Каковы основные темы произведения по праву памяти

Презентация к уроку по творчеству А.Т.Твардовского

Скачать:

Вложение Размер
pamat.rar 2.64 МБ

Подписи к слайдам:

Группа 1
Исследователи-литературоведы. «Реквием» А.А.Ахматовой.Какие строчки передают меру материнского горя?Охарактеризуйте лирическую героиню поэмы.В «Посвящении» Ахматова употребляет местоимение «мы». Зачем она делает этот акцент?Какие художественные средства использует поэт, чтобы описать материнское горе?
А.А.Ахматова
Н.С.Гумилев
Проанализируйте отрывок из поэмы А.Ахматовой «Реквием», заполните таблицу.
Размер
Рифма
Образы
ИВС
Мотивы

МатьМагдалинаРаспятиеХристос
ЭпилогУзнала я, как опадают лица,Как из-под век выглядывает страх,Как клинописи жесткие страницыСтрадание выводит на щеках,Как локоны из пепельных и черныхСеребряными делаются вдруг,Улыбка вянет на губах покорных,И в сухоньком смешке дрожит испуг.И я молюсь не о себе одной,А обо всех, кто там стоял со мноюИ в лютый холод, ив июльский знойПод красною ослепшею стеною.
Как решена религиозно-библейская тема в поэме?
Лирическая героиня
Автор поэмы
Страдающая мать
При помощи стрелок покажите связь образов.
Группа 2
Исследователи-литературоведы. «По праву памяти» А.Т.Твардовского.Как соотносятся в поэме А.Т.Твардовского слова «память «и «правда»?Как в главе «Перед отлетом» создаются образы двух друзей – «мыслителя и поэта»?Какой прием лег в основу главы «Сын за отца не отвечает»?Какое место в поэме занимает эта глава?Как воссоздается в этой главе время?Какие мотивы вписываются в тему «пяти слов»?
Каковы основные темы произведения. Выделите другим цветом неправильные ответы.
Тема раскаяния и личной вины человека.Тема природы и Родины.Тема памяти и забвения.Тема исторического возмездия.Тема «сыновней ответственности».Тема поэта и поэзии.
Какова композиция данного произведения? Напишите или составьте схему.
Группа 3
Соотнесите отрывки из трех произведений: «Реквиема» А.Ахматовой, «По праву памяти» А.Т.Твардовского, «Поэмы о Сталине» А.Галича.Проследите за их лексикой. В чем ее особенность? Что объединяет эти произведения?
«Аве Мария»
Четверостишие/ — / — / — /- / — / — / — / — / — / — / — / -/ — / — / — — / — / — / -/ — / — / — — / — / — / Девять строк в строфе/ — / — / — / — / -/ — / — / — / — / -/ — / — / — / — / -/ — / — / — / — / -/ — / — / — / — / -/ — / — / — / — / -/ — / — / — / — / -/ — / — / — / — / -/ — / — / — / — /
Дело явно липовое — все, как на ладони, Пятую неделю долбят допрос, Следователь хмурик с утра на валидоле, Как пророк, подследственный бородой оброс. А Мадонна шла по Иудее В платьице застиранном до сини, Шла Она с котомкой за плечами, С каждым шагом делаясь красивей, С каждым вздохом делаясь печальней, Шла, платок на голову набросив – Всех земных страданий средоточье, И уныло брел за Ней Иосиф, Убежавший славы Божий отчим. Аве Мария.
Заполните таблицу примерами из «Поэмы о Сталине» А.Галича:
Фразеологизмы
Разговорная лексика, жаргонизмы
Метонимия
Сравнение
Анафора
Библейские образы
Книжная лексика
Век мой, зверь мой,Кто сумеет заглянуть в твои зрачкиИ горячей кровью склеитьДвух столетий позвонки?
Осип Эмильевич Мандельштам
Марина Ивановна Цветаева
Владимир ВладимировичМаяковский
Сергей Александрович Есенин
Андрей Платонович Платонов
Варлам Тихонович Шаламов
Исаак Бабель
Борис Леонидович Пастернак
Анна Андреевна АхматоваПоэма «Реквием»
Работа в тетради
Библейские образыМотив заступничества
Александр Трифонович Твардовский
«По праву памяти»
Сын за отца не отвечает…
Работа в тетради
Трехчастная композицияОсновные темыОбраз Родины
Александр Галич
Работа в тетради
Мотивы перекликаются.Поэты используют одни и те же образы, трактуя их по-своему.Тема памяти раскрывается как наиболее важная, так как рассматривается на библейских сюжетах и образах.
Домашнее задание
Прочитать рассказ А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».Проследить, как интерпретируется в нем тема исторической памяти.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подрастающее поколение все дальше и дальше уходит от тех суровых военных годах Великой Отечественной войны. И чтобы не оборвалась связь времен, мероприятия военно-патриотической направленности н.

«Вечной памятью живы» коррекцинно-развивающее занятие по познавательной сфере .

Вопросы понимания цены Победы в Великой Отечественной войне с каждым годом становятся всё острее. Всё больше приходится педагогам прикладывать сил, умения, фантазии для изобретения различных форм меро.

Поэма А. Твардовского По праву памяти на семинарском занятии.

Сценарий внеклассного мероприятия – вечера памяти «Вечной памятью живы» разработано для учащихся от 11 до 18 лет, их родителей и ветеранов Великой Отечественной войны. Представляет собой музыкально-ли.

Урок литературы в 11 классе.

сценарий митинга ко Дню Победы «По праву памяти&quot.

Тема памяти в творчестве Твардовского («За далью даль», «По праву памяти»)

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Думаю, творчество Твардовского ассоциируется, в первую очередь, с темой войны и мира, с темой восхваления русского солдата. Национальным героем стал его Василий Теркин.

Совсем иной характер носят поэмы Твардовского «За далью даль» и «По праву памяти», так как в них автор делает некий вывод о своей жизни и жизни страны. При этом Твардовский особое место уделяет теме памяти. Он считает, что нельзя забывать своего прошлого.

Весьма интересно построение сюжета произведения: в центре находится образ поезда, который едет по просторам огромной страны. Лирический герой размышляет о судьбе своей родины через призму собственной жизни и жизни своих близких. Важно отметить, что образ поезда объединяет временное и территориальное пространство. Это позволяет видеть ту действительность, в которой живет герой, более точно и с разных сторон.

Сначала Твардовский создает обширные картины природных богатств Родины:

И эта лестница из шпал,

Войдет отлого на Урал.

Главный герой не может представить своей жизни без этих «далей». Все пейзажные картины за окном поезда волнуют его душу и заставляют радоваться. В эти минуты лирический герой не может не вспомнить войны, в которой миллионы людей кровью заплатили за свободу и счастье своих земляков.

Вспоминает герой и о своем детстве, о том, как сложно было людям сводить концы с концами. И даже в это время власти находили среди простого народа тех, кого называли «кулаками». Такое клеймо было своеобразным приговором, обрекавшим на вечные несчастья.

В своей поэме обращается Твардовский и к образу Сталина. Он считает его эпоху весьма противоречивой. С одной стороны, это был один из самых жестоких, несгибаемых личностей в мировой истории. С другой – роль Сталина в Великой Отечественной войне была огромна, ибо люди шли в бой с его именем на устах.

В поэме Твардовский обращается и к последующим поколениям, считая, что вступить в будущее можно, лишь зная прошлое. Но эти знания должны быть объективными:

И правда дел – она на страже,

Ее никак не обойдешь,

Все налицо при ней – и даже

Когда молчанье – тоже ложь…

Таким образом, по мнению Твардовского, нельзя забывать о прошлом, ибо оно является частью существующей жизни человека, да и всей страны.

К теме памяти Твардовский обращается и в поэме «По праву памяти»:

Перед лицом ушедших былей

Не вправе ты кривить душой, —

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой…

Твардовский говорит правду о тяжелейших годах сталинской эпохи. Автор вспоминает слова вождя: «Сын за отца не отвечает». Очень сложно понять смысл этих слов, не зная их исторической основы. Именно во времена Сталина появилось понятие «враг народа», а позднее – и «дети врага народа»:

Но в те года и пятилетки,

Кому с графой не повезло, —

Для несмываемой отметки

Поставь безропотно чело.

Клеймо «враг народа» полностью вычеркивало человека из жизни, делая его никчемным и ненужным. А самое ужасное в том, что очень часто дети стремились скрывать свое прошлое и старались забыть родителей, вошедших в категорию «врагов народа»:

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую быль, и чтобы волны

Над ней замкнулись. Быль забыть!

Твардовский не может смириться с подобным отношением к прошлому, ибо, по его мнению, забыть то, что было, – значит вычеркнуть из памяти отца и мать, родных и близких. Поэт считает, что нельзя стремиться к счастью, не помня об уже ушедшем: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу…»

Твардовский чувствует ответственность перед молодым поколением. Он хочет верить, что былые ошибки будут учтены, и в новой жизни люди не станут испытывать стыд за прошлое:

Зато и впредь как были – будет, —

Какая вдруг ни грянь гроза –

Таким образом, А.Т. Твардовский — из тех людей, которые умеют отвечать за свои поступки. Он считает своим долгом говорить правду, признавать ошибки прошлого. И в своей оценке он весьма объективен.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

«Анализ поэмы Твардовского «По праву памяти»»

За несколько месяцев до начала работы над поэмой «По праву памяти» А. Т. Твардовский писал: «Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а значит, и не только мне, нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни». Поэма «По праву памяти» — исповедь, она во многом автобиографична и является итогом многолетних трудных размышлений автора. В первой главе поэмы («Перед отлетом») автор вспоминает свою юность с ее радужными надеждами, о друге, с которым они наивно мечтали и верили в будущее:

* Готовы были мы к походу.
* Что проще может быть:
* Не лгать. Не трусить.
* Верным быть народу.
* Любить родную землю-мать.

Не предполагали уверенные в себе оптимисты, что не только счастья следовало ждать от жизни. В этой главе возникает лишь предощущение суровой исторической реальности, трагических конфликтов эпохи. Эти конфликты во всей своей масштабности разворачиваются в главе «Сын за отца не отвечает». В этой главе выражена не только личная боль поэта — сына «врага народа». В этой главе поэт парадоксально поворачивает разными гранями знаменитую сталинскую формулировку «Сын за отца не отвечает». Она всегда интерпретировалась как некий спасательный круг, который сердобольный и справедливый вождь бросал несчастным изгоям, запятнанным родством с «врагами народа». Но поэт гордо отвергает такую подачку, он не собирается получать право на благополучие ценой предательства отца, ему представляется более резонным совершенно противоположный выбор:

* А вдруг тот сын (а не сынок!).
* Права такие получая,
* И за отца ответить мог?

И в самом деле, он берется отвечать за своего отца, отвечать —в смысле защищать, заступаться. И сын отвечает тем, что отстаивает человеческое достоинство отца. И делает это художнически — он создает пластически зримый образ великого труженика-крестьянина. Вот, например, описание рук отца:

* Те руки, что своею волей
* Ни разогнуть, ни сжать в кулак:
* Отдельных не было мозолей
* Сплошная — подлинно кулак!

Мысль об ответственности за отца органично ведет за собой мысль об ответственности за все, что происходит в стране, об общей вине. Теперь уже поэт не ищет никаких оправданий себе и всем, кто если и не участвовал в злодеяниях сталинского режима, то молчаливо присутствовал при них. Расплатой становятся неизбывные нравственные муки:

* И длится суд десятилетий,
* И не видать еще конца.

Этим тайным судом совести, считает А. Твардовский, судит себя каждый порядочный человек, переживший те времена. Третья глава «О памяти» является итогом раздумий поэта о прожитой жизни, о сложной эпохе, выпавшей на долю. Главная мысль в ней — мысль об исторической памяти. Отказ от памяти, запрет на память — это отказ от ответственности, от покаяния и искупления вины. Поэт спорит с теми, кто считает более удобным не помнить о трагедиях прошлого.

* Забыть, забыть велят безмолвно,
* Хотят в забвенье утопить Живую быль.
* И чтобы волны
* Над ней сомкнулись.
* Быль — забыть!

Поэт готов в одиночку, против всех, отстаивать право на память, потому что, если не помнить прошлого, оно может повториться:

* Кто прячет прошлое ревниво.
* Тот вряд ли с будущим в ладу.

На долю А. Твардовского выпали трудные времена. Он пережил и перестрадал тридцатые и сороковые, послевоенные годы, время хрущевской «оттепели». Огромный и трудный мир открыл он читателю в своих поэтических произведениях. Поэма «По праву памяти» — исповедь поэта, в которой он излил все, что «жило, кипело, ныло в его душе.

Идейно-художественные особенности поэмы Твардовского «По праву памяти»

Поэма «По праву памяти» была написана в середине 70-х годов 20 века. Автор писал: «Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а значит, и не только мне, нужно обязательно высказать».

В этой поэме Твардовский поднимает весьма актуальную, но слишком смелую тему, касаемую эпохи Сталина. Произведение состоит из трех частей, которые объединены одной общей проблемой. Кроме того, поэма предваряется своеобразным вступлением, в котором автор говорит о правде, которую нельзя скрывать:

Перед лицом умерших былей
Не вправе ты кривить душой, —
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой.

Первая часть называется «Перед отлетом», и это заглавие имеет символическое значение, ибо речь здесь идет о юношеских мечтах лирического героя. Важно заметить, что Твардовский строит главу в форме воспоминания и обращения к невидимому товарищу, который был неотъемлемой частью юных лет:

Мы повторяли, что напасти
Нам никакие нипочем,
Но сами ждали только счастья, —
Тому был возраст обучен.

Но окрыленность молодости была не вечной, пришло новое время, время взрослой жизни, совсем иной, чем им представлялось раньше. Годы детства для лирического героя – что-то прекрасное, чистое и оторванное от настоящей действительности.

Вторая глава является основной и самой обширной. Она называется «Сын за отца не отвечает». Важно отметить, что эта фраза была сказана Сталиным, и теперь Твардовский дает свою оценку этим словам. Теперь автор обращается уже не к другу, а к молодому поколению, которое очень мало знает об эпохе Сталина:

Вас не смутить в любой анкете
Зловещей некогда графой:
Кем был до вас еще на свете
Отец ваш, мертвый иль живой.

Это было одним из сложнейших моментов в жизни страны, ибо появилось понятие «враг народа», которое становится своеобразным клеймом на всю жизнь. Эти слова заставляли людей стыдиться своих родных, скрывать свое прошлое и жить в постоянном страхе. С подобной биографией и мечтать нельзя было о ярком и стабильном будущем:

Еще бы ты с такой закваской
Мечтал ступить в запретный круг…

— Сын за отца не отвечает.

Слова Сталина стали самыми главными в судьбе тех, кто был сыном «врага народа». Проклятье снято, теперь ты такой же, как и другие. Твардовский вспоминает те годы с тоской и горечью, ибо сталкивается с такой ситуацией чуть ли не на каждом шагу. Душевная боль лирического героя связана, в первую очередь, с тем, что указ Сталина в какой-то мере разорвал нравственную и духовную связь между детьми и их родителями. Происходит некое отречение, отказ от любимых и любящих людей:

Благодари отца отцов,
Что он простил тебе отца
Родного – с легкостью нежданной.

Далее Твардовский все же решает рассказать о тех, кто является якобы врагом. Чаще всего ими оказываются обычные люди – труженики. Но самое страшное в том, что «врагов народа» становилось все больше и больше.

Третья часть «О памяти», на мой взгляд, обращена к читателю. Здесь автор подводит итог всему вышесказанному. Твардовский повествует о том, что невозможно вычеркнуть из памяти прошлое, ибо оно является частью жизни каждого человека и всей страны. Он уверен, что нельзя глядеть в будущее, забыв прошедшее:

Нет, все былые недомолвки
Домолвить ныне долг велит.

Возвращаясь к сталинской действительности, Твардовский часто вспоминает слова секретаря Смоленского обкома: «Бывают такие времена, когда нужно выбирать между папой-мамой и революцией». Именно по такому принципу, на мой взгляд, и строились отношения людей, которые стремились к непонятным и чужим идеалам, пренебрегая самыми родными. Твардовскому очень тяжело вспоминать годы своего юношества, но все же он надеется на лучшее:

Зато и впредь как были – будем, —
Какая вдруг ни грянь гроза –
Людьми
Из тех людей,
Что людям,
Не пряча глаз,
Глядят в глаза.

Статья написана по материалам сайтов: www.litra.ru, www.allsoch.ru, reshebnik5-11.ru.

»

Это интересно:  Право автора на псевдоним
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector