Фонограмма как объект смежных прав

На сегодняшний день авторы музыкальных произведений повсеместно в целях популяризации своего творения используют фонограмму, поскольку именно благодаря ей публика может услышать произведение не только при его непосредственном исполнении, а в любое время и в любом месте. Более того, звукозапись позволяет извлекать из произведения максимальную прибыль путем ее распространения. Именно поэтому законодатель уделяет ей отдельное внимание.

Как было сказано выше, фонограмма как объект смежных прав возникла лишь в 1992 г. с введением в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР. Далее этот институт был включен в Закон об авторском праве. На сегодняшний день в части 4 ГК фонограмме посвящен раздел, указывающий на ключевые моменты правового регулирования ее создания и использования.

Исходя из пп.2 п.1 ст. 1304 ГК фонограмма представляет собой любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображенийГражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)//Доступ из справ.-прав. системы Косультант Плюс . Термин отображение звуков законодатель разъясняет в ст. 1305 ГК, как представление звуков в цифровой форме, для расшифровывания которых требуются специальные технические средства. Более того, подчеркивается, что фонограммой не является звукозапись в составе аудиовизуальных произведений.

Как отмечает Н.В. Иванов, в данном случае понятие звукозапись следует понимать не как процесс, а как объект материального мира, выраженный в определенной формеИванов Н.В. Указ. соч. С.78. Другими словами, фонограмма должна быть воспроизводимой с помощью технических средств. Более того, автор отмечает, что на фонограмме могут быть не только музыкальные произведения, но и другие звуки (звуки природы, человека, животного), и для правовой охраны фонограммы не имеет значения ее внутренняя составляющаяТам же.

Фонограмма по своему определению не обязательно должна содержать творческую составляющую ее создателя. Особенность данного объекта смежных прав заключается в том, что для ее создания требуются специальные технические навыки, а не оригинальность как при исполнении, поэтому даже если фонограмма записана в черновом варианте, который впоследствии требует доработки, она будет защищаться как объект смежных прав.

Следует также отметить, что сама по себе фонограмма представляет собой именно запись звуков, а не материальные носители, на которых она содержится. Поэтому возникновение или наличие прав на носитель (пр. право собственности) не влечет за собой возникновение прав на фонограмму.

Фонограмма признается объектом охраны смежного права с момента ее облечения в объективную форму, т.е. с момента ее создания, и для этого не требуется никаких формальностей. Однако следует учитывать, что фонограмма как объект является вторичным по отношению к исполнению и произведению. Следовательно, по логике закона изготовитель фонограммы обязан соблюдать права автора и исполнителя при создании и использовании фонограммы.

Исходя из ст. 1323 изготовителю фонограммы (физическому или юридическому лицу) принадлежат следующие права: исключительное право на фонограмму, право на указание своего имени или наименования на экземплярах, право на защиту фонограммы от искажения, а также право на ее обнародование.

Исключительное право подразумевает использование фонограммы любым не противоречащим закону способом. Как указывалось выше, поскольку фонограмма — объект вторичный, то при ее использовании также необходимо соблюдать права автора и исполнителя, что на практике весьма ограничивает ее использование изготовителем.

В отличие от прав исполнителя и авторского права срок охраны исключительного права на фонограмму составляет лишь 50 лет и не зависят от срока жизни или срока существования изготовителя. Законом установлен конкретный срок охраны этого смежного права: 50 лет, начиная с 1 января, следующего за годом, в котором была осуществлена (или обнародована) запись. Что примечательно, данное право может переходить по наследству, но только в рамках указанных сроков. По истечение срока фонограмма переходит в общественное достояние.

Следует отметить, что данный срок полностью совпадает с минимальным сроком, указанным в Договоре ВОИС об исполнениях и фонограммахП.(2) ст.17 Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам // Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности . Таким образом, законодатель не стал увеличивать минимальные сроки защиты производителя фонограммы.

Специальные условия охраноспособности фонограммы, установленные законодателем, по аналогии с исполнением являются: изготовление ее российским гражданином или юридическим лицом, обнародование фонограммы или ее экземпляров впервые на территории России, а также случаи, предусмотренные международными договорами (на сегодняшний момент такими договорами являются Римская конвенция и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам). Однако следует отметить, что при присоединении к Римской конвенции, Российской Федерацией установлена оговорка по поводу условии предоставления национального режима изготовителям фонограмм, первая запись звука которых была осуществлена на территории другого Договаривающегося государстваПриложение к Постановлению Правительства РФ от 20.12.2002 N 908 О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций//Доступ из справ.- прав. системы Консультант Плюс .

Право на указание имени изготовителя или его наименования (в случае, если это юридическое лицо), а также на защиту фонограммы от искажения сходно с неимущественными правами автора и исполнителя, однако здесь присутствует одно принципиальное различие. Данные права изготовителя не бессрочны: согласно ГК они охраняются только в течение его жизни или в течение его существования, если лицо юридическое, и такие права не передаются по наследству.

Кроме того, по аналогии с авторским правом законодательством установлены случаи, когда использование фонограммы в коммерческих целях возможно без разрешения правообладателя, но с выплатой им компенсацииСт.1326 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)//Доступ из справ.-прав. системы Косультант Плюс . Однако в той же статье установлено, что выплата осуществляется пользователем не только изготовителю фонограммы, но и исполнителю в отношении 50:50. Так, мы видим, что право изготовителя на фонограмму является производным не только от авторского права, но и от права исполнителя.

Исходя из вышесказанного, мы видим, что смежное право изготовителя фонограммы защищается в виду особенностей технической реализации звукозаписи, а также возможного минимального творческого вклада в произведение изготовителя фонограммы. Тем не менее, данное право является зависимым не только от авторского права, но и от смежного права исполнителя.

Объекты смежных прав

1) Исполнения. Несколько видов: — исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, — постановки режиссеров-постановщиков спектаклей.

Исполнитель — гражданин, творческим трудом которого создано исполнение. Артист –исполнитель: актёр, певец, музыкант, танцор…

Режиссёр – постановщик: лицо, осуществляющее постановку театрального, эстрадного, циркового и т.д. представления.

Эти исполнения только тогда охраняются как объекты смежных прав, когда они «выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств», таких, как звуко-, видеозапись или их сочетание, вещания в эфир или по кабелю.

2) Фонограммы (звукозаписи).

Это — звуковые записи: — исполненийиных звуков: песни, музыки, голосов людей, птиц или животных, природных шорохов и т.д. — либо их отображений («представление звуков в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование технических средств»).

Это интересно:  Авторское право охраняет изобретения произведения идеи

Не является фонограммой только звуковая запись, включенная в аудиовизуальное произведение.

Фонограмма как объект смежных прав является результатом организационных, финансово-материальных и технических усилий по созданию записи звуков и сообщения по радио и телевидению.

Фонограмма как объект — это не сам материальный носитель, а сделанная на нем запись.

3)Сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания.

Сообщение передач может быть создано: а) либо самой вещательной организацией; б) либо по её заказу за счет ее средств другой организацией.

Передача — «совокупность звуков и (или) изображения или их отображений».

4)Базы данных .

Эти базы данных, в отличие от охраняемых авторским правом, не считаются результатами интеллектуальной деятельности и не охраняются. Для систематизации материалов в таких базах данных не требуется существенной творческой деятельности.

Объектом смежных прав базы данных являются лишь в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования материалов, составляющих их содержание. (пиратское использование содержания многих баз данных)

Здесь идёт речь о защите прав изготовителя базы данных, который организовал создание баз данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих её материалов. Именно ему принадлежит исключительное право извлекать из баз данных материалы и использовать их в любой форме и любым способом.

Понятие и признаки фонограммы как объекта смежных прав. Субъект прав на фонограмму

Стремительное развитие техники неизбежно оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Область искусства, в том числе музыки в этом отношении не стала исключением. Постоянное совершенствование и изобретение принципиально новых звукозаписывающих и звуковоспроизводящих устройств, переход последних из разряда профессиональной в разряд общедоступной бытовой техники привели к возникновению массового спроса на результаты звуковой записи -фонограммы. В этих условиях возникла необходимость в правовой охране интересов участников звукозаписывающего процесса, в результате чего был создан институт охраны прав производителей фонограмм. В нашей стране фонограммы впервые получили правовую охрану в 1992 году — с введением в действие Основ гражданского законодательства Союза СССР. Своё развитие институт правовой охраны фонограмм получил в 1993 году в связи с принятием Закона об авторском праве.

Включение нового института в российскую правовую систему вызвало целый ряд вопросов, связанных с его реализацией. Основной причиной возникших трудностей стало явно недостаточное количество правовых норм, регулирующих отношения по созданию и использованию фонограмм.

Легальное определение фонограммы содержится в ст. 4 Закона об авторском праве (подп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК РФ). Под фонограммой в Законе понимается любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков. Определение фонограммы, содержащееся в ГК РФ, дополнено указанием на то, что фонограмма — это не только запись звуков, но их отображений. При этом специально подчёркивается, что фонограммой не считается звуковая запись, включённая в состав аудиовизуального произведения.

Поскольку объектами авторского права и смежных прав являются именно результаты деятельности человека, а не сама деятельность, запись в данном случае следует понимать не как процесс, а как определенный результат -объект материального мира, выраженный в соответствующей форме. Следует также иметь в виду, что понятие запись в данном случае имеет специальное по сравнению с общепринятым содержание: к числу записей, охраняющихся Законом, относятся те, которые могут быть воспроизведены только механически — с помощью специальных технических средств. Соответственно к объектам смежных прав не могут быть отнесены, например, различные графические записи, для воспроизведения которых достижения техники, как правило, не требуются.

Что касается формы записи, то в законе указано, что она должна быть исключительно звуковой. Это означает, что запись, выраженная в какой-либо иной форме, например визуальной, к фонограммам не относится.

Набор звуков, зафиксированный на фонограмме, может быть любым. В подавляющем большинстве случаев на фонограмму записываются исполнения музыкальных произведений. Однако это могут быть и иные звуки, издаваемые человеком, животными, объектами неживой природы и т.д. Для правовой охраны фонограммы конкретный набор звуков значения не имеет.

В целях правильного применения норм гражданского права в рассматриваемой сфере важно различать понятия фонограмма, экземпляр фонограммы и материальный носитель фонограммы. Если фонограмма — это исключительно звуковая запись исполнения и иных звуков, то экземпляр фонограммы согласно ст. 4 Закона об авторском праве (ст. 1305 ГК РФ) — это копия фонограммы на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в фонограмме. Из данного определения видно, что экземпляр фонограммы вторичен по отношению к фонограмме. Фонограмма представляет собой результат первой, непосредственной фиксации на оригинальном носителе тех или иных звуков окружающей действительности. В момент изготовления экземпляра фонограммы происходит фиксация звуков, которые уже имели место и были записаны ранее.

В зависимости от того, использовалась ли для изготовления экземпляра фонограммы сама оригинальная фонограмма либо её копия, закон различает прямое и косвенное изготовление экземпляра фонограммы. Изготовление экземпляра фонограммы «напрямую» имеет место в случае, если запись производится непосредственно с самой фонограммы, В сфере звукозаписи экземпляр, изготовленный таким образом, принято именовать «мастертейп» или «мастер-копия». «Косвенное» изготовление копии налицо, если запись производится с другого экземпляра фонограммы или перезаписывается фонограмма, передаваемая в эфир или по кабелю.

Правовая охрана фонограмм с записями исполнений музыкальных произведений

Фонограмма как объект смежных прав. Субъект прав на фонограмму

История законодательства о правах на фонограмму невелика Впервые нормы, посвященные праву на фонограмму как объект смежного права, появились в 1936 г. в австрийском Законе об авторском праве. В нашей стране право, смежное с авторским, возникло в 1991 г. с принятием Основ гражданского законодательства. . Впервые нормы о праве на фонограмму как смежном праве появились в австрийском Законе об авторском праве 1936 г. В российском законодательстве это смежное право возникло совсем недавно — с принятием Основ гражданского законодательства 1991 г. (в виде «права создателя звукозаписи»). Дальнейшее развитие этот институт (уже как право производителя фонограммы) получил в рамках Закона об авторском праве — среди норм о смежных правах. И наконец, в четвертой части ГК РФ праву на фонограмму посвящен отдельный параграф (§ 3 гл. 71). Увеличение числа законодательных норм о фонограммах является свидетельством роста значимости фонограмм как объекта гражданского оборота.

Определение фонограммы дано в п. 1 (подп. 2) ст. 1304 ГК РФ: фонограмма — это любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение. В данном определении нужно отметить следующие моменты:

— должна наличествовать запись, т.е. определенная статичная фиксация соответствующих звуков. Срок существования такой записи принципиального значения не имеет: например, фонограммой можно признать и запись, произведенную в оперативную память компьютера, до тех пор, пока такая запись существует (пусть и непродолжительное время);

— фонограмма должна быть исключительно звуковой записью. Соответственно звуковая дорожка определенного аудиовизуального произведения (например, кинофильма) не может рассматриваться в качестве фонограммы, а значит, продюсер такого аудиовизуального произведения не получит в дополнение к приобретенным им авторским правам еще и смежные права на фонограмму. Это правило призвано исключить возможность двойной охраны одного и того же объекта и необходимость получения разрешения на использование аудиовизуального произведения отдельно у владельца прав на аудиовизуальное произведение и отдельно у изготовителя фонограммы;

Это интересно:  Как заработать на обмане людей в интернете

— объектами записи могут быть не только исполнения произведений литературы, науки и искусства, но и вообще любые звуки и их комбинации независимо от происхождения, назначения и т.п. В качестве фонограммы может охраняться запись пения птиц, шума города, звуков работы различных технических устройств и т.д. Не имеет значения и наличие или отсутствие творческой составляющей в записываемом объекте. Возможна и ситуация, когда соответствующее произведение исключено из перечня объектов авторского права (например, Государственный гимн), но это не мешает изготовителю фонограммы приобрести права на соответствующую звукозапись. Однако если объект записи является самостоятельным объектом охраны (на него существуют авторские права или права исполнителя), то использование фонограммы должно осуществляться с соблюдением прав таких лиц (п. 2 ст. 1323 ГК РФ);

— звуковая запись может быть любой — не играет роли ни технология записи, ни вид носителя и т.д. Это означает, во-первых, что изготовитель фонограммы имеет полную свободу выбора подобных характеристик звукозаписи, его право возникнет в любом случае, во-вторых, что изменение вида носителя, формы записи и т.д. не дает возможности вывести фонограмму из-под контроля правообладателя. Так, например, лицо, создавшее MP3-файл на основе чужой фонограммы, точно так же должно получить согласие правообладателя на последующее использование созданной им записи, как и в случае, если бы речь шла о фонограмме в ее первоначальном формате. Если в будущем с развитием техники появится новый носитель, то право на фонограмму будет автоматически распространено и на использование фонограммы на этом носителе и т.д.;

— способы записи звуков могут быть самыми разными, это также не влияет на право изготовителя фонограммы. Фонограммой признается запись не только самих звуков, но и их отображений, позволяющих восстановить оригинальный звуковой ряд с помощью техники. В Гражданском кодексе под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств (ст. 1305). Это позволяет признавать фонограммами (что будет влечь предоставление их создателям соответствующего комплекса прав) также записи не только звуков, но и определенных инструкций, предназначенных для электронного устройства (например, сюда можно отнести звукозаписи в формате MIDI — Musical Instrument Digital Interface и др.).

Данное в ГК РФ определение соответствует определениям фонограммы, используемым в Римской конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (ст. 3, «b») и в Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм (ст. 1, «a»). Подобный подход применяется и в законодательстве многих европейских стран. В то же время в странах англосаксонской правовой системы права на фонограмму охраняются в рамках авторского права, поскольку авторское право в этих странах не ограничивает сферу своего действия только объектами, имеющими творческое происхождение.

Нужно различать оригинал и экземпляры фонограммы. Оригинал фонограммы — это первоначальная фиксация определенных звуков. Экземпляром фонограммы согласно ст. 1305 ГК РФ будет признаваться любая копия фонограммы на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме.

Не требуется, чтобы экземпляр фонограммы был точным повторением оригинала. Более того, прямо допускается, что на экземпляре фонограммы будет зафиксирована лишь часть звуков, присутствующих в оригинале. Это правило введено в целях расширения защиты интересов правообладателя и дает ему возможность контролировать использование и фрагментов фонограммы. По этой же причине в законе не ограничен выбор носителя экземпляра фонограммы («любой носитель») или способа изготовления экземпляра. Даже если избранный способ изготовления или вид носителя объективно будет неудачен (например, тем, что он негативно скажется на качестве фиксации звукозаписи), это не приведет к тому, что созданная в результате неудачная копия фонограммы не будет признана ее экземпляром. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (поглавный) // Под ред. А.Л. Маковского. М., 2008. С. 387

В то же время признание подобной копии экземпляром фонограммы позволяет изготовителю фонограммы бороться против такого копирования, поскольку в комплекс прав изготовителя фонограммы входит и право на защиту фонограммы от искажения (подп. 3 п. 1 ст. 1323 ГК РФ).

Субъект права на фонограмму

Введение права на фонограмму в перечень смежных прав имеет целью защитить интересы лица, организующего создание звуковой записи. Из этого следует, что право будет предоставляться лицу независимо от наличия или отсутствия творческой составляющей в его деятельности. Для того, чтобы приобрести права на фонограмму, достаточно взять на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков (ст. 1322 ГК РФ).

Следует отметить, что Закон об авторском праве и смежных правах использовал такие термины, как «изготовитель фонограмм» и «производитель фонограмм». Первый термин в большей степени соответствует международной практике, и поэтому он применяется в действующем законодательстве. Гришаев С.П.Смежные права // СПС «КонсультантПлюс»

Указание на «инициативу и ответственность» означает, что для приобретения прав изготовителя фонограммы не всегда требуется совершение фактических действий по изготовлению фонограммы. Изготовление фонограммы можно заказать другому лицу, подобная практика является весьма распространенной. В таких случаях «взятие на себя инициативы и ответственности» должно быть осуществлено в определенных юридических формах: например, в виде договора на осуществление звукозаписи на концерте. Если лицо само осуществляет изготовление записи, то «взятие на себя инициативы и ответственности» будет выражаться в фактических действиях по осуществлению такой записи.

Важно заметить, что речь идет только о первой записи. Любая последующая перезапись фонограммы не будет приводить к возникновению новых прав на фонограмму. Например, если идет прямая трансляция концерта в эфир, то лицо, осуществившее его первую запись, может приобрести права на созданную фонограмму (разумеется, при условии соблюдения прав исполнителей — см. п. 1, подп. 3 п. 2 ст. 1317 ГК РФ). Но если в промежутке между исполнением и передачей в эфир создавалась запись такого исполнения и именно она потом передавалась в эфир (т.е. существовал некоторый, хоть и небольшой, сдвиг во времени между исполнением и его трансляцией), то лицо, записавшее концерт «с эфира», прав на фонограмму не приобретет. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации (постатейный) // Под ред. В.В. Погуляева. М., 2008. С.86.

На практике осуществление записи может вестись одновременно несколькими лицами (в частности, речь политического деятеля может быть записана параллельно многими информационными агентствами). Поскольку в этом случае запись будет производиться такими лицами самостоятельно и одновременно (т.е. все подобные записи будут «первыми»), права таких лиц на созданные ими фонограммы также будут независимыми друг от друга.

Это интересно:  Передача права пользования программным обеспечением

Права на фонограмму могут принадлежать как российским, так и иностранным лицам, а также лицам без гражданства. При этом изготовителем фонограммы может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Согласно статье 1328 ГК РФ исключительное право на фонограмму действует на территории Российской Федерации в следующих случаях: 1) если изготовитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом; 2) если фонограмма обнародована или ее экземпляры впервые публично распространялись на территории Российской Федерации, а также 3) в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

В первом случае имеет значение только национальная принадлежность соответствующего физического или юридического лица, тогда как место изготовления фонограммы, место проживания этого лица и тому подобные обстоятельства во внимание не принимаются. Поэтому права на фонограмму будут признаваться по российскому праву, например, и в том случае, когда фонограмма была создана за пределами России постоянно проживающим в другой стране лицом, если оно сохранило российское гражданство.

Во втором случае, напротив, национальная принадлежность изготовителя фонограммы не имеет значения. Важно только, где фонограмма обнародована или где ее экземпляры впервые публично распространялись. В зависимости от того, произошло это в России или за ее пределами, исключительное право на фонограмму действует или не действует на территории Российской Федерации. Поскольку в нормах ГК РФ, посвященных праву на фонограмму, нет специального определения обнародования фонограммы, следует использовать по аналогии (п. 1 ст. 6 ГК РФ) определение, содержащееся в главе об авторском праве. Поэтому согласно пункту 1 статьи 1268 ГК РФ обнародованием фонограммы следует считать действие, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения любым способом. Это означает, что фонограмма будет признаваться обнародованной и в том случае, когда она лишь публично исполнена, но ее экземпляры не распространялись. Если же лишь распространяются экземпляры фонограммы, то такое распространение должно иметь характер публичности, что означает, в частности, необходимость обеспечить распространение такого количества экземпляров фонограммы, чтобы можно было удовлетворить разумные потребности публики. Поэтому распространение фонограммы впервые лишь в единичных экземплярах не может признаваться достаточным для того, чтобы считать его первым публичным распространением фонограммы.

По сравнению с Законом об авторском праве в ГК РФ круг отношений, для которых исключительное право на фонограмму признается по российскому праву (п. 2 ст. 1324 ГК РФ), стал значительно шире, поскольку указанный Закон говорил не об обнародовании, а лишь об «опубликовании» фонограммы, сводя возможные формы ее использования к выпуску в обращение экземпляров фонограммы (абз. 13 ст. 4 и подп. 2 п. 2 ст. 35).

Предусмотренная в статье 1328 ГК РФ третья группа случаев, в которых в России признается исключительное право на фонограмму, позволяет восполнить определенную ограниченность первых двух критериев, дополняя их правилами, установленными международными договорами Российской Федерации.

Международными договорами Российской Федерации, предусматривающими охрану прав изготовителей фонограмм, являются Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций, заключенная в Риме 26 октября 1961 г. (Римская конвенция), и Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, заключенная в Женеве 29 октября 1971 г. (Женевская конвенция о фонограммах).

авторский право музыкальный фонограмма

Римская конвенция (ст. 5) предусматривает предоставление участвующими в ней государствами национального режима охраны производителям фонограмм при соблюдении любого из следующих условий:

a) производитель фонограммы является гражданином другого договаривающегося государства (критерий гражданства производителя);

b) первая запись звука осуществлена в другом договаривающемся государстве (критерий места первой записи);

c) фонограмма впервые опубликована в другом договаривающемся государстве (критерий места публикации).

В этом перечне присутствует критерий, которого нет в ст. 1328 ГК РФ, — критерий места первой записи. Дело в том, что ст. 5 Римской конвенции разрешает государствам-участникам Конвенции исключить в своем законодательстве критерий места первой записи или критерий места публикации по своему выбору. Российская Федерация воспользовалась этой возможностью и при присоединении к Римской конвенции оговорила неприменение критерия места первой записи. Таким образом, осуществление первой записи фонограммы на территории Российской Федерации само по себе не является основанием для возникновения в России исключительного права на фонограмму.

В свою очередь, Женевская конвенция (ст. 2) обязывает государства — участников Конвенции охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств-участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от распространения этих копий среди публики.

Учитывая, что обе эти Конвенции охватывают очень большое количество участников (на 1 августа 2007 г. в Римской конвенции участвовали 86 государств и 76 — в Женевской), можно считать, что иностранные правообладатели будут достаточно хорошо защищены в Российской Федерации.

Однако признание в России исключительного права за иностранными изготовителями фонограмм в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется при одновременном наличии двух условий, а именно: в отношении фонограмм, (1) не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и (2) не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного ГК РФ срока действия исключительного права (п. 3 ст. 1304). Таким образом, если фонограмма переходит в общественное достояние в стране своего происхождения, то она не будет охраняться и в Российской Федерации, даже если в России срок охраны такой фонограммы не истек. Иными словами, если в стране происхождения фонограмма не охраняется, законодатель считает нецелесообразным охранять ее и в России. Это правило, конечно, не применяется к случаям, когда фонограмма создана российским гражданином или российским юридическим лицом.

И наоборот, иностранное лицо не может требовать защиты своих прав в Российской Федерации на основании международных договоров, если срок действия исключительного права, установленный в России, истек. Это исключает возможность для иностранного лица получать охрану своих прав в России в течение большего срока (когда такой больший срок предусмотрен в законодательстве страны происхождения фонограммы), чем это предусмотрено ГК РФ.

Стоит заметить, что в силу поправок, внесенных в Закон об авторских прав в 1995 г., смежные права иностранных физических и юридических лиц признавались на территории Российской Федерации только в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Фактически, в силу неудачной формулировки, с 1995 по 2003 г. (когда Россия присоединилась к Римской конвенции) к иностранным лицам правило о месте первого обнародования не применялось.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.org, studexpo.ru, studbooks.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector