Как получить деньги за авторские права

Вы можете написать книгу и её издать, продаваясь, она Вам будет приносить деньги без Вашего активного участия на продолжении длительного времени. Другими словами, Вы создаёте источник пассивного дохода.

Также можно что-нибудь сконструировать, изобрести и позже, запатентовав собственное изобретение, продавая свой патент получать за это деньги. Это далеко не всё, на чём можно зарабатывать деньги, обладая авторским правом.

В виде авторского вознаграждения (гонорара) получать пассивный доход можно следующими способами:

— Написать руководство, книгу, разработать методики;
— Конструируя модели, изобретая полезные вещи и т.д.;
— Написав музыку, текст песен, симфонию и т.д.;
— Патентуя разные права собственности.

Выходит, что создать дополнительный доход можно только лишь один раз – написав книгу, но никто не даст гарантии, что такие доходы будут регулярными. У пассивного дохода редко бывает, что он может генерировать большие прибыли. Скорее всего – это некий маховик, который всё время необходимо раскручивать. Написали одну книгу, через год нужно писать вторую, или на её основе снять телевизионный фильм, для того чтобы доходы не переставали поступать дальше. Попадаются и вечные темы, но это скорее исключение из правил, нежели постоянство.

В последнее время институт интеллектуальной собственности развивается довольно быстро. Сегодня, в информационном столетии, авторское право становится одним из приоритетных источников дохода.

В Российской Федерации авторское право действует в течение всей жизни человека-автора и пятьдесят лет после его смерти. Получается, что с его помощью можно обеспечить не только лишь себя, но и своих потомков, передавая по наследству права.

Авторское право своему владельцу может принести баснословные состояния. К примеру, песенный текст можно продавать разным телерадиокомпаниям, известным певцам и исполнителям. Печатные книги продавать типографиям и издательствам.

Вы уже сегодня можете начинать создавать источник пассивного дохода. Для этого необходимо иметь немного терпения и желание.

Авторское вознаграждение

Авторское вознаграждение, расчет и выплата

Гражданское законодательство России предусматривает право автора получать вознаграждение за использование произведений третьими лицами. Это представляется вполне логичным, ведь любая работа должна оплачиваться, и интеллектуальная, творческая деятельность — не исключение.
Если человек вкладывает талант и силы в создание произведения, тратит на это время и ресурсы, он должен иметь возможность получить материальную или иную выгоду.

Существует несколько путей получить авторское вознаграждение, рассмотрим их по порядку:

Авторское вознаграждение по договору

Это первый и самый распространенный способ получения авторского вознаграждения. Когда произведение уже создано, автор может передать свои права на произведение третьему лицу — организации, которая осуществит издание этого произведения или иным способом начнет его коммерческое использование.
Передача прав возможна на двух основах:

1) временное предоставление прав (лицензионный договор, статья 1235 Гражданского кодекса);

2) полная передача прав (договор об отчуждении исключительных прав, статья 1234 Гражданского кодекса).

Решение вопроса о вознаграждении является существенным условием таких договоров. Иными словами, любые договоры могут быть заключены и на безвозмездной основе, однако отсутствие упоминания о вознаграждении в договоре автоматически приводит к признанию его незаключенным. Следовательно, необходимо особенно внимательно подходить к этому условию при составлении договора.

Вознаграждение по договору авторского заказа

Несмотря на то, что его можно было бы отнести и к первой категории, авторское вознаграждение по договору авторского заказа следует вынести отдельным пунктом ввиду иного характера деятельности автора.

Если в первом случае был рассмотрен вариант, когда предоставлялись права на уже созданное произведение, то по договору авторского заказа (статья 1288 Гражданского кодекса), автор обязуется создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства по заказу. Данное условие является очень важным, поскольку может ограничить свободу творчества автора рамками задания заказчика. В договоре необходимо максимально точно отразить какой результат заказчик хочет получить и какие требования предъявляются к будущему произведению. Переход исключительных прав на созданное по договору авторского заказа произведение может осуществляться как на условиях лицензионного договора, так и на условиях договора об отчуждении исключительных прав. Размер и порядок выплаты вознаграждения определяется договором.

Вознаграждение за служебное произведение

Создание служебного произведения отчасти схоже с созданием произведения по договору авторского заказа, с той разницей, что заказчик в данном случае является работодателем автора.

Личные неимущественные права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору (статья 1295 Гражданского кодекса). В то время как исключительные права на такое произведение, то есть право использовать произведение, принадлежит работодателю, если договором не будет предусмотрено иных условий о распределении прав.

Следует обратить особое внимание на условия, при которых у автора возникает право на вознаграждение за служебное произведение:

В течение трех лет с даты предоставления произведения работодатель должен произвести одно из следующих действий: начать использование произведения, передать права третьим лицам или сообщить автору о сохранении произведения в тайне. Если данное условие выполняется, то у автора возникает право на вознаграждение.

По истечению трехлетнего срока, если работодателем не были предприняты указанные действия, исключительные права на произведение возвращаются к автору. Однако в этом случае у работодателя остается право использовать произведение, исключительные права на которое принадлежит автору, на условиях простой (неисключительной) лицензии, с выплатой вознаграждения.
Условия о размере и порядке выплаты вознаграждения указываются в договоре, заключаемом между работодателем и автором. Неверное отражение договоренностей может привести к судебным разбирательствам.

Это интересно:  Обман при покупке в интернет магазине

Доходы от коллективного управления правами

В случаях, когда осуществление прав автором затруднено или когда законом допускается использование произведений без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения, авторы и иные обладатели авторских прав вправе создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе.
Рассмотрим основные случаи использования произведения без согласия правообладателя, но с выплатой вознаграждения.
1. В соответствии со статьей 1263 Гражданского кодекса в случае, если музыкальное произведение было использовано в аудиовизуальном произведении (например в фильме, рекламном ролике и т.п.) у автора музыкального произведения сохраняется право на получение вознаграждения за использование музыкального произведения при показе данного аудиовизуального произведения.
2. Авторы и иные правообладатели имеют право на получение вознаграждения за воспроизведение (копирование) фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (статья 1245 Гражданского кодекса). Такое вознаграждение носит компенсационный характер и выплачивается за счет средств, собранных аккредитованной организацией по управлению правами на коллективной основе с изготовителей и импортеров оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.
3. Художники, авторы произведений изобразительного искусства и рукописей, продавшие оригиналы своих произведений, сохраняют право на получение вознаграждение в виде процентных отчислений от цены каждой дальнейшей перепродажи такого оригинала, если в качестве посредника участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин). Размер процентных отчислений, условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации. Такое право называется правом следования, статья 1293 Гражданского кодекса.

Кто может претендовать на авторское вознаграждение

В первую очередь сам автор. Право на вознаграждение возникает у автора одновременно с авторскими правами на произведение. Однако такое право может переходить к иным лицам. Право получать вознаграждение за использование произведения может переходить одновременно с исключительными правами по наследству, передаваться по договору, переходить от одного юридического лица к другом в результате правопреемства, например, при реорганизации.

Расчет и выплаты авторского вознаграждения

Законодательно предусмотрено несколько вариантов начисления и выплаты вознаграждения. В абсолютном большинстве случаев размера вторского вознаграждения определяется договором между автором или иным правообладателем и приобретателем права (пользователем, лицензиатом). Однако в некоторых случаях, размер вознаграждения может устанавливаться и государством, как, например, в случае с правом следования, рассмотренном выше.
Помимо размера авторского вознаграждения, при заключении договоров следует обратить внимание и на способ выплаты. В соответствии с законом вознаграждение за использование произведения по договору может выплачиваться в одной из следующих форм:
— фиксированные разовые или периодические платежи;

— процентные отчисления от доходов (выручки) — роялти;

Таким образом законодательство оставляет за сторонами договора широкий выбор форм выплаты вознаграждения, удобный для сторон.

Как мы видим, авторское вознаграждение — важная часть взаимодействия автора (правообладателя) с пользователем произведения. Неверное договорное закрепление условий об авторском вознаграждении может привести не только к претензиям и судебным спорам, но и к недействительности самого договора.

Статьи и новости по теме:

Глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров на встрече с Владимиром Путиным отчитался >>>

Итак, вы обнаружили ваши фотографии, другие изображения или статьи на чужом сайте или портфолио. Что следует сделать, чтобы предотвратить нарушение ваших прав и избежать подобных рисков в будущем? >>>

Европарламент принял правовые документы для ратификации Марракешского договора о доступе к материалам для чтения для слабовидящих >>>

​Российское авторское общество: кто должен платить за музыку?

Современная эстрадная песня стала таким же неизменным спутником нашей жизни, как сон или еда. С юридической точки зрения, песня — объект авторского права. Например, если в автобусе играет радио, где звучат песни современных авторов, владелец компании-перевозчика, предприниматель, должен платить за музыку в самом прямом смысле слова. Об этом — в интервью с представителем Российского авторского общества (РАО) в Архангельской области Татьяной Пьянковой.

— Татьяна Михайловна, как обстоит дело с соблюдением авторских прав в Поморье?

— Точно лучше, чем это было в 1993 году, когда я только начинала работу. Сейчас о главе Гражданского кодекса, посвящённой авторскому и смежному праву в регионе знают многие. Здесь не обошлось без нашего вклада.

РАО — аккредитованная государством организация, которая выступает от неопределённого круга лиц — правообладателей, но не обязательно авторов. Авторское право — имущественное: оно может быть предметом купли-продажи, залога, дарения. И не всегда правообладатель — это непосредственно автор. Могут быть наследники, если автору умер, а срок охраны авторского права — 70 лет.

В нашем законодательстве чётко определено: все, кто публично исполняет произведения, как «живьём», так и с помощью технических средств, организаторы концертов и дискотек, владельцы предприятий общепита и торговля, муниципальные учреждения — пользователи. Они обязаны иметь разрешение на использование произведений, у которых есть правообладатели.

— Как можно получить это разрешение?

— Пользователь заключает с РАО лицензионный договор.

С разрешения правообладателя

— Предполагаю, не все пользователи понимают, зачем им разрешение.

Это интересно:  Честный знак рф партнеры

— Да. Приходят, например, представители предприятий общепита и говорят: «Мы не сами проводим мероприятие с живым исполнением, мы просто сдаём площадь». Но мы отвечаем: «Ответственность несёте вы. Ведь, если бармен торгует напитками не по лицензии, то ответственность несёте вы. Так же и с музыкальными произведениями».

Физическое лицо — допустим, местный артист, который будет петь, — вести коммерческую деятельность не может. Ответственность по закону несёт либо юридическое, лицо либо индивидуальный предприниматель. Это, как правило, сами организаторы.

— Важно ли с точки зрения авторского права, коммерческое ли это мероприятие или частное, закрытое?

— Не важно, если действие не происходит в кругу семьи.

— То есть не имеет значение, для извлечения прибыли мероприятие или нет?

— Нет. В Гражданском кодексе чётко определено, что использование чьей-то интеллектуальной собственности может вестись с разрешения правообладателя как в благотворительных целях, так и в иных. Правообладатель может разрешать или запрещать другим лицам использовать результаты своей интеллектуальной деятельности. Но отсутствие запрета не считается разрешением.

— Должно быть у вас большой объём работы.

— Сейчас столько работы! Огромный объём!

— Не является ли это следствием несовершенства законодательства?

— А в какой части?

— Для нас работа по нарушениям — очень трудоёмкий процесс. Мы заключаем договор с владельцами площадок — театров, клубов, а собственник сдаёт в аренду свои какие-то площади организаторам, и зачастую заведомо знает, что на мероприятии обязательно будет публичное исполнение. И владелец площадки избегает ответственности. Ему всё равно, что происходит, главное — получить арендную плату. По закону ответственность существует. Но нам надо потрудиться, чтобы привлечь к ответственности владельца площадки.

— То есть административная ответственность низка?

— Да, её очень трудно добиваться. Очень тяжело конфисковать имущество третьего лицо при бездоговорном публичном исполнении. Надо соблюсти уйму нюансов. Как правило, концерты идут вечером. А надо на месте составить протоколы о нарушении. И не всегда на месте можно найти всех ответственных лиц. Но суды очень щепетильны в этом плане — сбора доказательства, привлечения к ответственности как нарушителя именно владельца помещения.

Мера ответственности предусмотрена административным и гражданским кодексом. Если организатор категорические отказывается работать на законных основаниям, мы приходим на концерт с сотрудниками УВД. Составляем материалы по нарушениям законодательства. А дальше решает суд. Административный штраф — небольшой: от 10 до 20 тысяч рублей на ИП, от 30 до 40 тысяч рублей — на юрлицо. Но есть перспектива рассмотрения дела и по гражданскому законодательству. А там штрафы уже от 10 тысяч до пяти миллионов рублей за произведение.

По факту выручки

— А как должно быть по правилам?

— Предположим, Филипп Киркоров проводит тур из 30 городов разных регионов России. Организатор турне обращается по месту регистрации своего юрлица в представительство РАО в Москве, заключает лицензионный договор на весь тур. Там чётко обозначается, какие произведения, в каком городе будут исполняться. Потом нам предоставляется «распоясовка» концертов: сколько билетов запланировано продать в том или ином городе, стоимость билетов.

Если, например, тур проводится по городам Северо-Запада, то такой договор можно заключить в Санкт-Петербурге. Если концерты проходят только в Архангельской области, то обращаться нужно в наше представительство в Архангельске.

— Как происходит расчёт с авторами и правообладателями?

— Прошло мероприятие — и организаторы отчитываются. Указывают, сколько билетов было продано фактически, на какую сумму. В кассовой рапортичке указываются сведения о произведениях: название произведения, автор музыки и текста. Затем по факту выручки деньги перечисляются на расчётный счёт Российского авторского общества. Авторское вознаграждение — 5 процентов от валового сбора. Полученная сумма пропорционально разбивается на авторов. Например, считывается количество произведений того или иного автора, включенных в концерт. Каждому поступает сумма на лицевой счёт.

Определённая сумма перечисляется на содержание авторского общества.

— Какой процент, если не секрет?

— Раньше было от 10 до 15 процентов. Какой сейчас, я не знаю.

— А как вы работаете с иностранными авторами? Ведь их песни тоже в почёте у архангельских исполнителей.

— Работаем точно также. Предположим, исполняется песня «От зари до зари» на музыку румынского композитора Темистокле Попа и слова Роберта Рождественского. Начисления их наследникам идут точно также через авторское общество, в котором они состоят.

— То есть наши местные организаторы должны также заявляться вам по зарубежным правообладателям?

— Конечно. Так и происходит. То же самое «Колесо» предоставляет сведения и отчёты. Расчёт с автором идёт независимо от гражданства. В принципе, даже российский автор может состоять в зарубежном авторском обществе. В таком случае ему перечислят процент через ту организацию, в которой он состоит.

— Ваша работа затруднена международным законодательством в сфере авторского права?

— Нет, поскольку для нас первично российское законодательство.

— Наверняка не все организаторы согласны платить за исполнение зарубежных песен.

— Было дело, приехал в Архангельск цирк из Кирова. Сначала они отказались составлять с нами договор. Мы — в УВД. Провели проверку, составили протокол. После этого цирк заключил с нами договор. Но был момент, когда в общении они нам сказали: «Мы же используем произведения иностранных авторов или тех, которые изъяли свои произведения из реестра РАО». Но в таком случае пользователь обязан заключить договор с правообладателем.

Это интересно:  Как выглядит знак обращения на рынке рф

А это представители цирка не сделали. Значит они — нарушители и несут ответственность по «административке». Другое дело — можем ли мы потом выйти по «гражданке» от имени тех, кто изъял? Да, можем.

— Каков срок охраны авторского права на произведение?

— 70 лет. Затем произведение становится достоянием народа. Иногда исполнители говорят: «Мне автор подарил песню». На самом деле, просто разрешил её исполнять, но автор при этом не отказывается от авторского вознаграждения. Есть, конечно, начинающие авторы, для которых важен сам факт того, что известный артист исполняет их песню. Они, бывает, не настаивают на вознаграждении, но это должно быть оформлено письменным договором.

Нелегальные автобусы и понижающий коэффициент

— Вы сами проводите проверки?

— Проводим. Как правило, совместно с сотрудниками полиции.

— Предположим, в магазине или в парикмахерской стоит ФМ-радиоприёмник, через него транслируется, скажем, «Русское радио». Что нужно делать владельцу точки, чтобы не влететь на штраф?

— Заключить с нами договор, потому что это использование музыкального фона в бизнесе. В договоре будет указан канал (в свою очередь все радиоканалы тоже имеют с нами договоры). Составляя договор с предпринимателем, мы определяем ставку: она может быть фиксированной, зависящей от посадочных мест, от площади, на котором ведётся бизнес и т. д. Затем должен быть предоставлен отчёт. Предприниматели указывают, какие каналы использовали в отчётный период. Потом отчисления за использование радио распределяются через сетку вещания авторам звучавших в эфире композиций.

Кстати, обратите внимание, телеканалы всегда дают бегущей строкой, какие композиции каких авторов использовались.

— А если брать статистику, в каких сферах самый высокий процент нарушителей?

— Пожалуй, это пассажирские автобусы. А наименьший — в общепите. Хочу сказать, что с нами очень хорошо работают сотрудники УМВД, как в Архангельской области, так и в Нарьян-Маре.

— А какие деньги примерно платят предприниматели, которые используют радио в помещениях общепита?

— Кто-то — 700 рулей, кто-то три тысячи, а кто-то — 12 тысяч.

Величина платежа зависит от количества посадочных мест, от стоимости входных билетов, от количества рабочих дней. Например, где используется телевизор — это 52 рубля с посадочного места в месяц. Но в Архангельске идёт понижающий коэффициент, это не город- «миллионник». Для кафе с 36 посадочными местами, это примерно 1400 рублей в месяц. Для предприятия — это один-два заказа.

— А автору приятно.

— Да, тут работа идёт по принципу «курочка по зёрнышку». Но если бы рамки ответственности были бы ещё более жёсткими, то работа была бы ещё эффективней. Сейчас штраф для ИП — от 10 до 20 тысяч, а для юридического лица — от 30 до 40 тысяч. Думаю, это не очень ощутимо для нарушителя. А вот когда после этого мы идём в суд, то компенсация возрастает в десятки раз и это действительно заставляет нарушителя задуматься.

— Интересно, кто платил такую компенсацию?

— Среди тех, кому пришлось выплачивать компенсацию — Архангельский драмтеатр, Дом офицеров Архангельского гарнизона, владелец детского кафе в ТЦ «Экватор», «Севмаш» и другие.

— Вы работали с операторами автобусных перевозок?

— В своё время мы встречались с ассоциацией автотранспортников, но работа пока не сложилась.

— Это непаханное поле для вас?

— Да. Поскольку у нас всего четверо сотрудников на всю область.

Какое и как авторское право может приносить пассивный доход?

Авторское право на что дает пожизненный доход, какие варианты?

Согласно международным соглашениям, в частности Бернской конвенции автор имеет право на требование оплаты за использование его произведений (авторское вознаграждение) и роялти — оплату за использование имени. В связи с этим возникают интересные моменты. Например, програмный код приравнивается к художественному произведению. Программы обычно пишутся по заказу. И получается ситуация, когда штатный программист или фрилансер пишет программу по заказу, то помимо оплаты совего труда он еще имеет право на получение вознаграждения за использование его программы. Это вознаграждение никак не связано с оплатой труда, т.к. последняя относится к договорному или/и трудовому праву, а роялти и авторское вознаграждение — к авторскому. Поэтому на фирмах, занимающихся програмным обеспечение нередки пункты в договорах, согласно которым программист отказывается от имущественных авторских прав на програмный код (неимущественные права — пожизненны). То же самое относится и к другим объектам авторского права и профессиям. Например, у дизайнеров та же ситуация.

Статья написана по материалам сайтов: www.copyright.ru, region29.ru, www.bolshoyvopros.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector