Как создать игру не нарушая авторских прав

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Вопрос-Ответ ›
  • Государственное устройство России ›
  • Из чего состоит судебная система России и какие дела рассматриваются ее судами? ›
  • Могу ли я сделать игру по фильму? Или же нужно покупать на это права у его создателей? Могу ли я взять, например, из аниме сериала персонажа и создать такого же. Будет ли это нарушением?

Народный вопрос №7325

Могу ли я сделать игру по фильму? Или же нужно покупать на это права у его создателей? Могу ли я взять, например, из аниме сериала персонажа и создать такого же. Будет ли это нарушением?

Здравствуйте. У меня к вам 2 вопроса. 1) Могу ли я сделать игру по фильму? Или же нужно покупать на это права у его создателей? Не подадут ли на нарушение авторских прав за это. Игра планируется для коммерческого использования. И если не могу, то как получить на это разрешение. 2) Могу ли я взять например из аниме сериала персонажа и создать такого же. (Ну или взять какие-то идеи из него. Например и в сериале и в игре герои будут застревать в виртуальной реальности) будет ли это нарушением? Заранее спасибо!

Ответы экспертов

Как создать игру не нарушая авторских прав

Disord 16 фев 2013, 08:14

Re: Авторские права в некоммерческой игре

BornFoRdeatH 16 фев 2013, 08:36

Re: Авторские права в некоммерческой игре

Disord 16 фев 2013, 08:51

Re: Авторские права в некоммерческой игре

BornFoRdeatH 16 фев 2013, 09:12

Re: Авторские права в некоммерческой игре

Disord 16 фев 2013, 09:19

Re: Авторские права в некоммерческой игре

Sef 16 фев 2013, 11:47

Re: Авторские права в некоммерческой игре

Disord 16 фев 2013, 12:38

Re: Авторские права в некоммерческой игре

xxzemaxx 17 фев 2013, 21:22

Любое использование подобных вещей является нарушением авторских прав (если только лицензия не предусматривает возможность использования в определенных лицензией целях). Но здесь уже такой вопрос, если Ваша игра где-то засветится, то могут быть определенные проблемы, а так владельцам авторских прав просто нет смысла в судебных разбирательствах и т.п., это с коммерческих проектов можно отсудить денег, а с некоммерческих взять нечего, поэтому в крайнем случае попросят удалить контент.

P.S. Вспомнился яркий пример: пиратские сервера таких игр как LineageII, WoW и т.п. — это прямое нарушение авторских прав с вмешательством в игровой клиент, за такое можно по полной загреметь, как за владение таким сервером, так и за игру на нем, но ни одного такового случая привлечения не было (это в первую очередь реклама этих проектов, многие поиграли на пиратке и пошли к ним). Так что бояться нечего, по крайней мере пока не дойдет дело до коммерциализации.

Re: Авторские права в некоммерческой игре

Woolf 17 фев 2013, 23:51

Да ну? Насколько я осведомлен, пару человек посадили и на серьезный срок, вроде по 3 года дали. И еще десяток отделалось штрафом, по просьбе близарда. Другое дело, что они наглели серьезно, начали деньги зарабатывать», ЗАО пооткрывали, чтобы легализовать доходы..

Re: Авторские права в некоммерческой игре

xxzemaxx 18 фев 2013, 00:12

Да ну? Насколько я осведомлен, пару человек посадили и на серьезный срок, вроде по 3 года дали. И еще десяток отделалось штрафом, по просьбе близарда. Другое дело, что они наглели серьезно, начали деньги «зарабатывать», ЗАО пооткрывали, чтобы легализовать доходы..

Это интересно:  Как использовать песни с авторскими правами

Хм..я о таких случаях не слышал. По крайней мере есть несколько довольно крупных таких проектов (российских), которых никто не трогает, да и доход у них совсем не маленький (легальный он конечно вряд ли). Вообще лучше всего все делать по лицензиям, тогда грозить точно ничего не будет!

Re: Авторские права в некоммерческой игре

Woolf 18 фев 2013, 00:26

Да ну? Насколько я осведомлен, пару человек посадили и на серьезный срок, вроде по 3 года дали. И еще десяток отделалось штрафом, по просьбе близарда. Другое дело, что они наглели серьезно, начали деньги «зарабатывать», ЗАО пооткрывали, чтобы легализовать доходы..

Хм..я о таких случаях не слышал. По крайней мере есть несколько довольно крупных таких проектов (российских), которых никто не трогает, да и доход у них совсем не маленький (легальный он конечно вряд ли). Вообще лучше всего все делать по лицензиям, тогда грозить точно ничего не будет!

Ну это у нас, в Беларуси было, года полтора назад, вроде.. Хотя, это просто были какие-то разборки, скорее всего, поскольку сервер линейки спокойно сейчас крутится у вполне себе официального госпровайдера Белтелеком ))

А по поводу «по мотивам» — это называется франшиза. Если вы её выкупаете — то можете делать, если нет — то нет, могут быть проблемы, особенно, если сериал российский. Вот к примеру, у меня были проблемы с первым названием «Fallout fishing». Наехали из 1с, мол права на фаллаут принадлежат им. Ну, пришлось переименовать игру. Потом были проблемы по поводу нескольких фотографий в игре. Авторы их прислали гневные письма. Заменить фотку мне не сложно )

Как создать игру не нарушая авторских прав

Права на модификацию, сделанную к любой компьютерной игре, принадлежат только её разработчикам и издателям. Право это не абсолютное, а оговоренное в лицензионном соглашении к игре, или в таком же соглашении, которое идет с различными редакторами для создания карт/модов/моделей.

Там говорится, что собственником любой модификации является разработчик игры, но он не вправе получать коммерческую выгоду, распространяя на платной основе моды, сделанные поклонниками.

По условиям лицензионного соглашения и по праву на интеллектуальную собственность, почти любое стороннее приложение к любому программному продукту является собственностью разработчика. Вне зависимости от того, кто его сделал, кроме специальных оговоренных случаев. Например, документов, сделанных в Word, Excel, продуктов различных программных средств, графики Photoshop (и тд) и прочих производственных программ. В этом случае хозяйн документа — конечный пользователь. Хотя, даже тогда, разработчик может через суд отстоять права на весь этот контент, если докажет, что человек пользовался нелицензионной версией программы.

Почти во всех лицензионных соглашениях разработчиков игр чётко прописано, что автор мода не имеет права каким-либо способом препятствовать распространению данного мода. Также автор не имеет права писать в инсталляторе или в прилагающемся ReadMe о каких-либо ограничениях по распространению мода. Потому что это нарушает права разработчиков, ведь они от свободного распространения модов получают косвенную рекламу своей игры.

Получается следующая ситуация — Вы сделали мод, потратили на это кучу времени, но, по закону, не являетесь его собственником и не можете получить от этого никакой коммерческой выгоды. И даже не вправе как-то контролировать распространение своего творения.

В этой ситуации мы понимаем как девелоперов, так и мододелов. Разработчики хотят получить максимум прибыли и при этом не хотят, чтобы на их разработке кто-то наживался. Создатели же модификации также вбухали в работу кучу времени, но в итоге остались без каких-либо прав. Такова суровая реальность.

Собственно поэтому мы, администрация сайта FableGame.info, не обязаны спрашивать никакого разрешения как у авторов модов, так и различных распространителей.

Это интересно:  Какими правами обладает автор служебного произведения

Также хотим напомнить Вам, что хороший мод моментально разлетается по сети, и найти автора, а тем более первоисточник зачастую просто невозможно. Поэтому, когда мы выкладываем очередной мод на сайте без уведомления автора, никакие права не нарушаются. Формально: автора мода мы искать не должны.

Кроме того, если из какой-либо игры Вы выдрали картинки, идею и персонажа, взяли и использовали всё это в модификации к любой игре либо эти ресурсы вам нужны для игрового конструктора, либо ещё где-то. То, формально, это нарушение авторских прав по факту использования контента или персонажа из игры. Хотя, если проект полностью бесплатный, то разработчики обычно закрывают глаза на нарушения. Это ведь косвенная реклама.

Права на моды к компьютерным играм принадлежат разработчикам игры.

Копипастерам с других ресурсов:

Использование наших переводов Вами разрешено и даже приветствуется . Собственно, запретить то мы не можем (выше указано почему 🙂 ). В итоге, главное ведь — чем качественнее получится локализация, тем лучше будет всем.

Копирование (полное или частичное) текстов описаний к модам разрешено при наличии ссылки на первоисточник. Здесь уж извольте — это наша интеллектуальная собственность.

Формат игры-квеста как объект авторского права

Случайная находка в реестре судебных решений – дело о защите авторских прав на формат игры-квеста. Суд оценил само произведение и весьма неоднозначные доказательства его использования нарушителем. Следов обжалования решения Апелляционного суда АРК от 10 октября 2010 г. по делу №22-ц/7206/2010 мною не обнаружено.

Истец, как автор, зарегистрировал авторское право на литературное произведение в 2007 г. В нем описана командная интерактивная игра, основанная на элементах логики, экстрима, скорости, стратегии и учит действовать сообща.

Цель игроков: победить, поэтапно исполняя задания в максимально короткое время; используя знания и мышление быстрее других команд пройти все препятствия не нарушая правил. Также изложены принципы формирования команд; их взаимодействия; функции «легенды» игры; как использовать принципы развития игры и т.д.

В этом тексте суд разглядел не только описание идей и методов деятельности (приемы логики, интерактивный метод проведения игры), но и индивидуальные признаки игры: оригинальное построение игрового процесса; использование знаний игроков в литературе и истории.

Мне, как и читателю поста, сложно судить о произведении не видя его перед глазами, но приведенных фрагментов достаточно, чтобы засомневаться в охраноспособности описания игры-квеста – это можно описать словом «система».

Как ответчик нарушил авторское право истца на это произведение?

У истца и ответчика была предыстория отношений. Ответчик по заказу истца сочинил 48 «легенд» для формата игры. Вскоре они прекратили сотрудничать и ответчик опубликовал в соц.сети объявление о проведении игр: название время, место и условия участия. Суд не оценивает «легенды» как самостоятельные объекты, из чего можно сделать вывод, что это общие вводные, в рамках которых игроки могут свободно действовать, а не детальный сценарий, который не допускает импровизаций.

Суд изучил фотографии, на которых изображен ответчик с микрофоном, одетый в футболку с названием игры и словом «Организатор» в окружении людей. Этих доказательств оказалось достаточно, чтобы подтвердить, что ответчик проводил игры как организатор, знал правила и принципы формата игры (поскольку ранее был причастен к созданию «легенд»).

Хорошо, – скажете вы, – пусть он организатор игры, а где использование того самого произведения, права на которое принадлежат истцу?

Это, наверно, самый курьезный момент в решении. Суд указывает, что ход игр не фиксировался (нет видеозаписи) и не может быть воспроизведен при помощи технических средств, но поскольку ответчик не сообщил никаких отличий между игрой, автором которой является истец и игрой, которую он организовал, факт использования считается доказанным.

Это интересно:  Как оформить исключительное право на программное обеспечение

Этот удивительный вывод дает основание заподозрить суд в применении традиционного для британских гражданско-правовых споров стандарта «баланс вероятностей» (balance of probabilities). Согласно этому стандарту, факт признается установленным, если в результате исследования представленных сторонами доказательств присяжные или судья пришли к заключению, что факт скорее имел место, чем не имел. Это значит, что факт имел место с вероятностью более 50%.

Решение суда: запретить ответчику проводить игры с нарушением авторских прав на концепцию игры формата, созданного истцом и взыскать 8500 грн. компенсации. Да, концепцию игры, Карл!

Благодаря этому решению есть повод задать два вопроса: (1) охраняет ли авторское право формат игры? (2) можно ли играя в игру нарушить авторское право на неё?

Охраняет ли авторское право формат игры?

Коль скоро речь идет о тексте, ближайший «родственник» формата игры – сценарий. Это или классический сценарий, который описывает единственный вариант развития событий (значит это история, рассказанная автором, а не игроками), или «сад расходящихся тропок», где игроки могут сыграть множество версий, будучи ограничены лишь правилами.

Защита формата телешоу – пример балансирования на грани между этими двумя крайностями, а судебная практика двух европейских стран обозначила критерии охраноспособности формата.

Верховный суд Италии 27 июля 2017 г. признал «формат» объектом авторского права, если он отображает «логические и тематические связи, состоящие из названия, базовой структуры повествования, сценографии и постоянных персонажей, соединенных в последовательность, которая может быть повторена». Программа, которая состоит из импровизаций, не обладает повторяемостью и не может считаться форматом.

Британский суд 19 октября 2017 г. указал, что формат телевизионной игры или викторины может стать предметом защиты авторских прав как драматическое произведение. Формат должен иметь ряд элементов, которые вместе отличают шоу от подобных программ, а отличительные признаки объединены друг с другом в согласованной структуре, которая может быть повторена в узнаваемой форме.

Формат игры пригоден для охраны, но в каждом случае это будет зависеть от того, насколько детально он описан (в виде сценария или библии формата) и воплощен в настоящих играх.

Является ли процесс игры использованием произведения?

Хотя наш закон хранит молчание, юристы понимают, что практическое применение положений, составляющих содержание произведения, не является использованием произведения. Например, приготовление блюда по рецепту не является копированием формы произведения (текста), также как проведение врачом операции не является заимствованием текста из учебника по хирургии.

Если речь идет о проведении игры с коммерческой целью (например, турниры, где организатор берет с команд плату за участие), это может стать основанием для заключения лицензионного договора с правообладателем, но есть ли основания для иска о нарушении авторских прав – весьма дискуссионный вопрос.

Вопрос о пределах охраны игр авторским правом заслуживает нескольких постов, а пока рекомендую статью Bruce E. Boyden «Games and Other Uncopyrightable Systems«, любителям настольных игр Kevin P. Hales «A Trivial Pursuit: Scrabbling for a Board Game Copyright Rationale«, а любителям шахмат – статьи А. Довгалюка.

Если обзор понравился – поделитесь им и подписывайтесь на наш блог.

Статья написана по материалам сайтов: www.unity3d.ru, www.fablegame.info, www.legalshift.com.ua.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector