+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Авторское право в социальных сетях

Для современного общества, где благодаря сети Интернет все принадлежит всем, вопрос авторского права является очень щекотливым. Нередко можно услышать заявление, что социальные сети торгуют материалами своих пользователей. Особенно часто такая ситуация касается фотографий. Однако, прежде чем верить подобным заявлениям, стоит разобраться, действительно ли социальные сети занимаются подобной деятельностью и имеет ли место быть нарушение закона об авторском праве в мировом масштабе?

Предмет авторского права

В соответствии с Гражданским кодексом авторское право распространяется на литературные и музыкальные произведения, аудио- и видеозаписи, а также фотографии и рисунки. К ним также относятся различные достижения науки и техники, разработанные человеком, включая один из самых распространенных видов контента сети Интернет – рецепты приготовления различных блюд.

Нарушение авторского права

Авторское право нарушается повсеместно – это действительно так. Загрузив на свой компьютер запись выступления любимого артиста эстрады или скачав любимый фильм, любой человек автоматически становится нарушителем. Даже посмотрев в Интернете чей-то кулинарный блог и решив приготовить блюдо по данным в нему советам, ничего не подозревающая хозяйка уже станет нарушителем авторского права.

Причина тому – отсутствие письменного разрешения владельца рецептуры блюда, режиссера фильма или продюсера на использование предоставленного ими материала конкретным человеком. Осуществить такую процедуру для всех пользователей Всемирной паутины невозможно, а доказать факт нарушения авторского права – весьма сложно. Многочисленные файлообменники (торрент-трекеры) и постоянно пытающаяся догнать их законодательная система любой страны является самым ярким тому подтверждением. Получить фактические доказательства возможности скачать с подобного ресурса какой-то файл равнозначно самому стать соучастником незаконного распространения интеллектуальной собственности.

Социальные сети и авторское право

Загружая в любимую соцсеть фотографию или песню собственного сочинения, пользователь не передает свои права на владение и использование этого материала владельцам сайта. А значит торговать социальная сеть выложенными фотографиями и прочим контентом не может.

Вторая причина, почему социальные сети не занимаются такой деятельностью, это отсутствие материалов нужного для продажи качества. Чаще всего на пользовательских фотографиях изображены дорогие конкретному человеку моменты его жизни и качество их запечатления оставляет желать лучшего. Фотографии уровня достойного глянцевых журналов продаются больше самими фотографами, занимающимися этой деятельностью профессионально, а не на любительском уровне.

И третья причина – это конкуренция. Распространение материалов пользователей открытым способом приводит к огромной конкуренции и потери социальными сетями своей прибыли. Самый яркий тому пример – недавняя история приложения известного российского поисковика. Концепция данного приложения состояла в том, что пользователь по запросу мог получить ответ благодаря одной зарубежной социальной сети и связанному с ней фотохостингу. Буквально через несколько часов после появления этой программы в интернет-магазинах приложений для смартфонов социальная сеть заблокировала доступ к своим материалам через нее. Произошло это, конечно, не по причине защиты материалов пользователей от несанкционированного доступа и не с целью избежать распространения этих фотографий. Объяснение этому лежит в том, что поисковик через приложение избавлял пользователей сети Интернет от необходимости заходить и регистрироваться в данной социальной сети, что естественно стало бы причиной снижения прибыли данного ресурса.

Исходя из всего этого, можно с уверенностью утверждать, что социальные сети не занимаются торговлей материалами своих пользователей потому, что законодательно не могут и по экономическим соображениям не хотят этого делать.

Действует ли авторское право в социальных сетях

Социальные сети – это самый настоящий живой организм, который активно функционирует в сети интернет. С их помощью люди обмениваются картинками, видеофайлами, разговаривают и т.д. И далеко не всегда картинки эти или видео изготовлены самостоятельно, музыка, выбранная в плейлисты, куплена в специальных магазинах. Поэтому вопрос, а действует ли авторское право в соцсетях, актуален как никогда.

Авторское право в социальных сетях, конечно же, действует. Ведь нет никакой разницы, где именно применяются фото, выдержки из книг, музыка и многое другое. Просто с соцсетями сложнее – отследить все возможные нарушения довольно проблематично.

Принципы авторского права в социальных сетях

Принцип работы авторского права в социальных сетях ничем не отличается от обычного. Здесь также нельзя брать музыку из торрентов и трекеров, использовать фотографии, особенно защищенные копирайтом, и перепечатывать истории, написанные определёнными авторами.

Если в соцсети было размещено видео, фото или опубликован текст, автор которого против заимствований, контент изымают по требованию правообладателя. Для этого он попросту обращается в администрацию сайта, доказывает, что он владелец прав на данный контент и просит убрать его из сети. Нередко, особенно сейчас на волне активной борьбы с пиратством, можно встретить черно-белый экран вместо видеоролика с надписью, что запись была удалена по требованию владельца прав.

Прецедент, когда информация удалялась из сети, уже был создан. Популярная сеть «ВКонтакте» в одно время активно начала вычищать музыку из плейлистов, составленных пользователями в личном кабинете. Тогда поднялось много шума, но добиться правды разъяренные подписчики сети не смогли. Такая мера, естественно, смогла повлиять на отношение пользователей к сети не самым лучшим способом — многие попросту отписались от неё.

Что стоит учитывать в связи с авторским правом

Подбирая чужой контент для своей странички в соцсети, можно воспользоваться некоторыми лазейками, которые позволят вам не нарушать авторское право при размещении необходимой вам информации. Так, например, у авторского права есть так называемый срок годности – около 90 лет, т.е. все то, что было выпущено до 1924 года, можно использовать бесплатно.

Это интересно:  Авторское право кратко самое главное

Также смело можно пользоваться информацией, выпущенной правительством. Несмотря на то, что на создание государственного контента тратятся довольно большие деньги, распространяется он чаще всего даром.

Использовать авторские разработки бесплатно и повсеместно можно и в том случае, если автор отказался от своего права. Также можно легально использовать фрагменты каких-либо работ, не спрашивая на это разрешения автора.

Что нужно знать родственникам заключённого, осуждённого

Основные моменты которые необходимо знать всем, чьи близкие люди оказались по воле судьбы по ту сторону колючей проволоки.

Что можно передать заключённому, осуждённому

Что можно и нужно передавать арестанту, как правильно и лучше упаковать передачу в места лишения свободы. Это нужно обязательно знать тем, кто будет снабжать арестанта вещами и продуктами, а они очень нуждаются в них и ждут, ждут, ждут.

Стоит отметить, что далеко не все товары разрешены к передачке, к тому же и само количество посылок (передач) в год осуждённому ограничено. Например для казённых учреждений общего режима — разрешено четыре посылки или передачи и две бандероли или два мелких пакета в течение года. Поэтому настоятельно рекомендуем высылать посылки по максимуму (до 30 кг). Достаточно подробно об этой процедуре, правилах и способах отправки написано здесь. Приведём лишь краткий перечень товаров.

Перечень необходимых вещей, которые пропускают на большинстве пунктов проверки:

  • нательное белье (по сезону);
  • носки;
  • рубашки;
  • носовые платки;
  • спортивные костюмы (из натуральных тканей), свитера, брюки;
  • постельное белье;
  • тапки;
  • предметы гигиены (мыло, расчёска, зубная щётка, бритва);
  • очки (для людей с дефектами зрения);
  • кипятильник;
  • пластмассовые кружки, миски, стаканы;
  • бумага (тетради), ручка, карандаш;
  • почтовые конверты;
  • спички.
Продукты

Из продуктов однозначно разрешено передавать:

  • колбасные изделия (копчёная колбаса);
  • сало;
  • сыр (колбасный и твёрдый);
  • сахар (до 1 кг);
  • фрукты;
  • овощи;
  • сухари, сушки, печенье, пряники;
  • халву, козинаки, шоколад, мармелад, конфеты;
  • орехи, сухофрукты (кроме изюма);
  • кофе, чай, хлебобулочные изделия.
Заявления

Так же имейте ввиду, что без заявления (очередной бумажки), вы не сможете ни повидаться с арестантом, ни отправить или сделать ему передачку.

Законы

И все это на основании статей Уголовно-исполнительного Кодекса. Обязательно ознакомьтесь с этими статьями и комментариями юристов.

Суд да дело

» Авторское право
» Адвокаты и нотариусы
» Гражданское право
» Советы юристов
» Если дошло до суда
» Дела бумажные
» Административное право
» Уголовное право

СИЗО-1 в Екатеринбурге — один из самых крупных пересыльных пунктов в России. В четырёх сотнях камер изолятора лимит наполнения составляет 1791 мест заключённых. Учреждение одновременно является пересыльной тюрьмой. До отмены смертной казни изолятор был исполнительной тюрьмой, в которой приводили в исполнение смертные приговоры.

Как не нарушить авторское право в социальных сетях в Италии

Защита авторских прав в социальных сетях в Италии.

Публикация и перепубликация фотографий, видео и статей в социальных сетях — действие, без которого каждый из нас практически не представляет собственный день. Эта процедура проста и увлекательна, однако, нередко постинг контента не является законным или нарушает авторские права.

Рассказываем, что такое авторское право в социальных сетях и публикации каких материалов лучше избегать.

Авторское право и социальные сети

Каждая социальная сеть имеет свои правила в отношении защиты авторских прав, но, в общем, каждая из существующих платформ достаточно осторожна и предоставляет своим пользователям конкретные рекомендации по этому вопросу, предупреждая тех, кто неправомерно использует контент, созданный другими, о рисках, которые они берут на себя, нарушая авторское право.

В большинстве случаев разработчики социальных сетей могут ссылаться только на действующее законодательство: для Италии это закон 633/1941 о защите авторских прав и последующие поправки к нему.

Защита авторских прав

В вышеназванной нормативной базе (статья 1) говорится, что «произведения творческого характера, относящиеся к литературе, музыке, изобразительному искусству, архитектуре, театру и кинематографии, охраняются независимо от способа и формы их выражения».

В статье 2 охраняемые произведения, выступающие объектами авторского права, подразделены на категории:

    Литературные, драматические, научные, образовательные, религиозные произведения, как в письменной, так и в устной форме;

Музыкальные композиции со словами или без слов, драматические музыкальные произведения и музыкальные вариации, заключающие в своем составе оригинальное произведение;

Хореографические и пантомимические произведения;

Произведения скульптуры, живописи, дизайна, гравюры и аналогичных искусств, в том числе сценография;

Архитектурные чертежи и проекты;

Произведения кинематографического искусства, в том числе, немое кино;

Компьютерные программы в любой форме, до тех пор, пока они являются оригинальным результатом интеллектуального творчества автора;

Базы данных, предназначенные для коллекции произведений, данных или других независимых элементов, систематически или методически упорядоченные и индивидуально доступные с помощью электронных средств или иным образом;

Объекты промышленного дизайна, которые имеют художественную ценность.

В дополнение к попаданию в вышеперечисленные категории, для того чтобы произведение могло пользоваться защитой, предоставляемой авторским правом, необходимо, чтобы оно отвечало требованиям как «новизны», так и «творческого характера», то есть содержало элементы, которые несут личный отпечаток автора.

Как себя вести?

Как известно, способ публикации контента в социальных сетях — такой простой и интуитивно понятный — побуждает большинство пользователей не беспокоиться о потенциальных последствиях их поведения, забывая, что нарушение авторских прав влечет за собой моральное право автора возражать против любого распространения/изменения его произведения, а также предъявлять претензии, которые касаются коммерческой эксплуатации произведения.

Из вышесказанного следует, что при принятии решения о публикации контента, который не принадлежит нам и не является нашей собственностью, важно запросить прямое разрешение у его владельца.

Использование фотографий в социальных сетях

Очень распространенный случай касается, например, использования чужих фотографий. Тем не менее, действующее законодательство о защите фотографических произведений касается как простых фотографий (то есть изображений людей или элементов реальной жизни), так и фотографических работ (то есть фотографий с творческим характером и особой маркировкой, чтобы позволить распознать личный отпечаток их автора).

В связи с этим право на охрану фотографических произведений, которое возникает во время создания фотографии, предусматривает, что каждое изображение должно сопровождаться именем фотографа и датой изготовления фотографии.

Продолжительность защиты авторских прав различна. В случае, если вы имеете дело с простой фотографией, защита длится 20 лет с момента производства, причем автор обладает исключительным правом воспроизводить и распространять сфотографированный материал и, следовательно, правом на компенсацию в случае незаконной и неавторизованной эксплуатации его фотографий; в случае, когда вместо этого мы имеем дело с фотографическим произведением, законодательство об авторском праве гарантирует защиту прав автора на срок равный продолжительности жизни автора плюс 70 календарных лет после его смерти.

Исходя из этого, при публикации фотографий и изображений в социальных сетях необходимо соблюдать соответствующие правила: в случае обычных фотографий, они могут использоваться только в том случае, если они не соответствуют требованиям, предъявляемым законом к защите (на фотографиях не проставлено имя фотографа, дата создания); в случае творческих фотографических работ, невозможно использовать изображения или изменять их, если соответствующие разрешения не получены от владельца.

Авторское право в социальных сетях

«Журнал Суда по интеллектуальным правам», № 5, сентябрь 2014 г., с. 74-77

Социальные сети давно стали частью нашей жизни. С точки зрения отношений в сфере интеллектуальной собственности обычно на них смотрят как на источник всевозможных нарушений авторских и смежных прав. Администраторы аккаунтов выкладывают в общий доступ разнообразный контент (фильмы, фотографии, музыку и тексты) и тем самым нарушают исключительные права третьих лиц.

Однако на практике стали все чаще встречаться ситуации, когда добросовестные пользователи социальной сети сталкиваются с нарушением своих прав. Например, когда страницу пользователя — популярного блогера начинают копировать другие пользователи без ссылки на автора. Более интересным для юридического анализа представляется нарушение прав владельца страницы соцсети, использующего ее в коммерческих целях. Так, многие компании используют соцсети как маркетинговый инструмент для продвижения собственных товаров и услуг, причем порой весьма успешно. Активность компании в социальных сетях позволяет генерировать дополнительные продажи. Социальные сети в силу своих особенностей и возрастающего значения «формируют аудиторию», это «сетевые «места скопления» адресатов рекламы, продуктов и услуг» 1 . Ведение блога компании уже выделилось в отдельное направление маркетинговой деятельности (social media marketing – SMM). Работа в этой сфере включается в должностные обязанности сотрудников внутри компании (иногда с выделением для этой работы отдельного сотрудника — менеджера социальной сети, а иногда — целого подразделения в компании) или передаётся на аутсорсинг по договору оказания услуг со специализированной фирмой – SMM-агентством.

Таким образом, компании в целях поиска потенциальных клиентов и повышения лояльности существующих клиентов тратят значительные средства на ведение своих страниц в соцсетях. Затраты эти состоят из:

оплаты труда осуществляющих администрирование страницы сотрудников или услуг исполнителей, которые не только пишут сообщения на странице соцсети, но и продумывают общую концепцию позиционирования компании в социальной сети, составляют контент-стратегию и реализуют ее, действуя в качестве полноценной редакции корпоративного блога;

выплаты авторских вознаграждений создателям контента страницы: авторам статей по тематике деятельности компании, фотографий, видеороликов и других мультимедийных объектов авторских прав;

уплаты лицензионных вознаграждений правообладателям платного контента для размещения его в блоге на законных основаниях без нарушения интеллектуальных прав третьих лиц.

Следовательно, интерес компании в защите собственного блога в соцсети очевиден, особенно вопрос актуален для интернет-компаний, для которых зачастую страница в соцсети – это основной или даже единственный способ получения клиентских заказов. При этом основное и самое существенное нарушение прав выражается в полном копировании или существенном заимствовании контента страницы конкурентом для продвижения своей продукции или продажи аналогов.

В рамках рассмотрения вопроса нам не важно, осуществляет конкурент дополнительно другие нарушения прав, например, подделку продукции правообладателя, или реализует рекламируемые в соцсети товары и услуги на законных основаниях. В рамках настоящей статьи мы ведем речь только о нарушении интеллектуальных прав.

Прежде чем говорить о нарушении интеллектуальных прав, всегда важно определить, какие права и на какие объекты интеллектуальной собственности нарушаются при копировании конкурентом контента из блога компании в соцсети.

Типичную страницу в социальной сети с точки зрения классификации, закрепленной в ст. 1225 ГК РФ, можно отнести к следующим видам результатов интеллектуальной деятельности:

произведение науки, литературы и искусства;

Если рассматривать страницу как произведение, то ее следует классифицировать в качестве так называемых «вторичных» произведений: сложных объектов (ст. 1240 ГК РФ) или составных произведений (пп. 2 п. 2 ст. 1259 ГК РФ).

При защите прав на страницу как составного произведения следует доказать, что страница — это не просто совокупность отдельных составных элементов — постов (текстов, в том числе иллюстрированных, видеороликов, фотографий, гиперссылок на другие страницы в сети Интернет и т.д.), а что указанные элементы страницы являются материалами, подбор и расположение которых представляют результат творческого труда. При этом сами элементы страницы необязательно должны быть самостоятельными произведениями, а автору составного произведения в соответствии с п. 2 ст. 1260 ГК РФ принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство). В подтверждение отнесения страницы к составным произведениям можно привести аналогичную судебную практику по интернет-сайтам, признаваемым судами составными произведениями 2 . С точки зрения расположения и подбора контента страница в соцсети аналогична интернет-сайту, и поэтому может быть также отнесена к составным произведениям.

В случае если отдельные элементы страницы являются самостоятельными объектами авторских прав, то страница может рассматриваться как сложный объект (ст. 1240 ГК РФ). При этом из закрытого перечня сложных объектов 3 следует остановиться на выборе мультимедийного продукта, поскольку в определенных случаях страница соцсети может отвечать признакам сложности, виртуальности и интерактивности 4 . В случае нарушения прав в отличие от составного произведения не нужно будет доказывать творческий характер подбора и расположения элементов, но надо будет объяснить почему страница включает несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Дополнительно нужно будет обосновать права на сложный объект, которые вытекают из смысла договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров на отдельные результаты интеллектуальной деятельности, входящих в сложный объект.

Страница в соцсети может защищаться и в качестве базы данных. В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 1260 ГК РФ под базой данных понимается представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). Страница в соцсети отвечает данному легальному определению. Для соответствия признаку возможности систематизации материалов можно рекомендовать проставлять в материалах страницы (постах) метки (теги), позволяющие делать поиск и сортировку материалов страницы в соответствии с содержанием меток.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1334 ГК РФ изготовителю базы данных, создание которой (включая обработку или представление соответствующих материалов) требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат, принадлежит исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом (исключительное право изготовителя базы данных). При отсутствии доказательств иного базой данных, создание которой требует существенных затрат, признается база данных, содержащая не менее десяти тысяч самостоятельных информационных элементов (материалов), составляющих содержание базы данных (абзац 2 пункта 2 статьи 1260 ГК РФ). В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 1304 ГК РФ база данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов является объектом смежных прав.

Таким образом, в деле о защите прав на базу данных необходимо доказать наличие существенных затрат на создание страницы. В этой связи необходимо заранее готовить документы, подтверждающие расходы, указанные в начале статьи. Подтверждением обоснованности квалификации страницы соцсети как базы данных является постановление Суда по интеллектуальным правам 5 . В рассматриваемом деле истец обратился за защитой своих прав на базу данных – страницу в социальной сети «Вконтакте». Отменяя решения нижестоящих инстанций и отправляя дело на новое рассмотрение, Суд по интеллектуальным правам обратил внимание на основные моменты, которые нужно установить для обоснованной защиты прав администратора страницы:

суду необходимо определить компоненты, составляющие спорную группу (страницу в соцсети), которые могут быть использованы с помощью компьютерной программы (компьютерного кода;

дать оценку их совокупности как материалу, собранному по определенному адресу в сети Интернет;

учесть критерии, характеризующих контент как базу данных.

Таким образом, закон предоставляет широкие возможности администраторам страниц в социальных сетях для защиты своих прав не только на отдельные произведения, размещаемые на странице, но и прав на всю страницу в целом. Классификация охраняемого объекта в качестве «вторичного» произведения (сложного объекта, составного произведения) или базы данных и выбор средств защиты будут зависеть от особенностей контента страницы и характера деятельности по её созданию (см. Таб. 1).

Сравнительная таблица критериев охраноспособности страницы социальной сети в качестве различных результатов интеллектуальной деятельности (РИД)

В качестве универсальных рекомендаций для администраторов страниц в целях будущей успешной защиты своих прав можно предложить следующие превентивные меры:

оформлять договоры со всеми лицами, участвующими в создании страницы: как с авторами, вносящими творческий вклад в создание результата, так и с лицами, оказавшими исключительно техническое, консультационное, организационное или материальное содействие;

приобретать права на контент, используемый для оформления и информационного наполнения страницы;

фиксировать документально и учитывать все расходы на создание страницы, в том числе рассмотреть возможность постановки результата интеллектуальной деятельности на баланс в качестве нематериального актива.

1 Е.А. Войниканис. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости. ИД «Юриспруденция», 2013 г.

2 Котенко Е.С. Понятие и признаки мультимедийного продукта // Lex russica. 2013. №6.

5 Постановление Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 №10521/10 // СПС «Гарант».

Статья написана по материалам сайтов: xn—-8sbahjdg1bucp4cc.xn--p1ai, liveitaly.ru, ipcmagazine.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector