Общие положения прав смежных с авторскими

В ст. 1303 впервые в российском законодательстве дается нормативное определение смежных прав.

Смежные права — это интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние. Иными словами, смежные права существуют по общему правилу только тогда, когда есть произведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в передачу организации эфирного и кабельного вещания и т.д.), а как институт гражданского права выполняют те же функции, что и авторское право, в отношении произведений науки, литературы, искусства и баз данных, впервые обнародованных после их перехода в общественное достояние.

К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, относятся также личные неимущественные права, которые неразрывно связаны с личностью правообладателя и не имеют материального содержания.

К отношениям в сфере прав, смежных с авторскими, применяются многие нормы ГК, регламентирующие отношения и в области авторских прав, а также некоторыми международными соглашениями, в частности Римской конвенции 1961 г. об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций*(749), Женевской конвенцией от 29 октября 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (вступила в силу для РФ 13 марта 1995 г.) и Брюссельской конвенцией по распространению несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г.

В п. 1 ст.1303 говорится о пяти категориях смежных прав:

  • — права на результаты исполнительской деятельности (исполнения),
  • — права на фонограммы,
  • — права на сообщения в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания),
  • — права на содержание баз данных,
  • — права на произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние.

К числу новых объектов смежных прав законодатель отнес права на содержание баз данных и права на произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние являются. смежный право защита

Знак правовой охраны смежных прав

В ст. 1305 определяется право правообладателя использовать знак правовой охраны смежных прав, при этом говорится о праве таких создателей смежных прав, как изготовитель фонограммы и исполнитель, а также всех третьих лиц, которым перешли исключительные права на фонограмму или исполнение, для оповещения третьих лиц о своих правах и предотвращения их нарушения использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и на каждом содержащем ее футляре. В качестве такого знака принят предусмотренный ст. 11 Римской конвенцией знак охраны, состоящий из трех элементов:

  • — латинской буквы Р» в окружности (от англ. phonorecord или phonogramm);
  • — имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;
  • — года первого опубликования фонограммы.

При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Проставление знака правовой охраны смежных прав является правом, а не обязанностью изготовителя фонограммы и исполнителя, а также иного обладателя исключительного права на фонограмму или исполнение. Отсутствие этого знака не лишает их каких-либо принадлежащих им смежных прав, однако в ряде случаев затрудняет процесс доказывания при его нарушении.

На экземпляре фонограммы может быть проставлено несколько знаков охраны смежных прав с указанием имен ее создателей и характера проделанной ими работы (например, автора текста, художника-постановщика, композитора и т.п.).

Если в создании фонограммы участвовало несколько лиц, то в знаке охраны авторского права их имена указываются в принятой ими последовательности.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 5 Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г., когда в соответствии с национальным законодательством требуется выполнение формальностей в качестве условий, при которых обеспечивается охрана интересов производителей фонограмм, эти формальности считаются выполненными, если все разрешенные копии фонограммы, распространенные среди публики, или их упаковки имеют специальную надпись в виде символа — латинской буквы «Р» в окружности с указанием года первого издания, проставленную так, чтобы было отчетливо видно, что данная фонограмма находится под охраной: если копия или упаковка не устанавливают производителя, его правопреемника или обладателя лицензии путем упоминания его фамилии, марки или другого соответствующего обозначения, то надпись должна также включать фамилию производителя, его правопреемника или обладателя исключительной лицензии.

В ст. 1305 идет речь о цифровой записи, означающей воплощение звуков либо их отображений в виде цифр, позволяющей осуществлять их восприятие, воспроизведение или сообщение с помощью соответствующих технических средств.

Общие положения о правах, смежных с авторскими

Смежные права— это интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, относятся также личные неимущественные права, которые неразрывно связаны с личностью правообладателя и не имеют материального содержания.

Категорий смежных прав:

— права на результаты исполнительской деятельности (исполнения),

Это интересно:  Реальный раздел квартиры

— права на фонограммы,

— права на сообщения в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания),

— права на содержание баз данных,

— права на произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Исполнение как объект смежного права возникает с момента окончания такого представления, во время представления происходит процесс возникновения этого объекта. Если одно произведение представляется посредством живого исполнения несколько раз, то имеет место использование одного произведения и возникновение при каждом исполнении новых объектов смежного права. Каждое последующее исполнение одного и того же произведения исполнителем будет являться новым и самостоятельным объектом смежного права, что означает, что каждому исполнению предоставляется самостоятельная охрана. Отсюда вытекает, что последующие исполнения охраняются и используются независимо от охраны и состояния прав на предыдущие исполнения.

Фонограммой признается любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков или их отображений. Новеллой является закрепление в комм. статье нормы, согласно которой фонограммой не признается звуковая запись, включенная в аудиовизуальное произведение. Экземпляром фонограммы признается любая ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все зафиксированные звуки или часть звуков.

Сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией. Новеллой законодательства в, области прав, смежных с авторскими, является замена термина «передачи эфирного и кабельного вещания» термином «сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания», что соответствует правовому режиму данного объекта и международным договорам, в частности Договору ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года, Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 года, Брюссельской конвенции по распространению несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 года.

При создании (Базы данных) данных объектов не требуется творческий вклад, достаточно существенных финансовых, материальных, организационных и иных затрат. Под информационными элементами (материалами), составляющих содержание базы данных, понимаются номера, адреса (для телефонных, адресных баз), нормативные правовые акты, любые иные документы (для информационных правовых систем) и др.

В комм. ст. говорится об охране именно содержания баз данных, в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов. Понятие извлечения материалов дано в абз. 2 п. 1 ст. 1334 ГК РФ и не учитывает постоянный или временный характер переноса содержания базы данных или ее частей.

Изготовитель базы данных приобретает исключительное право, которым может пользоваться сам или распорядиться путем его отчуждения (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления (лицензионный договора) в течение 15 лет. Этот срок соответствует сроку, установленному в большинстве стран. Исключительное право изготовителя базы данных распространяется на те базы, которые будут созданы после 1 января 2008 года, поскольку исключительное право возникает в момент завершения ее создания.

Следует отметить, что смежные права изготовителя базы данных действуют независимо от авторских и иных прав.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

65.1. Общие положения о смежных правах

Возникновение смежных прав относится к послевоенному периоду, связан­ному с развитием новых технологий, обусловивших появление радио, кино, грампластинок, а затем телевещания, аудиокассет и т.п.

Термин «смежные права» в основном употребляется в романо-германских правовых системах. В России понятие «смежные права» впервые появилось в Ос­новах гражданского законодательства в 1991 г. В четвертой части ГК РФ правам, смежным с авторскими, посвящена глава 71.

К правам, смежным с авторскими, относится исключительное право, а в слу­чаях, предусмотренных ГК, относятся также личные неимущественные права (п. 2 ст. 1303 ГК).

По своей правовой природе права, смежные с авторскими, схожи с авторски­ми. Однако они имеют самостоятельные объекты, регистрация которых не требу­ется для возникновения, осуществления и защиты смежных прав.

Предоставление на территории РФ охраны объектам смежных прав в соответ­ствии с международными договорами РФ осуществляется в отношении исполне­ний, фонограмм, сообщений передач организаций эфирного или кабельного веща­ния, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вслед­ствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и не перешедших в общественное достояние в РФ вследствие истечения предусмотренного законом срока действия исключительного права.

Субъектами прав, смежных с авторскими. Субъектами этих прав являются ис­полнители (музыканты, певцы, пародисты, актеры, танцоры и др.), производите­ли фонограмм (изготовители фонограммы), организации эфирного или кабельно­го вещания, изготовители базы данных и публикаторы.

Знаку правовой охраны смежных прав в ГК посвящена отдельная статья (ст. 1305 ГК), что само по себе является новым для российского законодательств ва. Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключи­тельного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о при­надлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов — латин­ской буквы «Р» в окружности, имени или наименования обладателя исключи­тельного права, года первого опубликования фонограммы. При этом под экземп­ляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изго­товленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все зву­ки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использо­вание соответствующих технических средств.

Законодатель устанавливает пределы использования смежных прав, а именно исключительных. Личные неимущественные права обладателей смежных прав не должны нарушаться независимо от способов использования объектов.

Это интересно:  Предоставление неисключительных прав на программное обеспечение

К случаям свободного использования объектов смежных прав относятся большинство случаев свободного использования произведений науки, литературы и искусства, а именно свободное воспроизведение произведения в личных целях (ст. 1273 ГК), свободное использование произведения в информационных, науч­ных, учебных или культурных целях (ст. 1274 ГК), свободное публичное испол­нение музыкального произведения (ст. 1277 ГК), свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения (ст. 1278 ГК), свободная запись про­изведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования (ст. 1279 ГК), а также распространение оригинала или экземпляров фонограммы, правомерно введенных в гражданский оборот путем их продажи или иного отчу­ждения (ст. 1325 ГК), извлечение из правомерно используемой базы данных ма­териалов и осуществление их последующего использования в личных, научных, образовательных и иных некоммерческих целях в объеме, оправданном указан­ными целями, и в той мере, в которой такие действия не нарушают авторских прав изготовителя базы данных и других лиц (п. 3 ст. 1334), при использовании оригинала произведения, на которое распространяются права публикатора, если исключительное право публикатора на произведение не перешло к приобретате­лю оригинала произведения (п. 2 ст. 1343 ГК), распространение оригинала или экземпляров произведения, охраняемого исключительным правом публикатора (ст. 1344 ГК).

По-новому в ГК РФ регламентируются договор об отчуждении исключитель­ного права на объект смежных прав (ст. 1307) и лицензионный договор о предос­тавлении права использования объекта смежных прав (ст. 1308).

Положения ст. 1307 ГК РФ дают нормативно-правовое понятие договора об от­чуждении исключительного права на объект смежных прав, согласно которому одна сторона — исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель передает или обязу­ется передать свое исключительное право на соответствующий объект смежных прав в полном объеме другой стороне — приобретателю исключительного права.

Юридическая характеристика договора. Данный договор является консенсу- альным, двусторонним, возмездным или безвозмездным.

Сторонами договора в зависимости от объекта исключительных прав могут быть как физические, так и юридические лица. В некоторых случаях, например при уступке права на товарный знак, сторонами договора являются субъекты предпринимательских отношений. Правоотношения, возникающие между право­обладателем и приобретателем исключительных прав, являются обязательствен­ными, а между приобретателем и всеми иными лицами, за исключением лицен­зиатов по ранее выданным лицензиям, — абсолютными.

Цель договора — переход исключительных прав от одного лица к другому по воле правообладателя с возможностью приобретателя как самому использовать ох­раняемый объект, так и распоряжаться исключительным правом на него в полном объеме в пределах сроков действия исключительного права, установленных зако­ном (с передачей права распоряжения как первоначальному правообладателю).

К существенным условиям договоров об отчуждении исключительного права на объект смежных прав относятся условие об охраняемом объекте и о цене, если договор является возмездным. Определение условия о цене необходимо, прежде всего, в силу уникальности каждого из объектов исключительных прав, в связи с чем положения п. 3 ст. 424 ГК не подлежат применению.

Любой договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав должен быть заключен в письменной форме. В противном случае договор является недействительным, исключительное право считается непереданным.

Положения ст. 1308 ГК дают нормативно-правовое понятие лицензионного до­говора о предоставлении права использования объекта смежных прав, согласно ко­торому одна сторона — исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор про­изведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель (лицен­зиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах.

Сторонами договора являются лицензиат и лицензиар.

Предметом лицензионных договоров о предоставлении смежных прав являются право использования исполнения, фонограммы, передачи эфирного и кабельного вещания, а также базы данных и впервые обнародованное произведение, пере­шедшее в общественное достояние (права публикатора). Данный договор должен отвечать всем требованиям, относящимся к договорному праву, следовательно, он должен быть оформлен в письменной форме с учетом специфических особенно­стей, касающихся лицензионного договора и объектов смежных прав (ст. 420— 453, 1235,1304, 1308, ГК).

Использование объекта смежных прав осуществляется только в тех пределах, которые прямо предусмотрены в лицензионном договоре.

Право использования результата объекта смежных прав, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату (ст. 1235 ГК).

Форма и срок договора. Лицензионный договор заключается в письменной форме, его срок не может превышать срок действия исключительного права на объект смежных прав. Прекращение действия лицензионного договора наступает в случае прекращения исключительного права.

По лицензионному договору о предоставлении права использования объекта смежных прав лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.

При отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере воз­награждения или порядке его определения договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК, не при­меняются (ст. 1235 ГК).

К любым технологиям, техническим устройствам или их компонентам, кон­тролирующим доступ к объекту смежных прав, предотвращающим либо ограни­чивающим осуществление действий, которые не разрешены правообладателем в отношении такого объекта (технические средства защиты смежных прав), соот­ветственно применяются положения ст. 1299 и 1311 ГК.

Большое значение законодателем уделено вопросам информации о смежном праве (ст. 1310 ГК). В отношении любой информации, которая идентифицирует объект смежных прав или правообладателя, либо информации об условиях исполь­зования этого объекта, которая содержится на соответствующем материальном носи­теле, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением этого объекта до всеобщего сведения, а также любых цифр и кодов, в которых содержится такая информация (информация о смежном праве).

Это интересно:  Проверка авторских прав на название

§ 1. Общие положения (статьи 1303 — 1312) Понятие и виды прав, смежных с авторскими

Название главы 71 ГК — «Права, смежные с авторскими» ненамного отличается от названия, используемого Законом об авторском праве для его раздела III — «Смежные права». Но это незначительное уточнение дает возможность сразу определить место прав данного вида в категории интеллектуальных прав.

Гражданский кодекс расширил круг объектов и соответственно видов прав, смежных с авторскими, в сравнении с Законом об авторском праве. Согласно пункту 1 статьи 1303 ГК к смежным правам относятся интеллектуальные права: (1) на результаты исполнительской деятельности (исполнения); (2) на фонограммы; (3) на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания); (4) на содержание баз данных, а также (5) права публикатора — лица, впервые обнародовавшего произведение науки, литературы или искусства после его перехода в общественное достояние.

Приведенный перечень уже сам по себе свидетельствует о разнообразии и разноплановости смежных прав.

Права на исполнение связаны с определенными личными творческими способностями актера, певца, музыканта, дирижера или другого лица, признаваемого по закону исполнителем.

Права на фонограмму, на вещание и на содержание баз данных связаны с защитой тех вложений (финансовых, технических, организационных), которые соответствующее лицо производит для выпуска соответствующего интеллектуального продукта в оборот. Кроме того, права на фонограмму и на вещание обеспечивают правовую защиту принципиальной «эксклюзивности» созданной записи или осуществляемого сообщения в эфир (по кабелю), несмотря на техническую возможность создать такую же запись или осуществить такое же вещание.

Наконец, права публикатора связаны с признанием затраченных усилий по поиску произведений и доведения до сведения общества результатов таких поисков.

В то же время, несмотря на указанное разнообразие, всем объектам смежных прав (и соответственно самим этим правам) присущ важный, объединяющий их признак — связь с произведениями. Все они в той или иной мере способствуют доведению до общественного сознания, продвижению » в публику» творческих результатов авторов.

Исполнения, фонограммы, вещание, базы данных, действия по обнародованию ранее не обнародованных произведений — все это способы «доставки» произведений потребителям. Первоначально они и воспринимались лишь как такие способы, не имеющие самостоятельного значения в качестве возможных объектов правовой охраны. Однако со временем они стали играть все более значимую роль. Стало очевидно, что многие произведения в отсутствие этих способов никогда бы не стали известны широкой публике, а сами эти способы оказались обладающими такими свойствами, которые позволили сделать их предметом гражданского оборота. Это привело к общему признанию необходимости самостоятельной правовой охраны экономических интересов лиц, обеспечивающих такую «доставку» произведений.

Однако такое признание и связанное с ним регулирование не снимает необходимости учета имманентной смежным правам обусловленности авторским правом.

Например, пункт 2 статьи 1323 ГК устанавливает, что изготовитель фонограммы осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей. В то же время пунктом 3 той же статьи предусматривается, что права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей.

Общие положения о всех смежных правах, предусмотренных российским законодательством, в ГК впервые закреплены в качестве части (параграфа) главы о смежных правах и в Кодексе получили более развернутую регламентацию в сравнении с Законом об авторском праве. Последний содержит только две статьи, которые можно отнести к общим положениям (ст. 35 и 36). Но и эти статьи содержат много норм, каждая из которых относится только к одному объекту или к одному виду смежных прав. Объединены же в Законе 1993 г. эти нормы лишь общим вопросом правового регулирования, к которому они относятся (сфера действия смежных прав, субъекты смежных прав). Общие положения ГК, касающиеся смежных прав, можно разделить на три группы: 1)

основные положения о смежных правах и объектах этих прав; 2)

нормы об использовании объектов смежных прав и распоряжении смежными правами;

3) положения о защите смежных прав.

К числу таких положений можно отнести положения, определяющие содержание исключительного права на исполнение, фонограмму и вещание.

Также положения о действии смежных прав на территории Российской Федерации сформулированы в ГК в основном по одинаковой схеме: действие соответствующих исключительных прав на территории Российской Федерации «привязано» главным образом к гражданству РФ или регистрации на территории РФ юридического лица — субъекта такого права, к обнародованию, первому распространению и т.п. на территории РФ объекта такого права и т.д.

Несколько особый случай — организация вещания. Статья 1332 ГК предусматривает, что исключительное право на сообщение радио- или телепередачи действует на территории Российской Федерации, если организация эфирного или кабельного вещания не только имеет место нахождения на территории РФ, но и осуществляет сообщение с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации. Это связано с техническими вопросами осуществления вещательной деятельности.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, all-sci.net, uchebnikfree.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector