соответствующих компаний. Продюсер О. Гранина, пытаясь связаться с Адриано Челентано для включения его песни в фильм «14+», столкнулась с тем, что личного ответа от певца она не получала, а, запросив очистку прав на конкретную композицию в международное агентство, была поставлена перед фактом, что певец не продает права на свои исполнения никому. Это означало, что продюсеру пришлось искать голос, который был бы похож на голос Челентано. После записи необходимым условием заключенного соглашения было непременное одобрение сделанной фонограммы итальянской стороной. География работы над треком оказалась впечатляющей. При том что голос записывался в московской студии «Пифагор», в Дании записывалась фонограмма, звуковой постпродакшн делался в Литве, а перезапись фильма – в Праге.

Это интересно:  Как зарабатывать на авторских правах

Содержание

Очистка авторских прав на музыку

Получил авторское право. Работай честно. Спи спокойно

Вы решили сделать рекламу с треком U2 или песней Рея Чарльза? Без соответствующих документов использование таких музыкальных произведений внимательно отслеживается и строго наказывается. Не рискуйте своим имиджем, репутацией заказчика и возможными финансовыми потерями при наложении штрафов. Лучше позаботиться об этом вопросе заранее. Мы решим за вас юридические и иные вопросы с лицензированием конкретного трека.

Получение прав на использование музыки в своих проектах.
Юридическое оформление пакета документов для использования музыкальных произведений в производстве коммерческой рекламы, аудиопродукции, озвучке видео.

Как получить авторские права на использование музыки?

Получить авторские права на музыку довольно сложно. Нужно собрать внушительный пакет документов, обратиться к действующему правообладателю или его представителям. После одобрения и подписания соглашения на определенных условиях, нужно написать заявление в Российское Авторское Общество (РАО). Обычно все эти действия доверяют юристам.

Мы готовы помочь вам. Студия RECsquare наладила четкую работу по данному направлению музыкальной и рекламной индустрии. Мы можем оформить для вас право на использование того или иного музыкального произведения в рекламных и коммерческих целях.

Песня группы DEEP PURPLE «Smoke On The Water», например, активно используется в рекламном видеоролике известного пивного бренда. Права на использование получены и оформлены юридически.

Специалисты считают, что получить авторские права для временного коммерческого использования можно практически на любое музыкальное произведение независимости от стиля, даты выпуска, популярности. Вопрос только в цене, как это обычно и бывает в случае с интеллектуальной собственностью.

Если вам нужна очистка авторских прав на музыку, то мы готовы к сотрудничеству.

Битва за Radiohead: Эпопея о правах на музыку в кино

Сколько тысяч евро просят за использование своих треков в кино исполнители вроде Massive Attack и Адель? Можно ли выбить скидку на песни Status Quo и Joy Division? Кто помогает чистить права на музыку в кино, и что делать, если бюджет на музыку ограничен? В преддверии Дня интеллектуальной собственности КиноПоиск рассказывает о том, какие подводные камни ждут кинопродюсеров на пути очистки прав на популярную и не очень музыку.

Современное кино невозможно представить без тщательно подобранного саундтрека. Заманивать зрителей в кино с помощью известных песен начинают еще с тизеров и трейлеров. Вспоминая прошлогодний фантастический хит «Стражи Галактики», невольно начинаешь бубнить себе под нос «Угачака-уга-уга. » и напевать « Hooked on a feeling ». Песни, звучащие в кино, в свою очередь, прочно связываются в памяти с кадрами из фильма. Стоит услышать « Ain’t No Mountain High Enough », как перед глазами встает трогательная сцена из «Мачехи».

Но если многомиллионные бюджеты голливудских картин могут себе позволить купить лицензию на использование любого музыкального произведения, а процесс этот давно отлажен, то как быть кинематографистам из других стран?

Фрирайд под Лану Дель Рей, или Зачем тратиться на известные мелодии

Продюсерская компания « Среда » была своего рода первопроходцем, потратившим на музыку в фильме «В спорте только девушки» немалые деньги, 6 миллионов рублей. Сноубордисты скользили по белоснежному склону под « Young and Beautiful » Ланы Дель Рей, в кадре звучали песни The Offspring и « Strangers in the night » Фрэнка Синатры, а компанию им составляли модные российские исполнители Pompeya, «Pianoбой» и Therr Maitz.

« Считается, что 6 миллионов на саундтрек — это очень много для российского кино , — комментирует продюсер Иван Самохвалов. — Но у нас был инвестор, который очень хотел, чтобы песня Ланы Дель Рей обязательно осталась. На хорошую зарубежную музыку можно потратить деньги, потому что это дает достаточно большой выхлоп и стилизует кино совершенно по-другому. Сейчас принято, что крутые монтажеры сразу под настроение сцены подкладывают какую-то песню. Ты смотришь сцену и понимаешь, что именно с этой композицией она работает офигенно. Потом оказывается, что ты эту музыку не можешь себе позволить, потому что монтажер подложил туда песню Адель. Тебе надо ее заменить, чтобы сцена при этом ничего не потеряла. А это очень тяжело. Ты пытаешься как-то выкрутиться, но музыка композитора никогда не заменит цельный трек с вокалом. Тогда ты находишь каких-нибудь неизвестных англичан, которые по качеству не хуже и дают ту же энергетику сцене ».

Общая схема очистки прав на музыку выглядит достаточно просто. Необходимо с помощью музыкальных лейблов и профессиональных менеджеров найти правообладателей песни, которую вы собираетесь использовать в кино, выслать им информацию о своем проекте, дождаться положительного или отрицательного решения, договориться о цене, подписать контракт, оплатить лицензию на синхронизацию (право использовать композицию). На деле все гораздо сложнее, и препятствия могут возникнуть практически на любом этапе.

Два года в погоне за Челентано

Начнем с первого этапа — поиска правообладателей. Это относительно просто, так как есть каталоги музыкальных издательств и специальные агентства, которые занимаются этим профессионально, представляя продюсеров на первых этапах. Важно помнить, что есть авторские права, то есть права на музыку и текст, и смежные права (на конкретную аудиозапись). Договариваться нужно со всеми владельцами. « Обычно эту работу выполняют фрилансеры — музыкальные редакторы, у которых есть своя фирма, занимающаяся очисткой прав, — говорит Самохвалов. — Они давно в индустрии, кто-то, например, работал когда-то в музыкальных издательствах. У них наработаны связи, они сразу могут узнать, кому какая мелодия принадлежит и кому звонить ».

Иногда может показаться, что проще будет обратиться к известным западным артистам напрямую. Ольга Гранина, продюсер фильма «14+», рассказывает, что это заблуждение: « С 2012 года мы пытались найти подход к Адриано Челентано. Его песни тогда были для фильма очень важны. Даже рабочим названием картины было „Челентано“. Поэтому правами на музыку стали заниматься уже на этапе поиска денег на проект. По русской традиции сначала искали выход на мировую звезду через знакомых и знакомых знакомых, полагая, что письмо от маленькой московской киностудии до человека таких масштабов просто не дойдет. Действовали через очень известных людей, которые искренне пытались нам помочь. Например, помогала вдова Тонино Гуэрры. Мы так и не знаем, дошли ли эти письма и звонки до господина Челентано или хотя бы до его жены. Мы не получали никакого ответа. В итоге мы поняли, что нужно действовать через иностранную контору, и стали работать с международным агентством, которое занимается очисткой прав по всему миру. Тогда выяснилось, что нельзя купить голос Челентано, но можно купить авторские права. То есть придется самим записать его песню с помощью других музыкантов ».

Когда продюсер Ольга Гранина и режиссер Андрей Зайцев рассказывали, что в их фильме будут звучать песни Челентано, коллеги по киноиндустрии говорили, что это будет «очень дорого». Оказалось, что это просто невозможно: певец не продает права на свой голос никому. « Многолетняя работа в кино портит тем, что ты не можешь допустить даже мысли, что что-то невозможно. Если администрация района не разрешает снимать вот на этом пустыре, а режиссер хочет именно его, то после месяца возни ты идешь и договариваешься. Привыкаешь, что на уровне производства могут происходить любые чудеса. А вот на этапе постпродакшна и музыки таких чудес может не произойти », — говорит Гранина.

Это интересно:  Закон об авторском праве ссср

«В России бедное кино. Это не „Люди Икс“ и не „Джеймс Бонд“»

Мифы про страшную дороговизну зарубежных треков на самом деле верны лишь отчасти. Дело в том, что нет фиксированной цены на определенную композицию. В каждом случае стоимость обговаривается сторонами индивидуально и зависит от множества факторов.

« Еще недавно всем казалось, что зарубежная музыка — это катастрофически дорого, поэтому никто ее не использовал , — говорит Иван Самохвалов. — На самом деле никто просто не пробовал. Выяснилось, что есть топовые ребята: Лана Дель Рей, Адель и так далее. Они действительно стоят за 25 тысяч евро. А есть огромное количество модных и стильных команд в разных временных пластах. Нам нужен был современный трек для „Мажора“, и мы купили alt-J — это модная андерграундная группа, которая популярна в Европе. У нас ее знают мало. За их песню мы заплатили три тысячи долларов, что очень дешево, потому что их мелодия у нас звучит во время титров. А титры всегда стоят дороже раза в четыре, так как это заявка твоего сериала. Когда ты просишь мелодию на трейлер, стоимость тоже возрастает, ведь с помощью песни этого исполнителя ты привлекаешь аудиторию, она рекламирует твой проект. Так им кажется ».

Скоро на телеэкраны выйдет российская адаптация британского сериала «Лютер», которую тоже продюсировала «Среда». Самохвалов рассказывает, что на титры «Клима» (так называется отечественная версия «Лютера») создатели очень хотели получить композицию Massive Attack «Paradise Circus», звучащую на заставке оригинала. « За нее попросили 25 тысяч евро. Мы сказали „до свидания“ », — говорит Самохвалов. На титрах «Клима» будет звучать оригинальная музыка, написанная композитором.

Стоимость лицензии зависит от конкретного материала и рынка, на который продают мелодию. « Например, мы запрашиваем alt-J у агентства, которое их представляет , — объясняет Самохвалов. — Они анализируют рынок, звонят артисту. Тот может запросить 10 тысяч долларов, и тогда агентство ему говорит: слушай, в России бедное кино, скромные бюджеты. Это не „Люди Икс“ и не „Джеймс Бонд“. Здесь маленький рынок, просить 10 тысяч не вариант. В любом случае у больших артистов есть некий минимум, ниже которого они не продадут права, если только не влюбятся в сам фильм. Если у alt-J будет просить песню кто-то из Голливуда, они наверняка сильно повысят ценник. А куда-нибудь в Болгарию, может, и за тысячу отдадут ».

Как добиться скидок на Status Quo, Joy Division и Radiohead

Как еще продюсеры могут влиять на цену? Можно добиться, чтобы авторы песен посмотрели кино или его фрагмент. В документальном фильме британского режиссера Джини Финлэй «Музыкальный магазин» звучит 28 треков, и часто это известные рок-композиции. «Музыкальный магазин» рассказывает о небольшом магазинчике виниловых пластинок и дисков на севере Англии, последнем из могикан, едва выживающем в эпоху цифровых форматов, но не растерявшем своих преданных покупателей — истинных меломанов.

« Один из героев моего фильма — большой фанат группы Status Quo , — рассказывала Джини во время визита в Москву в рамках программы Sheffield Doc/Fest. — Я поняла, что фильм выиграет, если я сниму героев в момент, когда они слушают любимую музыку. И вот я снимаю, как он слушает Status Quo, а сама думаю: Боже мой, я ведь никогда не смогу получить права, это слишком дорого! Когда я монтировала фильм, мы попросили сотрудника музыкального лейбла устроить для группы просмотр клипа из фильма. И они дали добро! Мы договорились об очень небольшой сумме за лицензию. Потом у нас есть песня Joy Division „Love will tear us apart“. Сотрудник лейбла сказал мне, что это самая дорогая британская песня. Он не прав. Но так он мне сказал. Мы предложили очень маленькую цену. Он сказал „нет“, но потом решил показать фильм группе. Они сказали „да“. Мой совет продюсерам: никогда не пытайтесь получить песню бесплатно, предлагайте хотя бы небольшие деньги, относитесь к группам с уважением и попытайтесь показать свой фильм исполнителям. Если он их тронет, то есть шанс, что вы договоритесь ».

Примерно так же поступили авторы фильма «14+». Это свежая картина о современных подростках, живущих в спальном районе, нежная и светлая история первой любви. « В фильме в итоге осталась только одна песня Челентано , — рассказывает Ольга Гранина. — Дело не только в том, что купить права на его песни было дорого. Когда мы нашли главных героев для фильма, стали с ними разговаривать, репетировать, то поняли, что это было ошибкой делать ставку только на музыку Челентано. Они даже не знают, кто это такой. Получалось кино не про их юность, а про нашу. И тогда мы решили отказаться от идеи с музыкой Челентано, оставив только одну песню, с которой начинается фильм. Она задавала настроение всей картине с первых минут, и для нас было принципиально, чтобы она звучала в фильме. Также мы попросили ребят приносить ту музыку, которую они слушают. В результате фильм стал музыкально объемнее, богаче эмоционально, чем было бы только с одним Челентано. И это была именно их музыка, их эмоции и переживания, а не наши ». С правообладателями договаривались через российские офисы крупных лейблов (Warner Music, Universal Music, Sony Music) и «Первое музыкальное издательство».

« В тот момент как раз начался военный конфликт на Украине, последовали санкции, и мне казалось, что обращаться в Лондон, в Штаты с нашей анкетой вообще как-то дико. Мы писали в письме, что у нас интернациональное кино, которое не касается никаких политических моментов, что оно доброе, светлое, и сейчас, нам кажется, такие фильмы имеют значение. В письмах я всегда указывала бюджет фильма, который по сравнению со стандартными бюджетами выглядит, конечно, смехотворно. Подчеркивала нестандартный характер фильма: у нас настоящие дети, а не профессиональные актеры; в фильме много документальной стилистики. Для ускорения процесса мы отправляли еще фрагменты фильма. Хорошо, что есть интернет, и теперь это просто. Хотя это не обязательное требование, нам было важно показать, какое у нас кино. Думаю, в каких-то случаях сработали именно наши письма, и важно, что они были искренние. Мы ничего не приукрашивали в посланиях мировым звездам. В случае с Radiohead точно сработали, потому что нам дали права на песню, которая впервые синхронизирована в российском кино. И это одна из самых известных песен Radiohead », — добавляет продюсер.

Несмотря на то, что зарубежные музыканты шли на уступки, а с российскими исполнителями иногда удавалось договориться о совсем скромном гонораре, на саундтрек к «14+» все равно ушло около 5 миллионов рублей. Впрочем, свою роль сыграл и курс евро: некоторые контракты пришлось оплачивать уже по курсу 75—80 рублей за евро.

Аргументом для снижения цены могут стать не только скромный бюджет и независимый характер проекта, но и, наоборот, его масштаб и охват аудитории. Сериалы «Среды» выходят на Первом канале и получают доступ к многомиллионной аудитории. « Когда мы ведем переговоры с малоизвестными в России группами вроде alt-J, мы обязательно говорим им, что в России их почти не знают, — говорит Иван Самохвалов. — Объясняем, что у нас не развит музыкальный рынок, закрываются музыкальные каналы, и их музыку знает очень узкий сегмент аудитории. А благодаря титрам сериала на Первом канале все услышат их песню. Молодежь включит приложение, распознающее музыку, узнает, что это за группа, и начнет качать треки alt-J. Мы, по сути, сделаем им рекламу, и они еще и заработают, ведь их услышат одновременно 30 миллионов человек ».

Это интересно:  Иск о реальном разделе квартиры

Сэкономить можно, подобрав подходящую музыку в каталогах-стоках, однако чаще такую музыку используют как фоновую. « Для „Фарцы“, например, мы не только покупали реальные композиции классных ребят 1960-х годов, но и искали в стоках , — комментирует Самохвалов. — Стоки — это библиотеки, где каждый трек стоит 8 тысяч рублей. Там тысячи этих треков, из которых 90 % — полный шлак, и нужно уметь искать. Музыкальные редакторы очень хорошо в них ориентируются и могут в этом море отстоя найти какие-то жемчужины. Ведь в мире есть куча неизвестных крутых команд, которые где-то что-то сыграли, но не выстрелили, не вошли в топ-чарты, хотя играли достойные вещи. У нас в „Фарце“ порядка 30 треков из библиотек. Если у тебя есть бюджет на музыку, скажем, 3—4 миллиона, есть восемь серий, можно на каждую серию купить за 300 тысяч один крутой трек и несколько дешевых из библиотек ».

Сколько месяцев ждать ответа от Ланы Дель Рей? Как перепевали для российского фильма песню Адриано Челентано? Идут ли российские группы навстречу кинопродюсерам? Как предприимчивый артист нашел способ шантажировать продюсеров из-за прав звукозаписи? Об этом вы узнаете из второй части нашего материала.

Как очистить музыкальные права?

Чтобы начать работу по «очистке музыкальных прав», необходимо первым делом узнать у кинокомпании или продюсера информацию о бюджете, графике, планах использования и т.д. нового кино- или телевизионного продукта.

Для того чтобы вы были уверенными в «чистоте» приобретаемых прав, необходимо понимать как происходит процесс очистки прав и что такое музыкальный супервайзинг.

Существуют два этапа очистки прав вне зависимости от типа проекта.

Рассмотрим их в деталях.

  1. Определение правообладателей и переговоры с ними.
  2. Подготовка и заключение контракта.

На первом этапе мы устанавливаем, кто является действующими правообладателями. Мир музыкального шоу-бизнеса очень изменчив, поэтому информация о владельцах прав постоянно изменяется и обновляется. Как только мы выяснили, кто является правообладателем на то или иное музыкальное произведение, отправляем запрос на их согласие по использованию запрашиваемого музыкального материала в нашем проекте.

Если материал доступен (также бывают случаи, когда материал не доступен) ведем переговоры о размере вознаграждения. По завершению первого этапа, вы получаете полную информацию, которая необходима, чтобы принять решение об использовании песни в своем проекте.

Второй этап начинается после того, как вы подтверждаете, что данная музыка будет использоваться в вашем проекте. Далее необходимо получить от правообладателя письменное соглашение и проверить, что условия в нем полностью совпадают с раннее оговоренными. После этого не забудьте проверить, что контракт составлен правильно с юридической точки зрения, затем подпишите и обязательно оплатите. Практически во всех договорах лицензия передается только после стопроцентной оплаты. В случае просрочки платежа, в договорах могут быть прописаны штрафы, а права на использование не переданы.

Итак, очистка музыкальных прав включает в себя установление правообладателей, переговоры с ними и получение лицензии.

Обратите внимание, что у некоторых музыкальных произведений обладателей авторских прав может быть больше, чем два.

Тоже самое касается прав и на литературные произведения. В нашем случае, как правило, это слова песен.

Хотя очистка музыкальных прав входит в обязанности музыкального супервайзера кино- или телевизионного проекта, может оказаться, что продюсерам или даже режиссерам придется выполнять функции музыкального супервайзера, если у них нет возможности его нанять. Во всяком случае, и продюсеру, и режиссеру полезно владеть этими навыками.

Очистка музыкальных прав предполагает ведение переговоров и получение разрешения от издателя (правообладателя) на использование одной или более песен или исходных музыкальных фрагментов в кино- или телевизионном проекте и обсуждение гонорара за это использование. Конечный результат — лицензия на синхронизацию, в которой все права на использование музыки четко прописаны.

Если вы желаете использовать существующую музыкальную запись в кино- или телевизионном проекте, как правило, необходимо получить дополнительное разрешение от владельца записи, называемое лицензией на использование записи.

Процесс лицензирования целесообразно начинать как можно раньше, поскольку многие музыкальные произведения опубликованы более чем одним издателем, и ведение переговоров с каждым издательством может занять очень много времени.

Как только вы определились с выбором музыки, первое, что вам нужно сделать, — это найти ее издателя (издателей). Для этого лучшего всего обратиться в офисы таких организаций, как Российское авторское общество (РАО), ASCAP (Американское общество композиторов, авторов и издателей), BMI (Американская организация по музыкальным правам Broadcast Music, Inc.) или SESAC (Общество европейских авторов сцены и композиторов) или использовать интерактивный именной поиск на интернет-сайтах этих организаций.

Полную информацию об этих организациях вы найдете в пункте «Организации» раздела «Консультант».

У вас обязательно должны быть и имена авторов, и названия, поскольку многие песни могут иметь одно и то же название. ASCAP, BMI и SESAC, как правило, отсылают к автору (авторам) музыки как к главному создателю произведения.

Как только вы узнали, кто является издателем музыки, позвоните им и выясните, какую информацию вы должны им дать, чтобы они вам предоставили предварительную квоту. Обычно издатели требуют письменный запрос с указанием всех условий предполагаемого использования музыки. Типичное письмо-запрос состоит из следующей информации:

Также издатели часто запрашивают краткую информацию о проекте: название, является ли название песен названием проекта, жанр проекта, кто продюсеры, режиссер, исполнители главных ролей, дата релиза и синопсис проекта.

Будьте готовы предоставить максимально подробную информацию по всем вышеуказанным пунктам, так как от этого зависит получение разрешения на использование, а также, что немаловажно, на стоимость лицензии.

После получения квоты важно отослать письмо, подтверждающее все пункты лицензии. Затем, когда оплата будет совершена, издатель или звукозаписывающая компания выдадут вам лицензию. На этом этапе вы можете попросить, чтобы издатель или записывающая компания дали вам полную информацию для финальных титров.

Полезные советы

Как уменьшить стоимость лицензии? Обязательно сообщите издателю, если фильм будет демонстрироваться только на фестивалях или является студенческой работой. Для подобных проектов часто устанавливают специальные расценки, которые намного ниже расценок для коммерческих проектов, предназначенных для показа в кинотеатрах, на платном телевидении или рассчитанных на другое коммерческое распространение. Многие создатели фильмов покупают фестивальные лицензии на музыку, используемую в независимом кино, выпускаемом для показа на фестивалях или специальных смотрах. Когда на фильм заключается дистрибьюторское соглашение, ответственность за повторное обсуждение окончательных лицензий коммерческого использования музыки ложится на дистрибьютора.

Взаимодействуя с издателями, выясните, какой долей издательских прав они владеют. Вам необходимо быть уверенным, что учтены все 100% изданий. Также, мировые издательские права на некоторую музыку могут быть поделены: один издатель может владеть национальными правами, в то время как другой — зарубежными.

Если музыка была записана при участии музыкантов — членов профсоюза музыкантов, выплаты должны быть сделаны тем, кто непосредственно участвовал в записи. Получить более подробную информацию можно в Американской федерации музыкантов (AFM). Контактная информация в разделе «Организации» нашего ресурса. В России пока такой практики нет.

Статья написана по материалам сайтов: recsquare.ru, www.kinopoisk.ru, filmmusicmag.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector