Источники регулирования смежных прав

Смежные права в соответствии с ч. 4 ГК выделены в отдельный правовой институт права интеллектуальной собственности.

Предметом правового регулирования данного правового института являются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио– и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Смежные права охраняются в силу факта возникновения соответствующего объекта, без регистрации и соблюдения иных формальностей.

Смежные права производны от авторских прав; их обладатели обязаны соблюдать права авторов и пользоваться ими в рамках, установленных законом или договором.

Содержание смежных прав составляет исключительное (имущественное) право и личные неимущественные права в случаях, установленных законом.

Для оповещения о смежных правах на исполнения и фонограммы используется знак охраны смежных прав, который состоит из трех элементов – латинской буквы «Р» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

С 1 января 2008 г. перечень объектов и субъектов смежных прав расширяется за счет появления правовой охраны таких новых объектов, как содержание баз данных и произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Основными источниками смежного права являются:

  • Конституция РФ, ГК, международные договоры
  • Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (1971 г.);
  • Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (1961 г.);
  • Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (1996 г).

История развития правовой охраны смежных прав

Возникновение смежных прав относится к периоду после первой мировой войны, с развитием новых технологий, обусловивших появление радио, кино, грампластинок, а затем телевещания, аудиокассет и т.п.

Термин «смежные права» в основном употребляется в правовых системах романо-германской семьи. Англо-саксонской системе это понятие неизвестно. Так, в США термин авторское право «copyright» относится как к объектам авторского права, так и к фонограммам. В России смежные права стали охраняться с принятием в 1991 г. Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Однако вопрос о введении охраны результатов исполнительской деятельности обсуждался задолго до этого в работах известных ученых . Такое понятие было дано в связи с тем, что рассматриваемые права имеют сходный характер с авторскими, и кроме того, большинство объектов смежных прав не могут существовать без объектов авторского права и, соответственно, производны от них. Дело в том, что многие авторы сами не могут и не хотят исполнять свои произведения, а предоставляют это право известным музыкантам, певцам, которые в свою очередь могут передать право на запись своего выступления производителям фонограмм и право на передачу в эфир организации эфирного вещания, права которых также носят исключительный характер и подлежат защите как и авторские права.

Источники правового регулирования смежных прав

Основным законодательным актом в области смежных прав является часть четвертая ГК РФ. Среди подзаконных актов важное значение имеют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. В частности постановлениями Правительства РФ утверждены минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение произведения, за воспроизведение произведений путем звукозаписи, за сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений /видеофильмов/ в прокат.

Объекты смежных прав

Объектами смежных прав являются:

1. исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2. фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3. сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4. базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5. произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

В отличие от объектов авторских прав не каждый объект смежных прав включает в себя творческий элемент. Творческий характер присущ в определенной мере исполнительской деятельности артистов, режиссеров, постановщиков. Исполнения и постановки можно признать в большинстве случаев результатами творческой деятельности.

Что касается изготовителей звукозаписей и организаций эфирного и кабельного вещания, то их деятельность носит в большей степени технический характер. Смежные права в большинстве случаев являются производными и зависимыми от авторских. Для осуществления смежных прав необходимо получение разрешения автора /правообладателя/ и соблюдение его прав /как имущественных, так и личных неимущественных/.

Субъекты смежных прав

Разграничение авторских и смежных прав можно провести по субъектному составу. Так, если автором произведения может быть только физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение, то субъектом смежных прав наряду с физическими лицами, могут быть и юридические лица.

В качестве исполнителей могут выступать артисты, актеры, музыканты, танцоры, певцы, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальных инструментах или иным образом исполняют произведения литературы или искусства, а также режиссеры-постановщики спектаклей, дирижеры. В соответствии с параграфом 73 германского Закона об авторском праве и смежных правах от 9 сентября 1965 г. «исполнителем является лицо, исполняющее или ставящее произведение, или участвующее в его исполнении или постановке». Таким образом, в качестве исполнителей могут выступать только физические лица.

Производителями фонограмм являются лица, осуществляющие звуковую запись исполнения или иных звуков на любом материальном носителе. В качестве производителя фонограммы может выступать как юридическое, так физическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения. При отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на фонограмме или содержащем ее футляре обычным способом. Под организациями эфирного и кабельного вещания понимаются радиостанции, телевизионные компании, организации, ведущие передачи по каналам кабельного телевидения.

Публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Правовое регулирование смежных прав

Законодательное определение и сроки действия смежных прав: исполнителя, производителя фонограммы, организаций эфирного вещания. Виды и формы заключения авторского договора, его существенные условия и обязанности сторон. Передача имущественных прав.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.07.2011
Размер файла 28,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Правовое регулирование смежных прав

1. Права исполнителя

К исполнителям относят актеров, певцов, музыкантов, танцоров, иных лиц, которые играют роли, декламируют, поют, играют на музыкальных инструментах или иным образом исполняют произведения литературы или искусства (в том числе эстрадные, цирковые или кукольные номера), а также режиссеров-постановщиков спектаклей и дирижеров.

Вклад каждого из исполнителей при коллективном исполнении произведения оценивается самостоятельно. Однако отношения между лицами, участвующими в коллективном исполнении, схожи с отношениями между соавторами при создании коллективного произведения. Эти отношения должны строиться на основе взаимного согласия.

Артисты-исполнители получают охрану, так как их труд носит творческий характер, несущий отпечаток личности, а также в силу того, что повторное использование их исполнений имеет большую социальную значимость, так как благодаря деятельности артистов-исполнителей музыкальные, драматические и иные произведения, охраняемые как объекты авторского права, становятся достоянием широких слоев зрителей и слушателей.

Права исполнителей признаются за ними в случае, если:

1) исполнитель является гражданином Республики Беларусь;

2) исполнителям, не являющимся гражданами Республики Беларусь, но исполнения которых: имеют место на территории Республики Беларусь или включены в фонограммы, охраняемые в соответствии с настоящим Законом, или не записаны на фонограмму, но содержатся в передачах организаций эфирного или кабельного вещания, охраняемых в соответствии с настоящим Законом.

Согласно ст. 31 Закона Республики Беларусь от 16 мая 1996 г., исполнителям принадлежат следующие исключительные права:

2) право на защиту исполнения от всякого искажения или любого иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя (право на защиту репутации);

3) право на использование исполнения в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения.

Право на имя и право на защиту исполнения относятся к личным неимущественным правам.

Право на имя позволяет исполнителю требовать, чтобы при любом использовании результатов его творческого труда упоминалось его имя, действительное или вымышленное, причем без искажений. Право на имя не может отчуждаться и охраняется бессрочно.

Право на защиту исполнения, аналогичное праву на защиту репутации, предоставляет исполнителю право требовать, чтобы его интерпретация произведения воспроизводилась без искажений, что особенно важно в условиях, когда применение технических средств в процессе звуко- и видеозаписи позволяет вносить в результат исполнительской деятельности существенные изменения.

Право на использование исполнения относится к числу имущественных и означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

1) передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение, если используемое для такой передачи исполнение не было ранее передано в эфир или не осуществляется с использованием записи;

2) записывать ранее не записанное исполнение;

3) воспроизводить запись исполнения;

4) передавать в эфир или по кабелю запись исполнения, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;

5) распространять оригинал или экземпляры исполнения, записанного на фонограмму, посредством продажи или иной передачи права собственности;

6) сдавать в прокат оригинал или экземпляры записанного на фонограмму исполнения;

7) сообщать для всеобщего сведения исполнение, записанное на фонограмму, по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, чтобы представители публики могли осуществлять к ним доступ из любого места и в любое время по их собственному выбору.

Исполнитель же сохраняет за собой право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы.

Разрешение на использование исполнения или постановки перечисленными выше способами дает исполнитель. В случае, если исполнение или постановка осуществляется большим коллективом исполнителей (хором, театральной труппой), разрешение на использование исполнения или постановки перечисленными выше способами дает руководитель коллектива.

Исключительные права исполнителя на использование произведения тем или иным способом могут передаваться по договору.

В отношении исполнения, созданного исполнителем в порядке выполнения служебных обязанностей, исполнителю принадлежит право на имя и право на защиту от искажения. Исключительные права на использование такого исполнения принадлежат лицу, с которым исполнитель состоит в трудовых отношениях, если в договоре между ним и исполнителем не предусмотрено иное.

Закон определяет и объем правомочий, которые исполнитель передает организации вещания на сообщение исполнения в эфир или по кабелю, изготовителю аудиовизуального произведения на создание аудиовизуального произведения или изготовителю фонограммы на запись исполнения на фонограмму.

2. Права производителя фонограммы

Производитель фонограммы — физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначены на этой фонограмме.

Производители фонограмм и организации вещания являются коммерческими организациями, которые с помощью специального дорогостоящего оборудования производят фонограммы и создают передачи, предназначенные для трансляции в эфир или по кабелю; для использования этого оборудования нужны специальные знания и опыт. У таких организаций есть все права требовать, чтобы результаты их деятельности защищались от воспроизведения и распространения, недобросовестной конкуренции и в целом от любых действий, позволяющих третьим лицам извлекать имущественную выгоду от использования созданных такими организациями фонограмм и передач.

Права производителя фонограмм охраняются, если:

1) производитель является гражданином Республики Беларусь или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Республики Беларусь;

2) фонограмма впервые опубликована на территории Республики Беларусь.

Кроме случаев, предусмотренных законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», производителю фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.

Исключительное право на использование фонограммы означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

1) воспроизводить (прямо или косвенно) фонограмму;

2) переделывать или иным способом перерабатывать фонограмму;

3) распространять экземпляры фонограммы посредством продажи или иной передачи права собственности;

4) импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы.

5) сдавать в прокат оригинал или экземпляры фонограммы;

6) доводить до всеобщего сведения фонограмму по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, чтобы представители публики могли осуществлять к ним доступ из любого места и в любое время по их собственному выбору.

Если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия производителя фонограммы и без выплаты вознаграждения.

Допускается без согласия производителя фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, и исполнителя, исполнение которого записано на такой фонограмме, но с выплатой вознаграждения:

1) публичное исполнение фонограммы;

2) передача фонограммы в эфир;

3) иное сообщение фонограммы для всеобщего сведения.

Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между пользователем фонограммы или объединениями (ассоциациями) таких пользователей, с одной стороны, и организациями, управляющими правами производителей фонограмм и исполнителей, с другой стороны. Если стороны не достигнут такого соглашения, — специально уполномоченным органом Республики Беларусь.

Размер вознаграждения устанавливается за каждый вид использования фонограммы.

Производитель записи исполнения и сам исполнитель могут для оповещения о своих правах использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре звукозаписи и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов:

1) латинской буквы «Р» в окружности: ® ;

2) имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;

3) года первого опубликования фонограммы.

Исключительные права изготовителя фонограммы могут передаваться по договору другим лицам.

3. Права организаций эфирного вещания

К организациям эфирного вещания относятся радио- и телестудии, а также другие организации, которые через передающие станции осуществляют систематическую передачу информации для массового и индивидуального пользователя путем распространения звуковых и видеосигналов средствами беспроволочной связи (организации эфирного вещания) либо посредством провода, кабеля, оптического волокна или иного средства (организации кабельного вещания).

Подобно изготовителям фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания самостоятельных творческих произведений не создают. Охране подлежит деятельность организаций вещания по использованию произведений посредством сообщений этих произведений в эфир или по кабелю.

При наличии современной техники, принимающей звук и изображение, прием передач вещательных организаций стал делом относительно простым, не требующим больших материальных затрат. Лицо, получившее таким образом передачу в свое распоряжение, может в дальнейшем использовать ее в коммерческих целях.

Защитить имущественные интересы организаций эфирного и кабельного вещания от неправомерного использования их передач третьими лицами можно законодательным установлением монополии вещательных организаций на их передачи.

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в случае, если организация имеет официальное местонахождение на территории Республики Беларусь и осуществляет вещание с передатчиков, расположенных на территории Республики Беларусь.

Согласно ст. 34, 35 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» организации эфирного или кабельного вещания принадлежит исключительное право использовать свою передачу, а также разрешать другим организациям использовать их передачи посредством осуществления следующих действий:

1) одновременно передавать в эфир для организаций эфирного вещания (или по кабелю — для организаций кабельного вещания) свою передачу другим организациям вещания (право на ретрансляцию);

2) сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю для организаций эфирного вещания (в эфир — для организаций кабельного вещания);

3) записывать передачу;

4) воспроизводить запись передачи;

Это интересно:  Охраняются ли авторским правом наименования географических объектов

5) сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом;

6) распространять среди публики записи передачи или экземпляры записи передачи посредством продажи, проката или иной передачи права собственности; это право, за исключением права на прокат, прекращается в отношении записи передачи или экземпляров записи передачи, которые с разрешения организации эфирного (кабельного) вещания были введены на территории Республики Беларусь в гражданский оборот посредством продажи или иной передачи права собственности;

7) право на прокат сохраняется за организацией эфирного (кабельного) вещания независимо от принадлежности права собственности на запись передачи или ее экземпляры.

Исключительные права организаций вещания не распространяются на случаи, когда:

1) запись передачи была произведена с согласия организации эфирного (кабельного) вещания;

2) воспроизведение передачи осуществляется в тех же целях, в которых была произведена ее запись в соответствии со ст. 36 Закона от 16 мая 1996 г., которой предусмотрены ограничения прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания.

4. Срок действия смежных прав

Права исполнителя действуют в течение 50 лет с момента первого исполнения. Права исполнителя на имя и право на защиту исполнения от искажения или любого иного посягательства охраняются бессрочно. Охрана прав исполнителя после его смерти осуществляется в порядке, предусмотренном, как и для личных прав автора произведения науки, литературы и искусства.

Права изготовителя фонограммы действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы или в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.

Права организаций эфирного или кабельного вещания действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир (по кабелю).

Исчисление сроков действия смежных прав начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала срока.

Право разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю, а также право на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков переходит к наследникам (в отношении юридических лиц — к правопреемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации вещания.

5. Договорные формы передачи авторских прав

Понятие и значение авторского договора

С момента вступления в силу Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» авторский договор в авторских правоотношениях приобрел первостепенное значение. Связано это с тем, что объекты авторского права активно включились в гражданский оборот.

Закон определил исключительную природу прав автора как монополию обладателя авторского права на использование произведения. Такое определение по сравнению с советским авторским правом стало революционным, поскольку согласно последнему термин «исключительность» толковался как невозможность отделения прав от их обладателя и соответственно невозможность их отчуждения.

Существенно изменилась и природа правоотношений в области авторского права. Новое законодательство об авторском праве исходит из принципа свободы волеизъявления сторон при заключении авторского договора.

Согласно общепринятой в договорном праве классификации, авторский договор характеризуется следующим образом:

— двусторонний (по составу субъектов): сторонами договора являются обладатель авторского права и пользователь;

— консенсуальный: для заключения и вступления в действие достаточно согласия сторон.

смежный право авторский договор

— возмездный, т.е. стороны получают встречное удовлетворение за исполнение своих обязательств.

— каузальный, т.е. из договора видно его основание.

— двусторонне обязывающий: по этому договору обязательства возлагаются и на одну, и на другую сторону.

Любая классификация представляет собой не более, чем схему. В авторском договоре могут участвовать не только две, но и более сторон (когда каждый из соавторов выступает как сторона самостоятельно). Безвозмездные договоры почти не встречаются.

6. Виды авторских договоров

Издательским договором называют договор автора или иного субъекта авторского права, обладающего исключительными правами, с издательством об издании, переиздании произведения. В договоре данного вида определяются: название, жанр, объем работ, права и обязанности сторон, тираж, сроки исполнения договорных обязательств, размер авторского вознаграждения, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств. Суть договора состоит в обеспечении издания, прав и обязанностей сторон, предусмотренных этим договором.

Постановочный договор на сценическое произведение — это договор, в силу которого автор уступает право на публичное исполнение своего произведения, а постановщик (зрелищное предприятие) обязуется осуществить постановку в определенный срок.

Договор художественного заказа — договор, в силу которого создается произведение изобразительного искусства, владельцем, собственником материального носителя которого является заказчик. Заказчиком может быть и юридическое и физическое лицо. Как правило, договором предусматривается условие публичного экспонирования, показа, демонстрации произведения. За автором сохраняется весь комплекс личных неимущественных прав на объект своего творчества.

Авторский договор заказа — договор, в котором автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику, который в счет авторского вознаграждения обязан выплатить автору аванс. Данный договор в определенном смысле является универсальным.

Практически во всех видах договоров автора интересует: качество издания, объем, срок издания произведения, вознаграждение и т.п.

Издательство заинтересовано в приобретении наряду с правом издания прав на переиздание, на передачу прав на инсценировку или экранизацию, театральных прав; могут быть предусмотрены также права обнародования посредством радиопередач, публикаций в периодических изданиях. На сегодняшний день широкое распространение получила передача произведения в электронный формат. Данное право должно быть обязательно предусмотрено в договоре.

Различают два вида авторских договоров:

1) договор о передаче исключительных прав (разрешение использовать произведение только одному пользователю, использование произведения определенным способом и в оговоренных пределах) с обязательным запрещением пользователю использовать произведение другими лицами (при несоблюдении условия запрета автор может осуществить его сам). Указание об исключительности передаваемых прав должно в обязательном порядке содержаться в договоре;

2) договор о передаче неисключительных прав предусматривает возможность автора сохранить за собой права на использование произведения по своему усмотрению.

7. Форма заключения авторского договора

В соответствии со ст. 27 Закона авторский договор должен быть заключен в письменной форме. По желанию сторон, этому договору может быть придана квалифицированная письменная форма, т.е. нотариальная форма. Исключение сделано в отношении произведений для периодической печати. Здесь допустима устная форма.

Практика подтверждает, что устная форма затрудняет возможности защиты авторского права в случаях, когда произведение остается невостребованным, не публикуется или публикуется в новом виде, с купюрами либо иными изменениями, внесенными без согласия с автором.

По мнению Черткова В.Л. устная форма договора в спорных ситуациях способна оказать плохую услугу как автору, так и пользователям.

Условия авторского договора определяются по соглашению сторон. Согласно Закону об авторском праве, авторский договор должен предусматривать: способы использования произведения, срок и территорию, на которые передается право, размер вознаграждения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

Согласно закону все права, не переданные по авторскому договору, считаются непереданными. Иными словами, какие бы отношения ни существовали между автором произведения и пользователем такого произведения, если не соблюдена письменная форма авторского договора — сделка не состоялась.

При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения. Таким образом, авторский договор, в котором не определен срок его действия, рассматривается как долгосрочный, расторжение которого допускается по инициативе автора (правообладателя).

8. Стороны в авторском договоре

Стороны в авторском договоре могут быть представлены как самим автором (правообладателем), так и пользователем (то есть лицом, которому передаются имущественные авторские права. Это может быть любое физическое или юридическое лицо). Правообладателем может быть любое лицо, к которому перешли авторские имущественные права на договорной или законной основе. Другая сторона (пользователь) также может быть представлен любым физическим или юридическим лицом.

В случае передачи имущественных прав не первоначальным правообладателем (автором), а его правопреемником, другим лицам при заключении договора необходимо проверить действительно ли данное лицо является правообладателем. В противном случае в процессе исполнения договора могут возникнуть споры, претензии со стороны автора, действительного правообладателя. Не всегда тот, кто продает пользователю материальный носитель с фиксацией произведения, является автором или законным обладателем объекта авторского права.

Сторонами по договору являются: с одной стороны — автор, а в отношении готового произведения также его правопреемники, с другой — пользователь: организация (издательство, театр, киностудия и т.д.), которая имеет право заключать авторские договоры об использовании произведений, или гражданин-предприниматель, имеющий лицензию.

9. Существенные условия авторского договора

В соответствии с законом авторский договор в обязательном порядке должен содержать следующие условия:

* способ использования произведения (т.е. конкретные права, передаваемые по договору). Все права на использование произведения, которые прямо не переданы по авторскому договору, считаются не переданными. Не могут быть предметом договора права на использование произведения, не известного на момент заключения договора);

* срок и территория, на которые передаются права (Закон допускает отсутствие в договоре этих условий. При отсутствии условия о сроке, договор может быть расторгнут автором по истечении 5 лет с даты его заключения. При этом за 6 месяцев до расторжения договора автор должен уведомить пользователя о. своих намерениях. Если договором не определена территория, считается, что действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Республики Беларусь);

* размер авторского вознаграждения и порядок определения его размера (ч. 3 ст. 26 Закона от 16 мая 1996 г. устанавливает, что размер вознаграждения определяется в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения. Если в связи с характером произведения или особенностями его использования процент от дохода установить невозможно, вознаграждение выплачивается в виде твердо зафиксированной в договоре суммы или иным образом. Если договором предусмотрена выплата вознаграждения в твердо зафиксированной сумме, то ставки авторского вознаграждения не могут быть ниже минимальных ставок, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь);

* порядок и сроки выплаты вознаграждения;

* другие условия, которые стороны сочтут необходимыми.

Если лицо, заключающее договор с автором или иным правообладателем, желает приобрести возможность дальнейшей уступки полученных им прав, эта возможность должна быть оговорена в договоре.

10. Обязанности сторон в авторском договоре

В соответствии с договором автор обязан:

* передать либо создать и в установленный срок передать произведение для использования обусловленным по договору способом. Готовое произведение обычно передается еще до заключения договора. По авторскому договору заказа автор обязан создать произведение лично. Привлечение к работе над произведением других лиц возможно только с согласия другой стороны;

* по требованию другой стороны внести в произведение необходимые изменения;

* воздерживаться от передачи произведения или его части третьим лицам для использования указанным в договоре способом. Передать произведение или его часть третьим лицам автор может лишь с письменного согласия другой стороны, а также в случаях, прямо предусмотренных договором.

Отдельные договоры могут возлагать на автора дополнительные обязанности (например, читать один раз корректуру своего произведения).

К обязанностям пользователя относятся:

* осуществить или начать использование произведения обусловленным до договору способом в установленный тем же договором срок. Такой обязанности нет у стороны, заключившей сценарный договор или договор художественного заказа. По этим договорам обязанности стороны исчерпываются принятием произведения и выплатой автору вознаграждения;

* выплатить автору вознаграждение в размере, установленном соглашением сторон.

11. Порядок передачи имущественных прав

Существует известная формула: если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменялись ими, то у каждого из нас будет по яблоку; если же у тебя есть идея и у меня есть идея и мы обменялись ими, то у каждого из нас будет по две идеи. В этом и заключается разница между правом на вещи и авторским правом — на объекты интеллектуальной собственности. Ключевым положением в авторском договоре является именно передача прав, т.е. если авторское произведение (например, рекламный видеоролик) передается на каком-либо материальном носителе, то передача прав на использование произведения регулируется нормами авторского права, передача же материального носителя — нормами гражданского права.

По авторскому договору могут передаваться как исключительные, так и неисключительные права на использование произведения. Соответственно авторский договор может быть двух видов: о передаче исключительных прав и о передаче неисключительных прав. Какая между ними разница?

Исключительный характер передачи авторских прав подразумевает использование произведения определенным способом, в пределах, установленных договором, и только лицом, которому эти права передаются. Такое лицо получает право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Причем, согласно закону, «права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное».

В авторском договоре могут быть предусмотрены пункты, согласно которым передаваемые права могут быть прямо названы исключительными (например: «Продавец продал, а Покупатель купил следующие исключительные права» или «Все права, переданные по договору, считаются исключительными»). Соблюдение этих условий очень важно, поскольку при наличии любых сомнений переданные права будут считаться неисключительными. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.

Однако термин «исключительное право» не означает, что произведение всецело принадлежит лицу, приобретшему права. Согласно закону в авторском договоре определяются способы и пределы использования произведения, т.е. авторский договор о передаче исключительных прав может предусматривать, что наряду с покупателем — владельцем исключительных прав — могут существовать и другие владельцы, но уже неисключительных прав. Например, таковыми могут быть третьи лица, которым автор ранее уже передал неисключительные права.

Кроме того, возможна ситуация, при которой автор оставляет часть исключительных прав за собой. Стороны авторского договора также могут договориться о том, что исключительное право на тот или иной способ использования в определенных договором пределах делится между продавцом и покупателем поровну, т.е. стороны становятся совладельцами этого права, в дальнейшем они будут совместно пользоваться и распоряжаться им.

Авторский договор о передаче неисключительных прав предусматривает, что приобретенные права являются относительными, действуют только по отношению к продавцу и не дают покупателю никаких прав на пресечение использования произведения третьими лицами.

12. Переход авторского права по наследству

Гражданский кодекс Республики Беларусь не содержит нормы, прямо регламентирующие права автора оставить завещательное рас поряжение. Отсутствие регламентации данного вопроса во все вр е мена приводило к серьезным спорам между наследниками. Даже при безупречных завещаниях избежать подобных споров было практич е ски невозможно.

Завещателю должны быть разъяснены все возможные варианты завещательного распоряжения, т.е. правила наследования по закону, права нетрудоспособных наследников, положение о долях наследни ков в праве на имущество и отсутствие долевого режима в авторских правах наследников; требование к форме завещания, обязанность н а следников отвечать по долгам наследодателя в пределах полученного наследства, включая имущественные права, переданные возмездным пользователем; возможность назначить душеприказчика или испо л нителя завещания из числа дееспособных граждан, независимо от того, включается исполнитель в число наследников по завещанию или нет; целесообразно согласовать вопрос с предполагаемым душеприказчиком; возможность отмены или изменения завещания. В с о ответствии с действующим Гражданским кодексом, завещание может быть обусловлено возложением на наследника определенных обяза н ностей. Лишение наследников наследства может быть как мотивир о ванным, так и немотивированным. При жизни автора существование его наследников по закону юридически безразлично. Как наследники по закону, так и наследники по завещанию при жизни автора, субъектами авторского права не являются. Не являются субъектами авто р ского права и те наследники по закону, которых наследодатель л и шил права унаследовать созданные им произведения.

При наличии наследников и завещания, вопрос о переходе прав на произведение представляется решенным. Однако автор может в сво ем завещании лишить всех наследников права на получение наследства одновременно не решая вопроса о том, к кому перейдут его пр а ва на произведение после его смерти. Такое наследство считается вымороченным, и все права и обязанности автора переходят к гос у дарству. Таким образом государство становится правопреемником . Однако на сегодняшний день не создан орган который бы занимался вопросами управления прав авторов после их смерти. На этот орган должны быть возложены обязанности по управлению правами авт о ров и обязанности по их защите.

13 Правовая защита авторских и смежных прав

Это интересно:  Реальный раздел квартиры

Защита авторских и смежных прав может осуществляться уголовно-правовым, административно-правовым и гражданско-правовым способом.

Наиболее опасные посягательства на субъективные авторские права рассматриваются как преступления и влекут за собой уголовную ответственность. Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает ответственность за следующие виды преступлений:

1) плагиат, т.е. выпуск под своим именем чужого научного, литературного, музыкального или художественного произведения или иное присвоение авторства;

2) незаконное воспроизведение или распространение исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций вещания;

3) принуждение к соавторству (ст. 201 «Нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных прав» нового Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Административно-правовой способ защиты авторских прав состоит в рассмотрении жалоб авторов и других заинтересованных лиц, а также протестов прокуроров организациям, выше стоящим по отношению к организациям, использующим произведения авторов, — министерствам, государственным комитетам и т.д. Эти организации защищают права авторов и по собственной инициативе в случаях обнаружения фактов их нарушения. Защита авторских прав осуществляется Комитетом по авторским и смежным правам при Министерстве юстиции Республики Беларусь и авторскими союзами.

Преобладающим является гражданско-правовой способ защиты. Защита личных неимущественных прав автора осуществляется вне зависимости от вины их нарушителя и независимо от нарушения имущественных интересов автора. Исковая давность по спорам о нарушении личных неимущественных прав не применяется (ст. 209 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Требования об устранении допущенных нарушений личных неимущественных прав могут быть предъявлены автором, а после его смерти — наследниками или лицом, на которое автор возложил охрану неприкосновенности своих произведений, а также организациями, на которые возложена охрана авторских прав.

Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» определяет ряд мер, которые могут быть применены в целях защиты нарушенных авторских прав.

Суд может принять специальные меры, направленные на защиту прав правообладателей еще до того, как будет установлен факт нарушения авторского права или смежных прав.

К таким мерам относятся:

1) запрещение изготавливать, воспроизводить, продавать, иным способом использовать произведения и фонограммы, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными (контрафактными являются экземпляры произведения или фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав, а также экземпляры охраняемых в Республике Беларусь произведений и фонограмм, импортируемых в Республику Беларусь без согласия обладателей авторских и смежных прав из государств, в которых эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться);

2) наложение ареста и изъятие всех экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными.

После того, как суд установил факт нарушения авторского права или смежных прав, обладатель исключительных авторских или смежных прав вправе требовать от нарушителя:

1) признания прав (при нарушении личных неимущественных прав автор имеет право требовать восстановления нарушенного права путем внесения соответствующих исправлений, сообщения о допущенном нарушении в печати или иным способом);

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Восстановление нарушенного права может состоять во внесении соответствующих исправлений в произведение, в его заглавие или титульный лист, указании имени автора и т.д. Если исправить нарушение таким образом невозможно, то автор может требовать опубликования в печати информации о допущенных нарушениях;

3) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

4) возмещения убытков, включая упущенную выгоду. Если убытки причинены автору нарушением личных неимущественных прав, он вправе требовать их возмещения. Под убытками в этом случае понимаются как понесенные автором расходы, так и не полученные им по вине нарушителя доходы. Расходы автора могут состоять, например, в затратах на устранение искажений в его произведении. Неполученные доходы — это гонорар, который автор получил бы при отсутствии нарушений его авторских прав. Размер убытков определяется с учетом качества произведения и ставок гонорара, предусмотренных для аналогичных произведений или способов их использования. Требования о возмещении убытков могут быть предъявлены независимо от требований по защите личных неимущественных прав автора, но удовлетворены лишь в пределах срока исковой давности;

5) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;

6) выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 минимальных заработных плат, определяемой по усмотрению суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода;

7) принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав. В частности, лицо, которое не является автором, может предъявить иск с требованием признать, что он не является автором приписываемого ему произведения.

За защитой своего права обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе обратиться в установленном порядке в судебные органы в соответствии с их компетенцией.

Суд может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения или фонограммы, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения.

По требованию обладателя авторских или смежных прав контрафактные экземпляры и фонограммы могут быть ему переданы. Если такого требования нет, суд может вынести решение об их уничтожении.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Типы, виды и форма авторского договора. Права и обязанности сторон и их ответственность. Сущность издательского и постановочного договора. Объекты смежных прав. Охрана прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания.

реферат [20,7 K], добавлен 02.11.2010

Понятие, субъекты и объекты авторского права. Охрана прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Субъекты смежных прав. Защита авторских и смежных прав. Прекращение, изменение правоотношений.

реферат [27,5 K], добавлен 02.08.2008

Понятие, объекты и субъекты смежных прав, их сущность, законодательная база и проблемы защиты. Содержание и границы субъективных смежных прав. Сфера международной охраны и государственной политики различных стран в области авторского права и смежных прав.

реферат [9,4 K], добавлен 29.11.2010

Структура законодательства в области охраны смежных прав. Содержание исключительных смежных прав и срок их действия. Правовое регулирование авторских отношений. Распоряжение исключительными правами. Авторский договор об отчуждении имущественных прав.

курсовая работа [49,2 K], добавлен 26.03.2013

Сущность системы международной охраны авторского права. Особенности международно-правовой защиты авторского и смежных прав. Анализ положений международных договоров Беларуси в области смежных прав. Институт коллективного управления имущественными правами.

автореферат [194,7 K], добавлен 27.12.2011

Виды объектов авторского права. Понятие «авторское право». Гражданско-правовая защита авторских и смежных прав. Порядок оформления прав на селекционные достижения и иных патентообладателей. Виды ответственности за нарушение авторских и смежных прав.

контрольная работа [35,0 K], добавлен 29.04.2011

История развития российского законодательства в области авторского и смежных прав и структура Российского законодательства. Понятие и содержание изучаемой темы. Правовое регулирование защиты авторских и смежных прав и уголовно-правовые способы защиты.

дипломная работа [86,5 K], добавлен 25.11.2008

Понятие и принципы авторского права. Личные неимущественные и имущественные права авторов и правообладателей. Сущность, сфера действия смежных прав, их объекты и субъекты, условия и сроки охраны. Пробелы законодательства в данной области, их устранение.

курсовая работа [50,4 K], добавлен 14.04.2015

Понятие и общая характеристика авторского и смежных прав. Объекты и субъекты данных правовых категорий, их взаимодействие. Особенности отражения имущественных и личных неимущественных прав в авторском и смежных прав, порядок и способы их защиты и охраны.

курсовая работа [152,3 K], добавлен 26.09.2013

Основы правового регулирования авторских и смежных прав по действующему российскому законодательству, уголовно-правовая характеристика состава преступления. Квалифицированные составы незаконного использования объектов авторского права или смежных прав.

дипломная работа [122,7 K], добавлен 19.06.2017

Правовое регулирование смежных с авторскими прав

Объекты смежных прав

Развитие музыки, театра, кино в современном мире невозможно представить без фонограммы, передачи по каналам телевидения и радио. Права исполнителей в данной области получили наименование смежных.

Смежные права в совокупности представляют собой правовые нормы, регулирующие отношения по охране исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания, определение режима их использования, а также наделение исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций имущественными и неимущественными правами и защиту этих прав. По своей правовой природе смежные права сходны с авторскими правами, однако имеют самостоятельные объекты.

Объекты смежных прав (ст. 1304 ГК РФ).

Исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Под исполнением понимается представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т. п.). Постановка — это одна из форм исполнения. Кроме того, исполнением признается показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком). Важно подчеркнуть, что смежные права исполнителей начинают действовать, только если живое исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания.

Фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение. Экземпляром фонограммы признается любая ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все зафиксированные звуки или часть звуков.

Сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией. Под передачей организации эфирного и кабельного вещания следует понимать набор звуковых и изобразительных сигналов, посылаемых в эфир непосредственно или иным образом, в том числе при кабельном вещании посредством кабеля. Передача представляет собой не любое сообщение, переданное в эфир или по кабелю, а лишь такое сообщение, которое создано самой этой организацией либо по ее заказу и за ее счет другой организацией. Таким образом, если кинофильм или звукозапись созданы не организацией эфирного или кабельного вещания и не по ее заказу, их передача в эфир или по кабелю не создает никаких смежных прав организации эфирного или кабельного вещания. В то же время, если организация эфирного или кабельного вещания сначала записала передачу на аудио- видео- носитель, а затем одновременно осуществила передачу этой записи, у нее возникают и фонограммные права на эту запись, и права на передачу. Кроме того, организация эфирного или кабельного вещания, заказавшая и оплатившая заказ на передачу, созданную другим лицом, приобретает первоначальное смежное право на эту передачу.

Базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов. База данных — это объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и пр.), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

Произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Субъекты смежных прав

Субъектами смежных прав являются исполнители, изготовители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания, изготовители баз данных, а также публикаторы произведений науки, литературы, искусства. Если автором произведения может быть только физическое лицо, чьим творческим трудом оно создано, то субъектами смежных прав наряду с физическими могут быть и юридические лица.

Исполнителями (ст. 1313 ГК РФ) являются граждане, чьим творческим трудом создано исполнение: актеры, музыканты, певцы, танцоры и иные лица, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальном инструменте или же иным образом исполняют произведения литературы или искусства (в том числе эстрадные, цирковые и кукольные номера). К числу исполнителей также следует относить режиссеров-постановщиков спектаклей и дирижеров.

Изготовителями фонограмм (ст. 1322 ГК РФ) называются лица, взявшие на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. В свою очередь, под записью понимается фиксация в материальной форме, например в форме кассеты или компакт-диска, позволяющая осуществлять неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение данных звуков.

Изготовителем фонограммы может быть как юридическое, так и физическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков. При отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на фонограмме и (или) содержащем ее футляре обычным образом.

Под организациями эфирного и кабельного вещания (ст. 1329 ГК РФ) понимаются юридические лица, осуществляющие сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач. Например, это могут быть радиостанции, телевизионные компании, как государственные, так и частные, ведущие передачи по каналам кабельного телевидения за дополнительную абонентскую плату. Установленные Гражданским кодексом смежные права на передачи в эфир и по кабелю для всеобщего сведения имеют лишь российские юридические лица, причем только на те передачи, которые осуществляются ими с помощью передатчиков, расположенных в России.

Изготовителем базы данных (ст. 1333 ГК РФ) признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. Это могут быть как граждане, так и юридические лица. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано обычным образом на экземпляре базы данных и (или) его упаковке.

Права на обнародованное произведение науки, литературы, искусства принадлежит публикатору. Публикатором, согласно ст. 1337 ГК РФ, признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние, либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом. В соответствии с прямым указанием закона им может быть только физическое лицо.

Наряду с исполнителями, производителями фонограмм и организациями эфирного и кабельного вещания и другими указанными выше лицами, смежными правами могут воспользоваться их правопреемники или наследники. Срок охраны указанных прав не исчисляется с момента фиксации (записи) этих передач, в частности, потому, что до момента фактического сообщения передачи в эфир или по кабелю эти «передачи» как передачи не существуют и не охраняются. Это относится только к имущественным правам наследников и правопреемников первоначальных носителей смежных прав.

Под правопреемниками в данном случае имеются в виду лица, получившие смежные права в порядке общего правопреемства. Смысл законодательного закрепления этой правовой нормы состоит в том, что она устанавливает срок, в течение которого наследники и правопреемники пользуются перешедшими к ним смежными правами.

Что касается объема прав, переходящих к наследникам и правопреемникам, то он не определен. В частности, к наследникам и правопреемникам переходят права на самостоятельное использование объектов смежных прав, т. е. права на совершение положительных действий: право разрешать использование исполнений, постановок, фонограмм, а также право на получение вознаграждения.

Дистанционное обучение для инвалидов по доступным ценам

Содержание и виды смежных прав

Закон говорит о нескольких категориях смежных прав:

1) права исполнителей на их исполнения и постановки (исполнительские права);

2) права производителей фонограмм на их фонограммы (фонограммные права);

3) права организаций эфирного и кабельного вещания на их передачи в эфир;

4) права изготовителей базы данных;

5) права публикатора на произведение науки, литературы, искусства.

Указанные категории смежных прав отличаются друг от друга по субъектам, содержанию, срокам охраны и др. Следовательно, нельзя объединять их в один правовой институт. Именно поэтому Гражданский кодекс РФ правомерно употребляет выражение «смежные права» во множественном числе.

Исполнительские права обычно возникают независимо от того, осуществлена ли запись исполнения (постановки). Последняя может представлять собой фонограмму (если исполнение (постановка) воспринимается посредством слуха) или аудиовидеозапись (в остальных случаях).

Исполнительские права обычно возникают с момента исполнения (постановки), но в некоторых случаях — с момента записи или даже с момента опубликования (передачи) этой записи.

Фонограммные права действуют в отношении звукозаписей и являются результатом деятельности производителей (изготовителей) фонограмм. Эти права возникают, как правило, с момента звукозаписи, но иногда с момента ее опубликования.

Права организаций эфирного и кабельного вещания действуют с момента осуществления передачи произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой. Предварительная запись передачи не является условием возникновения права, поскольку она произведена до фактического сообщения передачи в эфир или по кабелю и результаты ее не доведены до всеобщего сведения.

Это интересно:  Авторское право на программное обеспечение

Сфера действия смежных прав распространяется на объекты в зависимости от нескольких принципов:

1) принципа гражданства владельца прав;

2) принципа места первого обнародования или опубликования объекта смежных прав.

Иными словами, в отличие от авторского права, возможность приобретать смежные права подчинена принципу территориальности или национальности (гражданства).

Так, права исполнителя признаются за ним, если:

исполнитель является гражданином РФ;

исполнение, постановка впервые имели место на территории РФ;

исполнение, постановка записаны на фонограмму, охраняемую на территории РФ;

исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, охраняемую на территории РФ;

в иных случаях, установленных международными договорами РФ (ст. 1321 ГК РФ).

Права изготовителя фонограммы (ст. 1328 ГК РФ) признаются за ним, если:

изготовитель фонограммы является гражданином РФ или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории РФ;

фонограмма впервые обнародована на территории РФ или ее экземпляры впервые публично распространялись на территории РФ.

в иных случаях, установленных международными договорами РФ.

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней, если организация имеет официальное местонахождение на территории РФ и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории РФ.

Исключительное право изготовителя базы данных (ст. 1336 ГК РФ) действует на территории России в случаях, когда:

изготовитель базы данных является гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом;

изготовитель базы данных является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом при условии, что законодательством соответствующего иностранного государства предоставляется на его территории охрана исключительного права изготовителя базы данных, изготовителем которой является гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо;

в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Исключительное право публикатора (ст. 1341 ГК РФ) распространяется на произведение, обнародованное:

на территории Российской Федерации, независимо от гражданства публикатора;

за пределами территории Российской Федерации гражданином Российской Федерации;

за пределами территории Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, при условии, что законодательством иностранного государства, в котором обнародовано произведение, предоставляется на его территории охрана исключительного права публикатора, являющегося гражданином Российской Федерации;

в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что Российская Федерация ратифицировала Бернскую Конвенцию по охране литературных и художественных произведений 1886 г. и Всемирную Конвенцию об авторском праве 1952 г. (в ред. 1971 г.), предусматривающие взаимную охрану обладателей авторских и смежных прав в странах-участницах обеих конвенций. Кроме того, в Законе об авторском праве нашли отражение основные положения этих конвенций, так что российские правообладатели в других странах-участницах и зарубежные правообладатели в России в одинаковой мере пользуются национальными режимами охраны своих смежных прав.

Бернская Конвенция вступила в силу для России 13 марта 1995 г. Конвенция обеспечивает иностранным фонограммам на территории РФ не национальный режим, а охрану от воспроизведения и импорта экземпляров фонограмм. Конвенция не распространяется на иностранные фонограммы, записанные до 13 марта 1995 г.

Если права исполнителя охраняются на основе принципа гражданства, то не имеет значения, на какой территории имело место исполнение (постановка). Если права охраняются на основе принципа места первого обнародования, то в этом случае не имеет значения гражданство исполнителя (постановщика). Им может быть гражданин РФ, иностранец, беженец или лицо без гражданства.

Первое обнародование дает возможность отделить охраняемые исполнения и постановки от неохраняемых. Вместе с тем указание на «первое» обнародование не означает, что охране подлежат только первые исполнения (постановки), последующие же не охраняются. Каждое исполнение (постановка) является самостоятельным объектом исполнительских прав и охраняется само по себе, даже если оно почти полностью повторяет предшествующее исполнение (постановку). Однако нельзя говорить о полном совпадении последующих исполнений (постановок) произведений.

Поскольку фонограмма представляет собой исключительно звуковую запись, то все сказанное касается только тех исполнений и постановок (или их частей), которые могут быть восприняты на слух.

Для возникновения смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Изготовитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах может использовать знак охраны смежных прав, помещаемый на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. Данный знак состоит из трех элементов:

1) латинской буквы «P» в окружности;

2) имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;

3) года первого опубликования фонограммы.

Необходимо заметить, что проставление знака охраны смежных прав является правом, а не обязанностью владельцев смежных прав. Отсутствие этого знака не лишает их каких-либо принадлежащих им смежных прав.

Исполнителю принадлежат исключительные личные неимущественные и имущественные права. К личным неимущественным правам следует относить право на имя, право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя.

Исключительные имущественные права выражаются в праве на использование исполнения или постановки, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования данных объектов смежных прав. Реализуя исключительное право на использование исполнения или постановки, обладатель смежных прав может осуществлять сам или разрешать третьим лицам осуществление передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю исполнения либо постановки при условии, если они не были ранее переданы, либо сообщены, либо, если передача не идет в записи.

Запись ранее не записанных произведений допускается лишь с разрешения обладателя смежных прав; воспроизведение записи, а также ее передала в эфир либо по кабелю — в случае, если первоначально данная запись была произведена не для коммерческих целей. Однако при участии исполнителя на договорных началах в создании аудиовизуального произведения все его имущественные права переходят к изготовителю данного произведения.

Важным элементом имущественных прав исполнителя является его право сдавать или разрешать сдачу в прокат опубликованной в коммерческих целях фонограммы, на которой записаны исполнение или постановка с участием данного исполнителя. Право сдачи в прокат обычно переходит к производителю фонограммы при заключении с исполнителем договора на запись фонограммы исполнения или постановки. При этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы.

Однако закон в публичных интересах допускает ограничение прав исполнителя на воспроизведение записи исполнения или постановки в случаях, когда первоначальная запись была произведена с его согласия либо когда воспроизведение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи. Исключительные смежные права передаются пользователям исполнений и другим лицам на договорных началах.

Хотя изготовление аудиозаписи не представляет собой особой формы искусства, от качества фонограммы зависит рейтинг конкретного исполнителя. Для него важно, чтобы его голос на фонограмме звучал не хуже «живого» исполнения. Применение высококачественной фонограммы затрагивает также интересы ее изготовителя, в том числе в силу его конкуренции с другими производителями фонограмм. Этим объясняется предоставление производителю исключительных прав на использование его фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования.

Производитель фонограммы вправе осуществлять сам или разрешать другим лицам воспроизводить, перерабатывать фонограмму, а также продавать, сдавать в прокат или импортировать ее экземпляры.

В коммерческом плане интересы производителя наиболее остро затрагивает воспроизведение фонограммы, под которым понимается изготовление одного или более экземпляров фонограммы либо ее части на любом материальном носителе (подп. 5 п. 2 ст. 1324 ГК РФ). Экземпляр фонограммы — это ее копия на носителе, изготовленная как непосредственно, так и косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме. Незаконно произведенная запись не может рассматриваться как некоммерческая.

В случае сдачи фонограммы в прокат необходимо отметить, что это право не охватывает исполнения, зафиксированные в виде видеозаписи, оно не распространяется даже на их «звуковую дорожку», поскольку видеозапись не есть фонограмма. Значит, у исполнителей, чьи исполнения зафиксированы в виде видеозаписи, нет права на прокат фонограммы.

Фонограммы, произведенные и проданные с разрешения производителя, распространяются впоследствии без его согласия и без выплаты вознаграждения. Закон допускает использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, без согласия производителя и исполнителя, но с выплатой вознаграждения. Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между пользователем фонограммы и организацией, управляющей правами производителей фонограмм и исполнителей, за каждый вид ее использования. Пользователи должны предоставить организации, управляющей правами производителей и исполнителей фонограммы, точные сведения о количестве использований фонограммы, а также иные сведения, влияющие на размер и распределение вознаграждения.

Согласно ст. 1326 ГК РФ выплата вознаграждения исполнителям и производителям фонограмм за публичное исполнение и передачу в эфир и по кабелю исполнений и фонограмм должна производиться не отдельным исполнителям и производителям фонограмм непосредственно, а через организации, управляющие правами этих лиц на коллективной основе. Таким образом, отдельные исполнители и производители фонограмм не имеют права требовать вознаграждения от пользователей.

Если соглашением не предусмотрены иные условия, то вознаграждение распределяется поровну между производителем и исполнителем фонограммы. Поскольку продаже фонограммы уже предшествовало согласие и исполнителя, и производителя фонограммы, допускается ее публичное исполнение, передача в эфир и сообщение по кабелю.

Еще одно право для данного объекта — право исполнителей, производителей фонограмм сообщать запись исполнения или постановки, фонограммы для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения)

Права организации эфирного и кабельного вещания регламентируются ст. ст. 1329—1332 ГК РФ. Обладая исключительным правом, организация эфирного вещания может использовать его любым не противоречащим закону способом, а также распоряжаться им. Использованием сообщения радио- или телепередачи (вещания) считается:

1) запись сообщения радио- или телепередачи, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять ее неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

2) воспроизведение записи сообщения радио- или телепередачи, то есть изготовление одного и более экземпляра записи сообщения радио- или телепередачи либо ее части;

3) распространение сообщения радио- или телепередачи путем продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения радио- или телепередачи;

4) ретрансляция, то есть сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю радио- или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации;

5) доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения;

6) публичное исполнение, то есть любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением.

Организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права с соблюдением прав авторов произведений, прав исполнителей, а в соответствующих случаях — обладателей прав на фонограмму и прав других организаций эфирного и кабельного вещания на сообщения радио- и телепередач.

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав, прав исполнителей, а также прав на фонограмму.

Исключительное право на базы данных (ст. 1334 ГК РФ) возникает у изготовителя, только если создание базы (включая обработку или представление соответствующих материалов) требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат. При отсутствии доказательств иного базой данных, создание которой требует существенных затрат, признается база данных, содержащая не менее десяти тысяч самостоятельных информационных элементов (материалов), составляющих содержание базы данных.

Лицо, правомерно пользующееся базой данных, вправе без разрешения правообладателя извлекать из такой базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в личных, научных, образовательных и иных некоммерческих целях в объеме, оправданном указанными целями, и в той мере, в которой такие действия не нарушают авторские права изготовителя базы данных и других лиц.

Использование материалов, извлеченных из базы данных, способом, предполагающим получение к ним доступа неограниченного круга лиц, должно сопровождаться указанием на базу данных, из которой эти материалы извлечены.

Помимо исключительного права, изготовителю базы данных принадлежит право указывать на экземплярах базы данных и (или) их упаковках свое имя или наименование.

Публикатору произведения науки, литературы, искусства принадлежат:

1) исключительное право публикатора на обнародованное им произведение (имеет имущественный характер)

2) право на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения (личное неимущественное право).

Исключительное право публикатора включает в себя следующие правомочия (их содержание аналогично содержанию авторских правомочий):

1) воспроизведение произведения;

2) распространение произведения;

3) публичный показ произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения;

7) сообщение в эфир и по кабелю;

8) доведение до всеобщего сведения.

Смежные права в Российской Федерации имеют определенный срок действия в том их объеме, как они определены в законе.

Права исполнителя действуют в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет после первого исполнения или постановки. Исключение из этого правила составляют право на имя и на защиту исполнения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству. Эти права бессрочны.

Права изготовителя фонограммы действуют в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись, или в течение 50 лет после ее обнародования, если это произошло в течение 50 лет после осуществления записи.

Такой же срок действия прав определен для вещательных организаций, т. е. в течение 50 лет после осуществления первой передачи в эфир или по кабелю.

Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение пятнадцати лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования.

Права публикатора возникают в момент обнародования произведения и действуют в течение 25 лет.

По общему правилу сроки действия различных смежных прав исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором имели место первое исполнение, обнародование, первое опубликование фонограммы либо первая передача.

Если исполнители не объединены в коллектив, каждый из них является носителем своих исполнительских прав. Но если исполнители составляют коллектив, носителем исполнительских прав всех его членов является руководитель такого коллектива.

Обычно коллективы исполнителей являются самостоятельными юридическими лицами, и члены коллектива работают в нем по трудовым договорам. Для членов коллектива все их исполнения в составе такого коллектива можно считать «служебными». Исключительные имущественные исполнительские права на все служебные исполнения, таким образом, переходят к работодателю — руководителю коллектива.

В случае, когда коллективы исполнителей не являются юридическими лицами, а создаются на время, на сезон, работники коллектива могут быть связаны с его руководителем гражданскими договорами подрядного типа или договором простого товарищества.

Таким образом, договор, предоставляющий пользователю исполнительские права и подписанный руководителем коллектива исполнителей, является правовым основанием для освобождения пользователя от ответственности в случае предъявления к нему претензий со стороны отдельных исполнителей по поводу нарушения их исполнительских прав. Однако это не исключает возможности предъявления отдельными исполнителями претензий к руководителю коллектива, если он нарушил условия договоров, заключенных им с отдельными исполнителями.

Для некоторых правообладателей течение срока действия смежных прав происходит несколько иначе: этот отсчет может начинаться лишь с 1 января года, следующего за годом реабилитации, если исполнитель был репрессирован и реабилитирован посмертно. На четыре года увеличивается также срок охраны смежных прав исполнителя, работавшего во время Великой Отечественной войны или участвовавшего в ней.

11.

Статья написана по материалам сайтов: megaobuchalka.ru, knowledge.allbest.ru, studopedia.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector