Есть ли авторские права на классическую музыку

Как действует закон о защите авторских прав и на какие произведения распространяется? Разбираемся вместе с Аудио-Реклама.ru.

Что не защищено законом?

Для начала рассмотрим типы музыкальных произведений и отдельные фрагменты из них, которые не защищаются авторским правом на территории РФ, то есть находятся в свободном доступе. К ним относятся:

  • Музыкальные произведения, которые представляют собой государственные символы или символы муниципальных образований. Например, гимн.
  • Произведения народного творчества (фольклора), которые не имеют конкретных авторов.
  • Названия песен, вне зависимости от их популярности.
  • Последовательность аккордов.
  • Отдельные части аранжировки. Нарушением авторских прав может быть признан случай, когда, например, басовая партия одной песни целиком повторяет мелодию другой.

Что защищает закон?

Использовать в коммерческих целях запрещено:

  • Текст песни.
  • Мелодию. Без разрешения правообладателя нельзя использовать мелодию целиком или отдельный фрагмент.
  • Сэмплы и другие звуки из фонотек. Закон охраняет права на целостность и неприкосновенность произведения. Даже после обработки (перемонтажа или, например наложения другого звука) оно принадлежит автору или тому, кто его приобрел. Обработка чужих музыкальных произведений — нарушение авторских прав.

Допускается только цитирование объектов авторского права. Согласно закону, цитирование музыкальных произведений должно производиться только для иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора.

Музыка в рекламе

Использовать музыкальные произведения в коммерческих целях можно только после получения разрешения от правообладателя. Даже в том случае, если аудиоматериалы находятся в свободном доступе.

Как правило, создатели рекламы стараются использовать оригинальную музыку или покупают права на использование готовых произведений. Музыкальное сопровождение особенно важно в рекламных роликах для радио.

Материал подготовлен Аудио-Реклама.ru

Использование всего текста или его фрагментов, разрешается только со ссылкой на эту страницу.

Правовой ликбез: все, что нужно знать о лицензионной музыке для видео на YouTube

Скачать и использовать в видео на YouTube любой понравившийся трек, не разобравшись с лицензиями, — это верный путь к блокировке. Рассказываем о тонкостях использования лицензионных треков, чтобы избежать проблем с авторскими правами.

Из статьи вы узнаете:

  • какие санкции грозят за нарушение авторских прав при использовании чужой музыки;
  • где брать аудиотреки, из-за которых не пострадает YouTube-канал;
  • какие лицензии существуют и что нужно о них знать, чтобы не «попасть».

Музыкальный контент широко используется при создании видеороликов. На подбор подходящего звукового сопровождения авторы тратят не один час своего времени, нередко забывая (или вовсе не зная) о существовании авторских прав на музыку. Как использовать музыку на YouTube, чтобы это не привело к блокировке видео или даже к судебным разбирательствам? Об этом сегодня и пойдет речь.

Почему нельзя просто скачать композицию и использовать в видео

Ежедневно на YouTube выкладываются тысячи видеороликов рекламного, информационного и развлекательного характера. Большая часть видеоконтента имеет музыкальное сопровождение. В качестве фона могут использоваться песни известных исполнителей/групп, классическая музыка, «минусовки». Однако свободно использовать чужое музыкальное творчество в России и в других странах запрещено законом, поскольку это нарушает авторское право исполнителя, лейбла или медиакомпании.

Для соблюдения законов YouTube разработал методы защиты прав авторов музыкальных композиций. Специально для этих целей создана система Content ID. С ее помощью каждый автор может зарегистрировать свою музыку, а потом следить за тем, как она используется на YouTube. Если факт недобросовестного использования аудиоконтента подтверждается, то правообладатель может заполнить специальную форму уведомлений и попросить удалить видеоролик нарушителя.

Если в видеоролике незаконно использовался лицензионный музыкальный контент, то YouTube может принять следующие меры:

  • видео останется доступным для всех пользователей, но время от времени на экране будет появляться ссылка на правообладателя или реклама;
  • просмотр ролика будет ограничен к показу на определенных устройствах или в некоторых странах;
  • ролик будет транслироваться без музыкального сопровождения;
  • блокировка видеоролика или аккаунта.

Пример блокировки видео из-за нарушения авторских прав правообладателя музыкального произведения

Блокировка аккаунта на YouTube — это еще половина неприятностей для тех, кто использовал в видео защищенную правом собственности музыку. В любое время о своих правах может заявить собственник музыкального произведения и подать в суд. Закончиться подобные разбирательства (согласно ГК РФ) могут штрафом размером от 10 тысяч до 5 миллионов рублей и даже лишением свободы на срок до 2 лет. Наказание подбирается с учетом нанесенного автору ущерба.

Конечно, до судебных разбирательств доходит только в крайних случаях. Но вот с блокировкой видеоролика или аккаунта пользователи YouTube сталкиваются часто. Нужно понимать, что жалоба по авторским правам может нанести серьезный урон каналу. Достаточно получить 3 жалобы на нарушение авторских прав, чтобы канал закрылся. Чтобы не попадать в такие неприятные истории, нужно знать, откуда легально брать музыку для видео.

Это интересно:  Иск о реальном разделе квартиры

Где брать аудиотреки

Законодательство в сфере авторского права и борьба YouTube с воровством музыки усложняют процесс подбора музыкального фона для видеоролика. Но вариантов не так мало: можно самостоятельно написать музыку, заказать ее у фрилансера, купить готовую композицию у автора или скачать понравившуюся музыку на специальных сервисах.

Большинство создателей видеороликов просто хотят подобрать подходящий музыкальный фон. Им не хочется платить за музыку или напрямую связываться с правообладателем. Поэтому они предпочитают использовать музыку без авторских прав.

Существует несколько способов достать такую музыку:

1. Самостоятельное создание трека или сотрудничество с композитором

Преимущества способа: низкая цена, быстрые сроки выполнения заказа, полная адаптация трека под видео.

Недостатки: нет гарантии, что автор выполнит работу качественно и в полном объеме; могут быть задержки по срокам исполнения.

2. Использование музыки с истекшим сроком защиты авторского права

В России авторское право на музыку действует в течение 70 лет после смерти автора. В некоторых странах этот срок составляет 50 лет. Далее эта музыка становится общественным достоянием и ею могут пользоваться все желающие на свое усмотрение. Однако это право распространяется только на ноты. Право использования конкретной звукозаписи может принадлежать звукозаписывающей компании, оркестру или группе, поэтому бездумно использовать такой контент рискованно. Найти абсолютно свободную от авторского права музыку можно на ресурсе Musopen.

Преимущества: не нужно платить за использование музыкального произведения, нет риска блокировки видео или судебных разбирательств.

Недостатки: музыка может быть устаревшей и не подходить под концепцию видеоролика, нельзя свободно использовать любую звукозапись.

3. Загрузка треков со специальных сервисов

Это простой вариант для тех, кто хочет скачать понравившийся трек и использовать его в видео. Но и тут есть нюансы: музыкальные сервисы и библиотеки предоставляют доступ к лицензионной музыке. Поэтому перед использованием аудиозаписи нужно убедиться в отсутствии или наличии каких-либо ограничений, и если они есть, то учесть их. Займет проверка несколько секунд, но она позволит в дальнейшем свободно размещать видео на канале YouTube и не опасаться блокировки.

При выборе сервиса для скачивания музыки нужно внимательно читать лицензионное соглашение. Существуют как абсолютно бесплатные ресурсы (фонотека YouTube, Free Music Archive), так и платные (Jamendo Music, Freeplay Music). Также есть сервисы, которые позволяют свободно использовать музыку в коммерческих целях при условии, что будет указан автор и источник скачивания (DIG ccMixter, SoundCloud). Подробный обзор сервисов для загрузки музыки вы найдете по ссылке.

Важно! В интернете можно найти сотни ресурсов, которые предлагают бесплатную музыку в свободном доступе, но не имеют прав на подобное распространение. Результат может быть плачевным для YouTube-канала.

Не рекомендуется брать музыку из таких источников:

  • группы в ВК, Facebook и других социальных сетей;
  • YouTube-каналы с непроверенной репутацией (нередко они зазывают пользователей многообещающими названиями вроде «Royalty Free Music», но не имеют права распространения композиций);
  • сервисы, которые работают без лицензионного соглашения;
  • торренты;
  • плагины для скачивания музыки с iTunes, Play Маркет, SoundCloud и прочих сервисов (если они качают платные или закрытые для загрузки треки).

Преимущества способа: удобный поиск музыки по заданным критериям (жанр, настроение, время и т. д.); возможность бесплатного использования музыки в коммерческих целях.

Недостатки: необходимость детального изучения лицензионных соглашений; существование целого ряда ограничений и обязательств (обязательная ссылка на автора, запрет на коммерческое использование, запрет на внесение изменений в произведение, оплата подписки и т. д.).

Какие лицензии существуют и что нужно знать о них, чтобы не «попасть»

Музыка без авторских прав привлекательна для тех, кому нужно найти аудиотрек для монетизации видеоролика на YouTube или для других коммерческих целей. Но, по сути, музыки без авторских прав не бывает, ведь если аудиотрек существует, то его кто-то написал. Значит, автор может заявить о своих правах. Чтобы этого не произошло, нужно разбираться в лицензиях и условиях использования музыки.

Royalty-Free, Creative Commons (CC) и Public Domain — вот термины-подсказки, на которые нужно обращать внимание при поиске фоновой музыки. Именно они указывают на то, что аудиотрек можно использовать легально.

Royalty-Free

Этот вид лицензионного соглашения позволяет использовать музыку в коммерческих целях неограниченное количество раз. Для того чтобы получить такую возможность, нужно одноразово оплатить лицензию.

Важно! Наличие заветного слова «free» в названии лицензии обманчиво. Многие считают, что это бесплатная музыка, но это не так. Слово «free» касается только роялти — регулярных выплат за пользование композицией. Сам же трек стоит денег.

Преимущества музыки Royalty-Free:

  • простые и понятные условия приобретения (заплатили деньги — получили аудиотрек; не нужно платить правообладателю гонорар за каждый показ видеоролика или вносить ежемесячные платежи);
  • музыку можно использовать неограниченное количество раз;
  • не нужно ссылаться на автора и издателя;
  • большой выбор музыки (на специальных сервисах можно приобрести лицензию на музыку любого жанра. Все композиции соответствуют определенным стандартам звучания, что делает их полностью пригодными для коммерческих роликов).

Недостатки:

  • музыка Royalty-Free платная;
  • право на использование музыкального произведения является неисключительным (приобрести трек может любой желающий, а значит, и видеороликов с таким же музыкальным фоном в сети может появиться немало).
Это интересно:  Перечень мультиков с авторским правом

Public Domain

Если музыкальное произведение не защищено авторским правом или срок авторского права уже истек, то оно становится общественным достоянием. Также бывают ситуации, когда автор сознательно передает свою музыку в общественное достояние. В этом случае произведению присваивается лицензия CC0.

Преимущества:

  • музыкальные треки полностью бесплатные;
  • отсутствие ограничений (музыку может использовать кто угодно в любых целях столько раз, сколько понадобится).

Недостатки:

  • лицензия Public Domain распространяется только на ноты, а не на звукозапись (для того чтобы использовать защищенную авторским правом звукозапись, нужно иметь разрешение от правообладателя или самостоятельно воспроизвести композицию);
  • ограниченный выбор (музыкальные произведения с истекшим сроком авторского права могут не подходить под концепцию видеоролика, то есть быть недостаточно современными).

Creative Commons

Некоммерческая организация Creative Commons (далее — СС) появилась в ответ на ограничения, которые не давали людям свободно пользоваться музыкой в интернете. Именно благодаря появлению лицензий СС сейчас каждый желающий может бесплатно копировать, распространять и использовать музыку по собственному усмотрению. Для этого не нужно персонально обращаться к автору, ведь он уже сам выдал разрешение.

Условия использования музыки в лицензиях СС прописаны в названии. Для того чтобы расшифровать их, не нужно быть юристом или полностью читать текст лицензионного соглашения. Всего существует 4 условия СС и 6 видов лицензий. Каждая лицензия представляет собой определенную комбинацию условий.

Лицензионные условия Creative Commons

Вот 3 вида лицензий, которые позволяют свободно брать музыку для озвучивания видеоролика на YouTube:

1. BY. Это свободная лицензия, которая дает возможность скачивать аудиотрек, пользоваться им в коммерческих целях, распространять, изменять или брать за основу для других произведений. Обязательное требование — указывать автора музыки.

2. BY-SA. Условия распространения и использования музыкального контента такие же, как и в предыдущей лицензии. Отличие заключается в том, что производные музыкальные произведения (то есть созданные на основе оригинала) должны распространяться на условии копилефта.

Копилефт — это лицензия, которая позволяет без согласия автора брать исходную работу (это может быть музыка, ПО, базы данных) для создания на ее основе производных работ. При этом производные работы должны распространяться с соблюдением таких же прав, которые установил автор оригинального произведения.

3. BY-ND. Разрешается распространять и использовать музыку в коммерческих целях. Запрещено вносить изменения в музыкальный контент и создавать на его основе производные работы.

Остальные 3 вида лицензий СС являются несвободными, потому что устанавливают запрет на коммерческое использование музыкальных произведений. К таким лицензиям относят:

1. BY-NC. Музыку можно распространять, редактировать и брать за основу для новых произведений. Запрещено коммерческое использование.

2. BY-NC-SA. Условия использования музыки являются такими же, как и в предыдущей лицензии. Но если аудиотрек будет служить основой для создания другого музыкального контента, то новая музыка должна распространяться также на условиях BY-NC-SA.

3. BY-NC-ND. Эта лицензия имеет самые жесткие ограничения. Музыку можно только загружать и обмениваться ею с другими людьми. Запрещено вносить какие-либо изменения в произведения и использовать его в коммерческих целях.

Запрет на коммерческое использование музыки делает ее недоступной для тех, кто хочет сделать ее фоном в видеоролике на YouTube (при условии, что он будет монетизироваться или предназначен для бизнеса).

Поэтому не стоит радоваться сервису с большим архивом музыки, защищенной лицензией СС. Далеко не весь контент доступен для использования в видеороликах. В этом можно убедиться, посетив ту же фонотеку YouTube. При стандартной проверке аудиотреков нередко можно встретить запреты:

Подводим итоги

Защита авторских прав усложняет подбор музыкального контента для YouTube-видео, поэтому поиск подходящего аудиотрека является кропотливой работой. Обязательно нужно знать, какую музыку, на каких условиях и с каких ресурсов можно использовать.

В помощь владельцам каналов YouTube приходят десятки бесплатных и платных сервисов, на которых можно без проблем найти большой выбор «очищенной» музыки. Используя такие сервисы и соблюдая требования авторов музыкальных произведений, можно оградить свой канал от риска жалоб со стороны правообладателей и блокировок. Бесперебойная работа канала, качественно отснятый видеоряд и подходящий музыкальный контент — все это будет положительно влиять на развитие YouTube-канала.

Не забывайте, что качественная картинка, звук и музыка — это только половина работы. Необходимо еще сделать канал популярным. Если вы не хотите годами ждать, пока канал наберет подписчиков, прорекламируйте его с помощью сервиса Webartex. Здесь собраны тысячи YouTube-каналов, готовых разместить рекламные упоминания о вас. На подбор площадок и заказ рекламы у вас уйдет 10 минут времени. При этом вы защищены от рисков неисполнения обязательство со стороны блогеров и полностью контролируете процесс.

Есть ли авторские права на классическую музыку

Вячеслав Рябков — управляющий партнёр юридической компании SHATTERS, советник Российской Федерации 2-го класса, член Ассоциации юристов России, официальный юридический партнёр Молодёжного центра Союза кинематографистов России. Занимается юридическим сопровождением полнометражного и короткометражного кино, телевизионных сериалов и документальных фильмов.

Это интересно:  Поиск картинок без авторских прав

Вячеслав преподаёт курс «Правовые основы кинематографии» в Академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова (в 2016, 2017, 2018), курс «Юридические основы кинопроизводства» в Высшей школе кино «Арка» (2018) и регулярные однодневные мастер-классы на тему «Право и кино».

Руководил юридическим отделом Министерства печати и телерадиовещания, работал с российскими кинокомпаниями, телеканалами и радиостанциями, рекламными, event и PR-агентствами. Проводил тренинги сотрудникам Газпром-Медиа. Выступал на XVI Форуме по интеллектуальной собственности.

Использование музыки в кино — поистине животрепещущая тема для многих кинематографистов. «На этой песне построен весь мой фильм!», «Благодаря этой музыке я и придумал сценарий» — что-то подобное в своей практике мы слышим достаточно часто. Ещё чаще сталкиваемся с ситуациями, когда проект завершён, но в нём присутствует «неочищенная» музыка. Как результат — фильм, возможно, появляется на фестивалях, но после никак использоваться в своём изначальном виде не может. Равно как не может приносить деньги своим создателям.

В этой колонке рассмотрим популярные мифы и разберёмся, как же всё-таки правильно использовать музыку в кинокартине.

Классика — наше всё! Авторское право охраняется в течение всей жизни автора и в течение 70 лет после его смерти. Таким образом, вы можете свободно использовать классические музыкальные произведения. Рекомендуем внимательно изучать классику, найдёте множество музыкальных оттенков под любую ситуацию и настроение героев.

Важное примечание. Помимо авторского права существует ещё и смежное право на фонограмму (действует 50 лет с момента записи), а потому формально нельзя брать фонограмму, записанную каким-нибудь Берлинским симфоническим оркестром лет 30 назад. Но! Маленькая хитрость состоит в том, что записи классики, исполняемые симфоническими оркестрами, в целом довольно схожи между собой, а потому никакой оркестр не станет выяснять его фонограмма была использована в вашем фильме или нет. Другое дело, если вы возьмёте фонограмму, где записана классика в исполнении, например, Ванессы Мэй — это будет нарушение, которое очень легко определить (слишком характерное и своеобразное исполнение).

Если музыка используется для короткометражного кино, то зачастую достаточно связаться с правообладателем и получить простое письменное разрешение. При этом в большинстве случаев его вам будут готовы предоставить бесплатно. Наша практика связана в основном с российскими правообладателями, и она весьма положительна. Но не бойтесь обращаться и к западным лейблам.

Главное правило: чётко описывайте, что за фильм вы создаёте (скорее всего у вас попросят сценарий) и в каких моментах хотите использовать музыкальную композицию, на которую запрашиваете разрешение.

На мой взгляд, это наилучшее решение. Ваш фильм будет только раскрашен музыкой, специально созданной для него. Начинающему автору найти начинающего композитора, полагаю, не составит труда.

В нашей практике такой вариант часто встречает протест молодых режиссёров. Они хотят лучшую камеру, лучшую оптику и известный мировой хит в качестве музыкального оформления. Поймите, мировой хит не вытянет фильм, если он плохо сделан. Никакая камера, никакая оптика, никакая музыка не сделают этого сами по себе. Поэтому, повторюсь, вариант, когда музыка специально создаётся для вашей картины — один из лучших.

В игровом кино не существует свободного (без получения разрешения) использования музыки, за исключением музыки, на которую истёк срок охраны авторского права.

Если вы хотите не просто создать, но монетизировать фильм, вам лучше сразу побеспокоиться о его полной юридической чистоте.

Если вы делаете постановочное интервью — правила те же самые. Не нужно делать запись там, где звучат чужие произведения. Постановочное интервью на то и постановочное, что можно предусмотреть всё заранее.

Если вы снимаете фильм про человека, который связан с музыкой (например, он популярный исполнитель) и у вас есть документальные кадры его выступлений, репетиций, то разрешение всё равно нужно.

Пример

Я решил снять документальный фильм про Майкл Джексона. Беру максимум его самых популярных клипов и засовываю себе в картину. За кадром произношу текст о нём из Википедии. Накладываю его музыку. Сколько времени займёт такая документалистика? Максимум часа три, как мне сказали монтажёры. Что там будет моего? Ничего. Интерес к моему «произведению» вряд ли будет высок. Мои надежды — что Имя и Музыка всё вытянут. При этому я никому не платил и платить не хочу. Что там платить, я даже договариваться не хочу!

Конечно, если мы говорим о серьёзном фильме-исследовании, то сначала вы договоритесь с героем, с родственниками (если его самого уже нет в живых), попросите документальные кадры. Ценность такого фильма во много раз выше. А что вы будете делать с фильмом дальше? Вероятно, отправите на фестивали и постараетесь продать на телеканал.

Статья написана по материалам сайтов: blog.webartex.ru, festagent.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector