Международный закон об авторском праве

Казалось бы, в структуре общественных отношений авторское право (а.п.) занимает небольшое место. Вместе с тем, поскольку а.п. регулирует духовную сферу, в которой совершенствуется каждый человек, а.п. по значимости признаются одними из основных прав человека, закрепленных Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

Каждый человек способен написать литературное произведение (стихи, мемуары, и т.д.), художественное — живопись, акварель, скульптура, музыкальное произведение, предложить техническое решение какой-либо задачи, придумать новый способ, новый материал. Наконец, студенты, аспиранты, соискатели ученой степени занимаясь научной деятельностью, имеют результаты своего труда в виде тезисов, статей, научных отчетов, программ и т.д. Таким образом, для огромного пласта человечества может быть актуален вопрос охраны авторских прав.

Согласно Всемирной Женевской конвенции об авторском праве, подготовленной ЮНЕСКО и принятой 6.09.1952 г. 39 государствами в Женеве, а к 1973 г. уже подписанной 64 государствами.

АВТОРСКОЕ ПРАВОэто совокупность норм, регулирующих отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием авторского произведения (научного или художественного).

Существует целый ряд международных документов, в которых затронуты вопросы авторского права: это

— Всеобщая декларация прав человека (1948),

— Всемирная конвенция об авторском праве (1971);

— Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (1971);

— Уведомление Всемирной Организации Интеллектуальной собственности №162 (1971);

— Постановление правительства РФ “О присоединении к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г.” (1973).

Несмотря на то, что 27.05.73 СССР присоединился к Всемирной конвенции об авторском праве, в вопросах авторского права мы еще были очень далеки от “снижения напряженности”.

В настоящий момент, с введением Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” (ЗОАП) 3.08.95 ситуация заметно изменилась. И подтверждением этому могут быть такие масштабные акции как уничтожение “пиратских” аудио- и видео- копий в Москве в 1997 г. с участием звезд Российской эстрады. И реклама на ОРТ и других каналах ТV.

Что принципиально нового содержит ЗОАП.

1. Законодательство об охране а.п. является частью гражданского законодательства. Это принципиально важно! А.п. можно распоряжаться как вещью, его можно отчуждать.

2. По ЗОАП авторы служебных произведениймогут использовать его и получать гонорар за это произведение наравне с организацией — работодателем, если между ними есть соответствующий договор.

3. ЗОАП содержит нормы о свободном (бездоговорном, без выплаты вознаграждения) использовании произведения. Свободно могут использоваться неохраняемые авторские произведения: официальные документы (законы, судебные решения, государственные символы и знаки (флаги, денежные знаки), произведения народ. творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер).

Охраняемые произведения используются свободно, в основном, в информационных целях, например, в виде

— в качестве иллюстраций в изданиях,

— радио- телепередачах учебного характера

— для судебных целей и т.п.

4. Обладатель исключительного а.п. вправе использовать знак охраны а.п.:

Знак копирайт с, Имя обладателя исключительного а.п., Год первого опубликования произведения.

Далее следуют выдержки из основных нормативных документов, отражающих вопросы интеллектуальной собственности и её охраны.

Конституция РФ, принята 12.12.93 по результатам всенародного голосования

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и др. видов творчества, преподавания.

Интеллектуальная собственность охраняется законом.

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Международные стандарты и закон об авторском праве и смежных правах

Зародившись как национальное законодательство, имеющее территориальный характер, правовое регулирование в этой области достаточно рано продемонстрировало недостатки этой ограниченности. Действительно, если национальные авторы, например, литературных произведений получали полный объем охраны в силу положений национального законодательства, то зарубежные произведения в той же стране защиты по этому законодательству не приобретали, что делало невозможным полноценный торговый и культурный обмен. Не случайно поэтому уже в середине прошлого века заключаются первые двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав, направленные на преодоление ограниченности национального законодательства (двусторонние соглашения между Россией и Бельгией, Францией и Бельгией. Достаточно скоро становится ясно, что двусторонние соглашения не позволяют эффективно решать проблемы преодоления национальных границ как того требует развитие торговли, и в 1896 году заключается первое международное соглашение в этой области – Бернская конвенция об охране произведений литературы и искусства. Уникальность Бернской конвенции состояла в том, что еще в прошлом веке с ее помощью был решен вопрос не только предоставления взаимной охраны авторских прав на территории стран-участниц, но и был установлен обязательный минимум этой охраны, т.е. заложены основы унификации национального законодательства.
До Второй мировой войны этого соглашения было достаточно, но затем начинается эпоха все более активной выработки новых международных конвенций в этой области. Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года была мостом, связавшим охрану на европейском континенте с охраной в Соединенных штатах. Позднее в ту систему стали включаться и развивающиеся государства. Последняя треть этого столетия ознаменовалась началом процесса создания международной системы охраны смежных прав: прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания (Римская конвенция 1961 года, Женевская конвенция 1971 года).
Последняя четверть этого столетия стала эпохой признания экономической составляющей интеллектуальной собственности, что выразилось в принятии Соглашения о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС). Это поистине уникальное соглашение не только плотно связало вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности с торговлей в рамках так называемого Уругвайского раунда 1995 года, но и выдвинуло на первый план гармонизацию материальных и процессуальных норм защиты интеллектуальной собственности (мер уголовной и административной защиты, включая таможенные меры, мер гражданско-правовой защиты). В последнее время сложилась и особая региональная гармонизация норм авторского права в рамках Европейского сообщества, где есть уже 5 директив по этим вопросам и активное ведется разработка новой директивы, призванной имплементировать требования новых договоров ВОИС 1996 года в законодательство стран Сообщества.
В настоящее время область авторских и смежных прав, как впрочем, все область интеллектуальной собственности является одной из наиболее унифицированных областей не только в плане материально-правовых норм, но и принципов процессуальных норм в этой области. Национальное законодательство не может развиваться без признания международных стандартов.

Это интересно:  Авторское право закон о сми

В свою очередь, необходимость в международных “наднациональных” стандартахвсе возрастает вследствие развития новых технологий, уничтожающих всякие национальные границы в использовании результата творчества.
Проект Гражданского кодекса в отличие от российского Закона 1993 года указанным стандартам не соответствует. Это вызовет соответствующие международные последствия, а также может осложнить охрану прав российских правообладателей за рубежом.

Таким образом, если кратко сформулировать выводы и неизбежные последствия принятия проекта, то они, к сожалению, будут крайне негативными:

Проект содержит нормы, посвященные вопросам, уже
урегулированным действующим законодательством, при этом по существу и терминологии проект коренным образом отличается от действующего законодательства.
Принятие проекта повлечет разрушение существующего правого
механизма в области авторских и смежных прав и практики его применения в Российской Федерации, приведет к полному правовому хаосу и ликвидации наметившейся в последнее время деятельности по пресечению незаконного использования объектов авторского права и смежных прав.
3. Принятие проекта повлечет серьезные отрицательные международные последствия как в плане присоединения Российской Федерации к ВТО, так и по линии Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом, выполнения иных существующих обязательств Российской Федерации по международным соглашениям в этой области.

Исследовательский центр частного права при Президенте РФ
Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим
отраслям права интеллектуальной собственности ИМПЭ

К научно-теоретической конференции
“Проблемы интеллектуальной собственности в ГК РФ”

Монаков П.А.,
главный юрисконсульт ЗАО “Сеть телевизионных станций”,
магистр частного права

Авторское право в международном законодательстве

Одним из первых и основных международных актов в области авторского права стала Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, принятая на заседании представителей государств, Бельгии, Германии, Франции, Испании, Великобритании, Туниса и Швейцарии, в 1886 г. В настоящее время Конвенция ратифицирована 164 странами, в том числе Российской Федерацией.

Объектами авторского права, подлежащими защите на основании указанной Конвенции, относятся литературные и художественные произведения в области литературы, науки и искусства, выраженные в любой форме:

«брошюры и другие письменные произведения;

лекции, обращения, проповеди;

драматические и музыкально-драматические произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные сочинения с текстом или без текста;

кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии;

рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии;

фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии;

произведения прикладного искусства;

иллюстрации, географические карты, ланы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам;

переводы, адаптации, музыкальные аранжировки и другие переделки литературного либо художественного произведения» (ст. 2 Бернской Конвенции).

За странами-участниками Конвенции сохраняется право предписать, какие литературные и художественные произведения не подлежат охране со стороны государства.

Сборники произведений, например, экциклопедии и антологии, признаются объектами авторских прав по методу расположения материалов результатов интеллектуального творчества, без ущерба для прав авторов собранных материалов.

Не подпадают под действие Конвенции сообщения о новостях и различных событиях, поскольку имеют характер простой пресс-информации.

С целью защиты прав на авторские произведения договоривающиеся стороны создали компетентную международную организацию Союз по охране прав авторов на их литературные и художественные произведения.

На основании ч. 1 ст. 7 Бернской Конвенции, срок охраны авторских прав составляет «все время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти». Однако, национальным законодательством государств, присоединившихся к Конвенции, может быть установлен иной более длительный срок.

Бернская конвенция гарантирует охрану результатов интеллектуального труда в отношении авторов, которые являются гражданами одного из государств-участника Конвенции, вне зависимости от наличия факта публикации. А также тех, которые являются гражданами стран, не присоединившихся к Конвенции (ст. 4 Бернской конвенции).

Более поздним международным документом в области защиты интеллектуальной собственности явилась Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (ВКАП) 1952г. В ней участвует более 90 стран. Положения Конвенции, в основном, дублируют Бернскую конвенцию. Однако, отличаются более слабым механизмом защиты авторских прав, для того, чтобы обеспечить ее принятие как можно большим количеством государств. В том числе тех, которые не обладают достаточно развитым бюрократическим аппартом, с целью высокого уровня защиты авторских прав.

Так, Всемирной конвенцией об авторском праве 1952 г. значительно упрощена формальная процедура установления авторского права. «Условия депонирования экземпляров, регистрация, оговорка о сохранении авторского права, нотариальное удостоверение, уплата сборов, изготовление или выпуск в свет экземпляров произведения на территории государства-участника Конвенции» – все эти условия, установленные национальным законодательством государств, как непременное требование для охраны авторского права, являются выполненными, если «начиная с первого выпуска в свет этих произведений, все их экземпляры, выпущенные с разрешения автора или любого другого обладателя этих прав, будут носить знак (буква С в окружности) с указанием имени обладателя авторского права и года первого выпуска в свет» (ст. III Конвенции).

В перечень международных соглашений по специальным вопросам авторского права входят:

Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, Рим, 1961 г.;

Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, Женева, 1971г.;

Конвенция о распространении несущих программ сигналов, передаваемых через спутники, Брюссель, 1974г.;

Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) о регистрации фильмов (о международной регистрации аудиовизуальных произведений), 1989г.;

Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, Москва, 1993 г.

В Гражданском кодексе РФ вопросам авторства посвящен целый раздел. В ч. 1 ст. 1255 главы 70 ГК РФ «Авторское право» определено, что понимается под авторскими правами – «интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства».

Особый статус, в качестве объекта авторских прав, выделены «программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения» (ч. 1 ст. 1259, 1261 ГК РФ).

На основании положений гражданского законодательства России, «автор, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно» (ч. 1 ст. 1267 ГК РФ).

Это интересно:  Радио в магазине авторские права

§ 4. Основные международные документы в области авторского права

§ 4. Основные международные документы в области авторского права

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ и ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры и соглашения Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Они обладают более высокой юридической силой по отношению к федеральным законам, поэтому в случае возникновения противоречия между международным документом и национальным законодательством должны применяться положения международного документа.

Частью правовой системы Российской Федерации являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства – правопреемника СССР.

В качестве источников авторского права выступают как двусторонние, так и многосторонние договоры и соглашения начиная с 1968 г., когда СССР вступил во Всемирную организацию интеллектуальной собственности.

Согласно п. «а» ст. 2 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международные договоры Российской Федерации могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры) и федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).

Международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в ст. 6 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (путем подписания договора, обмена документами, его образующими, ратификации договора, утверждения договора, принятия договора, присоединения к договору, любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны), а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации.

В качестве источников авторского права могут выступать общепризнанные нормы и принципы международного права. Однако, как справедливо отмечает О.В. Костькова, Конституция РФ не содержит определения общепризнанных принципов и норм международного права, в связи с чем следует иметь в виду, что эти принципы и нормы должны быть признаны таковыми Российской Федерацией; без подобного признания они не могут считаться частью ее правовой системы, порождающей для государства в целом, его органов и должностных лиц юридические обязательства[2].

Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

К общепризнанным принципам международного права, в частности, относится принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

Например, ст. 38 Статута международного суда ООН не проводит различия между общепризнанными нормами и принципами международного права и выделяет следующие источники международного права:

1) международные конвенции (как общие, так и специальные);

2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3) общие принципы права, признанные цивилизованными народами.

Следует более подробно рассмотреть основные международные документы в области авторского права.

1. Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности 1967 г. Данная Конвенция была принята в Стокгольме и изменена 2 октября 1979 г., она провозглашала создание Всемирной организации интеллектуальной собственности, целью которой должно было стать содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире, взаимодействие в данной области с международными организациями и государствами, обеспечение международного сотрудничества государств. Большое значение данной Конвенции заключалось в том, что она давала определение интеллектуальной собственности путем перечисления прав, подлежащих включению в это понятие.

2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (9 сентября 1886 г.). Этот документ по праву можно назвать старейшим международным документом в области авторского права. С момента принятия данный документ много раз пересматривался. Конвенция в последней редакции 1971 г. состоит из 47 статей и содержит дополнительный раздел, касающийся развивающихся стран. Он состоит из 6 статей. В настоящее время к данному документу присоединились 150 стран. Россия присоединилась к данной Конвенции с 13 марта 1995 г.

Конвенция предполагала создание Бернского союза для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения.

Согласно Бернской конвенции правовая охрана предоставляется литературным и художественным произведениям, как созданным одним автором, так и созданным в соавторстве. В данном случае определение «литературные и художественные произведения» является собирательным и включает в себя любую продукцию в области литературы, науки и искусства вне зависимости от способа и формы ее выражения, включая книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, гравирования и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам.

Статья 7 Конвенции определяет срок правовой охраны – это все время жизни автора и 50 лет после его смерти.

Отдельные положения Конвенции касаются личных неимущественных прав автора, произведений, созданных в соавторстве, прав авторов произведений, случаев свободного использования произведения.

Многие положения Бернской конвенции нашли отражение в законах РФ, касающихся правового регулирования и охраны авторских и смежных прав.

Это интересно:  Какие отношения регулирует авторское право

3. Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.). Россия присоединилась к данной Конвенции (в ее Парижской редакции 1971 г.) 9 марта 1995 г. В настоящее время в ней участвуют более 90 государств.

Конвенция закрепляет положение о том, что произведения, выпущенные в свет гражданами любого государства – участника Конвенции, и произведения, впервые выпущенные в свет в таком государстве, пользуются в любом другом государстве, присоединившемся к Конвенции, такой же охраной, как та, которая предоставляется этим государством произведениям, созданным его гражданами.

Не выпущенные в свет произведения граждан любого государства – участника Конвенции пользуются в любом другом договаривающемся государстве такой же охраной, как и охрана, предоставляемая этим государством не выпущенным в свет произведениям его граждан.

Любое договаривающееся государство может своим внутренним законодательством приравнять к своим гражданам любое лицо, постоянно проживающее в этом государстве.

Россия присоединилась к протоколам № 1 и 2 названной Конвенции.

Дополнительный протокол № 1 был подписан в Париже 24 июля 1971 г. и касался применения рассматриваемой Конвенции к произведениям лиц без гражданства и беженцев.

В соответствии с данным протоколом действует правило, согласно которому лица без гражданства и беженцы, постоянно проживающие в государстве, подписавшем настоящий протокол, приравниваются для целей Конвенции 1971 г. к гражданам этого государства.

Дополнительный протокол № 2 касался применения указанной Конвенции к произведениям, издаваемым различными международными организациями. В частности, согласно данному протоколу охрана распространяется на произведения, впервые выпущенные в свет Организацией Объединенных Наций, специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций и Организацией американских государств.

4. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства (Женева, 29 октября 1971 г.). Россия присоединилась к ней, а также к дополнительным протоколам данной Конвенции № 1 и 2 13 марта 1995 г. Конвенция была принята в Женеве и касается производителей фонограмм, под которыми понимается физическое или юридическое лицо, которое первым сделало запись звуков на фонограмме. Фонограмма – любая, исключительно звуковая запись.

Конвенция закрепляет важное положение о том, что каждое государство-участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств-участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от непосредственного распространения этих копий.

За государствами сохраняется право определения юридических мер в обеспечение положений Конвенции. Таких, например, как предоставление авторского права или другого особого права, охрана посредством законодательства, относящегося к нечестной конкуренции, охрана посредством уголовных санкций.

Конвенция определяет и особый знак правовой охраны, представляющий собой специальную надпись в виде символа Р с указанием года первого издания, проставленную так, чтобы было отчетливо видно, что данная фонограмма находится под охраной.

5. Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссель, 21 мая 1974 г.).

Данная конвенция была ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1988 г. Россия присоединилась к этой Конвенции в качестве правопреемника СССР в 1989 г. В настоящее время в ней участвуют более 23 государств. Документ касается спутниковой связи, передающей теле– и радиосигналы. Брюссельская конвенция установила важное положение о том, «что государства-участники конвенции берут на себя обязательство принимать соответствующие меры по предотвращению распространения на своей или со своей территории любого несущего программы сигнала любым распространяющим органом, для которого сигнал, переданный на спутник или проходящий через него, не предназначается». Это обязательство применяется в том случае, когда орган-источник подпадает под юрисдикцию другого договаривающегося государства и когда распространяемый сигнал является вторичным сигналом. Таким образом, как справедливо отмечают Л.И. Подшибихин и К.Б. Леонтьев, Брюссельская конвенция обеспечивает охрану от несанкционированного распространения посредниками несущих программы сигналов, однако непосредственно права организаций вещания Брюссельская конвенция не затрагивает[3].

Конвенция дает такие важные с точки зрения правового регулирования определения, как:

1) программа, под которой понимается совокупность материа лов, получаемых непосредственно или в записи, состоящих из изображений, звуков, передаваемая посредством сигналов с целью последующего распространения;

2) сигнал, под которым понимается создаваемая с помощью электронных средств несущая частота, способная передавать программы;

3) спутник, под которым понимается любое устройство, находящееся во внеземном пространстве, способное передавать сигналы;

4) распространяющий орган, т. е. физическое или юридическое лицо, решающее, должна ли иметь место передача вторичных сигналов широкой публике или любой ее части. Под распространением сигналов Конвенция подразумевает действие, посредством которого распространяющий орган передает вторичные сигналы широкой публике или любой ее части.

6. Договор по исполнениям и фонограммам, заключенный в Женеве в 1996 г., касается имущественных и личных неимущественных прав двух субъектов авторского права – исполнителей и производителей фонограмм.

Договор не только определяет имущественные и личные неимущественные права указанных субъектов в результате исполнения или производства фонограммы, но и устанавливает срок правовой охраны таких смежных прав в 50 лет. Особо оговаривается право исполнителей и производителей фонограмм на получение справедливого единовременного вознаграждения за прямое или косвенное использование созданных ими фонограмм для вещания и сообщения для публики.

После распада СССР Российская Федерация в рамках Содружества Независимых Государств заключила с вновь возникшими суверенными государствами как двусторонние, так и многосторонние договоры и соглашения в области авторского права. В качестве многостороннего документа можно назвать Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г., которое подписали 11 бывших союзных республик (ныне суверенных государств).

Статья написана по материалам сайтов: lawbook.online, www.conventions.ru, law.wikireading.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector