Музыка в кафе авторские права

Кафе является коммерческой организацией. Радио, на сегодняшний день, можно слушать только для себя, в личных целях.

Если Вы хотите включать радио и для посетителей, то нужен лицензионный договор о публичном исполнении обнародованных произведений заключенный с авторами или с РАО. Иначе это нарушение авторских и смежных прав, в целях извлечения дохода, ч.1 ст. 7.12 КоАП РФ. Совсем недавно подобный случай был г. Йошкар-Оле, когда владельцев кафе, именно из-за публичного звучания радиоэфира «Европа Плюс», оштрафовали на 30 тыс. руб.
Подробности prokrf ru

С аэропорта Нижний Новгород», за публичное воспроизведение песен через музыкальный центр в кафе-баре судом взыскано 100 тыс. рублей в пользу авторов песен. А теперь еще хотят получить компенсацию в размере 180 тыс.
Подробности www nta-nn ru

И таких случаев уже много.

Под эту статью КоАП может попасть не только кафе, но и любая другая коммерческая организация: кинотеатры, автосалоны, магазины, развлекательные центры, маршрутные такси, парикмахерские, салоны красоты, заведения общепита и т.д., не заключившая договор с авторами или с РАО, но воспроизводящая у себя различные музыкальные произведения, посредством музыкальных центров, радио, телевизора и т.д.

Сумма авторских отчислений зависит от деятельности организации и размера занимаемой площади. Так, например, при площади до 100 кв.м. парикмахерская ежемесячно будет выплачивать 900 рублей, а салон красоты той же площади — около 1300 рублей.

Соблюдение авторских прав контролируется органами правопорядка.

Даже на старые песни и музыку найдутся «хозяева» (смежное право) – это те, кто создал данную фонограмму (различные звукозаписывающие компании).

А теперь о возможных вариантах использования музыки и песен без чьего-либо согласия и авторских отчислений (статьи из Гражданского Кодекса):

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. (Ст. 1281)

По истечении срока действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. (Ст. 1282)

Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в научных, учебных целях, в личных целях, во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии. (Ст. 1306).

Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю.

Если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и пятьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации исполнителя.

Если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, установленный пунктом 1 настоящей статьи, продлевается на четыре года.

Исключительное право на произведение переходит по наследству.

По истечении срока действия исключительного права на исполнение это право переходит в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. (Ст. 1318).

Вот и получается — если бесплатно, то ищите молодых исполнителей, которым надо раскрутиться или слушайте старинные песни.
Сегодня кто платит — тот и танцует)).

Музыка в ресторанах. Что включать и кому за это платить

Осторожно, некоторые треки могут вас разорить

В 1934 году бывший военный Джордж Оуэн Сквайр предложил включать в пассажирских лифтах музыку. Небоскрёбы тогда только появлялись, американцы ещё не привыкли к долгим подъёмам в замкнутых кабинках, и музыка должна была их отвлечь. Так появилось понятие аудиомаркетинга, когда музыка, влияя на настроение клиента, помогает бизнесу заработать.

Это интересно:  Права покупателя в интернет магазине

В ресторанном бизнесе музыка влияет на скорость клиентооборота и востребованность определённых позиций из меню, сглаживает напряжение от ожидания блюда или в очереди за столиком. И даже меняет восприятие вкуса.

Просто взять и включить музыку в общественном месте нельзя, есть риск нарушить авторские права. За звучание почти любой мелодии придётся заплатить. Рассказываем, как правильно поставить аппаратуру в зале, что включать и как не попасть на штраф.

Как организовать

Ресторанный критик Джейсон Кесслер советует: музыка должна звучать так, чтобы приходилось прислушиваться, чтобы узнать мелодию.

Нельзя просто поставить две колонки в разных концах зала и надеяться на «общий» звук. В одном конце ресторана люди не расслышат собеседника, в другом будут слышать только хруст своего салата. Если в заведении много окон, колонки лучше расположить в направлении от стёкол и использовать в отделке помещения материалы, которые поглощают звук: ковролин, мягкую мебель, текстиль.

Также на рынке есть компании, которые занимаются установкой акустики для кафе под ключ.

Что крутить

«Я люблю вашу еду, уважаю вас, обожаю ваш ресторан, но вашу музыку я просто ненавижу, — обратился композитор и лауреат «Оскара» Рюити Сакамото к владельцу своего любимого заведения на Манхэттене. — Ваша еда так же хороша, как Императорская вилла Кацура, но музыка похожа на Trump Tower». Его крик души даже опубликовал The New York Times, констатировав: раздражающая музыка — достаточный мотив не вернуться даже в очень хорошее заведение.

Треки должны быть грамотно скомпилированы: каждая последующая композиция плавно вытекает из предыдущей, они сочетаются стилистически, логически и тонально. В противном случае посетитель будет постоянно отвлекаться.

Национальные мотивы стоит использовать только в случае, если вы хотите подчеркнуть атмосферу заведения — например, в ресторане этнической кухни.

Сетевым заведениям лучше иметь одинаковый плейлист: это формирует характер бренда и повышает его узнаваемость. Например, Starbucks поддерживает атмосферу своих кафе джазовыми композициями. С локальными игроками та же история. Питерская сеть пиццерий Ollis (основные клиенты — молодёжь и молодые семьи) строит плейлист на лаундже и поп-роке, но варьирует треки по темпу в зависимости от времени суток. Утром играет медленный и средний лаундж, лёгкий акустический поп- и софт-рок и такая же поп-музыка. Днём темп нарастает до активного лаунджа, лёгкого танцевального попа и поп-рока. Вечером снова средне-медленный лаундж и акустический рок.

Также стоит продумать, как именно будет воспроизводиться музыка. Проще всего выбирать и устанавливать системы наподобие Powergold: там включение / выключение музыки и регуляция громкости происходят автоматически по заданному расписанию. Музыкальный редактор добавляет к трекам метки (жанр, время суток, исполнитель, темп и т. д.) и задаёт определённые алгоритмы. Например, чтобы композиции одной группы не включались чаще, чем раз в час, быстрые треки играли в середине дня, а медленные — вечером.

Кому платить

Есть три способа получить музыкальное сопровождение.

Во-первых, можно заключать прямые контракты с лейблами. Это дешевле всего, потому что не придётся переплачивать посредникам, но придётся повозиться. Если вы не знаете, кому принадлежат права на тот или иной трек, проще всего узнать это с помощью банального Shazam: внизу страницы обычно указан лейбл. Нужно назначить переговоры с представителями и прояснить цену, по которой они передадут права на музыку. Сложность в том, что у некоторых композиций могут быть десятки авторов, а каждый раз, когда вы захотите обновить плейлист, нужно будет оформлять новые договоры.

Это интересно:  Авторское право учебник 2018

Во-вторых, можно платить ежемесячные отчисления в организации коллективного управления правами — аккредитованные Минкультом Российское авторское общество (РАО) и Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). Первое управляет правами авторов произведений, второе — правами исполнителей и изготовителей фонограмм. Но тут остановимся поподробнее.

Несмотря на то что большинство кафе и ресторанов заключает договоры с РАО и ВОИС, многие считают это сотрудничество вынужденным и даже называют организации «легальной мафией». По закону ВОИС, как аккредитованная государством организация, представляет по умолчанию интересы любых правообладателей, пока те сами от этого не откажутся. Другими словами, перечень фонограмм у неё огромный. Предприниматели намекают на то, что расценки РАО и ВОИС завышены, а доходят ли средства до зарубежных правообладателей — неясно.

РАО и ВОИС собирают отчисления за количество посадочных мест: в зависимости от площади — от 35 до 60 рублей в месяц со «стула» для каждой организации. Чтобы оформить всё легально, нужно каждый квартал отсылать отчёт, где прописано количество воспроизведений каждой композиции по всем точкам. Такую работу владельцы ресторанов обычно «вешают» на бухгалтеров.

Сети и крупные компании (McDonald’s, «Кофе-хаус», «Спортмастер» и т. д.) часто обращаются к услугам небольших аудиомаркетинговых агентств и корпоративных радиостанций, которые работают по прямым договорам с лейблами. У них уже есть «наборы» скомпонованной фоновой музыки для разных видов бизнеса, плюс их услуги гораздо дешевле. Например, если за музыку во всех своих заведениях «Кофе-хаус» должен был бы платить РАО и ВОИС по 25 млн рублей в год, то корпоративному радио сеть отдаст в пять раз меньше. Но библиотека композиций у посредников значительно скромнее.

Стоит учитывать, что российские суды трактуют нормы Гражданского кодекса в области авторских прав достаточно вольно, что даёт РАО и ВОИС возможность обращаться в суд, даже если у бизнеса есть контракт со сторонней организацией. Хотя отбить такие нападки вполне реально. В прошлом году РАО даже пыталось взыскать деньги за музыку в такси — по 500 рублей в месяц с машины. Но ничего не вышло: вход в автомобиль не бесплатный, поэтому о публичном исполнении речи не идёт.

Как не нарушить авторские права

Как правило, нарушения обнаруживаются в ходе проверок.

Нужно помнить, что РАО и ВОИС — общественные организации, а не госорганы, властных полномочий у них нет, требовать заплатить штраф на месте они не могут.

Подписывайтесь на «Секрет фирмы» в «Яндекс.Дзене» и Google News.

Авторские права на музыку в кафе и ресторане

У совестливых владельцев кафе и ресторанов порой возникает вопрос: должен ли я как хозяин платить за то, что в моем заведении звучит определенная музыка?

У юристов на этот счет ответ однозначен. Да, должен, потому что в данном случае публично исполняется музыкальное произведение. Чтобы не было проблем, использование музыки должно быть узаконено, а для этого следует оформить договоры на использование авторских и смежных прав. Если в вашем ресторане играет различная музыка, например, на компакт-дисках, mp3 или определенная радиостанция, то заключаются договоры с конкретными организациями по коллективному управлению правами.

Это интересно:  Как получить авторские права на игру

Если права авторские, то договор оформляют с Российским авторским обществом, а если смежные — то с Всероссийской организацией интеллектуальной собственности.

Если в кафе или ресторане проигрываются конкретные композиции, а не разнообразный и широкий репертуар, то в таком случае договор можно заключить непосредственно с авторами и исполнителями или владельцами прав на фонограмму. Как правило, это оптимальный вариант, так как вы платите только один раз. Если же вы сотрудничаете с определенными музыкантами, то можно поступить таким образом: они создают музыку или фонограмму только для вашего заведения, права будут смежными для вас и для них, и никакое другое кафе по закону не сможет использовать эту музыку (иначе вы и музыканты обращаетесь в суд и со 100% гарантией выигрываете дело и получаете денежную компенсацию).

admin Автор 2694 записей

3 комментария к записи “Авторские права на музыку в кафе и ресторане”

3 коммент.

По поводу авторских прав уже приходили два года назад как раз какое-то общество. Сказали, что в кафе не должно звучать радио и играть диски, если нет с ними договора.
Посла их в…суд. Они согласились пойти. А воз и ныне там. Ставлю музыку, больше никто не приходил с тех пор. Кафе маленькое, что-то взять с меня, видимо, — не интересно и хлопотно.
Но согласен с тем, что авторские права надо соблюдать. Но уж больно подозрительные товарищи пришли, точнее «наехали».

Ну вот как нибудь штраф Вам повесят, и не будет больше бизнеса. Каково это быть и в открытую говорить что «Я Ворую»

Да, можно заключить договор, с компанией, предоставляющей прямой договор с правообладателем. Это дешевле выплат в РАО и ВОИС!

Барам и ресторанам

В настоящее время нет практически ни одного кафе, бара или ресторана, в котором не звучала бы музыка. Музыкальное оформление создает определенную атмосферу и способствует комфортному времяпрепровождению посетителей. В подавляющем большинстве случаев в таких заведениях включают радиоприемники или используют иные технические средства.

Любое использование произведений возможно только с согласия автора или иного правообладателя, следовательно, если в зале включен радиоприемник или иное техническое средство, с помощью которого осуществляется публичное исполнение произведения, владелец должен урегулировать вопросы соблюдения авторских прав с Российским Авторским Обществом, как организацией, представляющей интересы российских и иностранных правообладателей.

Размеры авторского вознаграждения зависят от типа заведения (закусочная, бар, ресторан) и от количества посадочных мест. Барам при этом надо помнить, что учитываются также места у барной стойки. Если посадочные места в заведении не предусмотрены, то количество рассчитывается по площади.

В случае выступления артистов играет роль и стоимость билетов.

Со ставками авторского вознаграждения и формой лицензионного договора можно ознакомиться ниже.

Приложения к договору

Вопросы, связанные с правомерным использованием произведений, вы можете отправлять на адрес: usv@rao.ru

Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» (РАО) — негосударственная некоммерческая организация, созданная авторами и иными правообладателями для осуществления управления авторскими правами на коллективной основе.

Статья написана по материалам сайтов: secretmag.ru, www.foodestet.ru, rao.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector