Исключительное право на служебное произведение принадлежит

1. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.

2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору.

Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.

Право на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит по наследству, однако права автора по договору, заключенному им с работодателем, и не полученные автором доходы переходят к наследникам.

3. В случае, если в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель имеет право использования соответствующего служебного произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения. Пределы использования служебного произведения, размер, условия и порядок выплаты вознаграждения определяются договором между работодателем и автором, а в случае спора — судом.

4. Работодатель может обнародовать служебное произведение, если договором между ним и автором не предусмотрено иное, а также указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Комментарий к Ст. 1295 ГК РФ

1. Статья 483 ГК РСФСР понимала под служебным произведением такой результат творческой деятельности, который был создан автором в порядке выполнения служебного задания в научной или иной организации. Аналогичное понятие давалось в ст. 140 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Статья 14 Закона об авторском праве и смежных правах расширила понятие служебного произведения как произведения, созданного в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи служебным произведением является такое произведение, которое создано в пределах трудовых обязанностей.

Как отмечается в п. 39 Постановления Пленума ВС РФ N 5 и Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г., при применении положений ГК РФ о служебном произведении судам надлежит учитывать, в частности, следующее.

Вопрос о том, является ли конкретное произведение служебным, решается исходя из положений законодательства, действовавшего на момент создания такого произведения.

В отличие от ст. 14 Закона об авторском праве и смежных правах, действовавшего до 1 января 2008 г., относившей к служебным произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, в ст. 1295 ГК РФ под служебным произведением понимается произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Для определения того, является ли созданное работником после 31 декабря 2007 г. по конкретному заданию работодателя произведение служебным, необходимо исследовать вопрос о том, входило ли это задание в пределы трудовых обязанностей работника. Если такое задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное: исключительное право на него принадлежит работнику, его использование работодателем возможно лишь на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения.

Обязательным условием возникновения режима служебного произведения является наличие трудового договора, который может быть заключен и с работником-совместителем. При этом в трудовом договоре должна быть определена функция, при выполнении которой работником могут быть созданы произведения. Кроме того, произведения могут создаваться и по заданиям работодателя, которые не могут выходить за пределы трудовой функции. Так, например, в трудовом договоре с преподавателем в качестве трудовых обязанностей указано чтение лекций, проведение семинарских занятий, прием зачетов и экзаменов по определенным дисциплинам. В том случае, если работник получает от работодателя задания составить тесты, написать программу по таким дисциплинам, то эти произведения не являются служебными и исключительное право на них принадлежат автору. В том случае если работодатель будет использовать такие произведения без заключения договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора с работником, то его действия будут нарушать исключительные права автора. Даже факт передачи материального носителя произведения, материалов с помощью электронных средств не свидетельствует о возникновении у работодателя исключительного права.

Трудовые обязанности работника определяются трудовым договором. Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Трудовая функция — это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. Трудовые обязанности работника могут быть определены также трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также коллективным договором, соглашением. В том случае если работник не ознакомлен со своими обязанностями, предусмотренными локальными актами, или они ухудшают положение работника по сравнению с трудовым законодательством, то такие нормы локальных актов не подлежат применению.

При возникновении сомнений в разграничении трудового и гражданско-правового договора необходимо учитывать правовую природу, предмет, существо договора. Так, в ч. 3 статьи 11 Трудового кодекса России предусмотрено, что в тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства. Примером тому является спор между автором М. и ЗАО «Издательство «Кузьма» (ЗАО «Издательский центр «Аванта+») о выплате вознаграждения, а также о признании за истцом исключительных прав на произведения, вошедшие в книги «Биология», «История России XX века», выпущенные в 1994 г. С 1992 по 1996 г. М. работал в качестве редактора в издательстве «Аванта+» (преобразовано позднее в издательство «Кузьма»). С М. был заключен подрядный договор, однако в договоре предусматривалось, что написание статей входит в его служебные обязанности. Каждый месяц М. получал зарплату, получал премии, подчинялся внутреннему трудовому распорядку. На основании изложенного суд пришел к выводу, что между издательством и М. существовали трудовые отношения и в соответствии со ст. 14 Закона об авторском праве и смежных правах исключительное право на использование принадлежит издательству, в иске М. было отказано .

———————————
Моргунова Е.А., Рузакова О.А. Основы авторского права. 2-е изд., перераб. М., 2006. С. 62, 63.

2. Новеллой комментируемой статьи является переход исключительного права на служебное произведение от работодателя к работнику в случаях, если работодатель:

— в течение трех лет со дня, когда это произведение было предоставлено работником в его распоряжение, не начнет использование произведения (например, воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир или по кабелю, осуществляемые как самим работодателем, так и на основании лицензионного договора третьим лицом);

— не передаст исключительное право на произведение другому лицу (на основании договора об отчуждении исключительного права);

— не сообщит автору о сохранении произведения в тайне (например, в случае создания научной разработки, содержание которой предполагает ее охрану в качестве секрета производства).

В отношении служебных произведений, созданных до 1 января 2008 г., по которым работодатель не совершил до этой даты ни одного из названных действий, трехлетний срок начинает течь с 1 января 2008 г. Если в установленный трехлетний срок работодатель совершит одно из названных действий, работник (автор) имеет право на получение вознаграждения, размеры, условия и порядок выплаты которого определяются договором между работодателем и работником, а в случае спора — судом. При этом судам необходимо иметь в виду, что условия, относящиеся к такому вознаграждению, могут быть предусмотрены как в трудовом договоре, так и в иных дополнительных соглашениях, заключаемых между работником и работодателем. Во всех случаях вознаграждение выплачивается работодателем, даже если использование произведения осуществляется третьим лицом по лицензионному договору или исключительное право на произведение перешло к новому правообладателю (п. 39.2 Постановления Пленума ВС РФ N 5 и Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г.).

Трехлетний срок исчисляется с момента получения работодателем произведения, выраженного в объективной форме (на материальном носителе). Иное может быть установлено в соглашении между работником и работодателем.

3. В том случае, если исключительное право принадлежит работодателю, у работника (автора) сохраняются право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения, а у авторов произведений изобразительного искусства — право на доступ к произведению и право следования, а также право на вознаграждение. Право на отзыв не действует в отношении служебных произведений.

В п. 2 комментируемой статьи определяется право работника (автора) на вознаграждение в случае, если работодатель:

— начнет использование служебного произведения;

— передаст исключительное право другому лицу;

— принял решение о сохранении служебного произведения втайне и по этой причине не начал использование этого произведения.

На гражданско-правовую природу договора между автором и работодателем о выплате вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения указано в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах».

Спорным является вопрос о переходе данного права по наследству. Ответ на него отрицательный и обосновывается в Заключении Исследовательского центра частного права при Президенте РФ по вопросам толкования и возможного применения отдельных положений части четвертой Гражданского кодекса РФ: «Для решения вопроса о том, переходит ли по наследству данное право, рекомендуется в соответствии со статьей 1112 ГК установить: а) являются ли эти права имущественными и б) не подпадают ли они при этом под установленные законом изъятия…

Имущественный характер права на получение вознаграждения не вызывает сомнений… В то же время автор не может реализовать данное право вне его правового статуса как работника. В этих случаях никто, кроме работника-автора, создавшего соответствующий результат интеллектуальной деятельности, не может осуществить право на получение вознаграждения. Признание оборотоспособности этих прав потребовало бы признания и отчуждаемости иных прав, принадлежащих работнику как участнику трудовых правоотношений (заработная плата, право на отдых, право на пенсионное обеспечение по старости и т.д.).

С учетом изложенного данное право следует рассматривать как неразрывно связанное с личностью наследодателя-работника и в силу этого не отвечающее ограничениям, предусмотренным ст. 1112 ГК. Следовательно, переход этих прав по наследству не допускается.

При этом наследники имеют право на получение того вознаграждения, которое причиталось автору-наследодателю при его жизни, но не было ему выплачено» .

———————————
Вестник гражданского права. 2007. N 3.

4. Применительно к реализации положений п. 3 комментируемой статьи работодатель вправе обнародовать произведение, если иное не определено договором между ним и работником.

Относительно понятия служебного задания и его цели, упоминаемых в настоящем пункте, Исследовательским центром частного права дано разъяснение, что «работодатель не обязан как-либо конкретизировать цель служебного задания» в тот момент, когда он дает соответствующее поручение работнику, но для применения п. 3 ст. 1295 ГК цель служебного задания в каждом конкретном случае может быть определена исходя из характера трудовых обязанностей работника и особенностей того служебного произведения, которое им создано.

Например, если сотруднику научно-исследовательского института было поручено написать научную статью, то логично предположить, что целью служебного задания являлось ее опубликование и, следовательно, способами использования, обусловленными целью служебного задания, можно считать ее воспроизведение, распространение, переработку в виде перевода на иностранный язык, доведение до всеобщего сведения. Если же известно, что упомянутая научная статья готовилась для использования в сборнике статей, издаваемом на русском языке, это сразу сужает перечень возможных способов использования, так как исключает необходимость предоставления прав на перевод и на доведение произведения до всеобщего сведения (поскольку цель служебного задания их не охватывает).

Что касается вопроса о пределах использования, вытекающих из задания, то издание статьи в составе сборника, например, ограничивает пределы воспроизведения статьи (только в составе сборника). Соответственно право автора использовать служебное произведение «хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя», в рассматриваемом случае будет допускать возможность издания вышеупомянутой статьи как таковой либо в составе другого сборника .

———————————
Вестник гражданского права. 2007. N 3.

Статья 1295. Служебное произведение

1. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.

2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.

Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.

3. В случае, когда в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное. При этом право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя, не ограничивается.

Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Вопрос 108. Имущественные и личные неимущественные права авторов.

Юридическим фактом, влекущим возникновение авторских прав на произведение науки, литературы и искусства, является его создание. Для этого не требуется регистрация произведения, иное специальное его оформление или соблюдение каких-либо формальностей.

В соответствии со статьей 1262 ГК РФ правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Такая регистрация носит добровольный характер и в случае нарушения исключительных прав автора служит доказательством права авторства на данную программу для ЭВМ или базу данных.

Это интересно:  Согласие на обработку данных организации бланк 2018

Автор произведения литературы, науки и искусства обладает интеллектуальными правами (ст. 1226 ГК РФ) — личными неимущественными правами, исключительным правом и иными правами (право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства, право на отзыв, право на вознаграждение за использование служебного произведения).

Личные неимущественные права являются абсолютными правами, принадлежат автору независимо от исключительного права и сохраняются за ним в случае отчуждения исключительного права другому лицу.

К личным неимущественным правам относятся:

1) право авторства, под которым понимается право признаваться автором произведения;

2) право на имя — право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом представителем автора, управомоченным защищать права автора и обеспечивать их осуществление, считается издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении;

3) право на неприкосновенность произведения. Его содержание состоит в установлении запрета на внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. Такие изменения произведения возможны только с согласия автора. При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, может разрешить внесение в него изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора, не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме. Если извращение, искажение или иное изменение произведения порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора, то это является основанием для предъявления автором, а после его смерти — заинтересованным лицом требования о защите его чести, достоинства или деловой репутации.

4) право на обнародование (ст. 1268 ГК РФ) — право обнародовать или разрешать обнародовать произведение любым способом (путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или по кабелю и т. п.). Указанные действия признаются обнародованием, если в результате их совершения произведение впервые становится доступным для всеобщего сведения. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Передача произведения для использования другому лицу на основании договора считается согласием на обнародование переданного произведения.

5) автору принадлежит также право на отзыв произведения (ст. 1269 ГК РФ). Автор может в любое время отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения, однакоон должен возместить пользователю убытки, причиненные такимотказом. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъятьза свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. Данные правила не распространяются на программыдля ЭВМ, служебные произведения и произведения, вошедшиев сложный объект.

Право авторства, право на имя и право на неприкосновенностьпроизведения являются неотчуждаемыми (не могут быть переданы другому лицу и не переходят по наследству). Поскольку саминематериальные блага охраняются бессрочно, в том числе по истечении срока действия исключительных прав, автор вправе в завещании указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства,имени автора и неприкосновенности произведения после своейсмерти. При отсутствии со стороны автора такого волеизъявления либо в случае отказа указанного лица от исполнения воли автора или его смерти охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, ихправопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Исключительное право. Согласно п. 1 ст. 1270 ГК РФ автору в отношении его произведения принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Он может распоряжаться исключительным правом на произведение путем его отчуждения или предоставления права использования произведения. Особенностью исключительного права автора является то, что, несмотря на имущественный характер, на него не может быть обращено взыскание. Однако права требования автора к другим лицам по договорам об отчуждении исключительного права на произведение и по лицензионным договорам, а также доходы, полученные от использования произведения, могут быть объектом взыскания по долгам автора.

Обладатель исключительного права для оповещения о своем праве может использовать знак охраны авторского права (ст. 1271 ГК РФ), который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения (например, © Чаусская О. А., 2009).

В пункте 2 ст. 1270 ГК РФ приводится примерный перечень возможностей автора или иного обладателя исключительного права по использованию произведения.

1. Право на воспроизведение означает возможность изготовления одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовления в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях — одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением. Именно возможность воспроизведения результатов интеллектуальной деятельности третьими лицами вызвала необходимость правовой защиты интересов авторов. Воспроизведение возможно в отношении как обнародованного, так и необнародованного произведения.

Частным случаем воспроизведения выступает опубликование, которое представляет собой также один из способов обнародования произведения. В отличие от обнародования, которое возможно единожды, произведение может быть опубликовано неоднократно.

Право автора произведения изобразительного искусства на воспроизведение обеспечивается установлением права доступа (ст. 1292 ГК РФ). В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства (картины, скульптуры и т. п.) автор может требовать от собственника предоставления ему доступа к оригиналу произведения с целью его воспроизведения (изготовления копии). При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

2. Право на воспроизведение является предпосылкой следующего права автора — права на распространение, которое предполагает распространение экземпляров произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров.

Если же оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации посредством их продажи или иного отчуждения, дальнейшее их распространение осуществляется без согласия правообладателя и по общему правилу без выплаты ему вознаграждения (ст. 1272 ГК РФ). Исключение установлено в отношении произведений изобразительного искусства.

3. В соответствии с ГК РФ право на распространение не включает в себя прокат оригинала или экземпляра произведения, который представляет собой самостоятельное правомочие обладателя исключительного права.

4. Право на импорт означает возможность ввоза экземпляров произведения, изготовленных на территории другого государства, в целях распространения. Если такие экземпляры ввозятся третьими лицами не в целях распространения (например, для личного использования), то такие действия не будут нарушением исключительного права.

5. Право на публичный показ распространяется на произведения изобразительного искусства, аудиовизуальные и т. п. произведения. Под показом понимается любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности.

6. Правом на публичное исполнение автор обладает в отношении музыкальных, драматических, хореографических, сценарных произведений, пантомим и тому подобных произведений. Под исполнением понимается представление произведений в живом исполнении (посредством игры, декламации, пения, танца) или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Показ или исполнение являются публичными, если они производятся в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с демонстрацией, представлением или показом произведения (например, на выставке).

7. Право на сообщение в эфир предполагает сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению (за исключением сообщения по кабелю). При этом не имеет значения, было ли его фактическое восприятие публикой.

8. Право на сообщение по кабелю это право сообщать произведение для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Данное право отличается от предыдущего тем, что произведение доводится до сведения лиц, которые подсоединены к соответствующему кабелю, посредством которого осуществляется сообщение.

9. Право на доведение до всеобщего сведения предоставляет возможность сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему из любого места и в любое время по собственному выбору (например, размещение в сети Интернет).

10. Право на перевод или другую переработку произведения, т. е. создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Если автор разрешает осуществить перевод или иную переработку другому лицу, то оно приобретает самостоятельное авторское право на результат своей деятельности, который относится к производным произведениям.

Перечисленные права авторов являются общими для всех произведений науки, литературы и искусства. Кроме того, в отношении отдельных объектов предусматриваются специальные правомочия авторов.

Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.

Автор произведения изобразительного искусства обладает правом следования, т. е. правом на получение вознаграждения в случае публичной перепродажи оригинала произведения, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, в виде процентных отчислений от цены перепродажи1 (ст. 1293 ГК РФ). Максимальная ставка установлена в размере 5% от перепродажной цены (при цене перепродажи до 100 тыс. руб. включительно).

Если произведение создано в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), то автор по общему правилу приобретает лишь личные неимущественные права. Исключительное право на служебное произведение принадлежат работодателю, если в трудовом или ином договоре между ними не предусмотрено иное. В случае использования произведения работодателем или иным лицом работник имеет право на вознаграждение (ст. 1295 ГК РФ). Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.

Использование произведения другими лицами допускается только с согласия автора (иного правообладателя) и с выплатой ему вознаграждения, размер и порядок исчисления которого определяются в договоре.

Вместе с тем установлены случаи, когда допускается использование произведения без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения либо без согласия автора, но с выплатой ему вознаграждения. Такое использование представляет собой ограничение прав автора и допускается только в том случае, если оно не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора. Без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения допускается:

1) воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях, за исключением воспроизведения баз данных или существенных частей из них; программ для ЭВМ; произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов (ст. 1273 ГК РФ);

2) предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, могут предоставляться вовременное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создания копийэтих произведений в цифровой форме (п. 2 ст. 1274 ГК РФ);

3) с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования, цитирование в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати; воспроизведение произведения без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения; и др. (п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

4) с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования, репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов; отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, или коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений: библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях или образовательными учреждениями для аудиторных занятий (ст. 1275 ГК РФ);

5) передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом такого использования или когда изображение произведения используется для коммерческих целей (ст. 1276 ГК РФ);

6) публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний (ст. 1277 ГК РФ);

7) воспроизведение произведений для судебного производства в объеме, оправданном этой целью (ст. 1278 ГК РФ);

8) воспроизведение в иных случаях, предусмотренных законом.

Срок действия исключительного права на произведение. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

В тех случаях, когда личность автора неизвестна (произведение обнародовано под псевдонимом или без указания имени), авторское право действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общий срок действия авторского права.

Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска. Исчисление указанных сроков начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

Кроме того, установлены льготные правила исчисления сроков действия авторского права: если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации; если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года.

По истечении срока действия авторского права произведения переходят в общественное достояние и могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения, однако при этом должны соблюдаться право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения.

Исключительное право на произведение прекращается досрочно и произведение переходит в общественное достояние, если имущество умершего правообладателя наследуется Российской Федерацией как выморочное.

Вопрос 109. Гражданско-правовая защита авторских и смежных прав.

В целях защиты авторских и смежных прав могут применяться общие способы защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ), а также специальные способы защиты.

Это интересно:  Как сделать авторские права на музыку

При соавторстве меры по защите своих прав могут приниматься каждым из соавторов самостоятельно, при этом вид соавторства (раздельное или нераздельное) значения не имеет.

Автор может предъявить иск о признании права авторства к лицу, которое отрицает или иным образом не признает его право.Авторы и исполнители имеют право на компенсацию морального вреда, причиненного нарушением не только их личных неимущественных, но и имущественных прав.

Обладатель исключительных авторских или смежных прав может требовать пресечения действий, нарушающих его право или создающих угрозу его нарушения. Обязанность прекратить такие действия возлагается на нарушителя независимо от наличия его вины в нарушении исключительных прав.

Возмещение убытков является универсальным способом защиты гражданских прав, который может применяться и для защиты исключительных авторских и смежных прав. Поскольку доказать наличие и размер убытков, а также причинную связь между возникшими убытками и правонарушением достаточно сложно, предусмотрен специальный способ защиты исключительных прав, который применяется в качестве альтернативы возмещению убытков — выплата компенсации.

Правообладатели вправе вместо возмещения убытков требовать по своему выбору выплаты компенсации: во-первых, в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера и последствий нарушения; во-вторых, в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав (например, двукратной стоимости диска с программой для ЭВМ); в-третьих, в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав (например, двукратного размера вознаграждения за аналогичное использование соответствующего объекта по лицензионным договорам, заключаемым правообладателем).

Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков. Она выплачивается за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенное правонарушение в целом.

Правообладатель может требовать изъятия материальных носителей, в которых выражен соответствующий результат интеллектуальной деятельности (изъятия книг, репродукций картины, дисков, на которых воспроизведены программа для ЭВМ, фильм, и т. п.), изготовление, распространение или иное использование которых нарушают его исключительное право. Такие материальные носители считаются контрафактными, они изымаются из оборота и уничтожаются без выплаты их собственнику какой бы то ни было компенсации на основании решения суда. Кроме того, изъятию из оборота и уничтожению подлежат также оборудование, прочие устройства и материалы, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав (например, звукозаписывающее оборудование). Законом может быть предусмотрено обращение такого оборудования и устройств в доход Российской Федерации.

В порядке обеспечения иска суд может наложить арест на все экземпляры, которые предполагаются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения.

Публикация решения суда о допущенном нарушении может применяться для защиты как личных неимущественных прав, так и исключительного права. Публикация судебного решения обеспечивается нарушителем за его счет, при этом суд может удовлетворить требование правообладателя о публикации решения независимо от вины ответчика в нарушении права.

Вопрос 110. Субъекты патентного права. Авторы, соавторы. Правопреемники. Правовой режим служебных произведений.

Субъекты патентного права могут быть подразделены на две группы. К первой группе относятся субъекты, которые обладают какими-либо правами на соответствующие объекты интеллектуальной собственности (авторы изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, патентообладатели, их правопреемники). Во вторую группу входят субъекты, которые обеспечивают или способствуют возникновению и осуществлению патентных прав субъектов первой группы (Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), патентные поверенные).

Авторомизобретения, полезной модели или промышленного образца признается гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Лицо, указанное в качестве автора в заявке на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, считается автором изобретения, полезной модели или промышленного образца, если не доказано иное (презумпция авторства) (ст. 1347 ГК РФ).

Возможность иметь права автора изобретения, полезной модели, промышленного образца принадлежит гражданину с момента рождения, она не зависит ни от возраста, ни от дееспособности физического лица. Однако оформление и осуществление прав автора требует наличия необходимого объема дееспособности, поэтому от имени малолетних и недееспособных действуют их законные представители. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют права автора самостоятельно (п. 2 ст. 26 ГК РФ).

Техническое или художественно-конструкторское решение может быть результатом творческого труда нескольких граждан, которые признаются соавторами. Соавторство возникает только в том случае, если каждый из них внес свой личный творческий вклад в создание изобретения, полезной модели или промышленного образца. Физические лица, оказавшие автору (авторам) только техническую, организационную или материальную помощь (например, оформление чертежей на основе представленных данных, финансирование исследований) либо только способствовавшие оформлению прав на объект интеллектуальной собственности и его использование (например, составление заявки), не могут считаться соавторами.

Патентообладателемявляется лицо, которое обладает патентом на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Право на получение патента по общему правилу принадлежит автору соответствующего результата интеллектуальной деятельности. Однако во многих случаях патентообладателем становится другое лицо, заинтересованное в промышленном использовании такого результата, которому автор передал право на получение патента либо, получив патент, произвел отчуждение исключительного права.

Если же изобретение, полезная модель или промышленный образец созданы работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, то они рассматриваются как служебное изобретение, служебная полезная модель и служебный промышленный образец и право на получение патента принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между ним и работником не предусмотрено иное. Однако если работодатель в течение 4 месяцев с даты уведомления его работником о полученном результате, способном к правовой охране, не подаст заявку на выдачу патента, либо не передаст право на получение патента другому лицу, либо не сообщит работнику о сохранении информации о соответствующем результате в тайне (введении в отношении него режима коммерческой тайны), то автор приобретает право на получение патента на соответствующий объект интеллектуальной собственности. В этом случае работодатель имеет право в течение срока действия патента использовать такую служебную разработку в собственном производстве на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой работнику компенсации в размере и порядке, определенных договором между работником и работодателем, а в случае спора — судом.

Если же работодатель получит патент, либо примет решение о сохранении в тайне информации о служебных изобретении, полезной модели или промышленном образце, либо передаст право на получение патента другому лицу, либо не получит патент по поданной им заявке по зависящим от него причинам, то автору должно быть выплачено вознаграждение в размере и порядке, определенных договором между работником и работодателем, а в случае спора — судом.

Правопреемникиавтора или патентообладателя — это лица, к которым перешли право на получение патента или права, подтвержденные патентом. Они могут приобрести соответствующие патентные права как в порядке универсального правопреемства (при наследовании, реорганизации юридического лица), так и при сингулярном правопреемстве (на основании договора между автором или патентообладателем, с одной стороны, и приобретателем прав — с другой).

Патентные поверенные— граждане, получившие статус патентного поверенного и осуществляющие деятельность, связанную с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, защитой интеллектуальных прав, приобретением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, распоряжением такими правами (ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 316-ФЗ «О патентных поверенных»).

Патентные поверенные должны отвечать предъявляемым к ним требованиям:

достижение 18-летнего возраста;

постоянное проживание на территории Российской Федерации;

не менее чем четырехлетний опыт работы в сфере деятельности патентного поверенного в соответствии с выбранной им специализацией.

Патентные поверенные проходят аттестацию и регистрируются в Роспатенте. Они призваны оказывать гражданам и юридическим лицам квалифицированное содействие в получении патента, осуществлении и защите патентных прав.

Таким образом, патентные поверенные участвуют в отношениях, регулируемых патентным правом, в качестве представителей — от имени и в интересах своих доверителей. Вместе с тем заинтересованное лицо может поручить ведение дел с Роспатентом субъекту, не являющемуся патентным поверенным.

Роспатентявляется участником административных отношений, складывающихся по поводу государственной регистрации соответствующих результатов интеллектуальной деятельности и выдачи патента, государственной регистрации сделок по отчуждению исключительных прав или предоставлению права на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца. Кроме того, Роспатент в лице Палаты по патентным спорам осуществляет защиту патентных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов, с государственной регистрацией результатов интеллектуальной деятельности, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам правовой охраны или с ее прекращением.

Статья 1295. Служебное произведение

1. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.

2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору.

Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.

Право на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит по наследству, однако права автора по договору, заключенному им с работодателем, и не полученные автором доходы переходят к наследникам.

3. В случае, если в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель имеет право использования соответствующего служебного произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения. Пределы использования служебного произведения, размер, условия и порядок выплаты вознаграждения определяются договором между работодателем и автором, а в случае спора — судом.

4. Работодатель может обнародовать служебное произведение, если договором между ним и автором не предусмотрено иное, а также указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Комментарий к статье 1295 Гражданского Кодекса РФ

1. Большое число произведений создается авторами в рамках выполнения ими своих трудовых обязанностей.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи такие произведения именуются служебные произведения»; авторские права на них принадлежат автору.

В соответствии со ст. 15 ТК РФ, вступив в трудовые отношения, работник обязуется выполнять свою трудовую функцию — работы по должности в соответствии со штатным расписанием, по своей профессии, квалификации.

В трудовую функцию работника могут входить творческие работы, завершающиеся созданием произведений науки, литературы и искусства.

В соответствии с нормами трудового права все результаты труда работника, созданные в пределах трудовых обязанностей, являются собственностью работодателя. К числу этих результатов труда относятся материальные носители (вещи), в которых выражаются служебные произведения.

Однако для самих произведений установлен особый правовой режим, определяемый комментируемой статьей.

Нормы, содержащиеся в комментируемой статье, применимы и к этим (специальным) случаям, если иное не установлено в указанных статьях.

3. Смысл нормы, содержащийся в п. 1 данной статьи, а она закрепляет за автором авторские права на служебное произведение, состоит в закреплении в законе того обстоятельства, что авторские права, в отличие от прав на остальные результаты, созданные работником, первоначально возникают у работника. Так, право собственности на любой материальный предмет, создаваемый работником, никогда самому работнику не принадлежит; оно сразу же возникает у работодателя и для работодателя. А авторские права, даже на служебные произведения, возникают у автора и для автора. Эти права включают как исключительное право на использование произведения, так и личные неимущественные (и иные) авторские права.

Вместе с тем норму, содержащуюся в п. 1, следует воспринимать вместе с нормами, содержащимися в п. 2 и 3 этой статьи.

Авторские права на служебные произведения принадлежат автору с изъятиями, указанными в этих пунктах.

4. В абзаце 1 п. 2 комментируемой статьи содержится общая норма, являющаяся ключевой для всей этой статьи: «Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю».

Анализируя эту норму, прежде всего надо ответить на вопрос о том, как, в результате чего это исключительное право оказалось принадлежащим работодателю?
На этот вопрос может быть дан только один ответ: это право перешло к работодателю от автора в связи с наличием между ними трудовых отношений, в связи с тем, что произведение создано в результате исполнения трудовых обязанностей (п. 3 ст. 1228 ГК РФ).

Переход исключительного права на служебное произведение к работодателю не должен фиксироваться в договоре, ни общим образом, ни в отношении конкретного служебного произведения: этот переход происходит в силу закона — на основе норм, содержащихся в п. 1 и в абз. 1 п. 2 комментируемой статьи.

Вместе с тем нет никаких запретов на то, чтобы стороны указали в трудовом договоре, что «все исключительные права на служебные произведения, которые могут быть созданы работником, принадлежат работодателю».

5. В абзаце 1 п. 2 комментируемой статьи указывается на то, что на служебное произведение работодателю принадлежит «исключительное право».

Понятие и объем исключительного права содержатся как в ст. 1229 ГК РФ, так и — более конкретно и применительно к авторскому произведению — в ст. 1270. Именно в таком его смысле и в таком объеме исключительное право считается перешедшим к работодателю.

В самом этом выражении «исключительное право на произведение» термин «исключительное право» употребляется в единственном числе. Это означает, что ГК РФ рассматривает исключительное право как нечто целое, неделимое. ГК РФ не допускает никаких случаев «частичного» или «ограниченного» исключительного права. Это хорошо подтверждается многими его нормами. Так, в п. 1 ст. 1233 ГК РФ предусмотрено, что даже «заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату».

Поэтому следует считать, что в рассматриваемом случае исключительное право на служебное произведение возникает у работодателя в полном объеме.

В связи с этим надо полагать, что в данном случае у работодателя на основании закона возникает исключительное право на служебное произведение в том объеме, как если бы стороны заключили между собой договор об отчуждении исключительного права на произведение (ст. 1234 и 1285 ГК РФ).

Отсюда следует вывод, что исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю с момента создания произведения (выражения его в объективной форме).

Срок, в течение которого исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, никак не связан со сроком действия трудового договора между автором и работодателем. Прекращение (расторжение) этого трудового договора не влечет возвращения исключительного права автору (см., однако, абз. 2 п. 2 комментируемой статьи).

О вознаграждении автору за переход исключительного права к работодателю см. абз. 3 п. 2 данной статьи.

6. Общая норма, содержащаяся в абз. 1 п. 2, устанавливающая переход к работодателю исключительного права на служебное произведение, может быть, однако, изменена или отменена «трудовым или иным договором».

Под «трудовым договором» следует понимать тот договор, который действует между автором и работодателем во время создания служебного произведения.

Это интересно:  Назовите проблемы регулирования норм права в интернете

Под «иным договором» понимается трудовой договор, заключенный сторонами после создания служебного произведения, либо гражданско-правовой договор, заключенный как до, так и после создания служебного произведения.

Этот договор, изменяющий презумпцию перехода исключительного права к работодателю или отменяющий состоявшийся переход к работодателю исключительного права, не может решать вопрос о служебном характере того произведения, которое будет или уже было создано: независимо от того, что «иное» предусматривает такой договор, служебное произведение будет являться служебным или уже является служебным.

Такой договор, однако, может указывать, почему созданное произведение является или не является служебным.

Указанный договор также может предусматривать, что исключительное право на служебное произведение принадлежит автору. Он может дополнительно предусматривать предоставление работодателю лицензии (исключительной или простой) на использование служебного произведения и устанавливать дополнительные условия действия этой лицензии.

При толковании такого лицензионного договора действует презумпция: права использования служебного произведения, прямо не указанные в таком лицензионном договоре, сохраняются за работодателем. Эта презумпция основывается на общей норме, содержащейся в абз. 1 п. 2 комментируемой статьи, а также на норме абз. 2 п. 1 ст. 1235 ГК РФ.

7. Абзац 2 п. 2 комментируемой статьи предусматривает, что если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не совершит в отношении его определенные действия, то «исключительное право на служебное произведение принадлежит автору».

С точки зрения грамматики русского языка данная фраза, как говорится, «оставляет желать. «. Но главное состоит в том, что из-за неясности грамматики неясным становится правовой смысл данной нормы: что означает выражение «исключительное право. принадлежит автору»? Означает ли это, что исключительное право считается принадлежащим автору с момента его возникновения, ab ovo или оно, это право, возвращается автору?
Надо ответить на вопрос о том, кто имеет право предъявить иск к нарушителю исключительного права на служебное произведение, если нарушение имело место в течение этого трехлетнего периода, но работодатель не совершил в течение данного периода действий, предусмотренных в абз. 2 п. 2?
Может ли автор совершать самостоятельно какие-либо действия по использованию служебного произведения и распоряжению исключительным правом, не дожидаясь окончания указанного трехлетнего периода? Ведь если по истечении этого трехлетнего срока выяснится, что работодатель не совершил действий, указанных в данной норме, то на основе грамматического толкования выражения «исключительное право. принадлежит автору» дать ответ на этот вопрос невозможно.

Следует считать, что в абз. 2 п. 2 слово «принадлежит» употребляется в том же значении, в котором оно употреблено в абз. 1 того же пункта.

В абзаце 1 п. 2 слово «принадлежит» означает: «переходит от автора к работодателю в силу закона и принадлежит работодателю».

В абзаце 2 п. 2 слово «принадлежит» означает: «переходит от работодателя к автору в силу закона и принадлежит автору». При этом сам этот переход исключительного права к автору происходит по истечении указанного трехлетнего срока; до этого момента исключительное право принадлежало работодателю. Переход этого права к автору не имеет «обратной силы».

8. Указанный трехлетний срок начинает течь с того дня, когда служебное произведение было предоставлено в распоряжение работодателя, а не с момента создания произведения. Несмотря на это, само исключительное право на служебное произведение, как уже отмечалось (см. п. 5 комментария к данной статье), принадлежит работодателю с момента создания служебного произведения.

9. В абзаце 2 п. 2 содержится перечень действий, которые должен совершить работодатель в течение указанного трехлетнего срока для того, чтобы по истечении этого срока исключительное право на служебное произведение не вернулось к автору. Вот этот перечень. Работодатель должен:
1) начать использование служебного произведения; или
2) передать исключительное право на служебное произведение другому лицу; или
3) сообщить автору, что он принял решение о сохранении служебного произведения в тайне.

10. Действия, указанные в п. 2 и 3 этого перечня, понятны и особых комментариев не требуют.

Очевидно, что если работодатель сообщает автору о своем решении сохранить служебное произведение в тайне, то работодатель обязан иметь какие-то доказательства совершения этого действия (подпись автора и т.п.). Если работодатель передает исключительное право на служебное произведение другому лицу, то доказательством этого является договор об отчуждении исключительного права (ст. 1285 и 1234 ГК РФ).

Из общего смысла этой нормы следует, что заключение работодателем лицензионного договора должно приравниваться в данном случае к договору об отчуждении исключительного права: заключение и того и иного договора свидетельствует о намерении работодателя использовать служебное произведение путем реализации своего правомочия по распоряжению исключительным правом.

Вместе с тем действие работодателя, состоящее в том, что он начал использовать служебное произведение, требует особого анализа.

11. Работодатель может начать использование служебного произведения в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, и тем самым предотвратить возвращение автору исключительного права на это произведение по истечении этого срока.

Для определения «использования» произведения необходимо обратиться к ст. 1270 ГК РФ: любое указанное в этой статье действие является использованием произведения.

Действия, совершаемые работодателем, будут считаться использованием произведения независимо от того, совершаются они в целях извлечения прибыли или без такой цели.

Использованием считается не только использование произведения способами, указанными в п. 2 и 3 ст. 1270 ГК РФ, но и иное использование произведения в любой форме и любым способом (см. также ст. 1229 ГК РФ и комментарии к ст. 1229 и 1270 ГК РФ).

Использованием произведения считается и такое использование, которое нарушает нормы права, например осуществляемое без согласия автора использование произведения без указания его имени или в переработке.

Таким образом, понятие «использование произведения», применяемое в данном случае, — очень широкое, практически «безбрежное». Если какая-либо сторона — автор или работодатель — пожелает доказать, что служебное произведение использовалось, то сделать это можно очень легко. Достаточно доказать, что служебный видеоклип был просмотрен генеральным директором, а тем более в присутствии других работников организации, например двух секретарш, для признания его использованным.

Если использование могло осуществляться без согласия автора, но с выплатой ему вознаграждения, то это — тоже «использование».

12. Приведенное в п. 11 комментария к данной статье широкое толкование понятия «использования» произведения, по моему глубокому убеждению, является верным и юридически обоснованным.

Нельзя, однако, не отметить, что оно приводит к некоторым парадоксальным выводам: служебное произведение почти всегда (или практически всегда) считается использованным работодателем. Этот вывод логически вытекает из конструкции «бескрайнего», «безбрежного» исключительного права. Я лично считаю эту конструкцию неверной, но личному мнению не место в данном Комментарии.

Нельзя исключать того, что судебная практика сузит понятие использования служебного произведения применительно к этой статье. Такая практика будет направлена на исправление ошибки законодателя.

Из этой нормы — a contrario — следует, что если работодатель до истечения трех лет с того дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не совершит ни одного из указанных действий (вследствие чего исключительное право на служебное произведение возвратится к автору), то работодатель не обязан платить автору вознаграждение за созданное им служебное произведение.

14. Вторая фраза, содержащаяся в абз. 3 п. 2, предусматривает, что размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты определяются договором между работодателем и автором, а спор между ними, касающийся вознаграждения, может быть рассмотрен в судебном порядке. ГК РФ не содержит никаких норм, относящихся к срокам заключения такого договора и к соотношению вознаграждения автора с его заработной платой (разд. VI ТК РФ).

В связи с этим, исходя из принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ), следует признать, что указанный договор может быть заключен как до, так и после создания служебного произведения, а также что вознаграждение автору может быть включено в заработную плату работника.

Условие о вознаграждении, включенное в трудовой договор, может быть разным по своему содержанию. Приведем несколько возможных форм такого соглашения:
— «заработная плата работника, предусмотренная настоящим договором, включает и вознаграждения за служебные произведения, создаваемые работником»;
— «за каждое служебное произведение, которое будет создано работником и использовано работодателем путем издания (демонстрации по телевидению и т.п.), работнику выплачивается премия в размере 100 рублей»;
— «заработная плата работника включает и вознаграждение за использование его служебных произведений. Но если использование какого-либо служебного произведения приносит организации доход в сумме, превышающей 100 тысяч рублей, то работнику выплачивается 10% от суммы дохода, превышающего 100 тысяч рублей».

В тех случаях, когда в отношении использования произведений действуют минимальные ставки авторского вознаграждения, установленные Правительством РФ (абз. 3 п. 4 ст. 1286 ГК РФ), размер вознаграждения за использование служебного произведения не может быть менее этих ставок.

Следует считать, что если трудовой договор предусматривает включение творческой деятельности, которая может завершиться созданием произведений, в трудовую функцию работника, то заработная плата включает в себя вознаграждение за использование служебных произведений, предусмотренную в абз. 3 п. 2 комментируемой статьи.

15. Если предположить, что вознаграждение за использование служебного произведения всегда должно выплачиваться сверх заработной платы, то становится невозможным дать ответ на вопрос о том, за что же работнику выплачивается зарплата. В связи с этим такое предположение следует признать неверным.

16. В случае возникновения спора о вознаграждении за служебное произведение не может быть вынесено решение о запрете использования служебного произведения (даже в качестве меры обеспечения иска), поскольку само использование служебного произведения является правомерным.

Однако если возникает спор о служебном характере использованного произведения, такое решение (определение) может быть вынесено.

17. Абзац 1 п. 3 комментируемой статьи относится к той ситуации, когда исключительное право на служебное произведение принадлежит автору. Указывается, что такая ситуация может возникнуть в соответствии с п. 2 данной статьи. В этом пункте предусмотрены два таких случая:
1) на основе абз. 1 в трудовом или ином договоре, заключенном между работником и работодателем, может быть предусмотрено, что исключительное право на служебное произведение принадлежит не работодателю, а автору;
2) на основе абз. 2 по истечении указанных здесь трех лет исключительное право возвращается автору.

В обоих этих случаях характер самого произведения не меняется — оно остается служебным.

18. В отношении такого служебного произведения работодателю в силу закона (абз. 1 п. 3 комментируемой статьи) предоставляются следующие права:
1) использовать такое служебное произведение способами, обусловленными целью служебного задания и в вытекающих из этого задания пределах;
2) обнародовать такое произведение.

Право работодателя на такое использование служебного произведения очень напоминает принудительную лицензию (ст. 1239 ГК РФ), но устанавливаемую не по решению суда, а по закону.

Это право на использование, принадлежащее работодателю, ограничивается целью и пределами служебного задания; таким образом, оно является ограниченным.

19. Под «служебным заданием» следует понимать конкретное поручение, данное работнику в пределах его трудовых обязанностей (трудовой функции). Задание, выходящее за рамки трудовых обязанностей, не может привести к появлению «служебных» произведений.

С другой стороны, отсутствие конкретного поручения (т.е. служебного задания) не влияет на появление у работодателя указанного права на использование служебного произведения в условиях, указанных в абз. 1 п. 3 комментируемой статьи.

В этих случаях имеется «подразумеваемое служебное задание».

20. Рассматриваемое право на использование принадлежит работодателю без ограничения его каким-либо сроком.

Рассматриваемое право принадлежит работодателю и в том случае, если исключительное право на служебное произведение перешло от автора к другому лицу, например было отчуждено автором по договору. Поэтому указание о том, что данная норма применяется «в случае, когда. исключительное право на служебное произведение принадлежит автору», не следует понимать ограничительно: данная норма применима всегда в тех случаях, когда исключительное право на служебное произведение принадлежит не работодателю.

Следует считать, что работодатель не вправе передать указанное право другому лицу.

22. Смысл второй фразы абз. 1 п. 3 комментируемой статьи состоит в следующем: предоставленное в соответствии с первой фразой абз. 1 п. 3 работодателю право использовать служебное произведение не может ограничивать принадлежащее автору или иному правообладателю право использовать служебное произведение способом, не обусловленным служебным заданием, а равно и способом, хотя и обусловленным целью задания, но за пределами этого задания.

О толковании понятия «служебное задание» см. п. 19 комментария к данной статье.

23. Норма, содержащаяся в абз. 2 п. 3 комментируемой статьи, закрепляет за работодателем право при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование, а также требовать от других лиц такого указания. Речь здесь идет о личном неимущественном праве, которое защищается теми же способами, что и личные неимущественные права автора (ст. 1251 ГК РФ).

Это право применимо не только в случаях, предусмотренных в абз. 1 п. 3 комментируемой статьи, но и во всех иных случаях использования служебного произведения.

Право на служебное произведение

Вопрос о наличии у компании прав на разработки сотрудника рано или поздно возникает в любом интернет-проекте.
Иногда это связано с уходом работника к конкуренту, иногда вопрос встает при борьбе с ворами контента.
В этой статье мы расскажем о том, как оставить права на результаты работ у себя в компании.

Общие положения

Тексты, статьи, картинки, фотографии, дизайн, код, которые сотрудник создает в рамках своих трудовых обязанностей, являются служебными произведениями (ст. 1295 ГК РФ).
По общему правилу право на служебное произведение принадлежит работодателю. В связи с этим компания может запрещать использовать произведение как бывшему сотруднику, так и другим лицам.
Обращаем внимание, что мы рассматриваем только те случаи, когда работник и работодатель оформили между собой трудовой договор.

Исключения из правил

В некоторых случаях право на произведение переходит к сотруднику:

1. Если в трудовом договоре прямо указано, что исключительные права на служебные произведения принадлежат сотруднику.

Рекомендации.

Для защиты своих прав:

1. Заключайте трудовые договоры с сотрудниками

2. Обязательно указывайте или в трудовом договоре или в должностной инструкции непосредственные трудовые функции работника.

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 1295 ГК РФ если работодатель начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение.

Т.е. Ваш сотрудник вправе потребовать оплату за каждый созданный им объект авторского права.

Есть два пути решения этого вопроса:

Вариант 1.

Предусмотреть в трудовом договоре небольшое вознаграждение за каждое созданное произведение, например так:

«Стороны пришли к соглашению, что размер вознаграждения за каждое созданное Работником служебное произведение составляет 100 (сто) рублей.
Работодатель выплачивает вознаграждение за созданные служебные произведения в срок не позднее 30 января года, следующего за годом создания служебного произведения.»

Вариант 2.

Предусмотреть в трудовом договоре, что в заработную плату работника входит вознаграждение за использование служебных произведений.

«Заработная плата работника, предусмотренная настоящим договором, включает и вознаграждения за служебные произведения (абз. 3 п. 2 ст. 1295. ГК РФ), создаваемые работником».

Второй вариант более рискованный. Многие юристы ставят под сомнение возможность включения вознаграждения в состав заработной платы. Рекомендуем по возможности использовать первый вариантю

Итого

Заключайте трудовые договоры, предусматривайте ясные должностные обязанности, серьезные задачи оформляйте служебными заданиями.

Статья написана по материалам сайтов: infopedia.su, www.gk-rf.ru, old.runetlex.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector