+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Международно правовые основы авторских и смежных прав

Интеллектуальная собственность

Л е к ц и я

по международному частному праву

Тема: АВТОРСКИЕ И ПАТЕНТНЫЕ ПРАВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

1. Международно-правовые основы авторского права

2. Авторские права иностранцев в Российской Федерации

3. Международно-правовые основы охраны «промышленной собственности»

4. Права иностранцев на «промышленную собственность» в Российской Федерации

Международно-правовые основы авторского права

Международное сотрудничество в области культуры, науки и тех­ники служит взаимному духовному обогащению народов различных стран, утверждению идеи мира и добрососедства. Каждое государство заинтересовано в использовании произведений литературы, науки и искусства, изобретений и открытий. Продолжающаяся научно-техническая революция вызывает рост открытий и изобретений, патентуемых в разных странах.

При этом правовое регулирование отношений «интеллектуальной собственности», осложненных иностранным элементом, обладает рядом особенностей.

Охрана имущественных и личных прав авторов художественных, научных и иных произведений осуществляется на основе норм авторского права, а прав авторов открытий, изобретений и иных технических достижений — на основе норм изобретательского (патентного) права.

Особенностью названных интеллектуальных прав является их территориальный характер, т.е. они возникают в соответ­ствии с законами данного государства и их юридическая защита ограничивается его территорией. Поэтому получение прав автором произведения в данном государстве не влечет их признание в другом.

Обратимся для сравнения, например, к такому гражданско-правовому институту, как право собственности. Его субъект пользуется и распоряжается своей вещью в любом государстве. Если право собст­венности на вещь возникло в каком-либо государстве в соответствии с его законами, то такое право признается и на территории других государств, где оно защищается от чьих-либо посягательств. Иное дело авторские права. Охрана прав автора осуществляется только в пределах того государства, где они возникли. Произведение, перво­начально опубликованное в данной стране, затем может быть пе­реведено и сравнительно дешево издано в другом государстве без согласия автора и без выплаты ему гонорара. В связи с тем, что здесь такое произведение не охраняется авторским правом, ни автор, ни издательство, впервые выпустившее его в свет, не могут на основе закона защитить сноп права.

Особенно остро эта проблема стояла в одноязычных странах (Франции, Бельгии, Швейцарии, Германии, Австрии. Англии, США, Канаде и т.п.). Здесь не защищенные авторским правом книги издавались с затратой их номинальной стоимости. В середине XIX в. в Бельгии процветало немало редакций и издательств, которые занимались контрафакцией(незаконной перепечаткой) француз­ских произведений литературы без согласия авторов и без выплаты гонорара. Дешевизна выпускаемых здесь книг создавала серьезную конкуренцию французским издателям, что приводило к их разорению. Против такого литературного «грабежа» и «пиратства» вели активную борьбу В.Гюго, Э.Золя, Ч.Диккене и другие известные писатели. Современные технические средства позволяют без помех перепечатывать изданные или передавать по фототелеграфу издаваемые произведения в другие страны, где они выходят в свет даже раньше, чем в своей стране.

Исторически первые соглашения о взаимной охране авторских прав носили двусторонний характер и заключались между одноязыч­ными странами. Например, к 1886 г. 33 таких соглашения были зак­лючены между 15 странами Западной Европы и Америки. Однако постепенно становилось ясно, что система двусторонних соглашений не может обеспечить охрану авторских прав. В основном это объяс­нялось существенными различиями в авторском праве разных го­сударств.

Для преодоления многочисленных коллизий требовался международный договор, который мог бы разрешить противоречия между национальными правовыми системами, обеспечить минималь­ные общеприемлемые границы охраны авторского права и тем самым создать условия для распространения произведении на обширнейших территориях.1Таким договором стала Бернская конвенция об охране литературных и художественных произве­дений 1886 г.,которая готовилась на многочисленных конгрессах и конференциях около 30 лет. В дальнейшем Конвенция многократно пересматривалась на конференциях 1896, 1908, 1914, 1928, 1948, 1967, 1971 гг. 81 государство, присоединившееся к Конвенции, образовало Бернский союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения. Административные функции этого Союза выполняет Всемирная организация интеллектуальной собственности. Российская Федерация не является участником этой Конвенции и Союза.

При определении субъектов охраны Бернская Конвенция использует территориальный принцип, согласно которому предпочтение отдается стране происхождения произведения(стране первого [опубликования произведения (ст.3). Авторы из числа граждан стран Бернского союза пользуются в других странах Союза, кроме страны происхождения произведения, в отношении созданных произведений «правами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам, а также правами, особо предоставляемыми настоящей Конвенцией» (ст.5). Такая же охрана предоставляется авторам — гражданам государств, не являющихся членами Союза, если их произведения впервые были опубликованы в одной из стран Союза или одновременно в стране, входящей и не входящей в Союз. Что касается неопубликованных произведений, то охрана предоставляется только авторам — гражданам стран, входящих в Бернский союз.

Срок охраны авторских прав составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Однако страны-участницы могут установить и более продолжительные сроки. В случае конкретного спора такой срок не может быть более продолжительным, чем срок действия авторского права, который установлен в стране, впервые опубликовавшей спорное произведение. Сокращенные сроки авторского права установлены для реализации исключительного права автора на перевод своего произведения.

Права авторов произведений в Конвенции подразделяются на две группы. Во-первых, это личные имущественные и неимущественные права, установленные национальным правом страны, в которой предъявляются требования об охране. В Конвенции содержатся многочисленные ссылки на такие нормы. Во-вторых, это специ­альные права, установленные в самой Конвенции: исключительное право автора на перевод своих произведений, на воспроизведение, публичное исполнение драматических и музыкальных произведений, передачу своих произведений по телевидению или радио, их публичное чтение, переделку, магнитную запись и т.п.

Конвенция ограничивает возможность свободного использования произведений, требуя получения согласия обладателей авторских прав на опубликование произведений в слабо развитых и других странах, выплаты авторского вознаграждения за использование произведений и т.п. В 1971 г. в текст Конвенции был включен ряд правил, облегчающих распространение переводной литературы в учебных и научных целях в развивающихся странах. Однако в целом Бернская конвенция не отвечает интересам этих и других стран, для которых экономически невыгоден либо был недостижим высокий уровень охраны авторского права и которые стремились к заключению подобного международного соглашения с гораздо меньшим количеством императивных условий и формальностей. Инициаторами принятия нового международного соглашения в этой области выступили издательские монополии США.

В 1952 г. в Женеве была подписана Всемирная конвенция об авторском праве. Ее проект разрабатывался более трех лет под эгидой ЮНЕСКО. Участниками конвенции в настоящее время являются более 80 государств, в том числе и Россия как правопреемник Советского Союза с 1973 г. (на территории России Конвенция действует с 27 мая 1973 г.).

В преамбуле Всемирной конвенции подчеркнуто стремление создать международно-правовой инструмент, приемлемый для более широкого круга различных государств и направлений на облегчение распространения продуктов интеллектуального труда в целях луч­ащего международного взаимопонимания. При этом она создается в дополнение к уже действующим нормам международного авторского права и не имеет целью заменить или нарушить их. Всемирная конвенция носит более универсальный характер, чем Бернская. Здесь меньше затрагивается национальное законодатель­ство. Для развивающихся стран закреплен целый ряд льгот: сокра­щенные сроки действия авторского права, выдача государством при­нудительных лицензий на перевод произведений в целях развития национальной науки, культуры и образования, введение права сво­бодного перевода по истечении 10 лет после выхода произведения в свет, а также свобода радио — и телевизионных передач и свободное использование выпущенных в свет произведений в учебных и науч­ных целях.

Конвенция содержит примерный перечень охраняемых литератур­ах, научных и художественных произведений (ст.1). В ней формулировано понятие выпуска произведения в светкак воспроизведение в какой-либо материальной форме и Предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления путем зрительного (восприятия (ст.б).

В соответствии с Конвенцией (ст.2) охране подлежат:

1. «Выпущенные в свет произведения гражданами любого Догова­ривающегося государства, равно как произведения, впервые выпу­щенные в свет на территории такого Государства, пользуются в каждом другом Договаривающемся государстве охраной, которую такое Государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые выпущенным в свет на его территории.

2. Не выпущенные в свет произведения граждан каждого Договаривающегося государства пользуются в каждом другом Договарива­вшемся государстве охраной, которую это Государство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих граждан.

3. Для целей настоящей Конвенции любое Договаривающееся государство может в порядке своего внутреннего законодательства приравнять к своим гражданам лиц, домицилированных на территории этого Государства».

Следовательно, Конвенция закрепляет национальный режим и предусматривает минимальную охрану авторских прав на публикованные произведения для граждан государств, участвующих в Конвенции, и в тех случаях, когда произведение впервые было опубликовано на территории государства, не участвующего в данной Конвенции.

Следует подчеркнуть требование ст.5 Конвенции:

«Авторское право включает исключительное право автора переводить, выпускать в свет переводы и разрешать перевод и выпуск в свет переводов произведений, охраняемых на основании настоящей Конвенции».

Это единственное специальное право автора, установленное настоящим договором.

Во Всемирной конвенции установлен специальный знак охраны авторских прав(copiright) в виде символа © (авторское право). Если на книге или другом произведении такого знака нет, то авторские права не охраняются в странах-участницах Конвенции. При необходимости издания произведения с таким знаком охраны государство должно обратиться за разрешением к другому государству или организации, чье название стоит рядом с этим знаком.

После присоединения СССР к Всемирной конвенции в гражданское законодательство об авторском праве были внесены существен­ные изменения и принята Инструкция о порядке применения знака охраны авторского права на произведения литературы, науки и искусства (1973 г.). В ней указаны перечень произведений, помеча­емых этим символом, и порядок его размещения на различных произведениях. Например, © Издательство «Юридическая литера тура», 1993.1

В международном авторском праве складывается система охраны так называемых «смежных прав авторов».Правовой основой этой системы служит ряд международных соглашений. В 1961 г. была принята Римская конвенция по охране прав профессиональных артистов — исполнителей, изготовителей фонограмм и предприятий радиовещания. К ней присоединилось всего около 20 стран потому, что она предусматривает выплату гонорара за публичное проигрывание грамзаписей, в том числе по радио и теле­видению, не предусматривает охрану от передач по кабелю и т.п. Конвенция подверглась критике влиятельного Европейского союза радиовещания.

В 1971 г. в Женеве была подписана Конвенция по правовой охране производителей фонограмм от незаконного копирования. Инициатором ее принятия является Международная федерация грамзаписи, которая неоднократно заявляла о росте фактов незаконного изготовления грампластинок во всем мире. Правовую защиту от таких незаконных действий предоставляет и Римская конвенция 1961 г., однако круг ее субъектов невелик и фактически должная охрана не осуществляется.1 Эту Конвенцию ратифицировали более 50 стран, в том числе и СССР.

В 1974 г. в Брюсселе была подписана Конвенция об охране сигналов, несущих теле — и радиопрограммы, передаваемые через спутники.Государства — участники взяли на себя обязательства разработать правила, которые запретили бы трансляцию на их или с их территории содержащих программы сигналов передающими организациями на те станции, которым они не были предназначены. Объектом регулирования здесь служат лишь программы, которые передаются через спутники по принципу «от пункта к пункту», принимаются мощными наземными станциями и ретранслируются в виде радио телепередач или по кабелю.

Международная охрана авторских прав осуществляется и на региональной основе. Широко известны панамериканские конвенции «О литературной и художественной собственности» (Монтевидео, 1889 г.), «Об охране литературной и художественной собственности» (Мехико, 1902г., Буэнос-Айрес, 1910г., Каракас, 1911г.), «Об охране патентов на изобретения, промышленных рисунков и образцов, товарных знаков и торговых марок литературной и художественной собственности» (Рио-де-Жанейро, 1906г.) и др. Однако региональные соглашения не получили широкого распространения из-за постоянно расширяющейся интернационали­зации произведений науки, литературы и искусства.

Взаимному обогащению национальных культур способствуют двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав. СССР имел такие договоры с Венгрией, Болгарией, Польшей, Кубой и другими странами.

2. Авторские права иностранцев в Российской Федерации

В соответствии со ст. 136 Основ гражданского законодательства 1991 г. авторское право на произведения, впервые выпущенные в свет на территории России либо не выпущенные в свет, но находящиеся здесь в какой-либо объективной форме, действует только на ее территории. Оно признается за автором и >-.о правопреемниками независимо от их гражданства. Речь в этой статье, следовательно, идет и об авторах — иностранцах. Однако режим их правовой охраны не однозначен. Абсолютное большинство произведений иностранных авторов охраняются авторским правом.

Это произведения, опубликованные после 27 мая 1973 г. в странах-участницах Всемирной конвенции об авторском праве либо гражданами этих стран в других государствах, а также произведения, на которые распространяются двусторонние договоры о взаимной охране авторских прав.

Следовательно, правовой режим названных произведений устанавливается как нормами международного права, так и национальным законодательством. Охрана авторских прав осуществляется на одних основаниях с гражданами РФ, т.е. иност­ранным авторам предоставляется национальный режим.

Например, право на перевод. Ст. 138 Основ определяет, что перевод произведения на другой язык в целях выпуска в свет допускается не иначе, как с согласия автора или его правопре­емников. Следовательно, без согласия иностранного обладателя авторских прав данное произведение не может быть переведено на русский или другой язык народов Российской Федерации и издано в России. Не могут быть нарушены исключительные права автора на имя, неприкосновенность произведения, на все виды его использо­вания и на вознаграждение за использование произведения. Перевод произведения на другой язык допускается на основании договора, заключенного с автором или его правопреемниками (ст. 139 Основ).

На Российское агентство интеллектуальной собственности возложена обязанность по оказанию помощи иностранным авторам путем посредничества при заключении таких договоров с российскими организациями или непосредственно с РАИС. Договоры могут быть лицензионными либо о передаче для использования.

По авторскому договору о передаче своего произведения для ис­пользования путем перевода и последующего опубликования автор обязуется передать свое произведение организации для исполь­зования указанным способом, а организация обязуется осуществить или начать его использование в установленный договором срок и выплатить соответствующее вознаграждение. Никаких оговорок для иностранных авторов в законе нет. По авторскому лицензионному договору автор или его правопреемники предоставляют организации право перевести произведение на другой язык в обусловленный срок, а организация обязуется уплатить вознаграждение за предостав­ление этого права. Условия такого договора определяются сторонами при его заключении (ст. 139 Основ).

Размеры авторского вознаграждения (гонорара) в договорах с иностранными авторами устанавливаются на основе действующих в России ставок. При этом не запрещено устанавливать их на договорных условиях. Все расчеты с такими авторами за использование их произведении в нашей стране производятся в валюте страны постоянного жительства автора или его правопре­емников. Только по их желанию расчеты могут производится в рублях с использованием их в Российской Федерации и других странах СНГ.

С получаемых иностранными авторами сумм гонорара взимается подоходный налог в размерах, установленных национальным законо­дательством. При этом не имеют значения место выплаты вознаграждения за использование произведения и валюта, в которой оно выплачено. Исключение составляет наличие соответствующего международного договора. К примеру, между СССР и Францией заключено Соглашение об устранении двойного налогообложения (1985 г.). В нем, в частности, установлено, что подоходный налог взыскивается в стране постоянного места пребывания авторов произведений или их правопреемников с денежных сумм, выплачи­ваемых за продажу, использование или предоставление права ис­пользования произведений науки, литературы, искусства, программ для ЭВМ, пленок для производства граммофонных пластинок и других предметов воспроизведения звука, пленок и фильмов, используемых для радиовещания, кино и телевидения (ст.б).

Часть произведений иностранных авторов на территории России не охраняется авторским правом потому, что они впервые изданы до 27 мая 1973 г. и на них не распространяется Всемирная конвенция 1952 г., и нет соответствующих двусторонних соглашений о взаимной охране авторских прав. Однако это не исключает охрану прав на авторство, на имя или на неприкосновенность произведения. Неохраняемость относится только к имущественным правам автора, который не вправе требовать вознаграждения за издание и переиздание его произведения на территории Российской Федерации.

Таким образом, авторские права иностранцев подлежат защите на территории России наравне с российскими гражданами, во-первых, если их произведения впервые изданы на территории России, либо не изданы, но находятся здесь в какой-либо объективной форме, и во-вторых, если их произведения охватываются Всемирной конвенцией или соответствующими двусторонними международными договорами. Иностранным гражданам предоставляется национальный режим, во втором случае — дополнительно те права, которые предусмотрены в международных договорах. В обоих случаях объем личных и имущественных прав лиц по законам их гражданства или по законам государства первого опубликования произведения значения не имеет.

Как правило, на таких же началах охраняются и используются произведения российских авторов за границей. Их авторские права на произведения российских авторов за границей. Их авторские права на произведения, впервые опубликованные в России, призна­ются там лишь при участии этих государств в международных дого­ворах. Поэтому, если российский автор опубликовал свое произведе­ние впервые с России после 27 мая 1973 г., то оно подлежит охране во всех странах-участницах Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. На таких же условиях осуществляется правовая охрана произведений в государствах, с которыми заключены двусторонние договоры о взаимной охране авторских прав.

К произведениям российских авторов в государствах — участниках Всемирной конвенции применяются не только правила этой Конвенции, но и национальное законодательство соответствую­щей страны. Каждое опубликованное произведение помечается указанным выше знаком охраны авторского права.

Российское агентство интеллектуальной собственности осуществляет охрану прав своих авторов при использовании их произведений за пределами Российской Федерации. Через эту же организацию происходит издание, публичное исполнение и другие виды использования за границей ранее опубликованных на территории России названных произведений.

Делается это с разрешения обладателя авторских прав на основании ст. 135 Основ гражданского законодательства 1991 г., которая гласит, что автор может передать право на использование своего произведения как на территории РФ, так и за рубежом любым гражданам и юридическим лицам, в том числе иностранным. При посредничестве РАИС заключаются договоры об использовании произведений авторов в других странах.

Двусторонние международные договоры по авторским правам детально регламентируют взаимную охрану авторских прав. Они дополняются специальными рабочими соглашениями, подписываемыми авторскими организациями договаривающихся сторон.1В основе договоров лежит взаимное предоставление авторам произведений национального режима независимо от места их первого опубликования. Государства — участники берут на себя обязательства предоставлять кроме этого авторские права гражданам третьих стран и их правопреемникам на произведения, впервые выпущенные в свет на их территории, и обеспечивать охрану этих прав на тех же основаниях и условиях, какие установлены их законодательством в отношении своих граждан. Договоры регламентируют и сроки действия авторского права, которые в разных странах неодинаковы. Поэтому указывается, что охрана будет осуществляться в течение срока, предусмотренного нацио­нальным законодательством.

В 1992 г. законодательство России об охране авторских прав было дополнено новыми правовыми актами. Среди них — закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».2Он регулирует отношения, связанные с созданием, юридической защитой и использованием таких объектов авторского права, как программы для ЭВМ и базы данных. При этом охрана программ приравнивается к охране произведений литературы, а баз данных — к охране сборников (ст.2).

Основным условием правовой охраны является выпуск в свет впервые на территории России программ для ЭВМ и баз данных. Авторское право признается за авторами независимо от их гражданства. Если они не выпущены в свет, но находятся на территории России в какой-либо объективной форме, то также подлежат охране. Авторские права признаются за гражданами России, если их программы для ЭВМ или базы данных выпущены в свет или находятся в какой-либо объективной форме на территории иностранного государства. За другими лицами авторское право на указанные объекты, впервые выпушенные в свет или находящиеся в какой-либо объективной форме на территории иностранного государства, признаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 7).

Права авторов, их наследников и других правопреемников на указанные объекты возникают в силу их создания. Для признания этих прав и их защиты не требуется соблюдения каких-либо формальностей: регистрации, депонирования и т.п. С первого выпуска в свет правообладатель может использовать знак охраны авторского права. Закон также предусматривает имущественные и личные неимущественные права авторов, в • том числе исключительное право выпускать в свет, воспроизводить, распространять и модифицировать программы для ЭВМ и базы данных (ст. 10). Эти программы могут быть переданы другим лицам по договору. Автор или другой правообладатель вправе по своему желанию зарегистрировать в течение срока действия авторского права названные объекты в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем. Порядок и правила регистрации детально регулируются ст. 13 Закона.

Выпуск под своим именем чужой программы для ЭВМ или базы данных (контрафакция),другие формы незаконного воспроизведе­ния или распространения таких произведений, ввоз в Россию из другого государства, в котором эта программа для ЭВМ или база данных никогда не охранялась или перестала охраняться законом, и другие нарушения авторских прав влекут за собой юридическую ответственность (ст. 17 — 20).

Следует назвать также и закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем»,1который регулирует отношения, связан­ные с созданием, правовой охраной и использованием топологий (зафиксированное на материальном носителе пространственно — геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними). При этом охрана авторских прав распространяется только на оригинальную топологию, т.е. созданную в результате творческой деятельности человека. Она признается оригинальной до тех пор, пока не доказано обратное (п.2 ст.3).

Закон устанавливает объем охраны авторских прав, в частности исключительное право автора использовать топологию в течение десяти лет (ст. 10). Это право может быть передано полностью или частично другим лицам по договору. Так же как и по предыдущему Закону, автор может по своему желанию зарегистрировать топологию в названном Агентстве (ст.9).

Иностранные физические и юридические лица пользуются правами, предусмотренными Законом, наравне с российскими физи­ческими и юридическими лицами в силу международных договоров или на основе принципа взаимности (ст. 12 — 14).

2.3 Международно-правовая охрана смежных прав

Международно-правовое регулирование интеллектуальной собственности, как уже было замечено, не ограничивается вопросами авторского права и объектами промышленной собственности. Развитие научно-технического прогресса в сфере радиовещания, кинематографии и телевидения привело к тому, что первоначально созданные произведения при их последующем воспроизведении в виде музыкальных, сценических и драматических постановок претерпевали определенные изменения. С одной стороны, эти произведения продолжали оставаться объектами защиты авторского права и были результатами творческой деятельности определенных физических лиц; с другой стороны — труд драматургов, режиссеров, исполнителей вносил качественные изменения в процесс восприятия уже существующих произведений.

Права лиц, деятельность которых связана с интерпретацией «готовых» произведений, не идентичны правам авторов произведений. С определенной оговоркой работу исполнителей можно считать второстепенной по отношению к работе авторов произведений: исполнители не создают, а лишь интерпретируют уже созданные другими лицами произведения.

При этом следует подчеркнуть, что работа непосредственно артистов-исполнителей (или режиссеров, драматургов) и деятельность производителей фонограмм (или различных теле- и радиовещательных организаций) качественно отличаются друг от друга. Если первые делают произведение доступным, а порой и запоминающимся благодаря своим личным качествам (творческому таланту), то производители фонограмм достигают художественного результата в большей степени с помощью технических средств.

Появление понятия «смежные», синонимами которого являются такие понятия, как «соседствующие», «примыкающие», стало своего рода неким правовым компромиссом, благодаря которому, с одной стороны, права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций были включены в орбиту действия авторского права, а с другой стороны — была подчеркнута необходимость в специальном регулировании и защите обладателей смежных прав.

При этом следует знать, что само понятие «смежные права» известно далеко не всем правовым системам: в странах англо-саксонской системы права это понятие вообще не используется.

Со временем назрел вопрос о защите прав тех, кто «украшал» уже созданные произведения музыкальной, литературной, хореографической, драматической или иной аранжировкой. Это было связано с тем, что любое исполнение, облеченное в материальную форму, могло использоваться впоследствии и без разрешения исполнителя (или создателя фонограммы), который мог об этом даже и не знать. Появилась необходимость в правовом регулировании отношений, связанных с использованием исполнения или постановки, закреплением исключительных прав исполнителей, производителей фонограмм и пресечением производства контрафактных экземпляров произведений и фонограмм.

Учитывая, что международные конвенции в области защиты авторских прав были посвящены защите только непосредственно прав авторов произведений, встал вопрос о разработке и принятии новых международных конвенций.

Считается, что заслуга в принятии конвенции об охране смежных прав принадлежит представителям государств Западной Европы, где наиболее бурно происходил процесс «заимствования» изделий фонографической, радио- и телевизионной промышленности между производителями — гражданами этих государств.

Наконец, в 1961 году в Риме была принята Конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция). Российская Федерация не является участником этой конвенции.

* Основным принципом Римской конвенции, так же, как и конвенций в области авторского права, является принцип национального режима.

В соответствии со ст.2 Конвенции, национальный режим означает режим, который предоставляется законодательством государства, где испрашивается охрана смежных прав следующим категориям:

— отечественным артистам-исполнителям в отношении исполнений, сделанных, радиотранслированных или впервые зафиксированных на территории этого государства;

— отечественным производителям фонограмм — в отношении фонограмм, которые впервые записаны или выпущены в свет на территории этого государства;

— отечественным радиовещательным организациям, имеющим штаб-квартиры на территории этого государства, — в отношении радиопередач, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории.

Таким образом, объем защиты смежных прав иностранных граждан определяется в соответствии с рассмотренной коллизионной нормой по национальному законодательству государства, где испрашивается защита.

* Римская конвенция применяется только к иностранным исполнителям, изготовителям фонограмм и радиовещательным организациям. Другими словами, условием применения положений Конвенции является присутствие в правоотношении иностранного субъекта.

* Римская конвенция предусматривает минимальный уровень охраны прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Специально подчеркивается, что государства-участники могут заключать между собой различного рода двусторонние соглашения, наделяя при этом обладателей «смежных прав» более широкими полномочиями, по сравнению с теми, которые им предоставлены Римской конвенцией.

* Согласно Римской конвенции учреждается Межправительственный комитет, одной из основных задач которого является анализ применения и действия Конвенции.

* Минимальный срок охраны смежных прав, установленный Римской конвенцией, составляет 20 лет, исчисляемых с конца года, в котором:

— осуществлено исполнение произведения;

* Следует отметить, что в Римской конвенции дается автономная квалификация понятий «артисты-исполнители», «фонограмма», «производитель фонограмм», «публикация», «воспроизведение», «передача в эфир», «ретрансляция».

Необходимо обратить внимание на то, что понятия, закрепленные в Конвенции, могут не соответствовать аналогичным понятиям, содержащимся в национальном законодательстве государств. Так, например, под «артистами-исполнителями» в Римской конвенции понимаются актеры, певцы, музыканты, танцоры или другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений.

Как видно из приведенного перечня, артисты балета, цирка не будут пользоваться защитой согласно Конвенции, хотя бесспорно, что эти лица относятся к категории исполнителей. Положения Римской конвенции также не распространяются и на артистов эстрады.

Международно-правовые основы авторского права.

Содержание

Тема: Интеллектуальная собственность в международном частном праве

1. Международно-правовые основы авторского права……………………..3

1.1 Многосторонние конвенции об охране авторских прав………………….…3

1.2 Всемирная организация интеллектуальной собственности……………. 5

1.3 Соглашения Российской Федерации с другими государствами о

взаимной охране авторских прав………………………………………………. 7

2. Особенности правового регулирования авторских прав в киберпространстве……………………………………………………………. 9

2.1 Международно-правовая охрана авторских прав при использовании интернет-технологий……………………………………………………………..9

2.2 Способы защиты авторского права в Интернете…………………………..10

3. Промышленная собственность в международном частном праве…….11

3.1 Международно-правовая охрана промышленной собственности……. …12

3.2 Правовое положение иностранных изобретений в Российской

Федерации. Патент. Авторское свидетельство. Лицензионные договоры. . 13

3.3 Правовая охрана российских объектов промышленной собственности

3.4 Право на товарный знак, право пользования наименованием места происхождения товара. Условия регистрации иностранных товарных

знаков в Российской Федерации………………………………………………..17

4. Решение задачи 1……………………………………………………………19

5. Решение задачи 2……………………………………………………………20

Список использованной литературы……………………………………….21

Международно-правовые основы авторского права.

1.1 Многосторонние конвенции об охране авторских прав

Статье 1255 ГК РФ[1] устанавливается: «Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами».

Также п.3 ст.1256 ГК РФ предусматривает, «исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется: 3) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

С развитием средств распространения и признанием прав авторов на охрану двоих произведений за рубежом стали заключаться многочисленные международные соглашения — двусторонние, региональные, многосторонние.

Первыми были двусторонние международные договоры, т. е. такие, в которых участвовали только два государства. В силу очевидной трудности создания системы международной охраны авторских прав на базе двусторонних договоров последние со временем стали заключаться все реже, и все чаще государства обращаются к региональным и многосторонним конвенциям.

Одной из первых стала заключенная в 1886 году Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Любое из государств, желающих предоставить охрану исходя из принципа взаимности, принятого Бернской конвенцией, может свободно присоединиться к ней. В Бернской конвенции для определения субъекта охраны использован территориальный принцип, согласно которому предпочтение отдается стране происхождения произведения или первого опубликования произведения. Она устанавливает критерии для предоставления охраны: гражданство автора, место выпуска произведения в свет, местожительство автора.

В дальнейшем, ЮНЕСКО, как правопреемник Организации по интеллектуальному сотрудничеству Лиги Наций, которая уже начинала эту работу, желая способствовать широкому доступу к печатным изданиям, взяла на себя задачу подготовить Всемирную конвенцию. В период между 1947 и 1951 годом работали четыре комиссии экспертов, занимавшиеся разработкой проекта. Проект был представлен Межправительственной конференции по авторскому праву, собравшейся 18 августа 1952 года в Женеве.

Принятая на этой Конференции Всемирная конвенция об авторском праве[2] не являлась дополнением к заключенным ранее соглашениям, а устанавливала основу для авторско-правовой охраны произведений в государствах с различными культурными традициями, а порой и с противоречивыми интересами. Новая Конвенция, известная также под названием Женевской, с несколько отличным от Бернской объемом охраны прав, открывала возможность установления договорных связей между странами — членами Бернского Союза и государствами Американского континента. Всемирная конвекция также была направлена на создание системы, приемлемой для молодых развивающихся государств, а также стран, которые еще не включились в международную систему охраны авторских прав. К концу 1980 года 73 государства ратифицировали Конвенцию или присоединились к ней.

1.2 Всемирная организация интеллектуальной собственности

Читайте также:

  1. Communio. Право на долю вещи и доля права на вещь (реальная и идеальная доли). Правовой режим res communes.
  2. II.отношение объединения “Свидетели Иеговы” к правам и свободам человека и гражданина.
  3. III. Государство и муниципальные образования как субъект гражданского права
  4. III. Система гражданского права.
  5. IV. Отграничение гражданского права от других отраслей права.
  6. Negotiorum gestio. Права и обязанности сторон.
  7. Quest14Функции международного права
  8. Quot; Права человека
  9. Quot;Салічна правда – пам’ятка ранньофеодального права франків.
  10. Res divini iuris (вещи божественного права) и res humani iuris. Виды вещей божественного права.
Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) является международной межправительственной организацией системы Организации Объединенных Наций со штаб-квартирой в Женеве (Швейцария). Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности подписана 14 июля 1967 г. в Стокгольме. Членами ВОИС являются 185 государств или более 90% стран мира. Советский Союз стал членом ВОИС 26 апреля 1970 г., Российская Федерация как правопреемник СССР участвует в ВОИС с 25 декабря 1991 г.

ВОИС действует с 1970 г., хотя ее начало было положено в 1883 и 1886 гг., когда были приняты соответственно основные соглашения: Парижская конвенция по охране промышленной собственности и Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Каждая из этих конвенций предусматривала создание соответствующего Международного бюро. Оба бюро были объединены в 1893 г. под названием Объединенные международные бюро по охране интеллектуальной собственности (БИРПИ) (сокращение от французского наименования). Они просуществовали до 1970 г., когда на смену БИРПИ пришло Международное бюро, выполняющее в настоящее время функции секретариата ВОИС.

Целью ВОИС является:

· содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и, в соответствующих случаях, во взаимодействии с любой другой международной организацией;

· обеспечение административного сотрудничества между Союзами в области охраны интеллектуальной собственности, т.е. Союзами, созданными в рамках Парижской и Бернской конвенций.

Исполнительной главой ВОИС является Генеральный директор, который избирается Генеральной ассамблеей ВОИС сроком на 6 лет. Он может назначаться вновь на определенные сроки.

Членом ВОИС может стать любое государство, являющееся участником Парижской или Бернской конвенций, а также любое другое государство, которое отвечает одному из следующих условий:

· членство в Организации Объединенных Наций, любого из специализированных учреждений, связанных с ООН или Международного агентства по атомной энергии;

· участие в Статуте Международного суда;

· приглашение Генеральной Ассамблеи ВОИС стать участником Конвенции ВОИС.

Чтобы стать членом ВОИС государство должно сдать на хранение ратификационную грамоту или акт о присоединении Генеральному директору ВОИС в Женеве.

Функции ВОИС:

а) регистрационная деятельность – оказание прямых услуг лицам, подающим заявки на промышленную собственность, обработка заявок на международные патенты, регистрация товарных знаков и промышленных образцов;

б) содействие сотрудничеству в управлении интеллектуальной собственностью – распоряжение собраниями патентных документов, создание более простых способов получения содержащейся в них информации, контроль за соблюдением законодательства об авторском праве;

в) материальная деятельность–содействие по расширению круга государств, сотрудничающих в области интеллектуальной собственности, обновлению и корректировке существующих договоров.

Однако важнейшим видом деятельности ВОИСбыло и остаетсяоказание помощи развивающимся странам в вопросах интеллектуальной собственности, повышения уважения к этому виду результатов человеческой деятельности.

1.3 Соглашения Российской Федерации с другими государствами о взаимной охране авторских прав

Помимо многосторонних международных договоров об охране авторских прав существуют двусторонние международные договоры в указанной области, которые были заключены Советским Союзом. Участником этих международных договоров Российская Федерация является в силу правопреемства. К их числу относятся:

— Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Австрийской Республикой о взаимной охране авторских прав от 28 сентября 1989 года,

— Соглашение между Правительством СССР и Правительством Венгерской Народной Республики о взаимной охране авторских прав от 16 ноября 1977,

— Соглашение между СССР и Демократической Республикой Мадагаскар о взаимной охране авторских прав от 19 апреля 1988 года,

— Соглашение между Правительством СССР и Правительством Польской Народной Республики о взаимной охране авторских прав от 4 октября 1974 года,

— Соглашение между Правительством СССР и Правительством Королевства Швеции о взаимной охране авторских прав от 15 апреля 1986 года.

Если обобщить, то двусторонние соглашения РФ об охране авторских прав предоставляют национальный режим авторам, опубликовавшим свои произведения в другом государстве-участнике. Срок охраны определяется национальным законодательством государства-участника. В отношениях между Россией, Австрией и Швецией двусторонние Соглашения, хотя и сохраняют юридическую силу, по существу утратили свое значение, потому что отсылают к Всемирной конвенции в редакции 1952 года, а вышеупомянутые страны участвуют в редакции 1971, которая имеет приоритет. Некоторые положения соглашений, например, о выплате авторского вознаграждения в соответствии с положениями соглашений о неторговых платежах, практически утратили силу, например соглашения с Венгрией.

В заключении стоит сказать о защите прав российских авторов на территории Содружества Независимых Государств. 24 сентября 1993 года страны — участницы СНГ заключили многостороннее Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав.

Государства — участники Соглашения приняли на себя обязательство обеспечить на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участия СССР во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.). Как известно, данная конвенция вступила в силу для бывшего СССР с 27 мая 1973 года, и каждое из государств-участников соглашения считает себя связанным ее положениями именно с этой даты.

Что же касается отношений между собой, то эти государства обязались применять Всемирную конвенцию как к произведениям, созданным после 27 мая 1973 г., так и к произведениям, охранявшимся по законодательству этих государств до этой даты, на тех же условиях, которые установлены национальным законодательством в отношении своих авторов.

6 марта 1998 года в Москве государствами — участниками СНГ было заключено Соглашение о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности. Согласно ст. 3 Соглашения каждая сторона вправе на основе взаимности предоставить физическим и юридическим лицам других сторон режим не менее благоприятный, чем своим физическим и юридическим лицам в отношении защиты прав на интеллектуальную собственность.

Наконец, следует упомянуть, что между отдельными государствами СНГ также были заключены двусторонние соглашения. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимной охране авторских прав» (Заключено в г. Москве 25.06.1993г.).

Международно-правовые основы авторского права

ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ПРАВА НА НЕЕ

Понятие интеллектуальной собственности

Основные особенности прав на интеллектуальную собственность

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АВТОРСКОГО ПРАВА

1. Бернская конвенция (1886 г.) – старейший источник авторского права

2. Дальнейшее совершенствование международного авторского права

3. Международно-правовая охрана смежных прав

Авторское право — часть национального гражданского права и раздел международного частного права, регулирующие права авторов произведений науки, литературы и искусства. Это, прежде всего, исключительное право на воспроизведение, публикацию и продажу содержания и формы литературного, музыкального или художественного произведения. По российскому законодательству и в ряде других стран охраняется в течение жизни данного человека плюс 50 лет; если такое право предоставлено фирме, то оно охватывает 75 лет со дня первой публикации; экономическая жизнь (срок службы) авторского права может быть существенно короче, чем предусматривается законодательством.

Авторское право первоначально принадлежит на установленный законом срок автору (соавторам). Лишь на некоторые произведения, в том числе научные сборники, энциклопедические словари, периодические издания в целом, оно закреплено за юридическими лицами бессрочно.

Определенные авторские права переходят к наследникам автора, отдельные правомочия могут приобретаться юридическими лицами по авторскому договору. Лица, имеющие производные авторские права, называются правопреемниками автора.

В установленных законом случаях авторское право переходит к государству (например, на произведения, объявленные достоянием государства после истечения срока действия авторского права, а также в случае выкупа последнего).

Переводчики, составители сборников, инсценировщики и другие лица, творчески обработавшие чужие произведения, пользуются авторским правом на результаты такого рода творчества.

Авторское право состоит из ряда правомочий, причем некоторые из них (право авторства, право на авторское имя, на неприкосновенность произведения) не переходят по наследству или по договору. Право на вознаграждение за использование произведения переходит только к наследникам автора. Права на опубликование, воспроизведение, распространение и перевод на другие языки наследуются и могут быть в том или ином объеме приобретены по договору.

Защита нарушенных прав автора и его правопреемников осуществляется в судебном порядке с помощью исков о восстановлении права (например, путем публикации в печати об авторстве, внесения исправлений), о запрещении выпуска произведения в свет или прекращении его распространения, а также о возмещении причиненных убытков.

Цель представленной работы изучить следующие вопросы:

Понятие международного авторского права.

Основные особенности этой отрасли права и его эволюция.

Тема, рассматриваемая в работе, чрезвычайно актуальна. Ее актуальность возрастает с открытием общества, его демократизацией и рыночными отношениями.

ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ПРАВА НА НЕЕ

1.1 Понятие интеллектуальной собственности

Правовое закрепление понятия «интеллектуальная собственность» дается в Стокгольмской конвенции, учреждающей Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности 1967г. участником которой является Российская Федерация.

Согласно ст.2 Конвенции 1967г., интеллектуальная собственность — это:

— литературные, художественные и научные произведения;

— исполнительская деятельность артистов, звукозапись, радио- и телевизионные передачи;

— изобретения во всех сферах человеческой деятельности;

— товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и коммерческие обозначения, а также другие объекты интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Как видно из приведенного перечня, не существует какого-то определенного числа или категорий объектов, которые бы относились к интеллектуальной собственности. Это связано с тем, что процесс развития науки, техники, искусства не может иметь завершенный характер, а, следовательно, постоянно расширяется круг объектов, охватываемых понятием «интеллектуальная собственность».

Интеллектуальная собственность включает объекты авторского права, смежных прав и промышленной собственности. Общим, объединяющим различные виды интеллектуальной собственности является то. что все они относятся к результатам творческой деятельности.

Само понятие «интеллектуальная собственность», несмотря на его закрепление в международной Конвенции, используется достаточно условно. В литературе часто обращается внимание на его неточность. Дело в том, что институт права собственности раскрывают три правомочия — владение, пользование и распоряжение каким-либо овеществленным предметом. Нарушение любого из указанных правомочий собственника влечет за собой ответственность со стороны нарушителя.

В случае с интеллектуальной собственностью классические три элемента права собственности не могут охарактеризовать права автора или изобретателя на результаты их деятельности. Так, например, нарушение авторского права может иметь место в случае, когда книга, в которой опубликовано произведение, является «целой и невредимой» и не изымается у автора (т.е. не выбывает из его владения, пользования или распоряжения). Однако права автора при этом все равно нарушаются.

Использование понятия «интеллектуальная собственность» является условным, потому что основной объект права собственности — вещь — в данном случае не представляет интереса.

Объектом «посягательства» на интеллектуальную собственность является не вещественная форма, а содержание результатов творческой деятельности. Так, например, защите подлежат не книги, не сборники документов, не ноты, а содержащаяся в них информация, которая наряду с официальным печатным изданием может быть выражена в черновиках или отдельных записях автора.

В подтверждение можно привести такой пример. Адвокат по материалам одного из дел, в котором он принимал участие, написал статью, не успев её опубликовать. Коллега, которому была передана копия рукописи, отдает её в печать, не получив предварительного согласия автора (или вообще публикуя статью под своим собственным именем. Что получается? Рукопись реально остается у автора, при этом автор может осуществлять фактическое пользование, владение и распоряжение рукописью, но, несмотря на это, права его уже нарушаются.

Так сложилось исторически: считалось, что только право собственности может защитить результаты творческой деятельности. Именно поэтому наряду с существованием классического понятия права собственности появилось другое понятие — «интеллектуальная собственность».

Общим для этих двух понятий является то, что и вещное право (право собственности), и интеллектуальная собственность относятся к категории абсолютных прав: праву собственника соответствует обязанность неопределенного круга лиц воздерживаться от нарушения прав собственника. Любое лицо, нарушающее права авторов, изобретателей или исполнителей произведений, будет привлечено к гражданской, административной, а в некоторых случаях и к уголовной ответственности. При этом пределы и основания ответственности устанавливаются в национальном законодательстве каждого государства.

1.2 Основные особенности прав на интеллектуальную собственность

Права на интеллектуальную собственность (далее — интеллектуальные права), обладают рядом особенностей по сравнению с вещными правами.

В юридической литературе в качестве основной особенности интеллектуальных прав, включая авторские, изобретательские и смежные права, указывается на отсутствие экстерриториального действия этих прав.

Отсутствие экстерриториального действия (или территориальный характер) интеллектуальных прав заключается в том, что лицо, опубликовавшее произведение (или запатентовавшее изобретение) на территории одного государства, будет иметь защиту на территории только этого государства. Для признания авторских и изобретательских прав в других государствах, авторы или изобретатели должны повторно «заявлять» о своих правах: либо путем издания книги (для защиты авторского права), либо путем получения нового патента (для защиты изобретательского права) на территории соответствующего иностранного государства.

В настоящее время такой необходимости в «дублировании» своих действий у авторов и изобретателей уже практически не существует, поскольку в области авторского и изобретательского права принято достаточно много международных конвенций, позволяющих преодолевать «барьер» территориальности. Первоначально на региональном, а впоследствии и на универсальном уровне были приняты международные конвенции, в которые была включена норма о взаимном признании государствами-участниками интеллектуальных прав граждан этих государств.

Помимо территориального характера, интеллектуальные права имеют пял других особенностей. К ним относятся:

— ограниченный срок защиты;

— особый порядок передачи;

— неотчуждаемость исключительных авторских прав;

— качественный состав субъектов.

Остановимся подробнее на рассмотрении отмеченных особенностей, перечень которых нельзя считать исчерпывающим.

• Срок охраны интеллектуальных прав означает, что права автора защищаются на протяжении всей жизни автора и, например, в течение 50 лет (как установлено в законодательстве большинства государств) после его смерти. Следует отметить, что в законодательстве каждого государства срок охраны устанавливается по-разному. Так, например, в Германии этот срок ограничен всей жизнью автора и 70 годами после его смерти, в России, Англии, Франции, США — всей жизнью автора и 50 годами после его смерти.

• Особенность объекта авторского права (результат творческого труда) накладывает отпечаток и на содержание тех прав, которыми пользуются авторы и изобретатели. Содержание интеллектуальных прав составляет имущественные и личные неимущественные права.

К имущественным правам относятся: право на вознаграждение, право на публичное исполнение произведения, право на его перевод, право на переработку или на распространение произведения; право на получение патента, право на использование охраняемых патентом изобретений (или других объектов промышленной собственности) и некоторые другие права.

К личным неимущественным правам относятся: право признаваться автором произведения, изобретения (или любых других объектов интеллектуальной собственности) — право авторства, право на имя, право на обнародование, право на защиту произведения и т.п.

Рассматривая имущественные и личные неимущественные права, следует обратить внимание на то, что в законодательстве каждого государства установлены свои виды авторских прав и определены те виды деятельности, результаты которой рассматриваются как интеллектуальная собственность.

В качестве примера можно назвать Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» 1993г., в ст. 7 которого перечислены объекты авторского права. Помимо распространенных литературных, драматических и музыкальных произведений, к объектам авторского права российский закон относит фотографические произведения, географические карты, эскизы, пантомиму, пластические, хореографические и другие произведения. Указание «другие произведения» означает, что перечень объектов авторского права не является исчерпывающим.

• Передача интеллектуальных прав осуществляется путем заключения специальных договоров: авторских договоров о передаче исключительных или неисключительных прав — при передаче авторских прав; и лицензионных договоров — при передаче изобретательских прав (прав на объекты промышленной собственности).

• Неотчуждаемость интеллектуальных прав относится к личным неимущественным правам автора. В законодательстве некоторых государств личные неимущественные права именуются и рассматриваются как моральные права. В случае, если авторское право передано по договору, то личные неимущественные (или моральные) права не передаются. Это значит, что в случае нарушения, например, права на имя (т.е. использование произведения без указания автора) автор может обратиться с иском в суд о защите права авторства, даже если он заключил договор и передал свои имущественные права издательству.

Говоря о неотчуждаемости личных неимущественных прав, необходимо указать на то, что эти права являются бессрочными. Все ранее сказанное об ограничении срока защиты интеллектуальных прав имеет отношение только к охране имущественных прав.

• Особенностью субъектного состава правоотношений в области интеллектуальной собственности является то, что в качестве авторов некоторых видов интеллектуальной собственности: произведений искусства, науки, литературы, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, фонограмм исполнений (смежных прав) признаются только физические липа, творческим трудом которых созданы эти произведения или объекты промышленной собственности.

Однако сказанное ни в коей мере не означает, что субъектами правоотношений в области интеллектуальной собственности могут быть вообще только физические лица. Так, например, автор изобретения может уступить полученный патент на своё изобретение любому юридическому лицу, которое становится патентообладателем. В соответствии с российским законодательством подобная передача должна оформляться специальным договором об уступке патента, который считается действительным при регистрации его в Патентном ведомстве (ст. 10 Патентного закона Российской Федерации 1992г.).

Необходимо отметить, что для некоторых объектов интеллектуальной собственности право авторства вообще не устанавливается. Это касается товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров. Так, например, согласно ст.2 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» 1992г., товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Различают две основные ветви исключительных прав, которым присущи свои системы охраны: форма как результат творческой деятельности охраняется с помощью авторского права, существо — посредством патентного права. Соответственно говорят о двух системах охраны — фактологической (в авторском праве) и регистрационной (в патентном праве)1. В первом случае правовая охрана возникает в силу самого факта создания произведения (произведение обособляет самое себя), во втором случае необходимы специальные действия по обособлению результата, его регистрация.

Высказывается мнение о наличии еще одной — третьей по счету — системы охраны результатов интеллектуальной деятельности, относящейся к секретам производства — «ноу-хау». Хотя охрана в этом случае и распространяется на содержание объекта, но осуществляется она без регистрации. Признается также существование в рамках фактологической системы промежуточной, «факторегистрационной» подсистемы (например, регистрация программ для ЭВМ).

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АВТОРСКОГО ПРАВА

2.1 Бернская конвенция (1886 г.) – старейший источник авторского права

Вопрос о том, что входит в содержание интеллектуальной собственности, решается не всегда одинаково: одни понимают под интеллектуальной собственностью все результаты творческой деятельности, другие рассматривают промышленную собственность отдельно, не включая её в состав интеллектуальной. Однако, учитывая, что интеллектуальная собственность получила конвенционное закрепление в Стокгольмской конвенции 1967г., будем включать в содержание интеллектуальной собственности три самостоятельных блока: объекты авторского права, объекты смежных прав и промышленную собственность.

С точки зрения международного частного права Российской Федерации, регулирование правоотношений, осложненных «иностранным элементом», в области авторского права, как и в целом в области интеллектуальной собственности, осуществляется в международной форме, то есть посредством международно-правовых норм.

Это связано с отсутствием коллизионных норм в национальном законодательстве Российской Федерации, регулирующем отношения в области интеллектуальной собственности, что, в свою очередь, обусловлено территориальным характером интеллектуальных прав.

Международно-правовое регулирование авторских прав претерпело определенную эволюцию. Начало международной системе охраны авторского права положили Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. и Гаванская конвенция об охране литературной и художественной собственности 1928г.

Бернская конвенция 1886 г. является своего рода образцом «монументальности» действия международных норм: в 1986 году был отмечен 100-летний юбилей со дня принятия Бернской конвенции. На сегодняшний день участниками Бернской конвенции, в число которых входит и Российская Федерация, являются 55 государств.

Редакция Бернской конвенции за более чем вековую продолжительность существования Конвенции претерпела неоднократные изменения.

В последующие годы было проведено 7 конференций, на которых вносились соответствующие изменения в текст Бернской конвенции. Не случайно при опубликовании Конвенции в сборниках документов дается ссылка на Римский, Парижский, Брюссельский, Стокгольмский и другие Акты — по наименованию городов, где проходили конференции, посвященные пересмотру Конвенции.

Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции в редакции Парижского Акта 1971г.

Прежде чем перейти к анализу основных положений Парижского Акта, следует вернуться к 1886 году, когда была принята сама Конвенция, направленная на решение, по существу, единственной, но очень важной задачи — обеспечение охраны авторских прав граждан различных государств.

Государства-участники (а в 1886 г. участниками Конвенции было всего 10 государств), принимая Конвенцию, не ставили перед собой цель подробно регламентировать права авторов. Основными задачами являлись, во-первых, закрепление принципа национального режима, а во-вторых, предоставление минимального объема охраны авторских прав. В Конвенции специально оговаривалось право государств-участников заключать дополнительные двусторонние соглашения, направленные на предоставление авторам больших прав, чем было закреплено в самой Конвенции.

В соответствии с Бернской конвенцией был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств-участников.

Первая конференция по пересмотру Бернской конвенции состоялась в 1896 году в Париже. В новом тексте Конвенции, именуемом Парижским Актом 1896г., было закреплено понятие «публикация»; отменено существовавшее ранее ограничение 10 годами права автора на перевод (отныне авторы и их правопреемники могли пользоваться правом на перевод в течение всего действия авторского права).

В Парижском Акте 1896г. было закреплено очень важное положение о том, что охрана предоставляется произведению, впервые опубликованному в государстве — участнике Конвенции, даже тогда, когда автор является гражданином государства, не входящего в Бернский союз.

Таким образом, для применения Конвенции достаточно стало соблюдения одного из принципов: территориального (предоставление охраны произведениям, впервые опубликованным на территории государств-участников) или национального (предоставление охраны произведениям, автором которых был гражданин государства — участника Конвенции, независимо от того, на территории какого государства произведение было впервые опубликовано).

Последующим этапом в развитии Бернской конвенции стало проведение в 1908 году Берлинской конференции, на которой были вновь пересмотрены основные положения Конвенции.

Именно на конференции 1908 года был установлен срок охраны авторского права, равный продолжительности жизни автора и 50 годам после его смерти. Берлинский текст расширил круг объектов произведений искусства, включив в них произведения хореографии и пантомимы, кинематографии, архитектуры и фотографии.

Дальнейшие изменения положений Бернской конвенции были сделаны в ходе конференций, проходивших в Риме, Брюсселе, Париже. При этом каждая конференция вносила существенные коррективы в систему защиты авторских прав, повышая при этом уровень охраны отдельных прав авторов. Параллельно изменялось и внутреннее законодательство государств — участников Бернского союза.

С развитием средств массовой информации, определенным прогрессом в области кинематографии, радиовещания появилась необходимость в правовом регулировании новых видов распространения произведений. Это нашло отражение в ходе проведения в 1928 году Римской конференции по изменению Бернской конвенции. Так появилась новелла о признании за автором права на трансляцию произведения по радио, включение в перечень охраняемых прав личных неимущественных прав авторов.

Наряду с совершенствованием системы охраны авторских прав, осуществляемым в рамках европейских государств, развивалась система зашиты прав авторов и на американском континенте. Первым шагом стало принятие в 1889 году на конференции в Монтевидео Конвенции о создании союза американских государств в области литературной и художественной собственности. Основным принципом Конвенции является принцип национального режима.

В последующих американских конвенциях (Конвенции об охране литературной и художественной собственности 1902г., Конвенции об охране патентов на изобретения, промышленных рисунков и образцов, товарных знаков и торговых марок и литературной и художественной собственности 1906г., Конвенции об охране литературной и художественной собственности 1910г.) принцип национального режима был также закреплен как основополагающий в системе защиты авторских прав.

2.2 Дальнейшее совершенствование международного авторского права

Гаванская конвенция 1928г. явилась своего рода итогом развития правового регулирования отношений в сфере авторского права на американском континенте. В Гаванской конвенции была предусмотрена не только защита литературных и художественных произведений, но и кинематографических работ, а также произведений прикладного искусства.

Необходимо подчеркнуть, что Гаванская конвенция имеет много общего с Римским актом Бернской конвенции. Оба эти документа были приняты в 1928 году и стали отражением развития литературной, музыкальной, кинематографической, радиовещательной «индустрии». Более того, несмотря на отдельные отличия, принципиальных разногласий между Гаванской и Бернской конвенциями вообще не существовало. В связи с этим возник вопрос о необходимости выработки единой всемирной конвенции о защите авторских прав.

Изучение вопроса о принятии единой конвенции проходило в рамках Лиги Наций. Однако все попытки и обсуждение представленных проектов новой конвенции, учитывающих и европейский, и американский подходы унификации авторского права, оказались тщетными.

Значительным препятствием на пути дальнейшего совершенствования международной системы охраны авторского права было приостановление нормотворческой деятельности в связи с началом второй мировой войны.

Работы по унификации возобновились лишь в 1946 году: была принята новая конвенция на американском континенте — Межамериканская конвенция об авторском праве на литературные и художественные произведения 1946г., именуемая «Вашингтонская конвенция», а в 1948 году на конференции в Брюсселе была в очередной раз пересмотрена Бернская конвенция.

Наконец, в 1952 году была принята Всемирная конвенция об авторском праве, работа по согласованию текста которой осуществлялась в течение трех лет.

Основным значением принятия Всемирной конвенции было установление единой, в рамках всех государств мира, системы охраны авторских прав. Так же, как в Бернской и в американских конвенциях, во Всемирной конвенции основополагающим был закреплен принцип национального режима: каждое государство-участник принимало на себя обязательство обеспечить охрану прав как собственных, так и иностранных авторов на литературные, научные и художественные произведения.

Одной из основных проблем в применении Всемирной конвенции оказалось существование, наряду с ней, других источников авторского права. В связи с этим во Всемирную конвенцию были включены нормы, посвященные её взаимодействию с другими конвенциями. В частности, во Всемирной конвенции содержится Декларация, прилагаемая к ст. ХVII, определяющая порядок действия Бернской и Всемирной конвенций. Что касается взаимодействия Всемирной и межамериканских конвенций, то согласно ст. ХVIII Всемирной конвенции, последняя не затрагивает межамериканские.

Во Всемирной конвенции содержится ряд материально-правовых норм:

— положение о том, что авторское право включает исключительное право автора переводить, выпускать в свет переводы и разрешать перевод и выпуск в свет переводы произведений, охраняемых на основании Конвенции;

— срок охраны произведений, на которые распространяется действие Конвенции, не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и 25 лет после его смерти;

— понятие «выпуск в свет» означает воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведений для чтения или ознакомления путем зрительного восприятия.

Следует заметить, что в соответствии с положениями самой Конвенции, споры между государствами по поводу толкования или применения Всемирной конвенции передаются на рассмотрение Международного Суда ООН.

В заключение рассмотрения вопроса о международной системе защиты авторского права следует отметить Парижские конференции 1971г., на которых были пересмотрены Бернская и Всемирная конвенции. Так, например, во Всемирную конвенцию была включена статья об охране таких имущественных прав авторов, как право на воспроизведение своего произведения любыми способами, право на публичное исполнение и радиотрансляцию.

Разумеется, что в рамках настоящей работы не представляется возможным дать подробный анализ решений этих конференций (так же, как и остановиться на содержании основных положений рассмотренных ранее конвенций). Сам факт проведения Парижских конференций и пересмотр двух основных источников в области авторского права заслуживает внимания, поскольку свидетельствует о значимости охраны авторских прав на международном уровне.

2.3 Международно-правовая охрана смежных прав

Международно-правовое регулирование интеллектуальной собственности, как уже было замечено, не ограничивается вопросами авторского права и объектами промышленной собственности. Развитие научно-технического прогресса в сфере радиовещания, кинематографии и телевидения привело к тому, что первоначально созданные произведения при их последующем воспроизведении в виде музыкальных, сценических и драматических постановок претерпевали определенные изменения. С одной стороны, эти произведения продолжали оставаться объектами защиты авторского права и были результатами творческой деятельности определенных физических лиц; с другой стороны — труд драматургов, режиссеров, исполнителей вносил качественные изменения в процесс восприятия уже существующих произведений.

Права лиц, деятельность которых связана с интерпретацией «готовых» произведений, не идентичны правам авторов произведений. С определенной оговоркой работу исполнителей можно считать второстепенной по отношению к работе авторов произведений: исполнители не создают, а лишь интерпретируют уже созданные другими лицами произведения.

При этом следует подчеркнуть, что работа непосредственно артистов-исполнителей (или режиссеров, драматургов) и деятельность производителей фонограмм (или различных теле- и радиовещательных организаций) качественно отличаются друг от друга. Если первые делают произведение доступным, а порой и запоминающимся благодаря своим личным качествам (творческому таланту), то производители фонограмм достигают художественного результата в большей степени с помощью технических средств.

Появление понятия «смежные», синонимами которого являются такие понятия, как «соседствующие», «примыкающие», стало своего рода неким правовым компромиссом, благодаря которому, с одной стороны, права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций были включены в орбиту действия авторского права, а с другой стороны — была подчеркнута необходимость в специальном регулировании и защите обладателей смежных прав.

При этом следует знать, что само понятие «смежные права» известно далеко не всем правовым системам: в странах англо-саксонской системы права это понятие вообще не используется.

Со временем назрел вопрос о защите прав тех, кто «украшал» уже созданные произведения музыкальной, литературной, хореографической, драматической или иной аранжировкой. Это было связано с тем, что любое исполнение, облеченное в материальную форму, могло использоваться впоследствии и без разрешения исполнителя (или создателя фонограммы), который мог об этом даже и не знать. Появилась необходимость в правовом регулировании отношений, связанных с использованием исполнения или постановки, закреплением исключительных прав исполнителей, производителей фонограмм и пресечением производства контрафактных экземпляров произведений и фонограмм.

Учитывая, что международные конвенции в области защиты авторских прав были посвящены защите только непосредственно прав авторов произведений, встал вопрос о разработке и принятии новых международных конвенций.

Считается, что заслуга в принятии конвенции об охране смежных прав принадлежит представителям государств Западной Европы, где наиболее бурно происходил процесс «заимствования» изделий фонографической, радио- и телевизионной промышленности между производителями — гражданами этих государств.

Наконец, в 1961 году в Риме была принята Конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция). Российская Федерация не является участником этой конвенции.

Вначале Римская конвенция не имела широкого признания, она вступила в силу лишь спустя три года — 18 мая 1964г., однако впоследствии стала одним из основных источников в области охраны смежных прав.

• Основным принципом Римской конвенции, так же, как и конвенций в области авторского права, является принцип национального режима.

В соответствии со ст.2 Конвенции, национальный режим означает режим, который предоставляется законодательством государства, где испрашивается охрана смежных прав следующим категориям:

— отечественным артистам-исполнителям в отношении исполнений, сделанных, радиотранслированных или впервые зафиксированных на территории этого государства;

— отечественным производителям фонограмм — в отношении фонограмм, которые впервые записаны или выпущены в свет на территории этого государства;

— отечественным радиовещательным организациям, имеющим штаб-квартиры на территории этого государства, — в отношении радиопередач, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории.

Таким образом, объем защиты смежных прав иностранных граждан определяется в соответствии с рассмотренной коллизионной нормой по национальному законодательству государства, где испрашивается защита.

• Римская конвенция применяется только к иностранным исполнителям, изготовителям фонограмм и радиовещательным организациям. Другими словами, условием применения положений Конвенции является присутствие в правоотношении иностранного субъекта.

• Римская конвенция предусматривает минимальный уровень охраны прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Специально подчеркивается, что государства-участники могут заключать между собой различного рода двусторонние соглашения, наделяя при этом обладателей «смежных прав» более широкими полномочиями, по сравнению с теми, которые им предоставлены Римской конвенцией.

• Согласно Римской конвенции учреждается Межправительственный комитет, одной из основных задач которого является анализ применения и действия Конвенции.

• Минимальный срок охраны смежных прав, установленный Римской конвенцией, составляет 20 лет, исчисляемых с конца года, в котором:

— осуществлено исполнение произведения;

• Следует отметить, что в Римской конвенции дается автономная квалификация понятий «артисты-исполнители», «фонограмма», «производитель фонограмм», «публикация», «воспроизведение», «передача в эфир», «ретрансляция».

Необходимо обратить внимание на то, что понятия, закрепленные в Конвенции, могут не соответствовать аналогичным понятиям, содержащимся в национальном законодательстве государств. Так, например, под «артистами-исполнителями» в Римской конвенции понимаются актеры, певцы, музыканты, танцоры или другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений.

Как видно из приведенного перечня, артисты балета, цирка не будут пользоваться защитой согласно Конвенции, хотя бесспорно, что эти лица относятся к категории исполнителей. Положения Римской конвенции также не распространяются и на артистов эстрады.

Завершить работу хочется выдержкой из Всемирной декларация по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г, где подчеркивается:

«Исторически интеллектуальная собственность была и остается одним из основных и необходимых элементов прогресса и развития всего человечества.

От самых первых орудий доисторической эпохи до колеса, китайских счетов, печатной машины, сирийской астролябии, телескопа, использования электричества, двигателя внутреннего сгорания, пенициллина, компьютера и многих других изобретений именно изобретательность авторов позволила человечеству достигнуть нынешнего уровня технического прогресса.

От самых ранних ритуалов доисторической эпохи, первой музыки и танцев, похоронных обрядов, наскальных рисунков, письменного слова, фольклора и театрального представления до использования современных технологий, таких, как фонограмма, кинопленка, беспроволочное вещание, программное обеспечение и цифровая запись, человечество идентифицировало себя через посредство культурного творчества и его выражений в виде художественных произведений и исполнений, которые могут быть описаны в качестве интеллектуальной собственности.

От первых меток на глиняных изделиях, которые указывали на авторство и репутацию первых гончаров Месопотамии, до современных товарных знаков, которые мы знаем в наши дни, включая те указатели деловых предприятий, которые известны в качестве названий доменов в Internet, и те, которые признаны в качестве географических указаний, человечество полагалось на системы надежного и точного обозначения.

От первых промышленных образцов ткачей и гончаров до промышленных образцов современного изготовителя дизайнеры-авторы обогатили и повысили благодаря своей изобретательности качество повседневной жизни всего человечества.

В общем целом, и, в частности, в контексте развития, интеллектуальная собственность важна для любого плана по обеспечению образования для всех, причем следует упомянуть особо исключительные возможности Internet для подготовки людских ресурсов».

Интеллектуальная собственность также важна для усилий по охране окружающей среды при решении проблем нехватки продовольствия, воды и энергии и для борьбы с заболеваниями.

Интеллектуальная собственность может играть полезную роль в дополнительном финансовом стимулировании ученых и исследовательских институтов, включая университеты, и может таким образом внести свой вклад в деятельный цикл накопления знаний и обмена ими.

Права интеллектуальной собственности стимулируют авторов и обеспечивают на равной основе доступ пользователей к благам творческой деятельности.

Права интеллектуальной собственности являются важной и неотъемлемой частью любых правовых рамок, которые имеют целью регулировать на справедливой основе гражданское поведение авторов и пользователей и, таким образом, обеспечивать универсальную охрану интересов всех.

Права интеллектуальной собственности являются ключевым и неотъемлемым инструментом в усилиях по решению основополагающей задачи развития для всех, которая в конце двадцатого века является важнейшей и универсально признанной проблемой, стоящей перед человечеством.

Также в контексте развития эффективные системы интеллектуальной собственности являются необходимыми элементами привлечения капиталовложений в важнейшие секторы национальной экономики, особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.)

Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971 г.)

Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.)

Международная конвенция об охране интересов артистов — исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.) (Документ не ратифицирован Российской Федерацией.

Договор ВОИС по авторскому праву (принят Дипломатической конференцией) (Женева, 20 декабря 1996 г.)

Всемирная декларация по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г.

Бирюков П.Н. Международное право. М., Юристъ, 1998.

Гражданское право, том 3. Учебник под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого, М., «Проспект», 2000.

Звеков В.П. Международное частное право. Курс лекций. Издательство НОРМА. М., 2000.

Международное право. Учебник для вузов. Отв. ред. Г.В.Игнатенко и О.И.Тиунов НОРМА-ИНФРА, М, 1999.

Международное частное право. Сборник документов. / Сост. К.А.Бекяшев и А.Г.Ходаков. М.: БЕК, 1997.

Халфина Р.О. Современный рынок: правила игры. Учебное пособие по торговому и гражданскому праву зарубежных стран. М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1993.

Декларация, относящаяся к статье XVIIВсемирной конвенции по авторскому праву

Государства — члены Международного союза по охране литературных и художественных произведений, являющиеся участниками Всемирной конвенции по авторскому праву,

Желая укрепить свои взаимоотношения на базе указанного Союза и избежать всяких конфликтов, которые могли бы возникнуть в результате одновременного существования Бернской конвенции и Всемирной конвенции,

Приняли с общего согласия нижеследующую Декларацию:

а) Произведения, страной происхождения которых, согласно положениям Бернской конвенции, является страна, вышедшая после 1 января 1951 г. из состава Международного союза, образованного этой Конвенцией, не будут пользоваться в странах Бернского союза

Статья написана по материалам сайтов: pravo.bobrodobro.ru, lektsii.org, xreferat.com.

»

Это интересно:  Международный закон об авторском праве
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector