+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Платеж за право заключить договор что это

Две компании заключили предварительный договор аренды помещения (оно в частной собственности арендодателя). Будущий арендатор должен внести разовый безвозвратный платеж за приобретение права аренды. Платеж не идет в счет арендной платы. Не противоречит ли условие об этом платеже закону?

Это условие противоречит действующему законодательству. Поэтому арендатор вправе либо вообще не вносить этот платеж, либо, если он его уже уплатил, взыскать обратно в судебном порядке.

Предварительный договор по своей правовой природе не предполагает уплаты денежных сумм. Он может предусматривать только обязанность заключить основной договор в будущем (ст. 429 ГК РФ). Распространенное на практике включение в предварительные договоры условий о внесении различных обеспечительных и прочих платежей превращает такие предварительные договоры в договоры иной правовой природы. Рассматриваемое условие является незаконным, поскольку не предусматривает встречного предоставления со стороны арендодателя. По общему правилу все договоры являются возмездными (п. 3 ст. 423 ГК РФ). В данном случае арендатор, внося плату за приобретение права аренды, фактически ничего не получает взамен.

Данный вывод справедлив независимо от правовой квалификации договора. Если мы квалифицируем договор как предварительный, то совершенно очевидно, что плата за приобретение права аренды не имеет экономического смысла для арендатора, поскольку арендодатель и так в силу предварительного договора обязан заключить с ним договор аренды. Такая плата противоречит сути предварительного договора. Если же мы квалифицируем договор как договор аренды будущей вещи, то опять же со стороны арендодателя отсутствует встречное предоставление заключив такой договор, арендодатель по сути уже предоставил право аренды.

Другое мнение

Перечисление средств за право заключения контракта

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Ответ

Плату за право на заключение контракта учитывайте в составе доходов от собственности по статье КОСГУ 120. В учете отразите начисление дохода по дебету 2.205.21.560 и кредиту 2.401.10.120.

Поступившие средства нужно отразить на лицевом счете получателя бюджетных средств.

Для учета операций, осуществляемых казенными учреждениями в рамках их бюджетных полномочий, органами Федерального казначейства могут быть открыты следующие виды лицевых счетов:

01 — лицевой счет главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств;

03 — лицевой счет получателя бюджетных средств;

04 — лицевой счет администратора доходов бюджета;

05 — лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств.

Об этом сказано в пункте 4 приказа Казначейства России от 17.10.2016 № 21н.

Как отнести доходы на аналитические коды вида доходов (источников финансирования дефицитов) бюджетов и статьи КОСГУ

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, в том числе:

 доходы от аренды;

 доходы от платежей при пользовании природными ресурсами;

 суммы, поступающие в виде платы за право заключения договоров, государственных (муниципальных) контрактов

Виды доходов Аналитический код вида доходов (источниковфинансирования дефицитов) бюджетов Статья (подстатья)КОСГУ Подтверждающие документы
Налоговые доходы
Доходы от собственности
Статья 120 «Доходы от собственности» Статья 120 «Доходы от собственности» Разделы II, V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 № 65н

Типовые проводки для казенных учреждений. Расчеты с дебиторами по доходам

Доходы от собственности

Доходы от выполнения работ, оказания услуг

Доходы от принудительного изъятия и возмещения вреда

Доходы от реализации активов

Доходы в виде пожертвований (дарения), прочие доходы

Списание нереальной для взыскания задолженности

Списание невостребованной задолженности

Содержание операции Бухгалтерская запись Документальное оформление Основание
дебет кредит
Доходы от собственности
Увеличение дебиторской задолженности по доходам:
Начислены доходы от сдачи имущества в аренду КДБ.1.205.21.560 КДБ.1.401.10.120 Бухгалтерская справка (ф. 0504833), договор аренды п. 78 Инструкции № 162н
Возврат контрагенту излишне полученного дохода:
– со счета администратора доходов бюджета КДБ.1.205.21.560 КДБ.1.210.02.120 Выписка из счета
– со счета органа Казначейства КДБ.1.205.21.560 КДБ.1.210.04.120 Выписка из счета
Уменьшение дебиторской задолженности по доходам:
Поступление доходов от сдачи имущества в аренду: п. 78 Инструкции № 162н
– на счет администратора доходов бюджета КДБ.1.210.02.120 КДБ.1.205.21.660 Выписка из счета
– в кассу 1 КИФ.1.201.34.510 КДБ.1.205.21.660 Кассовые документы
– отражено исполнение обязательства ПБС по перечислению в доход бюджета суммы арендной платы КДБ.1.303.05.830 КДБ.1.205.21.660 Извещение (ф. 0504805)
Начислен возврат излишне полученных доходов от аренды КДБ.1.401.10.120 КДБ.1.205.21.660 Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

[Контрактная система: проведение электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ (оказание услуг) по техническому обслуживанию, ремонту техники, оборудования]

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) при проведении электронного аукциона и в рамках своей компетенции сообщает.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ, в случае если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке указывается, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги.
Если в документации об электронном аукционе указана общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию либо в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ, начальная (максимальная) цена единицы товара, работы или услуги, такой аукцион проводится путем снижения указанных общей начальной (максимальной) цены и начальной (максимальной) цены единицы товара, работы или услуги в порядке, установленном настоящей статьей (часть 5 статьи 68 Закона № 44-ФЗ).
Если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента НМЦК или ниже, такой аукцион проводится на право заключить контракт. При этом такой аукцион проводится путем повышения цены контракта исходя из положений Закона № 44-ФЗ о порядке проведения такого аукциона (часть 23 статьи 68 Закона № 44-ФЗ).
В указанном в обращении случае электронный аукцион проводился путем снижения начальной (максимальной) цены единицы работы или услуги, а победителем электронного аукциона признан участник, который предложил наиболее высокую цену за право заключения контракта (часть 11 статьи 69 Закона № 44-ФЗ).
На основании вышеизложенного следует, что при снижении участниками данного электронного аукциона начальной (максимальной) цены единицы работы, услуги с 1200 руб. до 0 руб. такие участники выражают согласие на осуществление обязательств по контракту на безвозмездной основе в случае заключения контракта.

Определение победителя в указанном случае осуществляется исходя из положений части 11 статьи 69 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, предложив наиболее высокую цену, участник электронного аукциона — ООО получил право заключения контракта на оказание услуг, выполнение работ на безвозмездной основе.
Вместе с этим, по мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, предельным количеством нормо-часов, выполняемых победителем аукциона в рамках обязательств по контракту, является частное от деления начальной (максимальной) цены контракта на начальную (максимальную) цену единицы работы, услуги.
Также сообщаем, что согласно части 12 статьи 70 Закона № 44-ФЗ контракт заключается только после внесения на счет заказчика денежных средств в размере предложенной победителем аукциона цены за право заключения контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом в указанном в обращении случае положениями Закона № 44-ФЗ не предусмотрена обязанность исполнителя в ходе осуществления своих обязательств по контракту вносить дополнительные денежные средства на счет заказчика.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, наделенного в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
Вместе с тем в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 437, Минэкономразвития России указанной компетенцией не наделено.

[НДС: определение цены контракта при проведении электронного аукциона]

НДС: определение цены контракта при проведении электронного аукциона.

Департамент налоговой и таможенной политики совместно с Департаментом бюджетной политики в сфере контрактной системы рассмотрел письмо о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) в части проведения электронного аукциона на право заключить контракт и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 23 статьи 68 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, такой аукцион проводится на право заключить контракт. При этом такой аукцион проводится путем повышения цены контракта исходя из положений Закона о контрактной системе о порядке проведения такого аукциона с учетом следующих особенностей:

1) такой аукцион в соответствии с пунктом 23 статьи 68 Закона о контрактной системе проводится до достижения цены контракта не более чем сто миллионов рублей;

2) участник такого аукциона не вправе подавать предложения о цене контракта выше максимальной суммы сделки для этого участника, указанной в решении об одобрении или о совершении по результатам такого аукциона сделок от имени участника закупки, которое содержится в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке;

3) размер обеспечения исполнения контракта рассчитывается исходя из начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона.

Вместе с тем согласно пункту 1 части 9 статьи 68 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, равное ранее поданному этим участником предложению о цене контракта или большее чем оно, а также предложение о цене контракта, равное нулю.

Пунктом 11 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, предусмотренном пунктом 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, победителем электронного аукциона признается его участник, который предложил наиболее высокую цену за право заключения контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно пункту 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем. При этом в соответствии с пунктом 12 статьи 70 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном пунктом 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, контракт заключается только после внесения на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, денежных средств в размере предложенной таким участником цены за право заключения контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта.

Таким образом, в случае, предусмотренном пунктом 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, контракт заключается по цене, предложенной победителем электронного аукциона, после внесения на счет заказчика денежных средств в размере предложенной таким участником цены за право заключения контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта.

Кроме того, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе при осуществлении закупки в извещении и документации о закупке заказчиком устанавливается начальная (максимальная) цена контракта. При установлении начальной (максимальной) цены контракта заказчику необходимо учитывать все факторы, влияющие на цену, в том числе налоговые платежи, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ). В связи с этим участник закупки при формировании своего ценового предложения предлагает цену контракта с учетом всех налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями НК РФ.

Должен ли заказчик возвращать деньги участнику за право заключить контракт

Если в аукционе цена контракта снижена до половины процента НМЦК или ниже, аукцион проводят на право заключить контракт. Цену, предложенную победителем, считают ценой контракта. Победитель получает право исполнить контракт на безвозмездной основе. Данный вывод основан на положениях части 23 статьи 68, части 11 статьи 69, части 12 статьи 70 Закона № 44-ФЗ, писем Минэкономразвития России от 6 сентября 2016 года № Д28и-2429, от 10 февраля 2016 года № Д28и-372.

Приказ Казначейства России от 17.10.2016 № 21н
О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства

Виды лицевых счетов

4. Для учета операций, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, органами Федерального казначейства открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:

а) лицевой счет, предназначенный для отражения операций главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств по распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования (далее — бюджетные данные) по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств (далее — лицевой счет главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств);

В случае утверждения и доведения до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельных объемов финансирования при организации исполнения бюджета по расходам.

б) лицевой счет, предназначенный для учета операций по кассовым поступлениям в бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) и кассовым выплатам из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) (далее — лицевой счет бюджета);

в) лицевой счет, предназначенный для учета бюджетных данных, полученных получателем бюджетных средств; для отражения операций получателя бюджетных средств по распределению лимитов бюджетных обязательств по кодам классификации расходов бюджетов в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (при наличии соответствующих бюджетных полномочий у получателя бюджетных средств); для учета бюджетных и денежных обязательств получателя бюджетных средств, осуществления получателем бюджетных средств бюджетных операций за счет средств бюджета (в том числе в иностранной валюте и (или) источника дополнительного бюджетного финансирования) (далее — лицевой счет получателя бюджетных средств);

г) лицевой счет, предназначенный для отражения операций, связанных с администрированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее — лицевой счет администратора доходов бюджета);1

д) лицевой счет, предназначенный для отражения операций получателя бюджетных средств со средствами, поступающими в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, в соответствии с заключенным Соглашением об осуществлении операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, а также подразделения судебных приставов (далее — лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств);2

е) лицевой счет, предназначенный для отражения операций главного администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета по распределению бюджетных ассигнований по подведомственным администраторам источников внутреннего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора и (или) администраторам источников внутреннего финансирования дефицита бюджета (далее — лицевой счет главного администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора));

ж) лицевой счет, предназначенный для отражения операций главного администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета по распределению бюджетных ассигнований по подведомственным администраторам источников внешнего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора и (или) администраторам источников внешнего финансирования дефицита бюджета (далее — лицевой счет главного администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора));

з) лицевой счет, предназначенный для учета бюджетных ассигнований, полученных администратором источников внутреннего финансирования дефицита бюджета от главного администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора), а также для отражения операций администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета по привлечению и погашению источников внутреннего финансирования дефицита бюджета (далее — лицевой счет администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета);

и) лицевой счет, предназначенный для учета бюджетных ассигнований, полученных администратором источников внешнего финансирования дефицита бюджета от главного администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора), а также для отражения операций администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета по привлечению и погашению источников внешнего финансирования дефицита бюджета (далее — лицевой счет администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета);

к) лицевой счет, предназначенный для учета бюджетных данных, полученных иным получателем бюджетных средств, а также для отражения операций иного получателя бюджетных средств по перечислению (возврату) бюджетных средств, включая операции в иностранной валюте, на счет иного получателя бюджетных средств, открытый ему в банке (далее — лицевой счет иного получателя бюджетных средств);

л) лицевой счет, предназначенный для учета операций по кассовым поступлениям и кассовым выплатам территориального органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации (далее — лицевой счет территориального органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации);

м) лицевой счет, предназначенный для отражения операций получателя бюджетных средств, бюджетного (автономного) учреждения организации либо иного юридического лица, принявших бюджетные полномочия в соответствии с переданными бюджетными полномочиями получателя бюджетных средств (далее — лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств).

Вопрос: . Специализированная организация организует торги по продаже права на заключение договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и не относящихся к жилищному строительству. В начальную цену аукциона включается цена за право на заключение договора аренды. Предполагается, что победитель торгов оплачивает это право наряду с арендной платой. Правильно ли определяется начальная цена аукциона? («ЭЖ Вопрос-Ответ», 2009, n 4)

«ЭЖ Вопрос-Ответ», 2009, N 4
Вопрос: Специализированная организация выступает в качестве организатора торгов по продаже права на заключение договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и не относящихся к жилищному строительству и комплексному освоению в целях такого строительства. При этом в начальную цену аукциона включается цена за право на заключение договора аренды. Предполагается, что победитель торгов оплачивает указанное право наряду с арендной платой за земельные участки. Правильно ли определяется начальная цена аукциона?
Ответ: Вопросы приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого участка на торгах (конкурсах, аукционах) регулируются ст. 38 ЗК РФ. А торги в отношении земли, необходимой для жилищного строительства или для ее комплексного освоения в целях такого строительства, проводятся согласно ст. ст. 38.1 и 38.2 ЗК РФ.
На основании п. 4 ст. 38 ЗК РФ Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 808 утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее — Правила).
Отметим, что ст. 38 ЗК РФ не содержит понятия «начальная цена аукциона». Из положений Правил следует, что если торги проводятся в связи с продажей земельных участков, то определяется начальная цена земельного участка, а если в связи с заключением договоров аренды, то устанавливается начальный размер арендной платы.
Поэтому скорректируем вопрос следующим образом: вправе ли организатор торгов определять плату за право на заключение договора аренды, а впоследствии требовать от победителя торгов ее уплаты?
Мы считаем, что такие действия являются неправомерными. Обоснуем это, проанализировав законодательство и судебную практику.
Так, пп. «е» п. 8 Правил установлено, что в извещении о проведении торгов сообщается о начальной цене предмета торгов или начальном размере арендной платы, «шаге аукциона», размере задатка и реквизитах счета для его перечисления.
Порядок проведения конкурса или аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, определен п. 23 Правил. Данный пункт, в частности, предусматривает, что участникам аукциона выдаются пронумерованные билеты, которые они поднимают после оглашения аукционистом начальной цены или начального размера арендной платы и каждой очередной цены или размера арендной платы в случае, если участники готовы купить земельный участок или заключить договор аренды в соответствии с этой ценой или размером арендной платы.
В случае если после троекратного объявления очередной цены или размера арендной платы ни один из участников аукциона не поднял билет, аукцион завершается. При этом его победителем признается тот участник, номер билета которого был назван последним.
Порядок проведения аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, определен п. 24 Правил. Из этого пункта, в частности, следует, что участники торгов направляют их организатору в запечатанных конвертах предложения о цене или размере арендной платы. Победителем такого аукциона признается участник, предложивший наибольшую цену или наибольший размер арендой платы.
Обратите внимание! В приведенных положениях говорится о размере арендной платы без оговорки о том, что она должна включать в себя сумму платежа за право заключения договора аренды или что такой платеж должен обозначаться каким-либо образом отдельно.
Отметим также, что Правила не предусматривают обязанность победителя торгов уплатить плату за право заключения договора аренды земельного участка. Отсутствие такой обязанности подтверждается содержанием пп. «г» п. 30 обсуждаемого правового акта. Согласно этому подпункту торги признаются несостоявшимися, если их победитель уклонился от подписания протокола о результатах торгов и заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
А теперь обратимся к арбитражной практике и обсудим Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.06.2008 N 3351/08 (далее — Постановление).
Оговоримся, что в данном случае речь идет о применении положений ст. 38.1 ЗК РФ, определяющих порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды участков из таких земель, для жилищного строительства. Однако мы считаем, что отличия правоотношений, регулируемых ст. ст. 38.1 и 38.2 ЗК РФ, не препятствуют распространению выводов, изложенных в Постановлении, на обсуждаемую нами ситуацию.
Обстоятельства рассмотренного спора следующие. Комитетом по управлению муниципальным имуществом был проведен открытый аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка на основании ст. 38.1 ЗК РФ. В связи с поступлением для участия в нем единственной заявки предприятия данный аукцион признан несостоявшимся. Согласно протоколу от 15.06.2006 о подведении итогов аукциона в соответствии с п. 27 вышеназванной статьи участнику предложено в течение 10 дней заключить договор аренды участка. Однако организатор аукциона и предприятие в день подписания протокола подписали договор купли-продажи права на заключение договора аренды. Соглашением от 18.07.2006, заключенным комитетом (продавцом), предприятием (прежним правообладателем) и обществом (новым правообладателем), права и обязанности, приобретенные участником по результатам аукциона, в полном объеме переданы новому правообладателю. После этого комитет и общество заключили договор аренды земельного участка.
Прокуратура обратилась в арбитражный суд с иском о признании вышеуказанного соглашения недействительным, поскольку оно не соответствует требованиям п. 1 ст. 447 ГК РФ, п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ и п. 26 Правил. Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, с чем не согласились апелляционная и кассационная инстанции. Однако Президиум ВАС РФ признал первоначально вынесенное судебное решение правильным, обратив внимание, в частности, на следующие обстоятельства.
Из положений ст. 38.1 ЗК РФ следует, что по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в целях жилищного строительства с его победителем заключается договор аренды участка, являвшегося предметом аукциона, а не договор купли-продажи права на заключение такого договора. А в случае признания аукциона не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников договор аренды может быть заключен с единственным участником аукциона. Поэтому в данном случае такой договор мог заключаться только с предприятием. Соглашение об уступке единственным участником своего права было направлено на получение обществом права на заключение договора аренды вне конкурса, что противоречит нормам земельного законодательства. Поэтому в силу ст. 168 ГК РФ данное соглашение является ничтожным.
В аспекте обсуждаемой нами ситуации для нас особенно важен вывод Президиума ВАС РФ о том, что предметом аукциона является именно договор аренды земельного участка, а не договор купли-продажи права на заключение договора аренды. Поскольку договор купли-продажи права не заключается, то ни о каком встречном предоставлении в виде платежа речь идти не может.
Мы считаем, что одной из причин появления мнения о возможности установления особой платы, которую должен уплатить победитель торгов (конкурсов, аукционов), являются некорректные формулировки соответствующих положений ст. ст. 38, 38.1 и 38.2 ЗК РФ, в которых говорится о продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Фактически же речь идет не о продаже права, а о получении права в результате победы на торгах (конкурсе, аукционе). Победивший участник не может признаваться покупателем хотя бы потому, что его обладание правом ограничено — он не вправе распорядиться им по своему усмотрению.
По своей сути требование обсуждаемого платежа также нелогично в правовом смысле, как и требование от покупателя земельного участка, приобретенного на торгах, уплаты помимо цены участка еще и платы за право на заключение договора купли-продажи. Кроме того, такой незаконный «довесок» искусственно повышает стоимость землепользования.
Отметим, что Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 N 262 предусматривает при определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков их изъятием для государственных или муниципальных нужд, учитывать стоимость права на заключение договора аренды участка в случае его заключения на торгах. Мы считаем, что данное положение лишь свидетельствует о порочной практике, но не является обоснованием законности установления и взимания обсуждаемой платы.
А.Восковский
«ЭЖ»
Подписано в печать
30.04.2009

Платежи за право аренды

Статьи по теме

Сначала о бухгалтерском учете. Так как земельный участок ваша организация будет использовать для производственных нужд, расходы по приобретению права на заключение договора аренды она должна учесть как расходы по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Но, поскольку правом на заключение договора аренды ваше предприятие будет пользоваться в течение всего срока аренды (49 лет), затраты ей сначала следует учесть в составе расходов будущих периодов, а затем равномерно в течение срока аренды списывать на счета затрат (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Задолженность перед Москомземом необходимо отразить на дату вынесения решения префектуры о заключении с вами договора аренды. При этом вы должны отразить указанные операции в рублях (предположим, на день вынесения решения курс Банка России составил 30 руб/USD):

Ежемесячно до окончания срока действия договора ваша организация должна делать следующие проводки:

Теперь о налоговом учете. Расходы на приобретение права аренды земельного участка могут быть учтены при налогообложении прибыли как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (п. 1 ст. 252, подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Их следует списывать в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, так же как и в бухучете, равномерно в течение всего срока действия договора аренды, а именно в течение 49 лет (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Статья написана по материалам сайтов: www.budgetnik.ru, www.lawmix.ru, www.gazeta-unp.ru.

»

Это интересно:  Если сторонами договора дарения являются супруги
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector