+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Авторские и смежные права кратко

Под авторскими правами необходимо понимать комплекс правовых норм, направленных на защиту результатов творческих произведений от копирования, исполнения или распространения без разрешения; особые законодательно определенные права авторов произведений науки, литературы, искусства на распоряжение и использование созданных ими творений.

Возникновение авторских прав непосредственно связано с фактом создания произведения. При этом не требуется какого-либо специального оформления или регистрации. Произведение считается существующим с момента его фактического создания.

Права автора представляют собой совокупность имущественных, личных неимущественных прав и исключительных прав.

o Личные неимущественные права

Это права, связанные с личностью автора, которые включают право признаваться автором произведения, право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени (анонимно), право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв, а также право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

Принимая во внимание статью 1251: “в случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении в целях восстановления репутации автора”.

o Имущественные права

Это права автора, связанные с использованием произведения автором либо третьими лицами. Имущественные авторские права включают право на воспроизведение, распространение, импорт, перевод, переработку, сообщение в эфир, публичное исполнение и показ, а также доведение до всеобщего сведения произведения. Так, одно или совокупность указанных правомочий автора определяют определенный вид использования произведения в повседневной жизни. Например, для изготовления экземпляров произведения и их продажи необходимо обладать имущественными авторскими правами на воспроизведение и распространение произведения.

Имущественные авторские права могут носить исключительный либо неисключительный характер. Изначально, при создании произведения автор обладает исключительными авторскими правами, т.е. вправе запрещать использовать произведение третьим лицам [1] .

o Исключительные права

Исключительное право – право патентообладателя на использование охраняемых патентом изобретения, полезной модели или промышленного образца по своему усмотрению, если такое использование не нарушает прав других патентообладателей, включая право запретить использование указанных объектов другим лицам.

Обладатель исключительных прав в целях оповещения третьих лиц о своих правах уполномочен ставить знак ©, собственное имя (наименование) и год первого опубликования работы на каждом экземпляре произведения. Закон Об авторском праве и смежных правах», определяя общее правило, устанавливает срок охраны произведения в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (последнего из авторов при соавторстве).

Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

В соответствии с тем же Законом, авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, а также впервые выпущенное в свет после смерти автора действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования (выпуска в свет). При раскрытии личности автора сроки авторско-правовой охраны исчисляются согласно общему правилу [2] .

Смежные права в соответствии со статьей 1303 ГК – это интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

И на самом деле, смежные права представляют собой такие права, которые обусловлены существованием имущественных авторских прав.
обладателями смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, а также организации эфирного и кабельного вещания.
Из Закона «Об авторском праве и смежных правах» можно вывести определенные основания легитимности использования смежных прав. Так, за исполнителем признаются определенные права только в случае соблюдения исполнителем прав автора исполняемого произведения. В свою очередь, производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором соответствующего произведения.

В литературе высказано множество суждений в отношении понятия и классификации форм защиты прав на интеллектуальную собственность. Довольно широкий разброс мнений по этому вопросу обусловлен, прежде всего, тем, что в основе разграничения и классификации форм защиты исследователи применяют неодинаковые критерии

Так, О.А. Красавчиков считает, что формы защиты необходимо разграничивать с учетом специфики объекта и характера защищаемого права. При этом он выделяет такие формы защиты, как признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, его нарушающих; присуждение к исполнению в натуре; прекращение или изменение правоотношения; взыскание с лица, нарушившего право, причиненных убытков, а в случаях, предусмотренных законом или договором, неустойки (штрафа, пени).

А.А. Добровольский и С.А. Иванова отстаивают идею об исковой и неисковой формах защиты прав на интеллектуальную собственность. По их мнению, «все спорные правовые требования, подлежащие рассмотрению с соблюдением процессуальной формы защиты права, называются исковыми, а правовые требования, подлежащие рассмотрению без соблюдения установленной законом процессуальной формы защиты права (например, при защите права в административном порядке), в законодательстве и в теории вполне справедливо не называются исковыми»

А.П. Сергеев и Е. Смыслина, понимая под формой защиты комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов, отмечают две основные ее формы: юрисдикционную и неюрисдикционную. Рамками юрисдикционной формы защиты охватывается защита в судебном (общий порядок) и в административном порядке (специальный порядок). Самостоятельная деятельность гражданина или организации по защите прав интеллектуальной собственности без обращения к государственным или иным компетентным органам квалифицируется в качестве неюрисдикционной

Вместе с тем А.П. Сергеев высказывается против квалификации самозащиты как одного из способов защиты гражданских прав. По его мнению, самозащита гражданских прав — это форма, а не способ защиты С указанной позицией А.П. Сергеева соглашается О.А. Дворянкин, который, тем не менее, относит самозащиту к неюрисдикционным формам защиты прав на интеллектуальную собственность. Под самозащитой обычно понимают «совершение управомоченным лицом не запрещенных законом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных или имущественных прав и интересов»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Объекты авторского права и смежного права

Авторское право является одним из институтов права интеллектуальной собственности. Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач эфирного и кабельного вещания (смежные права).

Это интересно:  Обман в сети интернет

В отношении конкретного лица авторское право представляет собой совокупность исключительных прав на определенные объекты.

Объекты авторского права

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности и выраженные в какой-либо объективной форме. Они могут представлять собой, в частности:

  1. литературные произведения
  2. программы для ЭВМ и базы данных
  3. произведения сценарного искусства
  4. хореографические произведения и пантомимы
  5. музыкальные произведения с текстом и без текста
  6. фильмы и другие аудиовизуальные произведения
  7. произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства
  8. произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства
  9. произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства
  10. фотографические произведения и произведения, полученные способам, аналогичными фотографии
  11. географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения
  12. другие произведения

В отличие от патентного права авторское характеризуется тем, что правовая охрана возникает в силу самого факта создания произведения, выполнения каких-либо формальностей не требуется.

Следующей важнейшей особенностью является то, что авторское право охраняет форму произведения (форму выражения мыслей: язык, образы, структуру), а не содержание.

Авторское право на произведение распространяется независимо от его назначения и достоинства, а также от способа выражения.

Все вышесказанное не означает, что авторское право полностью изолировано от других институтов интеллектуальной собственности. Иногда встречаются случаи, когда на один и тот же объект распространяются как нормы авторского права, так и нормы других институтов. В этих случаях необходимо учитывать как правовой режим произведения, так и правовой режим других объектов.

Особое значение имеет знание положений законодательства, когда произведением является коммерческий продукт, используемый для извлечения прибыли.

Объектом права является то, на что распространяют свое действие правовые нормы.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения (ст. 6 Закона об авторском праве).

Несмотря на то, что законодательство РФ не содержит определения произведения, указанная статья приводит признаки и черты, которыми должно обладать и обладает любое произведение, которому предоставляется авторско-правовая охрана.

1. Прежде всего, следует отметить, что произведение является благом нематериальным, поскольку результатом творческой деятельности может быть только совокупность идей, мыслей и образов, а не материальные объекты. Поэтому следует отличать само произведение, имеющее нематериальную сущность, от формы его воплощения, а иначе — от материального носителя. П. 5 ст. 6 прямо указывает на то, что авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Однако следует отметить, что иногда само произведение и его материальный носитель являются одним целым. Примером тому является картина. Но все равно, право собственности (вещное право) распространяется на полномочия по владению, пользованию и распоряжению самой картиной (единичным экземпляром), а авторское право защищает от ее использования в форме воспроизведения, заимствования, распространения, публичного показа и других формах без разрешения правообладателя.

Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи авторских прав. Поэтому, например, купив рукопись, нельзя без разрешения автора опубликовать ее.

2. Произведение должно быть творческим результатом. Строго говоря, в Законе речь идет о творческой деятельности, но все-таки, более важен аналогичный признак результата. И вот почему.

По мнению большинства ученых, о творческом характере произведения говорит его новизна. При этом новизна рассматривается как синоним оригинальности. Хотя оригинальность характеризуется тем, что указывает на уникальность объекта вообще, а новизна — о неизвестности в какой-либо момент.

Многие объективно новые творческие результаты могут быть достигнуты, получены разными лицами, работающими параллельно, независимо друг от друга. Авторское право не охраняет те творческие результаты, которые могут создаваться параллельно. Этот вывод следует из того обстоятельства, что понятия приоритета в авторском праве нет, т.е. правообладатель не определяется исходя из первенства во времени и более ранней даты представления произведения какому-либо органу или структуре. Также лица, создавшие результат при независимой друг от друга работе не признаются соавторами, поскольку соавторство — это совместное участие. Отсюда следует вывод: авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые являются уникальными, неповторяющимися при параллельном творчестве, т.е. оригинальными. Фактически, это означает, следующее: если будет доказано, что все-таки результат (объект) получен при параллельной работе разными лицами, а не заимствован, то он не является объектом авторского права и ему не предоставляется авторско-правовая охрана.

Именно поэтому Закон «Об авторском праве и смежных правах» охраняет лишь форму произведения (т.е. — форму выражения идей, мыслей автора с помощью языка, образов, структуры материала), а не его содержание, потому что предполагается, что элементы содержания не являются оригинальными. При этом не имеет значения, являются ли такие элементы новыми, поскольку новизны не достаточно для возникновения охраны по авторскому праву. Ст. 6 прямо указывает элементы содержания произведения, на которые авторское право не распространяется: идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Некоторым из этих результатов творчества может быть предоставлена охрана нормами патентного права. Например, если в произведении описано изобретение, то авторское право не защитит от его использования, а обеспечит лишь охрану того, как описано техническое решение, с помощью каких терминов и каким образом. Само изобретение может быть запатентовано.

3. Авторское право распространяется на все произведения, независимо от их назначения и достоинств. Это означает, что охрану получает как высокохудожественное произведение, так и не принимаемое обществом в качестве произведения искусства (в эстетическом смысле слова) и достижения культуры. Такой подход совершенно справедлив, поскольку иное решение обеспечило бы влияние субъективного мнения на вопрос о предоставлении охраны, а критериев определения достоинств произведения быть не может.

Данная черта тесно связана со вторым признаком. Ведь не смотря на то, что художественные достоинства произведения могут быть не высоки, оно должно быть оригинальным. Поэтому при определении того, является ли результат творческой деятельности объектом авторского права, следует установить, может ли он быть достигнут разными лицами при параллельном творчестве. Этот принцип очень важен, поскольку независимость от достоинств означает, что объектами авторского права являются небольшие рисунки, логотипы, высказывания, а также часть произведения (включая его название), если может использоваться самостоятельно (см. п. 3 ст. 6). И иногда трудно определить, распространяется ли на какое-либо творческое решение нормы авторского права. Например, есть название произведения или строчка. Конечно, невозможно представить, чтобы запрет налагался на использование любого названия произведения (т.е. слова или словосочетания) практически в любой форме и любым способом без разрешения автора. Чтобы быть объектом авторского права, название должно отражать творческую самобытность автора, являться оригинальным и неповторяющимся. Это, в принципе, относится ко всем произведениям, их элементам.

Это интересно:  Права покупателя в интернет магазине

4. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме. То есть, произведение должно быть доступно для восприятия людьми, а не существовать в виде замысла, идеи в воображении автора.

Можно привести следующие объективные формы выражения произведения:

  1. письменная;
  2. устная (публичное произнесение, исполнение и т.д.);
  3. звуко- или видеозапись;
  4. изображение (рисунок, эскиз, план, чертеж и т.д.);
  5. объемно-пространственная;
  6. другие (перечень не ограничен).

Следует отметить, что в законодательстве не указано на необходимость наличия возможности воспроизведения, которая связана с формой выражения произведения. Таким образом, законодатель признал, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем. Конечно, защита произнесенных речей или сыгранной музыки, которые не записаны, вызовет определенные трудности.

Законодательством установлены те объекты, которые не являются объектами авторского права. Прежде всего, это те из них, которые не обладают признаками и чертами произведения, указанными выше. Например, если достигнут не творческий, а именно технический результат (в результате технической работы), то он нормами авторского права не охраняется.

Однако есть и такие произведения, которые обладают всеми признаками, но не являются объектами авторского права в силу прямого указания закона:

1. официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки): следует отметить, что, во-первых, речь идет именно о государственных символах и знаках, а, во-вторых, таковыми они становятся с момента официального утверждения;

3. произведения народного творчества: их отнесли к неохраняемым произведениям, поскольку они основаны на повторяемости образов, символов, автором которых является сам народ;

4. cообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер и не включающие в себя элементы творчества. Снабжение их комментариями или предоставление в оригинальной форме обеспечивает охрану форме представления сообщений.

АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ ПРАВА

АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ ПРАВА

Различия между авторскими и смежными правами

В российском законодательстве различают авторские и смежные права. Обычно утверждается, что авторские права должны обеспечивать охрану произведений – результатов творческой деятельности авторов, а смежные права как бы примыкают к авторским, но с их помощью охраняются совсем иные объекты:

• исполнения – результаты творческой деятельности артистов-исполнителей;

• передачи организаций вещания (передачи телевизионных и радиовещательных организаций).

Однако приходится учитывать, что подобное деление в ряде случаев оказывается весьма условным. Например, режиссеры-постановщики кинофильмов считаются авторами, а режиссеры-постановщики спектаклей в силу прямого указания закона формально приравнены к артистам-исполнителям и, следовательно, являются обладателями не авторских, а смежных прав.

Охрана, которую обеспечивают авторские права, шире по объему, продолжительнее по срокам и гораздо старше, чем охрана, обеспечиваемая смежными правами (в российском законодательстве первое упоминание о смежных правах появилось только в 1992 г.).

Похожие главы из других книг

Раздел III. СМЕЖНЫЕ ПРАВА

Раздел III. СМЕЖНЫЕ ПРАВА Статья 35. Сфера действия смежных прав 1. Права исполнителя признаются за ним в соответствии с настоящим Законом в случаях, если: 1) исполнитель является гражданином Российской Федерации; 2) исполнение, постановка впервые имели место на территории

СТАТЬЯ 1255. Авторские права

СТАТЬЯ 1255. Авторские права 1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.2. Автору произведения принадлежат следующие права:1) исключительное право на произведение;2) право авторства;3) право автора на имя;4) право на

Глава 71. ПРАВА, СМЕЖНЫЕ С АВТОРСКИМИ

Глава 71. ПРАВА, СМЕЖНЫЕ С АВТОРСКИМИ § 1. Общие положения СТАТЬЯ 1303. Основные положения 1. Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио— и телепередач (вещание организаций эфирного

АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ ПРАВА

АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ ПРАВА Различия между авторскими и смежными правами В российском законодательстве различают авторские и смежные права. Обычно утверждается, что авторские права должны обеспечивать охрану произведений – результатов творческой деятельности авторов,

Авторские права

Авторские права Обычно под авторскими правами понимается все множество прав, устанавливаемых законодательством об авторском праве, но в некоторых случаях в Законе выражение «авторские права» употребляется при обозначении определенной их части, например только

Имущественные авторские права

Имущественные авторские права Основным назначением имущественных прав обычно считается предоставление автору и его правопреемникам возможности получать доход от использования произведения. Именно имущественные права (за некоторыми исключениями) могут передаваться

Исключительные авторские права

Исключительные авторские права Исключительные права рассматриваются как основная группа прав автора, обеспечивающая ему или его правопреемникам возможность контролировать различные виды использования произведения и получать доходы от такого использования.Как ни

Статья 1255. Авторские права

Статья 1255. Авторские права 1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.2. Автору произведения принадлежат следующие права:1) исключительное право на произведение;2) право авторства;3) право автора на имя;4) право на

63. АВТОРСКИЕ ПРАВА И СМЕЖНЫЕ С НИМИ ПРАВА

63. АВТОРСКИЕ ПРАВА И СМЕЖНЫЕ С НИМИ ПРАВА Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» регулирует информационные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием(распространением) таких информационных объектов, как произведения науки, литературы и

СТАТЬЯ 1255. Авторские права

СТАТЬЯ 1255. Авторские права 1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.2. Автору произведения принадлежат следующие права:1) исключительное право на произведение;2) право авторства;3) право автора на имя;4) право на

41. АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ ПРАВА

41. АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ ПРАВА Основными международными договорами в области авторского права являются Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. и Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. Первая из них предусматривает довольно

Статья 1255. Авторские права

3.6 Авторские и смежные права

3.6 Авторские и смежные права В соответствии со ст. 1255 ГК РФ интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются исключительными правами.Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и

Смежные права

§ 2. Срок авторского права. Наследники. Порядок оформления наследства на имущественные авторские права

§ 2. Срок авторского права. Наследники. Порядок оформления наследства на имущественные авторские права Статья 1230 ГК РФ устанавливает срок действия исключительных прав. В частности, она закрепила следующие положения:1) исключительные права на результаты

Это интересно:  Авторские права на доменное имя

Лекция 21. Авторское право и смежные права Краткое содержание темы

Автор в отношении своего произведения наделяется личными неимущественными правами:

  • — право признаваться автором произведения (право авторства);
  • — право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
  • — право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
  • — право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные имущественные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

Эти исключительные права означают право осуществлять или разрешать следующие действия:

  • — воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
  • — распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т. д. (право на распространение);
  • — импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
  • — публично показывать произведение (право на публичный показ);
  • — публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
  • — сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
  • — сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
  • — переводить произведение (право на перевод);
  • — переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения (право доступа).

Смежные права: понятие, субъекты, содержание, защита

Смежные права — это примыкающие к авторским и обладающие сходством с ними. Они подразделяются на три категории: права исполнителей, производителей фонограмм, права организаций эфирного и кабельного вещания.

Под исполнителями понимаются актеры, певцы, музыканты, танцоры и иные лица, которые играют роли, читают, декламируют, поют, играют на музыкальных инструментах или иным образом исполняют произведения литературы, науки, искусства, а также режиссеры — постановщики спектакля и дирижеры.

Смежное право исполнителя возникает с момента первого исполнения и истекает через 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом возникновения права.

Исполнителю принадлежат личные неимущественные права (право на имя и право на защиту исполнения или постановки от искажения или иного посягательства, способного умалить честь и достоинство исполнителя), а также имущественные права, которые включают: право на передачу в эфир или по кабелю, право на первую запись исполнения, право на воспроизведение записи, право сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записано исполнение.

Производителем фонограмм является физическое или юридическое лицо, которое осуществило или заказало первую звуковую запись какого-либо материала.

Производитель фонограммы получает на нее исключительные смежные права, которые действуют в течение 50 лет после записи фонограммы, но если они были опубликованы в течение этого срока, права действуют в течение 50 лет с момента первого опубликования.

Производитель фонограммы имеет следующие исключительные права на использование фонограммы: права на воспроизведение, на получение вознаграждения за публичное исполнение, на передачу в эфир и по кабелю, на переделку фонограммы, на распространение экземпляров фонограммы, на импорт экземпляров.

Под организациями эфирного и кабельного вещания понимаются радиостанции, телевизионные организации, организации кабельного вещания. Эти организации получают исключительные права на использование передач, которые действуют в течение 50 лет со дня первой передачи в эфир или по кабелю. Исключительные права включают в себя: право одновременного выпуска в эфир или по кабелю, право записывать передачу, право воспроизводить ее запись, право сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Понятие авторского права. Признаки объекта авторского права.

  • 2. Виды объектов авторского права. Обнародованные и необнародованные произведения. Опубликованные и неопубликованные произведения.
  • 3. Субъекты авторского права. Возникновение авторского права и оповещение об авторских правах. Соавторство. Правопреемники и иные лица как субъекты авторского права.
  • 4. Понятие и виды личных неимущественных прав автора. Свободное использование произведения.
  • 5. Смежные права. Понятие, функции, объекты, субъекты смежных прав. Срок действия смежных прав.
  • 6. Защита авторских и смежных прав. Понятие и формы ответственности за нарушение авторских и смежных прав. Гражданско-правовые меры защиты авторских и смежных прав.

Темы докладов, рефератов

  • 1. Понятие и признаки объекта авторского права.
  • 2. Субъекты авторского права.
  • 3. Охрана прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания.
  • 4. Защита авторских и смежных прав.

Рекомендации по изучению темы

Одним из главных элементов системы охраны интеллектуальных прав является авторское право. При подготовке к занятию рекомендуется повторить тему «Интеллектуальная собственность», вспомнить общие положения об интеллектуальных правах и международные нормы в сфере авторского права. Необходимо уяснить и запомнить его понятие, признаки. Далее нужно проанализировать что может, а что не может являться объектом авторских прав. Дать понятие исключительного права. Определить субъектов авторского права, понять, что такое соавторство, распределение прав при этом, кому и по каким основаниям могут быть переданы авторские права.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Какие объекты охраняются в рамках авторского права и смежных прав?
  • 2. Каковы признаки охраняемых объектов авторского права?
  • 3. Укажите субъектов авторских и смежных прав.
  • 4. Какими правами обладает автор творческого произведения?
  • 5. В каких случаях разрешается использование произведения без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения?
  • 6. Что такое авторский договор, каковы его необходимые условия?

Статья написана по материалам сайтов: www.ippro.ru, law.wikireading.ru, studref.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector