Особенности заключения авторских договоров

изменения и прекращения

Элементы авторского договора

Содержание любого гражданско-правового договора вообще и авторского в частности составляют права и обязанности сторон. [Моргунова Е. А., Авторское право: Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2008 с. 234].

Авторский договор является взаимным, то есть обе стороны наделяются правами и несут корреспондирующие им обязанности. Содержание отдельных видов авторских договоров различно. К примеру, объем прав и обязанностей в договоре заказа отличается от объема прав и обязанностей в договоре по поводу использования готового произведения. Но это не исключает возможности рассмотрения содержания авторского договора в обобщенном виде. При этом сразу следует отметить, что действующее законодательство фактически не регулирует содержание авторских договоров, оставляя данный вопрос полностью на усмотрение сторон. В связи с этим, рассматривая права и обязанности сторон, приходится опираться на сложившуюся практику заключения авторских договоров, которая с успехом может применяться сегодня.

Наиболее значимым понятием при характеристике авторского договора является понятие существенных условий авторского договора.

Согласно нормам четвертой части Гражданского Кодекса РФ к ним относятся следующие условия.

В первую очередь авторский договор должен содержать конкретный перечень произведений, имущественные авторские права на которые передаются.

Вторым условием авторского договора является наличие перечня конкретных имущественных прав и способов, которыми могут использоваться произведения, права на которые передаются.

Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными.

Третьим необходимым условием является характер имущественных авторских прав, передаваемых по авторскому договору.

Имущественные авторские права могут иметь исключительный либо неисключительный характер. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.

При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если Правопреемник будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.

Пятым условием авторского договора является территория, на которой распространяются полномочия по использованию произведения. В качестве территории действия авторского договора может быть указана территория отдельной страны, нескольких стран или всего мира. При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации.

Шестым условием является право на дальнейшую передачу имущественных авторских прав лицом, которому права были переданы.

Единственным основанием осуществлять дальнейшую передачу имущественных авторских прав является прямое указание на такую возможность в авторском договоре. В случае отсутствия такого условия (разрешения далее передавать права) правопреемник по авторскому договору не имеет права осуществлять дальнейшую передачу имущественных авторских прав.

Седьмым условием договора является вознаграждение, которое по общему правилу определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом.

Восьмым условием авторского договора может быть предусмотрен особый порядок вступления такого договора в силу. Например: договор считается заключенным с момента исключения правообладателем имущественных авторских прав из коллективного управления соответствующей организации по коллективному управлению имущественными авторскими правами.

При реализации своих прав автор претерпевает и ряд некоторых ограничений, которые выражаются в праве третьих лиц использовать произведения без согласия авторов и без выплаты им вознаграждения. [Грудцына Л. Ю., Спектор А. А., Гражданское право России: Учебник для вузов.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2008 с. 323].

В ряде случаев при таком использовании обязательным условием являются указание имени автора, использование только части произведения.

В законодательстве выделяются следующие способы свободного использования произведений авторского права.

Воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения: допускается свободное воспроизведение обнародованного произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения исключительно в личных целях.

Исключением является произведения архитектуры (здания, сооружения), базы данных, программы для ЭВМ (за некоторыми исключениями), репродуцирование книг (полностью) и нотных текстов.

Использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения: допускаются следующие виды использования произведений с обязательным указанием имени автора: цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, критических и информационных целях; использование в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера; воспроизведение в газетах, передача в эфир ранее опубликованных статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам; воспроизведение в газетах, передача в эфир публично произнесенных политических речей обращений, докладов и других аналогичных произведений; воспроизведение произведений для слепых специальными способами (рельефно-точечным шрифтом) без извлечения прибыли. [Грудцына Л. Ю., Спектор А. А., Гражданское право России: Учебник для вузов.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2008с. 324].

Использование произведений путем репродуцирования: допускается репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли с обязательным указанием имени автора и источника заимствования: библиотеками и архивами для восстановления и замены утраченных или испорченных экземпляров; отдельных статей и малообъемных произведений библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях; отдельных статей и малообъемных произведений образовательными учреждениями для аудиторных занятий

Свободное использование произведений, постоянно расположенных в местах, открытых для свободного посещения: в отношении произведений, расположенных в местах открытых для свободного посещения (в музеях, выставках), допускается их свободное воспроизведение и передача в эфир, за исключением использования их в коммерческих целях. Свободное публичное исполнение: допускается свободное исполнение музыкальных произведений в оправданном объеме во время официальных и религиозных церемоний, а также на похоронах. Свободное воспроизведение для судебных целей: в целях судебного производства допускается использование произведений без согласия автора.

Свободная запись краткосрочного пользования, производимая организациями эфирного вещания: при получении права на передачу эфир произведения организация эфирного вещания имеет право без согласия автора перезаписывать данное произведение для собственных передач.

По истечении 6 месяцев организация должна уничтожить такую запись, если иное не согласовано с автором. [Грудцына Л. Ю., Спектор А. А., Гражданское право России: Учебник для вузов.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2008, с. 324]. Письменная форма авторского договора является обязательной в силу прямого указания на это факт норм Гражданского законодательства.

Отсутствие письменной формы сделает крайне затруднительной доказуемость перехода имущественных авторских прав (например, при обмене e-mail сообщениями переход имущественных авторских прав доказать будет очень затруднительно, даже если такие сообщения содержат все необходимые условия авторского договора. Использование ЭЦП на сегодняшний день не получило широкого применения в России и предпочтение следует отдавать обычной письменной форме договора).

Закон не предусматривает обязательное нотариальное удостоверение авторского договора: простая письменная форма является достаточным основанием для признания договора заключенным, однако стороны вправе заверить его подписание у нотариуса, в частности, во избежание возможности в дальнейшем для одной из сторон отрицать факт подписания данного договора. Лицами, уполномоченными передавать имущественные авторские права по авторскому договору являются авторы и иные правообладатели:

1) авторы, но только в том случае, если такие права ими уже не были переданы на исключительной основе третьим лицам.

При соавторстве необходимо заключение отдельного авторского договора с каждым из соавторов либо одного авторского договора со всеми соавторами. В случае возникновения споров они должны разрешаться в судебном порядке.

2) наследники авторов, но также только в том случае, если соответствующие права не были переданы ранее на исключительной основе третьим лицам самими авторами или их наследниками Документом, подтверждающим обладание имущественными авторскими правами для наследников является Свидетельство о праве на наследство (по закону либо по завещанию).

Эти документы должны прямо предусматривать, что к наследникам переходят имущественные авторские права на все или некоторые произведения автора, либо что к наследникам переходит все наследство, в том числе авторские права, или доля наследства (если между наследниками не был осуществлен раздел наследства). Отдельно следует учитывать, что при существовании нескольких наследников, которые обладают имущественными авторскими правами, необходимо заключение договора с каждым из них.

3) иные правообладатели — юридические и физические лица, обладающие правами на основе авторского договора в отношении соответствующих прав или по иным предусмотренным законодательством основаниям.

В случае приобретения имущественных авторских прав у лиц данной группы необходимо анализировать основание обладания имущественными авторскими правами такими лицами.

Выделяется 2 наиболее часто встречающихся случая:

  • а) прямой авторский договор с автором;
  • б) ряд договоров, по которым осуществлялась передача имущественных авторских прав, начиная с автора (наследника) до конечного правообладателя.

Во втором случае необходим анализ всей «цепочки» договоров. Такие договоры в первую очередь должны содержать условия, перечисленные ниже, во-вторых, полномочие на дальнейшую передачу полученных от предшествующего правообладателя прав.

Это интересно:  Типовой договор товарный знак

В любом случае условия передачи имущественных авторских прав по каждому последующему договору не могут быть шире предыдущего, например:

  • 1) если территория действия предыдущего авторского договора в отношении одних прав составляла территорию Российской Федерации, то в соответствии с последующим авторским договором в отношении тех же прав такая территория не может быть расширена;
  • 2) если по предыдущему авторскому договору были переданы имущественные авторские права на воспроизведение произведения путем записи произведения в память ЭВМ и сообщение произведения для всеобщего сведения по кабелю, то в соответствии с последующим авторским договором соответствующее произведение может быть использовано только в части воспроизведения путем записи произведения в память ЭВМ и сообщения произведения для всеобщего сведения по кабелю.

Таким образом, можно сделать ряд следующих выводов. В основе авторского договора, как и любого другого гражданское — правового договора лежит определенный набор прав и обязанностей, как автора, так и заказчика.

Особенности заключения авторских договоров

Закон «Об авторском праве и смежных правах» регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). Так же в области регулирования авторского права действует множество международных договоров, законов и подзаконных актов. Международно-правовые акты Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» Ст. 2.// Принят Государственной Думой 25 июня 2004 года. / Российская газета Федеральный выпуск N3536 от 28 июля 2004 г.: 1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971г.). Территориальная ограниченность авторских прав в соответствии с законодательством каждого отдельного государства уже в XIX в. вступила в противоречие с трансграничным использованием объектов интеллектуальной собственности. В 1886 г. ведущие европейские страны подписали Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений. Первоначальный смысл принятия Бернской конвенции состоял во взаимном признании странами-участницами авторских прав. За прошедшие годы действия конвенции количество ее участников увеличилось с 14 до 147. Развитие общества, юридической науки и практики, техники и технологий вызывали необходимость пересмотра содержания конвенции, в результате конвенция дополнялась и пересматривалась 7 раз: в Париже — 4 мая 1896 г., в Берлине — 13 ноября 1908 г., в Берне — 20 марта 1914 г., в Риме — 2 июня 1928 г., в Брюсселе — 26 июня 1948 г., в Стокгольме — 14 июля 1967 г., в Париже — 24 июля 1971.

С самого начала в основе Бернской конвенции лежали два важнейших принципа:

1) национальный режим правовой охраны: согласно п. 1 ст. 5 конвенции в отношении произведений, которым предоставляется охрана, авторы пользуются в странах Союза, кроме страны происхождения произведения, правами, которые предоставляются в настоящее время или могут быть предоставлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам;

2) пользование авторскими правами не связано с какими — либо формальностями.

В дальнейшем текст Бернской конвенции был дополнен перечислением важнейших прав автора, которые участники Союза обязаны предусмотреть в своих законодательствах.

1. Срок охраны, предоставляемой в рамках Бернской конвенции для большинства произведений, составляет все время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти.

2. Всемирная Конвенция об Авторском Праве (пересмотренная в Париже 24 июля 1971 года).

3. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм.

4. Международная конвенция об охране интересов артистов — исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций подписана в Стокгольме 14 июля 1967 года.

5. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 года.

6. Договор ВОИС по авторскому праву.

7. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Федеральные нормативные акты: Конституция Российской Федерации. Гражданский кодекс РСФСР. Раздел IV. 1. Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем». 2. Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных». 3. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. 4. Уголовный кодекс РФ. 5. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. 6. Гражданский кодекс Российской Федерации. 7. Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов».

8. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации». Подзаконные нормативные акты: 1. Постановление Правительства РФ № 1224 от 3 ноября 1994 года «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм».

2. Постановление Правительства РФ № 614 от 17 мая 1996 года «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)». 3. Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства».

4. Постановление Правительства за №355 от 28.05.92 года «О порядке определение расходов, учитываемых при налогообложении сумм вознаграждения физических лиц за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждений авторам открытий, изобретений и промышленным образцов». 5. ПМС — Правительства РФ №153 от 22.02.93г. «О порядке исчисления среднего заработка отдельных категорий творческих работников». 6. Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. № 1607 «О Государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав» Барановский П.Д. О принципах международной охраны авторских прав // Журнал российского права. 2001. № 8. С. — 35..

На основе проведенного мной исследования я сделала следующие выводы: С 1 января 2008 г. вступила в действие часть четвертая ГК. РФ регулирующая отношения в сфере интеллектуальной собственности. Принятие части четвертой ГК. РФ ознаменовало завершение первой в истории нашей страны кодификации гражданского законодательства. В России имеется много федеральных законов, посвященных отдельным институтом интеллектуальной собственности полностью. Особенности заключения авторского договора обуславливаются его видами. Авторский договор имеет несколько видов: авторский договор о передаче исключительных прав, авторский договор о передаче неисключительных прав, авторский договор заказа, авторский договор на готовое произведение, издательский договор. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения только лицу, которому эти права передаются, и дает ему право запрещать подобное использование другим лицам. По авторскому договору о передаче неисключительных прав, пользователь может использовать произведение наравне с лицом, обладающим исключительными правами. По авторский договор заказа автор обязуется создать произведение в соответствующие сроки и передать его заказчику. Авторский договор на готовое произведение фактически представляет собой договор купли-продажи имущественных прав. Издательский договор является одним из самых распространенных видов авторского договора.

Договор авторского заказа — особенности заключения договора

Люди, посвятившие жизнь творчеству или интеллектуальной деятельности, неминуемо сталкиваются с необходимостью защищать свои авторские интересы при формировании задания и, в дальнейшем, при передаче готовой работы заказчику.

Нюансы подобной сделки между мастером и приобретателем фиксируются договором авторского заказа. Подобное соглашение, являясь, по сути, разновидностью авторского договора, имеет своеобразные черты.

Существенные условия авторского договора заказа

Создается договор авторского заказа с расчетом приобрести произведения любого вида искусства или услуги в отрасли интеллектуальной деятельности.

Главная особенность данных правоотношений в том, что в момент их оформления авторский продукт пока не создан. Поэтому так важно указать все тонкости в описании, сроках и условиях работы. Первостепенные условия соглашения отражены в следующих пунктах:

Предмет договора. Важно максимально точно и подробно охарактеризовать свойства и параметры будущего произведения.

Сроки исполнения заказа и действия договоренностей. Возможна привязка окончания работы к конкретной дате или определенному событию, также оговаривается время на возможные доработки и исправления.

Определение размера и процедуры выплат вознаграждения. Автор и заказчик оценивают и фиксируют общую стоимость труда, размер и момент выплаты аванса, сроки окончательного расчета, а также условия, при которых возможны отказ от оплаты, возврат аванса и выплаты неустойки.

Возможна договоренность о безвозмездности работы или ее части.

Оформление производится в письменной форме. Устная договоренность возможна только в сфере периодической печати ввиду срочности и специфики материала.

Стороны договора авторского заказа

Формулируется и подписывается документ автором произведения и заказчиком. Исполнитель, как правило, физическое лицо, возлагает на себя обязательство лично создать предмет искусства, науки или литературы либо в материальной, либо в иной форме.

Соавторство возможно, но лишь по согласованию с приобретателем. Заказчик может быть физическим либо юридическим лицом. Во втором случае документ заверяется руководителем или представителем организации по доверенности.

Это интересно:  Договор отчуждения неисключительных прав

В соглашении прописываются обязанности и права участников. Для исполнителя важно точно оценить пределы исключительного права, которое он отводит заказчику. Последнему необходимо определить и запечатлеть все пожелания к будущему творению, сроки и этапы исполнения.

Налогообложение по договору авторского заказа

Доход от работы на заказ служит объектом для взимания налогов и страховых взносов. Привычный налог на доходы физических лиц, как известно, составляет 13% для резидентов и 30% для иностранцев. Возможны два варианта налогообложения:

  • Если заказчик является физическим лицом, то выплаты по налогам должен производить исполнитель;
  • Если роль приобретателя выполняет организация или ИП, то именно юридическое лицо и отвечает за налоги и взносы.

Работая над заданием, мастер может нести расходы на покупку оборудования или материалов. Если расходы подтверждены документально, то налоговому агенту или заказчику подается заявление о профессиональном налоговом вычете.

Если документов, подтверждающих расходы, нет, то вычет совершается в пределах действующих нормативов.

Договор авторского заказа с отчуждением исключительных прав

В рассматриваемом соглашении может оговариваться три варианта обязательств:

  • Приобретая произведение, заказчик не наделяется какими-либо значительными правами на него;
  • Исполнитель создает творение и передает заказчику право его использования на предусмотренных в соглашении условиях, в таком случае надлежит действовать согласно Кодексу об авторском лицензионном договоре;
  • Автор уступает второму участнику неограниченные права на свой труд, соответственно, становятся актуальны правила Кодекса об отчуждении исключительного права.

В третьем случае документ должен соответствовать следующим требованиям:

  • Оформление только в письменном виде;
  • Если договор возмездный, обязательно указывается размер вознаграждения;
  • Отчуждение не может произойти ранее создания самого произведения;
  • Исключительное право на продукт интеллектуальной и творческой деятельности предоставляется в полном объеме.

Если предполагается передача произведения по акту, то отчуждение происходит, когда подписан акт приема передачи.

Разработка программного обеспечения

Программное обеспечение — это программы для ЭВМ и разнообразные базы данных. Разработка ПО также является предметом интеллектуальной деятельности, но исполнителем часто становится юридическое лицо или коллектив исполнителей.

Этот вид деятельности имеет свою специфику, и при оформлении документации нужно учитывать следующие особенности:

Должно прилагаться подробное ТЗ. При выполнении сложных и долгосрочных работ условия ТЗ могут утратить свою актуальность, поэтому важно предусмотреть процедуру пересмотра ТЗ.

Могут утверждаться промежуточные этапы, каждый из которых принимается и одобряется заказчиком.

Стоимость работы может рассчитываться на основании почасовой оплаты. Исключительное право на ПО изначально отводится заказчику, что указано в ст. 1296 ГК РФ.

Договор авторского заказа на разработку программного обеспечения должен четко сформулировать требования, права и обязанности всех сторон.

Договор авторского заказа с художником

По договоренности с художниками, как правило, оригинал произведения создается уникальным и не тиражируется. Это могут быть изделия декоративно-прикладного искусства, скульптуры, графики, живопись, создание декораций и оформление интерьеров. Заказной характер задания не лишает художника авторства.

В процессе творчества художник вправе выполнять только те требования, которые прописаны в соглашении и не противоречат законодательству. Дополнительно он имеет право наделять свои произведения индивидуальными характеристиками, не предусмотренными договором.

Акт приема передачи произведения по договору авторского заказа

Заключительным этапом отношений творца и покупателя выступает акт приема передачи произведения, который подписывается сторонами. Фактически подписание этого документа является завершающим этапом правоотношений и признанием результата работы как отвечающего всем требованиям.

Образец договора авторского заказа

В документе необходимо прописать все пункты касательно предмета договора, размера и способах оплаты, полномочий и обязанностей сторон, а также вариантов решения конфликтных ситуаций. Чтобы не упустить важные моменты, за основу документа можно взять прилагаемый образец.

Похожие

Граждане Российской Федерации в последние несколько лет стали предоставлять жилье по договору социального найма. Этот…

Заключая договор дарения акций, оформляется сделка безвозмездной передачи при взаимном согласии двух сторон. В законодательстве…

Договор бытового проката сегодня является наиболее популярным соглашением между физическими лицами. По своей сути, подобное…

Большинство банков России сосредоточено на двух направлениях деятельности – привлечении депозитов и выдаче кредитов. В…

Каждый наниматель имеет возможность заключать с персоналом документы такого типа, которые ему наиболее выгодны. Начальство вправе определять удобные…

Договоры об инвестировании приносят больше выгоды, в отличие от вкладов, даже с учетом капитализации процентов.…

Особенности заключения авторского договора и гражданско-правовая защита авторских прав

Особенности заключения авторского договора

Договор об отчуждении исключительного права на произведение является новым для авторского законодательства. Заключение договора об отчуждении исключительного права означает изъятие у автора прав в полном объеме и навсегда. Ранее действовавшее законодательство предписывало четко указывать в авторском договоре конкретные виды прав, подлежащих передаче, а также срок и территорию, на которые передается право. При этом Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»1 допускал случаи, когда срок действия права не содержится в авторском договоре, тогда статья 31 Закона предусматривала, что автор вправе расторгнуть до- говор по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.

При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации.

На сегодняшний день в соответствии со статьей 1285 ГК РФ при заключении договора об отчуждении исключительного права данное право переходит к приобретателю в полном объеме. Это зафиксировано императивно и не допускает расширительного толкования.

По мнению Ю.А. Дмитриева, речь идет только об имущественных правах автора в целом. Именно совокупность всех принадлежащих автору имущественных прав на созданное им произведение следует понимать под термином «исключительное право». Часть 4 ГК РФ ввела три вида авторских прав, одно из которых — исключительное — являются имущественным. Несмотря на то, что ст. 1285 ГК РФ говорит об исключительном праве в единственном числе, передаче по договору об отчуждении исключительного права подлежат все виды имущественных прав, в том числе и предусмотренные статьей 1270 ГК РФ. У автора исключительное право при этом не сохраняется.

Однако личные неимущественные права, которые по общему правилу статьи 151 ГК РФ не могут быть переданы или отчуждены каким-либо образом другому лицу, остаются у автора произведения, в связи с чем у него есть право требовать защиты его чести, достоинства и деловой репутации в случае искажения, извращения или иного изменения произведения, порочащих перечисленные нематериальные блага автора. Также автор вправе призвать к ответственности лицо, присвоившее авторство на созданное им произведение, либо не указавшее или исказившее имя автора. Так, п. 1 статьи 6 bis Бернской конвенции гласит: «Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав, он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора».

Кроме того, автору произведения изобразительного искусства при отчуждении исключительного права на это произведение все равно будет принадлежать право следования и право доступа (иные авторские права).

Необходимо заметить, что отчуждение исключительного права автора или иного правообладателя другому лицу (приобретателю) возможно не только путем заключения отдельного самостоятельного договора об отчуждении исключительного права, регулируемого статьями 1234, 1285, 1307, 1365, 1426, 1458, 1468, 1488 ГК РФ. Некоторые гражданско-правовые договоры, помимо своего основного предмета, могут предусматривать передачу исключительного права. Например, договоры купли-продажи, подряда, простого товарищества могут содержать условия о передаче исключительного права. При этом нужно иметь в виду, что на указанные условия будут распространяться требования части 4 ГК РФ в отношении того или иного результата интеллектуальной деятельности.

В то же время, даже если стороны обозначили соглашение как договор об отчуждении исключительного права, но передача последнего его условиями не предусмотрена, такой договор не может считаться договором об отчуждении исключительного права. В частности, договор об издании произведения за счет автора должен быть признан разновидностью договора подряда, но никак не договора, указанного в статье 1285 ГК РФ.

Передачу имущественных авторских прав следует отличать от перехода этих прав к другому лицу. Переход — более широкое понятие: сюда включаются и те случаи, когда авторские права переходят к другому лицу помимо воли автора (наследование, переход прав на служебные произведения, переход прав на аудиовизуальные произведения и др.).

С этим утверждением следует согласиться, особенно с позиции современных принципов авторского права. Автор является первоначальным владельцев всех авторских прав как имущественных, так и личных неимущественных. Он волен поступать с ними как ему заблагорассудится. Отрицание возможности уступки авторских правомочий направлено не на защиту его интересов, как утверждалось, а наоборот загоняет автора в известные рамки, сдерживает его инициативу.

Запрещение уступки авторских прав является нарушением авторского права. С позиции прежнего советского права, социалистических принципов, когда вмешательство государства в права своих граждан носило легальный характер, такое мнение могло иметь под собой почву, однако в современных реалиях это недопустимо. Только сам правообладатель волен решать судьбу своего произведения и прав на него.

Это интересно:  Права и обязанности сторон по договору поручения

Противоречия во взглядах на природу авторского договора не были разрешены и законодательством второй половины двадцатого века.

Гражданский кодекс РСФСР 1964 года в статье 503 указал следующее: «… по авторскому договору автор передает или обязуется создать и в установленный срок передать свое произведение организации для использования обусловленным по договору способом, а организация обязуется осуществить или начать это использование в установленный договором срок, а также уплатить автору вознаграждение, кроме случаев, указанных в законе».

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 года, внесший изменения в ГК РСФСР, исключил единое определение авторского договора, выделив два типа авторских договоров: авторский договор о передаче произведения для использования и авторский лицензионный договор. При этом законодатель не дал четких признаков, позволяющих отграничить эти договоры.

Известный цивилист И.В. Савельева в качестве критерия разграничения указанных договоров называет возможность изменения произведения при его использовании. В первом случае оно должно быть использовано в том виде, в каком создано автором, а по авторскому лицензионному договору использование произведения допустимо в измененной форме, т.е., как считает Савельева, по договору об использовании автор передает произведение, а по лицензионному — предоставляет право. В.А. Дозорцев считал, в свою очередь, что по авторскому договору об использовании произведения автор давал разрешение на использование произведения, а по авторскому лицензионному договору — уступал свое право на перевод или переделку произведения. Э.П. Гаврилов определял авторский лицензионный договор как разновидность внешнеторговой сделки, подчеркивая, что права передаются по обоим видам договоров.

Противоречия во взглядах на предмет авторских договоров характерны и для зарубежных правовых систем. Традиционное деление на романо-германскую и англосаксонскую правовую систему предполагает и различный подход к проблеме авторского договора.

Теория «уступки, отчуждения» авторских прав характерна для стран, следующих традиции англосаксонского права, где авторский договор рассматривается как юридический акт, совершая который, обладатель авторского права обязуется либо уступить принадлежащие ему права, либо разрешить те или иные действия по использованию охраняемого авторским правом произведения, автор может посредством того же акта полностью отказаться от принадлежащих ему в отношении данного произведения правомочий неимущественного характера либо разрешить другой договаривающейся стороне предпринять любые действия, нарушающие эти правомочия.

Теория «разрешения» характерна для стран континентальной системы права. Например, в Германии вообще отсутствуют нормы об уступке прав авторов, а в Испании объем уступки ограничен конкретными видами использования произведения и сроком, на который заключается договор.

По мнению И.И. Турбиной, договор об отчуждении исключительного права носит гражданско-правовой характер. Он относится к неназванным в части 2 ГК РФ договорам. Однако в силу его закрепления в части 4 ГК РФ он не может приравниваться к непоименованным договорам, т.к. его правовое регулирование целиком и полностью осуществляется в рамках Гражданского кодекса.

В этой связи на договор об отчуждении исключительного права распространяются все общие положения ГК РФ о сделках, к примеру, нормы, касающиеся формы сделок, условия их действительности и признания их недействительными и др. К рассматриваемому договору применяются также правовые нормы обязательственного института, например, общие положения о договорах.

Автор или иной правообладатель, заключая договор об отчуждении исключительного права, передает свою «монополию» в отношении произведения приобретателю исключительного права.

Последний становится обладателем монопольного права распоряжения результатом интеллектуальной собственности, которое может быть ограничено лишь возможностью третьих лиц свободно использовать произведение без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения (в строго оговоренных законом случаях).

По мнению В.Н. Кастальского, с которым следует согласиться по договору об отчуждении исключительного права, первоначальный правообладатель (отчуждатель этого права) теряет его, а приобретатель, наоборот, приобретает исключительное право и становится на место первоначального правообладателя. Это влечет за собой правопреемство в имущественных отношениях, возникающих по поводу произведения, исключительное право на которое перешло к правообладателю по договору.

Субъектами договора об отчуждении исключительного права могут быть как юридические, так и физические лица. И те и другие могут выступать на стороне и отчуждателя исключительного права, и на стороне его приобретателя. Так, если первоначальным правообладателем выступает автор произведения, то таковым признается только физическое лицо. Если отчуждение исключительного права происходит по договору уже не в первый раз (т.е. не от первоначального правообладателя — автора, а от лица, которому автор в свое время передал принадлежащее ему право), то на стороне правообладателя может находиться юридическое лицо. Что касается приобретателя исключительного права, то закон не устанавливает каких-либо ограничений на его счет.

Исходя из определения договора об отчуждении исключительного права, можно дать ему правовую характеристику.

Во-первых, этот договор может быть как реальным, так и консенсуальным. Поскольку ГК РФ в статьях 425, 433 отдал приоритет консенсуальным договорам, то по общему правилу договор об отчуждении исключительного права будет являться консенсуальным, если стороны не предусмотрят иное. Далее, данный договор является двусторонним: у правообладателя существует обязанность передать принадлежащее ему исключительное право и право на получение вознаграждения от приобретателя. В свою очередь приобретатель обязан уплатить указанное в договоре вознаграждение правообладателя и вправе требовать с последнего передачу ему исключительного права. Рассматриваемый договор может носить возмездный или безвозмездный характер. ГК РФ установил презумпцию возмездности договора об отчуждении исключительного права, т.е. его стороны вольны предусмотреть иное.

Форма договора об отчуждении исключительного права — простая письменная. Правда, закон требует также его государственную регистрацию, которая обязательна в отношении следующих видов договоров:

  • — об отчуждении исключительного права на программу ЭВМ или базу данных;
  • — об отчуждении исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец;
  • — об отчуждении исключительного права на селекционное достижение;
  • — об отчуждении исключительного права на топологию интегральных микросхем;
  • — об отчуждении исключительного права на товарный знак.

По общим правилам гражданского законодательства несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства. Однако в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность. Именно такой случай предусмотрен в п. 2 статьи 1234 ГК РФ. Несоблюдение установленной законом формы договора об отчуждении исключительного права влечет его недействительность.

Согласно статье 432 ГК РФ любой гражданско-правовой договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В договоре об отчуждении исключительного права на произведение существенными признаются условия, во-первых, о предмете и, во-вторых, если данный договор возмездный, — о цене.

Предметом договора об отчуждении исключительного права является исключительное право на произведение, т.е. на результат творческой деятельности гражданина, выраженный в объективной форме, независимо от того, обнародован он или нет. Таким образом, первоначальным обладателем исключительного права на произведение считается автор последнего. Такое исключительное право возникает у физического лица с момента создания произведения, обладающего оригинальностью и новизной.

В возмездном договоре об отчуждении исключительного права необходимо оговаривать размер вознаграждения или порядок его определения. Из этого можно сделать вывод, что цена, как существенное условие этого договора, может определяться двумя способами:

  • — первый — в твердой денежной сумме (четко указанная стоимость отчуждаемого права в рублях или иных условных денежных единицах);
  • — второй — установлением порядка определения размера вознаграждения (в процентах от общей суммы проданных экземпляров произведения в части прибыли, полученной от использования произведения, и т.д.).

П. 1 статьи 31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» перечислял условия, которые должен предусматривать авторский договор: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. По этому поводу некоторые авторы высказали мнение, что круг обязательных существенных условий вытекает из природы договора определенного вида и не должен, и не может произвольно определяться правовым актом. Поэтому следует критически относиться к обширным перечням условий, которые предписываются отдельными нормативными актами.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, classomsk.com, vuzlit.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector