+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Для производителя фонограмм смежные права возникают

Исполнителю в отношении его исполнения принадлежат личные неимущественные и имущественные права (ст.25 Закона от 17.05. 2011 «Об авторском праве и смежных правах»).

Личные неимущест-е права исполнителя право авторства в отношении исполнения, право на имя и право на неприкосновенность исполнения.

Имущественные права исполнителяисключит-е право на исполнение, т.е. право использовать исполнение в любой форме и любым способом, а также право разрешать или запрещать такое использование другим лицам. Разрешая использование, исполнитель также приобретает право получать вознаграждение за каждый вид использования исполнения другим лицом.

Использованием исполненияпризнаютсяследующиеспособы: запись исполнения; воспроизведение записи исполн-я; распростр-е записи исполнения посредством продажи или иной передачи права собственности; прокат оригинала или экземпляров записи исполнения; публичное исполнение записи исполн-я, а также публичное исполн-е постановки режиссера-постановщика спектакля или ее записи; передача исполнения или его записи в эфир; передача исполнения или его записи по кабелю; иное сообщение исполнения для всеобщего сведения; иные возможные способы использования исполнения.

Исключительное право на исполнение не действует в отношении воспроизведения, передачи в эфир или передачи по кабелю, а также публичного исполнения записи исполнения, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, передача в эфир или передача по кабелю либо публичное исполнение осуществляются в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения.

Исполнитель осуществляет указанные выше права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения литературы (искусства, народного творчества).

Смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно членам коллектива исполнителей, принимавшим участие в его создании, в том числе режиссеру-постановщику спектакля, дирижеру, артистам-исполнителям, независимо от того, образует ли такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение. Реализуются такие права на совместное исполнение руководителем коллектива исполнителей, а при его отсутствиисовместно членами коллектива исполнит-й, если иное не предусмотрено договором между ними.

Если совместное исполнение образует неразрывное целое, то ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить другим членам коллектива исполнителей использование этого исполнения. Если совместное исполнение образуют элементы, использование которых возможно независимо от других элементов, то есть элементы, имеющие самостоятельное значение, то они могут быть использованы создавшим его исполнителем по своему усмотрению, если иное не предусмотрено договором между членами коллектива исполнителей.

Законом были впервые урегулированы вопросы права на служебное исполнение. Служебное исполнение (ст. 4) — это исполнение, осуществляемое по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором. К правам на служебное исполнение, в том числе на совместное служебное исполнение, по аналогии применяются положения ст. 17 Закона (авторское право на служебное произведение): наниматель, обладающий исключительным правом на служебное произведение, имеет право при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать их указания; имеет право вносить в него изменения, сокращения и дополнения, вызванные необходимостью адаптации произведения к конкретным условиям его использования, без получения на это согласия автора служебного произведения, если иное не предусмотрено договором между нанимателем и автором. При этом наниматель обязан указать в произведении об осуществленной им адаптации.

Производителю фонограммы принадлежит исключительное право на фонограмму— право производителя фонограммы или иного правообладателя использовать фонограмму по своему усмотрению в любой форме и любым способом. При этом производителю фонограммы или иному правообладателю принадлежит право разрешать или запрещать другим лицам использовать фонограмму.

Использование фонограммы — осуществление в отношении фонограммы следующих действий: воспроизведения фонограммы; распространенияоригинала или экземпляров фонограммы посредством продажи или иной передачи права собственности; импорта экземпляров фонограммы, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя фонограммы или иного правообладателя; проката оригинала или экземпляров фонограммы; публичного исполнения фонограммы; передачи фонограммы в эфир или по кабелю; сообщения фонограммы для всеобщего сведения; переработки фонограммы. Допускаются и иные возможные способы использования фонограммы.

Если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены с разрешения исполнителя и производителя фонограммы в гражданский оборот посредством их продажи или иной передачи права собственности, то допускается их дальнейшее распространение на территории РБ без согласия исполнителя и производителя фонограммы и без выплаты им вознаграждения. При этом право на прокатпринадлежит исполнителю и производителю фонограммы независимо от принадлежности права собственности на оригинал или экземпляры фонограммы.

Производитель фонограммы осуществляет свои имущественные права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного произведения литературы (науки, искусства).

Организации эфирного или кабельного вещания (или иному правообладателю) в отношении ее передачи принадлежит исключительное право (Ст.29 Закона). Исключительное право на передачу — право использовать передачу по своему усмотрению в любой форме и любым способом, кроме того, организация эфирного или кабельного вещания может разрешать или запрещать другим лицам использовать передачу.

Использованием передачи признаются: запись передачи; воспроизведение записи передачи; распространение записи передачи или экземпляров записи передачи посредством продажи, проката или иной передачи права собственности; прокат экземпляров записи передачи; публичное исполнение передачи в местах с платным входом; передача в эфир илипередача по кабелю другой организацией эфирного или кабельного вещания; сообщение передачи для всеобщего сведения; иные возможные способы.

В случае если орг-я эфирного или кабельного вещания разрешает осуществлять указанные действия другому лицу, у нее появляется право требовать выплаты ей соответствующего вознаграждения.

Исключительное право на передачу организации эфирного или кабельного вещания не действует, если: запись передачи была произведена с согласия организации эфирного или кабельного вещания; воспроизведение передачи осуществляется в тех же целях, в каких была произведена ее запись, в соответствии с ограничениями, установленными законом.

Организация эфирного (кабельного) вещания осуществляет принадлежащие ей исключит-е права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записываемого или передаваемого в эфир (по кабелю) произведения литератур (науки, искусства).

Исключительное право на исполнение не действует в отношении воспроизведения, передачи в эфир или передачи по кабелю, а также публичного исполнения записи исполнения, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, передача в эфир или передача по кабелю либо публичное исполн-е осуществляются в тех же целях, для кот-х было получ-о согласие исполнителя при записи исполнения.

Исполнитель осуществляет указанные выше права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения литературы (искусства, народного творчества).

Если экземпляры правомерно опубликованнойфонограммывведены с разрешения исполнителя и производителя фонограммы в гражданский оборот посредством их продажи или иной передачи права собственности, то допускается их дальнейшее распространение на территории РБ без согласия исполнителя и производителя фонограммы и без выплаты им вознаграждения. При этом право на прокат принадлежит исполнителю и производителю фонограммы независимо от принадлежности права собственности на оригинал или экземпляры фонограммы.

Производитель фонограммы осуществляет свои имущественные права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного произведения литературы (науки, искусства).

Допускаются без согласияпроизводителя фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, и исполнителя, исполнение которого записано на такой фонограмме, но с выплатой им вознаграждения:

· публичное исполнение фонограммы;

· передача фонограммы в эфир или по кабелю;

· иное сообщение фонограммы для всеобщего сведения.

Фонограммы, ставшие доступными для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроводной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять к ним доступ из любого места и в любое время по их собственному выбору, рассматриваются, как если бы они были опубликованы в коммерческих целях.

Выплату вознаграждения, предусмотренного ч.1 п.1 настоящей статьи, осуществляют лица, использующие фонограмму указанными способами. Сбор, распределение и выплата такого вознаграждения осуществляются организацией по коллективному управлению имущественными правами.

Вознаграждение, предусмотренное ч.1 п.1 настоящей статьи, распределяется между правообладателями в следующей пропорции: 50 процентов — исполнителям, 50 процентов — производителям фонограмм.

Исключительное право на передачу организации эфирного или кабельного вещания не действует, если: запись передачи была произведена с согласия организации эфирного или кабельного вещания; воспроизведение передачи осуществляется в тех же целях, в каких была произведена ее запись, в соответствии с ограничениями, установленными законом.

Организация эфирного (кабельного) вещания осуществляет принадлежащие ей исключительные права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записываемого или передаваемого в эфир (по кабелю) произведения литературы (науки, искусства).

Срок действия СП:

Личные неимущественные права исполнителя охраняются бессрочно.

Имущественные права исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного (кабельного) вещания действуют 50 лет, но моменты, с которых они начинают действовать, отличаются. Права исполнителя действуют с момента осуществления исполнения, либо первой записи исполнения, либо первой передачи исполнения в эфир, или по кабелю, или иным способом сообщения для всеобщего сведения. Права производителя фонограммы действуют с момента первого опубликования фонограммы или в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока. Права организации эфирного (кабельного) вещания действуют с момента осуществления передачи в эфир (по кабелю) соответственно.

Исчисление сроков, указанных выше, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала отсчета срока.

Истечение срока действия имущественных прав на объекты СП означает переход этих объектов в общественное достояние.

99. Срок действия смежных прав. Защита авторских и смежных прав. Коллективное управление имущественными правами авторов и иных правообладателей.

Право на защиту — предоставленная управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права.

Не допускаются и признаются нарушениями авторского права или смежных прав также:

· любые действия (включая изготовление, импорт в целях распространения или распространение (продажа, прокат) устройств либо предоставление услуг), которые без разрешения автора или иного правообладателя позволяют обходить или способствуют обходу любых технических средств, предназначенных для защиты авторского права или смежных прав;

· устранение или изменение без разрешения автора или иного правообладателя любой электронной информации об управлении правами;

· распространение, импорт в целях распространения, передача в эфир, сообщение для всеобщего сведения без разрешения автора или иного правообладателя произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, в отношении которых без разрешения автора или иного правообладателя была устранена или изменена электронная информация об управлении правами.

Субъектами права на защиту являются авторы, обладатели смежных прав, а также их наследники и иные правопреемники.

Защита авторских и смежных прав может осуществляться уголовно-правовым, административно-правовым и гражданско-правовым способами.

Наиболее опасные посягательства на субъективные авторские» права рассматриваются как преступления и влекут за собой уголовную ответственность. Согласно ст. 201 УК:

Присвоение авторства либо принуждение к соавторству наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет.

Незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение или сопряженные с получением дохода в крупном размере, наказываются общественными работами, или штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет.

Присвоение авторства либо принуждение к соавторству, незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо повлекшие причинение ущерба в крупном размере, наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

Административно-правовой способ защиты авторского права и смежных прав состоит в рассмотрении жалоб авторов или других заинтересованных лиц, а также протестов прокуроров организациям, вышестоящим по отношению к организациям, использующим произведения авторов — министерствам, государственным комитетам и т.д. Эти организации осуществляют защиту прав авторов и по собственной инициативе, в случаях обнаружения фактов их нарушения.

Согласно ст. 9.21 КоАП незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права или смежных прав влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации.

В отношении индивидуального предпринимателя применяются штрафные санкции до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, а в отношении юр. лица — до 300 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации.

Преобладающим является гражданско-правовой способ защиты. Поскольку авторское право и смежные права являются частью гражданского права, для восстановления нарушенного или оспариваемого авторского права управомоченного лица применяются общие нормы о защите гражданских прав, нормы, возникающие из причинения морального вреда, об ответственности, нормы общих положений о возмещении вреда.

Защита личных неимущественных прав автора осуществляется вне зависимости от вины их нарушителя и независимо от нарушения имущественных интересов автора. Исковая давность по спорам о нарушении личных неимущественных прав не применяется.

Меры в виде возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации применяются по выбору правообладателя.

В Законе «Об авторских и смежных правах» предусмотрена статья 57 Контрафактные экземпляры. Контрафактные экземпляры произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания подлежат обязательной конфискации по решению суда, рассматривающего дела о защите авторского права и смежных прав.

Контрафактными являются экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания:

· воспроизведение, распространение или иное использование которых влечет нарушение авторского права или смежных прав;

· либо которые импортируются без согласия авторов или иных правообладателей в Республику Беларусь;

· либо с которых без разрешения автора или иного правообладателя устранена или на которых изменена информация об управлении правами

Это интересно:  Регулирование авторских прав в интернете

· либо которые изготовлены в обход технических средств защиты авторского права или смежных прав.

Контрафактные экземпляры произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания подлежат обязательной конфискации по решению суда.

Конфискованные по решению суда контрафактные экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания подлежат уничтожению за счет нарушителя.

Коллективное управление имущественными правами – это деятельность в интересах множества авторов или иных правообладателей, имеющая целью обеспечение сбора, распределения и выплаты авторам или иным правообладателям вознаграждения за использование объектов авторского права или смежных прав физическими и юр. лицами, осуществляемая в соответствии с зак-вом в случае, когда практическое осуществление имущественных прав в индивидуальном порядке затруднительно, и направленная на защиту, в т.ч. в суде, имущественных прав авторов или иных правообладателей при их нарушении.

В целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторского права и смежных прав в случаях, когда их трудно практически осуществить в индивидуальном порядке, а также в случаях, когда законом предусмотрена выплата вознаграждения за использование объектов авторского права и смежных прав, осуществляемое без согласия правообладателей, могут создаваться организации, осуществляющие и охраняющие права указанных лицна коллективной основе.

Организации по коллективному управлению имущественными правами могут действовать в форме:

· некоммерческих организаций, основанных на членстве авторов или иных правообладателей;

· учреждений, имущество которых находится в гос. собственности.

Деятельность по управлению имущественными правами авторов или иных правообладателей на коллективной основе не является предпринимательской.

Организация вправе заниматься деятельностью в области коллективного управления только после государственной аккредитации. Условия и порядок государственной аккредитации организаций по коллективному управлению, а также иные требования к деятельности устанавливаются гл.6 закона, постановлением Совета Министров29.11.2011 № 1609 «О коллективном управлении имущественными правами», постановлением Гос-го комитета по науке и технологиям РБ 30.11.2011 № 25 «Об утверждении Инструкции о порядке гос. аккредитации организаций по коллективному управлению имущественными правами и Инструкции о порядке сбора, распределения и выплаты вознаграждения при осуществлении коллективного управления имущественными правами, перечисления невыплаченного вознаграждения в доход республиканского бюджета».

Проведение гос. аккредитации осуществляется на основании заявления заинтересованного лица, поданного в уполномоченный гос. орган. Решение о гос. аккредитации (об отказе в гос. аккредитации) заявленной организации по коллективному управлению имущественными правами принимается уполномоченным гос. органом в течение 1 месяца со дня поступления заявления.

Государственная аккредитация предоставляется организации по коллективному управлению имущественными правами сроком на 5 лет с возможностью ее продления на каждые последующие пять лет по заявлению этой организации в порядке, установленном настоящей статьей.

В настоящее время в РБ вопросами коллективного управления имущественными правами авторов и иных правообладателей занимается только одна организация – гос. учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности» Гос. комитета по науке и технологиям РБ.

Назначение коллективного управления – обеспечить реализацию имущественных прав авторов и иных правообладателей в тех сферах, где осуществить указанные права в индивидуальном порядке не представляется возможным либо является достаточно затруднит-м: в театрально-зрелищной сфере, сфере радиовещания и др.

К принципам коллективного управления имущественными правами авторов и иных правообладателей относятся:

· некоммерческий характердеятельности по коллективному управлению имущественными правами авторов и иных правообладателей;

· доминирование интересов авторов и иных правообладателей, а также пользователей при осуществлении такой деятельности организацией по коллективному управлению имущественными правами авторов и иных правообладателей;

· контроль над деятельностью организации по коллективному управлению со стороны авторов и иных правообладателей, а также пользователей и государства в лице его уполномоченных органов;

· обеспечение равных условий использования произведений и объектов смежных прав пользователям одной категории;

· обеспечение равных условий реализации имущественных прав авторов и обладателей смежных прав одной категории;

· гарантирование справедливого вознаграждения авторам и иным правообладателям за использование принадлежащих им объектов авторского права и смежных прав.

Организация по коллективному управлению выполняет следующие основные функции:

· заключает с пользователями произведений и (или) объектов смежных прав на основе полномочий, предоставленных по договору авторами или иными правообладателями, а также другими организациями по коллективному управлению от своего имени, но в интересах авторов или иных правообладателей договоры об использовании определенным способом произведений и (или) объектов смежных прав,

· собирает вознаграждения в соотв-ии с условиями этих догов-в,

· распределяет и регулярно выплачивает собранное вознаграждение авторам или иным правообладателям, в отношении прав которых осуществляется коллективное управление,

· представляет в суде интересы авторов или иных правообладателей, правами которых она управляет,

· а также совершает иные юридические действия, необходимые для защиты прав авторов или иных правообладателей.

Организация по коллективному управлению имущественными правами не вправе осуществлять использование произведений и (или) объектов смежных прав, права на которые переданы ей для управления на коллективной основе.

Понятие права промышленной собственности. Правовое регулирование отношений по созданию и использованию объектов промышленной собственности. Объекты права промышленной собственности.

Нормы права, регулирующие отношения по созданию и использованию объектов промышленной собственности, составляют институт права промышленной собственности подотрасли интеллектуальной собственности отрасли гражданского права.

Промышленная собственность – это личные неимущественные и (или) имущественные (исключительные)права на результаты интеллектуальной деятельности, за исключением произведений и объектов смежных прав, и приравненные к ним средства индивидуализации.

К промышленной собственности относятся исключительные права на нематериальные блага, являющиеся результатом творческой деятельности людей. Эти блага используются в производственной деятельности не только в области промышленности, но и в других отраслях производства (строительстве, сельском хозяйстве, торговле, оказании услуг). Они воплощаются в конструкциях, новых веществах, способах производственной деятельности и иных объектах материального мира.

Предметом регулирования права промышленной собственности являются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием объектов двух видов:

· результатов интеллектуальной деятельности;

· средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ, услуг.

По общему правилу объекты первого вида должны являться результатами творческой деятельности. К объектам второй группы таких требований не предъявляют. Их назначение – способствовать различию субъектов хозяйствования и производимых ими товаров, работ и услуг.

Предметом регулирования права промышленной собственности являются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений и с охраной секретов производства (ноу-хау), средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ, услуг (фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, географических указаний).

Нормы права о промышленной собственности сосредоточены в семи главах ГК (гл. 62-68). В гл. 62 содержатся статьи, определяющие предмет регулирования, состав законодательства о праве промышленной собственности и названы объекты этого права.

В ГК установлены только самые общие правила о праве промышленной собственности, они конкретизируются в законах и других актах законодательства.

Налоговый кодекс (Особенная часть) — глава 28 которого посвящена патентным пошлинам.

1) Отношения, связанные с объектами промышленной собственности, регулируются законами:

· от 5 февраля 1993 г. «О товарных знаках и знаках обслуживания» : ;

· от 13 апреля 1995 г. «О патентах на сорта растений» ‘;

· от 7 декабря 1998 г. «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;

· от 16 декабря 2002 г. «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы».

2) Продолжают действовать важные постановления Верховного Совета Республики Беларусь, напр.:

· от 9 декабря 1992 г. «О ратификации соглашения о торговых отношениях между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки»;

· от 13 апреля 1995 г. «О ратификации Евразийской патентной конвенции».

3) Постановления Правительства Республики Беларусь:

· от 11 апреля 1997 г. № 322 «Об утверждении Положения о Государственном патентном комитете Республики Беларусь»;

· от 6 марта 1998 г. № 368 «Об утверждении Положения о порядке и условиях государственного стимулирования создания и использования объектов промышленной собственности».

Отдельными постановлениями Правительства регулируются отношения, связанные с тем или иным объектом права промышленной собственности.

4) Республика Беларусь является участником многих международных конвенций и соглашений по промышленной собственности:

· Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.;

· Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г.;

· Договор о патентной кооперации (РСТ) от 19 июня 1970 г.

Объектами права промышленной собственности являются:

2) полезные модели;

3) промышленные образцы;

4) селекционные достижения;

5) топологии интегральных микросхем;

6) секреты производства (ноу-хау);

7) фирменные наименования;

8) товарные знаки и знаки обслуживания;

9) географические указания;

10) другие объекты промышленной собственности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг в случаях, предусмотренных законодательством.

101. Понятие и условия патентоспособности изобретения и полезной модели. Авторы и соавторы изобретения и полезной модели

Критерии патентоспособности – это определённые требования, устанавливаемые законодательством в отношении объектов патентного права, при наличии которых данный объект обретает юридическую возможность признаваться таковым.

1. Изобретение. Изобретению в любой области техники предоставляется правовая охрана, если оно относится к продукту или способу, является новым (1), обладает изобретательским уровнем (2) и промышленно применимо (3)

Критерии патентноспособности:

1) новизна. Изобретение считается новым, если оно не относится к уровню техники. Уровень техники — это совокуп-ть сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета изобретения, полезной модели.

2) изобретательский уровень. Изобретение имеет изобретат-й уровень, если оно для специалиста явным образом не следует из уровня техники (неочевидность).

3) промышленная применимость. Изобретение являетс. Пром. применимым, если оно м.б. изготовлено или использовано в промышленности, с/х, здравоохранении и др. сферах деятельности.

2. Полезная модель (малое изобретение) – техническое решение, относящееся к устройствам, которая является новым и промышленно применимым (патент – малый патент) – только устройство.

В качестве полезных моделей не патентуются решения, касающиеся только внешнего вида и решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Статья 36. Субъекты смежных прав. 1. Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.

Права субъектов смежных прав

Права производителей фонограмм

Гражданский кодекс РФ в части четвертой устанавливает права для производителя фонограммы:

  • 1) исключительное право на фонограмму;
  • 2) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования;
  • 3) право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании;
  • 4) право на обнародование фонограммы, т.е. на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо иным способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров фонограммы с согласия изготовителя в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

Изготовитель фонограммы осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и исполнителей. Права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей.

Неимущественное право производителя фонограммы на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования и право на защиту фонограммы от искажения действуют и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы.

Причем, если лицо правомерно переработал фонограмму, оно приобретает смежное право на переработанную фонограмму.

Исключительное право на фонограмму – это право производителя фонограммы на ее использование в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.

Исключительное право на использование фонограммы означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

1) публичное исполнение, т.е. любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением.

Решая вопросы об обычном круге семьи, необходимо принимать во внимание связь субъектов через родственные отношения и личные связи, периоды общения, характер взаимоотношений и другие значимые обстоятельства [1] ;

2) сообщение в эфир, т.е. сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю.

При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной для слухового восприятия независимо от ее фактического восприятия публикой. При сообщении фонограммы в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых фонограмма может быть доведена до всеобщего сведения независимо от ее фактического приема публикой;

  • 3) сообщение по кабелю, т.е. сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств, в том числе путем ретрансляции;
  • 4) доведение до всеобщего сведения, т.е. доведение фонограммы таким образом, что лицо может получить доступ к фонограмме из любого места и в любое время по собственному выбору;
  • 5) воспроизведение, т.е. изготовление одного и более экземпляра фонограммы или части фонограммы.

Запись сообщения радио- или телепередачи на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения.

Это интересно:  Без права отчуждения что это значит

Запись фонограммы или части фонограммы на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение фонограммы до всеобщего сведения.

К данному технологическому процессу относится кэширование, которое в соответствии со ст. 13 Директивы о некоторых правовых аспектах услуг информационного общества, в частности электронной торговли на внутреннем рынке [2] , квалифицируется как простой канал связи. Согласно ст. 12 данной Директивы такая запись данных в память компьютера относится к провайдерам передачи данных, которые дополнительно совершают автоматическое, промежуточное и временное хранение в памяти содержания третьих сторон по запросу пользователя: с единственной целью сделать более эффективной последующую передачу информации другим получателям услуг по их запросу».

Провайдер не может повлиять на выбор запрашиваемых и кэшированных файлов сайтов, а сайты остаются на сервере лишь до тех пор, пока их не удалят или не переместят, поэтому провайдер не может осуществлять тот уровень контроля, на какой способен хост-провайдер постоянно хранящихся данных [3] ;

  • 6) распространение фонограммы путем продажи или иного отчуждения оригинала или экземпляров, представляющих собой копию фонограммы на любом материальном носителе;
  • 7) импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения правообладателя;
  • 8) прокат оригинала и экземпляров фонограммы.

Право на распространение экземпляров фонограммы

путем сдачи их в прокат принадлежит производителю фонограммы независимо от права собственности на эти экземпляры;

9) переработка фонограммы.

Исключительные права производителя фонограммы могут передаваться по договору другим лицам.

Дальнейшее распространение экземпляров фонограммы без согласия ее производителя и без выплаты ему вознаграждения допускается в том случае, если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот посредством их продажи (ст. 1325 ГК РФ).

На практике это означает, что, единожды передав права на те или иные фонограммы, правообладатель не может более претендовать на вознаграждение за каждый проданный компакт-диск. Данный принцип называется «исчерпание права». Кроме того, он не должен давать согласия на продажу каждого экземпляра фонограммы, что привело бы музыкальный рынок к коллапсу. Но принцип исчерпания прав совсем не означает, что с музыкального компакт-диска пользователь может скопировать дорожки («треки») и разместить их в локальной сети или в Интернете. Поскольку существует большая опасность того, что пользователь именно так и поступит, производители фонограмм стараются техническими средствами защитить свои права. Так, некоторые диски могут читаться домашней стереоаппаратурой и не читаться компьютерным CD-приводом. Но, как показывает практика, практически любая защита может быть со временем преодолена. Именно поэтому законодатель запрещает такие действия.

Допускается публичное исполнение, а также сообщение в эфир или по кабелю фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, без согласия правообладателя фонограммы и исполнителя, исполнение которого записано на такой фонограмме, но с выплатой вознаграждения (ст. 1326 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1327 ГК РФ исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована, при условии, что фонограмма была обнародована в течение 50 лет после осуществления записи.

К наследникам и другим правопреемникам изготовителя фонограммы исключительное право на фонограмму переходит в пределах оставшейся части 50-летнего срока.

По истечении срока действия исключительного права на фонограмму она переходит в общественное достояние. При этом фонограмма может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения. Однако на указанные неимущественные права действует исключение, связанное с утратой правоспособности изготовителя фонограммы (физическое лицо умерло, а юридическое прекратило свою деятельность), в этом случае закон позволяет использование фонограммы без указания имени или наименования изготовителя, а также согласования действий, искажающих фонограмму (п. 4 ст. 1323 ГК РФ).

Однако закон не описывает ситуацию, при которой сроки действия исключительных прав на фонограмму не истекли, а изготовитель утратил правоспособность, возникнет ли в этом случае у пользователей фонограммы право на ее использование в соответствии с п. 4 ст. 1323 ГК РФ. Н. В. Иванов, пишет, что данное условие действует в случае перехода фонограммы в общественное достояние, и тогда может возникнуть две разных ситуации:

  • 1) фонограмма перешла в общественное достояние, и изготовитель фонограммы не утратил своей правоспособности (физическое лицо не умерло, а юридическое не прекратило свою деятельность). В этом случае возможно использование фонограммы, но недопустимо искажение фонограммы и обязательно указание имени или наименования изготовителя фонограммы;
  • 2) фонограмма перешла в общественное достояние, и изготовитель фонограммы утратил свою правоспособность (физическое лицо умерло, а юридическое прекратило свою деятельность). В этом случае использование фонограммы не требует указания имени или наименования изготовителя, а также согласования действий, искажающих фонограмму, при этом фонограмма полностью выбывает из правовой охраны, т.е. становится неохраняемой [4] .

Права производителя фонограммы признаются за ним в случаях, если:

  • 1) производитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории РФ;
  • 2) фонограмма впервые обнародована на территории РФ;
  • 3) экземпляры фонограммы впервые публично распространялись на территории РФ;
  • 4) в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Воспроизведение фонограммы допускается без согласия правообладателя также в личных целях при условии выплаты вознаграждения производителем носителя информации и записывающего устройства.

  • [1] См.: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах».
  • [2] Директива об электронной торговле Европейского Союза, принятая

Для производителя фонограмм смежные права возникают

1. Смежные права производителей фонограмм (субъекты, объект, содержание прав)…………………………………………………………………….3

2. Объекты патентного права (понятие, признаки, критерии охраноспособности)……………………………………………………………….10

1. Смежные права производителей фонограмм (субъекты, объект, содержание прав)

Смежными правами называются права, близкие к авторскому праву (отсюда и название) и производные от него, однако полностью не совпадающие с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, при этом элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права.
Смежные права неразрывно связаны с авторскими правами, однако последние могут существовать независимо от смежных прав. Так, автор исполняемого произведения может быть неизвестен либо произведение вообще не охраняется авторским правом (например, срок охраны истек, исполняется произведение фольклора либо речь идет о записи звуков природы, пения птиц и т.д.). Вместе с тем смежные права существуют, по общему правилу, только тогда, когда есть произведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в передачу эфирного и кабельного вещания.

Хотя изготовление звуковой записи не является особой формой искусства, от качества фонограммы порой может зависеть успех или провал иного исполнителя песенного жанра. Для него важно, чтобы его голос на фонограмме звучал не хуже его «живого» исполнения. Широкое применение высококачественной фонограммы затрагивает также интересы ее изготовителя, в том числе в его конкуренции с другими производителями фонограмм. Этим объясняется предоставление производителю исключительных прав на использование его фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования.[1]

В соответствии со ч. 2 ст. 1304 Гражданского кодекса Российской Федерации[2] субъектом смежных прав являются фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

В ст. 1322 Гражданского Кодекса РФ указано, что изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке.

Изготовителю фонограммы принадлежат:

1) исключительное право на фонограмму;

2) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования;

3) право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании;

4) право на обнародование фонограммы, то есть на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо иным способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров фонограммы с согласия изготовителя в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

Использованием фонограммы считается:

1) публичное исполнение, то есть любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;

2) сообщение в эфир, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной для слухового восприятия независимо от ее фактического восприятия публикой. При сообщении фонограммы в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых фонограмма может быть доведена до всеобщего сведения независимо от ее фактического приема публикой;

3) сообщение по кабелю, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

4) доведение фонограммы до всеобщего сведения таким образом, что лицо может получить доступ к фонограмме из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

5) воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы или части фонограммы. При этом запись фонограммы или части фонограммы на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение фонограммы до всеобщего сведения;

6) распространение фонограммы путем продажи или иного отчуждения оригинала или экземпляров, представляющих собой копию фонограммы на любом материальном носителе;

7)импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения правообладателя;

8) прокат оригинала и экземпляров фонограммы;

9) переработка фонограммы.

Изготовитель фонограммы осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей. Права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. Право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования и право на защиту фонограммы от искажения действуют и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы.

Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи. К наследникам и другим правопреемникам изготовителя фонограммы исключительное право на фонограмму переходит в пределах оставшейся части сроков. По истечении срока действия исключительного права на фонограмму она переходит в общественное достояние.[3]

Изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму в соответствии со статьей 1229 Гражданского Кодекса РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фонограмму).

Исключительное право на фонограмму действует на территории РФ в случаях, когда:

— изготовитель фонограммы является гражданином РФ или российским юридическим лицом;

— фонограмма обнародована или ее экземпляры впервые публично распространялись на территории РФ;

— в иных случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Развитие воспроизводящей техники привело одновременно к широкому распространению «пиратства», а звукозаписывающие студии, затратив огромные средства на первую запись, несли огромные убытки в результате незаконного воспроизведения этих записей. При этом следует учитывать то обстоятельство, что в настоящее время технические возможности звуко- и видеозаписывающей техники достаточно велики и не составляет труда делать высококачественные копии с уже имеющихся первых видео- и звукозаписей. Техника воспроизведения исполнения усовершенствовалась от механической записи в виде грампластинок к аналоговой записи на магнитных носителях, а впоследствии к цифровой записи.[4]

Основное назначение смежных прав состоит в том, что они регламентируют использование третьими лицами фонограмм, радио- и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителя, требуя согласия соответствующих правообладателей.

Большинство случаев такого рода незаконного использования выходило за рамки национальных границ, и поэтому встал вопрос о создании международной системы охраны смежных прав. В результате в 1961 г. в Риме была заключена Конвенция по охране прав, интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (до настоящего времени Россия к ней не присоединилась). Указанная Конвенция базируется на принципе национального режима с гарантированием обязательного минимума охраны (например, право исполнителей на санкционирование использования результатов их творчества при всех способах их воспроизведения, распространения и фиксации).

В 1971 г. была заключена Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Россия присоединилась к этой Конвенции с 13 марта 1995 г.). Указанная Конвенция в определенной степени развивает положения Римской конвенции, которая недостаточно полно регулировала вопросы прав производителей фонограмм.

Субъектом прав, которые предоставляет Конвенция об охране производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, является производитель фонограмм — физическое или юридическое лицо, которое первым сделало запись звуков на фонограмме.

Конвенция определяет фонограмму как любую исключительную запись звуков. Она не имеет обратной силы и поэтому не распространяется на фонограммы, которые были сделаны на территории государства до вступления в силу данной Конвенции на его территории.

Конвенция отказалась от принципа национального режима, а применяется право государства, гражданином которого является изготовитель фонограммы.

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230 – ФЗ (в последней ред. от 08.12.2011 № 422 – ФЗ) //Собрание законодательств. 2006. № 52. Ст. 5496; 2011. № 50. Ст. 7364.

1. Авторское право в шоу-бизнесе. Нормативные акты и комментарии // Авт.-сост. И.А. Силонов. М., 2001. – 203 с.

2. Кайль А.Н. Комментарий к четвертой части Гражданского Кодекса РФ. – М.: ГроссМедиа, 2007. – 159 с.

3. Гражданское право. Том 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: отв. ред. — Е. А. Суханов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М: Волтерс Клувер,
2005. — 576 с.

2. Объекты патентного права (понятие, признаки, критерии охраноспособности)

Объектами патентных прав в соответствии с Гражданским Кодексом РФ[5] являются результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным требованиям к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере художественного конструирования, отвечающие установленным требованиям к промышленным образцам. Не могут быть объектами патентных прав:

1. способы клонирования человека;

2. способы модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека;

3. использование человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях;

4. иные решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Гражданским Кодексом РФ определяет условия патентоспособности изобретения (ст. 1350 Гражданский Кодекс РФ). В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.[6]

Не являются изобретениями:

2. научные теории и математические методы;

3. решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;

4. правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;

5. программы для ЭВМ;

6. решения, заключающиеся только в представлении информации.

Не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения:

— сортам растений, породам животных и биологическим способам их получения, за исключением микробиологических способов и продуктов, полученных такими способами;

— топологиям интегральных микросхем.

Таким образом, закон устанавливает три признака патентоспособности изобретения: новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость.

Изобретение является новым, если оно не известно из уровня техники. Изобретение имеет изобретательский уровень, если для специалиста оно явным образом не следует из уровня техники. Уровень техники включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения. При установлении новизны изобретения в уровень техники также включаются при условии их более раннего приоритета все поданные в РФ другими лицами заявки на выдачу патентов на изобретения и полезные модели, с документами которых вправе ознакомиться любое лицо, и запатентованные в РФ изобретения и полезные модели. Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, других отраслях экономики или в социальной сфере.[7]

Статья 1351 Гражданского Кодекса РФ определяет условия патентоспособности полезной модели. В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству. Полезной модели предоставляется правовая охрана, если она является новой и промышленно применимой. Полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники. Не предоставляется правовая охрана в качестве полезной модели:

1. решениям, касающимся только внешнего вида изделий и направленным на удовлетворение эстетических потребностей;

2. топологиям интегральных микросхем.

Уровень техники включает опубликованные в мире сведения о средствах того же назначения, что и заявленная полезная модель, и сведения об их применении в РФ, если такие сведения стали общедоступными до даты приоритета полезной модели. В уровень техники также включаются при условии их более раннего приоритета все поданные в РФ другими лицами заявки на выдачу патента на изобретения и полезные модели, с документами которых вправе ознакомиться любое лицо в соответствии с пунктом 2 статьи 1385 или пунктом 2 статьи 1394 Гражданского Кодекса РФ, и запатентованные в РФ изобретения и полезные модели. Полезная модель является промышленно применимой, если она может быть использована в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, других отраслях экономики или в социальной сфере.[8]

Статьей 1352 Гражданского Кодекса РФ определяются условия патентоспособности промышленного образца. В качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. Не предоставляется правовая охрана в качестве промышленного образца:

1. решениям, обусловленным исключительно технической функцией изделия;

2. объектам архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленным, гидротехническим и другим стационарным сооружениям;

3. объектам неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ.

Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если по своим существенным признакам он является новым и оригинальным. К существенным признакам промышленного образца относятся признаки, определяющие эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент и сочетание цветов.

Промышленный образец является новым, если совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца.[9]

При установлении новизны промышленного образца также учитываются при условии их более раннего приоритета все поданные в РФ другими лицами заявки на промышленные образцы, с документами которых вправе ознакомиться любое лицо, и запатентованные в РФ промышленные образцы.

Промышленный образец является оригинальным, если его существенные признаки обусловлены творческим характером особенностей изделия.

Гражданский Кодекс РФ содержит прямое указание на то, что исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец признается и охраняется при условии государственной регистрации соответствующих изобретения, полезной модели или промышленного образца, на основании которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец (ст. 1353 Гражданского Кодекса РФ).

Патенту на изобретение, полезную модель или промышленный образец посвящена статья 1354 Гражданского Кодекса РФ. Патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец удостоверяет приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца, авторство и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Охрана интеллектуальных прав на изобретение или полезную модель предоставляется на основании патента в объеме, определяемом содержащейся в патенте формулой изобретения или соответственно полезной модели. Охрана интеллектуальных прав на промышленный образец предоставляется на основании патента в объеме, определяемом совокупностью его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца (п. 2 ст. 1377 Гражданского Кодекса РФ).

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230 – ФЗ (в последней ред. от 08.12.2011 № 422 – ФЗ) //Собрание законодательств. 2006. № 52. Ст. 5496; 2011. № 50. Ст. 7364.

1. Кайль А.Н. Комментарий к четвертой части Гражданского Кодекса РФ. – М.: ГроссМедиа, 2007. – 159 с.

2. Китайский Е.В. Объекты патентного права, средства индивидуализации и их экспертиза. – М.: РГИИС, 2009. – 576 с.

Писатель Афанасьев заключил с издательством «Светоч» авторский договор об издании его романа «Лесной сторож». Срок действия авторского договора был установлен в 5 лет. Автор обязался по авторскому договору ни сам, ни через других лиц не издавать роман в целом, а также не издавать какие-либо части романа под этим же или другим названием. Издательство «Светоч» опубликовало роман и выплатило Афанасьеву вознаграждение.

Через 3 года Афанасьев с использованием содержания романа написал три самостоятельные повести и заключил с издательством «Крот» авторский договор на опубликование повестей, которые через 2 месяца были опубликованы.

Издательство «Светоч» узнало об опубликовании повестей и посчитало их содержание заимствованным из романа «Лесной сторож». Результаты проведенной автороведческой экспертизы показали, что повести являются переработками романа «Лесной сторож», то есть произведениями, производными от первоначального романа.

Издательство «Светоч» обратилось в суд с иском о расторжении авторского договора с Афанасьевым и взыскании убытков вследствие ненадлежащего исполнения Афанасьевым своих обязательств.

В соответствии со ст. 1286 Гражданским Кодексом РФ[10] одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах – это именуется лицензионным договором, так же в ст. 1287 указан издательский лицензионный договор, это договор о предоставлении права использования произведения, заключенный автором или иным правообладателем с издателем, то есть с лицом, на которое в соответствии с договором возлагается обязанность издать произведение (издательский лицензионный договор)

Ст. 1259 Гражданского кодекса РФ определяет, что к объектам авторских прав относятся: производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

В ч.1 ст. 1270 ГК РФ указано, что автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 Гражданского Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение. В соответствии со ч. 2 ст. 1270 ГК РФ использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности: перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Повести писателя Афанасьева были признаны именно производными.

Исходя из выше указанного, можем сделать вывод, что между Афанасьевым и издательством «Светоч» был заключен издательский лицензионный договор, при этом отчуждение исключительных прав на произведение не производилось. Таким образом, Афанасьев обладает исключительным правом на произведение, в том числе имеет право использовать произведение (перерабатывать произведение). При создании производного произведения происходит определенное заимствование элементов оригинального произведения, но при этом производное произведение воплощается в иной внешней форме, что придает ему творческую самостоятельность[11], а значит условия договора не нарушены.

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230 – ФЗ (в последней ред. от 08.12.2011 № 422 – ФЗ) //Собрание законодательств. 2006. № 52. Ст. 5496; 2011. № 50. Ст. 7364.

1. Кайль А.Н. Комментарий к четвертой части Гражданского Кодекса РФ. – М.: ГроссМедиа, 2007. – 159 с.

[1] Гражданское право. Том 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: отв. ред. — Е. А. Суханов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М: Волтерс Клувер,
2005. — С. 279.

[2] Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230 – ФЗ (в последней ред. от 08.12.2011 № 422 – ФЗ) //Собрание законодательств. 2006. № 52. Ст. 5496; 2011. № 50. Ст. 7364.

[3] А.Н.Кайль. Комментарий к четвертой части Гражданского Кодекса РФ. – М.: ГроссМедиа, 2007 г. – С. 56.

[4] Авторское право в шоу-бизнесе. Нормативные акты и комментарии // Авт.-сост. И.А. Силонов. М., 2001. С. 150.

[5] Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230 – ФЗ (в последней ред. от 08.12.2011 № 422 – ФЗ) //Собрание законодательств. 2006. № 52. Ст. 5496; 2011. № 50. Ст. 7364.

[6] Кайль А.Н. Комментарий к четвертой части Гражданского Кодекса РФ. – М.: ГроссМедиа, 2007. – С. 96.

[7] Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности : учебник. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 120.

[8] Кайль А.Н. Указ. соч. – С. 97.

[9] Китайский Е.В. Объекты патентного права, средства индивидуализации и их экспертиза. – М.: РГИИС, 2009. – С. 326.

[10] Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230 – ФЗ (в последней ред. от 08.12.2011 № 422 – ФЗ) //Собрание законодательств. 2006. № 52. Ст. 5496; 2011. № 50. Ст. 7364.

[11] Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности : учебник. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008 – С. 205.

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Статья написана по материалам сайтов: www.lawmix.ru, studme.org, diplomba.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector