Переход авторских прав по договору

Переход авторских прав по наследству

По наследству переходят только имущественные авторские права, в том числе исключительные права, позволяющие наследникам разрешать или запрещать использование произведения.

Не переходят по наследству личные неимущественные права, хотя наследники вправе принимать меры для их защиты, например, если кто-либо присвоит себе авторство произведения, если произведение выйдет без указания имени автора или с искажениями, способными нанести ущерб его чести и достоинству. При отсутствии наследников защита моральных прав умерших авторов может осуществляться государственным органом, который в настоящее время не определен.

Современное российское гражданское законодательство (см. разд. 5 ГК РФ) предусматривает восемь очередей наследников, но даже при ранее существовавшем законодательстве поиск наследников оказывается нелегким делом.

Если завещанием не установлено иное, права на получение наследства обычно возникают у ближайших родственников. Для определения круга наследников первой очереди можно использовать следующее правило: к ним относятся лица, отделенные от наследодателя (автора) одним рождением (заключение брака в этом случае приравнивается к рождению).

Передача прав по договору

Статья 30 Закона предусматривает, что принадлежащие автору исключительные права могут передаваться им другим лицам только по авторскому договору. Данную формулировку принято толковать расширительно. В российском гражданском праве определяющее значение имеет не название, а содержание договора. Таким образом, не столь уж важно, как именно будет называться договор, по которому передаются авторские права, – «авторский договор», «договор о передаче авторских прав», просто «договор», «соглашение», «контракт» или иначе. Главное, чтобы в нем содержались все условия, которые необходимы для заключения авторского договора.

По своей сути авторские договоры – это обычные гражданско-правовые договоры, в отношении которых законодательство об авторском праве устанавливает некоторые дополнительные требования, объясняемые как особенностью передаваемых в соответствии с ними прав, так и необходимостью дополнительной защиты «слабой стороны» – авторов.

Гражданско-правовые сделки могут содержать элементы авторского договора. Например, получила относительно широкое распространение передача авторских прав учредителями в качестве взноса в уставный капитал юридических лиц.

Крайне желательно оформлять условия о передаче прав в качестве приложения к трудовому договору, заключаемому с работниками организации, а также включать их при необходимости в положения договоров на выполнение работ, оказание услуг и т. д.

На практике, к сожалению, во многих случаях договоры о передаче авторских прав не заключаются или формулируются так, что оказывается невозможным дать однозначное толкование предусматриваемых ими положений.

Передача авторских прав

Передача (переход) авторских прав осуществляется в порядке наследования (за исключением права авторства, права на имя и права на защиту репутации) (ст. 1283 ГК РФ) и по авторским договорам (ст. 1285 и 1286 ГК РФ). Наследники автора вправе осуществлять защиту всех прав. Все споры о признании авторства, а также споры юридических лиц рассматриваются судами общей юрисдикции.

Свое правомочие по распоряжению исключительным правом на произведение автор может передать по авторским договорам, которые подразделяются на авторские договоры о передаче исключительного права на произведение другому лицу; авторские договоры, предоставляющие другому лицу право использования произведения в установленных договором пределах; договоры авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ). В случае неисполнения договора аванс подлежит возврату (ст. 1290 ГК РФ).

В случае договора авторского заказа автор обязуется сначала создать произведение, а затем уже передать его пользователю. В договоре заказа должно быть подробно зафиксировано, какие требования предъявляются к будущему произведению. В частности, определяется его назначение, объем, устанавливается срок и форма представления работы заказчику, порядок устранения замечаний и т. д. При этом автор имеет право на получение аванса. Указанный договор является рисковым, поскольку заказчик несет риск творческой неудачи автора.

Авторские договоры могут также подразделяться в зависимости от способа использования на издательские, постановочные, сценарные и т. д.

Авторский договор заключается на определенный срок. Однако если в договоре отсутствует условие о сроке, то договор может быть расторгнут автором по истечении 5 лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за 6 мес. до расторжения договора (ст. 1288 ГК РФ).

Основная обязанность автора по авторскому договору — создать предусмотренное по договору произведение и передать его пользователю. Созданное и оформленное в надлежащем виде произведение передается пользователю в указанный в договоре срок.

Основная обязанность организации-пользователя — осуществлять использование произведения указанным в договоре способом.

При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации.

Вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы, либо иным образом (например, при издании принято выплачивать вознаграждение за один авторский лист, равный сорока тысячам знаков). Необходимо учитывать, что обязательства, вытекающие из авторского договора, носят личный характер, не переходят по наследству и прекращаются в связи со смертью автора.

Размер, порядок и сроки выплаты аванса, выплачиваемого при заключении договора-заказа, устанавливаются в договоре по соглашению сторон.

К авторскому договору применимы общие правила гражданско-правовой ответственности. Так, если в договоре участвует коммерческая организация, то ее ответственность наступает независимо от вины.

Авторский договор прекращается со смертью автора, поскольку он не может быть заменен его наследниками. Речь идет об обязательствах, в которых личность должника имеет существенное значение (п. 1 ст. 418 ГК РФ). Ликвидация организации-пользователя также является основанием для прекращения договора.

Авторские права могут защищаться от нарушений с помощью норм различных отраслей права. Так, за наиболее серьезные нарушения авторских прав (например, за плагиат) предусмотрена уголовно-правовая ответственность, хотя до недавнего времени на практике она практически почти не применялась. Следует различать понятия плагиата и заимствования, под которым нужно понимать цитирование отрывков произведений других авторов.

Основной способ защиты нарушенных авторских прав — применение норм гражданского права. В этом случае защита осуществляется с помощью предъявления иска.

В случае нарушения имущественных прав автор может требовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду, взыскания доходов, полученных нарушителем вследствие нарушения авторских прав (ст. 1301 ГК РФ). Вместо возмещения убытков, выплаты компенсации, определяемой по усмотрению суда, возможно возмещение доходов или взыскание прибыли (п. 3 ст. 1252 ГК РФ). Суд также может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения. Контрафакцией также является безвозмездное использование произведений, права на которые принадлежат другому лицу.

В случае невыплаты авторского вознаграждения автор имеет право на его взыскание, т. е. возмещение убытков, имеющих форму неполученных доходов. Произвести возмещение доходов должно лицо, нарушившее права автора.

К возможным случаям нарушения права на вознаграждение относятся:

  • • невыплата вознаграждения при заключенном договоре или при допустимости использования произведения без согласия автора, но с выплатой ему вознаграждения;
  • • неправильное использование произведения без согласия автора. В этом случае размер вознаграждения должен определяться исходя из размера вознаграждения, которое причиталось бы автору при правомочном использовании произведения.

В настоящее время в России отсутствует государственный орган, комплексно занимающийся вопросами авторско- правовой охраны, хотя в определенной мере это относится к компетенции Роспатента.

В таких областях, как культура и информация (радио, телевидение, концертная деятельность и т. п.), количество используемых произведений различных авторов стало столь велико, что заключение индивидуальных договоров с каждым автором оказалось практически неосуществимо. Массовое использование объектов, охраняемых авторским правом, уже нельзя эффективно проконтролировать силами индивидуальных правообладателей. Отдельный автор не в состоянии проследить, когда, кем и как было использовано его произведение. В свою очередь, пользователи не имеют возможность заключать договоры с каждым из правообладателей. Поэтому для реализации и охраны, авторских прав в Российской Федерации 12 августа 1993 г. было создано Российское авторское общество (РАО) — некоммерческая общественная организация, действующая на основе принципов добровольного и равноправного членства и демократического самоуправления, осуществляющая свою деятельность на всей территории Российской Федерации.

Главными задачами РАО являются:

  • • управление имущественными правами авторов (их правопреемников) на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведений путем механической, магнитной записи, репродуцирование, тиражирование произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в промышленности);
  • • содействие авторам (их правопреемникам) в передаче прав на использование произведений науки, литературы и искусства на индивидуальной основе;
  • • представительство законных интересов авторов (их правопреемников) в государственных и общественных органах и организациях.

При коллективном управлении авторским правом и смежными правами организации коллективного управления на основании указаний ВОИС чаще всего охраняют:

  • • право на публичное исполнение (музыка, воспроизводимая или исполняемая на дискотеках, в ресторанах и других общественных местах);
  • • право на эфирное вещание (“живые” или записанные исполнения по радио и телевидению);
  • • право на механическое воспроизведение музыкальных произведений (на компакт-дисках, магнитных лентах, виниловых пластинках, кассетах и других формах записи);
  • • право на исполнение драматических произведений (театральных пьес);
  • • право на репрографическое воспроизведение литературных и музыкальных произведений (фотокопирование);
  • • смежные права (права исполнителей и производителей фонограмм на получение вознаграждения за эфирное вещание или воспроизведение фонограмм для всеобщего сведения).
Это интересно:  Уступка права требования по договору аренды

Имеются разные виды организаций коллективного управления или групп таких организаций в зависимости от категории соответствующих произведений. Традиционные организации коллективного управления, действующие от имени своих членов, согласовывают с пользователями ставки вознаграждения и условия использования, предоставляют лицензии, разрешающие использование, собирают и распределяют вознаграждение. Сами правообладатели непосредственно не участвуют в каком-либо из этих действий.

Полный спектр услуг — это своего рода коалиция отдельных организаций коллективного управления, предлагающих пользователям централизованный источник, где можно легко и быстро получить разрешение. Наблюдается четкая тенденция создавать такие организации из-за растущей популярности мультимедийных продуктов, которые требуют получения самых разнообразных разрешений.

В области музыкальных произведений коллективное управление публичным исполнением и эфирным вещанием базируется на документации, лицензировании и распределении.

В области драматических произведений практика коллективного управления отличается тем, что организация коллективного управления действует в качестве агента, представляющего авторов, и согласовывает с организациями, представляющими театры, общий контракт, в котором указываются условия использования конкретных произведений.

В области печатных произведений коллективное управление означает предоставление права на репрографическое воспроизведение, другими словами — разрешение на фотокопирование охраняемого материала такими учреждениями, как библиотеки, общественные организации, университеты, школы и ассоциации потребителей. Принудительные лицензионные соглашения, если они допускаются международными конвенциями, могут быть включены в национальное законодательство. В этих случаях за вознаграждение предоставляется право на использование, которое не требует согласия правообладателя. Организации коллективного управления получают и распределяют вознаграждение.

Согласно принципу национального режима, закрепленного в Бернской и Римской конвенциях, в большинстве случаев иностранные правообладатели приравнены к национальным правообладателям.

В последние годы нарастает тенденция передачи произведений, охраняемых авторским правом, в цифровой форме через Интернет. Растущие возможности этой глобальной сети позволяют осуществить массовое хранение и доставку охраняемого материала в режиме он-лайн. Наряду с широчайшими возможностями это создает и многочисленные проблемы для владельцев, пользователей и организаций коллективного управления.

В 1996 г. под эгидой ВОИС были заключены два договора, направленные на решение проблем охраны авторских и смежных прав и управления ими в век цифровой информации. Известные как Договоры ВОИС в области Интернета. Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП) и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам рассматривают среди прочего обязательства, касающиеся принятия мер технической охраны и информации об управлении правами в условиях цифровой информации; обеспечивают охрану интересов правообладателей при распространении их произведений через Интернет; содержат положения, требующие от национальных законодателей обеспечить эффективную охрану технических мер путем запрета импорта, изготовления и распространения незаконных устройств или материалов, а также запрета действий, которые могут нанести ущерб системам информации об управлении правами.

К основным международным актам в области авторских прав, в которых участвует Россия, относятся Стокгольмская конвенция об учреждении ВОИС, заключенная 14 июля 1967 г.; Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (1886) в редакции 1971 г., или Бернский Союз (Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции 1886 г. в 1994 г., к Бернской конвенции в редакции 1971г. — в 1995 г.); Всемирная конвенция по охране авторского права, разработанная по инициативе ЮНЕСКО и подписанная в Париже в 1952 г. (Россия присоединилась к Всемирной конвенции по авторскому праву 1952 г. в 1973 г., к Всемирной конвенции в редакции 1971 г. — в 1995 г.; административное управление осуществляет ЮНЕСКО; ДАП для России вступил в силу с 5 февраля 2009 г.).

Всемирная конвенция по охране авторского права имеет раздел “Специальные положения, относящиеся к развивающимся странам”, устанавливающий ряд льгот для развивающихся стран. В частности, если присоединившаяся к Конвенции развивающаяся страна, учитывая свое экономическое положение и свои социальные и культурные потребности, не считает себя в состоянии немедленно ввести в действие положение по охране всех прав, предусмотренных Всемирной конвенцией по охране авторского права, то при соблюдении ряда правил она пользуется льготами, установленными Конвенцией. Это положение создает предпосылки для установления адекватного режима защиты авторских прав в развивающихся странах.

Вступление Российской Федерации в ВТО означает принятие Российской Федерацией положений Соглашения по ТРИПС. В настоящее время у России существует также ряд двусторонних соглашений с другими государствами по вопросам защиты прав авторов.

В Соглашении по ТРИПС в области авторского права зафиксированы следующие общепринятые положения со ссылкой в ряде мест на статьи Бернской конвенции 1886 г. по охране литературных и художественных произведений:

  • • охрана авторских прав распространяется на выраженные в объективной форме результаты творчества, но не на идеи, процедуры, методы работы или математические концепции как таковые (п. 2 ст. 9 Бернской конвенции);
  • • компьютерные программы, как исходный текст, так и объектный код, охраняются как литературные произведения в соответствии с Бернской конвенцией в редакции 1971 г. (п. 1 ст. 10 Бернской конвенции);
  • • в отношении записи своего исполнения на фонограмму исполнители имеют возможность не допускать следующих действий, предпринятых без их разрешения: записи их незаписанного исполнения и воспроизведения такой записи; эфирного вещания и сообщения для всеобщего сведения их живого исполнения (п. 1 ст. 14 Бернской конвенции);
  • • производители фонограмм имеют право разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение их фонограмм (п. 2 ст. 14 Бернской конвенции);
  • • вещательные организации имеют право запрещать следующие действия, предпринятые без их согласия: запись, воспроизведение записей и ретрансляцию через каналы эфирного вещания и публичное телевизионное вещание таких записей (п. 3 ст.14 Бернской конвенции).

Вопросам охраны авторских прав уделяют внимание государственные, общественные и профессиональные организации в Российской Федерации. Эта деятельность в последнее время характеризуется рядом государственно-административных и общественных мероприятий.

Авторское право и смежные права — направление деятельности Роспатента. Ранее вопросы авторского права и смежных прав относились к компетенции Российского агентства интеллектуальной собственности при Президенте РФ (РАИС) и РАО, организатором и первым руководителем которых был д.ю.н., проф. Михаил Александрович Федотов.

Основные мероприятия по развитию международного сотрудничества в данной сфере осуществляются в рамках созданного ВОИС постоянного Комитета по авторскому праву и смежным правам.

Лицензионный авторский договор передача авторских прав

Перед началом использования произведения или объекта смежных прав необходимо согласие правообладателя.

Авторские права, в большинстве случаев, передаются только по договору, заключенному в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет признание договора недействительным и использование будет не законным.

Перед заключением договора и передачи третьим лицам объектов интеллектуальных прав рекомендуется осуществлять РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВ.

Для лицензирования интеллектуальной собственности действующее законодательство предоставляет возможность выбора между несколькими видами договоров о передаче (предоставления или уступки) авторских прав.

Три основных вида договоров передачи авторских прав и несколько дополнительных:

Несколько специальных договоров:

При заключении лицензионного договора одна его сторона (правообладатель) предоставляет другой стороне (пользователю) право использования произведения не в полном объеме, а только в тех пределах, которые устанавливаются лицензионным договором.Таким образом происходит передача авторских прав.

Согласно общему правилу лицензионный договор (лицензионное соглашение) должен заключаться в письменной форме.

Из этого правила сделано всего два исключения:

1) в устной форме может заключаться лицензионный договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании (пункт 2 Статья 1286 ГК РФ);

2) лицензионный договор о предоставлении права использования программы ЭВМ или базы данных может заключаться в форме как «оберточная лицензия». Условия такого договора должны быть изложены на приобретаемом экземпляре программы или базы данных или на упаковке приобретаемого экземпляра.

Лицензионный договор может быть как возмездным, так и безвозмездным. При отсутствии указаний на безвозмездность лицензионного договора он считается возмездным (пункт 5 статьи 1235 ГК РФ).

В лицензионном договоре должна указываться территория, на которой допускается использование произведений. В случае, когда территория использования в договоре не указана, лицензиат вправе использовать произведение только на территории Российской Федерации.

В лицензионном договоре должен быть определен срок его действия. В случае, когда в договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет.

Пунктом 6 статьи 1235 ГК РФ установлено, что лицензионный договор в обязательном порядке должен предусматривать:

Это интересно:  Договор страхования в международном частном праве

1) предмет договора — указание на произведение, право использования которого предоставляется по договору;

2) способы использования произведения.

Кроме того, лицензионный договор продолжает действовать даже в том случае, если исключительное право на произведение переходит от одного лица к другому.

Также, согласно статье 1238 ГК РФ , лицо, получившее по лицензионному договору право использования произведения, может разрешать иным лицам использовать это произведение (заключать сублицензионные договоры), но делать это он сможет только после заключения письменного согласия с правообладателем.

Для разработки Лицензионного договора в большинстве случаях необходимо оказание юридических услуг.

Передача и защита авторских и смежных прав

Передача прав на произведение авторского права

Как уже говорилось, у автора могут быть как исключительное право (имущественные права ), так и личные неимущественные права . Личные неимущественные права тесно связаны с личностью самого автора. А раз так, то переход их к другому лицу невозможен. Исключительное право может переходить от одного лица к другому, оно может переходить от работника к работодателю, если работником создано произведение в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя ( служебное произведение ). Переход исключительного права возможен также по наследству. Автор и сам может распорядиться своим исключительным правом, передав его на основании договора.

Передача авторских прав оформляется договором. Автор может передать свои права на время или распорядиться ими посредством отчуждения. Различие между передачей прав и отчуждением состоит в том, что в первом случае автор предоставляет все или часть прав на время, меньшее срока охраны авторского права . Во втором же случае автор передает исключительное право на все время его действия. С определенной долей условности можно передачу прав сравнить с арендой (арендованное имущество рано или поздно вернется к арендодателю), а отчуждение – с продажей (при продаже имущество выбывает из собственности продавца навсегда).

Автору, как известно, принадлежит широкий круг правомочий (см. ст. 1270 ГК РФ). Автор может предоставить другому лицу либо одно из прав, либо несколько сразу. Возможно огромное количество вариантов объема и условий передаваемых прав.

Кроме того, предоставляемые права распространяются на определенную территорию. К тому же, в силу различных международных соглашений права автора охраняются не только на территории России. Например, автор может передать одному лицу право на воспроизведение своей книги на территории России и одновременно заключить соглашение с иностранным лицом о передаче права на перевод на территории другой страны.

Надо отметить, что не только автор может заключать договоры о предоставлении прав. Стороной в договоре, предоставляющей права , может быть не автор , а иной правообладатель (в случаях, когда исключительное право автора уже кому-то им передано).

ГК РФ различает три вида договоров, посредством которых можно распорядиться исключительным правом (следует отметить, что для них предусмотрена обязательная письменная форма, за исключением возможности заключить в устной форме договор об использовании произведения в периодическом печатном издании).

  1. Договор об отчуждении исключительного права на произведение, по которому автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права. По такому договору приобретатель обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. При отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. Это означает, что в договоре должно быть однозначное указание на его безвозмездность или возмездность; в последнем случае необходимо четко указать либо сумму вознаграждения, либо порядок ее исчисления;
  2. Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения, по которому автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне ( лицензиату ) право использования этого произведения в установленных договором пределах. Лицензионный договор может предусматривать:
    1. предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам ( простая (неисключительная) лицензия );
    2. предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам ( исключительная лицензия ).

    Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

    Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре , не считается предоставленным лицензиату .

    В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если ГК РФ не предусмотрено иное.

    По лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. При отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. Лицензионный договор должен предусматривать:

    1. предмет договора путем указания на произведение, право использования которого предоставляется по договору;
    2. способы использования произведения.

    В таком договоре может быть предусмотрена выплата лицензиару вознаграждения в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений.

    1. Договор авторского заказа, по которому одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. Такой договор является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное. В случае, когда договор авторского заказа предусматривает отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, к такому договору соответственно применяются правила ГК РФ о договоре об отчуждении исключительного права, если из существа договора не вытекает иное. В свою очередь, если договор авторского заказа заключен с условием о предоставлении заказчику права использования произведения в установленных договором пределах, к такому договору соответственно применяются положения ГК РФ о лицензионном договоре .

    Естественно, что правообладатель не может передать прав больше, чем имеет сам. Права , переданные по авторскому договору , могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае если это прямо предусмотрено договором (ст. 1238 ГК РФ). Имеется в виду, что сторона в договоре, получившая от автора некоторые права , может заключить еще один договор с третьим лицом о передаче тех же прав лишь в случае если такое право предоставлено ей самой первоначальным договором.

    Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем (что следует из содержания ст. 1259 ГК РФ). Таким образом, все договоры, в которых предусматривается, что автор предоставляет другой стороне не только права на уже существующие произведения, но и на все те, которые он создаст в будущем, не действительны, то есть не порождают каких-либо правовых последствий. Однако автор может взять на себя обязательство создать конкретное произведение и передать права на него по авторскому договору заказа.

    ГК РФ защищает и будущее творчество автора: Условия договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, ограничивающие право гражданина создавать результаты интеллектуальной деятельности определенного рода или в определенной области интеллектуальной деятельности либо отчуждать исключительное право на такие результаты другим лицам, ничтожны» (ст. 1233 ГК РФ). Точно так же и все другие условия авторского договора, противоречащие положениям ГК РФ, являются недействительными, то есть не порождают правовых последствий.

    Договор на использование программы для ЭВМ или базы данных также заключается в письменной форме, хотя имеет некоторые особенности. Согласно ст. 1286 ГК РФ заключение лицензионных договоров о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных допускается путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре таких программы или базы данных либо на упаковке этого экземпляра. Начало использования таких программы или базы данных пользователем , как оно определяется этими условиями, означает его согласие на заключение договора.

    Договоры о полной или частичной передаче исключительного права на произведение не нуждаются в каком-либо государственном утверждении или регистрации. Исключением являются договоры о передаче исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных . Их стороны обязаны зарегистрировать такой договор в Роспатенте, если сама программа для ЭВМ была в нем ранее зарегистрирована. Статья 1262 ГК РФ вводит право на государственную регистрацию. Сведения об изменении правообладателя на основе зарегистрированного договора вносятся в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных и публикуются в официальном бюллетене Роспатента.

    В число наиболее сложных произведений, подлежащих авторско-правовой охране, входит интернет — сайт . В договоре о его создании желательны условия о промежуточных и конечных сроках исполнения, возможность заказчика следить за ходом работы. Стороны, как правило, составляют техническое задание , в котором оговаривается структура сайта, оптимизация под конкретные браузеры, используемые службы, сервисы и технические решения (флэш, php, апплеты) и т.п. Часто на исполнителе также лежит обязанность разместить сайт в Интернете и даже периодически обновлять его содержание. Исполнитель может также выполнять роль хостинг-провайдера. Окончание работ оформляется, как правило, актом сдачи-приемки. Возможно проведение испытания сайта в реальных или приближенных к ним условиях. Если обнаружены недостатки, исполнитель должен их устранить.

    Установленная законодательством ответственность по авторскому договору дифференцируется в зависимости от характера правонарушения. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору , обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду. Если автор не предоставил заказное произведение в соответствии с условиями авторского договора заказа , он обязан возместить реальный ущерб , причиненный заказчику. Согласно ст. 15 ГК РФ убытки состоят из реального ущерба и упущенной выгоды. Реальный ущерб – это расходы , которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права , утрата или повреждение его имущества. Упущенная выгода – это неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Указанные меры ответственности применяются в случае нарушения каких-либо договорных обязательств, при нарушении же исключительных авторских прав, не связанном с исполнением условий договора, возможно применение более жестких санкций, а также уголовной или административной ответственности.

    Отдельно следует рассмотреть получившее широкое распространение за рубежом, а последнее время и в нашей стране, так называемую GPL ( General Public License).

    Общий смысл GPL и подобных «открытых» лицензий (LGPL, BSD , MIT ) заключается в расширении полномочий пользователя программы и одновременном возложении на него некоторых обязанностей, которые не свойственны традиционным авторским договорам. И все это в совокупности представляет собой качественно новое явление во взаимоотношениях автора и пользователя. Важно сразу отметить, что открытые лицензии никак не влияют на личные неимущественные права авторов программ – они имеют дело лишь с некоторыми имущественными правами. Скорее наоборот, авторы программ, распространяемых на основе открытых лицензий, осознают особую важность неимущественных прав. Проставление знака охраны, года первого опубликования и имени (наименование) автора (или иного правообладателя) является установившейся практикой при распространении программ по таким лицензиям.

    Иногда «открытая» лицензия ассоциируется с бесплатными программами (так называемое » freeware «), но это заблуждение. Если употребляется слово » free » в GPL -лицензии и ей подобных, то речь, как правило, идет не о цене ( free означает в переводе с английского не только «бесплатный», но и «свободный»), а о свободе использования. Программа же может распространяться согласно GPL -лицензии как платно, так и бесплатно.

    Вообще, GPL — лицензия больше ориентирована на профессиональных пользователей компьютеров, особенно на программистов. Она предусматривает свободу воспроизведения программы, распространения и переработки (модификации, адаптации – термины ГК РФ).

    Все программы, распространяемые на основании GPL -лицензии, содержат прикрепленный исходный текст программы. Пользователь может свободно воспроизводить и распространять программу и ее текст. При этом пользователь может брать плату за воспроизведение программы. Однако возлагается и обязанность. Распространение программы должно сопровождаться и распространением с ней ее исходного текста. Часто такие программы называются «open-source программами» (программами с открытым кодом). Дальнейшее воспроизведение, распространение программы не могут быть на иных условиях, чем те, по которым пользователь приобрел программу, то есть пользователь не может каким-либо образом приобрести больше имущественных прав на программу, чем те, которые получены им по GPL -лицензии. Это не происходит даже в том случае, если пользователь разработал свою программу на основе распространяемой по GPL -лицензии.

    Исходный текст прилагается к программе с тем, чтобы можно было ее перерабатывать (модифицировать, адаптировать). Имея исходный текст, пользователь может устранять ошибки («баги») а также убедиться в том, что в программе нет так называемых лазеек или шпионских модулей (backdoor, spyware ).

    Использование «свободной» программы означает, что ее можно переработать и создать свою программу – «производное произведение » в терминах ГК РФ. Однако при распространении программы необходимо информировать о том, что некоторые файлы первоначальной программы были изменены. Это нужно для того, чтобы не нанести ущерб авторам первоначальной программы, в случае если производная программа окажется некачественной и нефункциональной. Более того, распространять свою производную программу автор должен на условиях GPL -лицензии, что логично, поскольку вторая программа появилась на свет благодаря программе, распространяемой именно на таких условиях.

    В рассматриваемой сфере широкую известность получило судебное дело между SCO и IBM по поводу операционной системы Linux ( SCO утверждает, что в Linux содержится часть кода от Unix , права на которую принадлежат SCO ). IBM парирует тем, что SCO распространяла части кода от UNIX (которые есть и в Linux) по свободной лицензии GNU GPL . SCO основывает свою позицию на том, что GPL сама по себе не является юридически корректной. Доводы юристов базируются на том, что концепция неограниченного копирования идет вразрез с законом США об авторском праве, допускающим создание лишь одной резервной копии на каждого пользователя программного обеспечения.

    Есть и противоположные подходы к GPL . Так, например, немецкий суд обязал компанию выполнить предписанные в лицензии GNU GPL требования. Случай затрагивает «Netfilter» – сетевое программное обеспечение с открытым кодом, используемое для защиты сети от нежелательного трафика. Один из авторов «Netfilter» подал иск на голландскую компанию «Sitecom», обвинив ее в использовании программного обеспечения в беспроводном сетевом продукте без соблюдения правил лицензии GPL . В итоге мюнхенский суд одобрил требования авторов программы по прекращению поставки продукта без выполнения требований GPL и запретил немецкому подразделению «Sitecom» распространять «Netfilter», не снабдив его текстом лицензии GPL и свободно распространяемыми исходными кодами «Netfilter».

    В нашей стране GPL не совсем вписывается в действующее законодательство, поэтому приступать к использованию программного обеспечения по лицензии GPL нужно крайне осторожно.

    Естественно, что любой автор заинтересован в том, чтобы получить достойное вознаграждение за свой труд. Традиционно программы распространялись на носителях информации за деньги, которые пользователь уплачивал при покупке экземпляра программы . Однако во многом благодаря распространению пиратства разработчики стали искать новые способы получения вознаграждения. Так появилось явление » shareware » – условно бесплатные программы. Программа бесплатна в течение определенного периода времени, в течение которого пользователь может определить, нужна ли она ему или нет. Затем программа перестает функционировать до уплаты пользователем определенной суммы разработчикам. Возможен также другой вариант: программа бесплатна, но ее функциональность ограничена. Если же нужен более профессиональный вариант, то за такую версию программы необходимо заплатить.

    Еще один вариант: » adware » – программа , содержащая рекламу. Сама программа распространяется бесплатно, а автор получает вознаграждение от рекламодателей за размещение рекламы и от пользователей, которые заинтересованы в том, чтобы рекламы не было.

    Наиболее радикальным способом получения вознаграждения является «система чаевых». В этом случае программа распространяется бесплатно. Однако если пользователю она нравится и он заинтересован в том, чтобы автор продолжил работать над ее улучшением, пользователь может заплатить любую сумму либо определенную автором минимальную цену. Но сознательность общества еще не достигла того уровня, чтобы всерьез говорить об этом способе авторского вознаграждения. Известный писатель-фантаст С. Кинг пробовал через сеть Интернет распространять свой роман «Растение». При этом скачать его можно было бесплатно, и если он понравится читателю, то ему предлагалось заплатить 1 доллар. Как только писатель «накапливал» определенную сумму, он садился за написание продолжения. И хотя эксперимент не удался, такой способ получения оплаты за труд нельзя признать абсолютно безнадежным.

    Статья написана по материалам сайтов: studref.com, www.copyright.ru, www.intuit.ru.

    »

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector