Права и обязанности пассажира по договору перевозки

Договор перевозки пассажира представляет собой одну из разновидностей договоров, оформляющих транспортные обязательства. В литературе он, как правило, рассматривается в единстве с договором перевозки багажа, что представляется не совсем корректным. Указанные договоры правовым единством не обладают: они имеют различия и в правовой характеристике (договор перевозки пассажира — консенсуальный, а договор перевозки багажа — реальный), и в оформлении (заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажирами багажа — багажными квитанциями); существуют и другие различия. Соответственно раздельное рассмотрение договора перевозки пассажира и договора перевозки багажа мы находим более логичным.

Понятие договора перевозки пассажира.

Правовое регулирование договора перевозки пассажира. Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ. Это унифицированные нормы, относящиеся ко всем видам транспорта: железнодорожному, морскому, воздушному, автомобильному, внутреннему водному. Более детально общие условия перевозки этими видами транспорта определяются транспортным законодательством, состоящим из транспортных уставов и кодексов, иных законов, а также издаваемых в соответствии с ними правил (п. 2 ст. 784 ГК РФ). Данные акты были рассмотрены в главе 23 (перевозка грузов). Поскольку стороной договора перевозки пассажира выступает гражданин-потребитель, на этот вид перевозок распространяется Закон РФ от 07.02.92 № 2300—1 «О защите прав потребителей».

Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.

Условия перевозок в международном сообщении установлены не только внутренними нормативными актами, но и соответствующими международными договорами и соглашениями СССР и РФ.

Следует отметить, что правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» не распространяется на услуги перевозки (п. 2 ст. 779 ГК РФ).

Правовая характеристика договора перевозки пассажира. Договор перевозки пассажира является консенсуальным, возмездным, взаимным. Кроме того, договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным.

Существенные условия договора перевозки пассажира. Существенным условием рассматриваемого договора является условие о его предмете.

Предмет договора перевозки пассажира. Предметом договора перевозки пассажира является услуга по перемещению пассажира в пространстве на том или ином виде транспорта.

Помимо основной услуги перевозчиком могут оказываться и дополнительные услуги (организация питания и т.п.), которые считаются оплаченными при покупке проездного билета. Комплекс дополнительных услуг с пассажиром не обсуждается. Транспортное предприятие или соответствующий орган исполнительной власти (Министерство транспорта РФ и др.) в нормативном порядке определяют признаки классности транспортных средств — вагона, самолета, морского или речного судна, автотранспортного средства — и сообразно причислению к тому или иному классу устанавливают перечень предоставляемых услуг.

Срок договора перевозки пассажира. Срок в договоре перевозки пассажира — это промежуток времени, в течение которого пассажир должен быть перевезен в пункт назначения. Перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в сроки, определяемые:

  • транспортными уставами и кодексами;
  • при отсутствии таких сроков — в разумный срок.

За нарушение срока перевозки пассажира установлена ответственность (штраф, возмещение убытков, компенсация морального вреда).

Цена договора перевозки пассажира. Цена в договоре перевозки понимается как провозная плата. Плата за перевозку транспортом общего пользования устанавливается на основании тарифов, утверждаемых государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях провозная плата взимается по соглашению сторон, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Существуют категории пассажиров, освобожденные от внесения провозной платы либо имеющие определенные льготы или преимущества по провозной плате. Понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (ст. 790 ГК РФ).

Стороны договора перевозки пассажира. Сторонами в договоре перевозки пассажира являются перевозчик и пассажир. Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление перевозки пассажиров.

Пассажирами могут быть любые физические лица. В транспортных уставах и кодексах содержатся определения понятия «пассажир». Например, согласно ст. 2 УЖТ пассажир — это «лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, вокзала или платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее».

Форма договора перевозки пассажира. Для рассматриваемого договора предусмотрена письменная форма. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным билетом, приобретаемым, как правило, ранее указанной в нем даты и времени отправления транспортного средства. Форма билета устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Проездные билеты могут иметь форму предъявительских или именных документов. В первом случае транспортная организация обязана исполнить договор в отношении любого пассажира, предъявившего билет при посадке (передача билета другому лицу допускается только до начала перевозки). Во втором случае транспортная организация обязана исполнить договор в отношении пассажира, имя которого указано в билете (передача билета другому лицу не допускается). Именные проездные билеты применяются преимущественно на воздушном транспорте и в поездах (кроме поездов пригородного сообщения).

На отдельных видах городского транспорта договор может заключаться конклюдентными действиями пассажира без выдачи билета: проход через турникеты в метро, оплата проезда жетоном, магнитной картой.

Утерянный или испорченный проездной билет может быть заменен перевозчиком, если это предусмотрено соответствующими транспортными уставами и кодексами. Так, в соответствии со ст. 82 УЖТ перевозчик выдает пассажиру проездной документ (билет) взамен утерянного или испорченного, если пассажир предоставит необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного билета на конкретное место в соответствующем поезде.

Виды договора перевозки пассажира. Договоры перевозки пассажира подразделяются по видам транспорта на договоры железнодорожной, автомобильной, внутренней водной, морской и воздушной перевозки.

Обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира.

Перевозчик по договору перевозки пассажира обязан:

1. Предоставить пассажиру место согласно билету.

Если пассажиру место, указанное в проездном билете, не предоставлено, он имеет право:

  • требовать от перевозчика предоставления другого места, хотя бы и более высокой категории, без взимания доплаты, а если стоимость места ниже стоимости купленного билета — требовать возмещения разницы в стоимости проезда;
  • продлить срок действия проездного документа и отправиться следующим транспортным средством;
  • потребовать расторжения договора и возврата стоимости проезда, если пассажир не согласен на предоставление другого места или отправление следующим транспортным средством;
  • требовать применения меры ответственности (возмещение убытков).

2. Доставить пассажира в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством.

Как правило, такие сроки определяются расписанием движения соответствующего вида транспорта. Если же конкретные сроки не установлены, перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).

В случае задержки отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздания прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) пассажир вправе:

  • требовать применения мер ответственности: уплаты штрафа в размере, установленном транспортными уставами и кодексами, возмещения иных убытков, а также компенсации морального вреда;
  • требовать возврата провозной платы (в случае отказа пассажира от перевозки изза задержки отправления транспорта).

Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что задержки или опоздания имели место вследствие:

  • непреодолимой силы;
  • устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров;
  • иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (п. 1 ст. 795 ГК РФ).

3. Обеспечивать соблюдение иных прав пассажира.

Согласно п. 3 ст. 786 ГК РФ пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

  • перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
  • провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм (под ручной кладью понимаются личные вещи пассажира, которые по своим размерам и весу без затруднения могут быть размещены на специально отведенных для них местах в вагоне поезда, салоне самолета, на морском судне, других транспортных средствах);
  • сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Действующие уставы и кодексы предоставляют пассажирам больше прав, в частности:

  • право на остановку в пути и изменение маршрута без изменения пункта назначения (ст. 83 УЖТ);
  • право на бесплатное пользование услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в перевозке по вине воздушного перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна (п. 2 ст. 106 ВК);
  • право занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории в порядке, установленном правилами перевозки (ст. 83 УЖТ) и др.

Пассажир вправе отказаться от договора до начала перевозки. При этом различают вынужденный (в связи с болезнью, задержкой рейса и т.д.) и добровольный отказ. В первом случае пассажиру возвращаются уплаченные за неиспользованный билет деньги. Последствия во втором случае пропорциональны количеству времени, оставшемуся до отправления транспортного средства.

Например, в соответствии со ст. 83 УЖТ при возврате неиспользованного проездного билета для проезда в поезде дальнего следования пассажир имеет право:

  • не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;
  • менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты;
  • менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета (стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается).

При опоздании на транспорт пассажир имеет право на возобновление проездного документа на другое транспортное средство без дополнительной оплаты либо получение обратно стоимости проезда или ее части. Конкретные последствия установлены в транспортных уставах и кодексах. Так, пассажир может возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд дальнего следования в течение двенадцати часов либо вследствие болезни, несчастного случая в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет). А в случае отказа от поездки — получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты (ст. 83 УЖТ).

Порядок обращения в суд с иском к перевозчику.

В отличие от перевозки грузов не обязательно соблюдение предварительного досудебного порядка при обращении с иском к перевозчику по договору перевозки пассажира. Так, на железнодорожном и воздушном транспорте предъявление претензии к перевозчику рассматривается как право, а не как обязанность пассажира (ст. 126 ВК, ст. 122 УЖТ).

В соответствии со ст. 126 ВК пассажир в течение 6 месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, имеет право предъявить перевозчику заявление в случае утраты, недостачи, повреждения (порчи) багажа, просрочки его доставки, а также прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира. Истечение установленного ВК 6-месячного срока дает перевозчику право не принимать от пассажира заявление о нарушении договора воздушной перевозки. Но перевозчик вправе принять претензию, если признает уважительной причину пропуска срока на предъявление претензии (п. 2 ст. 126 ВК). Аналогичное правило предусмотрено ст. 123 УЖТ. Что касается права на обращение в суд, то судебная практика исходит из того, что пропуск срока на предъявление претензии не является основанием к отказу в принятии исковых заявлений, так как это противоречит ст. 46 Конституции и Закону о защите прав потребителей.

Это интересно:  Договор дарения недвижимости между чужими людьми

При перевозке на внутреннем водном и автомобильном транспорте обязательный претензионный порядок распространяется и на перевозку пассажира и багажа (ст. 161 КВВТ, ст. 158 УАТ). На внутреннем водном транспорте претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. На автомобильном транспорте претензионные сроки те же, что и в отношении претензий по грузам: 45 дней для требований, связанных с уплатой штрафов, и шесть месяцев во всех остальных случаях (ст. 163 УАТ). Если претензия отклонена перевозчиком или ответ на нее в установленные сроки не получен, пассажир вправе обратиться в суд.

Обязанности пассажира по договору перевозки пассажира.

Пассажир по договору перевозки пассажира обязан:

1. Уплатить установленную плату за проезд.

Оплата подтверждается проездными документами (билетами). Пассажир обязан иметь проездной документ и предъявлять его в пути следования по первому требованию лиц, уполномоченных на проверку проездных документов. Утерянные пассажирами проездные документы не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть подтверждены перевозчиком, и уплаченные за них деньги не возвращаются.

При уклонении пассажира от оплаты проезда перевозчик вправе:

  • требовать применения меры ответственности в виде уплаты штрафа, размер которого определяется законодательством об административных правонарушениях;
  • требовать оплаты стоимости проезда до ближайшей станции (порта).

Пассажир должен приобрести билет для дальнейшего следования до места назначения, иначе он снимается с рейса (удаляется из поезда).

2. Не портить имущество транспорта.

Если имущество транспорта было повреждено пассажиром, перевозчик имеет право требовать применения меры ответственности:

уплаты стоимости утраченного или поврежденного имущества в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами, правилами перевозки пассажиров.

3. Соблюдать установленные правила перевозки.

Права перевозчика и ответственность пассажира в случае несоблюдения пассажиром правил перевозки определяются в соответствующих правилах.

К вопросу о правовом статусе перевозчика по договору перевозки пассажиров автомобильным транспортом

Стребкова Оксана Сергеевна, доцент кафедры трудового и предпринимательского права Белгородского государственного университета, кандидат юридических наук.

В статье рассматривается правовой статус перевозчика: его права и обязанности по договорам перевозки пассажира автомобильным транспортом, рассмотрены требования, которые предъявляются к перевозчикам при осуществлении перевозочной деятельности (лицензирование, заключение договоров с автовокзалами, реализация пассажирам проездных билетов).

Ключевые слова: перевозчик, договор перевозки пассажира, автомобильный транспорт, права, обязанности.

On the issue of legal status of carrier of passengers by automobile transport

In article legal status of a carrier is considered: its rights and a duty on contracts of transportation of the passenger motor transport, are considered requirements which are shown to carriers at realization of transportation activity (licensing the conclusion of contracts with road service stations, realization to passengers of tickets).

Key words: shipper, agreement on the carriage of passengers, automobile transport, rights, obligations.

В Уставе автомобильного транспорта РФ (далее — УАТ РФ) перевозчик определяется как юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ (в ред. от 21.04.2011) Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 46. Ст. 5555.

Перевозка пассажиров автотранспортом как транспортная услуга относится к хозяйственной деятельности. Возможности и границы осуществления хозяйственной деятельности на рынке автотранспортных услуг определяются уровнем правоспособности хозяйствующих субъектов, которая устанавливается законодательством о предпринимательстве. Как отмечается в юридической литературе , в правовом положении субъекта предпринимательства изначально заложены конкретные права и обязанности в отношениях с государством и налоговыми, таможенными и другими органами, регулирующими транспортную деятельность, а также правовозможности (правоспособность), позволяющие приобретать конкретные права и обязанности в отдельных правоотношениях.

Зинченко С.А., Шапсугов Д.Ю., Корх С.Э. Предпринимательство и статус его субъектов в современном российском праве. Ростов н/Д, 2005. С. 91.

Анализ действующего законодательства позволяет выделить основные требования, предъявляемые к субъектам хозяйственной деятельности, которые намерены осуществлять перевозку пассажиров автомобильным транспортом. Итак, перевозчик:

  • получает в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на право осуществлять перевозки;
  • утверждает паспорт маршрута;
  • заключает договор на осуществление перевозки пассажиров по конкретному маршруту (маршрутам);
  • заключает договоры с автовокзалами на диспетчерское обслуживание автобусов на маршруте и кассовую продажу билетов пассажирам;
  • обеспечивает реализацию пассажирам билетов установленного образца;
  • обеспечивает оснащение подвижного состава и остановочных пунктов по обслуживаемому маршруту необходимой информацией в соответствии с установленными требованиями.

При этом минимальная информация в салоне автобуса должна содержать:

  • сведения о владельце транспортного средства;
  • сведения об органе, обеспечивающем контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;
  • стоимость проезда и провоза багажа;
  • правила перевозок пассажиров в автобусах, расписание движения и схему маршрута;
  • указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;
  • указатели мест расположения огнетушителей;
  • указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;
  • указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;
  • правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.

Перевозки по пригородным и междугородным маршрутам осуществляются от автовокзалов в соответствии с технологическим процессом перевозки и паспортом маршрута. Отношения между перевозчиками и автовокзалами регулируются договорами.

Эпоха рыночных реформ привлекла в транспортный бизнес многих предприимчивых людей, которые в большинстве своем не имели необходимой для безопасной эксплуатации транспортных средств подготовки и опыта. В настоящее время выполнение более трети объемов транспортных услуг приходится на долю малых предприятий и индивидуальных предпринимателей . В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Кузьмина В.В. Не только сохранить, но и укрепить // Автоперевозчик. 2004. N 5. С. 15.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ (в ред. от 01.01.2011) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33. Ч. 1. Ст. 3430.

Одним из существенных недостатков УАТ РФ, как представляется, является отсутствие в нем императивно закрепленного требования об обязательном лицензионном порядке допуска всех перевозчиков на рынок автотранспортных услуг.

Назначение лицензионного механизма нами видится в установлении особого государственного контроля над осуществлением таких видов предпринимательства, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с реализацией наиболее важных публичных интересов. К ним прежде всего следует отнести обеспечение безопасности населения (общественной, экономической, экологической и др.). В юридической литературе выделяется три признака (основания, критерия), в соответствии с которыми определенная деятельность подлежит лицензированию:

  • деятельность является опасной для неограниченного круга лиц, не участвующих в ее осуществлении;
  • деятельность вовлекает в свою сферу неограниченный круг участников;
  • деятельность является слишком доходной и подлежит повышенному налогообложению и дополнительному контролю в этой связи .

Олейник О.М. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности // Закон. 2004. N 6. С. 16.

Усиление контроля со стороны государства за деятельностью, представляющей публичный интерес, может быть реализован как путем предварительного (на стадии выдачи лицензий), так и последующего контроля за соблюдением владельцами лицензий тех условий, на которых они были выданы. Именно институт лицензирования позволяет государству обеспечивать безопасность потенциально опасной деятельности, не вводя государственную монополию на ее осуществление и не ограничивая тем самым свободу предпринимательства.

Следует обратить внимание, что в целях обеспечения безопасного функционирования автотранспорта предусмотрено обязательное оформление путевых листов. В путевом листе должна:

  • обязательно ставиться отметка работника здравоохранения, который привлечен для проведения предрейсового медосмотра, удостоверяющего состояние здоровья водителя;
  • также отметка о технической исправности автомобиля, заверенная подписью лица, отвечающего соответствующим квалификационным требованиям.

Однако, как свидетельствует судебная практика, это наиболее типичное нарушение правил перевозки пассажиров индивидуальными предпринимателями, которое влечет административную ответственность, вплоть до аннулирования лицензии.

При определении обязанностей перевозчика по договору пассажирской перевозки следует учитывать, что его предметом является транспортная услуга, а значит, предмет исполнения обязанности неотделим от действий субъекта и его свойства определяются характером фактического поведения субъекта при исполнении обязанности. В силу этой объективной зависимости свойств предмета обязанности от действий обязанного субъекта в содержание обязанностей, связанных с оказанием услуг, помимо общего требования к субъекту совершить действие, в результате которого была бы оказана услуга, в обязательном порядке должны включаться требования, указывающие на вид, прием, способ, свойство действия (поведения) обязанного субъекта . Поэтому, как верно отмечает Г.А. Микрюкова, содержание единственной обязанности транспортной организации — перевозчика, вытекающей из легального определения договора перевозки пассажира, — перевести пассажира в пункт назначения должно раскрываться с помощью достаточно детальных количественных и качественных характеристик, которым должна отвечать деятельность перевозчика по транспортному обслуживанию пассажира .

Из договора перевозки пассажира возникают обеспеченные правом основные обязанности перевозчика:

Грибанов В.П. Гражданско-правовые обязанности: содержание и факторы, его определяющие // Вестник Московского университета. 1984. N 6. С. 5.
Микрюкова Г.А. Договор перевозки пассажира. Свердловск, 1986. С. 95.

а) доставить пассажира в пункт назначения;

б) в период выполнения указанной обязанности создать пассажиру комфортные и безопасные условия поездки.

При этом, как правильно отмечает В.В. Залесский, уровень безопасности обеспечивается всем пассажирам в равной степени, а уровень комфорта — в рамках возможностей перевозчика и в зависимости от желания пассажира, преимущественно за дополнительную плату .

Залесский В.В. О защите прав пассажира в отношениях с транспортной организацией — перевозчиком // Право и экономика. 2000. N 9. С. 67.

Требования пассажира о предоставлении ему комплекса услуг, соответствующих уровню классности транспортного средства, обусловлены заключенным договором перевозки. Услуги оплачены пассажиром при покупке проездного билета, и их предоставление является необходимым условием договора, к которому присоединился пассажир. Что касается таких качественных характеристик деятельности перевозчика, как его обязанность обеспечить комфорт пассажиров, создать для них необходимые удобства и культурно обслужить в пути, то их договорная природа нуждается в специальном признании и четком юридическом закреплении.

Все обязанности перевозчика по договору пассажирской перевозки можно разделить на три группы:

  1. Обязанности, связанные с обеспечением перемещения пассажира в пространстве.
  2. Обязанности, связанные с обеспечением безопасной перевозки.
  3. Обязанности, связанные с предоставлением пассажиру определенного комплекса удобств и дополнительных услуг.
  4. Среди обязанностей первой группы можно выделить следующие:
  5. доставить пассажира в пункт назначения;
  6. совершить рейс по маршруту, предусмотренному договором. Эта обязанность перевозчика имеет существенное значение для туристов, для которых следование по ранее определенному маршруту может представлять одну из целей поездки;
  7. перевезти пассажира в пункт назначения в срок, обусловленный договором.
Это интересно:  Где составляется договор дарения

Для надлежащего выполнения указанной обязанности перевозчик должен, во-первых, своевременно подать транспортное средство для посадки пассажиров и, во-вторых, совершать рейс точно по расписанию и доставить пассажира в пункт назначения в установленный срок.

Нарушение перевозчиком обязанности по своевременной доставке пассажира в пункт назначения влечет для него определенные негативные последствия. В соответствии с п. 1 ст. 795 ГК РФ в случае опоздания прибытия транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) на перевозчика возлагается ответственность, определяемая транспортными уставами и кодексами.

  1. Некоторые авторы отрицают существование такой обязанности перевозчика по договору перевозки, как организация безопасной доставки пассажира в пункт назначения. Так, А.А. Собчак, указывает: «. по договору перевозки перевозчик. не принимает на себя специальной обязанности по обеспечению сохранности жизни и здоровья пассажира. Принимаемые на транспорте меры по обеспечению безопасности движения осуществляются не в порядке исполнения договорных обязанностей транспортных организаций перед пассажирами, а в силу действующих на транспорте правил эксплуатации» . Возражая А.А. Собчаку, можно привести слова Б.С. Антимонова: «Эта обязанность если и не всегда выражается, то всегда подразумевается. Без нее договор перевозки выглядит просто парадоксально: перевозчик берется перевезти груз в целости — это не вызывает сомнения, но перевозчик, оказывается, не обещает благополучно доставить самого контрагента — пассажира» .

Собчак А.А. Гражданско-правовая охрана интересов личности. М., 1969. С. 169.
Антимонов Б.С. Гражданская ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности. М., 1952. С. 227.

  1. К обязанностям перевозчика, составляющим третью группу, можно отнести следующие:
  2. обслуживание граждан транспортными организациями — перевозчиками может начаться до заключения договора пассажирской перевозки и во многих случаях осуществляется независимо от его заключения как гражданами, не являющимися пассажирами, так и другими гражданами (собирающимися приобрести билет, встречающими, провожающими и т.п.). На автовокзалах и автостанциях им предоставляется необходимое обслуживание, в частности, для этого в них оборудуются операционные залы, залы ожидания, комнаты матери и ребенка, кассы, справочное бюро, камеры хранения, а также рестораны, буфеты, торговые киоски, парикмахерские, почтово-телеграфные отделения, медицинские пункты.

По общему правилу предоставление этого обслуживания юридически не связано с договором перевозки пассажира, но при получении его отдельных видов (пользование комнатой отдыха, комнатой матери и ребенка) преимущественное право имеют пассажиры, которые, заключив договор перевозки, приобретают право на весь комплекс обслуживания, связанный с осуществлением поездки;

  1. предоставить для перевозки транспортное средство того типа (класса), которое предусмотрено договором;
  2. предоставить пассажиру место, указанное в билете;
  3. обязанности по обслуживанию пассажиров в пути.

Услуги, оказываемые перевозчиками пассажирам, можно разделить на две группы:

а) услуги, предоставляемые непосредственно по договору пассажирской перевозки: обеспечение комплекса удобств бытового характера, соответствующего типу транспортного средства, — исправные сиденья, освещение, кондиционеры и т.п.;

б) услуги, предоставляемые за плату по другим договорам, сопутствующим договору перевозки. Например, на междугородних маршрутах предоставление в ночное время одеял, горячего питания в пути, возможность заказа такси.

Во всех случаях условием договора перевозки пассажира является обязанность перевозчика организовать такого рода обслуживание, обеспечить пассажирам возможность заключать другие договоры, сопутствующие перевозке. Среди этих договоров особое место занимает договор перевозки багажа. Организация условий для перевозки багажа и обязательное заключение этого договора при желании на то пассажира входит в обязанность перевозчика по договору перевозки пассажира, что прямо вытекает из его легального определения.

Таким образом, предложенное расширенное толкование предмета договора перевозки, признание существования обязанности перевозчика перед пассажиром по обслуживанию его в пути предоставляет пассажиру право требовать не только выполнения действий по его перемещению в пункт назначения, но и обеспечения качества обслуживания. Дальнейший рост числа, видов и качества услуг, предоставляемых пассажирам непосредственно в транспортных средствах, является важнейшим условием повышения культуры обслуживания пассажиров и повышения конкурентоспособности перевозчика. Однако решение этих вопросов осуществляется ненадлежащими темпами. В определенной мере это объясняется слабым использованием позитивных обязательственно-правовых средств (поощрение производителя за счет получаемого от потребителя эквивалента) развития инициативы перевозчика в обслуживании пассажиров.

Права и обязанности пассажира по договору перевозки

В связи с тем, что договор перевозки пассажира является двусторонним, то у каждой из сторон есть права и обязанности, установленные действующим транспортным законодательством. В зависимости от вида транспорта эти права и обязанности могут быть различны. Рассмотрим основные из них.

Итак, перевозчик имеет право :

1. требовать внесения определенной платы пассажиром за перевозку. Плата за перевозку определяется тарифами, которые устанавливаются соответствующими департаментами на каждом виде транспорта отдельно. В широком понимании тариф — система ставок, определяющих размер оплаты различных услуг или за совершение определенных действий. Транспортный тариф – это система цен (ставок), по которой взимается плата за перевозки. [1] Транспортные тарифы подразделяются на грузовые и пассажирские.

Пассажирские тарифы — часть общей системы розничных цен на продукцию личного потребления. Например, на железнодорожном транспорте они дифференцированы по видам сообщений (дальнее, пригородное), категориям поездов (скорые, пассажирские), типам вагонов (мягкие, жёсткие, купированные, общие и т. д.). Наиболее низкими являются абонементные пригородные транспортные пассажирские тарифы, которые покрывают лишь 20-30% расходов на перевозки. [2] Льготные тарифы сберегают пассажирам определенные денежные средства каждый год. Тарифы дальнего сообщения и разовые билеты для поездок в пригородном сообщении в целом обеспечивают необходимую рентабельность пассажирских перевозок. На морском транспорте тарифы дифференцированы по судам, классам кают и их расположению на судне. Широко применяется особый тариф для туристов. Примерно такие же принципы построения пассажирских тарифов на речном транспорте. На воздушном транспорте пассажирские тарифы, как и грузовые, дифференцированы по двум поясам. Существует 2 основных тарифных пояса: первый относится к районам, обеспеченным железнодорожным транспортом, второй — к отдалённым районам, в которых себестоимость перевозок по ряду причин выше. В среднем тарифы второго пояса на 70% выше первого . Тарифы на городском транспорте (метро, троллейбус, автобус, трамвай) подразделяются на единые (одноставочные) независимо от расстояния перевозки, и поучастковые.

В основе пассажирских тарифов лежат издержки транспорта и цена производства, включающие прибыль. В современных условиях ослабление монопольного положения железных дорог и усиление конкуренции автомобильного и воздушного транспорта влияют на уровень тарнспортных тарифов, что относится в первую очередь к частным транспортным предприятиям. В ряде стран (Франции, ФРГ, Великобритании и др.), в которых транспорт является государственной собственностью, тарифы на перевозки многих массовых грузов убыточны. Дефицит железных дорог покрывается за счёт госбюджета.

Государственное регулирование тарифов сегодня осуществляется путем установления предельного (максимально допустимого) уровня тарифов на перевозки пассажиров. Основанием для пересмотра действующих предельных тарифов на перевозки пассажиров являются обращения органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров.

2. право требовать от пассажира соблюдения правил перевозки. Так, перевозчик имеет право отказать в перевозке, если:

— если это необходимо для обеспечения безопасности и здоровья пассажиров (в случае стихийных бедствий и т.п.);

— в связи с отказом пассажира выполнять требования правил, инструкций и указаний перевозчика;

— в связи с болезнью пассажира, если его состояние здоровья создает опасность для самого больного или окружающих;

— когда пассажир имеет неправильно оформленные документы;

— лицам, создающим опасность или могущим причинить вред другим лицам или их собственности;

— пассажиру, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

— пассажиру, действия которого нарушают установленные правила пользования воздушным транспортом;

— в иных случаях прямо предусмотренных транспортным законодательством (ст. 189 КТМ, ст. 54 Закона Украины «Об автомобильном транспорте», ст. 11 Правил воздушных перевозок пассажиров, п. 2.20 Правил перевозки пассажиров железнодорожным транспортом).

В обязанности перевозчика входит:

— содержать транспортное средство в надлежащем техническом и санитарном состоянии, обеспечивать их своевременную подачу для посадки пассажиров и отправления;

— перевезти пассажира из пункта отправления в пункт назначения, указанного в проездном документе, предоставив место в транспортном средстве согласно с приобретенным проездным документом;

— обеспечить своевременность перевозки, безопасность и качественное обслуживание пассажиров на вокзалах и в транспортных средствах. Естественно, что понятие качества является оценочным и поэтому ссылаться на качество работы перевозчика можно только в случае совершения им грубого нарушения, в частности, задержки отправления транспортного средства на 3-4 часа.

Так, своевременность перевозки обеспечивается составленными и утвержденными графиками (расписаниями) движения транспортных средств. Следует отметить, что качество перевозок зависит от регулярности движения и своевременности доставки пассажиров. Кроме этого следует иметь в виду, что транспортное средство является источником повышенной опасности, и поэтому перевозчик несет ответственность за любой вред, причиненный здоровью и имуществу пассажира.

С. возвращался из Киева домой в Херсон. Поезд «Киев — Севастополь» прибыл на станцию Херсон в то утро с опозданием на 30 минут. На вокзале С. Должен был встретиться с Н., поезд которой по прибытии С. уже отправился.

Согласно гражданскому законодательству и Уставу железных дорог нарушение графика движения поездов является и нарушением договора между пассажиром и железной дорогой.

На следующий день С. С исковым заявлением обратился в Суворовский районный суд Херсона. Гражданин С. потребовал от территориального объединения Юго-западной и Одесской железных дорог возмещения ему морального ущерба, оценив его в 1000 гривень.

Юго-западная железная дорога, признавая, что 16 минут опоздания произошли по ее вине, в качестве оправдания выдвинула «форс-мажорные» обстоятельства: якобы в тот день на станции Кагарлык 28-й скорый задержали, чтобы пропустить состав, доставляющий гуманитарную помощь в Закарпатье. Одесская железная дорога ссылалась на то, что на станцию Мироновка (расположенную на стыке двух железных дорог) поезд № 28 пришел уже с опозданием на 16 минут, поэтому двигался по участку Одесской железной дороги, «выбившись» из графика.

Суд, рассмотрев в открытом заседании исковое заявление гражданина С., пришел к выводу, что его требования подлежат частичному удовлетворению.

И вот почему. «Согласно ст. 358 Гражданского кодекса Украины 1963 г. между истцом и ответчиками был заключен договор перевозки, условия которого изложены в проездном документе. Пассажир-истец оплатил услуги перевозки. В соответствии со ст. 12 Закона Украины «О транспорте» предприятие транспорта обязано обеспечить качественную и своевременную перевозку пассажира, а согласно ст. 13 указанного Закона наступает ответственность в случае ненадлежащего выполнения обязательств перед пассажирами.

Немалую роль при рассмотрении дела сыграл Устав железных дорог, 120-я статья которого четко предписывает: «Железные дороги должны обеспечивать движение всех пассажирских поездов строго по расписанию».
Свидетели, ехавшие в купе с С., подтвердили, что в связи с опозданием истец нервничал, переживал. Медицинская карточка подтвердила, что истец, приехав в Херсон, обратился в лечебное учреждение, где ему был установлен диагноз: сосудистая дистония, криз. С учетом всего этого суд обязал взыскать 200 гривень с двух железных дорог в пользу истца. [3]

Это интересно:  Договор о передаче прав на сми

— предоставлять пассажирам необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах. Указанная информация на станциях, на вокзалах, в самих транспортных средствах и в других местах обслуживания пассажиров предоставляется на украинском языке, а также может предоставляться на других языках с учетом интересов местного населения.

Так, например, железная дорога обязана обеспечивать своевременной и достоверной информацией пользователей услуг железнодорожного транспорта, которым предоставляются следующие сведения:

а) перечень работ и услуг, их стоимость;

б) время отправления и прибытия поездов;

в) стоимость проезда пассажиров и провоза излишней ручной клади, а также перевозки грузов, багажа и грузобагажа;

г) работы и услуги при продаже проездных документов (билетов);

д) сроки продажи проездных документов (билетов);

е) предметы и вещи, запрещенные к перевозке в виде ручной клади, багажа и грузобагажа;

ж) предметы и вещи, запрещенные к хранению в виде ручной клади;

з) время работы билетных и багажных касс, товарных контор, камер хранения;

и) время прибытия на станцию назначения багажа, следующего без перегрузки в пути следования;

к) расположение вокзальных помещений, мест общего пользования железнодорожных станций, мест взвешивания ручной клади;

л) порядок предоставления мест в комнатах длительного отдыха и комнатах матери и ребенка;

м) категории граждан, которым в соответствии с законодательством Украины предоставляются льготы и преимущества;

н) порядок обязательного и добровольного страхования;

о) сервисные услуги, входящие в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности;

п) наименование и юридический адрес железной дороги, которая уполномочена принимать претензии.

Указанная информация предоставляется на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, в поездах и других местах обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей на украинском языке, а также может предоставляться на других языках с учетом интересов местного населения.

Железная дорога обязана предоставлять по запросам пользователей услуг железнодорожного транспорта для ознакомления Правила перевозки пассажиров железнодорожным транспортом.

Расписание движения пассажирских поездов, в том числе пригородных, указывается на афишах и в справочниках. Обо всех изменениях в расписании движения пассажирских поездов своевременно объявляется на железнодорожных станциях и железнодорожных вокзалах (п. 11.3 Правил перевозки пассажиров железнодорожным транспортом).

Как видно из вышеизложенного, в отношении пассажирских перевозок на всех видах транспорта применяется система расписаний, однако перевозчик вправе переносить, при наличии уважительных причин, объявленные им сроки отправления. При отсутствии установленных сроков исполнения договора перевозки транспортировка должна быть выполнена в разумный срок, который должен определяться с учетом всех обстоятельств. [4]

— оформить выдачу билетов при наличии свободных мест в транспортном средстве до указанных пассажирами пунктов назначения согласно установленному тарифу с учетом предусмотренных законодательством Украины льгот и преимуществ для граждан определенных категорий. При этом льготы распространяются только на оплату стоимости проезда таких граждан.

— принять от пассажира багаж для перевозки к пункту назначения, указанного в проездном документе, или находящимся по маршруту следования пассажира.

Багаж — вещи, предметы, которые пассажир берет с собой или сдает для перевозки в порядке, установленном соответствующими транспортными организациями. Более полное понятие багажа дают нам Правила воздушных перевозок пассажиров: «Багаж – это такие предметы и иная личная собственность пассажира, которые являются необходимыми для личного пользования, комфорта или обеспечения удобств в связи с его поездкой. Если иное не определено, то багаж включает в себя зарегистрированный багаж и ручную поклажу (незарегистрированный багаж) пассажира» (ст. 1 указанных Правил).

Каждый из транспортных уставов (кодексов) устанавливает свои специальные требования к багажу. Так, например, Правила перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в п 4.1. указывают, что к перевозке багажом принимаются вещи пассажира, упакованные в закрытые чемоданы, небольшие ящики, фанерные коробки, а также корзины или паки, перевязанные железной лентой или веревкой. Масса отдельного места не должна быть более 75 кг, а длина более трех метров, при условии, что погрузка багажа в багажный вагон может провозиться без трудностей.

Перевозчик не обязан (может отказаться) брать под свой контроль и нести ответственность за товары или предметы, которые он отказался принимать в качестве багажа (п 12.2 Правил воздушных перевозок пассажиров).

— осуществить обязательное страхование пассажира согласно действующему законодательству. О данной обязанности перевозчика нами более подробно будет сказано ниже.

В зависимости от вида транспорта права и обязанности перевозчиком могут варьироваться. Например, на автомобильном транспорте шофер (кондуктор) обязан отправлять автобус от остановки только в закрытыми дверями, после высадки и посадки пассажиров, четко и правильно объявлять остановки, а при изменении маршрута следования автобуса объявлять об этом на каждом остановочном пункте. Переполнение салона автобуса сверх установленной общей вместимости для данного типа автобусов не допускается (п. 31 Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта). Согласно ч. 4 ст. 189 КТМ перевозчик вправе задержать отход судна, изменить маршрут перевозки, место посадки или высадки пассажира, если такие действия будут необходимы вследствие стихийного бедствия, неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условий в порту отправления, назначения или по маршруту перевозки, а также других событий и явлений, не зависящих от перевозчика и делающих невозможным исполнения договора морской перевозки пассажира.

[1] Транспортное право Украины / Сост. В.В. Сунцов, — X.: Фирма «Консум», 1998. — С. 274.

[2] Система пассажирских тарифов на транспорте СССР и пути ее совершенствования / Под ред. Чупрова А.И. — М., 1969. – С. 42.

Права пассажира по договору перевозки пассажиров

Пассажиру, который приобрел проездной билет, а стало быть, заключил договор перевозки, предоставлено право в определенных рамках в дальнейшем в одностороннем порядке изменять условия заключенного договора перевозки. В случае осуществления перевозки с каким-то недостатком, пассажир немедленно не известил перевозчика об этом недостатке, а перевозчик не устранил немедленно недостатка, пассажир обладает следующими правами (ст. 846.2): требовать разумного снижения стоимости перевозки (ст. 846.2.1); если перевозка вследствие недостатка значительно ухудшилась или неприемлема для пассажира по важным основаниям, которые ввиду этого недостатка очевидны для перевозчика, — заявить о расторжении договора перевозки на будущее (ст. 846.2.2).

При расторжении договора в соответствии со статьей 846.2.2 пассажир может покинуть транспортное средство в ближайшем месте, где не подвергнет себя опасности. В этом случае перевозчик утрачивает право на получение части обусловленной стоимости перевозки, которая соответствует неисполненной части перевозки. Если вследствие расторжения договора оказанные транспортные услуги не вызывают у пассажира интереса, перевозчик утрачивает и право на получение остальных стоимости перевозки.

Если недостаток перевозки, сообщенный перевозчику, возник по обстоятельствам, за которые отвечает перевозчик, пассажир вправе требовать дополнительной компенсации за вред, причиненный неисполнением договора перевозки (ст. 846.4).

В частности, пассажир вправе: провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше пяти лет, если он не занимает отдельного места; делать остановку в пути следования с продлением срока действия билета не более чем на десять суток; продлевать срок действия проездного билета в случае болезни в пути следования и в случае непредоставления пассажиру места в поезде на время до отправления следующего поезда; выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретен билет.

До начала перевозки пассажир во всякое время может заявить о расторжении договора (ст. 845). С расторжением договора перевозчик утрачивает право на получение обусловленной платы. Однако он может потребовать разумную компенсацию.

Ответственность перевозчика и случаи исключения ответственности

Согласно статье 859 ответственность перевозчика наступает:

859.1. В случае утраты или гибели груза перевозчик возмещает его полную стоимость. Груз, не доставленный в течение трех месяцев после принятия его перевозчиком к перевозке, признается утраченным, пока не будет доказано обратное.

859.2. Кроме того, перевозчик отвечает за все убытки, связанные с просрочкой доставки, или с повреждением груза, или с его частичной гибелью.

859.3. Ответственность, предусмотренная статьями 859.1 —859.2 настоящего Кодекса, не применяется, если перевозчик докажет, что утрата или гибель груза произошли вследствие: 1. характера груза или прямого назначения транспортного средства, хотя бы риск и был известен; 2. вины или указания грузоотправителя или грузополучателя; 3. обстоятельств, непреодолимых в условиях надлежащей добросовестности перевозчика.

859.4. Перевозчик отвечает и в случае, когда осуществляет перевозку полностью или частично посредством другого перевозчика. За ним остается право регресса к перевозчику, которому он передал груз для перевозки.

859.5. Все иски к перевозчику удовлетворяются после безоговорочного принятия и оплаты груза. Данное положение не применяется:1)если перевозчик несет ответственность за умысел или грубую неосторожность; 2) когда иски основаны на внешне заметных повреждениях груза, — если грузополучатель обнаружил это в течение возможного и допустимого для него с учетом обстановки срока и немедленно по обнаружении повреждений, но не позднее восьми дней после доставки, уведомил об этом перевозчика.

Понятие и содержание договора займа

Согласно статье 739 ГК АР по договору займа один из участников (займодавец) обязуется перевести другому участнику (заемщику) право собственности на деньги или иные заменимые вещи, а другой участник (заемщик) соответственно обязуется возвратить займодавцу полученное в виде денег или однородных вещей такого же качества и в таком же размере. Договор займа, предметом которого является какая-то денежная сумма, именуется кредитным договором. Лица, занимающиеся предоставлением денежных займов в виде самостоятельной профессиональной деятельности, дополнительно обязаны соблюдать в профессиональном порядке положения о предоставлении кредиторов.

Содержание договора займа.

Обязательные условия договора займа включают:

• существенные условия (предмет договора). Предметом договора займа являются: что именно передается (деньги, сколько, рубли или доллары, вещи, имущество); отражение в договоре обязательства возврата денег (вещей) первоначальному хозяину (заимодавцу);

• реквизиты сторон (Ф.И.О., паспортные данные, место жительства. Если одна из сторон является организацией, то ее наименование, ИНН, ОГРН, юридический адрес)

• место заключения (город);

•дату составления документа (судебная практика такова, что некоторые суды отказывают в исках заимодавцам, если не указана дата документа).

В необязательном порядке он содержит:

• дополнительные условия (чаще всего это условие о процентах за пользование займом, даты погашения, дату передачи займа заемщику, ответственность за нарушение договора, условие о конфиденциальности договора, условие залога, условие поручительства, возможность уступки прав по договору третьему лицу, наличие согласия или несогласия кредитора на досрочный возврат займа и.т.д., подробнее об этом в статье про дополнительные условия договора займа)

Виды обязательств по займу

Статья написана по материалам сайтов: wiselawyer.ru, www.allpravo.ru, studopedia.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector