+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Пролонгацией в праве международных договоров называется

Для того, чтобы международный договор повлек юридические последствия, то есть создал реальные права и обязанности для его участников, необходимо, чтобы он вступил в силу. Здесь можно провести аналогию с внутригосударственным правом, где многие правовые акты (законы, приговоры и др.) также сначала издаются, и лишь затем вступают в силу. Вступивший в силу международный договор называется действующим. В международном праве нередко встречается ситуация, когда государства на практике руководствуются отдельными нормами недействующих договоров. Однако следует помнить, что такая практика не признается и не охраняется международно-правовыми средствами.

Венской конвенцией 1969 года предусмотрено, что порядок и дата вступления договора в силу определяются в самом договоре или по согласованию договаривающихся сторон. При отсутствии такого положения или соответствующей договоренности договор вступает в силу тогда, когда все участвовавшие в переговорах государства выразят согласие на его обязательность. Считается, что государство дало согласие на обязательность для себя договора с момента, когда между договаривающимися государствами произошел обмен ратификационными грамотами или документами о принятии, утверждении и присоединении. Кроме того, моментом дачи такого согласия может считаться депонирование перечисленных документов у депозитария или уведомление о них депозитария и договаривающихся государств. На практике начало действия договора может быть связано с определенной датой или с наступлением определенного условия (например, получением депозитарием установленного числа ратификационных грамот). Некоторые нормы договора могут вступать в силу после вступления в силу всего договора в целом, например — когда исполнение тех или иных обязательств связано с наступлением определенного события. При этом отдельные положения договора (касающиеся аутентичности текста, способа согласия на обязательность, порядка вступления в силу, функций депозитария и т.д.) применяются с момента принятия текста договора, то есть до его вступления в силу. Кроме того, заинтересованные государства могут договориться о временном применении договора до его вступления в силу. В таком случае нормы договора приобретают для соответствующих государств юридически обязательный характер. Например, Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств в Беринговом море от 1 июня 1990 года по взаимному согласию США и России временно применяется до сих пор.

Статья 18 Закона 2005 года предусматривает, что международные договоры или их отдельные положения применяются временно в части, не противоречащей действующему праву Республики Казахстан, до их вступления в силу, если это предусмотрено самими международными договорами или достигнута договоренность с участвовавшими в переговорах сторонами. Если в международных договорах не предусмотрено иное или об этом не были достигнуты договоренности с иностранными государствами или международными организациями, подписавшими международные договоры, временное применение Республикой Казахстан международных договоров или их отдельных положений прекращается со дня уведомления, направляемого иностранным государствам или международным организациям, в отношении которых временно применяются международные договоры, о намерении Республики Казахстан не становиться участницей международных договоров.

В соответствии с принципом pacta sunt servanda, закрепленным в статье 26 Венской конвенции 1969 года, каждый действующий (вступивший в силу) договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. При этом, по общему правилу, участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора. Единственное исключение из этого правила — грубое и очевидное нарушение внутреннего права государства, касающегося компетенции и полномочий на заключение договора (статья 46 Конвенции).

Вступивший в силу международный договор не имеет обратной силы. Это означает, что он не применяется в отношении любого действия, факта или ситуации, которые имели место до даты вступления договора в силу. Вместе с тем, сами участники договора могут в тексте договора или каким-то иным образом распространить его действие на ранее возникшие между ними отношения, то есть придать договору обратную силу. Действие договора во времени продолжается до его полного исполнения, истечения предусмотренного срока, выхода из него необходимого числа участников или наступления отменительного условия. Говоря о действии международного договора во времени необходимо различать пролонгацию (продление действия договора) и реновацию (возобновление действия договора). Пролонгацияхарактеризуется непрерывным действием договора во времени и часто бывает автоматической, не требующей от государств каких-либо действий. Реновация же всегда связана с временным прекращением действия договора и обычно осуществляется посредством специальных договоренностей между заинтересованными государствами.

Территориальная сфера действия договора включает, как правило, государственную территорию всех его участников (статья 29 Венской конвенции 1969 года). Однако в самом договоре может быть предусмотрено иное. Например, из объекта и содержания договоров, регулирующих сотрудничество государств в Антарктике, космосе, открытом море вытекает, что их действие распространяется за пределы государственной территории.

Определенные сложности возникают в процессе применения нескольких действующих договоров, регулирующих один и тот же круг международных отношений и относящихся к одному объекту. Если все участники предыдущего договора являются также участниками последующего договора и при этом действие предыдущего договора не отменено, он применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора. Это означает, что из двух договоров по одному и тому же вопросу с тем же кругом участников преимущественную силу имеет более поздний договор. Вместе с тем, если в договоре устанавливается, что он обусловлен предыдущим или последующим договором или что он не должен считаться несовместимым с таким договором, то преимущественную силу имеют положения этого другого (предыдущего или последующего) договора. Например, Конвенция ООН о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 года предусматривает, что ее положения никоим образом не отменяют положения действующих или будущих договоров, которые предоставляют или будут предоставлять государствам, не имеющим выхода к морю, более широкие права и возможности.

Если не все участники последующего договора являются участниками предыдущего договора, то в отношениях между государствами-участниками обоих договоров преимущественную силу имеет последующий договор, а отношения между государством-участником обоих договоров и государством-участником только одного договора регулируются положениями того договора, участниками которого являются оба государства. Например, в рамках СНГ были приняты две Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: Минская (1993 год) и Кишиневская (2002 год). Участники, не ратифицировавшие Кишиневскую конвенцию 2002 года, руководствуются в своих отношениях с другими государствами Минской конвенцией 1993 года.

В соответствии со статьей 102 Устава ООН все государства-члены Организации Объединенных Наций должны регистрировать свои договоры в Секретариате ООН, на котором лежит обязанность опубликовать их. Данная норма направлена, с одной стороны, на облегчение кодификации и прогрессивного развития международного права, а с другой — на уменьшение возможностей тайной дипломатии», не раз представлявшей угрозу международному правопорядку. Кроме того, ни одна из сторон в любом международном договоре, не зарегистрированном в установленном порядке, не может впоследствии ссылаться на такой договор ни в одном из органов ООН, в частности — в Международном Суде. Это означает, что государствам-участникам незарегистрированных договоров гораздо сложнее защитить свои права в случае нарушения другой стороной (сторонами) условий такого соглашения. Зарегистрированные же договоры, по смыслу приведенного положения, находятся под защитой ООН.

Порядок регистрации и опубликования международных договоров содержится в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1946 года «Регистрация и опубликование договоров и международных соглашений, правила для введения в действие статьи 102 Устава ООН». Согласно статье 1 Резолюции, все договоры независимо от их формы и присвоенного им наименования, заключенные одним или несколькими членами ООН после 24 октября 1945 года, регистрируются в Секретариате ООН в возможно короткий срок. Регистрация не производится до тех пор, пока договор или международное соглашение не вступят в силу. Регистрация производится либо одной из сторон договора (в этом случае другие стороны освобождаются от обязанности производить его регистрацию), либо самой ООН, если она является стороной соглашения, уполномочена на это самим договором или является его хранителем (депозитарием). Днем регистрации договора считается день его получения Секретариатом. Секретариат заносит все зарегистрированные договоры в специальный Регистр, где договору присваивается серийный номер и указываются его заглавие, наименование сторон, дата вступления в силу, сроки действия, язык, дата регистрации и данные относительно опубликования договора. Регистр ведется на двух языках: английском и французском.

В Республике Казахстан вступившие для нее в силу ратифицированные международные договоры публикуются в официальных изданиях Парламента, а иные договоры — в сборнике «Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан», а также в «Бюллетене международных договоров, соглашений и отдельных законодательных актов Республики Казахстан». Международные договоры Республики Казахстан, аутентичные тексты которых составлены на иностранных языках, публикуются с официальным переводом на государственный или русский языки. Регистрация международных договоров республики в Секретариате ООН и хранение их подлинников осуществляются Министерством иностранных дел Казахстана.

Действия международных договоров во времени и пространстве.

Во времени. Договор начинает действовать с момента вступления его в силу. Действующий договор — это договор, обретший и не ут­ративший юридическую силу.

«Применением» иногда именуется действие договора в кон­кретной ситуации. Считается, что с момента вступления в силу договор действует, но не применяется, пока не возникнет та ситуация, на которую он рассчитан. В доказательство различия этих терминов приводятся соглашения о правилах ведения вой­ны. Пока нет вооруженного конфликта, договоры действуют; с его возникновением, они начинают применяться.

Как общее правило, договор действует с момента вступле­ния в силу до прекращения и не имеет обратной силы. В некоторых случаях договор продолжает оставаться ре­гулятором длящихся отношений и после прекращения.

Международный договор может заключаться на определенный срок, на неопределенный срок и не содержать указания на срок действия либо иметь указание на бессрочность договора.

Положение о сроке международного договора указывается в самом договоре.

На определенный срок заключаются двусторонние и многосторонние договоры. Двусторонние договоры могут содержать условие того, что по истечении определенного срока действия они будут оставаться в силе до тех пор, пока один из участников договора не заявит о своем выходе из него. Некоторые договоры могут содержать положения, по которым срок международного договора будет продлен автоматически на 3 года или 5 лет. Продление будет осуществляться до тех пор, пока один из участников международного договора не денонсирует договор либо откажется продлевать его действие. Продление договора называется пролонгацией. В случае если срок международного договора истек, то стороны могут договориться о его продлении. Такое продление срока международного договора называется возобновлением (или восстановлением) срока действия международного договора.

Бессрочным является договор, который не указывает на срок его действия и не содержит условий его прекращения, либо который прямо предусматривает бессрочность его действия.

В пространстве и по кругу лиц. Договор обязателен для каждого участника в отношении всей его территории, если иное не явствует из договора или не установлено иным образом (ст. 29 Венской конвенции о праве международных договоров). Именно по этому критерию (субъектно-территориальной сфере действия) международные договоры делятся на универсальные, охватывающие все или подав­ляющее большинство государств (и их территории), и локаль­ные, в которых участвуют два или несколько государств; они распространяются на ограниченное пространство.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

§ 3. Заключение, пролонгация и ратификация международных договоров

Заключение договора включает обычно три стадии.

Первой стадией является принятие текста. Текст многосторонне­

го договора принимается большинством в две трети участников конференции и не налагает юридических обязательств.

Вторая стадия — установление аутентичности, т.е. подлинности текста, которое осуществляется путем подписания, полного или предварительного, самого текста или заключительного акта, содер­жащего текст договора.

Третья стадия — согласие на обязательность договора, которое может быть выражено подписанием, ратификацией, принятием, ут­верждением или присоединением в зависимости от порядка, преду­смотренного договором.

Государство, завершившее оформление своего участия в догово­ре, независимо от того, вступил ли он для него в силу, именуют «договаривающееся государство». Государство, которое согласи­лось на обязательность договора и для которого он вступил в силу, называют участником договора.

Для участия в любой из стадий заключения договора представи­тель государства или организации должен иметь полномочия. Выс­шие должностные лица (глава государства, глава правительства, министр иностранных дел или генеральный секретарь международ­ной организации) обладают такими полномочиями в силу занимае­мого положения. Не нуждаются в специальных полномочиях руко­водители ведомств при заключении межведомственных соглаше­ний. Иные лица должны иметь специальные полномочия. Полномо­чия выдаются органом государства, от имени которого заключается договор. Эти общепринятые положения закреплены Законом о ме­ждународных договорах РФ. Кроме того, в нем предусмотрено, что договоры, затрагивающие компетенцию субъекта Федерации, за­ключаются по согласованию с его органами (ст. 4).

Это интересно:  Договор дарения гаража сыну

При подготовке двустороннего договора производится обмен полномочиями. В случае многостороннего договора полномочия предъявляются для проверки.

Участие в заключении договора без полномочий не порождает правовых последствий, за исключением случаев, когда соответст­вующие действия в дальнейшем подтверждаются государством или организацией. Нарушения уполномоченным инструкций своего правительства могут служить основанием недействительности вы­раженного согласия лишь в том случае, если они были доведены до сведения другой стороны.

Государство может ссылаться на нарушение своего внутреннего права как на основание недействительности его согласия лишь в том случае, если речь идет о нормах относительно компетенции за­ключать договоры и если нарушение было явным и касалось нормы внутреннего права особо важного значения.

Подписание договора в одних случаях означает окончательное принятие текста, в других — выражение согласия на его обязатель­ность. Оно может быть окончательным или предварительным. К последнему виду относятся парафирование (подписание с помощью инициалов подписывающего лица) и подписание ad referendum (до одобрения), т.е. отложенное подписание [55] . Парафирование удосто­веряет аутентичность текста, после чего уполномоченные уже не могут вносить в него изменения. Как правило, за парафированием следует полное подписание. Правда, известны случаи, когда пара­фированию придается статус полного подписания в результате по­следующего утверждения договора. К парафированию прибегают по разным мотивам. Например, довольно часто договор парафиру­ется разрабатывавшими его уполномоченными, а подписывается главами государств или правительств.

Подписание ad referendum обычно используется в тех случаях, когда уполномоченный согласен с подготовленным текстом, но считает целесообразным получить одобрение правительства, на­пример, если содержание текста не совсем соответствует получен­ным им инструкциям. После одобрения договора государством подписание ad referendum обретает статус полного подписания.

Порядок подписания договора обычно согласовывается сторона­ми в процессе переговоров. В прошлом подпись под договором обя­зательно сопровождалась печатью. Ныне нередко ограничиваются подписью.

Сам по себе факт подписания договора может иметь серьезное политическое значение, содействовать улучшению отношений ме­жду участниками. Существенно значение подписания универсаль­ной конвенции, призванной установить нормы общего междуна­родного права, для формирования соответствующих обычных норм.

В некоторых международных организациях принята процедура, которая вообще не предусматривает подписания. В Международной организации труда (МОТ), например, конвенции принимаются кон­ференцией и передаются на утверждение государствам [56] .

В специальной литературе большое внимание уделяется проце­дурам ратификации договоров в международном аспекте. Вместе с тем вопросы ратификации имеют и государственно-правовой ас­пект, важность которого нельзя недооценивать.

Ратификация международных договоров — это утверждение до­говора верховной властью государства в соответствии с конститу­ционной процедурой. Происходит этот термин от ratum facere — юридически действительный, имеющий законную силу, а равно от ratum habere (ducere, facere) — утвердить, одобрить.

Современное международное право характеризуется большим количеством договоров и соответствующих норм, возникших в ре­зультате достигнутых соглашений. В договорном праве отдельных государств пользуются аналогичными наименованиями (англ, ratification: франц. ratification; испан. ratification: польск. ratifyikacja; болг. ратификацията и т.д ).

Ратификация состоит в том, что верховная власть утверждает до­говор, заключенный надлежаще уполномоченным на то лицом и с соблюдением всех надлежащих формальностей. Необходимость ратификации не связывается, как было в прошлом, с нарушением представителями, подписавшими договор, данных им полномочий или с отсутствием у них соответствующих полномочий. Вместе с тем государство не обязано ратифицировать договор, заключенный его представителями. Оно вправе отказаться от ратификации без каких-либо объяснений.

Значение, придаваемое ратификации в нашей стране, подчерки­вается тем, что вопросы ратификации международных соглашений всегда были предметом регулирования Конституции (Конституции РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 гг. и Конституция РФ 1993 г.) с за­креплением и конкретизацией конституционных норм в актах выс­ших органов государственной власти. В 1925 г. ЦИК СССР принял

Постановление «О порядке заключения и ратификации междуна­родных договоров Союза ССР» и в том же году совместное с СНК Постановление «О порядке представления международных догово­ров и соглашений, заключаемых от имени Союза ССР. на одобре­ние, утверждение и ратификацию Правительства Союза ССР». По­сле принятия новой Конституции был принят Закон 1938 г. «О по­рядке ратификации и денонсации международных договоров СССР», а затем, на основе Конституции СССР 1977 г.. — Закон 1978 г. «О порядке заключения, исполнения и денонсации между­народных договоров СССР».

В последние десятилетия Россия переживает сложный период оп­ределения основ своей внутренней и внешней политики. Идет труд­ный процесс образования гражданского общества, становления демо­кратической государственности и соответствующего правопорядка.

В сложившихся условиях крайне важно разработать и принять внешнеполитическую концепцию России, неотъемлемой частью которой должна стать международно-правовая доктрина. Отправ­ной точкой ее становления можно считать Декларацию о государст­венном суверенитете РСФСР, принятую Съездом народных депута­тов в 1990 г., в которой было заявлено о приверженности России принципам международного права.

Наиболее значимым этапом становления международно-право­вой доктрины России стала Конституция 1993 г., принятая на рефе­рендуме.

Очень важно, что действующая Конституция не только соответ­ствует современному международному праву, но и создает гарантии его реализации.

Политико-правовая система нашего государства на современном этапе должна строиться с учетом принадлежности его к мировому сообществу, и основополагающими шагами в этом направлении стали Конституция РФ и Федеральный закон 1995 г. «О междуна­родных договорах Российской Федерации» (далее — Закон о между­народных договорах).

Конституция содержит следующую принципиальную норму: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются состав­ной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмот­ренные законом, то применяются правила международного догово­ра» (ч. 4 ст. 15).

Современное международное право отвечает интересам любого демократического государства, его главное содержание воплощено в обычных общеобязательных нормах. Новое положение нашло от­ражение и в Законе о международных договорах, в котором записа­но, что «Российская Федерация выступает за неукоснительное со­блюдение договорных и обычных норм».

Закон о международных договорах основан на Конституции и общепризнанных нормах права международных договоров, как они воплощены в Венской конвенции о праве международных догово­ров 1969 г. Тем самым заложена правовая основа заключения, вы­полнения и прекращения договоров, укреплена правовая база внеш­ней политики в целом, что содействовало ее демократизации. При­нятие Закона явилось свидетельством реализации программы со­вершенствования российского законодательства.

Ратификация международных договоров относится к компетен­ции Федерального Собрания Российской Федерации.

В Конституции федеральные законы о ратификации и денонса­ции международных договоров включены в перечень принимаемых Государственной Думой федеральных законов, подлежащих обяза­тельному рассмотрению Советом Федерации (п. «г» ст. 106). В со­ответствии с этой нормой Закон о международных договорах уста­навливает, что ратификация международных договоров осуществ­ляется в форме федерального закона (ст. 14).

Закон предусматривает строгий порядок окончательного утвер­ждения международных договоров. Статья 15 Закона определяет перечень международных договоров Российской Федерации, под­лежащих обязательной ратификации. К ним относятся договоры:

— исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;

— предметом которых являются основные права и свободы чело­века и гражданина;

— о территориальном разграничении России с другими государ­ствами, включая договоры о прохождении ее государственной гра­ницы, а также о разграничении исключительной экономической зо­ны и континентального шельфа;

— об основах межгосударственных отношений, по вопросам, за­трагивающим обороноспособность нашей страны, по вопросам ра­зоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

— об участии России в межгосударственных союзах, междуна­родных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают для нее юридическую обязательность решений их органов.

Равным образом подлежат ратификации международные догово­ры России, при заключении которых стороны условились о после­дующей ратификации.

Круг договоров, нуждающихся в ратификации, значительно расширился, и это свидетельствует о стремлении России к повыше­нию стабильности международных договоров, к укреплению силы международных обязательств нашей страны.

Совет Государственной Думы, исходя из содержания поступив­шего на рассмотрение договора, определяет ответственный комитет по подготовке его к ратификации и направляет ему на заключение договор с сопроводительными материалами. Одновременно договор и проект федерального закона о его ратификации направляются в комитет по международным делам и (или) в комитет по делам Со­
дружества Независимых Государств и связям с соотечественниками в соответствии с их компетенцией.

По итогам обсуждения с учетом поступивших предложений от­ветственный комитет представляет в Госдуму заключение и проект федерального закона о ратификации, а комитеты по международ­ным делам и по делам СНГ и связям с соотечественниками — свои заключения. Кроме того, в обязательном порядке должны быть представлены рекомендации других комитетов, если они содержат предложения воздержаться от ратификации или сопроводить ее оговорками.

На заседании Госдумы при рассмотрении вопроса о ратификации международного договора с докладом выступает полномочный представитель Президента в Федеральном Собрании, а также при необходимости представители комитетов, участвовавшие в подго­товке договора к ратификации.

Государственная Дума принимает федеральный закон о ратифика­ции международного договора простым большинством голосов и на­правляет его в течение пяти дней в Совет Федерации (ст. 17 Закона).

Если согласно ст. 125 Конституции в Конституционный Суд был направлен запрос о соответствии Конституции вынесенного на ра­тификацию международного договора, то до принятия Судом ре­шения по этому вопросу Госдума приостанавливает рассмотрение проекта федерального закона о его ратификации.

Федеральный закон о ратификации международного договора, принятый Федеральным Собранием, направляется в соответствии с Конституцией Президенту для подписания и обнародования, и тот на основании этого закона подписывает ратификационную грамоту, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностран­ных дел России (ст. 18 Закона).

Если международный договор применяется временно до его ра­тификации, то он в соответствии со ст. 23 Закона должен быть представлен в Государственную Думу для ратификации не позднее шести месяцев с даты начала временного применения. К сожале­нию, этот срок не всегда соблюдается. Вступившие в силу для Рос­сийской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для России приняты в форме федераль­ного закона, подлежат официальному опубликованию по представ­
лению МИД России в Собрании законодательства РФ и в Бюллете­не международных договоров (ст. 30 Закона).

Как видим, Закон о международных договорах детально регла­ментирует порядок ратификации международных договоров, значи­тельно дополняя и совершенствуя ранее действовавшие норматив­ные акты.

Пролонгацией в праве международных договоров называется

в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении государственной границы РФ, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях.

Ратификации подлежат также договоры, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации.

Утверждение, принятие — процедуры выражения согласия на обязательность договора, не подлежащего ратификации, но предусматривающего одобрение после подписания. Эти процедуры осуществляются более широким кругом государственных органов, чем ратификация.

Присоединение — акт согласия на обязательность договора, заключенного другими государствами.

Оговорка — одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией в процессе заключения договора, имеющее целью исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в отношении автора оговорки. Правом делать оговорки обладают те же лица и органы, которые представляют государство при подписании, ратификации и утверждении договора. Оговорка не должна противоречить целям и принципам договора, изменять его главное содержание. Оговорка, которая определенно допускается договором, не нуждается в согласии других договаривающихся государств. Во всех иных случаях такое согласие необходимо.

Это интересно:  Переуступка прав по договору купли продажи недвижимости

Депозитарий (хранитель) договора определяется соглашением договаривающихся сторон. Депозитарием могут быть государство, правительство, международная организация или ее высшее должностное лицо. Основные функции депозитария следующие: хранение подлинника договора и сданных на хранение полномочий; подготовка и рассылка заверенных копий договора; получение и хранение иных относящихся к договору документов и информирование о них участников; регистрация договора.

Вступление договора в силу означает наступление момента, с которого договор начинает действовать как международно-правовой акт. Как правило, порядок вступления договора в силу определяется в его тексте. Обычно двусторонний договор вступает в силу после его окончательного одобрения обеими сторонами. Подлежащий ратификации договор вступает в силу после обмена ратификационными грамотами, требующий утверждения — после обмена соответствующими сообщениями. Не требующий ратификации или утверждения договор вступает в силу после подписания. Многосторонний договор вступает в силу для государств в разное время, в зависимости от того, когда каждое из них окончательно оформит свое участие.

42. Действие международных договоров во времени, пространстве и по кругу лиц. Толкование международных договоров

Международный договор начинает действовать с момента вступления его в силу до прекращения и не имеет обратной силы. Это действие международного договора во времени.

Государства до вступления международного договора в силу могут оговорить его временное применение. Действующим международный договор является тогда, когда он обрел и не утратил юридическую силу.

Вступивший в силу международный договор становится юридически обязательным для всех его участников. Так, договоры могут вступать в силу с момента подписания, ратификации, обмена ратификационными грамотами или сдачи депозитарию определенного числа ратификационных грамот.

Международный договор может заключаться на определенный срок , на неопределенный срок и не содержать указания на срок действия либо иметь указание на бессрочность договора. Положение о сроке международного договора указывается в самом договоре. На определенный срок заключаются двусторонние и многосторонние договоры. Двусторонние договоры могут содержать условие того, что по истечении определенного срока действия они будут оставаться в силе до тех пор, пока один из участников договора не заявит о своем выходе из него.

Некоторые договоры могут содержать положения, по которым срок международного договора будет продлен автоматически на 3 года или 5 лет. Продление будет осуществляться до тех пор, пока один из участников международного договора не денонсирует договор либо откажется продлевать его действие.

Продление договора называется пролонгацией . В случае, если срок международного договора истек, то стороны могут договориться о его продлении. Такое продление срока международного договора называется возобновлением (или восстановлением) срока действия международного договора. Бессрочным является договор, который не указывает на срок его действия и не содержит условий его прекращения, либо который прямо предусм. бессрочность его действия.

В международно-правовых актах нередко вместо термина «действие» используется термин «применение». В международном праве иногда считается, что с момента вступления международного договора в силу он действует, но не применяется, а применяется тогда, когда наступит ситуация, которая обусловлена в самом международном договоре.

Международный договор обязателен для всех участников договора, в отношении всей его территории. Это действие международного договора называется «действие в пространстве и по кругу лиц».

Из юридической природы договора вытекает, что действие международного договора ограничивается его участниками, объектом его не могут быть права и интересы третьего государства, он не создает прав и обязанностей для третьего, т.е. не участвующего в нем, государства без его на то согласия.

Принцип нераспространения действия международного договора на третьи — один из общепризнанных принципов международного права, являющийся основой права международных договоров.

Существенный аспект содержания этого принципа заключается в том, что международный договор не должен вторгаться в сферу интересов третьего государства и распоряжаться его правами. Права и интересы третьего государства не могут быть объектом международного договора. Договор, нарушающий права третьих государств, считается недействительным. К числу таких договоров следует отнести соглашения о разделе третьих стран, о включении их в сферы влияния и т. п.

Принцип нераспространения действия международного договора на третьи государства не отрицает того факта, что многие договоры имеют значение и для не участвующих в них государств. Нередки договорные постановления, которые затрагивают интересы третьих государств, а по отношению к общим многосторонним договорам заинтересованным является каждое неучаствующее государство. Последствия правового характера, которые могут возникнуть для неучаствующего государства из международного договора при определенных условиях, следует отличать от неправовых последствий.

Если первые создают для неучаствующего государства права и обязанности, то неправовые последствия — это всего лишь выгодное или невыгодное влияние договора на третье государство.

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. в ст. 34 формулирует общее правило, касающееся третьих государств, а в ст. 35 и 36 закрепляет принципиальное положение о том, что только согласие государства может быть основой прав и обязанностей из чужого соглашения, когда в договоре фиксируется намерение сторон, обращенное к третьим государствам.

Толкование международных договоров — это выяснение того, о чем согласились стороны в договоре, т. е. установление результата согласования воль, выраженного в его постановлениях. Договор должен толковаться добросовестно, в соответствии с обычным смыслом употребляемых в нем терминов, а также в свете его объекта и целей. Специальное значение придается термину только в том случае, если таково было намерение сторон. Если аутентичность текста договора установлена на двух или нескольких языках, его текст на каждом языке имеет одинаковую силу, но, если сравнение их обнаруживает расхождение значений, применяется то значение, которое лучше всего согласовывает эти тексты.

При толковании международных договоров пользуются специальными способами. В частности, должны приниматься во внимание особенности языков, на которых составлен договор, исторические особенности его заключения, связь частей договора друг с другом, а также то, что договор, включая преамбулу, составляет единое логическое и юридическое целое. Результаты толкования не должны противоречить основным принципам международного права, нарушать суверенитет государств, вести к бездействию договора или к утрате им смысла. Специальные статьи имеют приоритет над общими постановлениями договора. Важна для толкования договора практика его применения.

В зависимости от органов, которые толкуют международный договор, различаются виды толкования.

Каждая сторона вправе толковать договор, но это толкование как односторонний акт не обязывает других участников. Вот почему такое внутригосударственное толкование, будь то официальное дипломатическое, судебное или другое, не может изменить содержание договора.

Обязательным является толкование, согласованное всеми участниками международного договора. Такое толкование называется аутентичным. Споры о толковании договоров как вид правовых международных споров могут передаваться государствами в Международный суд ООН. Решение Суда о толковании договора в этом случае тоже обязательно для спорящих сторон.

43. Юридическая действительность международных договоров.

Действителен договор, который должным образом заключен субъектами международного права, воплощает подлинное соглашение этих субъектов, а его содержание не противоречит основным принципам и императивным нормам международного права (jus cogens), т. е. для того чтобы быть действительным, договор должен являться правомерным как по способу заключения, так и по содержанию, объекту и целям.

Понятие действительности нужно отличать от действия международного договора, а также от его эффективности. Действие договора зависит от вступления его в силу, срока, прекращения и других условий, в то время как действительность определяется нормами международного права. Это — важнейшая характеристика международного договора как источника международного права.

Только действительные международные договоры могут порождать правомерные последствия, и только по таким договорам стороны приобретают законные права и обязанности, на достижение которых была направлена их воля.

В международном праве существует презумпция действительности международного договора, закрепленная в ст. 42 обеих Венских конвенций, посвященных праву договоров. В соответствии с ней действительность считается нормальным состоянием международных договоров. И наоборот, недействительность договора должна быть установлена. В этом случае договор является, юридически недействительным.

В зависимости от степени противоправности международного договора различаются два вида недействительности: абсолютная недействительность (ничтожность) и относительная недействительность (оспоримость). Первая носит объективный с точки зрения международного права характер и не зависит от воли участников между народного договора, т. е. от того, объявили они данный договор недействительным или нет. Поэтому такой международный договор недействителен с момента его заключения (аЬ initio). Во втором случае недействительность зависит от оспаривания международного договора одной из его сторон.

Международный договор абсолютно недействителен, если он противоречит императивной норме общего международного права, в частности, если его заключение явилось результатом угрозы силой или ее применения в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН. К абсолютно недействительным относятся договоры, заключенные в нарушение принципов суверенного равенства государств, самоопределения народов, различного рода колониалистские и неравноправные договоры, договоры о разделе «сфер влияния», агрессивные договоры. Примерами таких договоров могут служить Мюнхенское соглашение 1938 г. и Договор о протекторате фашистской Германии над Чехословакией 1939 г., недействительность которых была подтверждена рядом международно-правовых актов.

Относительно недействительные, или оспоримые, международные договоры — это договоры, заключенные под влиянием ошибок, в нарушение конституционных ограничений, полномочий на заключение договора и др.

Нарушение тех или иных положений внутреннего права, относящихся к компетенции государственных органов заключать межгосударственные договоры, может служить основанием для оспаривания действительности договора лишь в том случае, если нарушение было существенным и очевидным. Иное положение с договорами, заключаемыми международными организациями. Они являются производными от государств субъектами международного права и не вправе создавать нормы своего поведения вопреки нормам, установленным для них государствами в учредительных актах или принятых на их основе решениях и резолюциях этих организаций.

Поэтому любые такие международные договоры должны считаться ничтожными.

Последствия недействительности договора. Договор может быть недействительным в целом или в части. Важнейшее последствие недействительности договора состоит в нераспространении на него принципа pacta sunt servanda. Такие договоры в принципе могут быть односторонне расторгнуты (аннулированы). Они не являются источниками международного права. В зависимости от вида недействительности последствия и правовые отношения, вытекающие из недействительных договоров, могут или игнорироваться полностью с самого начала как их участниками, так и любыми третьими государствами (ничтожность), или же быть аннулированы с момента оспаривания (относительная недействительность). Но здесь участники договора сохраняют право оспаривать действительность договора с самого начала его действия. Споры о недействительности международных договоров как вид международных споров должны решаться мирными средствами в соответствии со ст. 33 Устава ООН и процедурой, предусмотренной в Венских конвенциях 1969 и 1986 гг.

Таким образом, недействительность международного договора может быть обусловлена:

♦ нормами внутреннего права, касающимися компетенции заключать договоры. Однако государства не вправе ссылаться на них, за исключением случаев, когда нарушение является очевидным для любого государства, действующего в вопросе выполнения договоров добросовестно и в соответствии с обычной практикой;

♦ ошибкой в договоре. Государство вправе ссылаться на нее, как на основание недействительности договора, если ошибка касается факта или ситуации, которые, по предположению этого государства, существовали при заключении договора и представляли собой существенную основу для согласия государства на обязательность для него данного договора;

♦ обманом, если государство заключило договор под влиянием обманных действий другого государства, участвовавшего в переговорах;

♦ подкупом, если согласие государства на обязательность для него договора было выражено в результате прямого или косвенного подкупа его представителя другим участвовавшим в переговорах государством;

♦ принуждением государства или его представителя к заключению договора;

♦ угрозой, если заключение договора явилось результатом угрозы силой в нарушение принципов международного права. Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме или принципу jus cogens.

44. Прекращение и приостановление действия международных договоров.

Прекращение действия международного договора выражает юридический факт, согласно которому прекратилось действие взаимных прав и обязанностей участников договора. В современном международном праве известны различные способы прекращения действия международных договоров. Наиболее распространенным из них является прекращение действия договоров по взаимному согласию сторон, которое может закрепляться в самом договоре. Международный договор автоматически прекращается по истечении срока его действия. Обычно государства, заключая международный договор, включают в текст специальное условие, с принятием которого договор считается прекращенным, а его участники – свободными от выполнения обязательств по договору. По истечении срока действия договора государства вправе заключить новый договор или продлить срок действия старого договора (пролонгация). Договоры могут прекращаться при достижении цели договора. Некоторые договоры стороны могут денонсировать и аннулировать.

Это интересно:  Договор дарения в устной форме

Денонсация международного договора – это односторонний отказ государства от международного договора с предупреждением об этом, сделанным в соответствии с условиями, порядком и сроком, предусмотренными самим договором. В договоре предусматриваются также и условия денонсации. Правовым основанием денонсации является не только обусловленность ее в договоре, но и соответствие ее применения намерениям сторон. Денонсировать международный договор может тот орган, который этот договор ратифицировал.

Прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права. В этих случаях МИД России публикует официальные сообщения о прекращении отдельных международных договоров. [88] Рекомендации о прекращении или приостановлении действия международных договоров России могут представляться на рассмотрение Президента или Правительства России каждой из палат Федерального собрания, субъектами Российской Федерации в зависимости от того, в чьей компетенции находятся вопросы, регулируемые договором. Такие рекомендации могут представляться также Верховным судом, Высшим арбитражным судом, Генеральной прокуратурой, Центральным банком Российской Федерации и Уполномоченным по правам человека. Решения о прекращении и приостановлении действия международных договоров, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства – продолжателя СССР, принимаются органами государственной власти в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией и законодательством страны.

Аннулирование международного договора может быть применено в случаях существенного нарушения его другим государством. [89] Такое аннулирование не должно отражаться на действии остальных договоров, заключенных между этими странами. Основаниями для аннулирования договора могут быть:

♦ исчезновение субъекта международного договора;

♦ существенное нарушение международного договора контрагентом;

♦ коренное изменение обстоятельств (clausula rebus sic stantibus);

♦ невозможность выполнения международного договора, например при исчезновении объекта договора (высыхании реки, затоплении острова и др.). Любой акт, имеющий целью прекращение договора, выход из него или приостановление его действия, оформляется в виде документа, препровождаемого другими участниками. Если такой документ не подписан главой государства, главой правительства или министром иностранных дел, представителю государства, передающему этот документ, может быть предложено представить полномочия.

Если возникает новая императивная норма международного права (jus cogens), то любой существующий договор, который оказывается в противоречии с этой нормой, становится недействительным и прекращается.

Разрыв дипломатических или консульских отношений между участниками договора не влияет на правовые отношения, установленные между ними договором, за исключением случаев, когда наличие дипломатических или консульских отношений необходимо для выполнения договорных обязательств.

Приостановление действия договора означает временный перерыв в действии и применении международного договора. В этот период его участники освобождаются в отношениях между собой от обязательства выполнять договор. В остальном приостановление не влияет на правовые взаимоотношения участников, определенные

договором. В частности, в период приостановления договора они должны воздерживаться от действий, которые могли бы помешать восстановлению действия договора.

Встречаются, хотя и редко, так называемые «забытые» или «угасшие» договоры. Формально они не прекращены, а фактически давно не применяются. Однако не исключено, что любая сторона в любой момент может «вспомнить» о них и снова применять.

Так произошло, например, с англо-португальским Договором о торгово-политическом союзе 1353 г. Заключенный на 50 лет, он после их истечения неоднократно продлевался на неопределенный срок. Формально этот Договор никогда не был расторгнут. Во время Второй мировой войны, т. е. почти через 600 лет, Англия, ссылаясь на него, получила право на проведение военно-морских и воздушных операций на португальских Азорских островах. Есть и другие примеры такого же рода. В 1953 г. Международный суд ООН, рассматривая англо-французский спор о принадлежности некоторых островов в Ла-Манше, ссылался на договоры, заключенные между Англией и Францией в 1259, 1360 и 1420гг.

Международное право не знает давности погашения договоров. При сомнении в действии международного договора вопрос в каждом отдельном случае должен решаться соглашением сторон или их правопреемников.

45. Принцип добросовестного выполнения обязательств. Способы обеспечения выполнения международных договоров

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств означает, что каждое государство должно добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, а также из действительных международных договоров. Содержание этих принципов конкретизировано в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г. В Хельсинском заключительном акте (1975) сформулированы еще три принципа:

Принцип добросовестного соблюдения международных обязательств стал главным гарантом строгого выполнения подписанных договоров.

Важнейшим шагом для всеобщего признания этого принципа стала Лондонская конференция 1871 г., посвященная пересмотру Парижского мирного договора 1856 г. В ходе ее работы европейские державы заявили, что они признают за существенное начало международного права, что ни одна держава не может освободить себя от обязательств трактата, ни изменить его постановлений иначе как с согласия договаривающихся сторон, достигнутого посредством дружественного уговора. Данное решение европейских государств по сути впервые закрепило на международном уровне принцип добросовестного выполнения обязательств, который толковался как принцип «договоры должны соблюдаться».

Со временем принцип добросовестного выполнения международных обязательств получил более определенное толкование. Пункт 2 статьи 1 Устава Лиги Наций1 предусмотрел условие, следуя которому государства могли стать членами Лиги: предоставить действительные гарантии их искреннего намерения соблюдать международные обязательства.

Включение принципа добросовестного выполнения обязательств по международному праву в текст Устава ООН2 имело решающее значение для всеобщего признания. В Преамбуле и в статье 4 Устава ООН говорится о решимости народов «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права», а пункт 2 статьи 2 устанавливает обязанность членов ООН добросовестно выполнять принятые на себя по Уставу обязательства, «чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации».

Позже принцип нашел отражение и в статье 26 Венской Конвенции о праве международных договоров3, которая устанавливает, что «каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться».

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств конкретизируется в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.4 В частности, подчеркивается, что каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, вытекающие как из общепризнанных принципов и норм международного права, так и из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В международно-правовой практике для повышения эффективности принципа добросовестного соблюдения международных обязательств используются различные правовые механизмы. В их числе создание и деятельность специальных международных органов, осуществляющих контроль за исполнением международно-правовых норм.

Как свидетельствует практика, государства сами закрепляют в международных соглашениях положения об осуществлении контроля за выполнением взятых обязательств посредством применения разных форм и методов международного контроля, способствующих проверке соблюдения государствами международно-правовых обязательств и принятию мер по их выполнению.

Как подчеркнул Г.А. Осипов, добровольность контроля следует понимать в том смысле, что государства как суверенные участники международного общения сами соглашаются с теми или иными международно-правовыми нормами. Однако, когда эти нормы согласованы и закреплены договором, вступившим в силу, его положения, в том числе и по контролю, являются юридически обязательными для всех государств-участников5.

Международный контроль за выполнением договорных норм осуществляется коллективными усилиями государств при помощи международных организаций. При этом контроль включает в себя систему мер, направленных на проверку точности соблюдения международно-правовых обязательств государств, выявление возможных нарушений и обеспечение выполнения международных обязательств в рамках международного договора. Это возможно только при эффективном содействии самих государств. В этом случае государство можно рассматривать как подконтрольную структуру, деятельность которой направлена на добровольное исполнение международных договоров на своей территории.

Согласно международным договорам государства-участники берут на себя обязательства провести целый ряд мероприятий применительно к их внутригосударственной жизни, в том числе, принять законодательные или иные внутренние меры, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав и обязанностей, закрепленных в международных соглашениях.

Государство также само определяет эффективные способы осуществления контроля за выполнением своих международных обязательств. Внутригосударственные контрольные функции осуществляются государственными органами, должностными лицами и другими субъектами и закрепляются соответствующими законами.

В соответствии со статьей 31 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»6 международные договоры Российской Федерации подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией России и настоящим законом, иными актами законодательства Российской Федерации.

Статья 32 вышеуказанного закона, а также статья 21 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»7 предусматривают, что Президент и Правительство Российской Федерации принимают меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров. Федеральные органы исполнительной власти обязаны обеспечивать выполнение обязательств государства.

В соответствии с частью 4 статьи 32 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации», пунктом 1 Указа Президента «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации»8 Министерство иностранных дел осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации.

Формы и методы внутригосударственного контроля могут быть установлены как законодательными, так и исполнительными органами государственной власти. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении»9 предусматривает, что выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции, обеспечивается федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов России в пределах их полномочий. По Закону Президент определяет основные направления политики Российской Федерации в области химического разоружения, меры, необходимые для обеспечения безопасности граждан и охраны окружающей среды в ходе уничтожения химического оружия в соответствии с Конвенцией, а также меры контроля за их реализацией. Более того, закон содержит положения об обязанностях Правительства Российской Федерации, Палаты Федерального Собрания России по обеспечению выполнения обязательств по Конвенции.

46. Органы внешних сношений: система, полномочия

Система органов внешних сношений определяется условиями международной жизни и призвана обеспечить защиту национальных интересов государства. Государство является единым субъектом международного права. Поэтому право внешних сношений принадлежит центральной власти. Конституция РФ отнесла к ведению Федерации внешнюю политику и международные отношения Российской Федерации (п. «к» ст. 71).

Условия международного общения определили тот факт, что внешние сношения традиционно являются сферой исполнительной власти. Это положение нашло отражение как в конституционном, так и в международном праве. Согласно международному праву в силу своего официального положения без специальных полномочий государство представляют глава государства, глава правительства и министр иностранных дел (Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., далее — Венская конвенция о праве международных договоров, п. 2 ст. 7). Конкретные полномочия определяются внутренним правом.

1. Глава государства. В международном праве издавна существует норма, согласно которой глава государства осуществляет универсальное представительство государства без специальных полномочий. Это положение было вновь подтверждено Меж… Продолжение »

Статья написана по материалам сайтов: vikidalka.ru, pravo.studio, stikkkker.narod.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector