+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

18 основания передачи прав на произведение

Автор вправе самостоятельно осуществлять принадлежащее ему исключительное право на использование произведения, которое состоит из целого комплекса имущественных прав (способов использования). Либо эти права могут перейти к иным третьим лицам. Причем по общему правилу личные неимущественные права, как неразрывно связанные с личностью автора, передаче не подлежат, то есть уступке подлежат только имущественные права.

Распоряжение и как следствие переход исключительного права на использование произведения, причем либо в полном объеме, либо отдельного права на его использование иному лицу допускается:

1. По основаниям, которые установлены законом, в том числе в порядке универсального правопреемства. Это в частности наследование, реорганизация юридического лица, а также таким основанием является обращение взыскания на имущество правообладателя (1245).

2. На основании гражданско-правового договора автора с иными лицами, которых именуют «пользователи» (статья 1233 ГК РФ).

Часть 4 ГК РФ не предусматривает утверждения типовых договоров о передачи прав на использование произведения. Закон исходит из принципа свободы авторского договора

Классификация договор в авторском праве

Все договоры об использовании произведения или же передачи прав на произведения подразделяются на три основных вида:

Договор об отчуждении исключительного права на произведение (1234, 1285 ГК РФ). Этот договор опосредует передачу исключительного право на произведение в полном объеме другой стороне, а именно приобретателю. В пределах данного договора приобретатель становится единственным лицом уполномоченным на использование и может запрещать или же разрешать, то есть выдавать лицензии иным третьим лицам на подобное использование произведения. Автор все имущественные права в отношении своего произведения утрачивает

2. Лицензионный договор по которому пользователю или же лицензиату предоставляется право использования произведения в пределах и способами, которые предусмотрены договором. Две разновидности лицензионного договора:

a. Лицензионный договор о выдаче простой или же неисключительной лицензии. В этом случае лицензиату или же пользователю произведения предоставляется право использовать данное произведение с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензии иным лицам

b. Лицензионный договор о предоставлении исключительной лицензии. В этом случае при предоставлении лицензиату или же пользователю права использования произведения за автором или же правообладателем не сохраняется возможность выдачи лицензии на данное произведение иным третьим лицам. То есть по данному договору на определенный срок может быть только один единственный пользователь

Договор авторского заказа (1288 ГК РФ)

Этот договор также содержит в себе либо элементы об отчуждении исключительного права либо элементы лицензионного договора. Этот договор подробно регламентирует требования которые предъявляются к будущему произведению и в частности этот договор устанавливает жанр будущего произведения, его назначение, объем, а также иные параметры, устанавливает сроки представления работы заказчику, порядок устранения замечаний, объем передаваемых прав на произведение, а также иные требования. Договоры авторского заказа также имеют свои подвиды.

A. В ГК РФ определяется только один из этих видов договора авторского заказа: Издательский лицензионный договор

B. В практической деятельности делятся на

I. Постановочный договор

Ii. Сценарный договор

Iii. Договор художественного заказа

Iv. Договор об использовании в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства

V. Договор о публичном исполнении или же сообщении для всеобщего сведения

Помимо передачи прав на произведение закон также выделяет воспроизведение или же копирование обнародованного автором произведения иными лицами. Такое копирование возможно:

1. На основании договора с правообладателем

Договор об отчуждении исключительного права на произведение. Понятие, характеристика, содержание, права и обязанности сторон, а также ответственность сторон по данному договору

Статья 1233, 1234, 1285, 1290 ГК РФ

По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или же иной правообладатель передает или же обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (пункт 1 статьи 1234 ГК РФ, 1285 ГК РФ)

Характеристика данного договора:

Консенсуальный договор

Может быть либо возмездным, в этом случае он будет двусторонним, либо безвозмездным, в этом случае он будет односторонним. Данный договор может строиться либо по договору купли-продажи, либо по модели договора дарения.

Стороны данного договора.

A. Автор или же иной правообладатель

B. Приобретатель исключительного права на произведение. Таким приобретателем может быть любой субъект гражданского права

4. Форма такого договора. Форма должна быть всегда в данном договоре простой письменной. Договор об отчуждении исключительного права на программу для ЭВМ или же базу данных в тех случаях если эти объекты были зарегистрированы то договор регистрируется федеральной службой (смотри прошлые вопросы), что прямо вытекает из пункта 3 статьи 1232, 1246 ГК РФ. Несоблюдение простой письменной формы или же требования регистрации влечет недействительность данного договора (статья 1234 ГК РФ).

Моментом перехода исключительного права на произведения является по общему правилу момент заключения договора, если соглашением сторон не предусмотрено иное. Если такой договор подлежит государственной регистрации то исключительное право на такие произведения переходит в момент государственной регистрации данного договора (1234 ГК РФ), а это в частности кино и видео фильмы, а также по желанию музейные предметы, музейные коллекции.

Содержание договора о передачи исключительного права:

Существенными условиями являются:

1. В силу закона — Предмет данного договора –

Предметом является исключительное право на использование произведения в полном объеме. По данному договору передаются все имущественные правомочия, то есть все способы использования произведения, которые названы в пункте 2 статьи 1270 ГК РФ. Само произведение выступает только объектом тех прав, которые предаются по данному договору. Если предметом договора является право использования программы для ЭВМ или же базы данных в договоре должны быть указаны номер и дата выдачи документа удостоверяющего исключительное право. По этому договору могут передаваться произведения, которые уже созданы, а также те произведения которые будут созданы в будущем

Наследование авторских прав и иные случаи перехода прав

Переход по наследству исключительных прав на произведения, являющихся по своей сущности имущественными правами, осуществляется в общем порядке, установленном ГК РФ.

Статья 1283 ГК РФ ограничивается общим указанием на то, что исключительное право на произведение переходит по наследству».

В п. 2 той же статьи оговаривается особое правило, относящееся к случаям наследования авторских прав в составе выморочного имущества (ст. 1151 ГК РФ), т.е. к тем ситуациям, в которых отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ).

В отличие от общего правила, закрепленного п. 2 ст. 1151 ГК РФ, согласно которому выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, в отношении входящих в состав такого имущества исключительных прав на произведение применяется иной подход — действие исключительных прав прекращается, и соответствующие произведения считаются перешедшими в общественное достояние.

Разумеется, наследоваться могут не только исключительные права, но также и иные имущественные права, входящие в состав понятия «авторское право».

Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после смерти автора лицом, обладающим исключительным правом на произведение, в частности наследником автора, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме — в завещании, письмах, дневниках и иных письменных документах (п. 3 ст. 1268 ГК РФ).

В связи с бессрочностью охраны авторства, имени автора и неприкосновенности произведения п. 2 ст. 1267 ГК РФ предусмотрены специальные положения, относящиеся к обеспечению охраны этих личных неимущественных прав автора после его смерти.

Автору предоставляется право назначить лицо, на которое он хотел бы возложить охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения, в порядке, установленном для назначения исполнителя завещания. Такое лицо может осуществлять свои полномочия пожизненно.

Если автор не воспользовался своим правом на назначение специально уполномоченного лица, призванного обеспечивать охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведений, либо такое лицо отказалось от исполнения своих полномочий или умерло, охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения могут осуществлять наследники автора, их правопреемники и другие заинтересованные лица.

Права наследника должны подтверждаться наличием у него надлежащим образом оформленного свидетельства о праве на наследство. Никакие иные документы (копии завещаний, письма автора и пр.) в качестве доказательств наследования исключительных прав на произведения рассматриваться не могут.

Особые положения установлены в отношении наследников также при решении вопросов перехода прав при отчуждении оригиналов произведений и обращении взыскания на исключительное право или право использования произведения по лицензионному договору, а также при регламентации права следования.

Гражданский кодекс РФ кардинальным образом изменил решение вопросов перехода прав при отчуждении оригиналов произведений по сравнению с ранее действовавшим законодательством.

Пунктом 1 ст. 1291 ГК РФ применительно к оригиналам произведений конкретизируется известное правило, согласно которому передача материального носителя произведения или иного объекта интеллектуальной собственности не означает сама по себе передачи каких-либо прав на использование такого объекта интеллектуальной собственности, если иное не предусмотрено законом или договором, поскольку «интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации» (ст. 1227 ГК РФ).

Таким образом, приобретение оригинала произведения изобразительного искусства у его автора не влечет приобретения прав на использование такого произведения, приобретение у автора рукописи его книги не предоставляет прав на ее издание, и т.д. независимо от того, приобретается ли такой оригинал произведения по договору купли-продажи, дарения, мены или договору авторского заказа: «при отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное».

В то же время рассматриваемая статья устанавливается ряд исключений из изложенного выше правила. Предусматривается, что приобретатель оригинала произведения, хотя и не обладающий правами на его использование, вправе все же в силу специальных указаний ГК РФ без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения:

  • — демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения;
  • — воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции;
  • — передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Такое решение вопроса о переходе прав при отчуждении оригиналов произведений предусмотрено исключительно для авторов и их наследников.

Это интересно:  Дети право интернет

Совершенно иной подход предусмотрен п. 2 ст. 1291 ГК РФ для случаев, когда отчуждение оригинала произведения осуществляется не автором, а иным лицом, являющимся одновременно собственником такого оригинала произведения и обладателем исключительных прав на произведение. В этом случае переход права собственности на оригинал произведения будет также автоматически означать передачу исключительного права на само произведение, если только сторонами не предусмотрено иное.

Данное правило потребует особой бдительности при заключении договоров о продаже оригиналов произведений лицами, не являющимися их авторами. Применение данного правила на практике может приводить к существенным трудностям.

Дополнительно следует учитывать, что для целей применения рассмотренной статьи наследники автора, а также наследники наследников автора в пределах срока действия исключительного права на произведение «приравниваются» к автору, т.е. в отношении них не действует правило об автоматическом переходе прав на произведение при отчуждении его оригинала.

Еще одной новеллой для российского законодательства стала ст. 1284 ГК РФ, регулирующая вопросы обращения взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии.

До принятия части четвертой ГК РФ возможность и порядок обращения взыскания на авторские права являлись предметом оживленных дискуссий.

В ГК РФ закреплено достаточно простое решение для данного вопроса, причем применимые подходы различаются для тех случаев, когда исключительные права принадлежат самому автору и когда они принадлежат иным лицам:

  • 1) если исключительное право принадлежит не самому автору, а иному лицу, а также в том случае, если такое лицо обладает правом использования произведения, полученным им на основании лицензионного договора, на такие права может быть обращено взыскание;
  • 2) если исключительное право на произведение принадлежит автору (или его наследникам, наследникам его наследников и т.д.), то взыскание на него обращаться не может, поскольку иной подход привел бы к фактическому разрешению использования произведения без согласия самого автора (его наследников). В то же время если автору причитается вознаграждение по договорам об отчуждении исключительного права на произведение или лицензионным договорам, заключенным с иными лицами, или автор получает доходы от использования произведения, то на такое вознаграждение и доходы может обращена взыскание.

Пункт 2 ст. 1284 ГК РФ закрепляет также преимущественное право автора на приобретение прав на использование его произведения, если такие права, принадлежащие лицензиату, продаются с публичных торгов в целях обращения взыскания на имущество лицензиата. Данное правило предоставляет автору возможность выкупить ранее проданные им права, чтобы не допустить их использования без его согласия. Интересно отметить, что в отношении тех случаев, когда права были переданы автором на основании договора об отчуждении исключительных прав на произведение, преимущественное право на их приобретение автору не предоставляется.

Основные нормативные акты

3.. Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883г.

4.Договор о патентной кооперации от 19 июня 1970г.

5. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14.07.1967г.

6.Договор о законах по товарным знакам от 27 октября 1994 г.

7. Ниццкое соглашение об учреждении международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15 июня 1957 г.

8. Локарнское соглашение об учреждении международной классификации промышленных образцов от 08 октября 1968 г.

9. Страсбурское соглашение международной патентной классификации от 24 марта 1971 г.

10. Договор о патентном праве от 02 июня 2000 г.

11. Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутник от 21 мая 1974 г.

12. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 09 сентября 1886 г.

13. Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г.

14. Договор о законах по товарным знакам от 27 октября 1994 г.

15. Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г.

16. Международная конвенция по охране новых сортов растений от 02 декабря 1961 г.

Вопросы для самопроверки при подготовке к зачету.

1. Понятие «интеллектуальной собственностью» в российском законодательстве и правовой доктрине.

2. Понятие исключительных прав. Различие оснований возникновения исключительных прав при создании объекта авторского права и объекта патентного права.

3.Распоряжение исключительным правом.

4. Международные соглашения в области авторских и смежных прав к которым присоединилась РФ.

5. Понятие произведения науки, литературы и искусства. Признаки произведения.

6. Условия предоставления произведению правовой охраны.

7. Правовая охрана отдельных частей произведения.

8. Субъекты авторского права.

9. Основания для приобретения прав на произведение лицами, не являющимися его авторами.

10. Соавторство. Порядок осуществления прав соавторами.

11. Авторы составных, производных и служебных произведений

12. Исключительное право на произведение.

13. Имущественные права автора.

14. Личные неимущественные права автора.

15. Срок действия личных неимущественных и имущественных прав автора.

16. Использование произведения без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения

17. Использование произведения без согласия автора и с выплатой ему вознаграждения

18. Основания передачи прав на произведение.

19. Договор об отчуждении исключительного права на произведение. 20. Лицензионный издательский договор.

21. Договор авторского заказа.

22. Субъекты смежных прав. Их права.

23. Объекты смежных прав.

24. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателей.

25. Правовой статус организаций, управляющих авторскими и смежными правами на коллективной основе. Порядок их создания.

26. Функции организаций, управляющих правами на коллективной основе, основания приобретения ими полномочия на управление.

27. Сферы коллективного управления.

28. Гражданско-правовая форма коллективного управления по российскому законодательству.

29. Способы защиты авторских и смежных прав.

30. Изобретение как объект правовой охраны

31.Полезная модель как объект правовой охраны

32.Промышленный образец как объект правовой охраны

33. Субъекты патентного права

Экспертиза заявок на изобретение, полезную модель, промышленный образец

Права авторов изобретений, полезных моделей, промышленных образцов

Патент как форма охраны объектов промышленной собственности

Ограничение исключительных прав патентообладателя

Лицензионные договоры: понятие и виды

Прекращение действия патента

Защита прав авторов и патентообладателей

Охрана российских изобретений, полезных моделей и промышленных образцов за рубежом

Фирменное наименование как объект промышленной собственности.

Коммерческое обозначение. Исключительное право на коммерческое обозначение.

Особенности правового режима фирменного наименования.

Товарный знак и знак обслуживания как объект правовой охраны. Их виды.

Исключительное право на товарный знак. Пределы его действия

Экспертиза заявки на товарный знак

Международная регистрация товарных знаков

Коллективные товарные знаки.

Общеизвестные товарные знаки.

Наименование места происхождения товара как объект правовой охраны. Их правовая природа.

Субъекты права на наименование места происхождения товара

Наименование мест происхождения товаров и указания происхождения товаров

Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации (1958г.)

Защита прав на средства индивидуализации.

Соотношение права на коммерческое обозначение с правами на фирменное наименование и товарный знак.

Топология интегральных микросхем как объект правовой охраны

Правовой режим ноу-хау.

Селекционное достижение как объект правовой охраны

Передача прав на произведение: авторский и трудовой договоры

«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2007, N 3

Значительное число компаний используют в своей деятельности или сталкиваются в ходе ее осуществления с различными творческими произведениями, являющимися объектами авторского права, — дизайнерскими проектами, научными или литературными текстами, рисунками. В результате этого возникает ряд вопросов, связанных с правовыми аспектами использования данных произведений, а именно: каким образом компания может стать обладателем прав на произведение, созданное творческим трудом автора или коллектива авторов, какие существуют виды договоров о передаче авторских прав, зависит ли объем приобретаемых прав от вида договора.

В целом определенные права на произведения, являющиеся объектом авторского права, могут быть приобретены в результате:

  • заключения авторского договора;
  • создания произведения работником компании (в данном случае решающее значение имеет не авторский, а трудовой договор).

Проведем сравнительный анализ авторского и трудового договоров.

Трудовой договор

Статья 14 Закона об авторском праве содержит такое понятие, как «служебное произведение». Закон не приводит развернутого определения этого понятия, но устанавливает, что к служебным произведениям относятся произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя.

Таким образом, критерием служебного произведения является прежде всего наличие трудовых отношений между автором (работником) и работодателем. В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают на основании трудового договора. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, подписываемых обеими сторонами. После этого на основании трудового договора оформляется приказ о приеме на работу и производится запись в трудовой книжке.

В ситуациях, когда возникает спор о правомерности использования произведения, а трудовые отношения при этом неправильно оформлены, следует обратиться к ч. 2 ст. 67 ТК РФ. В соответствии с указанной статьей трудовой договор, оформленный ненадлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Служебные обязанности работника, помимо самого трудового договора, определяются также должностными инструкциями, положениями о структурных подразделениях, уставами. Также при оспаривании работником прав на созданное им произведение факт создания именно служебного произведения помимо указанных документов можно подтвердить строкой из штатного расписания (где правильно указана должность работника), служебной перепиской. Одним из признаков служебного произведения является отнесение его к плановым работам, то есть выполнение этого произведения предусматривалось утвержденным планом или было зачтено в выполнение плана. Во избежание возможных споров рекомендуется среди должностных функций работника прописывать обязанности по созданию определенных объектов авторского права (перечень таких объектов приведен в ст. 7 Закона об авторском праве). Неточности и небрежности, допущенные со стороны работодателя при оформлении вышеперечисленных документов, могут в дальнейшем иметь негативные последствия.

Пример 1. А.А. Горчаков — автор рекламных текстов ООО «Поздравление». Но в штатном расписании он был записан в качестве менеджера общего отдела. Официально в его должностные обязанности составление рекламных текстов не входило. В дальнейшем при переходе на работу в конкурирующую фирму А.А. Горчаков потребовал изъять все созданные им тексты из работы, поскольку они не являются служебными произведениями и, соответственно, все права на их использование принадлежат ему, а не ООО «Поздравление».

Произведение считается созданным в порядке выполнения служебного задания в случае, когда именно создание конкретного произведения является содержанием служебного задания. Примечательно, что работодатель вправе использовать такое служебное произведение и способом, отличным от целей служебного задания. Желательно предусмотреть систему передачи работником созданных им произведений (это могут быть соответствующие приказы, служебные записки, акты сдачи-приемки работ и др.).

Следует иметь в виду, что, если работник для создания произведения использовал материалы работодателя (например, оргтехнику, канцелярские принадлежности), нельзя однозначно говорить о том, что это произведение считается служебным. Произведение, созданное работником, состоящим в штате организации, но не связанное с его непосредственными трудовыми обязанностями, не является служебным. Это касается и произведений, созданных непосредственно в рабочее время (в данном случае работодатель может привлечь работника к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей или к материальной ответственности в размере стоимости израсходованных не по назначению материалов).

Это интересно:  Закон об авторском праве сша 1976

Пример 2. Режиссер А.А. Иванов по согласованию со сценаристом написал закадровый текст к снятому им фильму, после чего обратился к руководству телестудии с просьбой выплатить вознаграждение. Руководство студии в выплате вознаграждения отказало по той причине, что А.А. Иванов работает в штате телестудии и получает заработную плату. Однако в дальнейшем суд удовлетворил требования А.А. Иванова, поскольку в его обязанности режиссера не входило написание закадрового текста.

Объем авторских прав, принадлежащих автору и работодателю

Закон об авторском праве, в отличие от ранее действовавшего законодательства, стоит на страже интересов работодателя. В частности, ст. 14 предусматривает, что все исключительные права на использование служебного произведения (имущественные права) принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ними не предусмотрено иное. Имущественные права принадлежат работодателю с момента создания произведения в силу наличия трудовых отношений с автором. Для перехода исключительных прав к работодателю ссылка в трудовом договоре на ст. 14 Закона об авторском праве не нужна, эти права сохраняются за работодателем и после расторжения трудового договора.

Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:

воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

публично показывать произведение (право на публичный показ);

публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

переводить произведение (право на перевод);

переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);

сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Поскольку все имущественные права принадлежат работодателю на исключительной основе, автор произведения (работник) не вправе передавать созданное им произведение третьим лицам. Работодатель же вправе использовать такое произведение как в своих собственных интересах, так и передавать право на его использование третьим лицам. Кроме того, не имеет значения, если работодатель не использует произведение. Это означает, что, если по какой-либо причине работодатель не заинтересован в дальнейшем использовании служебного произведения, это не дает автору служебного произведения прав на его использование.

Работнику (как автору) принадлежат личные неимущественные права на служебное произведение. Для сведения: в некоторых зарубежных странах именно работодатель, а не работник считается автором служебного произведения.

Личные неимущественные права являются неотчуждаемыми и включают:

  • право признаваться автором произведения (право авторства);
  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
  • право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Исходя из перечня авторских прав можно предположить, что работник, являясь автором служебного произведения, обладает определенной возможностью манипулировать работодателем, запрещая делать произведение доступным для публики или запрещая вносить в него необходимые изменения. Однако это не так. Хотя автор и наделен правом решать вопрос о готовности произведения к обнародованию, он обязан дать такое разрешение, поскольку иначе это может быть рассмотрено как нарушение трудовых обязанностей. Также автор не может запретить указывать на титульном листе произведения наименование или логотип организации.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от имущественных прав и сохраняются за ним в случае передачи исключительных прав на использование произведения третьим лицам.

Одним из личных неимущественных прав автора является право на имя, то есть право на указание имени работника в качестве автора произведения. Но что делать, если нет возможности или необходимости указывать его имя при каждом случае использования произведения? Теоретически такой отказ может стать основанием для судебного иска. Чтобы избежать судебного разбирательства, можно прописать в договоре с автором, что работник разрешает использовать созданные им произведения без указания его имени.

Как было отмечено, исключительные права на использование произведения принадлежат работодателю, если в договоре с работником не предусмотрено иное. Таким образом, эта норма Закона об авторском праве является диспозитивной и может быть изменена по обоюдному согласию сторон. В частности, в трудовом договоре можно предусмотреть, что все или часть исключительных прав остаются за работником. В этом случае для дальнейшего использования произведения с работником необходимо будет заключить авторский договор о передаче тех или иных исключительных прав на произведение работодателю.

Авторское вознаграждение

Особого внимания заслуживает положение ст. 14 Закона об авторском праве, предусматривающее, что договором между автором и работодателем устанавливается размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок выплаты вознаграждения. Как правило, многие работодатели «забывают» об этом, считая, что труд работника и так уже оплачен заработной платой. Сами работники зачастую просто не знают о такой норме. Однако если дело дойдет до судебного разбирательства, то у работника как у автора служебного произведения есть все шансы получить причитающееся вознаграждение.

Для избежания подобных разбирательств рекомендуется отдельно поощрять работников за произведения, созданные ими в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания. Причем предпочтительнее письменное закрепление порядка использования произведения и его оплаты. Поскольку конкретный вид договора Закон об авторском праве не определяет, то эти положения можно включить и в трудовой договор.

Обратите внимание на то, что в соответствии с п. 4 ст. 14 Закона об авторском праве положения, касающиеся служебных произведений, не распространяются на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий. Согласно п. 2 ст. 11 Закона об авторском праве исключительные права на использование указанных изданий принадлежат издателям, а авторы произведений, являющихся частями издания в целом, сохраняют исключительные права на использование своих произведений.

Авторский договор

Авторский договор относится к разряду гражданско-правовых договоров и регулируется нормами Гражданского кодекса РФ и Закона об авторском праве.

Суть авторского договора состоит в том, что одна сторона (автор или лицензиар) передает (предоставляет, уступает), а другая сторона (пользователь или лицензиат) получает определенные авторские права на использование конкретного произведения. При этом передаются всегда имущественные права. Личные неимущественные права остаются за автором. Исчерпывающий перечень имущественных прав был приведен выше в разделе о трудовом договоре. Стороной договора не всегда является сам автор произведения, это может быть любой иной правообладатель, в том числе и юридическое лицо (например, работодатель, обладающий всеми исключительными имущественными правами на служебное произведение).

Исходя из характера передаваемых имущественных прав выделяют договоры о передаче:

  • исключительных имущественных прав (или имущественных прав на исключительной основе);
  • неисключительных имущественных прав (соответственно, имущественных прав на неисключительной основе).

Так, если заключается договор о передаче исключительных прав, то это означает, что только пользователь вправе самостоятельно использовать произведение в объеме, предусмотренном договором, он также вправе запрещать другим лицам использовать это произведение (в том числе и самому автору). При заключении договора о передаче неисключительных имущественных прав пользователь может использовать произведение предусмотренными в договоре способами, но не вправе запрещать кому-либо еще использовать это произведение (таким правом в данном случае обладает автор).

Но могут иметь место договоры, в которых одни имущественные права передаются как исключительные, а другие — как неисключительные. Или на определенный срок конкретное право передано на исключительной основе, а по истечении этого срока — на неисключительной основе. Стороны договора вправе выбрать любой вариант, если этого требуют их интересы.

Что касается формы авторского договора, ст. 32 Закона об авторском праве устанавливает следующее:

  • авторский договор должен быть заключен в письменной форме;
  • авторский договор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен и в устной форме;
  • при продаже экземпляров программ для ЭВМ и баз данных и предоставлении массовым пользователям доступа к ним допускается применение особого порядка заключения договоров.

Заключение авторского договора в письменной форме возможно следующими способами: составление и подписание единого документа или обмен перепиской, свидетельствующей о желании сторон заключить договор. Наиболее распространен первый вариант. К самому договору могут прилагаться описание произведения, календарный план, порядок распределения вознаграждения и др. (эти документы будут являться составной частью авторского договора).

Однако если авторский договор заключен не в письменной форме, то это не влечет его недействительности, а означает, что стороны лишаются права ссылаться на свидетельские показания для подтверждения факта наличия договора. Однако они могут при этом приводить иные доказательства: подпись автора при получении вознаграждения, переписку сторон и другие документы, подтверждающие наличие соглашения об использовании конкретного произведения (п. 1 ст. 162 ГК РФ). Необходимо обратить внимание, что авторский договор, заключенный в устной форме, предполагает, что по нему переданы неисключительные права и лишь на разовое использование произведения.

Содержание авторского договора и предмет договора

В авторском договоре необходимо отметить, какое именно произведение передается от автора пользователю. Вторым важным аспектом является объем и характер передаваемых прав на использование этого произведения. При составлении авторского договора нужно учитывать следующее. Пункт 4 ст. 30 Закона об авторском праве устанавливает, что передаваемые права считаются неисключительными, если в договоре не предусмотрено иное. Но судом исходя из содержания положений договора права могут быть признаны исключительными, даже если в договоре об этом не говорится.

Судебно-арбитражная практика. В п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Информационное письмо) приводится дело, по которому требования одной из сторон основывались на том, что в авторском договоре не было дословного указания на передачу автором исключительных прав. Соответственно, по мнению этой стороны, произошла передача неисключительных прав. Однако указанные доводы были отклонены судом, поскольку в тексте договора было сказано, что права передаются на четыре года, а автор не имеет права использовать эти произведения названными в договоре способами и разрешать такое использование третьим лицам. Буквальное толкование текста договора не оставило суду сомнений в том, что были переданы именно исключительные права.

Это интересно:  Как защитить авторские права в интернете

Кроме того, следует обратить внимание на то, что все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются непереданными (п. 2 ст. 31 Закона об авторском праве). Также сторона, получившая определенные имущественные права на использование произведения, вправе передавать (уступать) их третьим лицам, если такая возможность прямо установлена договором. Если, несмотря на отсутствие такого положения в договоре, права будут переуступлены, это повлечет недействительность как данного договора переуступки, так и всех последующих договоров (п. 10 Информационного письма).

Таким образом, в авторском договоре необходимо четко прописывать, какие именно имущественные права передаются, являются ли они исключительными, и при необходимости предусматривать возможность их уступки третьим лицам. Например, в договоре можно предусмотреть, что «передаются права на использование произведения всеми способами, указанными в ст. 16 Закона об авторском праве».

Еще один интересный аспект. По авторскому договору пользователь получает право на использование произведения определенным способом, указанным в договоре. Но обязан ли он этим правом воспользоваться во что бы то ни стало? Судебная практика исходит из того, что если в авторском договоре не предусмотрена обязанность фактически использовать произведение, то пользователь не обязан это делать (п. 8 Информационного письма). То есть после получения имущественных прав пользователь самостоятельно принимает решение, реализовать эти права или нет.

Срок передачи прав

Согласно ст. 31 Закона об авторском праве в авторском договоре должен быть предусмотрен срок, на который передаются имущественные права. Если указание на срок отсутствует, то договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения. Перед этим автор обязан за шесть месяцев до расторжения договора уведомить об этом пользователя.

Авторский договор может быть заключен и на весь срок действия авторского права на это произведение — в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Стороны могут предусмотреть в договоре и случаи его досрочного прекращения.

Территория использования прав

Кроме срока передачи прав, в авторском договоре необходимо указать территорию, на которую передаются имущественные права (территорию, на которую будет распространяться действие этого договора). Иначе действие передаваемых прав ограничивается территорией Российской Федерации. Примечательно, что в договоре нельзя предусмотреть передачу права на использование произведения только на части территории РФ (например, в пределах одного региона), поскольку согласно ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. «

Нередко в договорах предусматривается, что территория передачи права на использование произведения — весь мир. Такая формулировка не будет являться нарушением законодательства.

Авторское вознаграждение

В соответствии с п. 3 ст. 31 Закона об авторском праве вознаграждение автора определяется в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения. Если такой вариант расчета вознаграждения невозможен (в связи с характером произведения или особенностями его использования), вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы или иным способом. При указании в договоре фиксированной суммы Закон об авторском праве требует установления в договоре максимального тиража произведения. При выпуске дополнительных тиражей автор имеет право на дополнительное вознаграждение, определяемое соглашением сторон (в связи с этим нередко издательства завышают в договорах максимальный тираж). Если авторское вознаграждение определяется в виде процента, максимальный тираж может не устанавливаться.

Таким образом, авторский договор должен содержать условия о размере авторского вознаграждения или о порядке его определения. Форма, сроки, порядок выплаты и размер авторского вознаграждения самостоятельно определяются сторонами. При этом предусмотрено, что Правительством РФ устанавливаются минимальные ставки такого вознаграждения (Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»).

Помимо перечисленных выше требований к содержанию авторского договора, установленных отдельными статьями Закона об авторском праве, стороны вправе включить в договор любые иные требования, отвечающие интересам сторон и не противоречащие действующему законодательству.

Так, в авторском договоре, как правило, в разделе «Права и обязанности сторон», указываются сроки передачи произведения автором, порядок передачи, количество экземпляров, требования к внешнему виду, срок действия договора, основания и порядок изменения и расторжения договора, ответственность сторон и т.д. В договоре может быть предусмотрено, что при отсутствии каких-либо оговоренных элементов произведение считается несданным. Кроме того, стороны могут предусмотреть порядок осуществления автором контроля над использованием произведения (например, право автора знакомиться с бухгалтерскими и иными документами, содержащими сведения об использовании произведения). Также по своему усмотрению стороны вправе установить специальные основания для расторжения договора (например, право автора расторгнуть договор в случае непредоставления ему права ознакомиться с документами об использовании произведения).

Вместе с тем существуют некоторые ограничения по включению определенных положений в авторский договор:

  • предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, не известные на момент заключения;
  • условие авторского договора, ограничивающее автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, является недействительным;
  • предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем (исключение — авторский договор заказа).

Авторский договор заказа

Авторский договор заказа является особым видом авторского договора и заключается между автором и будущим пользователем произведения (заказчиком) по поводу произведения, которое еще не создано (ст. 33 Закона об авторском праве). При этом в договоре определяются условия, которым должно соответствовать произведение (например, объем, структура). Обязанностью автора по такому договору является не только создание, но и передача произведения заказчику. Кроме того, в договорах заказа предусматривается обязанность автора в согласованный с заказчиком срок внести в произведение необходимые исправления и добавления. При этом заказчик обязан выплатить автору аванс в счет последующего авторского вознаграждения.

Справка. Часто бывает, что стороны заключают смешанные договоры, то есть одновременно содержащие элементы разного вида договоров (например, помимо авторского, элементы договоров купли-продажи, аренды, подряда и др.). Это своего рода проявление основополагающего принципа договорного права — свободы гражданского договора. В таких случаях к части смешанного договора, содержащей положения о передаче авторских прав, применяются нормы авторского права, к другим частям договора — нормы соответствующего типа.

Итак, при заключении авторского договора необходимо уяснить, какие именно условия являются существенными для сторон договора и что необходимо получить от контрагента. Также следует убедиться, что договор заключается с автором или иным правообладателем и что права, передаваемые вам, не были до этого переданы иным пользователям. В случае заключения договора с автором или правообладателем, ранее уже заключавшими договоры на это произведение, требуется четко определить, какие права были переданы по другим договорам, чтобы впоследствии настоящий авторский договор не был признан недействительным.

Разграничение авторского и трудового договоров

Иногда на практике возникают сложности с разграничением указанных видов договоров. В этом случае правильная квалификация договора имеет большое значение, поскольку от вида договора напрямую зависит объем прав как автора произведения, так и пользователя. Так, когда заключенный договор, на основании которого было создано определенное произведение, не содержит указания на то, что это именно трудовой договор, он может быть признан авторским договором (что крайне невыгодно для работодателя, так как все исключительные имущественные права будут принадлежать автору произведения и с ним необходимо будет заключать авторский договор).

При определении вида договора необходимо учитывать, что предметом трудового договора является трудовая деятельность, то есть спорный договор предусматривает выполнение одной из сторон какой-то трудовой функции. В свою очередь, авторский договор предусматривает достижение конкретного творческого результата, согласованного сторонами. Но в отдельных случаях и трудовой договор может быть заключен с целью выполнения определенной творческой работы и создания в результате конкретного произведения. Как в этом случае доказать, что договор является трудовым, а не авторским? В такой ситуации значение имеют следующие обстоятельства: был ли автор произведения включен в трудовой коллектив, подчинялся ли правилам внутреннего распорядка, какие трудовые права и льготы были за ним закреплены, получал ли ежемесячное вознаграждение за выполняемую работу.

Однако необходимо учитывать один важный момент: даже если договор будет признан трудовым, а произведение — созданным штатным работником, но выяснится, что оно было создано не в связи с исполнением работником его служебных обязанностей, то все исключительные имущественные права на использование произведения будут принадлежать работнику, а не работодателю.

Как видно, для передачи авторских прав по авторскому договору необходимо согласовать целый ряд условий, являющихся существенными для сторон договора: условия об объеме и характере имущественных прав, о сроке передачи прав, о размере авторского вознаграждения и др. По авторскому договору всегда передаются только те имущественные права (способы использования произведения), которые прямо зафиксированы в договоре, и в случае отсутствия указания на то, что эти права являются исключительными, переданные права признаются неисключительными.

Работодатели же приобретают все имущественные права на служебное произведение, созданное сотрудником организации, в силу наличия трудовых отношений. Причем это всегда именно исключительные имущественные права (если в договоре с работником не предусмотрено иное). Следовательно, работодатели, являясь законными правообладателями, имеют полное право:

  • запрещать кому-либо использовать служебные произведения любыми способами, указанными в ст. 16 Закона об авторском праве;
  • воспроизводить и распространять служебные произведения в любом объеме, в любые сроки и в любых целях;
  • заключать авторские договоры о передаче имущественных прав на служебные произведения с иными пользователями (как на исключительной, так и на неисключительной основах).

Однако Закон об авторском праве наделяет определенными личными неимущественными правами и работников организации, являющихся авторами служебных произведений. Кроме того, ст. 14 Закона содержит обязательное требование о выплате работнику вознаграждения за каждое использование произведения. С целью избежания нарушений прав работников желательно вносить в трудовые договоры положения, касающиеся авторских прав работников и отмеченные в разделе про трудовой договор. Это будет определенной страховкой для работодателя при возникновении возможных споров. Проблема заключается в том, что типовые формы трудовых договоров, заключаемых организациями, как правило, не содержат таких положений. Кроме того, творческая работа, оформленная в качестве служебного произведения, может носить разовый характер, и помимо нее работник выполняет иные трудовые обязанности. Но, если служебные произведения имеют значительную ценность для организации, рекомендуется предусматривать соответствующие положения в трудовом договоре или заключать с работниками дополнительные соглашения, что впоследствии может значительно сэкономить время и деньги, потраченные на отстаивание интересов организации.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, studfiles.net, wiseeconomist.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector