+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Что понимается под смежным правом

8 Понятие смежных прав, их производность от авторских прав

Смежные права представляют собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием исполнений и по становок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания.

Определение «смежные права» во многом обусловлено зависимостью и производностью указанных видов твор ческой деятельности от авторов произведений и их ав торских прав. Не случайно правовые нормы, регули рующие авторские права и связанные с ними смежные права исполнителей, производителей фонограмм, органи заций эфирного или кабельного вещания объединены в рамках единого Закона РФ «Об авторском праве и смеж ных правах» от 09. 07. 93 г. с дополнениями и измене ниями от 19. 07. 95 г. (далее — Закон об автбрском праве), в котором смежным правам посвящен специаль ный раздел.

9 Субъекты смежных прав

Российское законодательство в качестве субъектов смежных прав выделяет следующие категории:

исполнитель — в эту категорию входят актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инстру менте или иным образом исполняет произведения лите ратуры или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного спектакля, представления) и дирижер;

производитель фонограмм — физическое или юриди ческое лицо, взявшее на себя инициативу и ответствен ность за первую звуковую запись с помощью технических средств в каких-либо материальных формах исполнения или иных звуков. При отсутствии иных доказательств про изводителем (изготовителем) фонограммы признается фи зическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на со держащем ее футляре;

организация эфирного вещания — организация, осу ществляющая распространение звука или изображения способом беспроволочной связи (теле- и радиостудия и др-);

организация кабельного вещания — организация, также распространяющая звук или изображение, но только иным техническим способом — через кабель, проводную сеть и др.

10 Объекты смежных прав

Круг объектов, на которые распространяются смежные права, четко определен Законом об авторском праве (ст. 35). В их числе:

исполнение, постановка, под которыми понимается представление произведений, фонограмм, исполнений,

постановок посредством игры, декламации, пения, танца, в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных тех нических средств);

фонограмма, т. е. любая исключительно звуковая запись (фиксация звуков с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осу ществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение) исполнений или иных звуков;

передача организации эфирного или кабельного веща ния, под которой понимается передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией.

41. Договоры о передаче смежных прав.

Договоры в сфере смежных прав являются сравнительно новыми договорами в сфере интеллектуальной собственности. Это обусловлено тем, что сами смежные права охраняются в Российской Федерации сравнительно недавно. Особенность данных договоров проявляется в их взаимосвязи с авторскими правоотношениями. Так, в соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 36 ЗоАП разрешение на использование постановки, полученное от режиссера-постановщика спектакля, не отменяет необходимости получения разрешения у других исполнителей, участвующих в постановке, а также у автора исполняемого произведения.

Законодательство практически не регламентирует особенности договоров о передаче смежных прав. В связи с этим правовое регулирование данных договоров осуществляется общими положениями гражданского законодательства о договорах, обязательствах и сделках. Кроме того, целесообразно к данным договором применять насколько это возможно нормы законодательства об авторских договорах на основе принципа аналогии закона. Так, например, смежные права могут передаваться на исключительных или неисключительных условиях как и авторские права по договорам о передаче исключительных или неисключительных прав.

Существенным условием договоров о передаче смежных прав является условие о предмете: о характере передаваемых прав, способах использования смежных прав и объект, в отношении которого передаются права. Также существенными можно назвать условия о сроке, территории действия передаваемых прав, и вознаграждении за их использование. Среди иных условий, которые имеют важное значение именно для договоров об использовании объектов смежных прав (особенно в отношении производителей фонограмм), является условие о том, что передаваемые (предоставляемые) по договору права (в частности, права на запись) не должны нарушать прав третьих лиц, т.е. прав авторов, исполнителей и иных правообладателей.

Многообразие договоров об использовании смежных прав позволяет провести их классификацию, хотя ныне действующее законодательство таковой не предусматривает.

Договоры о передаче прав на исполнения. Предметом договоров данной группы могут быть права, перечисленные в п. 2 ст. 37 ЗоАП, в частности право передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, записывать ранее не записанные исполнение или постановку и др. Договоры на использование этих прав заключаются исполнителем, а при исполнении коллективом исполнителей – руководителем такого коллектива.

В отношении договоров в области исполнительской деятельности ст. 37 ЗоАП регламентирует два вида договоров, различающихся по субъектному составу и характеру передаваемых прав. Так, п.5 ст. 37 ЗоАП регулирует вопросы заключения договора исполнителем с организацией эфирного или кабельного вещания, предметом которого является право передачи в эфир или по кабелю для всеобщего сведения исполнения или постановки. При этом если в договоре предусмотрены право записи исполнения или постановки и право воспроизведения этой записи, то дополнительного разрешения на осуществление этих правомочий в отношении последующих передач или постановки, не требуется.

П.6 ст. 37 ЗоАП предусматривает заключение договора между исполнителем и изготовителем аудиовизуального произведения с использованием исполнения или постановки. При этом устанавливается перечень имущественных прав, которые передаются по договору. К ним относятся все права, которые установлены п.2 ст.37 ЗоАП, за исключением права сдавать в прокат опубликованную фонограмму, полученную для создания аудиовизуального произведения.

Исключительные права на аудиовизуальные произведения приобретает ее автор в соответствии с п.2 ст.13 ЗоАП. Но при этом автор аудиовизуального произведения должен использовать исполнение (постановку) только в целях создания аудиовизуального произведения, но не в коммерческих целях. Такое положение выражается в формулировке: «предоставление исполнителем таких прав ограничивается использованием аудиовизуального произведения и, если в договоре не установлено иное, не включает права на отдельное использование звука или изображения, зафиксированного в аудиовизуальном произведении».

Размер вознаграждения исполнителю определяется соглашением. При заключении договора о передаче права на прокат фонограммы исполнения или постановки суммы вознаграждения за прокат в соответствии с п. 2 ст. 39 ЗоАП распределяется между ее производителем и исполнителем поровну. Ставки вознаграждения исполнителям предусмотрены постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)».

Форма договора о передаче прав исполнителя – письменная.

В отношении договоров об использовании других объектов смежных прав закон не содержит норм правового регулирования.

Договоры о передаче прав на фонограмму. Предметом данного вида договоров являются права, перечисленные в п. 2 ст. 38 ЗоАП, в частности, право воспроизводить фонограмму, распространять экземпляры фонограммы, продавать, сдавать их в прокат и т.д. В соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 38 ЗоАП право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит производителю фонограммы независимо от права собственности на эти экземпляры и при передаче данного права, оно должно быть прямо указано в договоре.

Договоры о передаче прав на передачи эфирного и кабельного вещания. Организации эфирного и кабельного вещания могут передавать по договорам свои права, перечисленные в п. 2 ст. 40, п. 2 ст. 41 ЗоАП. В их числе право одновременно передавать в эфир (сообщать для всеобщего сведения по кабелю) свою передачу другой организации, записывать передачу, воспроизводить запись передачи и др.

Размер вознаграждения законодательством не регулируется и определяется договором. В случае отсутствия размера вознаграждения в договоре применяется положение п. 3 ст. 424 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым применяется вознаграждение, которое при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за передачу аналогичных условий.

Законодательство не предусматривает особых требование к форме договоров о передаче смежных прав, в связи с чем к ним должны применяться общие положения Гражданского кодекса РФ о форме сделок.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ПРАВА, СМЕЖНЫЕ С АВТОРСКИМИ

В соответствии с действующим законодательством защите подлежат не только авторские права, но и права, смежные с авторскими. Данным правам посвящена гл. 71 ГК. Кроме того, отношения, связанные со смежными правами, регулируются рядом специальных подзаконных нормативных актов, а также некоторыми международными соглашениями, в частности Женевской конвенцией 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, участником которой Россия является с 1995 г., и Римской конвенцией 1961 г. об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций, к которой Россия присоединилась в 2003 г.

Это интересно:  Согласие на обработку перс данных образец

Общие положения

Определение прав, смежных с авторскими, дано в п. 1 ст. 1303 ГК. Смежными с авторскими правами (смежными правами) являются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние. К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК, также личные неимущественные права.

Объектами смежных прав являются:

  • • исполнения (включая постановки), фонограммы;
  • • сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  • • произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Под исполнениями понимаются исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, выраженные в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Важно отметить, что смежные права исполнителей возникают лишь тогда, когда живое» исполнение записывается либо передастся по каналам эфирного или кабельного вещания.

Фонограмма — это любая, но исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.

Радио- или телепередачи представляют собой совокупности звуков и (или) изображений или их отображений, сообщаемые в эфир или по кабелю.

Как и в случае авторских прав, для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей (ст. 1304 ГК). В соответствии со ст. 1305 ГК изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. Указанный знак состоит из трех элементов:

  • 1) латинской буквы «Р» в окружности;
  • 2) имени или наименования обладателя исключительного права;
  • 3) года первого опубликования фонограммы.

При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Как предусматривает ст. 1306 ГК. использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (ст. 1273, 1274, 1277, 1278 и 1279 ГК), а также в иных случаях, предусмотренных гл. 71 данного Кодекса.

В отношении смежных прав применяются те же либо аналогичные тем, что регулируют соответствующие отношения по поводу авторских прав, положения, касающиеся договора об отчуждении исключительного права на объект таких прав, лицензионного договора о предоставлении права использования последнего, технических средствах защиты смежных прав, информации о них, ответственности за нарушение исключительного права на объект смежных прав, обеспечении иска по делам о нарушении этих прав (ст. 1307—1312 ГК).

19. Смежные права

19. Смежные права

Впервые понятие «смежные права» появилось в СССР в Основах гражданского законодательства 1991 г. В СССР творческая деятельность артистов исполнителей регулировалась нормами трудового права, и ее результаты не являлись объектом авторского права. В России правовая охрана смежных прав регулируется разделом 3 «Смежные права» Закона «Об авторском праве и смежных правах».

Смежные права – права, близкие к авторскому праву и производные от них, однако полностью не совпадающие с ним. Возникают они врезультате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права.

Смежные права неразрывно связаны с авторскими правами , однако последние могут существовать независимо от смежных прав. Вместе с тем смежные права существуют по общему правилу только тогда, когда есть произведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в передачу организации эфирного и кабельного вещания. Необходимость правовой охраны смежных прав обусловлена в первую очередь развитием технических возможностей воспроизведения и распространения произведений, позволяющих коммерчески эксплуатировать исполнение произведений, фонограммы музыкальных записей и т. д.

После того как возможность репродуцирования произведения перестала быть связанной с повторением всего процесса производства и стало возможным изготовлять высококачественные копии с существующих записей, возникла необходимость в особой охране интересовсубъектов смежных прав. Следовало также учитывать то обстоятельство, что талантливое исполнение того или иного произведения в значительной мере определяло его коммерческий успех и поэтому исполнители произведений уже давно ставили вопрос о защите своих имущественных прав.

Основное назначение смежных прав состоит в том, что использование третьими лицами фонограмм, радио и телепрограмм, а так же творческих результатов исполнителя требует согласия соответствующих правообладателей.

По Закону «Об авторском праве и смежных правах» фонограмма – любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков.

Смежные права можно подразделить на три самостоятельные категории:

1) права исполнителей;

2) права производителей фонограмм;

3) права организаций эфирного и кабельного вещания.

У них разные объекты и субъекты, различаются они также по объему и содержанию. Общим у них является то, что они производны от авторских прав.

Что понимается под смежным правом. Всё о смежных правах: что является объектом и субъектом, нормы и законы

Под авторскими правами необходимо понимать комплекс правовых норм, направленных на защиту результатов творческих произведений от копирования, исполнения или распространения без разрешения; особые законодательно определенные права авторов произведений науки, литературы, искусства на распоряжение и использование созданных ими творений.

Создатель и издатель или продюсер, по просьбе создателя, обязаны хранить секретные источники информации, используемые в работе, а не раскрывать связанные документы. Раскрытие секретности разрешается с согласия лица, предоставившего тайну или по решению компетентного суда.

Права на художественные представления. Любое художественное исполнение произведения или произведения народного искусства остается под защитой, независимо от его ценности, цели и выражения. Художественное исполнение, по смыслу параграфа 1, в частности: творческие действия актеров, рецензентов, дирижеров, инструменталистов, вокалистов, танцоров и мимов и других людей, способствующих выступлению.

Возникновение авторских прав непосредственно связано с фактом создания произведения. При этом не требуется какого-либо специального оформления или регистрации. Произведение считается существующим с момента его фактического создания.

o Личные неимущественные права

Это права, связанные с личностью автора, которые включают право признаваться автором произведения, право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени (анонимно), право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв, а также право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

Исполнитель имеет право в пределах, установленных Законом, на исключительное право. Исполнитель исполнителя имеет право на вознаграждение за использование художественных произведений или за распоряжение такими правами исполнения, указанными в контракте или предоставленными в соответствии с положениями Закона.

В случае трансляции, повторного выпуска или воспроизведения художественного исполнения с помощью копии, размещенной на рынке, исполнитель имеет право на соответствующее вознаграждение. Искусство Если в договоре не указано иное, контракт подрядчика с производителем аудиовизуальной работы по контракту на участие в производстве аудиовизуальной работы передает производителю право распоряжаться и использовать исполнение в рамках этой аудиовизуальной работы по всем известным областям эксплуатации на момент заключения договора.

Принимая во внимание статью 1251: “в случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении в целях восстановления репутации автора”.

Право исполнителя исполнителя не нарушает авторские права на выполненную работу. Закон, упомянутый в ст. 86 сек. 1 пт. 2, истекает в конце пятидесяти лет после года, в котором были установлены художественные результаты. Однако, если в то время была опубликована публикация фиксации этой работы или ее публичного восстановления, период защиты будет засчитываться из этих событий, и если бы оба они имели место до этой даты.

Положения Закона применяются к художественным произведениям, которые. Искусство считается, что руководитель группы имеет право представлять права на коллективную художественную деятельность. Эта презумпция применима в соответствии с художественной частью самооценки.

o Имущественные права

Это права автора, связанные с использованием произведения автором либо третьими лицами. Имущественные авторские права включают право на воспроизведение, распространение, импорт, перевод, переработку, сообщение в эфир, публичное исполнение и показ, а также доведение до всеобщего сведения произведения. Так, одно или совокупность указанных правомочий автора определяют определенный вид использования произведения в повседневной жизни. Например, для изготовления экземпляров произведения и их продажи необходимо обладать имущественными авторскими правами на воспроизведение и распространение произведения.

Это интересно:  Логотипы без авторских прав

Искусство. 15а и ст. 33 пункта 10 Кодекса семьи и опеки. Права фонограмм и видеограмм. Фонограмма — первая фиксация саундтрека к работе или другим акустическим явлениям. Во-первых, это фиксация последовательности движущихся изображений, с или без звука, независимо от того, является ли она аудиовизуальной работой.

Предполагается, что производителем фонограммы или видеограммы является лицо, под чьим именем или по бизнесу была составлена ​​фонограмма или видеограмма. Без ущерба правам авторов или исполнителей производитель фонограммы или видеограмма должны иметь исключительное право распоряжаться и использовать фонограмму или видеограмму следующим образом.

Имущественные авторские права могут носить исключительный либо неисключительный характер. Изначально, при создании произведения автор обладает исключительными авторскими правами, т.е. вправе запрещать использовать произведение третьим лицам .

o Исключительные права

Исключительное право – право патентообладателя на использование охраняемых патентом изобретения, полезной модели или промышленного образца по своему усмотрению, если такое использование не нарушает прав других патентообладателей, включая право запретить использование указанных объектов другим лицам.

В случае трансляции, повторной записи или воспроизведения фонограммы или видеограммы, размещенной на рынке, производитель имеет право на соответствующее вознаграждение. Закон, упомянутый в ст. Статья 94 4 и 5, истекает в конце пятидесяти лет, следующих за годом, в котором была составлена ​​фонограмма или видеограмма.

Если в период, указанный в пункте 1, была опубликована фонограмма, право, упомянутое в статье Статья 94 4 и 5, истекает в конце пятидесяти лет после года, когда была опубликована фонограмма. Если в период, указанный в пункте 1, фонограмма не была опубликована, и если она была распространена в течение этого периода, право, упомянутое в статье Статья 94 4 и 5, истекает в конце пятидесяти лет, следующих за годом распространения фонограммы.

Обладатель исключительных прав в целях оповещения третьих лиц о своих правах уполномочен ставить знак ©, собственное имя (наименование) и год первого опубликования работы на каждом экземпляре произведения. Закон «Об авторском праве и смежных правах», определяя общее правило, устанавливает срок охраны произведения в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (последнего из авторов при соавторстве).

Если в период, указанный в пункте 1, видеограмма была опубликована или распространена, закон, упомянутый в ст. Статья 94 4 и 5, истекает в конце пятидесяти лет после года, в котором произошло первое возникновение. В случае с фонограммами положения ст. 21 сек. 1, если трансляция не является договором с уполномоченным лицом.

Для фонограмм и видеограмм положения ст. 21 1. Статья Действие закона распространяется на фонограммы и видеограммы. Без ущерба для прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и видеограмм радио — или телевизионная организация имеет исключительное право распоряжаться и использовать трансляции программ в следующих областях.

В соответствии с тем же Законом, авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, а также впервые выпущенное в свет после смерти автора действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования (выпуска в свет). При раскрытии личности автора сроки авторско-правовой охраны исчисляются согласно общему правилу .

Закон, упомянутый в ст. 97, истекает в конце пятидесяти лет после первого года реализации программы. Положения Закона применяются к трансляции программ. Права на первые издания и научные и критические издания. Статья 99 1. Издатель, который впервые опубликовал или иным образом распространил произведение, защита которого уже истек и копии которого еще не были опубликованы, имеет исключительное право распоряжаться и использовать эту работу. все сферы деятельности в течение двадцати пяти лет с даты первой публикации или распространения.

Статья 99 2. Любое лицо, которое по истечении срока охраны авторских прав подготовило критическое или научное издание, которое не является работой, имеет исключительное право распоряжаться им и распространять его в объеме, указанном в ст. 50 баллов 1 и 2, в течение тридцати лет с даты публикации.

Смежные права в соответствии со статьей 1303 ГК – это интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Статья 99 3. Положения ст. 99 1 и ст. Статья 99 4. При определении периода защиты, указанного в ст. 99 1 и ст. 99 2, положения ст. 37 и ст. Положения закона распространяются на первые издания. Положения Закона распространяются на научные и критические издания, которые.

Общие положения о смежных правах. Осуществление прав на художественные выступления, фонограммы, видеограммы, трансляции программ, а также первые издания и научные и критические издания подпадает под ограничения, налагаемые ст. 23. Для артистических выступлений, фонограмм, видеограмм, программных передач, первых изданий и научных и критических изданий, положения ст. 1 сек. 4, ст. 6, ст. 6 1, ст. 8 сек. 2, ст. 22, ст. 39, ст. 51, ст. 79 и ст. Каждая копия фонограммы или видеограммы должна сопровождаться наименованиями работ и датой производства, именем или фирмой-изготовителем и, если это указано, название радио — или телевизионной организации.

И на самом деле, смежные права представляют собой такие права, которые обусловлены существованием имущественных авторских прав.
обладателями смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, а также организации эфирного и кабельного вещания.
Из Закона «Об авторском праве и смежных правах» можно вывести определенные основания легитимности использования смежных прав. Так, за исполнителем признаются определенные права только в случае соблюдения исполнителем прав автора исполняемого произведения. В свою очередь, производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором соответствующего произведения.

Предполагается, что копии, не соответствующие требованиям пункта 1 были составлены незаконно. Статья 9. Споры в отношении смежных прав относятся к юрисдикции районных судов. Организации коллективного управления авторским правом или смежными правами. Коллективное управление авторским правом или смежными правами, именуемое в дальнейшем «коллективные общества», в значении Закона, является ассоциацией авторов, исполнителей, продюсеров или организаций радио и телевидения, уставной задачей которых является коллективное управление и защита авторских прав или прав, предоставляемых им. связанных и осуществляющих полномочия, вытекающие из Закона.

В литературе высказано множество суждений в отношении понятия и классификации форм защиты прав на интеллектуальную собственность. Довольно широкий разброс мнений по этому вопросу обусловлен, прежде всего, тем, что в основе разграничения и классификации форм защиты исследователи применяют неодинаковые критерии

Так, О.А. Красавчиков считает, что формы защиты необходимо разграничивать с учетом специфики объекта и характера защищаемого права. При этом он выделяет такие формы защиты, как признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, его нарушающих; присуждение к исполнению в натуре; прекращение или изменение правоотношения; взыскание с лица, нарушившего право, причиненных убытков, а в случаях, предусмотренных законом или договором, неустойки (штрафа, пени).

Организациям, указанным в пункте (1), применяется закон об ассоциациях, при условии, что. Министр, ответственный за культуру и защиту национального наследия, предоставляет разрешение, упомянутое в п. 2 п. 2, организации, обеспечивающие надежное управление доверенными правами.

Коллективный менеджмент составляет годовой отчет о своей деятельности не позднее, чем через 6 месяцев после отчетной даты. Ежегодные финансовые отчеты коллекторского общества проверяются аудитором. Аудитор назначается органом внутреннего контроля организации.

Коллективное руководство немедленно передает отчет, упомянутый в пункте 1. 3 1, и доклад, упомянутый в п. 3 2, а также мнение аудитора и отчет министру, ответственному за культуру и защиту национального наследия, и сделать их доступными для общественности путем публикации на их веб-сайте.

А.А. Добровольский и С.А. Иванова отстаивают идею об исковой и неисковой формах защиты прав на интеллектуальную собственность. По их мнению, «все спорные правовые требования, подлежащие рассмотрению с соблюдением процессуальной формы защиты права, называются исковыми, а правовые требования, подлежащие рассмотрению без соблюдения установленной законом процессуальной формы защиты права (например, при защите права в административном порядке), в законодательстве и в теории вполне справедливо не называются исковыми»

Министр, ответственный за культуру и охрану национального наследия, в своем постановлении указывает подробный объем доклада, упомянутого в п. 3 1, с учетом информации об организационной структуре собирающего общества, его внутренних органов и активов и деятельности, связанной с коллективным управлением и защитой авторского права и смежных прав, а также необходимостью оценки правильности уставных целей организации.

В случае нарушения сферы действия разрешения министр, компетентный за культуру и защиту национального наследия, призывает организацию устранить нарушение в установленный срок с угрозой изъятия разрешения. Статья 2 (2) может быть отозвана, если организация. Решение министра, компетентного в области культуры и защиты национального наследия, предоставлять или отзывать разрешение на коллективное управление правами, указанными в п. 1 публикуются в Официальном вестнике Республики Польша «Монитор Польски».

Это интересно:  Как проверить изображение на авторские права

А.П. Сергеев и Е. Смыслина, понимая под формой защиты комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов, отмечают две основные ее формы: юрисдикционную и неюрисдикционную. Рамками юрисдикционной формы защиты охватывается защита в судебном (общий порядок) и в административном порядке (специальный порядок). Самостоятельная деятельность гражданина или организации по защите прав интеллектуальной собственности без обращения к государственным или иным компетентным органам квалифицируется в качестве неюрисдикционной

Предполагается, что организация коллективного управления имеет право управлять и защищать области эксплуатации, подлежащие коллективному управлению, и что она имеет право на участие в этом процессе. Эта презумпция не может быть вызвана, если название одной и той же работы или художественной деятельности заявлено более чем одной организацией коллективного управления.

В пределах своей компетенции общество по сбору информации может запрашивать информацию и предоставлять документы, необходимые для определения размера вознаграждения и сборов, которые он платит. Коллективное управление обязано в равной мере рассматривать права своих членов и других организаций, представленных ими в управлении или защите этих прав.

Вместе с тем А.П. Сергеев высказывается против квалификации самозащиты как одного из способов защиты гражданских прав. По его мнению, самозащита гражданских прав — это форма, а не способ защиты С указанной позицией А.П. Сергеева соглашается О.А. Дворянкин, который, тем не менее, относит самозащиту к неюрисдикционным формам защиты прав на интеллектуальную собственность. Под самозащитой обычно понимают «совершение управомоченным лицом не запрещенных законом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных или имущественных прав и интересов»

Коллективное руководство не может, без уважительных причин, отказываться от согласия на использование произведений или смежных прав в пределах своего руководства. Коллективное руководство не может, без уважительных причин, отказаться от управления авторским правом или смежными правами. Это руководство осуществляется в соответствии с его уставом.

Организации коллективного управления могут заключать соглашения о предоставлении лицензий на использование произведений или смежных прав и взимание вознаграждения за такое использование в соответствии с принципами, изложенными в этих соглашениях. Организации коллективного управления заключают соглашения о взимании вознаграждения за использование смежных прав в области воспроизводства, как определено в этих соглашениях, и утвержденные таблицы вознаграждения.

В главе «Объекты смежных прав» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP Вы узнаете, какие результаты интеллектуальной деятельности охраняются правом, смежным с авторским. Объекты смежных прав в отличие, например, от объектов авторского права разнообразны, поэтому особое внимание будет уделено особенностям правового регулирования каждого из них. Этот материал будет полезен студентам, юристам, не специализирующимся в области интеллектуальных прав, предпринимателям, авторам-исполнителям, составителям баз данных и всем интересующимся правовой охраной интеллектуальной собственности.
Если какие-либо вопросы остались нераскрытым, Вы можете задать их на странице .

1. Объекты смежных прав: понятие

Объекты смежных прав отличает многообразие: их перечень не является широким, но каждый из объектов обладает значительными особенностями. Все эти результаты интеллектуальной деятельности весьма условно объединены в одну группу, что можно объяснить экономическими и историческими причинами, о которых мы скажем ниже. Прежде же остановимся на том, что объектами смежных прав являются :

  • исполнения и постановки
  • фонограммы (звуковые записи)
  • радио- и телепередачи (передачи эфирного и кабельного вещания)
  • содержание баз данных
  • публикации ранее не обнародованных произведений науки, литературы и искусства (объектов авторских прав).

Схема №1. Объекты смежных прав

Перечень объектов смежных прав установлен в Гражданском кодексе и является закрытым. Как мы видим, объектами смежных прав являются совершенно разные результаты интеллектуальной деятельности. Их нельзя объединить по , так как исполнения и постановки – это результат творчества, а, например, работа публикатора творческой однозначно не является. Их нельзя объединить по субъекту права, так как часть смежных прав принадлежит изначально только физическим лицам, а часть – только юридическим лицам. Объекты смежных прав охраняются различное по продолжительности время. на использование объектов смежных прав зависит от конкретного объекта, потому что те действия, которые можно произвести, например, с публикацией, нельзя произвести базой данных.

Единственный признак, который объединяет все объекты смежных прав – это необходимость правовой охраны и защиты интересов тех или иных лиц, но невозможность сделать это с помощью или патентного права. Отсюда и возникают «пограничные» институты интеллектуальной собственности, в частности, .

2. Исполнения и постановки как объекты смежных прав

Исполнение – представление произведения литературы, искусства или народного творчества посредством пения, игры, декламации, постановки, чтения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств. Исполнения являются объектом смежных прав, если они выражены в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Наиболее популярные виды исполнений:

  • исполнения музыкальных произведений со словами и без;
  • спектакли;
  • хореографические постановки;
  • цирковые представления;

Исполнения – исторически первые объекты смежных прав, правовая охрана которым начала предоставляться с середины XX века. Первоначальным правообладателем исключительного права на исполнение всегда является гражданин (автор-исполнитель). Смежные права на исполнения возникают с момента выражения исполнения в форме, допускающей его воспроизведение и распространение техническими средствами.

Крайне важно различать исполнения как объекты смежных прав и исполняемые произведения , которые чаще всего являются . Так, песня как сочетание музыки (нотной записи) и текста – объект авторского права, который имеет своего автора и правообладателя. Когда певец исполняет песню с аккомпанементом оркестра, возникает объект смежных прав, авторами и правообладателями которого признаются оркестранты и певец.

Условием возникновения смежных прав на исполнение является соблюдение авторских прав на исполняемое произведение. Поэтому между исполнителем и правообладателем объекта авторского права должен быть в каждом случае заключен .

3. Фонограммы как объекты смежных прав

Фонограммы – звуковые записи исполнений или любых других звуков. Объектами смежных прав не являются звукозаписи в сопровождении визуальных представлений и образов. Поэтому закон прямо исключает из-под действия смежных прав звукозаписи, включенные в аудиовизуальные произведения (фильмы и тому подобное). Такие звукозаписи охраняются авторским правом как часть аудиовизуального произведения.

Запись фонограмм не является творческой деятельностью, но в большинстве случаев она требует значительных инвестиций в организацию звукозаписи, покупку оборудования, поиску исполнителей и распространению фонограмм В целях защиты этих инвестиций в объекты смежных прав стали включать и фонограммы.

4. Сообщения передач в эфир и по кабелю

Радиопередачи и телепередачи – объекты смежных прав, создателями и первоначальными правообладателями которых являются организации эфирного и кабельного вещания. Возникновение смежных прав связывается Гражданским кодексом не с фактом создания или записи передачи, а с фактом сообщения передачи в эфир или по кабелю.

Как и в случае с фонограммами, радио- и телепередачи охраняются как по той причине, что для их создания требуются значительные инвестиции. Право каждого ретранслировать, записывать и распространять сообщения передач привело бы к необоснованным преимуществам тех, кто не вкладывал средства в создание программ, но извлекает из этого коммерческую выгоду. В связи с этим многие сайты, на которых можно посмотреть онлайн трансляции теле- и радиопередач на самом деле являются нарушителями смежных прав .

5. Базы данных как объекты смежных прав

Особенностью базы данных как объекта смежных прав является то, что в ней охраняется не форма представления материала, а само содержание. Без разрешения правообладателя запрещается извлекать из базы данных и повторно использовать материалы, включенные в нее. С точки зрения авторского права, такие действия признаются правомерными.

Гражданский кодекс позволяет осуществлять государственную как объектов авторского права. Государственная регистрация объектов смежных прав законодательством не предусмотрена.

Схема №2. Базы данных как объекты смежных прав и авторских прав

6. Публикации необнародованных произведений.

Публикации как объекты смежных прав – это произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние. Однако интеллектуальные права на публикации возникают только при условии, что произведение не было обнародовано в период действия авторских прав.

Смежные права предоставляются публикаторам постольку, поскольку их работа требует организационных и финансовых затрат, связанных с поиском ранее не опубликованных произведений, их подготовкой и публикацией. Но стоит заметить, что на уровне и смежным правам интеллектуальные права публикаторов пока не защищаются.

1. Сайт Всероссийской организации интеллектуальной собственности.
2. Гражданского кодекса.
3. об объектах смежных прав.

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, info.wikireading.ru, kamstat.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector