Международно правовая охрана смежных прав в мчп

Со второй половины XX века в международном частном праве начала складываться система международных договоров об охране так называемых смежных прав авторов, т.е. прав относящиеся к исключительной деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам (возникающих в связи с созданием и использованием фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания).

Понятие смежные права» известно не всем правовым системам: в странах англо-американской системы права это понятие не используется в гражданском обороте.

Основными многосторонними соглашениями в области смежных прав являются Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания от 26 октября 1961 г. (Римская конвенция) и Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от 29 октября 1971 г. Непосредственное отношение к смежным правам имеет и Брюссельская конвенция об охране сигналов, несущих теле- и радиопрограммы, передаваемые через спутники от 21 мая 1974 г.

Римская конвенция предусматривает выплату гонорара за публичное проигрывание грамзаписей, в том числе по радио и телевидению, но не предусматривает охрану от передач по кабельным и другим информационным сетям. Вступила в силу для Беларуси — 27 мая 2003 г.

Участником Римской конвенции может быть только государство, которое является членом Всемирной конвенции об авторском праве или членом Бернского союза.

Римская конвенция (как и другие конвенции по авторскому праву) основана на принципе национального режима (национального режима охраны), который означает режим охраны, предоставляемый внутренним законодательством договаривающегося государства:

  • Ш артистам-исполнителям, являющимися его гражданами, в отношении осуществляемых на его территории исполнений, их передачи в эфир либо первой записи;
  • Ш производителям фонограмм, являющимися его гражданами, в отношении фонограмм, которые впервые записаны или впервые опубликованы на его территории;
  • Ш организациям вещания, штаб-квартиры которых расположены на его территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории.

Под «исполнителями» в Римской конвенции понимаются актеры, певцы, музыканты, танцоры или другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений.

Артисты-исполнители имеют право предотвращать:

  • 1) осуществление без их согласия передач в эфир или для всеобщего сведения их исполнения за исключением случаев, когда используемое для передачи в эфир или для всеобщего сведения исполнение уже было передано в эфир или осуществляется с использованием записи;
  • 2) осуществление без их согласия записи исполнения, которое не было предметом записи;
  • 3) воспроизведение без их согласия записи их исполнения:
    • Ш если первоначальная звуковая запись была осуществлена без их согласия;
    • Ш если воспроизведение осуществляется в иных целях, чем те, на которые исполнители дали свое согласие;
    • Ш если первоначальная запись осуществлена в соответствии с положениями ст. 15 Римской конвенции, а воспроизведение осуществляется в иных целях, чем те, которые указаны в этих положениях.

В соответствии с Римской конвенцией все выпущенные или предназначенные для продажи экземпляры фонограмм либо их упаковка должна иметь символ ® с указанием даты первой публикации. Конвенция устанавливает обязанность выплаты пользователем артистам-исполнителям и производителям фонограмм разового справедливого вознаграждения в случае, если фонограмма, опубликованная в коммерческих целях, или воспроизведение такой фонограммы, используется непосредственным образом для передачи в эфир или для передачи иным способом для всеобщего сведения.

Под «производителем фонограмм» в Римской конвенции понимается «физическое или юридическое лицо, которое первым осуществило звуковую запись исполнения или других звуков».

Производители фонограмм пользуются правом разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм. Организации вещания как правообладатели имеют право разрешать или запрещать ретрансляцию своих передач в эфир, запись своих передач и т.д.

Договаривающиеся государства могут вступать между собой в специальные соглашения, если эти соглашения наделяют правообладателей по Римской конвенции более широкими правами либо содержат иные положения, не противоречащие Римской конвенции. Минимальный срок охраны смежных прав, установленный Римской конвенцией, составляет 20 лет. В соответствии с Римской конвенцией учрежден Межправительственный комитет, основными задачами которого является изучение вопросов, относящихся к применению и действию данной Конвенции.

Участниками Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. являются около 60 государств мира, включая Беларусь и РФ. Инициатором принятия этого международно-правового документа стала Международная федерация грамзаписи, которая неоднократно обращала внимание на рост фактов незаконного изготовления грампластинок во всем мире.

В соответствии со ст. 2 Конвенции «каждое государство-участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств-участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от распространения этих копий среди публики».

При этом Конвенция устанавливает, что государства-участники сами определяют юридические меры, при помощи которых будет осуществляться такая охрана, из числа следующих; охрана посредством предоставления авторского права или другого особого права; охрана посредством законодательства» относящегося к нечестной конкуренции; охрана посредством уголовных санкций (ст. 3). Кроме того, ст. 4 Конвенции оговаривает возможность установления каждым государством-участником при помощи своего национального законодательства определенного срока действия предоставляемой охраны. Последний, однако, не может быть меньше 20 лет, начиная либо с конца года, в котором первая запись фонограммы была сделана, либо с конца года, когда она была впервые опубликована.

С 1988 г. для России (Беларусь — нет) действует подписанная 21 мая, 1974 г. в Брюсселе Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники. Ее государства-участники взяли на себя обязательства принять меры по предотвращению распространения на своего или со своей территории любого несущего программы сигнала теми органами, для которых такой сигнал не предназначается.

Помимо указанных международно-правовых актов универсального характера определенную роль в деле охраны авторских и смежных прав играют региональные соглашения. В качестве примера здесь можно привести панамериканскую Конвенцию о литературной и художественной собственности, подписанную в 1889 г. в Монтевидео, и Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенное государствами — членами СНГ в 1993 г. в Москве.

Согласно Закону Беларуси об авторском праве и смежных правах от 16 мая 1996 г. (ст. 38) личные неимущественные права исполнителя (право на имя и право на защиту репутации), охраняются бессрочно.

Имущественные права в отношении:

  • Ш исполнителя, действуют в течение 50 лет с момента первой записи исполнения;
  • Ш производителя фонограммы, действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы или в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока;
  • Ш организации эфирного или кабельного вещания, действуют в течение 50 лет с момента осуществления передачи в эфир или по кабелю соответственно.

МЧП ЛЕКЦИИ. Курс лекций по международному частному праву призван оказать помощь студентам при изучении данной дисциплины, подготовке к экзаменам, в их научноисследовательской работе

Название Курс лекций по международному частному праву призван оказать помощь студентам при изучении данной дисциплины, подготовке к экзаменам, в их научноисследовательской работе
Анкор МЧП ЛЕКЦИИ.docx
Дата 16.06.2018
Размер 214.16 Kb.
Формат файла
Имя файла МЧП ЛЕКЦИИ.docx
Тип Курс лекций
#20367
страница 5 из 14

Смежные права — это авторские права артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.

Необходимость охраны смежных прав сразу приобрела международный характер потому, что технический уровень фиксации и передачи произведений в настоящее время не знает границ. Республика Беларусь участвует в основных международных договорах по смежным правам.

В 1961 году была принята Конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (Римская конвенция). Ее участниками являются около 40 государств-членов Бернской конвенции или Всемирной конвенции по авторскому праву. Конвенция основана на принципе национального режима, который предоставляется законами страны, где испрашивается охрана и содержит минимальный уровень охраны смежных прав. Минимальный срок охраны составляет 20 лет, при этом государства-участники, установившие более длительные сроки охраны, не обязаны распространять их целиком на субъектов тех стран, где этот срок меньше.

Все выпущенные или предназначенные для продажи экземпляры фонограмм либо их упаковка, должны иметь символ R с указанием даты первой публикации. Он должен быть легко различим. Если на экземпляре или упаковке нет имени, товарного знака и других соответствующих символов, то знак R должен включать имя владельца права на изготовление фонограмм.

В 1971 году была принята Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. Государства-участники Конвенции взяли на себя обязательства охранять интересы производителей фонограмм от незаконного производства, ввоза и распространения копий фонограмм.

Применимым правом является право государства гражданства изготовителя фонограмм.

Сроки охраны устанавливаются национальным законодательством, но не менее 20-ти лет, начиная с года, в котором сделана первая запись фонограммы.

4. Международно-правовая охрана промышленной собственности

Промышленная собственность является составной частью интеллектуальной собственности и включает в себя научные открытия, изобретения во всех областях человеческой деятельности, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, знаки обслуживания и коммерческие обозначения, защиту против недобросовестной конкуренции, все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной сфере, полезные модели, наименования мест происхождения товаров, торговые и производственные секреты.

Предметом охраны права промышленной собственности являются идея, замысел изобретения, полезной модели независимо от формы воплощения такой идеи, замысла.

Основное место среди международных соглашений по вопросам охраны прав на изобретения и промышленные образцы занимает Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года. Участники конвенции учредили Международный союз по охране промышленной собственности, куда входят более ста государств, в том числе и Беларусь.

Конвенция создает правовые условия для охраны исключительных прав в сфере промышленной собственности, устанавливая национальный режим в качестве принципа охраны.

Лицо, подавшее заявку на изобретение в одной из стран союза, в течение года со дня подачи первой заявки пользуется для подачи заявки в других государствах союза правом конвенционного приоритета.

Конвенционный приоритет при патентовании промышленных образцов и товарных знаков предоставляется в течение 6 месяцев.

Республика Беларусь участвует также в Договоре о патентной кооперации 1970 г.

Участники конвенции образовали Международный союз патентной кооперации.

Конвенция предусматривает создание , которые производят документальный поиск по материалам заявок и организуют проведение экспертиз в национальных ведомствах стран, в которые подается заявка на патентование.

В 1994 году была принята Евразийская патентная конвенция, участниками которой являются 11 стран СНГ, в том числе и Беларусь.

Конвенция учредила Евразийскую патентную организацию и Евразийское патентное ведомство.

Евразийский патент на изобретение выдается с учетом требований конвенционного приоритета. Срок действия патента установлен в 20 лет, и он имеет юридическую силу на территории всех стран — участников Конвенции с даты его публикации.

Евразийская патентная конвенция открыта для любого государства — члена ООН, участвующего в Парижской конвенции 1883 г. и в Договоре о патентной кооперации 1970 г.

Особое место среди объектов промышленной собственности занимают товарные знаки. Правовые вопросы использования товарных знаков рассматриваются в Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г., Мадридском соглашении о международной регистрации фабричных и товарных знаков 1891 г., в Протоколе к нему 1989 г., Ниццком соглашении о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1957 г.

Правила Парижской конвенции в равной степени относятся как к изобретениям, так и к товарным знакам. Мадридское соглашение 1891 г. ввело международную регистрацию товарных знаков в Международном бюро интеллектуальной собственности. Товарный знак регистрируется в Беларуси, затем через государственное учреждение Комитета по науке при Совете Министров Республики Беларусь в Международное бюро направляется заявка о регистрации.

С момента регистрации в Международном бюро товарный знак охраняется во всех государствах — участниках Мадридского соглашения. Срок действия международной регистрации составляет 20 лет и может быть продлен на неопределенный срок. В случае прекращения действия национальной регистрации в стране происхождения аннулируется международная регистрация.

  1. 1. Авторское право и смежные права. Автор аналитического текста и сост. И.Попова. — Мн., 1999.
  2. 2. Андреева А. Международно-правовая охрана товарных знаков на современном этапе // Вестник Московского университета. — 1993. — ©2.
  3. 3. Блинников В. Комментарий к Евразийскому патентному законодательству. — М., 1997.
  4. 4. Богуславский М.И. Вопросы авторского права в международных отношениях. — М.: Наука, 1973.
  5. 5. Григорян С.А. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) // Государство и право. — 2000. — ©4.
  6. 6. Кузнецов М. Охрана результатов творческой деятельности в международном частном праве. — М., 1988.
  7. 7. Минков А. Международная охрана интеллектуальной собственности. — СПб., 2001.
  8. 8. Сергеев А. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. — М.: Теис, 1996.
  9. 9. Судариков С.А. Основы авторского права. — Мн., 2000.
  10. 10. Талимончик В. Правовое регулирование использования Internet // Журнал международного частного права. — 1997. -©4.
  11. 11. Турлин А. Международно-правовая охрана смежных прав // Журнал международного частного права. — 1993. — ©1.
  12. 12. Чистяков Р. Евразийская патентная организация // Хозяйство и право. — 1999. — ©6. — С.118.

Лекция 9. Внешнеэкономические сделки

1. Понятие внешнеэкономической сделки

Правовой формой внешнеэкономической деятельности выступает внешнеэкономическая сделка.

Несмотря на широкое использование, ни в законодательстве, ни в науке международного частного права нет единого, четкого определения внешнеэкономической сделки.

Исходя из определения договора международной купли-продажи товаров, сформулированного в международных конвенциях, регулирующих эту сделку, можно сказать, что внешнеэкономическая сделка — это договор между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах.

Критерий также нуждается в научном и законодательном толковании. Преобладающей сегодня является точка зрения, что слово нужно понимать в юридическом, а не в физическом смысле, т.е. под понимается юридический адрес, а не физическое пребывание субъекта сделки.

Кроме названного основного признака внешнеэкономических сделок, можно установить факультативные признаки внешнеэкономических сделок, среди которых:

  •  пересечение товаром границы;
  •  совершение оферты и акцепта на территории разных государств;
  •  платеж в иностранной по отношению к одному из контрагентов валюте.

Эти критерии не являются определяющими при квалификации сделки как внешнеэкономической, но они позволяют с большей точностью определить внешнеэкономический характер конкретной сделки.

2. Виды внешнеэкономических сделок

Классифицировать внешнеэкономические сделки можно по различным основаниям.

В зависимости от видов коммерческой деятельности внешнеэкономические сделки можно разделить на:

  •  основные;
  •  обеспечивающие.

К основным коммерческим сделкам относятся:

  •  обмен товарами в материально-вещественной форме;
  •  обмен научно-техническими знаниями;
  •  долгосрочная аренда машин и оборудования;
  •  предоставление консультационных услуг;
  •  обмен кинофильмами и телевизионными программами;

К обеспечивающим сделкам (сделкам товародвижения) относятся:

  •  посреднические;
  •  перевозка грузов;
  •  страхование грузов;
  •  транспортно-экспедиторские услуги;
  •  банковские операции, обеспечивающие международные расчеты.

В зависимости от направленности движения товаров для конкретного государства внешнеэкономические сделки можно разделить на:

  •  экспортные;
  •  импортные;
  •  реэкспортные;
  •  реимпортные.

Экспортные сделки — это вывоз за границу и продажа товаров национального производства.

Импортные сделки — это покупка и ввоз иностранных товаров в страну для реализации их на внутреннем рынке.

Реэкспортные сделки — вывоз из страны и продажа ранее ввезенного в нее товара без его переработки.

Реимпортные сделки — ввоз ранее вывезенного товара, не подвергавшегося переработке.

Реэкспортные (реимпортные) операции осуществляются в случаях:

  •  использования традиционных исторически сложившихся форм торговли (биржи, выставки, аукционы);
  •  отказа покупателя (форс-мажор, банкротство);
  •  реэкспорта (реимпорта) как составной части более сложной операции (предпродажная подготовка товаров, ввезенных для импорта в другую страну);
  •  реэкспорта с целью получения прибыли на разнице в ценах.

3. Международные акты по унификации права международной торговли

Для правового регулирования международной торговли особое значение имеют конвенции и другие акты по унификации права международной торговли.

Основной из них является разработанная ЮНСИТРАЛ Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.) Действует более чем для 30 стран, включая Россию, Беларусь, Украину, США, Францию, Германию, Италию.

Венская конвенция применима к правоотношениям сторон из стран-участниц Конвенции, а также когда согласно коллизионным нормам международного частного права должно быть применимо право страны-участницы. Государство-участник не может сделать оговорку о факультативности применения Конвенции сторонами контрактов, но сами эти стороны могут исключить ее применение или видоизменить ее положения. Однако государство-участник вправе применять только ч.II Конвенции — о заключении договоров (Россия, Беларусь, Украина и др. сделали оговорку об обязательности письменной формы для договоров) или только ч.III — о регулировании правоотношений купли-продажи (Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция приняли только ч.III).

Национальное право стран-участниц применимо, согласно Конвенции, для случаев, не регулируемых ею.

В 1974 году была принята Конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров, а в 1980 году дополнительный Протокол к ней, в связи с необходимостью увязать эту Конвенцию с Венской конвенцией 1980 г.

Эти конвенции действуют для небольшого числа государств. Беларусь ратифицировала ее 14.11.1996 г.

С Венской конвенцией увязана и разработанная в УНИДРУА Женевская конвенция о представительстве в международной купле-продаже товаров 1983 г. Конвенция призвана регулировать отношения между агентом и принципалом из разных стран.

Для единообразного коллизионного регулирования договора международной купли-продажи товаров была разработана Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986 г. (Конвенция о международном частном праве).

В настоящее время приняты универсальные конвенции по иным внешнеэкономическим сделкам. Это три конвенции УНИДРУА 1988 г.: о международном факторинге, о международном финансовом лизинге, о международной аренде оборудования. Республика Беларусь участвует в Конвенции о международном финансовом лизинге.

В рамках СНГ действует Конвенция о межгосударственном лизинге 1998 г. и Соглашение об общих условиях поставок между организациями государств- участников СНГ (ОУП СНГ) 1992 г. Соглашение распространяется на отношения между субъектами хозяйствования независимо от форм собственности государств- участников СНГ по межгосударственным экономическим связям. Предприятия свободны в выборе предмета договора, определения обязательств за исключением поставки товаров по межгосударственным соглашениям.

4. Обычаи международной торговли

Одной из особенностей регулирования отношений в сфере международной торговли является широкое распространение обычаев международной торговли.

Обычаи международной торговли — это единообразные устойчивые правила, сложившиеся в практике, но не имеющие обязательной юридической силы.

В настоящее время для удобства применения, для исключения разночтения, обычаи международной торговли унифицируются различными международными организациями, организациями предпринимателей.

Эти документы имеют факультативное правовое значение, но они широко применяются и являются обязательными для сторон в качестве контрактных условий.

Европейской экономической комиссией ООН было разработано около 30 различных общих условий, типовых договоров и руководств по составлению договоров рекомендательного характера (общие условия для экспортных поставок машинного оборудования, общие условия для зерновых, цитрусовых, картофеля, топлива. ).

Наиболее известными и популярными публикациями Международной Торговой Палаты являются:

  1. 1. Международные правила по унифицированному толкованию терминов (ИНКОТЕРМС) в ред. 2000 г.
  2. 2. Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов в ред. 1993 г.
  3. 3. Унифицированные правила по инкассо 1995 г.

УНИДРУА подготовлены Принципы международных коммерческих договоров (в ред. 1994 г.).

Термины ИНКОТЕРМС — это типы договоров международной купли-продажи, основанные на фиксированном распределении прав и обязанностей между торговыми партнерами.

По каждому типу договоров фиксируются:

  •  права и обязанности сторон, связанные с перевозкой товаров, включая распределение дополнительных расходов, которые могут возникнуть в процессе перевозки;
  •  права и обязанности сторон по осуществлению , связанных с вывозом товара с территории одного государства и с ввозом его на территорию другого государства и транзитом через третьи страны, включая уплату таможенных сборов и других обязательных платежей;
  •  момент перехода рисков с продавца на покупателя в случае гибели или повреждения товаров.

13 толкуемых терминов (типов договоров) разделены на 4 группы:

  1. 1. Термины группы (продавец предоставляет товары покупателю в своем коммерческом предприятии).
  2. 2. Термины группы (продавец обязан предоставить товары в распоряжение перевозчика, обеспечиваемого покупателем).
  3. 3. Термины группы (продавец обязан заключить договор перевозки и отправить товар в адрес покупателя, не принимая на себя рисков, связанных с возможной гибелью или повреждением товара).
  4. 4. Термины группы (продавец несет все расходы и все риски до момента доставки товара в страну назначения).

Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) содержат принципы, которые являются общими для всех правовых систем (общими принципами права) и наиболее приспособленными к особым потребностям международных коммерческих сделок.

Принципы могут применяться:

  •  для регулирования отношений сторон по внешнеэкономической сделке, когда стороны на них сослались;
  •  в качестве доказательства всеобщей практики, когда невозможно установить применимое право, или когда избранное право не содержит ответа на искомый вопрос;
  •  для толкования и восполнения положений международных унификационных актов в области международной торговли;
  •  могут быть использованы в процессе развития национального права или в процессе международной унификации.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА СМЕЖНЫХ ПРАВ

ыделение из авторского права смежных, т. е. «аналогичных», «родственных», «других соседствующих» прав связано с научно-техническим прогрессом человечества в XX веке, который повлиял и на сотрудничество государств в области культуры. Раньше исполняемые артистами музыкальные или другие произведения можно было увидеть только на концерте или спектакле ограниченному кругу лиц. Появление технических средств фиксации, воспроизведения и распространения информации привело к отделению результатов творческой деятельности артистов, зафиксированной на фонограммах или других носителях, от самих исполнителей. Средства радиотелевещания позволяют в любое время донести их произведения до миллионов слушателей и зрителей. Поэтому артисты-исполнители уже не контролируют распространение своих произведений и не получают за их использование авторского вознаграждения. Физическое присутствие артистов стало сводится к минимуму и возникла проблема их занятости.

Одновременно появились организации, которые извлекали большие прибыли на вторичном использований таких произведений без согласия авторов и исполнителей. Несли убытки и производители фонограмм, которые не были защищены законом, бесконтрольно копировались, реализовывались и наносили материальный ущерб законному рынку фонограмм, способствуя процветанию «интеллектуального пиратства». По оценкам специалистов ежегодно несанкционированным образом в мире изготавливается записей на сумму около 1 млрд. дол. США.

Возникли многочисленные проблемы и в сфере охраны интересов вещательных организаций в связи с многочисленными фактами использования без их согласия созданных ими радиотелепередач.

Таким образом, субъектами, носителями смежных прав стали артисты-исполнители, производители фонограмм и вещательные организации. Их национально-правовая охрана сводится в основном к следующему:

1. Право артиста-исполнителя разрешать или не разрешать запись и прямое вещание сценических и концертных исполнений и других форм доведения до публики результатов его творческой деятельности.

2. Право производителей фонограмм разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение их фонограмм, а также импорт и распространение санкционированных дубликатов фонограмм.

3. Право вещательных организаций разрешать или запрещать повторное вещание их программ другими станциями, а также запись и распространение этих программ.

Во Франции, Дании, Швеции и других странах установлена ответственность за незаконное распространение на своей территории или со своей территории любого несущего программы сигнала, передаваемого через спутники.

Следует подчеркнуть, что правовая охрана смежных прав ни в коей мере не может ограничивать права авторов произведений, установленные национальным законодательством или международными договорами.

Необходимость охраны смежных прав изначально приобрела международный характер потому, что технический уровень фиксации и передачи охраняемых произведений не знает границ. Эффективная охрана прав указанных выше субъектов может быть обеспечена только в рамках многосторонних международных договоров.

Среди них первой была Конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (Римская конвенция). Она вступила в силу в 1964 г. Ее участниками являются около 40 государств-членов Бернской или Всемирной конвенции по авторскому праву. Россия в ней не участвует. Конвенция основана на принципе национального режима, который представляется законами страны, где испрашивается охрана: а) артистам-исполнителям, являющимися ее гражданами, в отношении на ее территории исполнений, их передачи в эфир либо первой записи; б) производителям фонограмм, которые являются ее гражданами, в отношении фонограмм, которые впервые записаны или впервые опубликованы на ее территории; в) вещательным организациям, штаб-квартиры которых расположены на ее территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на ее территории (ст. 2).

Конвенция содержит минимальный уровень охраны смежных прав. Она не имеет обратной силы, а минимальный срок охраны составляет 20 лет. При этом государства-участники, установившие более длительные сроки охраны не обязаны распространять их целиком на субъектов тех стран, где этот срок меньше.

В ст. 11 предусмотрено правило, по которому все выпущенные или предназначенные для продажи экземпляры фонограмм либо их упаковка должны иметь символ (Р) с указанием даты первой публикации. Он должен быть размещен так, чтобы он был легко различим. Если на экземпляре или упаковке нет имени, товарного знака и других соответствующих символов, то знак (Р) должен включать имя владельца права на изготовление фонограмм.

Конвенция обоснованно подвергается критике со стороны Европейского союза радиовещания и ряда стран за закрытость для не членов Бернской и Всемирной конвенции. Она не охраняет права артистов цирка, варьете и эстрады, требует выплаты вознаграждения за публичное проигрывание грамзаписей, в том числе по радио и телевидению и т. п.

В 1971 г. по инициативе Международной федерации грамзаписи была принята Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. Ее участниками являются более 55-ти государств, в том числе и Россия, на территории которой Конвенция действует с 13 марта 1995 г. Она существенно обновила и дополнила Римскую конвенцию в отношении правовой охраны фонограмм, в частности путем предоставления им особого режима, охраны в рамках антимонопольного законодательства и уголовно-правовой защиты.

Государства-участники взяли на себя обязательства охранять интересы производителей фонограмм от незаконного производства, ввоза и распространения копий фонограмм (ст. 2). В отличии от предыдущих договоров государства здесь отказались от предоставления иностранцам национального режима. Критерием выбора применимого права является законодательство государства гражданства изготовителя фонограмм. Сроки охраны также устанавливаются национальным законодательством, но не менее 20-ти лет, начиная с года, в котором сделана первая запись фонограммы. Все правовые формы охраны отнесены к компетенции государств-участников Конвенции.

В 1974 г. в Брюсселе была подписана Конвенция об охране сигналов, несущих теле- и радиопрограммы, передаваемые через спутники. В ее преамбуле подчеркиваются цели конвенции: выработка такой международно-правовой системы, которая способствовала бы использованию связи с помощью спутников, с одной стороны, и с другой — охраняла бы права авторов и субъектов смежных прав.

Государства-участники взяли на себя обязательства установить в своих законах запреты на трансляцию передающими организациями сигналов, содержащих программы на те станции, которым они не были предназначены. В Конвенции не устанавливается специальных правил по предупреждению актов «интеллектуального пиратства» и наказания за их совершение, оставляя их на усмотрение стран-участников. В отличие от Римской конвенции она открыта для всех государств-членов ООН.

В 1996 г. в Женеве Дипломатическая конференция по вопросам авторского права и смежных прав приняла новый Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Он открыт для присоединения только государствам-членам ВОИС и вступит в силу после 30-ти ратификаций. Договор не будет влиять на обязательства, взятые государствами по названным выше конвенциям, не будет затрагивать права авторов произведений и распространяется только на исполнителей и производителей фонограмм. Срок охраны их прав в Договоре увеличивается с 20 до 50 лет. Значительно расширен круг их эксклюзивных прав.

Так, исполнители наделяются исключительным правом в отношении своих исполнений запрещать или разрешать: эфирное вещание и сообщение для всеобщего сведения незаписанных исполнений; запись своих незаписанных исполнений; прямое или косвенное воспроизведение своих исполнений, записанных на фонограммы; доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих исполнений, записанных на фонограммы, посредством продажи или иной передачи права собственности, а также по проводам или средствам беспроволочной связи; коммерческий прокат для публики оригинала или экземпляров своих исполнений, записанных на фонограммы даже после их распространения, осуществленного исполнителем или по его разрешению.

Что касается производителей фонограмм, то они пользуются исключительным правом разрешать: прямое или Косвенное воспроизведение своих фонограмм любым образом и в любой форме; доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих фонограмм посредством продажи или иной передачи права собственности, а также по проводам или средствам беспроволочной связи; коммерческий прокат оригинала и экземпляров своих фонограмм для публики даже после их распространения, осуществленного производителем или по его разрешению.

Ст. 4 Договора устанавливает национальный режим охраны, т. е. каждая страна-участница предоставляет гражданам других государств такой же режим, какой они предоставляют своим собственным гражданам в отношении названных исключительных прав исполнителей и производителей фонограмм, а также права на вознаграждение. 11.1.3. Региональная международно-правовая охрана авторских и смежных прав

Для современного мира характерны интеграционные процессы не только в политической и социально-экономической областях, но и в сфере правовой охраны результатов творческой деятельности человека. Это обусловлено тем, что названные выше универсальные многосторонние договоры в полной мере не достигают своей эффективности. Поэтому параллельно с ними постоянно совершенствуются региональные международно-правовые механизмы обеспечения авторских прав.

В 1946 г. была принята Межамериканская конвенция по охране авторских прав, положившая начало взаимной охране таких прав на американском континенте. Однако наибольший опыт в этой сфере накоплен в рамках Европейского региона и, в первую очередь, стран Европейского союза. Здесь успешно идут процессы унификации законодательства об интеллектуальной собственности с помощью принятия Советом ЕС регламентов и директив.

Нормы регламентов носят общий характер и обладают юридической силой на территории всех стран-членов ЕС, которая подкрепляется возможностью применения санкций в случае нарушения их норм. Они являются нормами прямого действия, т. е. применяются независимо от того, закреплены они или нет в национальном законодательстве.

Директива в отличие от регламентов имеет обязательную силу только для государства, которому она направлена Советом ЕС, и только в отношении результата, который должен быть достигнут. Тем самым существенно повышается эффективность норм права интеллектуальной собственности. Поэтому директивное регулирование стало главным правовым средством унификации авторского права и смежных прав. Примерами могут служить директивы Совета ЕС о правовой охране компьютерных программ 1991 г., о координации некоторых норм авторского права и смежных прав при применении их к спутниковому вещанию и кабельной ретрансляции 1993 г., о правовой охране баз данных 1996 г. Известны проекты таких директив, как о копировании звуко-, аудиовизуальных записей в домашних условиях и о личных неимущественных правах авторов.

Необходимость взаимной охраны авторских прав закреплена в Уставе СНГ (ст. 19). В 1993 г. страны СНГ, признавая необходимость взаимной охраны рассматриваемых прав, приняли Соглашение в области охраны авторского права и смежных прав. В силу правопреемства они подтвердили свое участие во Все’ мирной конвенции об авторском праве 1952 г. и взяли на себя обязательства по взаимной охране авторских прав в сроки, установленные национальным законодательством. При этом уровень охраны должен быть не ниже уровня, установленного Бернской, Всемирной, Женевской и Римской конвенциями. В Соглашении подчеркнута необходимость совместной борьбы с незаконным использованием произведений и другими формами интеллектуального пиратства, решения вопросов об избежании двойного налогообложения авторского гонорара, определения взаимных расчетов и их осуществления. Для взаимной охраны интеллектуальной собственности в разных странах создаются национальные авторско-правовые организации, которые часто заключают между собой специальные соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи. В России такими организациями стали Российское авторское общество (РАО) -правопреемник Российского агентства интеллектуальной собственности (РАИС) и Российское общество смежных прав (РОСП). Их функции и полномочия как общественных организаций определяются соответствующими уставами. Они вправе заключать с индивидуальными правообладателями договоры об охране их прав, оказывать помощь иностранным авторам произведений, артистам-исполнителям, производителям фонограмм и вещательным организациям. Кроме этого они участвуют в работе международных организаций в сфере охраны авторских и смежных прав.

В 1996 г. Межпарламентская Ассамблея СНГ приняла Модель Третьей части Гражданского кодекса, раздел пятый которого назван «Интеллектуальная собственность». Тем самым положено начало гармонизации гражданского права и, в частности, права интеллектуальной собственности в рамках СНГ. При этом авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет на территории одной из стран СНГ, действует и на территории других стран СНГ. Оно признается также за гражданином одной из этих стран, чье произведение впервые выпущено в свет или находится в какой-либо объективной форме на территории иностранного государства. Если правовая охрана предоставляется в соответствии с международным договором, то факт выпуска произведения в свет на территории другого государства определяется по такому договору (ст. 1075).

Права исполнителей, создателей фонограмм и организаций вещания (эфирного и кабельного), являющихся иностранными гражданами или юридическими лицами, если они осуществили первую постановку, исполнение, запись или передачу в эфир вне территории одной из стран СНГ, действуют на ее территории в соответствии с международными договорами (ст. 1101).

Кроме этого следует назвать соглашение стран СНГ «О сотрудничестве в области кинематографии» 1995 г. и «О сотрудничестве в области книгоиздания, полиграфии и книгораспространения» 1995 г.

В сфере взаимной охраны авторских прав большую роль играют двусторонние договоры. До настоящего времени в России действуют заключенные СССР соглашения по этим вопросам с Венгрией (1978 г.), Польшей (1974 г.), Кубой (1985 г.), Австрией (1981 г.), Швецией (1986 г.) и другими странами. Россия заключила такие договоры и с бывшими союзными республиками Союза ССР. Этими договорами предусмотрено взаимное предоставление национального режима. При этом каждая страна признает авторские права их граждан независимо от места первого опубликования Произведений, а также авторские права граждан третьих стран на произведения, выпущенные в свет на территории договаривающихся государств. Это ведет, например, к применению кубинских законов в отношении российских произведений на Кубе и наших законов по целому ряду вопросов по отношению охраны произведений в России. 11.1.4. Авторские и смежные права иностранцев в Российской Федерации

Правовую основу охраны рассматриваемых прав составляют Федеральные законы «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г., «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных» 1992 г., «О правовой охране топологий интегральных микросхем» 1992 г. и др.

При этом Закон об авторском праве и смежных правах (в дальнейшем — Закон) в ст. 5 распространяет охрану авторских прав только на те произведения, которые: во-первых, обнародованы или не обнародованы, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории России, независимо от гражданства авторов и их правопреемников (речь здесь идет об охране прав иностранных авторов на нашей территории путем предоставления им национального режима); во-вторых, обнародованы или не обнародованы, но находящиеся в какой-либо объективной форме в другой стране, авторов из числа российских граждан; в-третьих, обнародованы или не обнародованы, но находящиеся за рубежом авторов — иностранных граждан, но только в соответствии с международными договорами РФ. В последнем случае автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.

Кроме общих правил установлено, что произведение считается опубликованным на территории России, если в течение 30 дней после даты первого опубликования в другом государстве оно было опубликовано на нашей территории.

Следовательно, Закон устанавливает три случая охраны произведений с иностранным элементом: произведений иностранцев, впервые выпущенных в свет на российской территории; произведений, созданных российскими гражданами и выпущенных в свет в других странах; произведений созданных иностранными авторами, впервые выпущенные в свет за границей при наличии международного договора с участием России.

Что касается смежных прав, то в 1997 г. ст. 35 Закона была дополнена пунктом 4, в соответствии с которым смежные права иностранных физических и юридических лиц признаются на российской территории только в соответствии с международными договорами с участием нашей страны.

Если произведение не подпадает под действие охраны ст. 5 Закона, то права автора на это произведение начинают охраняться с момента его первого опубликования на территории России.

Некоторые произведения иностранных авторов в России не охраняются. К ним относятся произведения:

— перешедшие в общественное достояние после истечения сроков охраны;

— не пользовавшиеся никогда правовой охраной (правовые акты, судебные решения, информационные материалы, народное творчество и др.);

— изданные впервые в других государствах для авторов стран, которые не участвуют во Всемирной, Бернской и других многосторонних договорах или не заключивших с Россией договоров о взаимной охране авторских или смежных прав;

— выпущенные в свет в других странах до вступления СССР во Всемирную (до 27 мая 1973 г.) или до присоединения России к Бернской (до 15 марта 1995 г.) конвенциям, а также до вступления в силу двусторонних соглашений с Россией о взаимной охране авторских прав.

Не охраняемые произведения иностранных авторов могут -свободно использоваться любыми лицами и дозволенными способами путем перевода, переделки и т. п. Однако во всех таких случаях должны строго соблюдаться такие личные права, как право на авторство, на авторское имя, на неприкосновенность произведения, и на защиту репутации. Поэтому никто, например, не вправе переделать драму в водевиль, либо присвоить себе авторство на стихотворение А. С. Пушкина, роман В. Гюго, либо издать книгу А. М. Горького под его настоящим именем, а не псевдонимом, который избрал автор.

В отличие от отечественных авторов на произведения, обнародованные на нашей территории, права иностранных авторов в России регулируются не только национальным законодательством, но и международными договорами. Поэтому круг таких прав может быть значительно шире. Например, установлено, что право на перевод произведения на другой язык в целях его выпуска в свет допускается не иначе, как с согласия автора или его правопреемников. Поэтому перевод и обнародование произведения иностранного автора на территории России без согласия правообладателей может квалифицироваться как контрафакция. Не могут быть нарушены исключительные права автора на имя, неприкосновенность произведения, на все виды его использования другими лицами и на авторское вознаграждение.

В первом случае пользователь получает исключительное право на определенное использование произведения, т. е. в пределах договора он становится единственным лицом, уполномоченным на использование, и может разрешать или запрещать третьим лицам подобное использование произведения. Поэтому основной признак исключительного характера приобретаемого права — это возможность запрета использования произведения третьими лицами. И такое право запрета передается автором пользователю.

Второй вид договора о передаче неисключительных прав автора не дает пользователю такого права запрета. Если в договоре прямо не указано, что права передаются как исключительные, то считается, что переданы только неисключительные права (п. 3 ст. 30).

Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Особое значение для иностранных авторов имеет норма о том, что, если такой договор представляет собой внешнеэкономическую сделку и не облечен в письменную форму, то он считается недействительным.

Так, по авторскому договору о передаче исключительных прав на перевод и опубликование произведения иностранного автора последний обязуется передать свое произведение для использования указанным способом, а издательство — осуществить его использование указанными способами в установленные сроки и выплатить авторское вознаграждение. Его минимальные ставки установлены еще законодательством РСФСР в 1988 г. и не отменены. Однако стороны могут договориться о более высоких ставках в твердой сумме или в виде процентов от дохода за реализацию экземпляров произведения. При этом размер вознаграждения может быть привязан к курсу иностранной валюты, исчисляться комбинированным способом, в валюте страны постоянного места жительства автора, а с согласия автора и в рублях с использованием их в РФ или других странах СНГ.

Двойное налогообложение авторского вознаграждения в стране первоначальных выплат и в стране гражданства или места проживания автора наносит материальный и моральный ущерб интересам автора и препятствует делу распространения и широкого доступа к иностранным произведениям человеческого гения, являющимся важным фактором интернационализации науки и культуры всех народов. Поэтому еще в 1979 г. была принята Мадридская конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения. В ней установлено правило обложения налогами только в государстве, в котором первоначально причитаются выплаты такого вознаграждения. Для избежания двойного налогообложения государствам рекомендовано заключить с другими странами двусторонние подобные соглашения либо закрепить запреты на двойное налогообложение во внутреннем законодательстве. В Дополнительном протоколе к Конвенции установлен запрет двойного обложения применительно к смежным правам. В качестве приложения к Конвенции дан своеобразный типовой договор в виде Модели двустороннего соглашения об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения.

Такое соглашение, например было заключено в 1985 г. между СССР и Францией. В нем, в частности, установлено, что авторы произведений облагаются налогами в стране их постоянного места пребывания с денежных сумм, выплачиваемых за продажу, использование произведений науки, литературы, искусств, программ для ЭВМ, фонограмм, других предметов воспроизведения звука, пленок и фильмов, используемых для радиовещания, кино и телевидения (ст. 6). Подобные договоры действуют в рамках СНГ.

В Законе о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных, регулируются отношения, связанные с правовой охраной этих объектов. При этом программы для ЭВМ приравниваются к охране произведений литературы, а базы данных — к охране сборников. Основным условием охраны является выпуск этих объектов в свет гражданами РФ или иностранцами на территории России. Однако авторские права также признаются за нашими гражданами, если их программы и базы данных выпущены в свет или находятся в какой-либо объективной форме на территории другого государства. Что касается иностранных авторов, чьи программы и базы данных впервые выпущены в свет не в России, то их права у нас могут охраняться только в соответствии с международным договором.

Закон предоставляет авторам исключительные личные неимущественные и имущественные права на выпуск в свет, воспроизводство, распространение, модификацию своих программ и баз данных. Предусмотрен договорный порядок их использования. Правообладатель может зарегистрировать эти объекты в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем.

Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем распространяется только на оригинальную топологию, созданную творческой деятельностью человека. При этом иностранные физические и юридические лица пользуются правами, предусмотренными этим законом, наравне с российскими гражданами и юридическими лицами в силу международных договоров или на основе принципа взаимности. Срок охраны топологий 10 лет.

11.1.5. Охрана произведений отечественных авторов за рубежом

Лучшие научные, литературные, музыкальные и другие произведения советских и российских авторов всегда пользовались и пользуются в других государствах заслуженным успехом, поэтому широко распространяются в процессе культурного сотрудничества. Авторские права российских авторов признаются и охраняются в других странах при наличии международных договоров или на основе принципа взаимности.

Если, например, российский автор впервые опубликовал свое произведение в Париже, а через год в Московском издательстве «Юридическая литература» после 27 мая 1973 г. и на них стоят знаки охраны авторского права ©, то это произведение охраняется во всех странах Всемирной конвенции 1952 г., а после 13 марта 1995 г. во всех странах-участницах Бернской конвенции. К таким произведениям применяются как правила названных конвенций, так и в силу национального режима нормы права соответствующих иностранных государств об авторском праве и смежных правах.

На таких же условиях осуществляется правовая охрана произведений отечественных авторов, вышедших в свет в государствах, с которыми РФ заключила двусторонние договоры о взаимной охране авторских прав. Они дополняются специальными рабочими соглашениями, заключаемыми с российской стороны РАО, РОСП и другими общественными организациями и коммерческими фирмами и подобными юридическими лицами других стран. К примеру, в Польше охрану авторских прав осуществляет Польское общество авторов (ЗАИКС). Все они осуществляют охрану прав своих авторов при использовании их произведений за пределами своих стран. Через них происходят иностранные издания, публичное исполнение и другие виды использования за границей ранее опубликованных на территории России произведений, а также и выплаты причитающегося авторского вознаграждения.

Названные договоры регламентируют и сроки охраны авторского права, которые в разных странах далеко не однозначны. Поэтому указывается, что охрана будет осуществляться в течение срока, предусмотренного национальным законодательством автора.

Использование произведений российских авторов в других странах осуществляется также на основании договоров. При этом автор может передать право на использование своего произведения любым иностранным гражданам и юридическим лицам. По выбору сторон может быть установлено и право, подлежащее применению к такому договору.

Автор вправе сам заключать такие договоры. Однако чаще всего правообладатели пользуются услугами РАО, РОСП, а также различных посреднических отечественных и иностранных агентств и фирм. Они же оказывают авторам консультативные услуги и правовую помощь по вопросам охраны авторских и смежных прав.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья написана по материалам сайтов: topuch.ru, studopedia.ru.

»

Это интересно:  Применимое право интернет торговля
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector