Международные соглашения по охране авторских прав

Тема 8. Правовое регулирование отношений интеллектуальной собственности

Международные соглашения об охране авторского права на литературные и художественные произведения.

Для регулирования авторских прав в России наибольшее значение имеют Женевская конвенция об авторском праве 1952 г. в редакции 1971 г.(участвуют более 90 государств)и Бернская конвенция об охране литературных и художе­ственных произведений 1886 г. в редакции 1971 г.(участвуют более 150 государств).

Основное содержание названных конвенций сводится к двум основ­ным положениям.

Во-первых, для преодоления территориального характера автор­ского права Женевская конвенция устанавливает: а) авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет на территории одного государства-участника, должно признаваться во всех государствах-участниках Конвенции на условиях национального режиманеза­висимо от гражданства автора; б) охране в государствах-участниках подлежат произведения авторов, являющихся гражданами государств-участников, даже если произведение было впервые опубликовано не в государстве-участнике. Аналогичные по существу положения со­держатся в Бернской конвенции.

Во-вторых, и Женевская, и Бернская конвенции устанавливают минимальный уровень охраныавторских прав, которого должны придерживаться государства-участники. С этой целью в конвенции включены материально-правовые нормы, фиксирующие произведения, которым должна предоставляться охрана, сроки действия авторского права, права автора (исключительное право переводить и разрешать переводы своих произведений, разрешать воспроизведение этих произведений любым образом и в любой форме и др.) и т.д.

В связи с действием в России одновременно двух многосторонних соглашений — Женевской и Бернской конвенций — возникает вопрос об их соотношении между собой. Следует отметить, что обе конвен­ции не противоречат друг другу, содержат во многом совпадающие положения и могут применяться совместно. Однако, в отличие от Бернской, принцип национального режима в Женевской конвенции играет доминирующую роль, поскольку в ней содержится небольшое количество материально-правовых норм. По своему содержанию она носит более гибкий характер, устанавливая не слишком высокий уровень охраны, что облегчает присоединение к ней государств. Бернская конвенция содержит больше материально-правовых норм иустанавливает более высокий стандарт регулирования. Например, срок действия авторского права по Женевской конвенции не может быть менее 25 лет со дня смерти автора, тогда как согласно Бернской конвенции данный срок составляет 50 лет со дня смерти автора. Согласно ст. 1281 ГК РФ срок охраны установлен в 70 лет.

Бернская конвенция не содержит положений о соотношении её норм с другими международными соглашениями. Напротив, ст. XVII Женевской конвенции устанавливает, что она никоим образом не затрагивает положений Бернской конвенции. Разъяснения этого положения изложены в специальной Декларации, являющейся составной частью Конвенции, согласно одному из положений которой Же­невская конвенция не применяется в отношениях между странами Бернского союза в той степени, в которой она касается охраны произведений, страной происхождения которых по Бернской кон­венции является одна из стран Бернского союза. При этом подра­зумевалось, что, поскольку Бернская конвенция предусматривает более высокий уровень охраны, авторские права окажутся защищены наилучшим образом. Таким образом, поскольку Бернская кон­венция содержит больше материально-правовых норм, её положения должны применяться в преимущественном порядке при конкуренции с нормами Женевской конвенции.

Более широкий состав участников Бернской конвенции расши­ряет круг охраняемых в России произведений иностранных авторов. Равным образом произведения российских авторов пользуются охра­ной в большем числе зарубежных стран. Кроме того, действующее в рамках ВТО Соглашение ТРИПС (Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности 1994 г.) в ст. 9 обязывает государства-участники ТРИПС соблюдать положения ст. 1-21 Бернской конвенции и приложения к ней, неза­висимо от того, являются ли они участниками Конвенции. Согласно ТРИПС действие Бернской конвенции распространено также на компьютерные программы и компиляции данных (ст. 10).

Поскольку законодательство об авторском праве ряда стран тре­бует соблюдения определенных формальностей, Женевская конвен­ция предусматривает возможность проставления на произведении специального символа охраны авторского права (© с указанием обладателя авторского права и года первого выпуска в свет), если согласно внутреннему законодательству соответствующего государ­ства соблюдение формальности является обязательным. Бернская конвенция не предусматривает необходимости проставления каких-либо символов охраны.

Это интересно:  Автор чистой теории права

В соответствии с Соглашением СНГ о сотрудничестве в обла­сти охраны авторского права и смежных прав 1993 г.в отноше­ниях между собой государства-участники применяют Женевскую конвенцию об авторском праве к произведениям, которые охраняют­ся по законодательству государств-участников до даты вступления в силу этой Конвенции, то есть до 27 мая 1973 г.

2.3 Анализ участия России в международных соглашениях об охране авторских прав

В настоящее время уровень авторско-правовых гарантий, требуемый и Бернской, и Всемирной конвенциями, упоминаемыми нами в предыдущем параграфе, практически совпадает, что, конечно, не означает отсутствия различий между ними. Не вдаваясь в их анализ, который достаточно тщательно проведен в литературе, укажем лишь на то, что хотя присоединение России к Бернской конвенции и ратификация редакции 1971 года Всемирной конвенции произошли практически одновременно, их правила распространяются на разный круг произведений российских авторов.

Если Всемирная конвенция в редакции 1971 года действует лишь в отношении произведений российских авторов, впервые выпущенных в свет после 9 марта 1995 года, то Бернская конвенция должна применяться и к тем российским произведениям, которые были созданы и начали использоваться ранее 13 марта 1995 г. Данное различие вытекает из того, что в отличие от Всемирной конвенции Бернская конвенция действует с обратной силой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Бернская конвенция «Об охране литературных и художественных произведений» применяется ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу (для страны, присоединяющейся к Конвенции) не стали еще общим достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны.

В практическом плане это означает, что если произведение российского автора еще продолжает охраняться в России, то хотя бы оно и было выпущено в свет до 13 марта 1995 г., с даты присоединения России к Бернской конвенции оно стало охраняться во всех странах Бернского Союза. Соответственно на территории Российской Федерации с 13 марта 1995 г. стали охраняться многие произведения иностранных авторов, которые ранее правовой охраной не пользовались, при условии, однако, что они не перешли еще в разряд общественного достояния вследствие истечения срока охраны.

Что касается такого специального договора, как Конвенция 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, то он действует в отношении России лишь с 13 марта 1995 г. Данная Конвенция почти не содержит норм материального характера и лишь обязывает участвующие в ней государства принять адекватные меры, обеспечивающие как на законодательном, так и на правоприменительном уровнях охрану интересов производителей фонограмм от производства копий фонограмм без согласия производителя, от ввоза таких копий из-за границы и от их распространения среди публики.

Основным обязательством, накладываемым на государства, участвующие в Конвенции «О распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники», является обязанность «принимать соответствующие меры по предотвращению распространения на своей или со своей территории любого несущего программы сигнала любым распространяющим органом, для которого сигнал, переданный на спутник или проходящий через него, не предназначается. «Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники» (заключена в г. Брюсселе 21.05.1974) // Интернет ресурс. http://www.consultant.ru. П.1 ст. 2. При этом государства-участники свободны в выборе способов исполнения принятого на себя обязательства.

Охрана произведений российских авторов в странах ближнего зарубежья обеспечивается на основе Соглашения «О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав» от 24 сентября 1993 года. В соответствии с названным Соглашением государства-участники приняли на себя обязательство обеспечить на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участия бывшего Союза ССР во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.), исходя из того, что дата вступления в силу указанной Конвенции для бывшего Союза ССР (27 мая 1973 г.) является датой, с которой каждое государство-участник считает себя связанным ее положениями.

Иными словами, государства — участники настоящего Соглашения договорились о применении в отношениях между собой правил Всемирной конвенции в редакции 1952 года, а значит, согласились применять к произведениям авторов других государств национальный режим.

Это интересно:  Распоряжение исключительными смежными правами

Одновременно участники Соглашения заявили о своем намерении предпринять необходимые меры для разработки и принятия законопроектов, обеспечивающих охрану авторского права и смежных прав на уровне требований Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм и Римской конвенции об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.

Содержание новых авторских законов государств, входивших ранее в СССР, свидетельствует о том, что большинством стран — участниц Соглашения принятые обязательства уже выполнены.

«Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны», которое подписано 24 июня 1994 года и вступило в силу с 1 декабря 1997 года, содержит обязательство Российской Федерации продолжать совершенствование механизмов охраны прав интеллектуальной собственности с целью обеспечения к концу пятого года после вступления настоящего Соглашения в силу уровня защиты, аналогичного уровню, существующему в Сообществе, включая эффективные средства обеспечения соблюдения прав. «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны» (заключена на о. Корфу 24.06.1994) // Интернет ресурс. Правовая система Консультант Плюс http://www.consultant.ru. п. 1 Приложения № 10.

Кроме того, с момента вступления в силу настоящего Соглашения Россия должна предоставлять компаниям и физическим лицам Сообщества в отношении признания и охраны прав интеллектуальной собственности режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен ею любой третьей стране по двусторонним соглашениям. Правда, последнее правило не применяется в отношении преимуществ, предоставленных Россией любой третьей стране на основе эффективной взаимности, а также преимуществ, предоставленных Россией другой стране — республике бывшего СССР.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В ОБЛАСТИ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ

В современном мире внутригосударственное правовое регулирование вопросов авторского права и смежных прав во многом предопределяется положениями международных договоров, действующих в данной области.

Характерной особенностью объектов авторских и смежных прав, как и иных объектов интеллектуальной собственности, традиционно признавался их территориальный характер: они возникают в соответствии с законами определенного государства, их действие при отсутствии международных договоров, как правило, ограничивается только территорией такого государства.

Заключение международных договоров позволяет обеспечить охрану и защиту прав российских авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций за рубежом. В свою очередь, вступая в международные договоры, Российская Федерация гарантирует предоставление на предусмотренных ими условиях и в установленных ими пределах охраны прав на произведения и объекты смежных прав иностранных правообладателей.

Согласно действующим международным договорам охрана произведениям и объектам смежных прав предоставляется на основании таких критериев, как гражданство, место опубликования, место первой записи и т.д., т.е. факторов, связанных, как правило, с созданием произведения или объекта смежных прав либо совершением в отношении таких объектов определенных действий (опубликованием, передачей в эфир и т.д.). Последующая передача имущественных прав и изменение правообладателя не отменяет и не изменяет режима правовой охраны.

Российская Федерация участвует во всех основных международных договорах в сфере авторского права и смежных прав, которые условно могут быть объединены в несколько групп:

  • — международные договоры, регламентирующие вопросы охраны авторских прав;
  • — международные договоры по вопросам охраны смежных прав;
  • — иные международные договоры, содержащие положения, посвященные охране как авторских, так и смежных прав либо регламентирующие более широкий круг вопросов, а также двусторонние соглашения по вопросам авторских и смежных прав.

Международные соглашения в области патентной охраны авторского права

Специфической чертой авторского права является его строго территориальный характер, то есть сфера действия права на компьютерную программу определяется территорией государства, где это право возникло и ограничивается пределами этого государства. В другом государстве при отсутствии международного соглашения это право не признается.

Это интересно:  Охрана произведений авторским правом возникает с момента

Таким образом, для обеспечения компьютерных программ защитой в других государствах, необходимо чтобы эти государства либо заключили между собой соглашения о взаимном признании и защите авторских прав, либо являлись участниками международных актов об авторском праве.

При предоставлении на территории РФ охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ обладатель авторских прав произведения определяется по законодательству государства, на территории которого имело место действие или событие, послужившее основанием для обладания авторским правом [Гражданский Кодекс РБ, ст. 991 п.3].

Для преодоления неопределенности охраны авторских прав за рубежом, а также для унификации национальных законов об авторских правах (в том числе и компьютерных программ в странах, где по национальному законодательству они защищаются авторским правом) приняты международные конвенции об охране авторских прав. Важнейшими из них являются Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Бернский Союз) и Всемирная конвенция по авторскому праву (далее — Всемирная конвенция). В качестве фундаментальных основ, провозглашенных этими международными договорами, выступили принципы применения внутреннего законодательства страны-участницы этих конвенций в отношении зарубежных авторов и недискриминации зарубежных авторских произведений. В соответствии с принципом недискриминации суд США, например, предоставляет белорусскому автору такую же защиту (применяя те же самые правовые нормы), как если бы автор являлся гражданином США.

Российская Федерация является членами Бернской конвенции. В состав участников Всемирной конвенции входят практически все развитые государства мира. Российская Федерация как правопреемница СССР являются членами и Всемирной конвенции.

Обе конвенции чрезвычайно близки — как по духу, так и по содержанию. В целом же Бернская конвенция является более благоприятной для авторов, т.к. эта конвенция полностью отвергает введение каких-либо формальностей по отношению к произведениям зарубежных авторов. В то время как Всемирная конвенция предусматривает, что использование уведомления об охране авторского права является необходимым и вместе с тем достаточным условием охраноспособности даже в странах, где существуют различные другие формальности (такие, как регистрация в США).

В 1967 г. для обеспечения более эффективной защиты прав авторов была заключена Стокгольмская конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). ВОИС является учреждением ООН, ответственным за функционирование международной системы защиты интеллектуальной собственности и разрабатывающим соответствующие правовые вопросы. ВОИС относит к интеллектуальной собственности информацию, которая может быть представлена на материальном носителе и распространена в неограниченном количестве копий. ВОИС разработаны Типовые положения по охране компьютерных программ (1978 г.)

С 6 марта 2002 года вступило в силу международное соглашение о защите авторских прав (WIPO Copyright Treaty — WCT), подготовленное Всемирной организацией интеллектуальной собственности (WIPO). WCT устанавливает международные нормы для защиты литературных и художественных работ, к которым относятся и компьютерные программы, и предназначено для защиты прав авторов, чьи труды распространяются по сети Internet и на иных цифровых носителях. Новый документ заменит действующее сейчас соглашение о защите авторских прав — Бернскую конвенцию (которая была принята в 1886-м и в последний раз пересматривалась в 1971 г.). Прежнее соглашение о защите авторских прав было рассчитано на традиционные средства массовой информации. «Новый пакт устанавливает, что принципы правового регулирования тиражирования в аналоговом мире во многом также применимы и к Internet и цифровым носителям» [1]. Из наиболее развитых государств WCT ратифицировали пока только Соединенные Штаты и Япония. Предполагается, что к концу декабря 2002 года это сделает и Европейский союз.

Статья написана по материалам сайтов: pravo.bobrodobro.ru, studme.org, studexpo.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector