Исключительное право ограничения авторских прав

Речь идет о допущении свободного, т.е. без согласия автора, использования его произведения с выплатой или без выплаты авторского вознаграждения. Возможны различные основания подобного использования при условии, что оно не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора. В определенной мере данные ограничения затрагивают и исключительные права работодателей на служебные произведения. Отличие состоит лишь в том, что работодатели получают (или не получают) не авторское вознаграждение, а компенсацию за бездоговорное использование служебных произведений.

Существенным ограничениям подвергаются исключительные права автора произведения изобразительного искусства, перешедшего к третьему лицу (собственнику») . У автора сохраняется лишь право на воспроизведение произведения (в форме права доступа), а также право на вознаграждение в случаях публичной перепродажи произведения, именуемое правом следования.

Имеется в виду собственность на материальный носитель, а не на само идеальное произведение творчества.

Право доступа выражается в праве автора произведения требовать от его «собственника» предоставления возможности воспроизведения своего произведения, главным образом путем снятия авторской копии. При этом от «собственника» нельзя требовать доставки произведения автору.

Право следования означает право автора на получение вознаграждения от продавца в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства. Первой продажей признается любой (как возмездный, так и безвозмездный) переход права собственности на произведение от автора к другому лицу. Под публичной перепродажей понимается возмездное отчуждение произведения через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т.п. При этом перепродажа порождает право на вознаграждение, лишь если ее цена превышает предыдущую не менее чем на 20%. В этом случае автор вправе получить от продавца вознаграждение в размере 5% от продажной цены. Это право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права.

Другие ограничения исключительных прав выражаются в праве третьих лиц осуществлять в различных формах использование произведений без согласия их авторов и без выплаты авторского вознаграждения. В некоторых случаях такое право (в зависимости от вида произведений) обременяется обязанностью пользователей указывать имя автора и источник заимствования, не использовать произведение полностью и т.д. Иными словами, речь идет о так называемом свободном использовании произведений. Четкое определение всех подобных случаев использования очень важно в рыночных условиях.

По общему правилу допускается свободное воспроизведение правомерно обнародованного произведения без выплаты авторского вознаграждения исключительно в личных целях. Изъятия из этого правила указаны в ст. 18, 25 и 26 ЗоАП. В частности, нельзя вообще воспроизводить произведения архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений, репродуцировать книги (полностью) и нотные тексты.

Ограничения исключительных прав. Компенсационное вознаграждение: магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Авторскому праву

СКОЛЬКО СТОИТ ЗАКАЗАТЬ КАЧЕСТВЕННУЮ АВТОРСКУЮ РАБОТУ?

Данные положения имеют правоориентирующий смысл, устанавливая, что даже в тех случаях, когда ГК РФ предусматривает ограничения исключительных прав, такие ограничения не должны наносить неоправданный ущерб нормальному использованию произведения и не должны ущемлять необоснованным образом законные интересы авторов и иных правообладателей. По своей сути данные положения чрезвычайно близки к так называемому «принципу трех шаговой проверки», закрепляемому п. 2 ст. 9 Бернской конвенции в отношении возможных исключений из права на воспроизведение, который подробно анализируется далее при рассмотрении положений Бернской конвенции.

Международная практика пошла по пути, согласно которому ограничения авторских прав могут устанавливаться каждым государством по собственному усмотрению, но только в тех пределах, в которых это допускается заключенными таким государством международными договорами в области авторских прав. Кроме того, если ограничение авторских прав необходимо, но его установление может привести к причинению значительных убытков правообладателям, должны быть установлены особые выплаты, направленные на компенсацию возможного ущерба в результате действия соответствующего ограничения.

В связи с этим предусмотренные Кодексом ограничения исключительных прав на произведения могут быть разделены на две группы:
1) случаи так называемого свободного использования произведений, когда осуществление соответствующих видов использования произведений возможно без получения согласия от правообладателей и без выплаты им вознаграждения;
2) случаи установления компенсационных выплат или так называемых принудительных лицензий («лицензий по закону»), в соответствии с которыми допускается использование произведений без согласия правообладателей, но при этом предусматривается особый механизм выплаты им вознаграждения. Так, в соответствии со ст. 1245 ГК РФ должно собираться особое вознаграждение с импортеров и производителей звуко- и видеозаписывающего оборудования и используемых для звуко- и видеозаписей материальных носителей, чтобы компенсировать потери правообладателей при копировании в личных целях фонограмм и аудиовизуальных произведений (так называемом домашнем копировании).
Кроме того, в ряде случаев Кодекс предусматривает выплату правообладателям особого дополнительного вознаграждения, которое никак не связано с выдачей разрешений на использование произведений:
1) для авторов музыкальных произведений (композиторов), вошедших в аудиовизуальное произведение, при публичном исполнении, сообщении в эфир или сообщении по кабелю такого аудиовизуального произведения в соответствии с п. 3 ст. 1263 ГК РФ, т.е. при любом показе (публичном исполнении) аудиовизуального произведения в кинотеатрах, его демонстрации по эфирному или кабельному телевидению композиторам должно выплачиваться дополнительное вознаграждение, специально предусмотренное законом;
2) для авторов произведений изобразительного искусства в случае их публичной перепродажи — так называемое «право следования» или «право долевого участия», закрепленное в ст. 1293 ГК РФ в соответствии с положениями ст. 14ter Бернской конвенции.

Такие права в отличие от исключительных прав в юридической литературе иногда именуют правами на вознаграждение (в ряде случаев — правами на дополнительное вознаграждение или правами на справедливое вознаграждение). Разумеется, право на получение вознаграждения как одна из составляющих входит в состав любого принадлежащего авторам исключительного права. Использование понятия «право на вознаграждение» для обозначения особой части той совокупности имущественных прав, которые принадлежат автору, обусловлено стремлением подчеркнуть, что в соответствующих случаях у авторов и их правопреемников отсутствует возможность разрешать или запрещать использование произведений, хотя и имеется право на получение вознаграждения, определяемое и собираемое в определенном законодательством порядке.

Помните, что «Ограничения исключительных прав. Компенсационное вознаграждение» довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.

ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКУЮ РАБОТУ НА ЭТУ ТЕМУ

Исключительное (имущественное) интеллектуальное авторское право, законные границы (пределы) его существования и ограничения его действия

Исключительное право на произведение – это монопольное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом, в том числе способами, отражающими специфику применения не любых других результатов интеллектуальной деятельности, а именно произведений науки, литературы и искусства. Обладатель авторских прав может распоряжаться исключительным правом на произведение.

Прежде всего использованием является воспроизведение произведения, иными словами, изготовление одного и более экземпляра произведения или его части. Материальная форма воспроизведения может быть различной. Она зависит, прежде всего, от вида, жанра и назначения произведения. Это может быть звуко- или видеозапись, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения.

Не считается воспроизведением краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование произведения либо осуществляемую информационным посредником между третьими лицами передачу произведения в информационно-телекоммуникационной сети, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения.

Следующим способом использования произведения служит распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров. Распространению произведения обычно предшествует его воспроизведение. Иными формами распространения и отчуждения произведения, помимо продажи, являются предложение о продаже, дарение, мена и сдача произведения в прокат.

Это интересно: 

Для многих произведений способом использования выступает их публичный показ. Осуществление действия автором или дача им согласия на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его публичного показа, является формой реализации авторского права на обнародование произведения (ст. 1268). Однако, будучи однажды совершенным, это действие, если оно продолжается, становится также способом использования произведения.

Самостоятельным способом использования произведения является импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения. Установление такого способа обусловлено, в частности, тем, что отдельные произведения (прежде всего литературные и некоторые аудиовизуальные) воспроизводятся за рубежом на технически более совершенной (в том числе полиграфической) базе.

Широко применяется в современных условиях такой способ использования некоторых, прежде всего аудиовизуальных, произведений, как прокат оригинала или экземпляра произведения. Прокатом видеопроизведений занимаются, в частности, видеосалоны.

ГК определяет публичное исполнение как представление произведения не только в «живом виде» (как живое исполнение), но и с помощью таких технических средств, как радио, телевидение и др. Для аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) формой публичного исполнения является также его показ.

Сообщение в эфир как способ использования произведения характеризуется целым рядом признаков. Прежде всего оно трактуется как сообщение произведения не для ограниченного круга лиц, а для всеобщего сведения. Далее, сообщение должно осуществляться по радио или телевидению. Исключение составляет сообщение по кабелю.

Сообщение – это любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. Учитывая широкое применение для целей сообщения произведений современных технических средств, закон дает определение понятия сообщения, осуществляемого в эфир через спутник. Под таким сообщением понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения. При этом не имеет значения, осуществляется ли публикой фактический прием данных сигналов.

Способом использования произведения признается его сообщение по кабелю, определяемое также как сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, но не через эфирное пространство, а с помощью кабеля. При этом кабелем признается также провод, оптическое волокно или аналогичное другое техническое средство.

Самостоятельным способом является ретрансляция, т.е. прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания.

Важными и своеобразными способами использования произведения являются его перевод (т.е. изменение языковой формы литературного произведения) или другая переработка произведения. Своеобразие данных способов выражается в том, что в результате их применения создаются новые (производные) произведения, охраняемые авторским правом. Они именуются, в частности, переводом, обработкой, экранизацией, аранжировкой или инсценировкой.

Последний способ использования произведения обусловлен широким применением всемирной компьютерной сети Интернет. Данный способ обозначен как доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Авторские права на произведение науки, литературы и искусства возникают у его создателя в силу самого факта создания произведения и выражения его в какой-либо объективной форме. Вследствие этого использование правообладателем знака охраны авторского права служит лишь целям оповещения третьих лиц о принадлежащем ему исключительном праве на произведение. Правообладатель может, но не обязан использовать знак охраны авторского права.

В случае возникновения у правообладателя намерения воспользоваться таким знаком он может поместить его на каждом экземпляре произведения. Знак охраны авторского права состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности . О; имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения.

Обнародование произведения всегда является событием в жизни любого автора. Обычно вслед за ним наступает договорное использование произведения, влекущее обычно денежное вознаграждение. Однако обнародование сопряжено и с другими, хотя и полезными для третьих лиц и общества в целом, но, с точки зрения некоторых авторов, негативными для них последствиями. Имеются в виду определенные ограничения действия исключительных прав, устанавливаемые, в частности, ст. 1273–1275, 1277 ГК.

Прежде всего допускается свободное использование без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином (но не юридическим лицом) при необходимости и исключительно в личных (т.е. бытовых, домашних, семейных и т.п.) целях правомерно воспроизведенного произведения. Например, с помощью технического устройства гражданин может у себя дома записать любую телепередачу, транслируемую по каналам эфирного телевещания.

Однако в некоторых случаях подобные действия не допускаются. В первую очередь нельзя воспроизводить: произведения архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений (галерей, ротонд, мостов и т.п.); базы данных или их существенные части, а также программы для ЭВМ, кроме случаев их свободного использования согласно ст. 1280 ГК. По вполне очевидным причинам запрещается репродуцирование книг (полностью) и нотных текстов (ст. 1275 ГК), т.е. их факсимильного воспроизведения с помощью любых технических средств, осуществляемого не в целях издания. Не допускается также воспроизведение видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, например, в кинотеатре, литературном, художественном салоне или другом подобном помещении. Кроме того, исключено свободное воспроизведение аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях, например при помощи стационарной видеокамеры, софитов и других подобных устройств.

Вместе с тем в силу п. 2 ст. 1273 ГК в случае, когда воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений осуществляется исключительно в личных целях, авторы, исполнители, изготовители фонограмм и аудиовизуальных произведений имеют право на вознаграждение, предусмотренное ст. 1245 ГК.

Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки, порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения за отдельные виды использования произведений, исполнений и фонограмм в случаях, если в соответствии с законом использование таких результатов интеллектуальной деятельности осуществляется с согласия правообладателей и с выплатой им вознаграждения, а также за использование произведений без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения (например, в силу ст. 1245 ГК).

Статья 1274 ГК допускает случаи использования охраняемых произведений также без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора используемого произведения и источника заимствования. Имеется в виду в первую очередь цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати. Оправданной целью цитирования, прежде всего, может служить необходимость уяснения позиции, мнения, точки зрения оппонента в научной дискуссии.

Другими способами свободного использования произведения являются:

  • – воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем;
  • – воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их использование в сборниках;
  • – воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
  • – публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, учреждениях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями и учреждениями или содержащимися в данных учреждениях;
  • – запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.
Это интересно:  Где взять музыку без авторских прав

В целях поддержки людей с ограниченными физическими возможностями ГК предусматривает создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами) (специальных форматах), а также воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень специальных форматов, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством РФ.

Не допускается любое дальнейшее воспроизведение или доведение до всеобщего сведения в ином формате экземпляра произведения, предназначенного исключительно для использования слепыми и слабовидящими.

Указанные положения не применяются в отношении произведений, созданных в целях использования в специальных форматах, а также в отношении фонограмм, состоящих в основном из музыкальных произведений. Вместе с тем допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения тифлокомментирование, снабжение произведения сурдопереводом в целях облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями.

В связи со свободным использованием охраняемых произведений в случае, если п. 1–3 ст. 1274 и ст. 1278 ГК разрешено использование произведения без согласия автора или иного правообладателя и такое использование невозможно осуществить в силу наличия технических средств защиты авторских прав, лицо, правомерно претендующее на осуществление такого использования, может требовать от автора или иного правообладателя снять ограничения использования произведения, установленные путем применения технических средств защиты авторских прав, либо предоставить возможность такого использования по выбору правообладателя при условии, что это технически возможно и не требует существенных затрат

Наконец, необходимо отметить, что допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародии либо карикатуры.

Широкие масштабы приобрело свободное использование произведения библиотеками, архивами и образовательными организациями. Прежде всего, общедоступные библиотеки, а также архивы, доступ к архивным документам которых не ограничен, при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения предоставлять во временное безвозмездное пользование (в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов) оригиналы или экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот.

При этом экземпляры произведений в электронной форме могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещении библиотеки или архива при условии исключения возможности дальнейшего создания копий произведений в электронной форме.

Общедоступные библиотеки, а также архивы, доступ к архивным документам которых не ограничен, при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать единичные копии, в том числе в электронной форме, экземпляров произведений, принадлежащих им и правомерно введенных в гражданский оборот:

  • 1) в целях обеспечения сохранности и доступности для пользователей:
    • – ветхих, изношенных, испорченных, дефектных экземпляров произведений;
    • – единичных и (или) редких экземпляров произведений, рукописей, выдача которых пользователям может привести к их утрате, порче или уничтожению;
    • – экземпляров произведений, записанных на машиночитаемых носителях, для пользования которыми отсутствуют необходимые средства;
    • – экземпляров произведений, имеющих исключительно научное и образовательное значение, при условии, что они не переиздавались свыше 10 лет с даты выхода в свет их последнего издания на территории РФ;
  • 2) в целях восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведений, а также для предоставления экземпляров произведений другим утратившим их по каким-либо причинам общедоступным библиотекам или архивам, доступ к архивным документам которых не ограничен. Копии экземпляров произведений, созданные в электронной форме, могут предоставляться пользователям с соблюдением условий, предусмотренных ГК.

Библиотеки, получающие экземпляры диссертаций в соответствии с законом об обязательном экземпляре документов, при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать единичные копии таких диссертаций, в том числе в электронной форме. Копии диссертаций, созданные в электронной форме, могут предоставляться пользователям с соблюдением условий, предусмотренных ГК.

Общедоступные библиотеки, а также архивы, доступ к архивным документам которых не ограничен, при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать в единственном экземпляре и предоставлять копии, в том числе в электронной форме, отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических печатных изданиях, коротких отрывков из иных правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) по запросам граждан для научных и образовательных целей.

Образовательные организации при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать копии, в том числе в электронной форме, отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических печатных изданиях, коротких отрывков из иных правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) и предоставлять эти копии обучающимся и педагогическим работникам для проведения экзаменов, аудиторных занятий и самостоятельной подготовки в необходимых для этого количествах.

Государственные архивы в пределах своей компетенции вправе создавать единичные копии произведений, размещенных в сети Интернет, для хранения в архиве с исключением последующего воспроизведения и доведения до всеобщего сведения.

Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение и распространение изготовленных экземпляров, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли.

Допускается свободное использование путем воспроизведения и распространения изготовленных экземпляров, сообщения в эфир или по кабелю, доведения до всеобщего сведения в форме изображений произведений архитектуры, градостроительства и произведений садово-паркового искусства, расположенных в месте, открытом для свободного посещения, или видных из этого места.

Без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения свободное исполнение музыкального произведения допускается только в трех случаях: во время официальной или религиозной церемонии либо похорон. В каждом таком случае объем исполнения должен быть оправдан характером подобных официальных или ритуальных церемоний. Произведения различных видов, прежде всего литературные, могут свободно, т.е. без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизводиться для целей правоприменения в оправданном этим применением объеме.

Это интересно:  Пародия авторское право

Значительное внимание в ГК уделяется правам лица, правомерно владеющего экземпляром программы для ЭВМ или экземпляром базы данных. Такое лицо (т.е. пользователь) вправе без разрешения автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения осуществлять действия, необходимые для функционирования программы для ЭВМ или базы данных (в том числе в ходе использования в соответствии с их назначением), включая запись и хранение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), внесение в программу для ЭВМ или базу данных изменений исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя, исправление явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с правообладателем.

Важное значение имеет п. 4 ст. 1280 ГК, в силу которого сформулированные в нем положения не должны противоречить обычному использованию программы для ЭВМ или базы данных и ущемлять необоснованным образом законные интересы автора или иного правообладателя. Несмотря на полезность данной нормы, следует признать, что содержание некоторых ее категорий, таких как, например, «неоправданный ущерб» или «необоснованным образом», нуждаются в дополнительном толковании с учетом их практического применения.

Законные границы (или пределы) самого существования исключительного права связаны с его сроком. В ГК предусмотрен общий срок действия исключительного права на произведение – в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Более продолжительным может оказаться срок действия исключительного права на произведение как таковое, созданное в соавторстве, если кто-либо из соавторов переживет других соавторов. В таком случае исключительное право на произведение будет для такого соавтора продолжать действовать до конца его жизни и еще 70 лет после его смерти, также считая с 1 января года, следующего за годом смерти пережившего соавтора.

Авторское законодательство традиционно предусматривает такой институт, как «общественное достояние«. В такое достояние переходит любое произведение после прекращения действия исключительного права на него. При этом в общественное достояние может перейти как обнародованное, так и необнародованное произведение.

Исключительное право на произведение переходит по наследству. В случае его прекращения (ст. 1151 ГК) произведение также переходит в общественное достояние. При этом в случае смерти одного из соавторов исключительное право прекращается в части принадлежащего ему права, если произведение состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение, либо, если произведение образует неразрывное целое, доля умершего соавтора в исключительном праве переходит ко всем пережившим соавторам в равных долях.

§ 5. Границы исключительных авторских прав

1. Условия ограничения исключительных авторских прав

Обнародование произведения всегда является событием в жизни любого автора. Обычно вслед за ним наступает договорное исполь­зование произведения, влекущее (помимо популярности и славы) денежное вознаграждение. Однако обнародование сопряжено и с другими, хотя и полезными для третьих лиц и общества в целом, но, с точки зрения некоторых авторов, негативными для них последстви­ями. Имеются в виду определенные ограничения исключительных прав, устанавливаемые ст. 17—26 ЗоАП.

Речь идет о допущении свободного, т.е. без согласия автора, ис­пользования его произведения с выплатой или без выплаты авторско­го вознаграждения. Возможны различные основания подобного ис-

1 СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 994; Российские вести. 1994. 30 марта.

Раздел VI

Исключительные права («интеллектуальная собственность»)

Авторское право и смежные права

Глава 30 § 5 (1)

пользования при условии, что оно не наносит неоправданного ущер­ба нормальному использованию произведения и не ущемляет необос­нованным образом законные интересы автора. В определенной мере данные ограничения затрагивают и исключительные права работода­телей на служебные произведения. Отличие состоит лишь в том, что работодатели получают (или не получают) не авторское вознаграж­дение, а компенсацию за бездоговорное использование служебных произведений.

Существенным ограничениям подвергаются исключительные права автора произведения изобразительного искусства, перешедше­го к третьему лицу («собственнику»). У автора сохраняется лишь пра­во на воспроизведение произведения (в форме права доступа), а так­же право на вознаграждение в случаях публичной перепродажи про­изведения, именуемое правом следования.

Право доступа выражается в праве автора произведения требовать от его «собственника» предоставления возможности воспроизведения своего произведения, главным образом, путем снятия авторской ко­пии. При этом от «собственника» нельзя требовать доставки произ­ведения автору.

Право следования означает право автора на получение вознаграж­дения от продавца в каждом случае публичной перепродажи произ­ведения изобразительного искусства. Первой продажей признается любой (как возмездный, так и безвозмездный) переход права соб­ственности на произведение от автора к другому лицу. Под публичной перепродажей понимается возмездное отчуждение произведения че­рез аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т.п. При этом перепродажа порождает право на воз­награждение, лишь если ее цена превышает предыдущую не менее чем на 20%. В этом случае автор вправе получить от продавца вознаг­раждение в размере 5% от продажной цены. Это право является не­отчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права.

Другие ограничения исключительных прав выражаются в праве тре­тьих лиц осуществлять в различных формах использование произве­дений без согласия их авторов и без выплаты авторского вознаграж­дения. В некоторых случаях такое право (в зависимости от вида про­изведений) обременяется обязанностью пользователей указывать имя автора и источник заимствования, не использовать произведение

полностью и т.д. Иными словами, речь идет о так называемом сво­бодном использовании произведений. Четкое определение всех по­добных случаев использования очень важно в рыночных условиях.

По общему правилу допускается свободное воспроизведение пра­вомерно обнародованного произведения без выплаты авторского вознаграждения исключительно в личных целях. Изъятия из этого правила указаны в ст. 18, 25 и 26 ЗоАП. В частности, нельзя вообще воспроизводить произведения архитектуры в форме зданий и анало­гичных сооружений, репродуцировать книги (полностью) и нотные тексты.

Свободное использование произведения с обязательным указанием имени автора и источника заимствования, без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, допускается такими способами, как, в частности:

цитирование в оригинале и в переводе в научных, критических и информационных целях;

приведение в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепе­редачах, звуко- и видеозаписях учебного характера;

воспроизведение в газетах ранее опубликованных статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопро­сам, а также публично произнесенных политических речей, обраще­ний, докладов.

Цитирование и иное использование должно осуществляться в объеме, оправданном целью цитирования, учебного процесса либо информационной целью. При этом авторы докладов и тому подоб­ных произведений сохраняют право на их опубликование в сборни­ках. Свободное воспроизведение в газетах и тому подобными спосо­бами таких произведений не допускается лишь в случаях, когда оно было специально запрещено автором (эксклюзивные статьи, интер­вью и т.п.).

Свободное использование произведения путем репродуцирования связано с широким применением электрографической техники, прежде всего ксероксов, что привело к массовому репродуцированию и неконтролируемому размножению многих литературных произве­дений. Репродуцирование, или репрографическое воспроизведение, — это факсимильное воспроизведение в любых размерах и форме одно­го или более экземпляров оригиналов или копий письменных и дру­гих графических произведений путем фотокопирования или с помо-

Статья написана по материалам сайтов: www.justicemaker.ru, studme.org, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector