Исполнения как объект смежных прав

Гражданский кодекс не содержит определение понятия «испол­нение». Полагаем, что в данном случае целесообразно использовать определение утратившего силу с 1 января 2008 года Закона Россий­ской Федерации 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах».

Исполнение — представление произведений, фонограмм, ис­полнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств), показ кадров аудиовизуального произведения в их по­следовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Следует обратить внимание, что законодатель приравнивает к исполнению как объекту смежных прав не только исполнения артистов-исполнителей, но и результат работы дирижера, а также постановки режиссеров-постановщиков спектаклей.

Следует отметить, что смежные права исполнителей возникают, только если исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания.

Исполнение как объект права, смежного с авторским, возника­ет с момента окончания такого представления. Во время представ­ления происходит процесс возникновения этого объекта. Если одно произведение представляется посредством живого исполнения не­сколько раз, то имеет место использование одного произведения и возникновение при каждом исполнении новых объектов смежного

162 права. Каждое последующее исполнение одного и того же произ­ведения исполнителем будет являться новым и самостоятельна объектом права, смежного с авторским, что означает, что каждому исполнению предоставляется самостоятельная охрана. Отсюда вы­текает, что последующие исполнения охраняются и используются независимо от охраны и состояния прав на предыдущие исполнения. Кроме того, законодатель приравнивает к исполнению как объекту прав, смежных с авторскими, постановку спектакля, результат рабо­ты дирижера.

Исполнительской деятельности артистов, режиссеров, постанов­щиков в определенной мере присущ творческий характер. Исполне­ния и постановки можно признать в большинстве случаев результа­тами творческой деятельности.

Постановкой признается одна из форм исполнения. При этом следует подчеркнуть, что смежные права исполнителей начинают действовать, только если «живое» исполнение записывается либо передастся по каналам эфирного или кабельного вещания. Приме­чательно, что постановки в международных соглашениях не включа­ются в число объектов прав, смежных с авторскими.

В литературе высказывались мнения, что «исполнение по сути также является объектом авторского права, только не оригиналь­ным, а производным. С такой точкой зрения нельзя согласиться. Посредством исполнения происходит интерпретация произведения. Интерпретировать же исполнение невозможно, что и предопреде­ляет различие между исполнением и произведением. Пародия же исполнения не является его интерпретацией, пародисты копируют лишь манеру исполнения, на которую не может быть установлено исключительных прав. При этом, для того чтобы исполнение стало объектом права, смежного с авторским, не обязательно, чтобы испол­нение было результатом творческого труда. Кроме того, постановка спектакля является объектом права, смежного с авторским. Нередко специалисты в данной сфере отмечают, что характер труда по созда­нию театральной постановки схож с характером труда при создании постановки аудиовизуального произведения. Однако, несмотря на такую схожесть, закон предусматривает для этих объектов разный правовой режим.

Исходя из того, что законодатель отнес постановку к объектам авторского права, следует понимать, что он видит различную при­роду между объектом авторского права и постановкой, т.е. не счи­тает постановку произведением. Таким образом, постановка должна представлять собой интериретацию произведения для сцены, а ее

саму уже невозможно интерпретировать. В том случае, если про- 163 дукт, созданный режиссером-постановщиком, можно будет интер­претировать, то перед нами будет не постановка, а производное про­изведение, т.е. производный объект авторского права1.

В статье 1313 ГК РФ исполнителем (автором исполнения) при­знается гражданин, творческим трудом которого создано испол­нение, — артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, ноет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в испол­нении произведения литературы, искусства или народного творче­ства, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее по­становку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или ино­го театрально-зрелищного представления) и дирижер.

Исполнителем может быть только физическое лицо независимо ОТ наличия ПОЛНОЙ дееспособности. —

В Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г., к ко­торому Россия намерена присоединиться, иод исполнителем пони­маются актеры, певцы, музыканты, танцоры и другие лица, которые играют роль, ноют, читают, декламируют, играют на музыкальном инструменте или иным образом исполняют литературные или худо­жественные произведения либо выражения фольклора.

Статья 1313 ГК РФ предусматривает охрану исполнителей про­изведений народного творчества, что является новеллой по срав­нению с положением статьи 4 ранее действовавшего Закона об ав­торском праве, определяющей фигуру исполнителя. Кроме того, законодатель дает определение двум из трех категорий исполните­лей — артиста-исполнителя и режиссера-постановщика спектакля. Дирижер не определен законодателем. В толковом словаре С.И. Оже­гова и Н.Ю. Шведовой «дирижер — это музыкант, управляющий ор­кестром или хором при исполнении музыкального произведения»[33].

Законодатель ввел новый институт «авторского и смежного пра­ва» — смежные права на совместное исполнение (ст. 1314 ГК РФ). Смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполни­телей (актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и другим членам коллектива исполнителей) независимо от того, образует такое ис-

164 полнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый аз которых имеет самостоятельное значение.

Смежные нрава на совместное исполнение осуществляются ру. ководителем коллектива исполнителей, а при его отсутствии — чле­нами коллектива исполнителей совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Если совместное исполнение образует неразрывное целое, ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить его использование.

Элемент совместного исполнения, использование которого воз­можно независимо от других элементов, т.е. элемент, имеющий само­стоятельное значение, может быть использован создавшим его испол­нителем по своему усмотрению, если соглашением между членами коллектива исполнителей не предусмотрено иное. Каждый из членов коллектива исполнителей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих смежных прав на совместное исполнение, в том чис­ле в случае, когда такое исполнение образует неразрывное целое.

Права исполнителя делятся на исключительные права, носящие имущественный характер, и личные неимущественные права (право авторства — право признаваться автором исполнения, право на имя — право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фо­нограммы и в иных случаях использования исполнения, а в случае, предусмотренном пунктом 1 ст. 1314 ГК РФ, право на указание наи­менования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования произведения исключает возможность указания име­ни исполнителя или наименования коллектива исполнителей, право на неприкосновенность исполнения — право на защиту исполнения от всякого искажения, т.е. от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящее к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения).

Таким образом, у исполнителей могут быть как имущественные, так и личные неимущественные права. Права исполнителя призна­ются за ним в случаях, если исполнитель является гражданином Российской Федерации; исполнение, постановка впервые имели место на территории Российской Федерации; исполнение, постанов­ка записаны на охраняемую в Российской Федерации фонограмму; исполнение, постановка не записаны на фонограмму, но включе­ны в охраняемую на территории Российской Федерации передачу в эфир или но кабелю.

Сроки смежных прав. Права, смежные с авторскими, отлича­ются друг от друга не только по субъектам и содержанию, но и по срокам охраны.

Исполнительские права обычно возникают с момента исполне- 165 ния (постановки), но в некоторых случаях — с момента записи или опубликования (передачи) этой записи. Однако эти права могут и не зависеть от осуществления записи.

В соответствии с главой 71 ГК РФ исключительное право на ис­полнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осу­ществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнений в эфир или по кабелю. Если исполнитель был репресси­рован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и 50 лег исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации исполнителя. Если исполни­тель работал во время Великой Отечественной войны или участво­вал в ней, срок действия исключительною права продлевается на четыре года. По истечении срока действия исключительного права на исполнение это право переходит в общественное достояние. К ис­полнению, перешедшему в общественное достояние, применяются правила статьи 1282 ГК РФ.

Объекты смежных прав. Общие сведения

С появлением различных способов звуко- и видеозаписи, распространением радиовещания и телевизионного вещания возникла потребность в принятии действенных мер для защиты интересов артистов, исполняющих музыкальные, литературные, драматические и иные произведения, опасавшихся, что развитие новых способов изготовления записей и различных средств их распространения приведет к значительному снижению спроса на осуществление ими деятельности по живому» публичному исполнению произведений, производителей фонограмм, требовавших предоставления им возможности для пресечения любой не санкционированной ими деятельности по изготовлению копий их фонограмм и выражавших беспокойство по поводу того, что развитие радиовещания приведет к сокращению спроса на фонограммы, записанные на различных видах материальных носителей. Наконец, вещательные организации полагали, что бесконтрольная ретрансляция их передач будет причинять им значительные убытки.

Каждая из этих групп заинтересованных лиц постепенно добилась закрепления в законодательствах ряда стран особых смежных прав, позволяющих в той или иной степени контролировать использование соответственно исполнений — результатов творческой деятельности артистов-исполнителей, фонограмм и передач вещательных организаций.

Кроме того, при принятии четвертой части Кодекса к числу охраняемых отечественным законодательством объектов смежных прав в результате заимствования зарубежного опыта были отнесены также базы данных вне зависимости от того, представляют ли они собой результаты творческой деятельности по подбору и расположению материала, и произведения, обнародованные после перехода их в общественное достояние.

Смежные права представляют собой относительно новое явление для российского законодательства. Приведенные в ГК РФ положения, относящиеся к смежным правам, весьма лаконичны и не всегда могут быть признаны в достаточной степени проработанными. К сожалению, многие относящиеся к смежным правам вопросы не нашли еще однозначного решения даже на международном уровне.

Все это существенно затрудняет практическую реализацию смежных прав, их охрану и защиту.

Содержание смежных прав в отношении каждого из объектов раскрывается соответствующими статьями Кодекса, которые закрепляют за правообладателями на каждый из объектов смежных прав особые исключительные права, а также в ряде случаев содержат положения о наличии у правообладателей прав на получение вознаграждения за отдельные виды использования, личных неимущественных прав исполнителей и т.д.

Следует отметить, что для каждого из пяти видов объектов смежных прав Кодекс предусматривает весьма существенные особенности правового регулирования.

Именно этим обстоятельством возможно объяснить традиционное использование выражения «авторское право» в единственном числе, а выражения «смежные права» — во множественном.

Статья 1304 ГК РФ содержит перечисление пяти видов объектов смежных прав, содержание прав в отношении каждого из которых раскрывается в отдельных параграфах главы 71 Кодекса:

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

Это интересно:  Как получить авторское право на логотип

2) фонограммы, т.е. любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

│ Объекты смежных прав │

├───►│ Сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания │

├───►│ Базы данных (в части защиты их содержания) │

В отношении ряда указанных объектов п. 1 ст. 1304 ГК РФ содержит формулировки, направленные на конкретизацию случаев предоставления охраны.

Так, понятие «исполнение» включает в себя как исполнения, являющиеся результатами творческой деятельности артистов-исполнителей и дирижеров, так и постановки режиссеров-постановщиков спектаклей. Следует отметить, что в отличие от постановок, создаваемых режиссерами-постановщиками спектаклей, результаты творческой деятельности режиссеров-постановщиков аудиовизуальных произведений будут охраняться авторским правом, а сам режиссер-постановщик аудиовизуального произведения будет признаваться одним из авторов такого произведения (п. 2 ст. 1263 Кодекса).

При этом следует учитывать, что охрана исполнениям предоставляется только в том случае, если соответствующие исполнения «выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств», т.е. имеется возможность осуществить запись исполнения, позволяющую в дальнейшем осуществлять указанные действия.

Понятие «фонограммы» конкретизируется указанием на то, что к данному виду объектов смежных прав относятся только «исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков». Звуковая запись, включенная в аудиовизуальное произведение, в качестве фонограммы уже не рассматривается, хотя для включения отдельно созданной звуковой записи (фонограммы) в аудиовизуальное произведение традиционно испрашивается согласие правообладателя. Упоминание об «отображениях звуков» является данью традиции, заложенной рядом новых международных договоров, создатели которых стремились таким образом отразить случаи цифровой записи, в которых звуки «отображаются» с использованием различного рода цифровых технологий.

В качестве сообщений передач вещательных организаций охране подлежат как передачи, созданные самой вещательной организацией, так и передачи, созданные по заказу такой вещательной организации и за счет ее средств другой организацией, не обязательно вещательной.

Определение термина «база данных» содержится в абзаце втором п. 2 ст. 1260 Кодекса, в котором под базой данных понимается «представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ)». В том случае, когда база данных представляет собой результат творческой деятельности по подбору и расположению материала, она охраняется авторским правом в качестве составного произведения (ст. 1260 Кодекса).

Наконец, права публикаторов, охрана которых является одним из нововведений, предусмотренных частью четвертой Кодекса, рассматриваются далее в посвященном им разделе.

На международном уровне минимальный уровень охраны смежных прав, предоставляемых исполнителям, изготовителям фонограмм и вещательным организациям, был установлен с принятием на Дипломатической конференции 26 октября 1961 г. Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римской конвенции), которая в настоящее время остается одним из основополагающих международных договоров, обеспечивающих охрану смежных прав на международном уровне.

Российское законодательство не только полностью соответствует положениям Римской конвенции, но и в значительной части превосходит их, обеспечивая для субъектов смежных прав гораздо более высокий уровень охраны, чем это требуется конвенционными положениями, хотя нельзя не признать, что сами положения Римской конвенции во многом устарели и обеспечивают только минимальный уровень охраны, ограничивая во многом права наиболее уязвимой категории субъектов смежных прав — исполнителей.

К настоящему времени Российская Федерация присоединилась к следующим международным договорам в области смежных прав:

— Конвенции об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (Римская конвенция). Поскольку Российская Федерация участвует в Римской конвенции только с 26 мая 2003 г., охрана в соответствии с положениями этой Конвенции на российской территории предоставляется только записанным после этой даты фонограммам и осуществленным после этой даты исполнениям и передачам в эфир;

— Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. (Женевская фонограммная конвенция). Российская Федерация участвует в ней с 13 марта 1995 г.;

— Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г. (Брюссельская конвенция). СССР стал участником Брюссельской конвенции в 1989 г., Российская Федерация продолжает оставаться членом этой Конвенции;

— Соглашению стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г.;

— Договору ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 г. (ДИФ).

Ожидается также принятие ряда новых договоров ВОИС: о правах вещательных организаций; об аудиовизуальных исполнениях, в разработке которых представители Российской Федерации принимают активное участие.

Статьей 1305 ГК РФ предусматривается возможность использования специального знака правовой охраны смежных прав: «Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов — латинской буквы «Р» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы».

Несмотря на название — «знак правовой охраны смежных прав», непосредственно в приведенной статье речь идет о его использовании только двумя категориями правообладателей — исполнителями и изготовителями фонограммы, а также иными обладателями исключительных прав на фонограмму или исполнение.

Условия и порядок использования знака охраны смежных прав во многом аналогичны положениям, установленным в отношении знака охраны авторских прав (ст. 1271 Кодекса).

Положения о возможности применения знака охраны смежных прав опираются на ст. 11 Римской конвенции, которая в свою очередь аналогична положениям ст. III Всемирной конвенции об авторском праве, предусматривающей использование символа (с) в качестве части знака авторско-правовой охраны.

Статья 11 Римской конвенции решает вопросы об ограничении формальностей, устанавливаемых различными национальными законодательствами в качестве условия предоставления охраны прав производителей фонограмм и (или) исполнителей. Положениями данной статьи устанавливается, что если для получения охраны в соответствии с законодательством государства требуется соблюдение определенных формальных процедур, то все они считаются выполненными, если на экземплярах фонограммы или их упаковке размещается специальное уведомление.

Следует отметить, что размещение такого уведомления является не обязательным требованием к правообладателям, а только правом, предоставляемым правообладателям для упрощения процедуры получения ими охраны в тех государствах, национальное законодательство которых предусматривает формальности в качестве условия ее предоставления. В отличие от положений Бернской конвенции, запрещающих установление формальностей в качестве условия охраны произведений, Римская конвенция в отношении исполнений и фонограмм пошла по пути упрощения и ограничения формальностей, которые может требовать каждое государство-участник.

Для признания и защиты смежных прав на территории Российской Федерации наличие или отсутствие знака охраны смежных прав никакого значения не имеет — он может выполнять только информационную роль, указывая на то, что какое-либо лицо по каким-то основаниям считает себя обладателем смежных прав. Какими именно правами располагает такое лицо и на каком основании они ему принадлежат, каждый раз должно устанавливаться с использованием конкретных доказательств — договоров, разделительных и передаточных балансов, свидетельств о праве на наследство и т.д.

Содержание знака правовой охраны смежных прав определено как совокупность трех элементов:

1) латинской буквы P в окружности;

2) имени или наименования обладателя исключительного права (исполнителя, изготовителя фонограммы или любого иного лица, считающего себя обладателем исключительного права на фонограмму или исполнение);

3) года первого опубликования фонограммы.

Разумеется, не исключается возможность и даже необходимость в ряде случаев включения в содержание знака охраны авторских прав иной информации, например, о том, обладателем смежных прав на какой именно объект (исполнение или фонограмму) считает себя лицо, принявшее решение о простановке знака.

В ст. 1305 ГК РФ содержится также определение понятия «экземпляр фонограммы», под которым понимается «ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме». При этом под «отображениями звуков» понимается их представление в цифровой форме.

Как правило, непосредственное воспроизведение фонограммы имеет место в тех случаях, когда копия фонограммы изготавливается непосредственно с использованием имеющегося экземпляра фонограммы. В отличие от этого косвенное воспроизведение будет иметь место, например, при записи на магнитофон звуков фонограммы, передаваемой по радио. В целом Кодекс не делает каких-либо различий для случаев непосредственного или косвенного воспроизведения фонограммы.

В ст. 1306 ГК РФ закрепляется общий принцип определения случаев, в которых может осуществляться «свободное использование» объектов смежных прав, т.е. их использование без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения. Такое использование допускается:

— во-первых, в случаях когда соответствующие ограничения установлены в отношении авторских прав;

— во-вторых, в случаях когда соответствующие ограничения смежных прав специально установлены Кодексом для какого-либо объекта смежных прав.

Передача исключительных прав на объекты смежных прав и использование объектов смежных прав могут осуществляться с использованием тех же договорных конструкций, которые предусмотрены общими положениями части четвертой ГК РФ.

Так, по договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав (ст. 1307 ГК РФ) одна сторона — исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель — передает или обязуется передать свое исключительное право на соответствующий объект смежных прав в полном объеме другой стороне — приобретателю исключительного права.

Договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав предусматривает его передачу правоприобретателю в полном объеме, т.е. в отношении всех возможных видов использования, на весь срок охраны, на территорию всего мира и т.д.

При заключении договора об отчуждении исключительного права на объект смежных прав должны соблюдаться общие положения, предусмотренные ст. 1234 Кодекса.

По лицензионному договору о предоставлении права использования объекта смежных прав (ст. 1308 ГК РФ) одна сторона — исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель (лицензиар) — предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах.

Формулировка данной статьи полностью повторяет содержание общего определения лицензионного договора, установленного абзацем первым п. 1 ст. 1235 Кодекса.

Права на исполнение

Исполнителем признается физическое лицо, в результате творческого труда которого возникает исполнение, т.е. особый объект смежных прав: «исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, — артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер» (ст. 1313 ГК РФ).

Это интересно:  Какое определение автор дает праву

Таким образом, объектом смежных прав исполнителей — исполнениями могут признаваться как исполнения, являющиеся результатами творческой деятельности артистов-исполнителей и дирижеров, так и постановки режиссеров-постановщиков спектаклей.

Деятельность исполнителя является творческой, во многом аналогичной деятельности автора, в связи с чем в рассматриваемой статье в качестве синонима термина «исполнитель» приводится такой термин, как «автор исполнения».

Следует обратить внимание на то, что слово «исполнение» в ГК РФ может использоваться в различных значениях в зависимости от того, рассматривается ли оно как объект смежных прав или как особое действие по использованию произведения или объекта смежных прав («публичное исполнение»). Данный вопрос подробнее рассматривался в разделе, посвященном способам использования произведений.

При определении случаев, в которых у исполнителя возникают смежные права в отношении его исполнения, следует учитывать два достаточно существенных ограничения:

1) охрана исполнениям согласно подп. 1 п. 1 ст. 1304 Кодекса предоставляется только в том случае, если соответствующие исполнения «выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств»;

2) согласно ст. 1313 Кодекс при определении круга лиц, включаемых в понятие «исполнители», традиционно придерживается подхода, в соответствии с которым исполнителями признаются только физические лица, которые исполняют какие-либо произведения, в том числе произведения народного творчества, а также такие произведения искусства, как эстрадный, цирковой или кукольный номер. В то же время лица, которые не исполняют какое-либо произведение (например, спортсмены, участники массовых сцен и др.), не могут претендовать на получение охраны в качестве исполнителей.

В силу прямого указания Кодекса к числу исполнителей отнесены также дирижеры и режиссеры-постановщики спектаклей, в отличие, как уже отмечалось ранее, от режиссеров-постановщиков аудиовизуальных произведений, которые признаются одними из авторов аудиовизуального произведения.

В ходе законотворческой работы последних лет неоднократно возникал вопрос о дополнении определения термина «исполнитель» указанием на то, что исполнителями должны признаваться также лица, исполняющие произведения народного творчества (выражения фольклора) — былины, сказки, песни, танцы и другие произведения народного творчества, которые не имеют конкретного автора. Такие произведения не являются объектами авторского права в связи с отсутствием конкретного автора, однако их исполнения должны пользоваться охраной. Соответствующие правила предусмотрены в ряде международных соглашений, например в ст. 2 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам.

Так, в ст. 2 (а) ДИФ исполнители определяются как «актеры, певцы, музыканты, танцоры и другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, играют на музыкальном инструменте, интерпретируют или иным образом исполняют литературные или художественные произведения либо выражения фольклора».

При принятии части четвертой Кодекса данное положение было учтено.

Статья 8 Римской конвенции предоставляет каждому государству-участнику возможность самостоятельного определения особенностей тех способов, с помощью которых будут осуществляться предусмотренные Римской конвенцией права исполнителей в случае участия в одном и том же исполнении нескольких исполнителей, в том числе в случаях исполнения произведений оркестрами, хорами, ансамблями, группами и иными большими коллективами исполнителей.

В ст. 1314 ГК РФ была предпринята попытка установить в отношении исполнений, создаваемых совместным творческим трудом нескольких исполнителей, режим, характерный для случаев соавторства, имевшего место при создании произведений (ст. 1258 Кодекса).

Если совместное исполнение образует неразрывное целое, т.е. в случае, аналогичном нераздельному соавторству, ни один из соисполнителей не вправе без достаточных оснований запрещать использование такого созданного совместным творческим трудом исполнения.

В то же время если из совместного исполнения может быть выделен элемент, имеющий самостоятельное значение, то, как и в случае делимого соавторства, создавший такой элемент исполнения исполнитель вправе разрешать его использование по своему усмотрению отдельно от исполнения в целом. Данное правило применяется, если соглашением коллектива исполнителей не было установлено иное.

Наряду с общими для случаев соисполнения и соавторства положениями п. 2 ст. 1314 ГК РФ предусматривает также особое правило о том, что смежные права на совместное исполнение осуществляются руководителем коллектива исполнителей.

Данное положение призвано облегчить случаи использования исполнений, создаваемых большими коллективами исполнителей. В то же время остается ряд проблем, связанных с сопряжением данной нормы с иными положениями гражданского права, в том числе по вопросам об оформлении полномочий руководителя коллектива исполнителей и включения отдельных исполнителей в такой коллектив.

Если руководитель коллектива отсутствует и вопрос о порядке осуществления смежных прав на совместное исполнение не решен каким-либо иным образом в соглашении, заключенном между исполнителями, то предполагается, что осуществление таких прав должно осуществляться членами коллектива исполнителей совместно. При этом подлежат применению приведенные выше правила, аналогичные установленным для случаев соавторства.

По вопросам распределения доходов, получаемых от использования совместного исполнения, используется отсылка к общим положениям п. 3 ст. 1229 Кодекса, согласно которой в случае когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит нескольким лицам совместно, то доходы от совместного использования такого результата интеллектуальной деятельности распределяются между всеми правообладателями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

Предусматривается также возможность для каждого из исполнителей самостоятельно принимать меры для защиты от нарушения кем-либо прав на совместное исполнение.

Предусматриваемые ст. 1315 ГК РФ права исполнителя в значительной части аналогичны правам авторов произведений.

Согласно рассматриваемой статье исполнителю принадлежат:

— исключительное право на исполнение, содержание которого раскрывается в ст. 1317 Кодекса;

— личные неимущественные права на исполнение (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность исполнения).

В отношении личных неимущественных прав на исполнение в основном могут быть сделаны те же замечания, что и в отношении аналогичных личных неимущественных прав, принадлежащих авторам произведений (ст. 1265 и 1266 Кодекса).

Дополнительно представляется важным отметить оговорку, содержащуюся в подп. 3 п. 1 ст. 1315 ГК РФ, согласно которой право исполнителя на имя не применяется, в случаях когда «характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей». Определение перечня таких случаев должно произойти в ходе дальнейшего развития практики применения данных законодательных положений.

Также предусматривается, что право на имя включает право на указание наименования коллектива исполнителей.

Применение права на неприкосновенность исполнения может вызывать значительные трудности на практике.

Положения ст. 1326 Кодекса, устанавливающие возможность использования без согласия обладателей прав на фонограммы и исполнения, но с выплатой им вознаграждения публичного исполнения, сообщения в эфир и сообщения по кабелю опубликованной в коммерческих целях фонограммы и зафиксированного в этой фонограмме исполнения, могут также рассматриваться как устанавливающие особое право на получение вознаграждения в указанных случаях использования.

Правило о необходимости соблюдения авторских прав, устанавливаемое п. 2 ст. 1315 ГК РФ, соответствует положениям ст. 1 Римской конвенции, устанавливающей гарантии охраны авторских прав при предоставлении охраны смежных прав.

Существование смежных прав не может служить основанием для того, чтобы осуществлять какое-либо использование произведений без соблюдения положений законодательства и международных соглашений. Согласно положениям ст. 24 и 28 Римской конвенции к участию в ней вообще не допускаются государства, которые не участвуют в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений или, по крайней мере, во Всемирной конвенции по авторскому праву.

В то же время п. 3 ст. 1315 ГК РФ специально подчеркивает независимость охраны прав исполнителя от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Так, в случае если исполняемое произведение перешло в общественное достояние или вообще никогда не охранялось на территории Российской Федерации, это не повлечет каких-либо последствий, ухудшающих правовое положение исполнителя, осуществившего исполнение такого произведения.

Предусматриваются специальные положения, посвященные вопросам охраны авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя (ст. 1316 ГК РФ), которые по своему содержанию аналогичны положениям ст. 1267 ГК РФ, устанавливающей соответствующие положения для охраны авторства, имени автора и неприкосновенности произведения.

Так, предусматривается, что авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно. Исполнитель вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану своего имени и неприкосновенности исполнения после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного исполнителем лица от осуществления соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана имени исполнителя и неприкосновенности исполнения осуществляется его наследниками, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Минимальная охрана прав исполнителей предусмотрена ст. 7 Римской конвенции, которая устанавливает определенный минимальный уровень охраны таких прав, гарантируемый Римской конвенцией.

Перечень действий, возможность предотвращать которые должна быть предоставлена исполнителю в соответствии с Римской конвенцией, включает:

1) передачу в эфир или иное сообщение для всеобщего сведения «живого» исполнения (т.е. исполнения, ранее не переданного в эфир и осуществляемого без использования записи исполнения);

2) осуществление записи исполнения, которое ранее не было записано;

3) воспроизведение записи исполнения, если первоначальная запись была осуществлена без согласия исполнителя, либо воспроизведение осуществляется не в тех целях, для которых исполнитель дал свое согласие, либо воспроизведение записи, осуществленной в соответствии с исключениями из прав исполнителей (ст. 15 Римской конвенции), осуществляется не в тех целях, которые предусмотрены соответствующими исключениями.

Международные договоры в области авторского права, как правило, не делают различий между воспроизведением произведений и их первоначальной записью, которая также входит в понятие «воспроизведение», как это предусматривается, например, Бернской конвенцией. Однако в отношении прав исполнителей на международном уровне традиционно принят совершенно иной подход, поскольку, во-первых, исполнения, которые не были записаны, не могут быть далее воспроизведены, а во-вторых, существуют значительные ограничения прав исполнителей в отношении записанных исполнений.

Так, согласно рассматриваемым положениям Римской конвенции право исполнителя контролировать первую запись его исполнений признается безоговорочно, а права в отношении воспроизведения исполнений сопровождаются значительными оговорками.

В отличие от Римской конвенции Кодекс закрепляет гораздо более высокий уровень охраны прав исполнителей.

Так, в ст. 1317 ГК РФ устанавливается, что исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение любым не противоречащим закону способом и приводится неисчерпывающий (незамкнутый) перечень способов такого использования, который включает:

1) сообщение в эфир, включая сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению, в том числе путем ретрансляции и в случаях спутникового вещания;

2) сообщение по кабелю, т.е. сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

3) запись исполнения, т.е. фиксацию звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

4) воспроизведение записи исполнения, т.е. изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части;

Это интересно:  Авторское право в международном частном праве

5) распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

6) сообщение в эфир и сообщение по кабелю записи исполнения;

7) доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

8) публичное исполнение записи исполнения;

9) прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

При определении значения терминов, используемых в данной статье, возможно руководствоваться аналогичными положениями, содержащимися в ст. 1270 Кодекса.

Пункт 3 ст. 1270 ГК РФ содержит специальную оговорку о том, что исключительное право на исполнение не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения. Данное положение на практике может вызывать возникновение различных спорных ситуаций.

В отношении исполнений гораздо шире применяются презумпции о переходе прав на них.

§ 5. Часть музыкального исполнения как объект смежных прав

В связи с этим возникает вопрос, вправе ли исполнители использовать в своем творчестве такие звуки свободно и не возникнут ли юридические препятствия при дальнейшем использовании записи.

lt;1gt; Термин «сэмпл» в музыкальной среде употребляется как минимум в двух значениях: во-первых, как фрагмент произведения, причем не обязательно музыкального, который помещается в новое музыкальное сочинение, и, во-вторых, как нетипичный звук или созвучие. Именно второе значение здесь имеется в виду.
Относительно необходимости соблюдения авторских прав при включении того или иного сэмпла в фонограмму можно отметить следующее. Если появлению на свет самого звука или созвучия предшествовала творческая деятельность по его созданию, то по смыслу действующего законодательства независимо от его продолжительности он будет охраняться авторским правом со всеми вытекающими последствиями. Если же сэмпл представляет собой лишь зафиксированный на носитель звук или шум, вызываемый природными или техническими объектами (шум моря, стук колес, крик животного и т.п.), то такой звуковой фрагмент не будет пользоваться авторско-правовой охраной, так как не является результатом человеческого творчества.
Что касается смежных прав, то независимо от наличия или отсутствия в сэмпле какой-либо оригинальности, он не может использоваться музыкантами при записи свободно без разрешения обладателя прав на фонограмму, его содержащую. Разумеется, записывать исполнители могут все, что им угодно. Однако при дальнейшем использовании фонограммы с несанкционированным сэмплом могут возникнуть проблемы, поскольку будет нарушено правомочие на воспроизведение и другие правомочия исходя из характера использования, которые закреплены в п. 2 ст. 1324 ГК РФ (п. 2 ст. 38 Закона об авторском праве) за изготовителями фонограмм и их правопреемниками.
Таким образом, чем больше музыканты используют в своей деятельности различные звуковые и шумовые вставки, тем выше вероятность возникновения последующих претензий со стороны третьих лиц, которые в большинстве случаев будут совершенно обоснованными.

Исполнения как объект смежных прав

Комментарий к статье ГК РФ № 1304

При присоединении к Договору ВОИС были сделаны следующие оговорки.
Российская Федерация исходя из п. 3 ст. 15 Договора:
не будет применять п. 1 ст. 15 Договора в отношении фонограмм, производитель которых не является гражданином или юридическим лицом другой Договаривающейся Стороны;
ограничит предоставляемую исходя из п. 1 ст. 15 Договора охрану в отношении фонограмм, производитель которых является гражданином или юридическим лицом другой Договаривающейся Стороны, в объеме и на условиях, предоставляемых этой Договаривающейся Стороной фонограммам, впервые записанным гражданином или юридическим лицом Российской Федерации.
Российская Федерация исходя из п. 3 ст. 3 Договора уведомляла, что при присоединении к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. согласно п. 3 ст. 5 Конвенции не будет применять критерий записи, предусмотренный в подп. b п. 1 ст. 5 Конвенции.

Оглавление книги открыть закрыть

— Об авторах
— Глава 70. АВТОРСКОЕ ПРАВО
— Статья 1255. Авторские права
— Статья 1256. Действие исключительного права на произведения науки, литературы и искусства на территории Российской Федерации
— Статья 1257. Автор произведения
— Статья 1258. Соавторство
— Статья 1259. Объекты авторских прав
— Статья 1260. Переводы, иные производные произведения. Составные произведения
— Статья 1261. Программы для ЭВМ
— Статья 1262. Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных
— Статья 1263. Аудиовизуальное произведение
— Статья 1264. Проекты официальных документов, символов и знаков
— Статья 1265. Право авторства и право автора на имя
— Статья 1266. Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений
— Статья 1267. Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора
— Статья 1268. Право на обнародование произведения
— Статья 1269. Право на отзыв
— Статья 1270. Исключительное право на произведение
— Статья 1271. Знак охраны авторского права
— Статья 1272. Распространение оригинала или экземпляров опубликованного произведения
— Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях
— Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных и культурных целях
— Статья 1275. Свободное использование произведения путем репродуцирования
— Статья 1276. Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения
— Статья 1277. Свободное публичное исполнение музыкального произведения
— Статья 1278. Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения
— Статья 1279. Свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования
— Статья 1280. Свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных. Декомпилирование программ для ЭВМ
— Статья 1281. Срок действия исключительного права на произведение
— Статья 1282. Переход произведения в общественное достояние
— Статья 1283. Переход исключительного права на произведение по наследству
— Статья 1284. Обращение взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии
— Статья 1285. Договор об отчуждении исключительного права на произведение
— Статья 1286. Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения
— Статья 1287. Особые условия издательского лицензионного договора
— Статья 1288. Договор авторского заказа
— Статья 1289. Срок исполнения договора авторского заказа
— Статья 1290. Ответственность по договорам, заключаемым автором произведения
— Статья 1291. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение
— Статья 1292. Право доступа
— Статья 1293. Право следования
— Статья 1294. Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства
— Статья 1295. Служебное произведение
— Статья 1296. Программы для ЭВМ и базы данных, созданные по заказу
— Статья 1297. Программы для ЭВМ и базы данных, созданные при выполнении работ по договору
— Статья 1298. Произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту
— Статья 1299. Технические средства защиты авторских прав
— Статья 1300. Информация об авторском праве
— Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение
— Статья 1302. Обеспечение иска по делам о нарушении авторских прав
— Глава 71. ПРАВА, СМЕЖНЫЕ С АВТОРСКИМИ
— § 1. Общие положения
— Статья 1303. Основные положения
— Статья 1304. Объекты смежных прав
— Статья 1305. Знак правовой охраны смежных прав
— Статья 1306. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения
— Статья 1307. Договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав
— Статья 1308. Лицензионный договор о предоставлении права использования объекта смежных прав
— Статья 1309. Технические средства защиты смежных прав
— Статья 1310. Информация о смежном праве
— Статья 1311. Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав
— Статья 1312. Обеспечение иска по делам о нарушении смежных прав
— § 2. Права на исполнение
— Статья 1313. Исполнитель
— Статья 1314. Смежные права на совместное исполнение
— Статья 1315. Права исполнителя
— Статья 1316. Охрана авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя
— Статья 1317. Исключительное право на исполнение
— Статья 1318. Срок действия исключительного права на исполнение, переход этого права по наследству и переход исполнения в общественное достояние
— Статья 1319. Обращение взыскания на исключительное право на исполнение и на право использования исполнения по лицензии
— Статья 1320. Исполнение, созданное в порядке выполнения служебного задания
— Статья 1321. Действие исключительного права на исполнение на территории Российской Федерации
— § 3. Право на фонограмму
— Статья 1322. Изготовитель фонограммы
— Статья 1323. Права изготовителя фонограммы
— Статья 1324. Исключительное право на фонограмму
— Статья 1325. Распространение оригинала или экземпляров опубликованной фонограммы
— Статья 1326. Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях
— Статья 1327. Срок действия исключительного права на фонограмму, переход этого права к правопреемникам и переход фонограммы в общественное достояние
— Статья 1328. Действие исключительного права на фонограмму на территории Российской Федерации
— § 4. Право организаций эфирного и кабельного вещания
— Статья 1329. Организация эфирного или кабельного вещания
— Статья 1330. Исключительное право на сообщение радио- или телепередач
— Статья 1331. Срок действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи, переход этого права к правопреемникам и переход сообщения радио- или телепередачи в общественное достояние
— Статья 1332. Действие исключительного права на сообщение радио- или телепередачи на территории Российской Федерации
— § 5. Право изготовителя базы данных
— Статья 1333. Изготовитель базы данных
— Статья 1334. Исключительное право изготовителя базы данных
— Статья 1335. Срок действия исключительного права изготовителя базы данных
— Статья 1336. Действие исключительного права изготовителя базы данных на территории Российской Федерации
— § 6. Право публикатора на произведение науки,
литературы или искусства
— Статья 1337. Публикатор
— Статья 1338. Права публикатора
— Статья 1339. Исключительное право публикатора на произведение
— Статья 1340. Срок действия исключительного права публикатора на произведение
— Статья 1341. Действие исключительного права публикатора на произведение на территории Российской Федерации
— Статья 1342. Досрочное прекращение исключительного права публикатора на произведение
— Статья 1343. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право публикатора на произведение
— Статья 1344. Распространение оригинала или экземпляров произведения, охраняемого исключительным правом публикатора

Статья написана по материалам сайтов: lektsia.com, scicenter.online, referatwork.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector