+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Современные проблемы права международных договоров

Автор: Андрей Нестеров ✔ 04.12.2016

Нестеров А.К. Актуальные проблемы развития международного права и его перспективы // Энциклопедия ODiplom.ru

В статье предпринята попытка изучить особенности международного права конца XX и начала XXI веков и выявить основные перспективы его развития.

Актуальность изучения проблем развития современного международного права обусловлена влиянием ряда событий на мировое правовое поле на рубеже столетий.

Во-первых, в XX веке произошел распад колониальной системы, и появились страны третьего мира», увеличив таким образом количество субъектов мировой политики и международного права.

Во-вторых, почти в самом конце прошлого века прекратил свое существование Советский Союз Социалистических Республик, с которым также связывают и общий распад мировой социалистической системы.

В-третьих, в международных вопросах ключевым аспектом стало наличие ядерного оружия у ядерных держав.

Развитие современного международного права

После бурного периода научно-технического прогресса в первой половине XX века человеческая деятельность многократно расширилась, а во второй половине XX века данный процесс существенно усилился. Основными направления развития международного права стали вопросы урегулирования межгосударственных отношений в сфере морского дна, Антарктики, континентального шельфа, высотных слоев атмосферы, космоса, небесных тел и т.д. В конце XX века международное право перестало быть ограничено земным пространством, так как охватило все государства, народы, континенты, океаны, земную поверхность и подземное пространство, после чего действие международного права стало распространяться за пределы планеты.

Ключевыми документами второй половины XX века в сфере международного права стали Договор об Антарктике 1959 г., Договор по космосу 1967 г., Договор о неразмещении на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия 1971 г., Соглашение о деятельности государств на Луне 1979 г., Венская конвенция по защите озонового слоя 1985 г. и т.д.

В результате к концу второй половины XX века сложилась уникальная ситуация, когда международные нормы права стали существенно отличаться от старого международного права, сохранив, однако ряд правовых принципов в той или иной степени полноты их действия. Сюда относятся принципы суверенитета государств, принцип невмешательства во внутренние дела и принцип выполнения межгосударственных обязательств. Однако сфера применения данных принципов к концу XX века была искажена вследствие отсутствия действенных механизмов их практической реализации и контроля применения. С другой стороны появились новые принципы международного права, которые обладают взаимными противоречиями, что используется в международной практике ситуативным образом. К таким принципам относятся принцип самоопределения народов, принцип территориальной целостности государств, принцип уважения прав человека, международная уголовная ответственность, мирное разрешение споров, принцип неприменения силы и угроз, ответственность государств за агрессию и международные преступления, такие как геноцид, апартеид и др.

Ключевыми событиями XX века, которые повлияли на состояние международного права в конце XX века, стали следующие:

  • распад колониальной системы и появление стран «третьего мира»,
  • прекращение существования СССР и распад мировой социалистической системы,
  • появление ядерного оружия и ядерных держав.

Эти события оказали огромное влияние на международное право на рубеже столетий и обусловили его современное состояние.

Основной проблемой в области международного права выступает тот факт, что, несмотря на ликвидацию колониальной системы и прекращение противостояния между группами стран, в мире так и не сложилось объективной обстановки взаимовыгодного сотрудничества государствами и равноправного партнерства. В начале XXI века началось развитие международного сотрудничества на основе многополярного мироустройства, что обусловило появление новых вызовов в системе международного права.

Особенности развития международного права в конце XX века

Результаты международного права в конце XX века сопряжены с последствиями трех событий, ставшими катализаторами международных общественных отношений, которые в настоящее время обусловлены взаимосвязанным характером развития национальных экономик разных государств посредством хозяйственных связей.

Противопоставительный характер развития государств, принадлежащих к капиталистической и социалистической формациям, привел к масштабному военному конфликту, по окончании которого колониальная система окончательно распалась. В результате образовался так называемый «третий мир», в который на конец 60-х годов XX века входило более 2/3 государств планеты. Большинство государств появилось вследствие получения колониями независимости от европейских государств. Вплоть до конца 80-х годов XX века страны «третьего мира», не имея четко выраженной ориентации своего будущего развития, в значительной степени корректировали отношения государств капиталистической и социалистической систем, в целом способствуя прогрессу в международном праве.

В начале 90-х годов XX века мировые отношения претерпели существенные метаморфозы, когда прекратил свое существование СССР, что окончательно обозначало распад социалистической формации, завершив процессы, начатые в результате социально-экономических преобразований в Китае, Вьетнаме и ряде других социалистических стран, а также объединения ФРГ и ГДР. Эти события способствовали углублению развития международных экономических отношений и глобализации хозяйственных связей в масштабах планеты.

Появление ядерных держав (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай), способствовало созданию правовой системы регулирования распространения ядерного оружия. В первую очередь, Договор о нераспространении ядерного оружия одобренный резолюцией 2373 (XXII) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 июня 1968 года [2].

К концу XX века международное право развивалось под влиянием изменений межгосударственных отношений. На тот момент актуальным стал вопрос проблемы иммунитета государства. Данный вопрос сопряжен с суверенитетом государства.

Суверенитет – это один из признаков государства, его неотъемлемое свойство, заключающееся в полноте законодательной, исполнительной и судебной власти на своей территории; в неподчинении государства, его органов и должностных лиц властям иностранных государств в сферах международного общения [10].

При этом иммунитет государства означает его неподсудность суду другого государства. Следует отметить, что в Евросоюзе государства поступились значительной частью своего суверенитета с целью получения экономических выгод от взаимной интеграции. Напротив, ряд государств, например, Иран, КНДР полностью исключают любую возможность утраты части своего суверенитета. Некую сбалансированную позицию пытаются выработать Россия, Китай, Индия, исходя из принципа приоритета национальных интересов в международных отношениях и взаимного уважения участников мирового сообщества. США пытаются удерживать позицию гегемона, исходя из принципа неприкосновенности собственного суверенитета и национальных интересов при одновременном игнорировании вопросов суверенитета других государств.

В рамках развития международных экономических отношений ключевым аспектом является организация мирового экономического порядка. С конца XX века в постоянном противостоянии находятся две тенденции: либерализация и протекционизм. Либерализация предполагает отказ от ограничений в международных отношениях, а протекционизм исходит из необходимости защиты национальной экономики от иностранной конкуренции. В настоящее время направление либерализации сосредоточено в рамках ВТО, а протекционистские меры ряд государств вводит, руководствуясь собственными представлениями об экономической безопасности, используя для этого комплекс тарифных и нетарифных мер для защиты внутреннего рынка. «Основные сферы развития международных правоотношений: правовые режимы товарооборота, доступа товаров на внутренний рынок, защиты рынка, принципы расчетов по товарообороту, использование тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли, импорта/экспорта, контроля за мировыми ценами на товарных рынках, регулирования товаропотоков, транспортировки товаров, правовой статус частных лиц, осуществляющих ВЭД и т.п.» [9]

Для регулирования вопросов международного права государства используют следующие методы [12] регулирования:

  • метод двустороннего регулирования отношений: договоры и соглашения;
  • метод многостороннего регулирования: пакеты соглашений ВТО и других международных организаций (ОПЕК и др.);
  • метод наднационального регулирования: применяется в рамках международных организаций, например, АБИИ, МВФ и др.;
  • метод диапозитивного регулирования – с помощью диспозитивных норм международного права;
  • метод императивного регулирования – с помощью императивных норм международного права.

В рамках международного права основным институтом является ООН, документы которого определяют большинство критически значимых вопросов международного права. Одним из важных аспектов является регулирование силового воздействия на межгосударственном уровне. Согласно статье 2 Устава ООН [1], запрещается угроза силой или её применение, при этом под силой понимается именно вооруженная сила, тогда как вопросы аспектов применения экономической силы или давления остается за рамками данного документа. В политической сфере в системе ООН существует Совет Безопасности ООН, который призван определять наличие применения силы и принимать решения о контрмерах, а применительно к экономической силе такого механизма не существует. Вместе с тем, Совет Безопасности ООН неоднократно прибегал к экономическим санкциям, например, в отношении Южной Родезии, ЮАР, Ирака и др. стран, но каждый раз речь шла о применении мер ответственности в форме экономических санкций за нарушения Устава ООН в политической сфере. Вместе с тем США и страны НАТО неоднократно действовали в обход решений Совета Безопасности ООН в политической сфере, используя вооруженную силу для достижения национальных интересов США.

На конец XX века основными тенденциями развития современного международного права являлись следующие [14]:

  1. Переход от методов двустороннего регулирования к методу многостороннего регулирования;
  2. Расширение объектной сферы международного права;
  3. В международном праве сложилась ситуация, при которой экономически более развитые государства пользуются большими выгодами от использования международно-правовых норм;
  4. Легализация преференций предоставляемых друг другу государствами в рамках экономической интеграции;
  5. Развитие наднационального регулирования;
  6. Господствующее положение экономически более развитых государств позволяло им осуществлять меры экономического диктата без учета международных норм;
  7. Неразборчивое применение государствами экономических санкций на основании собственной квалификации юридических фактов.

Сложившиеся тенденции обусловили возникновение множества противоречий, которые объективно стали препятствием для дальнейшего развития государств на условиях равноправного взаимовыгодного существования. В результате на рубеже веков в международном праве сложились фундаментальные условия формирования поляризационных процессов и отказа от недействующих механизмов международного права.

Современное международное право: результаты и перспективы

Вопрос о состоянии актуальных вопросов международного права неоднократно поднимал Владимир Владимирович Путин в Послании Президента Федеральному собранию:

«Противоречия, свойственные современной системе международных отношений, проявляются в самых различных сферах – от военно-политической до гуманитарной. Сейчас уже не приходится сомневаться в том, что романтические настроения, связанные с распадом Советского Союза и прекращением идеологического противостояния между Западом и Востоком, оказались не более чем иллюзиями, что уже не раз происходило в мировой истории. Жизнь показала: на смену идеологическим противоречиям приходят геополитические, которые по силе своего накала не уступают, а, может быть, превышают политико-идейные разногласия. История, таким образом, не остановилась, а перешла лишь на новый виток своего развития» [3].

«Хочу подчеркнуть: или мы будем суверенными – или растворимся, потеряемся в мире. И это, конечно, должны понять другие державы. Все участники международной жизни должны это понять. И, понимая, укреплять роль и значение международного права, о котором мы так много говорим в последнее время, а не подстраивать его нормы под чьи-то конъюнктурные интересы, вопреки основополагающим его принципам и здравому смыслу, считая всех вокруг малообразованными людьми, которые не умеют читать и писать» [4].

Таким образом, современное мировое развитие становится все более противоречивым и более динамичным, что распространяется и на международное правовое поле. В период после окончания холодной войны человечество так и не приблизилось к преодолению ранее существовавших противоречий, более того, появились новые вызовы, которые сопряжены с разными уровнями социально-экономического развития, социальным расслоением, а также различиями между странами разных цивилизаций. В этой связи требуется активизация использования важнейшего инструмента мировых отношений, которым является международное право, при условии его единообразного понимания всеми странами.

«Международное право становится фактом объективной действительности только тогда, когда в наличии имеется как минимум два государства, отношения между которыми неизбежно должны быть урегулированы определенными правилами поведения» [11]. Можно объективно согласиться, что необходимость международного права в современных условиях имеет естественный характер. Вместе с тем, несмотря на динамичное развитие, «основным субъектом международного права остается государство, которое выступает в самых различных формах и проявлениях, но при этом сохраняет свое качество международной правосубъектности» [11].

В то же время, в системе международных отношений произошли значительные изменения в начале XXI века, когда помимо государств активными их активными участниками стали международные межправительственные организации, а также появился ряд международных неправительственных организаций, которые стремятся активно влиять на международное правотворчество и международную правоприменительную практику. При этом деятельность международных неправительственных организаций может приводить к осложнению межгосударственных отношений, что объективно требует формирования правовых основ их деятельности в международном поле. Так, акции международной экологической организации «Гринпис» на судне «Arctic Sunrise», вылившиеся в попытку воспрепятствовать работе российской нефтяной платформы «Приразломная» в Арктике, привели к аресту активистов и членов экипажа судна, что вызвало определенное осложнение в отношениях между Россией и Нидерландами. Кроме этого, наблюдается нарастающая тенденция вмешательства в международное право негосударственных участников, в первую очередь транснациональных корпораций и государственных компаний. Отдельно следует отметить и вопрос об ограниченной международной правосубъектности индивида, который, хотя и не отменяет суверенитета государств, имея субсидиарный по отношению к национально-правовым средствам характер, косвенно способствует процессу включения международных норм в национальную правовую систему. Вместе с тем, результирующим аспектом развития международной системы права стал урегулированный вопрос о предмете международного права, которым является сфера межгосударственных отношений.

Еще один важный аспект международного права сосредоточен в финансовой сфере. В начале XXI века был создан прецедент, когда национальный закон одного государства вынудил соблюдать его другие государства без учета международных норм права. Концепция Закона о соблюдении условий налогообложения зарубежных счетов или «FATCA» [7], предполагает реализацию права налоговых органов США получить сведения о счетах в зарубежных финансово-кредитных учреждениях, которые принадлежат американским налогоплательщикам. Закон вводит требование, чтобы зарубежные банки и другие финансовые организации отчитывались перед американской налоговой службой об имеющихся у них счетах американских клиентов и удерживали некоторые налоги в пользу американского бюджета. Для этого зарубежная финансовая организация должна заключить соответствующее соглашение с налоговыми органами США [6]. Формально, данный закон позволяет США, начиная с 2014 года, требовать от всех европейских стран систематического получения банковских данных по счетам живущих в Европе американских граждан. На практике же это означает отказ стран, ратифицировавших «FATCA», от института банковской тайны в отношении США. При этом страна, которая откажется от подписания данного закона, рискует попасть под экономические, организационные и политические санкции. В рамках данного закона американскими налогоплательщиками признаются [7]:

  • граждане США,
  • граждане США с двойным гражданством,
  • владельцы Green Card,
  • лица, которые долгое время работают в США,
  • все американские юридические лица.

Следует отметить, что «FATCA», помимо декларируемых целей, имеет задачу ослабить конкуренцию и снизить конкурентоспособность иностранных финансово-кредитных организаций. Таким образом, очевидно использование США ряда инструментов для повышения прибыльности американских финансово-кредитных организаций.

Это интересно:  Договор дарения денег ребенку

Следует также особо отметить, что в начале XXI века вновь остро встал вопрос о применении силовых мер воздействия на суверенные государства, комплексно характеризуемых гуманитарной интервенцией. С точки зрения правовых принципов данный инструмент должен использоваться под эгидой ООН на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН. Практика реализации таких действий, их цели, состав, результативность всякий раз имеют конкретно-исторические особенности, однако до сих пор не выработано единого механизма их реализации. При этом отсутствует общепринятое понимание как природы данного явления, так и правовых оснований для их осуществления. Одно из обобщающих определений таково: «гуманитарная интервенция – применение вооруженной силы одним государством или группой государств против другого государства для защиты в нем прав человека (граждан этой страны)» [8]. При этом защита прав человека осуществляется без согласия данного государства. Необходимо отметить, что допустимость, правомерность и применимость интервенции определяется согласно положениям Устава ООН, однако анализ практики применения свидетельствует, что эти условия не соблюдаются в полной мере, в частности, примерами могут служить события в Косово и Ираке.

Исторические аспекты гуманитарных интервенций в страны Африки, Ближнего Востока, Европы, Латинской Америки – всего около 30 прецедентов – позволяют судить, что в случае массовых нарушений прав человека в том или ином государстве, например, геноцида населения, которые государство не хочет остановить или не способно это сделать, являются фундаментальным основанием для Совета Безопасности ООН принудительно принять меры для защиты прав человека в форме гуманитарной интервенции. Однако осуществление гуманитарных интервенций показывает, что оно часто связано с отсутствием достаточных оснований. Вместе с тем, критериального подхода к определению оснований применения мер Советом Безопасности ООН не выработано в системе международного права. Равно как не выработано критериального или комплексного подхода к определению ответственности государств, осуществляющих интервенции в страны под предлогом защиты прав человека. Это создало опасные прецеденты, когда США и ряд стран Европы вмешивались во внутренние дела других государств под таким предлогом, не имея на то оснований согласно Уставу ООН. Прежде всего, это происходило таким образом, чтобы, используя вооруженную силу, обеспечить соблюдение национальных интересов США. «Без наличия достаточных оснований и установленного порядка реализации гуманитарных интервенций, их организационно-правового закрепления сохраняются широкие возможности произвольного нарушения суверенитета государств, вмешательства в их внутренние дела, массового нарушения прав человека под прикрытием лозунгов об их защите, а так же использования их определенными государствами в своих целях» [13]. Вместе с тем представляется объективным, что гуманитарные интервенции должны рассматриваться как вынужденная мера по защите прав человека путем применения вооруженной силы и регулироваться на политическом уровне в Совете Безопасности ООН. В целом согласно международному праву существует только два правовых основания применения силы одной страной или группой стран на территории другого государства: либо на основании решения Совета Безопасности ООН, либо на основании официальной просьбы о военной помощи официального правительства данного государства. Однако, следует отметить, что в современных условиях в международном правовом поле отсутствует проработанный механизм реализации принципа «ответственности за защиту», которую должны нести страны, применяющие вооруженную силу на территории другого государства на основе мандата ООН или просьбы официального правительства. Кроме этого вопрос международно-правовой реализации интервенций с целью защиты прав человека не оттеняет и решение проблемы допустимости таких интервенций в контексте универсализации международной организации процесса. Это, в свою очередь, требует скоординированной работы ООН как универсальной и наиболее представительной международной организации в данном направлении, однако в настоящее время такой тенденции не прослеживается.

Выводы

Перспективы международного права связаны, прежде всего, с решением вызовов, угрожающих современному человечеству, как единому социуму. В настоящее время сохранение международного права и безопасности находится в сфере влияния ООН, поэтому то, какую роль будет играть ООН в урегулировании любых межгосударственных вопросов планетарного масштаба или регионального значения, определит и будущие фундаментальные перспективы собственно международного права.

Если исходить из концепции неукоснительного соблюдения ранее принятых документов на уровне ООН, то можно предложить возможность следующих тенденций.

  • Во-первых, ООН – это правовое сообщество равноправных и равно суверенных государств. Следовательно, выработка взаимовыгодных соглашений, договоров, документов в интересах обеспечения мира должна превалировать над национальными интересами государств, считающих себя исключительными государственными образованиями.
  • Во-вторых, ликвидация прецедентов вольной интерпретации норм международного права – одна из основных задач. Необходимо достижение единообразного понимания одних и тех же норм международного права и их идентичная реализация во всех случаях.
  • В-третьих, предотвращение коллапса международного права вследствие возможных социальных, экономических, финансовых, политических катаклизмов, кризисов и иных подобных ситуаций. ООН может обеспечить функционирование платформы для соответствующей работы межгосударственных комиссий различных стран.
  • В-четвертых, способствовать развитию концепции многополярного мира, сторонниками которой являются Россия, Китай, Индия, Иран, ЮАР, Бразилия, Аргентина и ряд других стран. Для этого необходимо эволюционным путем ликвидировать условия для возникновения конфликтов, как в плане сопротивления таким изменениям со стороны существующих центров политической силы, так и в плане создания коллективной системы мирового устройства на принципах консолидации соблюдения национальных интересов и суверенитета всех государств.

Актуальные проблемы международного права и мировой экономики

В межгосударственных отношениях вопросы войны и мира всегда занимали центральное место. Но во второй половине XX века они приобрели особую остроту в связи с появлением и совершенствованием таких страшных видов оружия, как ядерное, химическое и биологическое. Одной из ключевых проблем в международном праве, является неподчинение предписаниям, соглашениям, договорам, конвенциям и другим документам, принимаемым ООН в целях обеспечения международной безопасности.

Вопросы войны и мира всегда занимали центральное место в межгосударственных отношениях. Но во второй половине XX века они приобрели особую остроту в связи с появлением и совершенствованием таких страшных видов оружия, как ядерное, химическое и биологическое. Одной из ключевых проблем в международном праве, является неподчинение предписаниям, соглашениям, договорам, конвенциям и другим документам, принимаемым ООН в целях обеспечения международной безопасности. Зачастую агрессоры просто-напросто игнорируют призывы ООН к урегулированию конфликта мирным путем до тех пор, пока не будет применена сила. Также часто бывает, когда государство-агрессор, действуя в своих интересах, ставит под угрозу безопасность других стран.

В современных условиях в XXI веке акты терроризма всѐ больше приобретают угрозу безопасности всех существующих государств мира, больших и малых. По своему характеру и масштабу терроризм превратился в глобальную проблему современности. Одним из потенциальных средств, используемых террористами могут быть ядерное оружие и иные устройства, содержащие радиоактивные материалы, доступ к которым в настоящее время появился у террористов. Особая опасность ядерного терроризма объясняется и тем обстоятельством, что в результате их совершения возможны большие человеческие жертвы, тяжелые экологические последствия [1]. Характер этих вызовов таков, что с ними невозможно эффективно бороться усилиями отдельных государств. В этих условиях возрастает важность многостороннего сотрудничества.

Современный этап развития Республики Казахстан, становление суверенитета, реформирование всех сфер жизни общества необычайно актуализируют изучение тем, которые до последнего времени оставались практически не исследованными. К их числу относятся вопросы, характеризующие вопросы безопасности Республики Казахстан.

Во внешнеполитическом активе Казахстана имеются такие акции и инициативы, как отказ от ядерного оружия и обретение безъядерного статуса с получением гарантий безопасности от ведущих держав. Широкий резонанс обрели такие проекты, как создание Евразийского союза, созыв Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

Как независимое суверенное государство Казахстан стал участником договоров о нераспространении оружия массового уничтожения, в первую очередь — Договора о нераспространении ядерного оружия, подписал Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и об уничтожении химического оружия, а также имеющий особое значение для нашей страны Договор о всеобъемлющем запрещении ядерного оружия, договоров о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, по противоракетной обороне и о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, об обычных вооруженных силах в Европе. Постоянно ведется работа по присоединению к другим многосторонним договорам в сфере разоружения и контроля над вооружениями.

В современный период международное право играет, пожалуй, как никогда ранее, особо важную роль в деле обеспечения стабильности международных отношений, поддержания международного правопорядка. Представляя собой юридическую форму современных международных отношений, международное право непосредственно служит делу поддержания международного мира и безопасности.

Международная безопасность в международном праве определяется следу- ющим образом: это положение в мире, состояние системы международных отношений, при котором страны мира соблюдают общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе и Устав ООН. Основными принципами международной безопасности являются: неприменение силы или угрозы силой; разрешение международных споров мирными средствами; развитие партнерских отношений между странами и их международное сотрудничество; уважение равноправия и самоопределения народов; принятие коллективных мер по предотвращению и подавлению актов агрессии и других нарушений мира. Реальная возможность обеспечения международной безопасности возникло в послевоенные десятилетия в результате прогрессивных изменений в мире, прежде всего краха фашизма. Большое значение имело создание, укрепление и расширение ООН в целях поддержания мира и международной безопасности. Совет Безопасности ООН является органом, несущем главную ответственность за поддержание международного мира и международной безопасности.

Широкое хождение понятие «безопасность» получило в Соединенных Штатах в конце 1940-х — начале 1950-х годов, когда этим термином начали обозначать комплексную сферу военно-гражданских исследований стратегии, технологий, контроля над вооружениями в условиях холодной войны, когда проблема военного противостояния, особенно в новом ядерном измерении, превратилась в доминирующую сферу международных отношений [4].

Термин «безопасность» постепенно входил в советский военный и политический словарь по мере интенсификации контактов с Западом, прежде всего в области контроля над вооружениями, а затем по мере вовлечения СССР в обсуждение соответствующих проблем в рамках подготовки, проведения и реализации решений Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Введение этого понятия в научный и практический оборот в СССР, как это было и в ряде других случаев, например, в начале обсуждения таких категорий, как «политическая наука», «теории международных отношений» и многих других, начиналось под прикрытием его критики. Полную легитимность это понятие получило после 1985 г. в ходе перестройки, а затем после распада СССР и в Российской Федерации, в частности, после создания Совета безопасности РФ, разработки концепции национальной безопасности, появления научных публикаций по проблемам национальной и международной безопасности.

Основным источником права международной безопасности является Устав ООН, в частности его I, VI и VII главы. В том числе документами, регламентирующими обеспечение мира, являются резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, конкретизирующие, уточняющие и дополняющие Устав. Также к источникам права международной безопасности относятся договоры, препятствующие гонке ядерных вооружений (например, Договор о нераспространении ядерного оружия от 12 июня 1968).

В настоящее время сфера международной и национальной безопасности является одной из ключевых областей деятельности любого государства, предметом внутриполитической борьбы, внимания гражданского общества, научных исследований. Это, в свою очередь, требует осознанного подхода к проблемам национальной и международной безопасности со стороны не только специалистов, но и как можно более широкого круга граждан. Именно по этим причинам проблемы национальной и международной безопасности становятся частью программ образовательных институтов, публикаций, обращенных не только к специалистам, но и к широкой публике.

Особая роль в обеспечении международной безопасности принадлежит международному праву. Существует широкий комплекс международно- правовых средств обеспечения международной безопасности: мирные средства разрешения международных споров; системы коллективной безопасности (универсальные и региональные); меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению; неприсоединение и нейтралитет; меры доверия.

Одним из наиболее эффективных международно-правовых средств сохранения мира и предотвращения войны являются разоружение и ограничение вооружений. Разоружением принято считать комплекс мер, направленных на прекращение наращивания средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Что касается вооружения, то здесь главной задачей ООН является предотвращение распространения оружия массового поражения. Этот процесс регламентируют соответствующие договоры и конвенции. Например, такие как: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963, Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 13 января 1993, Договор об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 и многие другие.

При выполнении договоренностей в области разоружения мировое сообщество все более будет нуждаться в опоре на международные силы как эффективное средство предотвращения конфликтов и обеспечения мира на планете. Миротворческие операции ООН становятся основной формой интернационализации усилий, действенным инструментом многостороннего воздействия на враждующие стороны.

Контроль за разоружением является одним из обязательных элементов разоружения. Соглашения по разоружению предусматривают согласованные контрольные механизмы. Национальные технические средства контроля представляют собой такие средства, которые находятся вне контролируемой территории. Это сейсмические станции, другое оборудование, искусственные спутники Земли, принадлежащие одним государствам, с помощью которых ведется контроль за деятельностью других государств на их территории. Предусматриваются также дополнительные меры, способствующие проведению контроля, например оснащение контролируемых объектов, особыми опознавательными знаками, обмен данными о вооружениях, о местах их размещения и т.д.

Государства обязаны воздерживаться от вооруженного вмешательства и всех других форм вмешательства или попыток угрозы направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ. Ни одно государство не должно применять или поощрять применение экономических, политических или каких-либо других мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ.

В соответствии с целями и принципами ООН государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн.

Каждое государство обязано воздерживаться от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или от потворствования организационной деятельности в пределах собственной территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда акты связаны с угрозой силой или ее применением. Государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость. Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государства мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.

Все государства пользуются суверенным равенством. В частности, понятие суверенного равенства включает следующие элементы: государства юридически равны; каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств; территориальная целостность и политическая независимо государства неприкосновенны; каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы.

Это интересно:  Отчуждение автомобиля по договору купли продажи

В заключении необходимо отметить, что с успешным решением первоочередных задач, связанных с выработкой и апробацией внешнеполитических приоритетов, возникла необходимость постановки более масштабных и стратегически ориентированных целей. В основу нынешнего миропорядка должны быть заложены принципы суверенитета и территориальной целостности государства.

Современные проблемы права международных договоров

ПРОБЛЕМЫ ТОЛКОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

Кулезнева Екатерина Владимировна

студент 4 курса, кафедра «Правовых дисциплин» Филиала ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), РФ, г. Озерск

Поперина Екатерина Николаевна

научный руководитель, преподаватель кафедры «Правовых дисциплин» Филиала ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), РФ, г. Озерск

В настоящее время отмечается значительный рост мировой экономики и усиление тенденции к укреплению международных экономических связей между государствами.

На сегодняшний день различные страны активно ведут друг с другом торговлю товарами (экспорт и импорт), услугами и так далее. Данные внешнеторговые операции, как правило, осуществляются на основании заключаемых между государствами внешнеэкономических контрактов. Иными словами, речь идет о совершении так называемых внешнеэкономических сделок.

Так, на прошедшей в Харбине с 15 по 19 июня 2013 года Китайской международной торгово-экономической ярмарке объем заключенных внешнеэкономических сделок составил 13,99 млрд. долларов США. Сумма экспортно-импортных контрактов, подписанных с российскими партнерами, достигла 8,69 млрд. американских долларов, что составляет 79 % общего объема аналогичных сделок. По данным статистики, на этой ярмарке были заключены внешнеторговые контракты на сумму 11,39 млрд. долларов США, в частности, сумма контрактов по экспорту составила 6,46 млрд. долларов, по импорту — 4,93 млрд. долларов. Суммы контрактов по импорту черных металлов, лесоматериалов, бумаги и бумажных изделий, нефти и нефтепродуктов составили 680, 640, 620 и 600 млн. долларов. На Харбинской ярмарке также были заключены контракты по осуществлению 11 проектов за рубежом, договорная сумма по которым достигла 640 млн. американских долларов [4].

Все внешнеэкономические сделки регламентируются сложным комплексом материально-правовых и коллизионных норм. Материально-правовые нормы, как правило, содержатся в международных договорах, конвенциях, соглашениях.

При рассмотрении споров, вытекающих из внешнеэкономических обязательств, перед судами встает задача из всего многообразия норм, содержащихся в международном договоре, выбрать такую норму, которая регулировала бы сложившееся правоотношение. Перед тем как применить к правоотношению соответствующую норму судам необходимо разъяснить ее, то есть произвести толкование.

В данный момент учеными-юристами отмечается множество проблем, связанных с толкованием норм международных договоров, регулирующих внешнеэкономические отношения.

Так, Канашевский В.А. в своей монографии «Внешнеэкономические сделки: материально-правовое и коллизионное регулирование» отмечает, что толкование международных договоров, регламентирующих гражданско-правовые отношения, имеют свою специфику, обусловленную тем, что оно осуществляется коммерческими арбитражами, национальными судами, а также самими контрагентами соответствующих гражданско-правовых договоров. В связи с этим в процессе толкования не всегда используются все предусмотренные международным правом способы и средства толкования [3, с. 162].

На наш взгляд, сформулированная Канашевским В.А. проблема связана отчасти с так называемым пробелом правового регулирования. На сегодняшний день во многих странах действует Венская конвенция о праве международных договоров, принятая 23 мая 1969 года. Так в статьях 31 и 32 Конвенции дается описание общему правилу толкования, указываются основные принципы, в соответствии с которыми должно осуществляться толкование норм, кроме того предусматриваются дополнительные средства толкования [1, с. 31, 32].

Однако стоит отметить, что Конвенция не дает определения понятиям «толкование», «способы толкования», «средства толкования», что является существенным пробелом правового регулирования. Толкование представляет собой важную и неотъемлемую часть процесса применения нормы к соответствующему гражданско-правовому отношению. В рамках преодоления сложившегося пробела правового регулирования и облегчения задачи судам, осуществляющим разъяснение норм, необходимо, во-первых, разработать понятия «толкование», «способы толкования», «средства толкования», во-вторых, закрепить данные понятия в Венской конвенции о праве международных договоров.

Кроме того стоит отметить, что в процессе толкования у судов часто возникают трудности, связанные с разъяснением отдельных цивилистических категорий, установлением значения терминов, содержащихся в текстах конвенций. В рамках решения сложившейся проблемы представляется целесообразным разработать для судов список рекомендаций о порядке осуществления толкования.

Указанные нами проблемы в сфере толкования международных договоров в настоящий момент остаются нерешенными. Садыкова Э.Л. в своей диссертации «Проблема целевого толкования международных договоров» подчеркивает, что проблемы, связанные с вопросами толкования международных договоров, часто приводят к фактическому неисполнению или несоблюдению юридической нормы. Эффективность нормы связана с его результативностью. Учет правил толкования позволяет в значительной степени снизить вероятность возникновения затруднений с уяснением смысла того или иного положения, или термина договора, тем самым влияя на процесс его правореализации [5]. Так, в российском праве закреплены следующие правила толкования договора судами:

1. установление буквального значения содержащихся в договоре слов и выражений;

2. сопоставление значения соответствующего условия с другими условиями и смыслом договора в целом в случае неясности буквального значения условия;

3. выяснение действительной общей воли сторон с учетом цели договора, когда применение первых двух правил не позволяет определить содержание договора [2, с. 431].

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать ряд необходимых выводов.

Во-первых, суды в процессе толкования не всегда используют все предусмотренные международным правом способы и средства толкования. Данная проблема, на наш взгляд, связана с отсутствием в международном законодательстве определения понятий «толкование», «способы толкования», «средства толкования». В связи с чем, мы предлагаем к статье 31 Венской конвенции о праве международных договоров сделать примечания 1, 2 и 3 следующего содержания: «толкование — это одна из основных стадий процесса применения нормы к соответствующему гражданско-правовому отношению, включающая в себя интеллектуально-волевую деятельность субъекта толкования по уяснению и разъяснению смысла норм права в целях их наиболее правильной реализации»; «способы толкования — это имеющие свою специфику приемы и средства, с помощью которых раскрывается смысл применяемой нормы права»; «средства толкования — это основные и дополнительные средства, с помощью которых выясняется содержание нормы». Далее мы предлагаем сделанные к Конвенции поправки внести на рассмотрение ООН.

Во-вторых, в процессе толкования у судов часто возникают трудности, связанные с разъяснением отдельных цивилистических категорий, установлением значения терминов, содержащихся в текстах конвенций. Данная проблема может привести к искажению истинного смысла правовой нормы, в связи с чем цель толкования, а именно обеспечение правильного и единообразного понимания и реализации права, не будет достигнута.

В-третьих, в рамках решения указанной проблемы мы предлагаем примерные рекомендации о порядке осуществления толкования:

· первоначально необходимо уяснить смысл соответствующей правовой нормы либо категории, термина, содержащегося в тексте международного договора. Уяснение следует проводить посредством грамматического, историко-политического, логического и систематического способов толкования;

· на втором этапе необходимо разъяснить, то есть изложить смысл и содержание нормы;

· на следующем завершающем этапе необходимо принять акт толкования (постановление, определение суда и так далее), являющийся результатом мыслительной деятельности субъекта толкования и придающей ей правовую форму;

· в случае возникновения трудностей, связанных с толкованием норм, субъектам толкования следует обращаться к судебной практике в том числе и международной;

· в случае если у субъекта толкования не получается установить подлинный смысл нормы, либо осуществить ее перевод, то следует обратиться к специалисту, обладающему соответствующими знаниями по возникшей проблеме.

Список литературы:

1.Венская конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23.05.1969)// Ведомости ВС СССР. — 1986. — 10 сентября. — № 37. — Ст. 772. — Ст. 31, 32.

2.Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ// Российская газета. — 1994. — 8 декабря. — № 238—239. — Ст. 431.

3.Канашевский В.А. Внешнеэкономические сделки: материально-правовое и коллизионное регулирование. М.: «Волтерс Клувер», 2008. — 296 с.

4.Объем внешнеэкономических сделок на 24-й Харбинской международной торгово-экономической ярмарке приблизился к 14 млрд. долл. США // russian.cri.cn. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://russian.cri.cn / 841/ 2013/ 06/19/1s472584.htm (дата обращения 07.12.2013).

5.Садыкова Э.Л. Проблема целевого толкования международных договоров: Автореф. дис. канд. юр. наук. Казань, 1994. — 20 с.

“Актуальные проблемы международного права”

экономического развития и торговли

“Актуальные проблемы международного права”

(третья ступень высшего профессионального образования)

Автор: доцент Ганюшкина Е. Б.

Рекомендовано секцией УМС

Одобрена на заседании кафедры

“24″ октября 2003 г.

Утверждено УС факультета

“___” ____________ 2003 г.

I. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС

Специализированный курс не входит в число дисциплин Федерального компонента.

II. Пояснительная записка

Автор программы: кандидат юридических наук, доцент Ганюшкина Е. Б

Требования к студентам:

Предполагается, что, приступая к изучению курса “Актуальные проблемы современного международного права”, студенты изучили Общую и Особенную части базового курса “Международное право” и овладели навыками работы с международными договорами, умеют пользоваться материалами международных конференций и международных организаций.

Общая и Особенная части базового курса “Международное право” ориентированы на нормы и принципы действующего международного права. Настоящий специализированный курс разработан для того, чтобы ознакомить студентов с международно-правовыми проблемами, которые еще предстоит решить, либо в отношении которых имеется несколько точек зрения. Выбор тем спецкурса обусловлен также тем, что многие важные вопросы (например, распространение массовой информации, предотвращение незаконной миграции, регулирование мирной ядерной деятельности), которые могут быть полезны выпускникам Государственного Университета – Высшей Школы экономики в их дальнейшей практической работе, не охвачены базовым курсом “Международное право”. Специальный курс “Актуальные проблемы современного международного права” призван восполнить эти пробелы и обозначить ряд направлений дальнейшего развития международного права.

Программа спецкурса может меняться по мере того, как часть дискуссионных до настоящего времени проблем перейдет в категорию действующего международного права.

Программа курса рассчитана на один учебный семестр (40 аудиторных часов).

Методика преподавания курса предполагает изучение теоретических вопросов в ходе чтения лекций, проверку их усвоения и способность использования полученных знаний при рассмотрении вопросов, вынесенных для обсуждения на семинарские занятия. Студентам предоставляется возможность самостоятельно соприкоснуться с актуальными проблемами международного права при написании рефератов/ эссе на тему “Международные проблемы окружающей среды в XXI веке” (может быть выбран любой нерешенный или находящийся в стадии обсуждения аспект международно-правовой охраны окружающей среды, либо освещена современная практика применения действующих международных договоров в этой области).

Учебная задача дисциплины:

— ознакомить с актуальными проблемами и тенденциями в развитии современного международного права;

— привить навыки использования теоретических международно-правовых знаний для анализа и правильной оценки современных международных отношений;

— разъяснить механизм выполнения международных обязательств государств и последствия несоблюдения или ненадлежащего соблюдения норм международного права.

Текущий контроль: краткое обсуждение изученного материала в ходе аудиторных занятий, написание рефератов.

Итоговый контроль: сдача зачета (складывается из ответа по билету, оценки за реферат, с учетом посещаемости и активности поведения в ходе аудиторных занятий) .

III. Содержание программы.

Тема 1. Правовая оценка предложений о включении в систему международного права транснационального права.

Разработка Кодекса поведения транснациональных корпораций в рамках Экономического и Социального Совета ООН. Анализ современной редакции Кодекса поведения транснациональных корпораций и других международных актов, регламентирующих деятельность ТНК. Усилия Международной организации труда по защите социальных прав трудящихся от негативного воздействия транснациональных корпораций.

Тема 2. Проблема предотвращения незаконной иммиграции.

Различия понятий “незаконная” и “нелегальная миграция”. Современные проблемы деятельности Международной организации по миграции. Соглашения с участием Российской Федерации по предотвращению незаконной миграции. Обеспечение соблюдения минимальных международных стандартов в области прав человека в ходе борьбы с незаконной миграцией. Проблемы, возникающие при обнаружении незаконных мигрантов на транспорте, осуществляющем международные перевозки, например, в открытом море.

Тема 3. Мнения относительно международной правосубъектности индивидов.

Основания для постановки вопроса о правосубъектности индивидов. Развитие международных институтов прав человека и их влияние на теории об ограниченной правосубъектности индивидов. Индивиды – субъекты международной уголовной ответственности за международные преступления.

Тема 4. Права и свободы народов. Международно-правовые проблемы национальных меньшинств и коренных народов.

Коллективные права народов – третье поколение прав человека. Положения о правах народов Венской декларации и программы действий, принятых на Всемирной конференции прав человека 1993 г. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18 декабря 1992 г.

Тема 5. Принцип территориальной целостности государств.

Соотношение принципа территориальной целостности государств с принципом нерушимости границ и принципом равноправия и самоопределения народов в современном международном праве. Развитие положений Устава ООН и Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества государств в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г. о принципе территориальной целостности в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и решениях органов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Тема 6. Современный сепаратизм и его международно-правовая оценка.

Критерии теории международного права, позволяющие отличить право наций на самоопределение от явлений сепаратизма. Проблема Квебека. Невис и Сент-Кристофер. Истоки Техасского сепаратизма в США. Религиозный сепаратизм уйгуров (провинция Синьцзян) КНР.

Тема 7. Нерешенные территориальные разногласия и пути их мирного урегулирования:

а) спор между Великобританией и Аргентиной о Фолклендских (Мальвинских) островах и модели его разрешения;

б) Кипрская проблема;

в) территориальные проблемы России, связанные с послевоенным урегулированием:

1) статус г. Калининград и Калининградской области, влияние на правовой режим российского полуанклава соседних государств-членов Европейского Союза;

2) правовая оценка притязаний Японии на Курильские острова;

г) оценка современного статуса Крыма, перспективы его изменения.

Тема 8. Международно-правовые проблемы архипелага Шпицберген.

Современный статус и правовой режим архипелага Шпицберген. Основные положения Договора о Шпицбергене 1920 г. и круг его участников. Шпицберген как территория общего пользования. Значение архипелага Шпицберген для Российской Федерации. Неправомерность одностороннего изменения режима архипелага Шпицберген законодательными актами Норвегии.

Тема 9. Правовые проблемы Каспийского моря

История международно-правового регулирования Каспийского моря. Действующие международные соглашения о режиме Каспийского моря. Дискуссии о статусе Каспийского моря. Договоренности о разделе каспийского континентального шельфа. Правовые основы для применения норм международного морского права для регулирования судоходства на Каспии. Разработка минеральных ресурсов Каспия и сохранение уникальных видов живых организмов.

Тема 10. Проблемы делимитации морских пространств Баренцева и Берингова морей.

История подписания и временного применения Соглашения между СССР и США о линии разграничения морских пространств от 1 июля 1990 г. Разногласия между РФ и США в уяснении смысла Соглашения 1990 г. Дискуссии в Государственной Думе РФ при вынесении Соглашения 1990 г. на ратификацию. Современный статус Соглашения 1990 г. российско-норвежские переговоры о разграничении морских пространств в Баренцевом море.

Это интересно:  Договор дарения сколько платить налог

Тема 11. Противоправность попыток одностороннего изменения режима Черноморских и Балтийский проливов.

Современный статус и правовой режим Черноморских и Балтийских проливов. Современные условия судоходства торговых судов в Черноморских. Попытки Турции изменить положения Конвенции Монтре о режиме проливов 1936 г. путем реализации внутренних регламентов и правил. Результаты обсуждение проблемы Черноморских проливов в Международной морской организации (ИМО). Тенденции к внедрению разрешительного режима прохода и пролета через Балтийские проливы, ревизия Копенгагенского трактата 1857 г.

Тема 12. Контроль со стороны государства порта иностранных торговых судов – новый аспект международного морского права.

Меморандум (Парижский) о взаимопонимании в отношении контроля со стороны государства порта 1982 г. Меморандум (Токийский) о взаимопонимании по контролю со стороны государства порта для Азиатско-Тихоокеанского бассейна 1993 г. и другие региональные соглашения о контроле со стороны государства порта. Решения Международной морской организации о региональном сотрудничестве в проведении контроля за судами. Тенденции к расширению сферы применения портового контроля за пределы государственных границ прибрежных государств и их правовая оценка. Участие Российской Федерации в региональных соглашениях о контроле со стороны государства порта, организация контроля за соблюдением международных стандартов иностранными торговыми судами, заходящими в порты РФ.

Тема 13. Международно-правовые средства обеспечения безопасности гражданской авиации.

Международные стандарты Международной организации гражданской авиации (ИКАО), направленные на обеспечение безопасности полетов в международном воздушном пространстве. Борьба за исключение из сферы международных полетов воздушных средств, не соответствующих признанным международным стандартам. Контроль со стороны государства-аэропорта за соблюдением международных стандартов. Техническая и социальная безопасность гражданской авиации. Поиск и спасание самолетов с помощью Международная спутниковая система КОСПАС-САРСАТ. Тенденции к дальнейшему развитию международного воздушного права.

Тема 14. Правовой статус смешанных экипажей пилотируемых космических объектов. Правовое регулирование прикладных видов космической деятельности .

Смешанные экипажи пилотируемых космических объектов (состав, общие подходы к вопросу юрисдикции в отношении членов смешанных экипажей). Кодекс поведения экипажа Международной космической стации. Соглашение между Правительством Канады, Правительствами государств-членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством РФ и Правительством США относительно сотрудничества по Международной космической станции гражданского назначения от 29 января 1998 г. Международно-правовая регламентация осуществления спутниковой электросвязи. Международные принципы осуществления дистанционного зондирования Земли. Космическая метеорология и навигация. Проблемы космического права, связанные с коммерциализацией космической деятельности.

Тема 15. Проблемы осуществления дипломатической защиты. Содействие дипломатических представительств и консульских учреждений представителям российского бизнеса и российским гражданам за границей.

Классическая, объективистская и смешанная концепции дипломатической защиты, доктрина Кальво об ограничении государством дипломатической защиты. Основания предоставления дипломатической защиты. Дипломатическая защита – право, а не обязанность государств. Условия, при которых предоставляется дипломатическая защита. Особенности оказания дипломатической защиты некоторым категориям физических лиц. Проблемы дипломатической защиты юридических лиц. Отличие дипломатической защиты от функциональной защиты международных организаций. Вклад Комиссии международного права ООН в развитие института “дипломатическая защита”.

Тема 16. Международно-правовая охрана культурных ценностей. Похищенные и незаконно вывезенные культурные ценности.

Международно-правовое регулирование защиты культурных ценностей до Второй мировой войны. Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг о культурных ценностях. Пакт Рериха, VП международная конференция американских государств 1933 г., Договор о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников (вашингтонская конвенция), от 15 апреля 1935 г.

Изъятия культурных ценностей в порядке ответственности за агрессию. Принцип реституции в мирных договорах 1947 г. Правовые основания для возврата культурных ценностей, перемещенных в 1945 – 1949 гг.

Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., Второй и Первый протоколы к ней (Исполнительный регламент). Европейская культурная конвенция 1954 г. Конвенция 1970 г. о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи прав собственности на культурные ценности. Двусторонние договоры, заключенные СССР (РФ) с Германией поле объединения ФРГ и ГДР. Декларация принципов международного культурного сотрудничества, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 ноября 1966 г. Документы Совета Европы о похищенных и незаконно вывезенных ценностях. Вопрос о культурных ценностях союзных держав – союзников СССР во Второй мировой войне. Постановление Конституционного Суда РФ “О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящиеся на территории Российской Федерации” от 20 июля 1999 г.

Конвенция об охране всемирного культурного наследия от 16 мая 1972 г. и другие международно-правовые акты о культурных ценностях, принятые в рамках ЮНЕСКО.

Тема 17. Международно-правовое регулирование технических аспектов распространения массовой информации и содержания массовой информации.

Правовая оценка предложений о выделении “права массовой информации” в новую самостоятельную отрасль современного международного права. Международно-правовое регулирование технических аспектов распространения массовой информации. Соглашение о содействии распространению международных обменов наглядно-звуковых материалов образовательного, научного и культурного характера 1950 г. (с протоколами). Конвенция о международном обмене изданиями 1958 г. Конвенция об обмене официальными изданиями 1958 г. Радиорегламенты и другие документы Международного Союза электросвязи относительно распространения массовой информации. Принципы, регулирующие использование государствами искусственных спутников Земли для непосредственного телевизионного вещания (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1982 г.) Европейское соглашение о противоправности радиопередач, ведущихся на страны из-за пределов национальной территории 1965 г., решение проблемы несанкционированного вещания в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Проблема предотвращения использования технических средств, способных оказывать массовое навязывание внушаемой информации.

Международно-правовая регламентация содержания массовой информации (многосторонние соглашения, деятельность международных организаций, практика международных институций по рассмотрению дел о свободе информации). Работа над проектом Конвенции о свободе информации в свете прогрессивного развития международного права. Проблема выработки общепризнанного определения термина “пропаганда”. Достижение в сфере информации и телекоммуникации в контексте международной безопасности (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 2001 г.)

Тема 18. Международно-правовое регулирование мирной ядерной деятельности.

Международно-правовое регулирование радиологической (радиационной) защиты. Нормы международного права, направленные на регулирование ядерной безопасности. Сотрудничество государств по предотвращению чрезвычайных ситуаций и помощи в случаи ядерной или радиационной аварии/ ситуации. Международно-правовое регулирование в области безопасного обращения с радиоактивными отходами, включая их трансграничные перевозки и захоронение. Проблема разработки единых международных правил торговли ядерными материалами и возможные ограничения в этой области. Проблема ответственности за ядерный ущерб. Современная деятельность МАГАТЭ и других международных организаций, решения которых оказывают влияние на формирование международного ядерного права.

IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Международное право: Учебник/Отв. ред. В. И. Кузнецов. М.: Юристъ, 2001 – базовый учебник.

Международное право: Учебник/Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М. Международные отношения, 2000.

Абашидзе А. Х. Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву. М., 1996.

Атом и право/ Под ред. А. И. Йорыша. М., 1993.

Барсегов Ю. Г. Самоопределение народов и территориальная целостность. М., 1993.

Барсегов Ю. Г. Каспий в международном праве и мировой политике. М., 1998.

Бордунов В. Д., Котов А. И., Малеев Ю. Н. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. М., 1988.

Верещетин В. С., Жукова Э. Г., Каменецкая Е. П. Правовое регулирование полетов человека в космос (опыт международного сотрудничества ученых). Проект Конвенции о пилотируемых космических полетах. Советский журнал международного права, 1991, № 1, с. 75 – 81.

Волова Л. И. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности в современном международном праве. Ростов-на-Дону, 1981.

Глобальные экологические проблемы на пороге ХХI века: материалы научной конференции, посвященной 85-летию академика А. Л. Яшина. М, 1998.

Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18 декабря 1992 г. (Вступительный комментарий М. Д. Смыслова). Московский журнал международного права, , 1993, № 2, с. 166 – 173, а также Действующее международное право. Том 2, 1997, с. 90 – 94.

Ермошин В. В. К вопросу о характере российско-японских разногласий относительно принадлежности Южного Сахалина и Курильских островов.// Московский журнал международного права 1995, № 4, с. 106 – 128.

Ермошин В. В. Право России на Южный Сахалин и Курильские острова. //Российский ежегодник международного права 1993 – 1994, СПб, 1995, с. 173 – 196.

Епифанов В. В. Правовые аспекты дипломатической защиты физических и юридических лиц. Дисс. канд. юр. наук. Дипломатическая академия МИД РФ. М., 2000.

Иванов Г. Г. Международная морская организация. М., 1994.

Колосов Ю. М. Массовая информация и международное право. М., 1974.

Кряжков В. А. Права коренных малочисленных народов России: методология регулирования. Государство и право, 1997, № 1, с. 18 – 23.

Лазарев М. И. Как урегулировать спор об островах. М., 1992. +

Мальвины: колониальная война ХХ века. М., 1984.

Мартыненко А. П. Права народов в современном международном праве. Киев, 1993.

Международная конференция по проблемам коренных народов. Москва, 13 – 18 сентября 1993 г.// Московский журнал международного права, 1994, № 1, с. 146 – 149.

Международное космическое право. М., 1999.

Мелков Г. М., Чамаров В. Б. Территориальные притязания Японии к СССР/ России (международно-правовые вопросы).//Российский ежегодник международного права 2000, СПб, 2000. С. 238 – 250.

Митяева Е. В. Англо-аргентинский конфликт из-за Фолклендских (Мальвинских) островов. М., 1985.

Молодцова Е. С. Охрана окружающей среды и международное регулирование мирной ядерной деятельности. М., 2000.

Орешенков А, М. Сравнительный терминологический анализ некоторых документов о Шпицбергене// Московский журнал международного права, 1996, № 1, с. 141 – 157.

От права государства к праву народов. Рецензия на две книги проф. М. Беджауи : Р. А. Тузмухамедов.// Московский журнал международного права, 1994, № 4, с. 137 – 141.

Похлебкин В. В. К вопросу о геополитическом и международно-правовом положении Крыма.// Московский журнал международного права, 1996, № 2, с. 165 – 181.

Проблема Каспия и деятельность прикаспийских государств по ее разрешению//Моисеев Е. Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. М.,1997, с.59 – 64.

Права народов. Международно-правовой толковый словарь. Составление и общая редакция проф. Р. А. Тузмухамедова. Уфа: “Восточный университет”, 1996.

Смыслов М. Д. Международно-правовая защита меньшинств. Московский журнал международного права, 1993, № 1, с. 99 – 112.

Собакина Е. В. Международная коммуникация и международное право: современные тенденции (о современных средствах передачи информации).// Советское государство и право, 1990, № 6, с. 140 – 144.

Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. Международная организация по миграции. М., 1994.

Соглашение о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Международной организацией по миграции от 13 марта 1992 г.// Московский журнал международного права, 1993, № 4, с.171 – 174.

Смирнова Е. С. Международная правосубъектность личности – реальность или желаемое? (На примере обращения индивидов в Европейский суд по правам человека). // Российский ежегодник международного права 2000, СПб, 2000. С. 250 – 253.

Тимофеев Е. В. Новые аспекты принципа права наций на самоопределение.// Московский журнал международного права, 1993, № 4, с. 100 – 113.

Тимченко Л. Д. Шпицберген: история и современность. Международно-правовой аспект. Харьков, 1992.

Тимченко Л. Д. Государственная территория общего пользования: юридическая природа и правовой режим. На примере Шпицбергена.// Московский журнал международного права, 1997, № 3, с. 81—102.

Тузмухамедов Р. А. Право национальных меньшинств. Уфа, 1996. .

Тиунов О. И. Международное гуманитарное право. Учебник для вузов. М., 1999

Черниченко С. В. Международно-правовые аспекты защиты меньшинств и коренных народов.// Российский ежегодник международного права, 1998 – 1999. СПб, 1999, с.9 – 24.

Черниченко С. В. Принцип самоопределения народов (современная интерпретация). Московский журнал международного права, 1996, № 4, с. 3 – 21.

Черниченко С. В. Принцип самоопределения народов (современная интерпретация). Московский журнал международного права, 1996, № 4, с. 3 – 21.

Черниченко С. В. Теория международного права. В двух томах. Том I. Современные теоретические проблемы, 335 с. Том II. Старые и новые теоретические проблемы. – М., 1999.

Черниченко С. В. Личность и международное право. М.: Междунар. отношения, 1974.

Яковенко А. В. Прогрессивное развитие международного космического права. Актуальные проблемы М., 1999.

2.Примерные темы рефератов (эссе) на тему “Международные проблемы окружающей среды в XXI веке”

1. Предотвращение опустывания земель. Перспективы вступления в силу Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке от 17 июня 1994 г.

2.Сотрудничество государств по сохранению озонового слоя. Проблема реализации решений Международной конференции по глобальному изменению климата на планете 1997 г. Судьба Киотского протокола 1997 г. без участия США.

3. Борьба с транснациональным загрязнением. Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 г. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г. Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г. Соглашение по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае природных и технологических катастроф 1987 г. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 г.

4. Решения Экономической Комиссии ООН для Европы и Европейского Союза в области предотвращения кислотных осадков.

5.Обеспечения экологического равновесия территорий с международным режимом – обязанность всех государств.

6. Проблема предотвращения загрязнения внеземного происхождения.

7. Разработка правовых инструментов борьбы с космическим мусором.

8.Формы сотрудничества государств по сохранению живых и неживых ресурсов планеты.

9. Разработка проекта “Международного Пакта по окружающей среде и развитию” 1995 г.

Для написания реферата/ эссе может быть выбран любой нерешенный или находящийся в стадии обсуждения аспект международно-правовой охраны окружающей среды, либо освещена современная практика применения действующих международных договоров в этой области.

3.Рекомендации по использованию информационных технологий.

Статья написана по материалам сайтов: articlekz.com, sibac.info, pandia.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector