+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Международно правовая охрана авторских и смежных прав

Основные источники: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. в редакции Парижского акта 1971 г., Всемирная конвенция об авторском праве. Дополнительные: соглашение о торговых аспектах прав интеллектуально собственности 1994 г. (ТРИПС), договор Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по авторскому праву 1996 г.

Виды объектов охраны: литературные, научные и художественные произведения, выраженные в письменной, музыкальной, кинематографической и др. формах. Бернская конвенция раскрывает термин «литературные и художественные произведения» как все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены». Охраняются как опубликованные произведения, так и не опубликованные произведения. Ни в Бернской, ни во всемирной конвенциях не упоминаются такие объекты как компьютерные программы и базы данных. Это не означает, что они не пользуются охраной этих конвенций.

Неохраняемые объекты. Бернская конвенция — сообщения о новостях дня или иные сообщения чисто информационного характера. Договор ВОИС — дополнительно устанавливает, что исключатся из охраны идеи, процессы, методы или математические концепции.

Основания предоставления и общие принципы конвенционной охраны авторских прав (бернская и всемирная конвенции). 2 критерия: гражданство автора и территориальный критерий (применяется только в отношении произведений, не являющиеся гражданами стран-участниц и не имеющих в них основного места жительства). Соглашение ТРИПС и договор ВОИС по авторскому праву отсылают к бернской конвенции. Закреплен принцип национального режима.

Условия охраны авторских прав. Охрана авторских прав вне зависимости от соблюдения формальностей (авторское право возникает с момента создания произведения). Срочный характер охраны авторских прав. Всемирная конвенция — охрана не может быть меньше 25 лет после смерти автора. Для фотографий и прикладного искусства — 10 лет. Бернская — 50 лет, для фотографий и прикладного искусства — 25 лет.

Основные права авторов: а) личные неимущественные (моральные): право требовать признания авторства, право противодействовать всякому искажению произведения, способному нанести ущерб чести или репутации автора. б) имущественные: исключительное право автора переводить и разрешать переводы своих произведений, право на воспроизведение, право на передачу в эфир, право долевого участия на оригиналы произведений и рукописей (на долю от цены при каждой последующей продаже), право на переделку произведений и др.

Обладателями смежных прав являются артисты — исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. Объектами смежных прав выступают соответственно исполнение (чтение, декламация, пение, игра на музыкальных инструментах, исполнение любым иным способом литературного или художественного произведения); фонограмма (исключительно звуковая запись какого-либо исполнения или иных звуков); передача в эфир, под которой понимается передача беспроволочными средствами звуков или изображений для приема публикой (ст. 3 Римской конвенции). Вышеперечисленные объекты упоминаются в международных конвенциях. Кроме них к объектам смежных прав относятся передачи организаций кабельного вещания и иные объекты, отнесенные к таковым национальными законами.

Основания предоставления охраны исполнителям установлены ст.4 Римской конвенции. Для этого достаточно любого из следующих условий: исполнение имело место в другом договаривающемся государстве; исполнение включено в фонограмму, охраняемую на основании данной Конвенции; исполнение, не записанное на фонограмму, распространяется путем передачи в эфир, охраняемой на основании данной Конвенции.

Основания предоставления охраны производителям фонограмм предусмотрены в ст. 5 Римской конвенции. Охрана предусмотрена по критерию национальности производителя — если производитель фонограммы является гражданином (юридическим лицом) договаривающегося государства; по критерию места первой записи звука; наконец, по критерию места первой публикации (должно быть договаривающееся государство).

охрана авторских и смежных прав

Международно-правовая охрана авторских и смежных прав

Основные международные договоры в этой сфере: 1) Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (БК) 2) Всемирная конвенция об авторском праве действует в двух разных редакциях: от 6 сентября 1952_г. и от 24 июля 1971 г. (ВК) 3) Договор ВОИС по авторскому праву от 20 декабря 1996 г. Хотя Россия в нем не участвует, он очень важен потому, что спе­циально посвящен особенностям охраны прав авторов в совре­менных условиях, в том числе охране авторских прав в сети Ин­тернет.

Виды объектов авторских прав. Статья I ВК указывает в качестве объектов охраны литературные, научные и художественные произведения, выраженные в следующих основ­ных формах: письменной, музыкальной, кинематографической, изобразительной (произведения живописи, графики, скульптуры) и др. БК раскрывает термин «литературные и художественные произведения» как «все произведения в облас­ти литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены», и дает весьма широкий от­крытый перечень таких основных форм (п. (1) ст. 2). При этом отмечается, что произведения, не закрепленные в той или иной материальной форме, могут быть национальным законодательст­вом стран Союза изъяты из охраны.

Охраняются как опубликованные произведения, так и неопуб­ликованные (ст. 3 БК), по терминологии ВК, «выпущенные в свет» и «не выпущенные в свет» произведения. БК наиболее полно раскрывает поня­тие «опубликованное произведение» (п. 3 ст. 3), под которым сле­дует понимать «произведения, выпущенные с согласия их авторов, каков бы ни был способ изготовления экземпляров, при условии, что эти экземпляры выпущены в количестве, способном удовле­творить разумные потребности публики. ». Подчеркивается, что не является опубликованием представление драматического, музы­кально-драматического или кинематографического произведения, исполнение музыкального произведения, публичное чтение литера­турного произведения, сообщение по проводам или передача в эфир литературных или художественных произведений, показ произведения искусства и сооружение произведения архитектуры.

Ключевым в данном определении является упоминание об эк­земплярах произведения. То есть само по себе публичное сообще­ние произведения, если не были изготовлены в сравнительно большом количестве и не распространялись его копии, не являет­ся «опубликованием». Важно также подчеркнуть, что произведе­ние, дабы считаться «опубликованным», должно быть опублико­вано с согласия автора.

Определение понятия «выпуск в свет», которое дано в ст. VI ВК, похоже на рассмотренное определение «опубликование произведения», но с одним существенным отличи­ем: под ним понимается «воспроизведение в какой-либо матери­альной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экзем­пляров произведения для чтения или ознакомления путем зритель­ного восприятия». Таким образом, из объема данного понятия выпадают любые звукозаписи. Как следствие, в соответствии с ВК не подлежат охране зву­козаписи и иные произведения, не воспринимаемые зрительно. Кроме того здесь нет указания на согласие автора.

В отношении отдельных видов произведений установлен ряд дополнительных правил. Во-первых, переводы, адаптации, музы­кальные аранжировки и другие переделки литературных и худо­жественных произведений охраняются как оригинальные произве­дения, но только при условии соблюдения прав автора первона­чального произведения (БК).

Во-вторых, сборники произведений пользуются охраной при условии, что по подбору и расположению материалов они пред­ставляют собой результат интеллектуального творчества и при их создании соблюдены права авторов составляющих их произве­дений (п. 5 ст. 2 БК). Аналогичные правила ус­тановлены Законом РФ от 9 июля 1993 г. № 5351 г. «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 7), который, кроме того, подчеркивает, что сборники охраняются вне зависимости от того, охраняются ли входящие в них произведения.

Перечень объ­ектов авторского права в обеих конвенциях не исчерпывающий. Сложившаяся практика заключается в том, что компьютерные программы охраняются как литературные произведения, а базы данных — как сборники.

Неохраняемые объекты. В БК к ним относятся сообщения о новостях дня или иные сообщения чисто информационного характера. Договор ВОИС по авторскому пра­ву в ст. 2 дополнительно устанавливает, что исключаются из охра­ны идеи, процессы, методы или математические концепции как таковые.

Страны Союза также могут изъять их из охраны полностью или частично: официальные документы и их официальные переводы; политические речи и ре­чи, произнесенных в ходе судебных процессов.

В БК допускается также ограничение охраны произведений, авторами которых являются граждане госу­дарств, не участвующих в БК, если эта послед­няя страна не обеспечивает достаточной охраны произведениям авторов — граждан стран Союза.

Основания предоставления и общие принципы конвенционной охраны авторских прав. Международные договоры в сфере охраны авторских прав определяют круг произведений, пользующихся конвенционной охраной, на основании двух критериев: граждан­ства автора и территориального критерия.

На основании критерия гражданства автора подлежат охране как выпущенные, так и не выпущенные в свет произведения, ав­торы которых либо являются гражданами государств — участников соответствующих конвенций, либо имеют свое обычное местожи­тельство на их территории (БК). При этом не играет роли, в каком государстве произведе­ние было опубликовано (если оно выпущено в свет). Аналогич­ное положение содержится во ВК.

Территориальный критерий предоставления охраны применяется только в отношении произведений авторов, не являющихся граж­данами стран-участниц и не имеющих в них основного места жи­тельства. В таком случае охрана предоставляется, только если про­изведение впервые выпущено в свет в одной из стран — участниц соответствующего договора (БК и ВК). БК разъясня­ет, что сюда же относятся ситуации, когда произведение одновре­менно (в течение 30 дней после первого выпуска) вышло в свет в стране-участнице и третьем государстве.

БК в ст. 4 устанавливает «льготные» основа­ния для предоставления охраны на основании территориального критерия отдельным категориям произведений. В отношении ки­нематографического произведения нужно, чтобы его изготовитель имел обычное местожительство или штаб-квартиру в одной из стран Бернского союза. Для произведения же архитектуры доста­точно того, чтобы такое произведение было сооружено в ка­кой-либо стране Союза, а для иных произведений, являющихся частью здания или сооружения, —того, чтобы это сооружение было расположено в какой-либо стране Союза.

Соглашение ТРИПС и Договор ВОИС по авторскому праву в отношении критериев для предоставления охраны отсылают к БК.

К общим положениям конвенционной охраны можно отнести: принцип национального режима, предоставление охраны вне за­висимости от соблюдения формальностей, срочный характер ох­раны и отсылка к праву страны, где испрашивается защита, в ка­честве основного коллизионного начала.

Это интересно:  Аниме без авторских прав для ютуба

Принцип национального режима в соответствии со ст. II ВКозначает, что охраняемые произведения пользуются на территории другого государства-участника той охраной, которая предоставляется государством произведениям своих авторов, впер­вые выпущенным в свет на собственной территории, или не выпу­щенным в свет произведениям своих авторов. БК также закрепляется принцип национального режима, но уточняется при этом, что авторы пользуются в странах Союза «правами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены в дальнейшем (курсив авт.) соответствующими зако­нами этих стран своим гражданам». При этом обе конвенции до­бавляют, что авторы обладают также правами, особо предоставляе­мыми соответственно каждой конвенцией.

Таким образом, БК и ВК закрепляют не только национальный режим охраны, т. е. полностью уравни­вают в правах иностранных авторов с авторами государства-участ­ника, но и предоставляют им все права, которые предусмотрены в конвенции. В результате автор произведения, выпущенного за рубежом, может иметь даже более высокий уровень охраны его прав, чем автор произведения, выпущенного на собственной тер­ритории страны-участницы. Такая ситуация возникает, когда на­циональным законодательством не предусмотрено какое-либо из прав, упомянутых в конвенциях. Названное дополнение к нацио­нальному режиму особо значимо для государств — участников БК, поскольку она содержит материально-пра­вовые нормы, предусматривающие наиболее широкий перечень авторских прав.

Статья 3 Соглашения ТРИПС также устанавливает националь­ный режим в качестве основного принципа охраны прав интел­лектуальной собственности. Кроме того, ст. 4 ТРИПС содержит нетипичное для права интеллектуальной собственности положе­ние о режиме наибольшего благоприятствования: в том случае, если в отношении охраны интеллектуальной собственности госу­дарство—участник ТРИПС предоставит гражданам и юридиче­ским лицам любого третьего государства какую-либо льготу или иную привилегию, такая же льгота или привилегия должна быть немедленно и безусловно предоставлена гражданам и юридиче­ским лицам всех государств-участников. В ст. 4 установлен и ряд исключений из этого правила.

Условия охраны авторских прав. Конвенции исходят из охраны авторских прав вне зависимости от соблюдения формальностей. Бескомпромиссно это положение закреплено в БК, п. 2 ст. 5 которой предусматривает, что пользование конвен­ционными правами и осуществление их «не связаны с выполне­нием каких бы то ни было формальностей».

Учитывая это, ВК предусмотрела компро­миссное правило: если по внутреннему законодательству государ­ства-участника соблюдение формальностей является обязатель­ным, то формальности считаются выполненными в отношении всех охраняемых на основании данной Конвенции произведений при условии, что все экземпляры таких произведений, начиная с первого выпуска в свет, будут носить знак охраны авторского права.

Это правило имеет два исключения: во-первых, оно не распространяется на авторов — граждан государства, зако­нодательство которого требует соблюдение каких-либо формально­стей; во-вторых, оно не распространяется на произведения, впер­вые выпущенные в свет на территории такого государства. Следо­вательно, рассмотренные положения ВК не должны пониматься как требования отмены формальных процедур. Формальные процедуры не отменяются для произведений своих граждан вне зависимости от места выпуска их в свет, а также для любых произведений, впервые выпущенных в свет в данном госу­дарстве. В отношении не выпущенных в свет произведений любые материально-правовые формальности запрещаются (п. 4 ст. III).

Срочный характер охраны авторских прав. В соответствии с ВК срок охраны произведения устанавливается законодательством государства, в котором предъявляется требование к охране, однако он не мо­жет быть меньше 25 лет после смерти автора. В определенных случаях и в отношении некоторых категорий произведений допус­кается исчисление срока с момента первого выпуска в свет или с момента регистрации произведения. Сокращенный срок—10 лет установлен для фотографических произведений и произведе­ний прикладного искусства.

БК устанавли­вает срок охраны в 50 лет после смерти автора либо с момента смерти последнего из соавторов. БК закреп­ляет особый порядок исчисления сроков для произведений, выпу­щенных анонимно или под псевдонимом. В таком случае течение срока начинается с момента правомерного обнародования произ­ведения, кроме случаев, когда псевдоним не вызывает сомнений в личности автора или когда автор раскрыл свою личность до ис­течения срока охраны. Тогда применяется обычный порядок. Пункт 2 ст. 7 Бернской конвенции допускает установление осо­бого порядка исчисления сроков охраны кинематографических произведений. Они могут исчисляться с момента обнародования либо создания (для необнародованных — в течение 50 лет после создания произведений). Наконец, допускается установление со­кращенного срока охраны фотографических произведений и про­изведений прикладного искусства —25 лет, причем исчисляться он может с момента создания такого произведения.

Исчисление всех вышеуказанных сроков начинается с 1 янва­ря года, следующего за наступлением юридического факта, лежа­щего в основании начала течения сроков (БК)

В соответствии с БК страны союза могут в национальном законодательстве устанавливать повышенные сроки охраны произведений по сравнению с конвенционными.

БК и ВК: зафиксировано правило о сравнении сроков охраны ав­торских прав, представляющее собой изъятие из общего принци­па национального режима. Данное положение заключается в том, что хотя срок охраны авторских прав также определяется нацио­нальным законодательством страны, в которой предъявляется тре­бование об охране, но если законодательством специально не предусмотрено иное, этот срок не может быть более продолжи­тельным, чем срок, установленный в стране происхождения про­изведения.

Основные права авторов. БК, как уже отмеча­лось, в отличие от ВК содержит значительное число уни­фицированных материально-правовых норм и в первую очередь норм, предусматривающих подробный перечень прав авторов в отношении их произведений.

Все права, принадлежащие авторам произведений, подразделя­ются на две основные группы: личные неимущественные («мо­ральные») права и имущественные права.

К правам первой группы относятся: право требовать призна­ния авторства (которое объединяет в себе право признаваться ав­тором произведения и право на имя); право противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению произве­дения, противодействовать любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автор. Такие права существу­ют независимо от имущественных прав автора и полностью со­храняются в случае их уступки. После смерти автора они имеют силу по крайней мере до прекращения имущественных прав. Ра­зумеется, личные права не переходят в порядке правопреемства, а только осуществляются лицами или учреждениями, уполномо­ченными на это законом государства.

Следующая группа прав имеет особое экономическое значение для автора и его правопреемников. Это имущественные права:

исключительное право автора переводить и разрешать переводы своих произведений (право на перевод является единственным правомочием автора, закреплен­ным во ВК в редакции 1952 г.).

право на воспроизведение;

Право на передачу в эфир ( ВК также предоставляет автору это право, но в самой общей форме);

Право долевого участия на оригиналы произведений искусства и рукописей. Данное право за­ключается в том, что в отношении оригиналов произведений ис­кусства и оригиналов рукописей автор, а после его смерти правопреемники, имеют не­отчуждаемое право на долю от цены при каждой последующей продаже произведения, следующей за его первой уступкой;

Право ни переделку произведений.

Авторы драматических и музыкально-драматических произведений имеют исключитель­ное право разрешить публичное представление или исполнение своих произведений и их переводов любыми средствами или способами, а также передачу любым способом их постановок и исполнений для всеобщего сведения. Аналогичные права предоставляются авто­рам литературных произведений (ВК в общей форме закрепила исключительное право автора разрешать публичное исполнение произведения (не­зависимо от вида произведения).

Соглашение ТРИПС и Договор ВОИС по авторскому праву расширили перечень исключительных прав автора по сравнению с БК, закрепив право на распространение про­изведений, право проката и право на публичное сообщение про­изведения.

Кроме вышеназванных прав БК содержит ряд положений относительно защиты охраняемых прав. ( ВК не содержит таких положений вообще). Соглашение ТРИПС содержит в отличие от БК очень подробный перечень средств правовой за­щиты авторских прав, а также основные требования к процедуре их применения.

Международно-правовая охрана смежных прав

Международная конвенция об охране интересов арти­стов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. (Римская конвенция). Россия в ней не участвует; Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г. (Конвенция 1971 г.) (Россия участвует с 1995); Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам от 20 декаб­ря 1996 г.;

Конвенция 1974 г. о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники.

Субъекты и объекты смежных прав. Обладателями смежных прав являются артисты — исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. Объектами смеж­ных прав выступают соответственно исполнение (чтение, декла­мация, пение, игра на музыкальных инструментах, исполнение любым иным способом литературного или художественного про­изведения); фонограмма (исключительно звуковая запись какого-либо исполнения или иных звуков); передача в эфир, под кото­рой понимается передача беспроволочными средствами звуков или изображений для приема публикой (ст. 3 Римской конвен­ции). Вышеперечисленные объекты упоминаются в международ­ных конвенциях. Кроме них к объектам смежных прав относятся передачи организаций кабельного вещания и иные объекты, отне­сенные к таковым национальными законами.

Основания предоставления и общие принципы конвенционной ох­раны смежных прав. Основания предоставления охраны отличаются в зависимости от того, каким субъектам она предоставляется и установлены Римской конвенцией.

Основания предоставления охраны исполнителям. Для этого достаточно любого из следую­щих условий: исполнение имело место в другом договаривающем­ся государстве; исполнение включено в фонограмму, охраняемую на основании данной Конвенции; исполнение, не записанное на фонограмму, распространяется путем передачи в эфир, охраняе­мой на основании данной Конвенции. Важно отметить, что такой критерий, как гражданство исполнителя, в число условий для предоставления охраны исполнениям Римской конвенцией не включен. Следовательно, если исполнение исполнителя — гражда­нина, участвующего в Римской конвенции государства, было про­изведено в каком-либо третьем государстве, то такое исполнение охраной по Римской конвенции не пользуется.

Это интересно:  Знак 3.27 пдд рф комментарии

Основания предоставления охраны производителям фонограмм. Охрана предусмотрена по критерию национальности производителя — если производи­тель фонограммы является гражданином (юридическим лицом) договаривающегося государства; по критерию места первой запи­си звука; наконец, по критерию места первой публикации (долж­но быть договаривающееся государство).

В том случае, если фонограмма была впервые выпущена в свет в государстве, не участвующем в Римской конвенции, но в течение 30 дней после этого она была опубликована в догова­ривающемся государстве, она рассматривается как опубликован­ная одновременно в этих государствах и, следовательно, пользует­ся охраной по Римской конвенции (п. 2 ст. 5). В отличие от Римской конвенции Конвенция 1971 г. использует только один критерий для предоставления охраны — критерий национальности производителя фонограмм (ст. 2). Основания предоставления охра­ны передачам вещательных организаций закреплены в ст. 6 Рим­ской конвенции. Для этого достаточно соблюдения любого из двух условий: штаб-квартира вещательной организации располо­жена в договаривающемся государстве либо там расположен пере­датчик, с помощью которого осуществляется передача в эфир.

Принцип национального режима является основным в сфере международной охраны смежных прав. Впрочем Римская Конвенция не ограничивается закреплением общего принципа национального режима. Он дополнен требованием обя­зательного предоставления минимума конкретных прав исполни­телям, производителям фонограмм и вещательным организациям, которые закреплены в Конвенции.

Аналогичным является и подход, изложенный в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам: национальный режим плюс права, специально предоставленные Договором (ст. 4). Со­глашение ТРИПС при определении национального режима отсы­лает к Римской конвенции, но подчеркивает, что в отношении исполнителей, производителей фонограмм и вещательных органи­заций данный режим распространяется только на те права, кото­рые закреплены в Соглашении (п. 1 ст. 3).

Однако в сфере охраны смежных прав (в отличие от автор­ского права) не все конвенции исходят из принципа националь­ного режима. Конвенция 1971 г. отказалась от данного принципа, заменив его в ст. 2 общим обязательством охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств-участников, от производства копий фонограмм без согла­сия производителя и от ввоза таких копий, если производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди пуб­лики, а также от распространения этих копий среди публики. Данная охрана может осуществляться любыми правовыми метода­ми по усмотрению государства-участника: как с помощью предос­тавления авторского права и иных подобных прав, так и путем защиты от недобросовестной конкуренции или путем уголовных санкций.

Международная охрана фонограмм и прав артистов-исполните­лей осуществляется вне зависимости от формальностей. Статья 11 Римской конвенции устанавливает относительно формальностей правила, сходные с содержащимися в п. 1 ст. III Всемирной кон­венции об авторском праве. Знак охраны — латинская буква «R» в круге. Аналогичное правило закреплено в Конвенции 1971 г.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам идет еще дальше и полностью запрещает любые формальности в качестве условий для приобретения и использования смежных прав (ст. 20).

Срочный характер присущ охране не только авторских, но и, разумеется, смежных прав. В соответствии с Римской кон­венции срок охраны составляет период по меньшей мере в 20 лет, исчисляемый с конца года, в котором была осуществлена за­пись фонограммы или включенных в нее исполнений, или имело место не включенное в фонограмму исполнение либо передача в эфир. Конвенция 1971 г. устанавливает такой же минимальный срок. Соглашение ТРИПС увеличивает срок охраны исполнений и фонограмм до 50 лет (для передач органи­заций эфирного вещания он продолжает составлять 20 лет). Ана­логичные положения содержит Договор ВОИС.

Основные права субъектов смежных прав. К числу исключитель­ных прав артистов-исполнителей Римская конвенция относит:

право разрешать сообщение исполнений для всеобщего све­дения, в том числе путем передачи в эфир, если используемое для передачи в эфир или для публичного сообщения исполнение не было ранее передано в эфир и не осуществляется с использовани­ем записи (п. 1а ст. 7). Таким образом, настоящее право распро­страняется только на случаи первого сообщения исполнения для всеобщего сведения. При этом надо помнить, что каждое новое исполнение представляет собой самостоятельный объект охраны;

право разрешать первую запись (на материальный носи­тель) исполнения;

право на воспроизведение. Данное право суще­ствует, только если первоначальная запись была сделана без согласия исполнителя (принудительная лицензия и т. д.) либо когда воспроизведение осуществляется в иных целях, чем те, на кото­рые исполнитель дал свое согласие.

Указанные права должны быть обязательно предоставлены ис­полнителям. Кроме того, внутреннее законодательство может рас­ширить их перечень.

Соглашение ТРИПС в п. 1 ст. 14 в самом общем виде закреп­ляет, что исполнители должны иметь возможность предотвращать запись ранее не записанных исполнений, ее воспроизведение, а также передачу в эфир и публичное сообщение своих «живых» исполнений, если указанные действия совершены без их согласия.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам существенно расширяет перечень прав исполнителей. Во-первых, в Дого­воре впервые на международном уровне закреплены личные пра­ва исполнителей. К ним относятся право требовать указания на то, что он является исполнителем (право на имя), а также право препятствовать любому изменению или искажению исполнения, которое может причинить вред его репутации.

Во-вторых, Договор ВОИС существенно расширил перечень имущественных прав исполнителей по сравнению с Римской кон­венцией. Наряду с правом на воспроизведение он закрепил ряд новых прав исполнителей:

статья 8 Договора закрепила исключительное право испол­нителя разрешать распространение записанных на фонограмму ис­полнений путем продажи или иной передачи права собственности;

в соответствии со ст. 9 Договора исполнитель имеет исклю­чительное право разрешать коммерческий прокат для публики оригинала или копий своих исполнений, записанных на фоно­грамму, причем даже после того, как им самим либо с его разре­шения было осуществлено распространение экземпляров фоно­граммы. Впрочем, если в договаривающемся государстве существу­ет система выплаты справедливых вознаграждений исполнителям за прокат их исполнений без разрешения, то при условии, что прокат не наносит ущерба исключительному праву исполнителей на воспроизведение, право проката может не предоставляться;

право на публичное сообщение исполнений (ст. 10 Догово­ра ВОИС) по своему содержанию совпадает с аналогичным пра­вом, закрепленном в Договоре ВОИС по авторскому праву.

Права производителей фонограмм закреплены в Римской кон­венции в общей форме: они имеют исключительное право разре­шать прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм . Кроме того, хотя они не вправе запрещать публичное сообщение и передачу в эфир фонограмм, опубликованных ими в коммерческих целях, они имеют право на разовое справедливое вознаграждение от пользователя фонограммы. Такое же право имеют и исполнители в отношении своих исполнений, зафикси­рованных на фонограммах. Условия распределения вознагражде­ний определяются соглашением исполнителей с производителями фонограмм, а при его отсутствии — внутренним законодательством (ст. 12). Аналогичное правило предусмотрено ст. 15 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам.

Конвенция 1971 г. не закрепляет каких-либо исключительных прав производителей фонограмм, а лишь содержит общее обяза­тельство государств-участников охранять интересы производите­лей фонограмм от создания копий их фонограмм без разрешения, ввоза таких копий и их распространения.

Международно-правовая охрана авторских и смежных прав

Авторское право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих порядок использования произведений литературы, науки и искусства. Объектами авторского права будут произведения литературы, науки и искусства, компьютерные программы и базы данных. Исключая выше сказанное, в перечень объектов авторского права включаются так называемые «смежные права» (родственные, аналогичные) — права артистов-исполнителей, производителей фонограмм, вещательных организаций. Авторское право, возникшее на территории одного государства в . ии с его законодательством, отличается строго территориальным характером. Стоит заметить, что оно действует только в пределах данного государства и не действует за пределами его юрисдикции. В . м с позиции МЧП заключается основное отличие авторского права от других видов гражданских прав.

Унификация авторского права началась уже в XIX в. В 1886 г. была принята Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (действует в редакции 1971 г.).Государства-участники основали Бернский союз для охраны прав авторов литературных и художественных произведений. Его административные функции реализует ВОИС. Россия присоединилась к Бернской конвенции в 1995 г. Основа Конвенции — материально-правовые нормы об охраняемых произведениях и их авторах. Коллизионное регулирование — применение права страны, где испрашивается охрана авторских прав, или закона суда.

При определении субъектов охраны в Бернской конвенции используется территориальный принцип охраны. Предпочтение имеет страна происхождения произведения (страна первого опубликования). Решающим признаком будет не национальность (гражданство) автора, а национальность произведения, однако в отдельных случаях учитывается и национальность автора. Авторы из стран-членов Союза пользуются в других странах Союза (кроме страны происхождения произведения) в отношении . их произведений правами, к. ыми в данных странах пользуются их собственные граждане (т. е. национальным режимом), а также правами, специально оговоренными в Конвенции. Именно такая же охрана предоставляется авторам — гражданам государств, не входящих в Союз, если их произведения опубликованы в одной из стран Союза.

Охрана неопубликованных произведений предоставляется только гражданам государств — членов Союза. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что Конвенция определяет различные условия охраны опубликованных и неопубликованных произведений.

Максимальный срок охраны авторских прав составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Возможно увеличение сроков охраны в . ии с национальным законодательством. В случае возникновения спора о сроках охраны применяется право государства первой публикации произведения. На переводы, фотографии, кинофильмы и другие объекты сроки охраны снижены.

Отличительные особенности Бернской конвенции — существенные ограничения . бодного использования произведений, наличие ряда формальностей по регистрации произведений, обратная сила действия положений Конвенции (однако каждое государство само определяет применение на . ей территории . го начала). Объекты охраны — права автора на все произведения в области литературы, науки и искусства, выраженные любым способом и в любой форме. Конвенция устанавливает примерный (неисчерпывающий) перечень видов таких произведений.

Это интересно:  Без права отчуждения это в доверенности

С позиции формальных условий охраны авторских прав на произведение Бернская конвенция придерживается концепции европейского права, выраженной в национальном законодательстве большинства европейских стран. Возникновение охраняемых авторских прав не связано с выполнением каких-либо формальностей. Право собственности на нематериальную вещь возникает от одного исключительно факта создания произведения.

Объем авторских прав определяется законом того государства, где испрашивается охрана. В данном случае автору предоставляются национальный режим и специальные права, предусмотренные в Бернской конвенции. Объем охраняемых прав не зависит от охраны произведения в стране его происхождения. Это относится и к материальным правам, и к судебной защите. Право на судебную защиту основано на принципе национального режима.

Бернская конвенция представляет собой чрезвычайно высокий международный стандарт охраны авторских прав, по. му ее положения оказались неприемлемыми для развивающихся государств. Таким государствам экономически невыгодно присоединение к Конвенции, поскольку для них практически недостижим такой высокий уровень охраны авторских прав на перевод и другие способы использования иностранных произведений.

В 1952 г. по инициативе ЮНЕСКО была принята Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (действующая редакция 1971 г.), имеющая более универсальный характер, чем Бернская. Россия участвует в . й Конвенции с 1973 г. как правопреемник СССР. В преамбуле Конвенции подчеркивается, что ее цель — дополнить уже действующие нормы международного авторского права, но не заменить или нарушить их. Всемирная конвенция содержит большое количество отсылок к национальному законодательству, меньший объем материально-правовых предписаний, чем в Бернской конвенции. Стоит сказать, для стран — участниц Всемирной конвенции нет необходимости изменять . и особые национальные системы авторского права.

Всемирная конвенция устанавливает ряд существенных льгот для развивающихся государств: выдача государством принудительных лицензий на перевод произведений в целях развития национальной науки, культуры и образования; право . бодного перевода произведения по истечении 10 лет после его опубликования; . бода радио-и телепередач и . бодное использование опубликованных произведений в учебных и научных целях. Нормы Конвенции не имеют обратной силы. Срок охраны авторских прав определяется законом государства, в к. ом испрашивается защита, но не короче продолжительности жизни автора плюс 25 лет после его смерти. Установлен также принцип сравнения сроков.

Конвенция содержит примерный перечень охраняемых объектов авторского права, полностью совпадающий с перечнем, определенным в Бернской конвенции. Всемирная конвенция вводит понятие «выпуск произведения в свет» как его воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц возможности ознакомления с данным произведением. Введен специальный знак охраны авторских прав (copyright) в виде символа, указания обладателей авторского права, года первого выпуска произведения.

Всемирная конвенция (как и Бернская) исходит из принципа национального режима. Объем авторских прав определяется национальным законодательством государств-участников. Всемирная конвенция устанавливает единственное специальное право автора — исключительное право автора на перевод и переиздание . его произведения. Стоит сказать, для получения права на перевод чужого произведения создана специальная лицензионная система. Всемирная конвенция предусматривает идентичное Бернской коллизионное регулирование — применение права государства, где испрашивается защита авторских прав, или закона суда.

В 1996 г. Женевская дипломатическая конференция приняла новый универсальный договор — Договор ВОИС по авторскому праву. Этот Договор установил принципиально иной, более высокий уровень охраны объектов авторского права: правовая охрана авторских прав прямо связана со стимулированием литературного и художественного творчества. Впервые в мировой практике указано, что охрана распространяется не только на форму выражения произведения, а на идеи и процессы; объектами охраны объявлены компьютерные программы, компиляции данных или другой информации как результаты интеллектуальной деятельности, «информация об управлении правами», приложенная к произведению.

Стоит отметить, что особо подчеркивается необходимость выработки современных международных правил охраны авторских прав и сохранения баланса прав авторов и интересов общества в области доступа к информации. Договор ВОИС будет . еобразным дополнением Бернской конвенции.

Особое место среди универсальных международных договоров занимает Мадридская конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения 1979 г., к. ая предусматривает запрет двойного налогообложения как авторских, так и смежных прав.

Среди региональных соглашений о международно-правовой охране авторских прав следует отметить Межамериканскую конвенцию по охране авторских прав 1946 г., регламенты и директивы ЕС (директива Совета ЕС о правовой охране компьютерных программ 1991 г.), Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права 1993 г.

Выделение из авторского права смежных (аналогичных, родственных, других соседствующих) прав и установление их самостоятельной защиты связано с распространением «интеллектуального пиратства» (вторичное использование произведения без согласия автора и исполнителя, незаконное копирование и реализация фонограмм). Субъектами «смежных» прав будут артисты-исполнители, производители фонограмм, вещательные организации.

Стоит отметить, что основные формы охраны смежных прав — право их субъектов разрешать или запрещать вторичное воспроизведение результатов их творческой деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

Международно-правовая унификация в области смежных прав Международная (Римская) конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (основана на принципе национального режима, к. ый предоставляется по законодательству страны, где испрашивается охрана). Римская конвенция установила минимальный уровень охраны смежных прав. Конвенция не имеет обратной силы. Минимальный срок охраны составляет 20 лет. Все выпущенные или предназначенные для продажи экземпляры фонограмм должны иметь международный знак охраны смежных прав.

Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. существенно обновила и дополнила Римскую конвенцию путем предоставления производителям фонограмм особого режима охраны в рамках антимонопольного законодательства и уголовно-правовой защиты. Государства — участники Женевской конвенции отказались от предоставления иностранцам национального режима. Критерий выбора применимого права — законодательство государства гражданства производителя фонограмм. Все правовые формы охраны отнесены к компетенции государств-участников.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. (открыт для подписания только членам ВОИС) не влияет на обязательства государств по другим конвенциям об охране смежных прав, не затрагивает права авторов и распространяется только на исполнителей и производителей фонограмм. Срок охраны смежных прав составляет 50 лет. Договор основан на принципе национального режима охраны: каждое государство-участник предоставляет гражданам других государств такой же режим, какой они предоставляют . им собственным гражданам в отношении перечисленных в Договоре исключительных прав исполнителей и производителей фонограмм.

Международно-правовая охрана авторских и смежных прав

Институт признания и охраны авторских прав начал активно формироваться в международном праве с конца XIX в. Было заключено значительное число международных соглашений по авторскому праву, многие из которых действуют до сих пор, например, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (Россия участвует в Конвенции в редакции 1971 г.). Согласно Бернской конвенции охрана не распространяется на произведения, которые на дату вступления Конвенции в силу для РФ уже являлись общественным достоянием.

Охрана прав авторов, предусмотренная Бернской конвенцией, была дополнена положениями Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. и Протоколами 1 и 2 к ней (Россия участвует в Конвенции в редакции 1971 г.). Конвенция установила охрану следующих прав авторов — право на выпуск в свет, право на воспроизведение, распространение и т.д. Охраняются исключительные права автора на воспроизведение своих произведений любыми способами, включая публичное исполнение, радиотрансляцию, право автора на перевод или разрешение перевода другим лицам.

Конвенция расширила перечень охраняемых произведений. Охране, в частности, подлежат литературные, научные и художественные произведения, а также произведения кинематографии, живописи, скульптуры и графики. При этом конвенция не применяется в отношении произведений, охрана которых ко времени вступления конвенции в силу в данном государстве не осуществлялась.

Срок охраны авторских прав охватывает время жизни автора и 25-летний период после его смерти. Охрана произведений фотографии и прикладного искусства не должна быть меньше 10 лет.

Наряду с правами авторов конвенция защищает права и других носителей авторских прав (наследников, юридических лиц и т.д.).

Международно-правовой охране подлежат и смежные права. Международная конвенция по охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций 1961 г. определила срок охраны таких прав в 20 лет. По Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. срок охраны не может быть меньше 20 лет.

Помимо вышеуказанных многосторонних конвенций, Россия является участницей нескольких десятков двусторонних соглашений об охране авторских прав и интеллектуальной собственности.

Так, согласно конвенциям об охране авторских прав, государства применяют Всемирную конвенцию об авторском праве в отношении произведений или прав на произведения литературы, науки и искусства и фотографические снимки, созданные гражданами договаривающихся стран, вне зависимости от даты их создания или выпуска в свет. Охрана распространяется также на личные неимущественные права авторов или иных правообладателей. Соглашения предусматривают свободное осуществление платежей и расчетов с иностранными авторами. При этом возникновение, содержание или прекращение авторских прав на произведение или фотоснимок определятся законодательством государства, на территории которого имеет факт их использования или нарушения.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, vuzlit.ru, helpiks.org.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector