Лицензирование авторских прав

Одним из способов распоряжения авторскими правами является выдача лицензии. Помочь в осуществлении задуманного может компания «Ай Пи Про», которая занимает ведущее место в защите интеллектуальной собственности. При этом следует четко понимать, что представляет собой авторское право. Лицензия выдается непосредственно на конкретный объект в определенном объеме.

Компания «Ай Пи Про» рекомендует осуществлять защиту авторских прав и распоряжение своими правами поэтапно. Следует иметь в виду, что оформление лицензионного договора на отдельные объекты интеллектуальной собственности требует специальной процедуры регистрации в уполномоченном государственном органе. При этом следует отделять понятия лицензии на использование продукта, а также оформления авторских прав на него. При этом эти два момента могут быть оформлены в разных компаниях, но при этом будут иметь одинаковую юридическую силу.

Авторское право и смежные права могут быть оформлены и без лицензии, однако последний документ необходим в том случае, если владелец собирается совершать какие-либо действия с объектом.

Лицензирование авторских прав

Защита авторских прав обеспечивается благодаря наличию в законодательстве правовых норм, которые предусматривают способы защиты прав физических и юридических лиц. Законодатель предусмотрел две формы защиты любых прав: юрисдикционный и неюрисдикционный способ защиты.

Неюрисдикционная форма защиты прав и интересов заключается в самостоятельно предпринимаемых действиях субъекта правоотношений без обращения в суд либо другие компетентные органы. Область применения неюрисдикционных способов правовой защиты авторских прав достаточно узкая.

Наиболее распространенной формой защиты авторских прав является юрисдикционная форма защиты. Обращение в суд, к примеру, является юрисдикционной формой правовой защиты авторских прав. Наибольшую эффективность в данной сфере проявили гражданско-правовые методы защиты авторских и смежных прав. Гражданский Кодекс РФ в статье 12 предусматривает 11 способов защиты гражданских прав. Из анализа диспозиции правовой нормы вытекает, что этот список не является закрытым, то есть это говорит о возможности применения других способов защиты авторских прав, которые не противоречат действующему законодательству. Исковое судопроизводство помогает реализовывать данные способы защиты. Лицо, считающее, что его авторские права были нарушены, может обратиться в суд с иском о защите авторских прав, и в качестве искового требования избрать, к примеру, признание за ним права авторства на произведение.

Более детально процесс защиты авторских прав регламентирован в ст. 1252 ГК РФ, которая является специальной нормой. Закон говорит, что защита прав субъекта на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется при помощи предъявления следующих требований о:

пресечении действий, нарушающих авторские права;

выемке материального носителя;

публикации судейского решения о допущенных нарушениях с указанием настоящего правообладателя.

авторское право представляет собой одну из форм защиты интелектуальной собственности,совокупность правовых норм, регулируемых отношений по поводу создания и использования произведений науки, культуры и искусства.

Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Право авторства, право на имя, и право на защиту репутации автора охраняется бессрочно.

Смысл такой регистрации — показать, что на момент регистрации объект авторского права существовал в объективном виде. Это может понадобиться при столкновении интересов и защиты авторских прав. Авторские права на произведения, созданные российскими гражданами, охраняются во всех странах-участниках Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, независимо от того, где они были зарегистрированы и были ли зарегистрированы в принципе.

Для международной охраны авторских прав так же, как и для охраны в России, регистрация не требуется. Но если Вам необходимо показать, что на момент регистрации объект авторского права существовал в объективном виде, то Вы можете зарегистрировать авторские права в Российском авторском обществе.

При нарушении авторских прав, дело должно рассматриваться в стране, в которой произошло нарушение, в соответствии с местным законодательством.

Также охраняются авторские права на переводы и иные производные произведения от уже существующих объектов авторского права.

Например, автор написал рассказ, а режиссер снял фильм по сюжету этого рассказа, в этом случае режиссеру принадлежат авторские права на созданную им экранизацию рассказа, как на производное произведение. Также как и переводчик произведения на язык отличный от оригинального обладает авторскими правами на созданы им перевод, а перевод, равно как и оригинал произведения является уже самостоятельным объектом авторского права.

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора.Так, например, авторские права на Гарри Поттера, как на персонажа, а также как на часть названия книги принадлежат Дж. К. Роулинг, наравне с текстом произведения.

Также нужно отметить, что авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

© — знак охраны авторского права

Знак охраны авторского права представляет собой латинскую литеру C (первая буква слова «copyright») помещённую в центре круга. (А также используют литеру C в круглых скобках — «(c)».)

Знак охраны авторского права используется с именем физического или юридического лица, которому принадлежат авторские права. Также может быть указан объект защиты авторского права. Указывается год публикации или диапазон дат.

Знак охраны авторского права не создаёт дополнительных прав. Он просто уведомляет, что авторские права принадлежат указанному физическому или юридическому лицу.

Отсутствие знака охраны авторского права не означает что произведение не защищено авторскими правами, так как авторское право возникает в силу самого факта создания произведения и для защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Наличие или отсутствие знака охраны авторского права не влияет на лицензирование произведения.

Возникновение авторских прав непосредственно связано с фактом создания произведения.

В Российском законодательстве не существует специальной процедуры регистрации авторских прав на созданное произведение, кроме регистрации авторских прав на программы для ЭВМ. По закону автором признается тот, кто создал произведение, и ему принадлежат следующие права:

исключительное право на произведение;

право автора на имя;

право на неприкосновенность произведения;

право на обнародование произведения.

Технические средства защиты авторских прав — любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения.

Информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.

Автор также обладает имущественными правами на:

передачу в эфир;

сообщение для всеобщего сведения по кабелю.

Сразу после создания произведения автор должен получить доказательство того, что он владел этим произведением на какую-то дату. Это поможет в случае, если будут спорные ситуации.

Доказательства авторства можно получить с помощью процедуры, которая называется депонирование. Оно заключается в принятии на хранение одного экземпляра произведения и фиксирования с участием нотариуса даты его предоставления. После этого выдается свидетельство о депонировании. Данная процедура позволяет документально зафиксировать дату наличия у автора экземпляра произведения. Свидетельство, которое выдается в результате депонирования, и есть самая надежная защита авторских прав в интернете.

В последнее время все более актуальным становится вопрос обеспечения безопасности авторских и смежных прав в Интернете и локальных сетях, как в наименее урегулированных российским законодательством сферах. Объекты, размещенные в Интернете и локальных сетях, могут быть воспроизведены многократно без каких-либо финансовых затрат. Нарушения авторских и смежных прав в Интернете и локальных сетях, несмотря на их пока незначительный удельный вес в общей структуре преступности, представляют реальную угрозу не только правообладателям, но и в целом экономической и информационной безопасности страны

В большинстве своем компьютерные сети создаются посредством провайдеров. Они, предоставляя услуги доступа в Интернет, объединяют все компьютеры в одну локальную сеть, в которой любой пользователь с помощью специальной программы может открыть для всеобщего локального доступа файлы, находящиеся у него на компьютере, а остальные пользователи соответственно могут скопировать эти файлы на свой компьютер без согласия файлообладателя (т.е. пользователя, который открыл для всеобщего доступа файлы, находящиеся у него на компьютере).

В российском законодательстве отсутствуют специальные нормы, которые могли бы служить четкими ориентирами при применении ответственности к провайдерам за нарушения, связанные с посягательствами на интеллектуальные права, совершаемые в компьютерных сетях.

Недостатки российского законодательства в части ответственности провайдеров за нарушение авторских или смежных прав не лишают возможности правообладателя обращаться к таким субъектам с требованием, направленным на защиту их прав с использованием существующих норм.

Однако возможности защиты ограничены, т.к. провайдеры часто участвуют в нарушении лишь косвенно, и не имеют возможности знать о его совершении. Поэтому обосновать обращенное к поставщику интернет-услуг требование о пресечении нарушения, основываясь на данной норме, очень непросто.

Отметим, что интерес для нас представляет, прежде всего, право доступа, так как возможность реализации права следования в отношении татуировки является маловероятной. Это связано с тем, что отчуждение, в связи с которым возникает право следования (п. 1 ст.1293 ГК РФ), сложно осуществить в отношении татуировки.

Это интересно:  Неисключительные права косгу 2019 года

Согласно п. 1 ст. 1292 ГК РФ данное право позволяет автору требовать от собственника оригинала изобразительного произведения предоставления возможности для воспроизведения произведения.

Ограничение права доступа в отношении татуировки необходимо, прежде всего, в связи с возможными неудобствами носителя татуировки при реализации данного права татуировщиком, поскольку при этом от носителя может требоваться достаточно длительная демонстрация воспроизводимой татуировки, поскольку право доступа не предполагает осуществления относительно не продолжительных по времени механически-контактного способа копирования и фотографирования. В связи с этим ограничение права доступа в отношении татуировки может, на наш взгляд, заключаться в том, что по желанию носителя, демонстрация татуировки в целях непосредственного воспроизведения должна быть заменена демонстрацией татуировки для воспроизведения посредством фотографирования.

Подводя итог в рассмотрении данной проблемы, мы можем предложить следующий путь решения, который заключается в создании специальных норм в российском законодательстве, которые возлагали бы на провайдеров обязанность принимать меры по пресечению незаконных действий в случае наличия у них информации о нарушении авторских или смежных прав, независимо от непосредственной причастности провайдера к такому нарушению. Обеспечение действенности подобной нормы возможно путем установления ответственности за ее нарушение.

22.07.2011 Свободные лицензии на авторские права в российских реалиях

Путь внедрения свободных лицензий (Creative Commons) начался на очередной встрече Президента России Дмитрия Медведева с рунетчиками, которая состоялась 29 апреля 2011 года. В Российской государственной библиотеке для молодежи (РГБМ), кроме самого Президента, его пресс-секретаря и министра связи и массовых коммуникаций РФ Игоря Щёголева, собрались топ-блоггеры Антон Носик и Рустем Адагамов, руководители ведущих новостных агентств, российского отделения Wikiрedia, сетевой библиотеки Lib.ru и коллективного IT-проекта ХабраХабр.

Все собравшиеся обсудили необходимость законодательного регулирования Интернет, вопросы защиты прав на авторские произведения в сети и меры пресечения флуд-атак на Живой Журнал. Помимо прочего, на встрече было впервые предложено ввести в России свободные лицензии на авторские и смежные права (по типу Creative Commons).

Президенту понадобилось чуть больше месяца, чтобы обдумать предложение рунетчиков, и в начале июня 2011 он озадачил этим вопросом министра Игоря Щеголева и председателя Президентского совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Вениамина Яковлева. По поручению Дмитрия Медведева, предложения о внедрении свободных лицензий в России должны оказаться на его столе не позднее 1 августа текущего года.

Для реализации поручения была создана специальная рабочая группа, в которую вошли представители Министерства связи и массовых коммуникаций, руководители ведущих Интернет-компаний: Ростелеком, Mail.Ru Group, НП Викимедиа РУ, НП РАЭК, Правового бюро Омега, юридической фирмы Саланс, ФГУП РАМИ РИА Новости и другие, а также Е.А. Павлова и В.О. Калятин, ответственные за корректировку Гражданского кодекса — ГК РФ в части интеллектуальной собственности. Очень долго они не могли прийти к общему решению относительно возможности интеграции свободных лицензий в российское законодательство об авторском праве. По словам руководителя Викимедиа РУ Станислава Козловского, внедрению Creative Commons в российских реалиях может помешать:

  • отсутствие прецедентов их регулирования, что приведет необходимости каждый раз доказывать легальность лицензий в суде;
  • право автора в любой момент прекратить действие свободной лицензии, что в один момент сделает все сделанные ранее копии произведения незаконными;
  • сложная бюрократическая процедура, которая предусматривает публикацию о выдаче свободной лицензии на сайте Российского патентного ведомства;
  • получение отказа от управления правами на воспроизведение в обществах по коллективному управлению правами.

Основанная же проблема состоит в несоответствии природы свободных лицензионных соглашений требованиям российского законодательства. В частности, Пункт 2 Статьи 1235 гласит: «Несоблюдение письменной формы или требования о государственной регистрации влечет за собой недействительность лицензионного договора». Вторая проблема заключается в том, что в случае Creative Commons чрезвычайно сложно идентифицировать стороны соглашения, т.е. действительного правообладателя и конкретных пользователей.

Смотря на немногочисленных желающих использовать в России свободные лицензии становится понятно, что авторов среди них единицы, а остальные это организации, в основном сетевые средства массовой информации (СМИ), которым авторское право и необходимость заключать с авторами договоры и выплачивать авторское вознаграждение мешает жить и работать. Интересно то, что у российских печатных СМИ с исполнением законодательства об авторском праве все хорошо, они привыкли заключать договоры и платить авторам за каждую статью и иллюстрацию.

Но, членам рабочей группы не до аналогий. Несмотря на все препятствия, после долгих и горячих дискуссий, рабочая группа пришла к довольно абстрактному соглашению о возможности применения свободных лицензий (в частности, Creative Commons) в суровых российских реалиях. На данный момент представители Российской ассоциации электронных коммуникаций уже внесли предложения о поправках к ГК РФ, а в Исследовательском центре частного права только собираются проанализировать такую возможность.

Пока члены рабочей группы обвиняют друг друга то в неуместной спешке при решении столь серьезного вопроса, то в умышленном затягивании процесса, очевидным остается одно: 1 августа Дмитрий Медведев может не увидеть на своём столе законопроектные предложения.

Рано или поздно, члены рабочей группы внесут предложения по интеграции свободных лицензий в законодательство. Вопрос заключается в другом: насколько они будут применимы на практике в реалиях российской бюрократии и разгула интернет-пиратства? Готовы ли авторы и издатели разбираться в условиях? Готовы ли пользователи Рунета к регулируемой свободе доступа? Каковы будут последствия насильственного введения свободных лицензий для всех сфер интеллектуальной собственности?

Всем участникам такого не простого процесса интеграции свободных лицензий в России можно предложить начать внедрение со сферы авторских прав на программное обеспечение (программы ЭВМ). В этой сфере меньше всего противоречий, большинство авторов технически продвинуты, создание программ базируется на их частой переработке и использование свободных лицензий в создании программных продуктов позволит проверить их применимость для всех остальных обладателей авторских и смежных прав.

Для сетевых СМИ тоже есть решение. Внесение маленькой поправки в статью 1286 п.2, разрешающей всем средствам массовой информации (а не только печатным) заключать лицензионные договоры в устной форме поможет решить вопросы законности многих сайтов в интернете. Однако при этом, надо добавить обязательность выплаты вознаграждения авторам!

Законодательство в области мультимедиа, авторское право, защита, лицензирование

Законодательство в области мультимедиа: понятие и признаки мультимедийного продукта, законы в мультимедиа и их отличия от других результатов интеллектуальной деятельности. Понятие и виды авторских прав в мультимедиа, распоряжение ними и их защита.

Рубрика Программирование, компьютеры и кибернетика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 27.06.2014
Размер файла 22,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО Калужский государственный университет

по дисциплине «Мультимедийные технологии»

на тему «Законодательство в области мультимедиа, авторское право, защита, лицензирование»

Студентка 2 курса

Физико- технологического института

Направленная подготовка: «бизнес информатика»

Глава 1. Законодательство в области мультимедиа

1.1 Понятие и признаки мультимедийного продукта

1.2 Законы в мультимедии и их отличия от других результатов интелектуальной деятельности

Глава2. Авторские права в мультимедии и их защита

2.1 Понятие и виды авторских прав в мультимедии

2.2 Распоряжение авторскими правами в мультимедии и их защита

Глава 1. Законодательство в области мультимедиа

1.1 Понятие и признаки мультимедийного продукта

В настоящее время термин «мультимедиа» является популярным и широко используемым. Однако чем больше он употребляется применительно к той или иной области, тем «более загадочным, многообещающим, но несколько расплывчатым становится его содержание» Так, например, в сети Интернет распространено использование этого термина в отношении видеороликов, новостных материалов, мультфильмов, музыки и т. п. Метафорично описал многозначность понимания мультимедиа Р. Лерберг в 1994 г. на примере притчи о нескольких слепых мужчинах и слоне . Неопределенность термина «мультимедиа» приводит к неоднозначности в понимании исследуемых нами мультимедийных продуктов.

Отсутствие легального определения понятия «мультимедийный продукт» при упоминании этой категории в части четвертой ГК РФ вызвало много споров в науке относительно корректности данного термина. По мнению некоторых авторов, он является неточным, поскольку «термин «продукт» обычно используется в отношении вещей, в то время как «мультимедийный продукт» скорее означает некий результат интеллектуальной деятельности независимо от его материального носителя» . В связи с этим предлагается заменить термин, используемый законодателем, на «мультимедийное произведение»

Действительно, в соответствии со ст. 2 «Бернской Конвенции по охране литературных и художественных произведений» от 9 сентября 1886 г. (далее — Бернская конвенция) в качестве объектов авторских прав охраняются именно произведения . Это положение нашло отражение и в части четвертой ГК РФ, где указывается, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). В связи с этим, при характеристике исследуемого объекта часто употребляется словосочетание «мультимедийное произведение» .

На наш взгляд, использование законодателем термина «продукт», по-видимому, обусловлено наличием в составе рассматриваемого результата интеллектуальной деятельности «специфического объекта авторского права» — программы для ЭВМ (пп. 2 п. 2 ст. 1225 ГК РФ). В литературе подчеркивается, что данный объект «не является произведением» , а лишь охраняется как литературное произведение (абз. 13 п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Ещё профессор В. А. Дозорцев предлагал использовать для дефиниции всех результатов интеллектуальной деятельности обобщающий термин «интеллектуальный продукт» с дифференциацией их на «художественный продукт», «интеллектуально-промышленный продукт», «авторский продукт» и иные. мультимедиа продукт интеллектуальный авторский

Это интересно:  Без права отчуждения что это значит

И. Стаматуди пишет, что термин «продукт» имеет экономическую нагрузку. Подчеркивая особую значимость процесса коммерциализации прав на рассматриваемый объект, его серьезный потенциал в современной экономике, автор приходит к выводу, что именно термин «мультимедийный продукт» является наиболее удачным для его обозначения.

Более того, как нами уже отмечалось, изучаемый объект представляет собой произведение искусства, и употребление законодателем термина «продукт» само по себе не означает, что весь сложный комплексный результат интеллектуальной деятельности лишен творческой природы и не должен охраняться как произведение.

В культурологической литературе исследуемый результат интеллектуальной деятельности обозначается с помощью словосочетания «объект мультимедиа» , которое, на наш взгляд, может использоваться для характеристики его художественных свойств. Однако употребление в правовой литературе таких терминов, как «мультимедиа продукт» , «мультимедийный проект» не является юридически корректным.

На наш взгляд, термины «мультимедийное произведение» и «мультимедийный продукт» обозначают одно и то же явление и могут использоваться в качестве синонимов в юридической науке при характеристике исследуемого объекта . Дискуссия в данном случае сводится к спору об удачности использования того или иного словосочетания. Однако наиболее актуальной задачей науки является определение содержания данного понятия, а не выявление термина.

Вместе с тем, некоторые авторы считают нужным «отказаться от поиска исчерпывающего и единственно верного определения мультимедийности или сравнения трактовок мультимедиа как программы, компьютерного оснащения и нового вида художественного творчества».

1.2 Законы в мультимедии и их отличия от других результатов интелектуальной деятельности

В настоящее время объектами мультимедиа часто называют различные результаты интеллектуальной деятельности, созданные с помощью компьютерных технологий или преобразованные в электронную форму (например, видеоклипы, фотоленты, флеш-игры, аудиослайдшоу, MMS сообщения в мобильной связи) . Подобное понимание может объясняться тем, что в литературе не выработано единого подхода к определению понятия самого мультимедийного продукта, на что указывалось выше. Так, по мнению С. А. Сударикова, мультимедийными продуктами можно признать компьютерные презентации, энциклопедии, учебники и др. О. В. Шлыкова приводит классификацию исследуемых объектов в зависимости от категории пользователей, на которые они ориентированы. Автор выделяет следующие группы: 1) компьютерные игры;

3) образовательные программы;

4) специальные программы, предназначенные для производства мультимедийных продуктов .

А. Милле выделяет следующие разновидности объектов мультимедиа: электронные издания литературных, музыкальных, аудиовизуальных произведений, журналов, учебных материалов, а также тренажеры-имитаторы, компьютерные игры и другие . По мнению авторов вышеупомянутого Заключения Исследовательского центра частного права, мультимедийными продуктами могут быть названы компьютерные игры, сайты в сети Интернет и т. п. Некоторые исследователи допускают возможность разделения рассматриваемого объекта на два типа, исходя из присутствия или отсутствия в нём интерактивности: в первом случае лицо никаким образом не может воздействовать на объект (например, просмотр DVD-фильма на компьютере), а во втором случае — лицо может воздействовать на такой объект (например, в компьютерной игре) . В интернет-ресурсах можно встретить подобную классификацию при характеристике термина «мультимедиа», где в качестве видов этого понятия в зависимости от способа представления информации выделяются линейный (без участия пользователя, например, фильм) и нелинейный (при участии пользователя, например, компьютерная игра) .

Данные понятия также используются при сравнительной характеристике художественных произведений и сетевой литературы. Как отмечает И. И. Югай, линейный способ представления информации характерен для традиционных литературных произведений, когда пользователю (читателю) предлагается единый сценарий — прочтение книги от начала до конца, а нелинейный способ — для гиперлитературы, и он выражается в возможности читателя выбирать «маршрут следования» по тексту . По мнению автора, нелинейность в последнем случае воплощается в механизированном виде — традиционную цитату заменяют гиперссылки, которые отсылают пользователя к другим текстам или документам .

Однако в указанном случае линейность и нелинейность характеризуют именно средства, технологии, с помощью которых пользователь можетвзаимодействовать с объектом, а не свойство самого исследуемого объекта. Более того, классификация, основывающаяся на наличии или отсутствии признака интерактивности для определения разновидностей исследуемого объекта, представляется юридически некорректной. В первом случае (называемом «линейная мультимедиа») речь идёт об аудиовизуальных произведениях (о фильме, видеоролике, презентации и др.), т. е. об объектах, которые представляют собой произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой изображений и предназначенные для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств (п. 1 ст. 1263 ГК РФ). Во втором случае («нелинейная мультимедиа») речь идёт о мультимедийном продукте.

Подобное понимание разновидностей исследуемого объекта не позволяет определить его юридическую природу и является предпосылкой для распространения на объекты, правовой режим которых уже определен действующим законодательством, иного режима, что в итоге приводит к подмене понятий. Руководствуясь таким пониманием, можно сделать вывод, что основным критерием для квалификации тех или иных объектов как мультимедийных продуктов является их создание с помощью компьютера или выражение в электронной (цифровой) форме. Однако, как мы указывали выше, такой подход не отражает правовой сущности исследуемого объекта, а раскрывает лишь один из его признаков (виртуальность).

Глава2. Авторские права в мультимедии и их защита

2.1 Понятие и виды авторских прав в мультимедии

В связи с тем, что авторские права могут принадлежать не только авторам, но и иным правообладателям, в юридической литературе их классифицируют на первоначальные и производные . К первоначальным, по словам Г. Ф. Шершеневича, относятся такие, которые впервые возникают у лица в отношении объекта, к производным — те, которые переходят от одного лица к другому в отношении того же объекта на законных основаниях .

В. И. Серебровский отмечал, что первоначальное авторское право «возникает в силу самого факта создания автором произведения», а производное — у правопреемника «в результате перехода к нему правомочий, уже принадлежащих автору» .

В. А. Дозорцев писал, что подобное деление свойственно только имущественным правам. При этом ученый подчеркивал, что авторские права всегда «первоначально» принадлежат только автору. Существование же такой классификации, с его точки зрения, может быть оправдано только её практическим значением, поскольку она позволяет определить, связан правообладатель правами предшественника или нет .

Само понятие «производное» используется в законодательстве применительно к определению тех произведений, которые представляют собой переработку других (производные произведения, п. 2 ст. 1259 ГК РФ). Это может быть обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка и др. (п. 1 ст. 1260 ГК РФ). В этом случае у лица, создавшего такое произведение, возникают новые субъективные авторские права на соответствующий объект.

На наш взгляд, с юридической точки зрения корректнее говорить о делении оснований возникновения исключительного права на первоначальные и производные . В подтверждение этого можно сослаться на п. 3 ст. 1228 ТК РФ, в соответствии с которым исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Таким образом, создание произведения является первоначальным основанием возникновения авторского права. В то же время, такое право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом (т. е. по производным основаниям).

Таким образом, например, при создании произведения по договору авторского заказа (п. 3 ст. 1288 ГК РФ) или в рамках исполнения трудовых обязанностей (п. 2 ст. 1295 ГК РФ) по производному основанию исключительное право первично возникает не у автора, а по общему правилу у иного лица. Такое понимание распространяется на случаи, когда исключительное право переходит в полном объеме к другому лицу. Если же субъектами используются иные конструкции, связанные с предоставлением права использования результата интеллектуальной деятельности в предусмотренных договором пределах (по модели лицензионного договора, например, п. 4 ст. 1288 ГК РФ), то первично исключительное право, на наш взгляд, возникает у автора (по первоначальному основанию).

В связи с этим обратимся к исследованию прав авторов мультимедийного продукта. Как мы отмечали выше, понятие сложного объекта закреплено в ст. 1240 ГК РФ. Рассматриваемая норма посвящена использованию результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, т. е. прежде всего — правам организатора на такие отдельные объекты.

Так, согласно п. 1 ст. 1240 ГК РФ, лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, приобретает право их использования на основании договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты.

Таким образом, первоначально права на отдельные объекты возникают у их авторов. В отношении аудиовизуального произведения в законе указывается, что авторы произведений, вошедших в него составными частями, как существовавших ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и др.), так и созданных в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и др.) сохраняют исключительное право на свои произведения, если только это право не было передано изготовителю или другим лицам по договору об отчуждении исключительного права либо не перешло к изготовителю или другим лицам по основаниям, предусмотренным законом (п. 5 ст. 1263 ГК РФ).

2.2 Распоряжение авторскими правами в мультимедии и их защита

Традиционно в цивилистической доктрине различают понятия охраны и защиты прав. Так, под охраной понимается установление нормами права общего режима ценностей, в силу которого носитель права может извлекать выгоды при его осуществлении. Под защитой — меры, применяемые против нарушителей субъективного права . Право на защиту является правомочием, входящим в содержание субъективного гражданского права, и определяется как юридически закрепленная возможность у правомоченного лица использовать меры правоохранительного характера с целью восстановления„ нарушенного права и пресечения действии, нарушающих его.

Это интересно:  Громкие дела по авторскому праву

Рассматриваемые субъективные авторские права на мультимедийный продукт не являются исключением и также включают в себя это правомочие.

Нарушения таких прав могут происходить по разным основаниям и в рамках различных правоотношений.

Применительно к исключительному праву это может иметь место, прежде всего, в связи с договорными механизмами распоряжения им.

В литературе договорные обязательства в рассматриваемой сфере подразделяют на две группы: обязательства по созданию новых объектов авторских прав и обязательства по использованию существующих охраноспособных результатов творческой деятельности.

Так, первую группу составляют договоры, оформляющие отношения по приобретению исключительных прав. Речь идет о т. н. договорах заказа. В рамках этой разновидности договоров возможно заключение договора авторского заказа между авторами сложного объекта и издателем на создание мультимедийного продукта (ст. 1288 ГК РФ), когда издатель не может быть признан организатором, поскольку не выполняет всех функций последнего. При этом важно отметить, что для заключения такого договора непосредственно с авторами фигура организатора вовсе должна отсутствовать. Подобные ситуации возможны в случаях, когда договор с издателем заключают члены небольшого авторского коллектива.

Данная конструкция, как указывалось выше в рамках рассмотрения того, каким образом организатор создания сложного объекта наделяется правами на него, может осуществляться по двум основным моделям: договора об отчуждении исключительного права и лицензионного договора (ст. 1286, 1287 ГК РФ). Однако описанные выше исключения из общих правил, применяемые при заключении договора с организатором, не должны распространяться на издателя.

Поэтому к договору применимы общие положения о дополнительном льготном сроке. Так, когда срок исполнения договора авторского заказа наступил, автору при необходимости и при наличии уважительных причин для завершения создания произведения предоставляется дополнительный льготный срок продолжительностью в одну четвертую часть срока, установленного для исполнения договора, если соглашением сторон не предусмотрен более длительный льготный срок (п. 2 ст. 1289 ГК РФ).

То обстоятельство, что законодатель для правовой регламентации договора авторского заказа называет одну из сторон «подрядчиком», не означает, что этот договор относится к договорам подрядного типа. Основным отличием рассматриваемых договоров является их предмет. Так, договоры авторского заказа направлены на создание результата интеллектуальной деятельности (нематериального объекта), и в отношении таких результатов ставится вопрос об интеллектуальных правах на них. Договоры подряда направлены на создание материального результата, в отношении которого возникает вопрос о вещном праве (праве собственности). Поэтому некоторые авторы обоснованно отмечают, что договоры авторского заказа обособляются в самостоятельную группу обязательств .

В качестве примеров возможных нарушений рассматриваемого договора можно привести такие, как невыполнение авторами работ по созданию произведений в определенный срок, отступление от указаний заказчика (например, заказчик передал задание на создание виртуального музея с пятью залами, а исполнитель создал только три из них).

Так, в соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

При определении размера ответственности авторов произведения (сценариста, художника, композитора, программиста) по рассматриваемому договору необходимо исходить из специальной нормы закона о том, что она ограничена суммой реального ущерба (п. 2 ст. 1290 ГК РФ).Некоторые исследователи полагают, что в законодательстве справедливо установлена ограниченная ответственность авторов, поскольку «идёт творческий процесс создания, автор еще не знает, создаст ли он задуманное произведение и каким оно будет . этот творческий процесс вообще находится вне правового поля» .

Единственный случай, когда в законе предусмотрена обязанность автора возместить убытки, относится к праву автора отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (праву на отзыв) (ст. 1269 ГК РФ). Законом также прямо предусмотрена возможность взыскания с автора, нарушившего договор авторского заказа, неустойки, установленной договором, а также возврата заказчику аванса. При этом общий размер указанных выплат тоже ограничен суммой реального ущерба, причиненного заказчику (п. 2 ст. 1290 ГК РФ) .

В случае если нарушен договор авторского заказа, который был заключен на безвозмездной основе, за издателем признается право на возмещение понесенных им денежных расходов (п. 2 ст. 15 ГК РФ) .

В рамках ненадлежащего исполнения обязанностей по договору также возможны случаи нарушения интеллектуальных прав и иных лиц. Так, например, это будет иметь место, если исполнитель при создании мультимедийного продукта использовал результаты интеллектуальной деятельности без согласия их авторов или иных правообладателей.

Лицензия- это документ, дающий право на выполнение некоторых действий.

Лицензирование- это процесс выдачи специального разрешения.

При осуществлении лицензирования, государство в лице надлежащих органов руководствуется рядом принципов: · защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства; · обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; · утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации; · гласность и открытость лицензирования; · соблюдение законности при осуществлении лицензирования. Таким образом, лицензирование — это инструмент, используемый государством в лице полномочных органов, для защиты непосредственно интересов граждан и самого государства.

Законодатель говорит о лицензионных требованиях. Среди них в соответствии с законодательством можно выделить обязательные и специальные требования и условия. К обязательным лицензионным требованиям и условиям при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности законодатель относит: соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности. Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Сроком действия лицензии является тот промежуток времени с момента ее выдачи, который, лицензиат может осуществлять предусмотренную лицензией деятельность. Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Содержание лицензии составляют необходимые реквизиты. В лицензии указывается: наименование органа, выдавшего лицензию; для юридических лиц — наименование и юридический адрес; для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан, место жительства); вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия; срок действия лицензии; условия осуществления лицензируемой деятельности; регистрационный номер лицензии и дата выдачи.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Различные виды определения термина «мультимедиа». Мультимедиа-технологии как одно из наиболее перспективных и популярных направлений информатики. Мультимедиа в сети Internet. Компьютерная графика и звуки. Различные области применения мультимедиа.

курсовая работа [43,5 K], добавлен 19.04.2012

Области применения мультимедиа. Основные носители и категории мультимедиа-продуктов. Звуковые карты, CD-ROM, видеокарты. Программные средства мультимедиа. Порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов.

контрольная работа [528,8 K], добавлен 14.01.2015

Потенциальные возможности компьютера. Широкое применение мультимедиа технологии. Понятие и виды мультимедиа. Интересные мультимедиа устройства. 3D очки, web-камеры, сканер, динамический диапазон, мультимедийная и виртуальная лазерная клавиатура.

реферат [651,4 K], добавлен 08.04.2011

Использование профессиональных графических примеров. Применение продуктов мультимедиа. Линейное и структурное представление информации. Мультимедиа ресурсы сети Интернет. Программное обеспечение мультимедиа-компьютера. Создание и обработка изображения.

курсовая работа [1,1 M], добавлен 04.03.2013

Понятие мультимедиа как интерактивных систем, обеспечивающих работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой, текстом, речью и качественным звуком. Области применения сканера, веб-камеры, лазерной клавиатуры.

контрольная работа [1,2 M], добавлен 12.01.2012

Мультимедиа: основные понятия, компоненты. Создание приложений мультимедиа, их использование в педагогике и образовании. Характеристика программ Microsoft Power Point, Corel Draw, Adobe Illustrator и AutoCAD. Проставление размеров на чертежах, их виды.

курсовая работа [41,4 K], добавлен 17.02.2012

Мультимедиа – это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию. Описание, основные носители и возможности мультимедиа технологий.

реферат [37,1 K], добавлен 19.10.2010

Характерные особенности мультимедиа-технологий и их возможности. Применение мультимедиа-технологий в обучении. Объединение многокомпонентной информационной среды в однородном цифровом представлении, долговечное хранение и простота переработки информации.

курсовая работа [77,8 K], добавлен 15.07.2012

Мультимедиа презентация — это уникальный и самый современный на сегодняшний день способ представления информации. Важнейшей особенностью мультимедиа технологии является интерактивность – способность пользователя влиять на работу информационного средства.

курсовая работа [106,5 K], добавлен 28.06.2008

Потоковое мультимедиа — мультимедиа, которое непрерывно получается пользователем от провайдера потокового вещания. Попытки отображения мультимедиа информации на компьютерах. Разработка сетевых протоколов потокового вещания и развитие интернет технологий.

курсовая работа [386,3 K], добавлен 21.12.2010

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, www.copyright.ru, allbest.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector