Венская конвенция о праве международных договоров 1969

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

В настоящее время нормы международных договоров занимают основное место в международном праве в силу определенных причин, среди которых можно назвать следующие:

1) создание обычных норм является длительным процессом. Иногда возникают затруднения в установлении точного содержания обычной нормы. Процесс создания договорной нормы не такой длительный, а воли субъектов международного права имеют более выраженный характер;

2) процедура заключения и исполнения договоров детально разработана и определена (Конвенции о праве международных договоров 1969 г. и 1986 г.);

3) договорная форма предоставляет больше возможностей для согласования воль субъектов, нежели какая-либо другая.

Эти и другие причины обусловливают все более широкое использование договорного процесса создания международно-правовых норм. Субъекты международного права учитывают важнейшую роль договоров в международных отношениях и признают возрастающее значение договоров как источника международного права и средства развития мирного сотрудничества между государствами.

Международные договоры способствуют развитию международного сотрудничества в соответствии с целями Устава Организации Объединенных Наций, которые определены в ст. 1 Устава как:

1) поддержание международного мира и безопасности и принятия с этой целью эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проведение мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживания или разрешения международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;

2) развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принятие других соответствующих мер для укрепления всеобщего мира;

3) осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Международным договорам также принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.

В настоящее время Российская Федерация является участницей примерно двадцати тысяч действующих международных договоров. Расширение договорных связей России с другими странами обусловило необходимость совершенствования внутригосударственного законодательства, регламентирующего заключение ею международных договоров. Одним из важнейших актов российского законодательства в этой области является Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации». Он основан на положениях Конституции РФ 1993 года и обычных норм договорного права, кодифицированных в Венских конвенциях о праве международных договоров (1969 г.) и о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (1986 г.).

В теории международного права называют три стадии принятия международных обязательств:

1) принятие текста;

2) установление аутентичности, т.е. подлинности текста;

3) согласие на обязательность договора.

Федеральным законодательством России установлены следующие способы выражения согласия на обязательность обязательность договора:

Подписание как стадия заключения договора или форма выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора имеет место в том случае, если договор предусматривает его. Также подписание может быть оговорено в договоренности Российской Федерации и других участвующих в переговорах государств.

Подписание может быть, как это отмечается в теории, окончательным и предварительным. За окончательным подписанием, если оно не означает вступление договора в силу, следует акт утверждения договора. В качестве предварительного подписания обычно используют парафирование, т.е. подписание текста инициалами тех представителей, которые его непосредственно разрабатывали. После парафирования в текст международного договора запрещено вносить какие-либо изменения. За парафированием следует обычно окончательное подписание. Парафирование может быть превращено в окончательное подписание в соответствии с решением правительств участвующих государств.

Под «заключением» международного договора обычно понимают процесс принятия договора, т.е. окончательную стадию его заключения. «Полномочия» на заключение международного договора представляют собой официальный документ, которым государственный орган или должностное лицо, имеющее на это право, уполномочивает определенное лицо или лиц совершить те или иные действия по заключению договора:

1) ведение переговоров;

2) принятие текста договора или установление его аутентичности;

3) выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее договора;

4) совершение любого другого акта, относящегося к договору.

Иногда государство может не устраивать отдельное положение договора, хотя в целом договор является приемлемым. Для исправления данной ситуации существует оговорка как одностороннее заявление, сделанное при подписании, ратификации, утверждении, принятии договора или присоединении к нему, посредством которого выражается желание исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к Российской Федерации.

В соответствии с пунктом «к» статьи 71 Конституции РФ в ведении Федерации находятся международные договоры. Российская Федерация как суверенное государство обладает абсолютной правосубъектностью. Она может заключать международные и межгосударственные договоры и соглашения, участвовать в работе международных организаций, в системах коллективной безопасности, в универсальных и региональных государственных и межгосударственных организациях. Будучи суверенным государством, Российская Федерация обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир.

Международные договоры заключаются на разных уровнях, в связи с чем выделяют следующие виды международных договоров:

1) межгосударственные (договоры высшего уровня, заключаемые от имени Российской Федерации);

2) межправительственные (заключаемые от имени Правительства);

3) межведомственные (договоры, заключаемые на уровне ведомств).

В теории выделяют также следующие виды международных договоров. По кругу участников договоры подразделяются на двусторонние и многосторонние.

Двусторонними являются договоры, в которых участвуют два государства. Двусторонними могут быть и такие договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой — несколько. К многосторонним договорам относятся универсальные (общие) договоры, рассчитанные на участие всех государств, и договоры с ограниченным числом участников.

Договоры могут быть открытыми и закрытыми. К открытым относятся такие договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется или нет согласие других участвующих в них государств. Закрытыми являются договоры, присоединение к которым ставится в зависимость от согласия их участников. По объектам регулирования договоры могут подразделяться на политические, экономические, научно-технические и т.д.

Все вышеперечисленные договоры являются договорами государства в целом, и именно оно несет ответственность за их выполнение. Следовательно, договоры разных видов в соответствии с международным правом обладают равной юридической силой.

16. Стадии заключения международных договоров. Консенсус, аутентич­ность, альтернат.

В доктрине международного права выделяют следующие стадии заключения международных договоров: выработка текста и установление его аутентичности; принятие текста договора; выражение согласия на обязательность договора. Представляется целесообразным рассмотреть каждую стадию в отдельности.

1. Разработка текста договора уполномоченными на то лицами. Выступать от имени государства при разработке текста договора и на всех последующих стадиях управомочено только то лицо, которое наделено для этого необходимыми полномочиями. Полномочия — это документ, исходящий от компетентного государственного органа, посредством которого одно или несколько лиц назначаются представлять данное государство в целях ведения переговоров, принятия договора или установления его аутентичности, выражения согласия на обязательность договора или совершения иного акта, относящегося к договору. Главы государств, главы правительств, министры иностранных дел (по всем актам, относящимся к заключению договора); главы дипломатических представительств (для принятия текста договора между их государством и государством, при котором они аккредитованы); представители государств на международных конференциях или в международных организациях (для принятия текста договора на конференции или в организации) считаются представляющими свое государство без полномочий ex officio.

При заключении двусторонних договоров стороны обмениваются своими полномочиями, если договор многосторонний — сдают их в оргкомитет конференции либо в соответствующий орган международной организации.

Разработка текста договора может происходить на переговорах, на специально созываемых международных конференциях, в рамках международных организаций. Двусторонние договоры разрабатываются в основном на переговорах соответствующих государств. После того как текст договора согласован, необходимо установить его аутентичность, что означает, что текст договора окончателен и изменениям не подлежит. Аутентичность текста договора означает, что данный текст является подлинным и достоверным. В соответствии со ст. 10 Венской конвенции 1969 г. аутентичность может устанавливаться путем подписания, подписания ad referendum или парафирования самого текста договора либо заключительного акта конференции, содержащего этот текст. При этом необходимо иметь в виду, что сами договаривающиеся государства устанавливают, каким образом они будут определять аутентичность текста.

Подписание ad referendum (условное подписание) означает, что такое подписание нуждается в последующем подтверждении соответствующим государством или соответствующей международной организацией.

Под парафированием понимается, как правило, постраничное подписание текста договора инициалами представителей государств или международных организаций, причем после парафирования вносить в текст какие-либо поправки воспрещено, иначе данная процедура утратила бы свой смысл. Парафирование отличается от подписания и по техническим условиям: уполномоченные лица ставят свои инициалы в углу каждой страницы, но они не имеют права расписываться там, где должна стоять подпись за правительство или за государство.

Вообще, согласно Венской конвенции 1969 г., парафирование может быть и способом выражения согласия на обязательность договора, если об этом условятся стороны договора, хотя на практике такой способ применяется крайне редко.

2. Принятие текста договора. Текст договора может приниматься либо голосованием (единогласно, простым большинством, большинством в две трети голосов или иным большинством по соглашению сторон), либо консенсусом (без голосования, при отсутствии возражений участников переговоров. Если поступает хотя бы одно возражение, текст договора не может быть принят до тех пор, пока не будет изменено соответствующее положение договора или возражение не будет снято). Если договор разрабатывается в рамках международной организации, текст может приниматься путем голосования за резолюцию об одобрении договора. Текст договора, разрабатываемый на конференции, может приниматься также путем включения его в заключительный акт конференции, совещания.

Это интересно:  Юридическая природа договора дарения

3. Согласие на обязательность договора. С выражением согласия на обязательность договора связано вступление договора в силу. До тех пор, пока государство не выразит свое согласие на обязательность для него договора в целом или его части, оно не будет связано его положениями.

В доктрине международного права чаще всего указывают шесть наиболее употребляемых способов выражения согласия на обязательность договора, однако этот перечень не является исчерпывающим, т.е. возможны и другие способы, о которых стороны могут договориться.

Наиболее распространенным способом выражения согласия является подписание. Следует различать подписание как способ выражения согласия на обязательность договора и подписание под условием последующей ратификации, принятия, утверждения или одобрения.

Если в первом случае подписание договора его участниками влечет за собой его вступление в силу, то во втором случае вступление в силу наступает только при выполнении условия ратификации, принятия, утверждения или одобрения.

Необходимо отличать подписание под условием ратификации от упомянутого выше парафирования. Под последним принято понимать установление аутентичности текста, окончательное согласование текста международного соглашения, т.е. согласие с текстом не идентично с юридической точки зрения согласию на обязательность договора.

Как правило, подписание как способ выражения согласия на обязательность договора влечет за собой вступление его в силу. В этом случае в тексте договора прямо указывается, что он вступает в силу со дня подписания. Часто, однако, бывает так, что в тексте договора отсутствуют положения о его вступлении в силу. Исходя из сложившегося в международной практике правила, следует считать, что такие договоры вступают в силу со дня подписания.

В российской практике значительное большинство договоров заключается именно путем подписания. Это связано с тем, что по Конституции Президент и Правительство наделены достаточно широкой собственной компетенцией, в рамках которой они могут принимать решения, влекущие за собой обязательность договора для государства.

17.Форма и структура международных договоров. Недействительность, прекращение и приостановление действий международных договоров.

Венские конвенции 1969 и 1986 гг. исходят из презумпции действительности международных договоров, поскольку действительность договора или согласие участника на обязательность для него договора может оспариваться лишь на основе международного права. Только действительный договор создает права и обязанности, которые в нем предусматриваются.

В литературе принято различать прекращение и приостановление действия договора. Прекращение действия означает утрату договором с определенной даты юридической силы. Под приостановлением понимается временное прекращение действия договора.

Можно выделить внутренние и внешние основания прекращения действия договоров. К внутренним основаниям, предусмотренным в самом договоре, относятся:

1) истечение срока действия договора;

2) исполнение договора;

3) денонсация договора;

4) наступление предусмотренных в договоре событий или условий (например, сокращение числа участников договора, в результате которого оно становится меньше числа, установленного договором).

Внешние основания прекращения договоров, не предусмотренные договором, следующие: согласие на прекращение договора его участников; аннулирование договора; существенное нарушение условий договора одним или несколькими участниками; прекращение существования субъекта договора; возникновение новой императивной нормы международного права; коренное изменение обстоятельств; война.

Денонсация — это правомерный односторонний отказ государства от договора. Правовые отношения, возникшие до момента денонсации, признаются законными. Право государства на денонсацию может быть предусмотрено в самом договоре либо быть «подразумеваемым» (т.е. вытекать из общей правосубъектности государств). Денонсация договора, как правило, осуществляется в том же порядке и теми же органами, что и согласие на его обязательность (ратификация).

Аннулирование договора означает признание его недействующим, ничтожным с момента заключения.

Прекращение международного договора означает, что он утрачивает свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестает порождать для них права и обязательства. Прекращение международного договора само по себе не противоречит принципу их добросовестного выполнения.

Правомерное прекращение международного договора основывается на положениях самого договора и нормах международного права. Неправомерное прекращение международного договора представляет собой международный деликт и влечет международно-правовую ответственность.

В теории международного права действует презумпция действительности договоров. Однако при определенных обстоятельствах договоры могут быть признаны недействительными, не имеющими юридической силы.

В зависимости от последствий различают абсолютную и относительную недействительность договоров.

Абсолютная недействительность (т.е. недействительность договора с самого начала) влечет устранение всего совершенного по договору. Основаниями абсолютной недействительности могут быть: обманные действия другого государства; подкуп представителя государства; принуждение представителя государства; принуждение государства в результате угрозы силой или ее применения в нарушение принципов Устава ООН.

При относительной недействительности (т.е. недействительности с момента оспаривания) договора действия, совершенные добросовестно до ссылки на недействительность, не считаются незаконными лишь по причине недействительности договора.

Основаниями относительной недействительности являются:

1) нарушение нормы внутреннего права (государство не вправе ссылаться на то обстоятельство, что его согласие на обязательностьдоговора было выражено в нарушение положений его внутреннего права, если только данное нарушение не было явным и не касалось нормы его внутреннего права особо важного значения);

2) превышение представителем государства правомочий на выражение согласия на обязательность договора;

3) ошибка, которая касается факта или ситуации, существовавших при заключении договора, если они представляли существенную основу для согласия на обязательность. Возникновение новой императивной нормы международного права также влечет недействительность противоречащих ей договоров или отдельных положений.

От прекращения международного договора следует отличать приостановление действия международного договора. Последнее представляет собой перерыв в действии договора на какой-то период времени. Приостановление действия международного договора возможно в соответствии с положениями самого договора и нормами международного права.

В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года приостановление действия договора в отношении всех участников или в отношении какого-либо отдельного участника возможно:

1) в соответствии с положениями договора или

2) в любое время с согласия всех участников по консультации с договаривающимися государствами и договаривающимися организациями.

Также возможно приостановление действия многостороннего договора по соглашению только между некоторыми участниками, если возможность такого приостановления предусматривается договором или указанное приостановление не запрещается договором и не влияет ни на пользование другими участниками своими правами, вытекающими из данного договора, ни на выполнение ими своих обязательств, а также не является несовместимым с объектом и целями договора.

С момента прекращения договора его положения перестают быть частью правовой системы государства. Если государство денонсирует многосторонний договор, то он прекращает свое действие для него в соответствии с договорными постановлениями о денонсации. Между остальными участниками международный договор продолжает действовать вплоть до момента его прекращения или приостановления действия договора.

С момента прекращения договора его положения перестают быть частью правовой системы государства. Если государство денонсирует многосторонний договор, то он прекращает свое действие для него в соответствии с договорными постановлениями о денонсации. Между остальными участниками международный договор продолжает действовать вплоть до момента его прекращения или приостановления действия договора.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ПРАВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ»(Заключена в г. Вене 23.05.1969)

О ПРАВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ
(Вена, 23 мая 1969 года)
Государства — участники настоящей Конвенции,
учитывая важнейшую роль договоров в истории международных отношений,
признавая все возрастающее значение договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе,
отмечая, что принципы свободного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanda получили всеобщее признание,
подтверждая, что споры, касающиеся договоров, как и прочие международные споры, должны разрешаться только мирными средствами и в соответствии с принципами справедливости и международного права,
напоминая о решимости народов Объединенных Наций создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров,
принимая во внимание принципы международного права, воплощенные в Уставе Организации Объединенных Наций, такие как принципы равноправия и самоопределения народов, суверенного равенства и независимости всех государств, невмешательства во внутренние дела государств, запрещения угрозы силой или ее применения и всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех,
полагая, что кодификация и прогрессивное развитие права договоров, осуществленные в настоящей Конвенции, будут способствовать достижению указанных в Уставе целей Организации Объединенных Наций, а именно поддержанию международного мира и безопасности, развитию дружественных отношений между народами и осуществлению их сотрудничества друг с другом,
подтверждая, что нормы международного обычного права будут по-прежнему регулировать вопросы, которые не нашли решения в положениях настоящей Конвенции,
договорились о нижеследующем:
ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ

Договоры между государствами

В результате освоения данной главы студенты должны:

знать

  • • Венскую конвенцию о праве международных договоров;
  • • стадии заключения договоров между государствами;
  • • вступление договора в силу и его прекращение;
  • • исполнение международных договоров;
  • • контроль за выполнением договорных обязательств;

уметь

  • • ориентироваться в источниках права международных договоров;
  • • анализировать, толковать и правильно применять договорные нормы;
  • • давать оценку актуальных международных событий с точки зрения соблюдения государствами и другими субъектами международного нрава договорных обязательств;

владеть навыками

  • • оперирования основными международно-правовыми понятиями (дефинициями), применяемыми в праве международного договора;
  • • работы с источниками права международного договора;
  • • выявления фактов нарушения права международного договора.

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. (далее – Венская конвенция, Конвенция) представляет собой кодекс права международных договоров, состоящий из 85 статей и приложения). Данная Конвенция регулирует основные вопросы заключения, действия и приостановления действия договоров, заключаемых между государствами.

Это интересно:  Какой срок давности договора дарения

Венская конвенция закрепляет общий принцип, согласно которому каждое государство правоспособно заключать международные договоры. Термин «государство» употребляется в Конвенции в том же смысле, что и в Уставе ООН. Имеется в виду государство в международно-правовом смысле, независимо от формы правления или государственного устройства – унитарного или федеративного. В Конвенции подтвержден принцип международного права, согласно которому государства суверенны и каждое правоспособно заключать международные договоры, реализуя важнейший элемент своей международной правосубъектности. При этом государство выступает участником международного договора в целом, как

таковое. Независимо от того, какой орган государства заключил международный договор (глава государства, правительство или ведомство), субъектом международного договора будет государство в целом, именно оно несет ответственность по заключенным его органами договорам. Ни один государственный орган не может обладать правами, которые вместе с тем являются правами самого государства.

Из текста данной Конвенции вытекает, что участниками международного договора должны быть не менее двух государств – субъектов международного права.

«Участвующее в переговорах государство» означает государство, участвовавшее в составлении и принятии текста договора.

«Договаривающееся государство» – это государство, согласившееся на обязательность для него договора.

«Участник» – государство, которое согласилось на обязательность договора и для которого договор находится в силе.

«Третье государство» не является участником договора.

Согласно Венской конвенции на всех стадиях заключения договоров государство представляют либо лица, могущие представлять государство в силу своих полномочий, либо лицо, предъявляющее полномочия.

Полномочия – документ, исходящий от компетентного органа государства, посредством которого одно или несколько лиц назначаются представлять это государство в целях ведения переговоров, принятия текста договора или установления его аутентичности, а также выражения согласия данного государства на обязательность для него договора (в ряде случаев).

Субъекты большинства федераций (США, Бразилия, Аргентина, Индия и др.) нс обладают правоспособностью самостоятельно заключать международные договоры с иностранными государствами. Все полномочия по заключению международных договоров целиком находятся в руках федерации, которая выступает в качестве субъекта международных договоров. В некоторых государствах (ФРГ, Швейцария) договорная правоспособность субъектов – земель и кантонов – закреплена в конституциях этих федераций. Вместе с тем в других странах международная правосубъектность субъектов федерации предусмотрена отдельными актами федеральной власти. Однако договоры, заключенные субъектами федераций с иностранными государствами, не являются международными договорами и источниками международного права.

Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных догово­ров 1969 г.

Одной из самых распространенных форм правового сотрудничества государств и иных субъектов МП явля­ется заключение межд. договоров и соглашений. Межд. договор— это явно выраженное соглашение между дву­мя или несколькими субъектами МП, регулирующее их отношения путем создания взаимных прав и обязанно­стей в политической, культурной и других областях. Межд. договор является основным источником МП. В то же время это важный инструмент осуществления внеш­ней функции государств. В настоящее время в мире на­считывается свыше полумиллиона межд. многосторон­них и двусторонних договоров. Основными источниками права межд. договоров являются: Венская конвенция о праве межд. договоров 1969 г.; Венская конвенция о пра­вопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.; Венская конвенция о праве договоров между государст­вами и межд. организациями или между межд. организа­циями 1986 г. Необходимо иметь в виду, что положения, касающиеся порядка заключения, исполнения и денон-. сации международных договоров РФ, содержится также в Конституции РФ и Федеральном законе РФ «О межд. договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г.

^ Венская конвенция 1969 г.подчеркивает важную роль межд. договоров как средства мирного сотрудниче­ства между государствами независимо от различия их социально-экономических систем, рассматривает самые различные вопросы договорного права, такие как поря­док заключения межд. договоров, их значение для треть­их государств, основания недействительности догово­ров, право на оговорку, закрепляет такие новые момен­ты, как участие в договоре не признающих друг друга го-

сударств, право государств на участие в универсальных договорах, функции депозитария’ и другие важные во­просы права межд. договоров. Конвенция 1969 г. являет­ся основным источником права межд. договоров:

Объектоммежд. договора являются, как правило, от­ношения субъектов МП по поводу материальных и нема­териальных благ, действий и воздержания от действий.

^ Классификация и виды межд. договоров.

1. По количеству участников: двусторонние; многосторонние.

2. По вопросам, в них рассматриваемых: общие многосторонние договоры; договоры, имеющие глобальное значение; специальные договоры.

3. По территориальному влиянию: универсальные; региональные;

4. По доступности участия в межд. договоре: открытые;

^ Объектмежд. договора определяется по его наимено­ванию или исходя из содержания общих положений. Сто­ронамимежд. договора могут быть только субъекты МП.

^ Наименования межд. договоров в зависимости от содержания.

Пакт — военно-политический договор.

Соглашение — межправительственный договор по эко­номическим вопросам.

Конвенция — договор по техническим (процессуаль­ным!) вопросам.

Картель — договор о выдаче преступников и о военно­пленных.

Конкордат — договор, заключенный с Ватиканом.

^ 16. Стадии заключения международных догово­ров. Ратификация. Вступление в силу. Регист­рация

Заключение международного договора(МД) озна­чает все действия государства, начиная от перегово­ров и кончая вступлением договоров в силу. Процесс заключения МД может быть разделен на стадии.К ним относятся составление и принятие текста до­говора, установление аутентичности текстов догово­ра и выражение согласия на обязательность до­говора.

Как правило, заключению договора предшествует до­говорная инициатива,т. е. предложение одного госу­дарства или группы государств заключить определен­ный договор с одновременным представлением проек­та текста договора. Подготовка текстадоговора осу­ществляется путем переговоров через обычные дипло­матические каналы, на межд. конференциях и в межд. организациях. Принятием текста договора заканчива­ются, в сущности, переговоры между государствами от­носительно подготовки этого текста. Межд. практика выработала новую форму принятия текста договора на межд. конференциях и в межд. организациях — приня­тие текста договора без голосования, путем согласова­ния позиций участников и при отсутствии официальных возражений со стороны любого из участников. Такая форма принятия текста договора получила название консенсуса.

После завершения переговоров необходимо устано­вить аутентичность МД. Тексты договора оформляются на языках участников договора, при этом разноязычные

тексты должны по своему логическому содержанию со­ответствовать друг другу.

Последней стадией заключения договора является выражение согласия государств и других субъектов МП на обязательность договора. Установлены следующие способы выражения согласия: подписание договора, об­мен документами, образующими договор, ратификация договора, его принятие, утверждение, присоединение к нему или любой другой способ, о котором условились стороны.

Наиболее распространенным способом выражения со­гласия на обязательность договора является его подпи­сание. Следующим способом выражения согласия на обязательность договора является ратификация.В со­ответствии с Венскими конвенциями ратификация — это межд. акт. Ратификация означает, в сущности, ту проце­дуру, которую МП признает необходимой для того, что­бы договоры стали обязательными. Это предполагает обмен ратификационными грамотами в случае двусто­ронних договоров и их сдачу на хранение депозитарию в случае многосторонних договоров. В результате рати­фикации МД приобретает для государства обязательную силу.

XX столетие характеризуется тем, что МД стали ре­гистрироваться.До Второй мировой войны регистра­цией договоров занимался Секретариат Лиги Наций. С образованием ООН государства, являющиеся ее членами, обязаны регистрировать свои договоры в Секретариате ООН. Если договор не зарегистрирован, то государства не могут ссылаться на него ни в одном из органов ООН.

^ 17. Форма и структура международных догово­ров. Оговорки

Форма международных договоров.Договор заклю­чается, как правило, в письменной форме, но Венская конвенция о праве МД признает и устную форму (так на­зываемое джентльменское соглашение). Однако догово­ры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространенной формой является письмен­ная, поскольку только в письменной форме четко и кон­кретно фиксируются права и обязанности сторон.

МД представляет собой единую систему взаимосвя­занных норм, которые все вместе и каждая в отдельно­сти обязательны для сторон.

К структуредоговора относятся его составные части, такие как:

2) содержание договора;

3) заключительная часть;

Важной частью договора является преамбула, по­скольку в ней часто формулируются мотивы заключения и цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора.

Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.), главы (Устав ООН) или части (Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.). В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования.

В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения догово-

ров, срок действия, язык, на котором составлен текст до­говора, и т. д.

МД часто имеют приложения (содержат технико-юри­дические нормы по выполнению условий договора) в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т. д. Приложения могут являться не­отъемлемой частью договора, если об этом прямо ука­зывается в самом тексте договора.

Оговорка— одностороннее действие, посредством ко­торого государство желает исключить из текста договора положение, которое, по его мнению, противоречит тексту договора или по другим основаниям

Оговорка может быть сделана с условиями.

1. Если договор прямо не запрещает оговорок, а также при подписании, ратификации, утверждении и присоединении к МД.

2. Если договор подлежит ратификации, то оговорка, сделанная при подписании, должна быть воспроизведена в ратификационной грамоте.

3. Если договор заключен между ограниченным числом участников или если из объекта и целей следует, что он должен применяться между отдельными участниками, то договор должен приниматься всеми участниками договора, однако если одна из сторон возражает против оговорки, то это не препятствует участию государств в этом договоре, но между тем государством, которое возражает против оговорки, и государством, которое эту оговорку приняло, правоотношение по вопросу оговорки не действует.

Это интересно:  Договор на авторский надзор по проекту

4. Участник, сделавший оговорку, вправе в любой момент ее снять. Право на оговорку является суверенным правом каждого государства.

1 ^ 18. Недействительность, прекращение и приоста­новление действия международных догово­ров. Денонсация

Действительным считается МД, если он в целом или в какой-либо части не противоречит основным принципам или императивным нормам МП. Одним из важнейших усло­вий действительности договора является соблюдение ус­тановленных правил его заключения. Венская конвенция 1969 г. указывает конкретные обстоятельства недействи­тельностиМД. МД является недействительным, если:

— он заключен с явными нарушениями внутренних кон­ституционных норм;

— согласие на обязательство по договору дано по ошибке;

— государство заключило договор под влиянием об­манных действий другого участвующего в перегово­рах государства;

— согласие государства было выражено в результате прямого или косвенного подкупа его представителя другим участвующим в переговорах государством;

— согласие представителя получено под принуждени­ем или угрозами, направленными против него;

— договор в момент заключения противоречил основ­ным принципам МП.

Прекращение действияМД есть утрата его ■ юридиче­ской силы.

Прекращение договора возможно в следующих случаях:

1. При исполнении МД.

2. При истечении срока договора.

3. При обоюдном согласии сторон.

4. При возникновении новой императивной нормы общего МП.

5. Денонсациядоговора означает правомерный отказ государства от договора на условиях, предусмотренных соглашением сторон в самом договоре, осуществляется высшим органом государственной власти, с уведомлением контрагента.

6. Признание договора недействительным в силу принуждения государства к его подписанию, обмана, ошибки, противоречия договора норме jus cogeiu.

7. Прекращение существования государства или изменение его статуса.

8. В силу коренного изменения обстоятельств не может применяться в отношении договоров, устанавливающих границу, и в результате изменения обстоятельств при нарушении договора стороной, ссылающейся на эти обстоятельства.

9. Аннулирование— признание договора недействительным в одностороннем порядке. Правомерными основаниями являются: существенное нарушение контрагентом обязательств по договору, недействительность договора, прекращение существования контрагента и т. д.

10. Наступление отменительного условия; в договоре может быть предусмотрено условие, при наступлении которого прекращается действие договора.

11. Приостановлениедоговора — прекращение его действия на определенное (неопределенное) время. Это временный перерыв в действии договора под влиянием различных обстоятельств. Приостановление действия договора имеет следующие последствия (если участники не согласились об ином):

— освобождает участников от обязательства выпол­нять его в течение периода приостановления;

— не влияет на другие установленные договором пра­вовые отношения между участниками.

^ Тема 7. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ИХ ЗАЩИТА 19. Понятие прав и свобод человека и их класси­фикация

Права человека с позиций МП — это права, существенные для характеристики правового положения лица в любом со­временном обществе. Различные общества имеют разные социальные возможности для обеспечения прав человека. Но в принципе для государств характерно определенное совпадение взглядов на то, какие права должны быть пре­доставлены индивидам и закреплены в национальных зако­нах. Права человека — одна из отраслей современного МП, которая объединяет отрасли и нормы, закрепляющие основ­ные и производные права человека и определяющие стан­дарты демократии в межд. и национальных системах.

В современных условиях межд.-правовое значение прав человека возросло несоизмеримо, поскольку боль­шинство демократических государств признает в качест­ве основополагающего принципа примат прав человека над всеми остальными сферами взаимных обязанностей государства и общества.

Права и свободы человека обладают особым юриди­ческим качеством: они незыблемы. В соответствии с Конституцией РФ они «неотчуждаемы и принадлежат ка­ждому от рождения». При этом ни межд. договор, ни нор­мы внутреннего права не могут нарушать или ущемлять основные права и свободы человека.

В межд.-правовых документах традиционно сохраня­ется классификация прав человека в соответствии с их содержанием. В этой связи выделяют:

— естественные права: право на жизнь, на свободу и т. д.;

-гражданские права: право на правосубъектность, право на судебную защиту, неприкосновенность жи­лища, переписки и т. д.;

— политические права: свобода передвижения и выбора места жительства, право убежища, право гражданства, свободы мысли, совести, право ассоциаций, право на участие в управлении своей страной, право голоса;

— экономические права: право собственности, свобода предпринимательства;

— социальные права: право на социальное обеспечение, право на труд, на свободный выбор работы и т. д.;

— культурные права: право на свободное участие в культурной жизни общества, право на защиту своих моральных и материальных интересов и т. д.

^ Межд. документы в области прав человека:Устав ООН;

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;

Межд. пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

Межд. пакт об экономических, социальных и культур­ных правах 1966 г.;

Иные межд. договоры (например, Конвенции МОТ).

В МП существует концепция трех поколений прав че­ловека.

К первому поколениюправ относят гражданские и по­литические права. Они подлежат реализации в государст­ве для обеспечения его демократического устройства.

Ко второму поколениюправ относят экономические, социальные и культурные права. Реализация данных прав требует определенных социальных, экономических и культурных условий,

К третьему поколениюправ относятся так называе­мые коллективные права. Данные права принадлежат крупным объединениям индивидов (народам, нациям). Так, к коллективным правам относятся право на самооп­ределение, право свободно распоряжаться своими есте­ственными богатствами.

^ 20. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.: содержание и оценка

Всеобщая декларация прав человека 194? г. относится к резолюциям межд. организаций, имеющим рекоменда­тельный характер. Генеральная Ассамблея ООН провоз­гласила Всеобщую декларацию прав человека в качест­ве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства, с тем чтобы каждый чело­век и каждый орган общества стремились путем просве­щения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению путем национальных и межд. прогрессивных мероприятий всеобщего и эффек­тивного признания и осуществления их как среди наро­дов государств — членов ООН, так и среди народов тер­риторий, находящихся под их юрисдикцией.

Декларация провозгласила право каждого человека на свободу и равенство вне зависимости от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеж­дений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит.

Декларация содержит следующие общие основные права человека.

Право на жизнь и личную неприкосновенность. Никто не должен содержаться в рабстве, подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его дос­тоинство обращению и наказанию.

Право на равную защиту закона, на эффективное вос­становление в правах компетентными национальными

судами в случаях нарушения его основных прав. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задер­жанию или изгнанию. Каждый человек, обвиняемый в со­вершении преступления, имеет право считаться неви­новным до тех пор, пока его виновность не будет уста­новлена законным порядком.

Никто не может подвергаться произвольному вмеша­тельству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репута­цию.

Право свободно передвигаться и.выбирать себе место­жительство в пределах каждого государства, покидать любую страну, включая свою собственную, и возвра­щаться в свою страну, искать убежища от.преследова-ния в других странах и пользоваться этим убежищем.

Право на гражданство; на охрану семьи; на свободу мысли, совести и религии; на свободу убеждений и на свободное их выражение; на свободу мирных собраний; право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно из­бранных представителей; право на труд, на справедли­вые и благоприятные условия труда и на защиту от без­работицы, на равную оплату за равный труд; право на образование.

Морально-политический авторитет Декларации очень высок, и государства с ней считаются, хотя формально она не налагает на них юридических обязательств. До­вольно широко распространено мнение, что положения Всеобщей декларации прав человека превратились в межд. обычай.

21. Международный пакт об экономических, соци­альных и культурных правах человека 1966 г. Международный пакт о гражданских и полити­ческих правах человека 1966 г. Межд. пакт об экономических, социальных и куль­турных правах человекасодержит:

1) экономические права:

— право на владение имуществом;

— право на право народа свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и др.;

2) социальные права:

— право на труд и свободный выбор профессии;

— право? на равную оплату за равный труд;

— правосвободно создавать профессиональные союзы;

-право на справедливое и удовлетворительное воз­награждение, обеспечивающее достойное человека существование;

— право на вступление в брак и создание семьи;

— право на защиту материнства и детства;

— право на отдых и досуг;

— право на жизненный уровень, необходимый для под­держания здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище и медицинский уход);

— право на социальное обеспечение на случай безработи­цы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления ста­рости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам и др.;

3) культурные права:

— право на защиту моральных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художест­венных трудов автора;

— право на образование;

— право на участие в культурной жизни;

— право на пользование результатами научного про­гресса и их практического применения и др.

Статья написана по материалам сайтов: www.zonazakona.ru, studme.org, mykonspekts.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector