Общие положения об авторском договоре

4.1. Основные положения авторского договора

4.1.1. Закон ‘Об авторском праве и смежных правах’

До 3 августа 1992 года на территории России действовали типовые издательские договоры, утвержденные приказом Председателя Госкомиздата СССР 24 февраля 1975 года. Договоры были универсальными, т.к. регулировали вопросы издания любых произведений. Они имели силу подзаконных актов.

С введением в действие с 3 августа 1992 года Основ гражданского законодательства СССР и республик (раздел IV ), а затем через год — нового Закона РФ , положение коренным образом изменилось. Теперь участники издательского договора стали практически свободны в выборе условий договора, в том числе в определении размера вознаграждения за издание произведений.

В настоящее время в соответствии со статьей 31 Закона для признания сделки на передачу авторских прав необходимо отразить наличие только двух существенных условий, указать:

· какие права передаются издателю: исключительные либо неисключительные на воспроизведение (издание) и распространение экземпляров произведения путем продажи или иным образом;

· размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за использование произведения.

При этом размер вознаграждения может быть определен либо в виде роялти — процента от дохода, полученного издателем от реализации книг (если тираж издаваемого произведения в договоре не определен), либо в виде фиксированной суммы платежа, в том случае, если тираж в договоре определен.

В то же время, если в издательском договоре указан пункт о том, что за издание книги неограниченным тиражом издатель выплачивает автору фиксированную сумму, то такое условие в судебном порядке может быть признано недействительным. А признание судом недействительным одного из существенных условий издательского договора может аннулировать сделку в целом.

4.1.2. Охраняемые и неохраняемые произведения

К объектам, охраняемым авторским правом, относятся существующие в некой объективной форме, которая может быть воспринята третьими лицами, произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от того, кому предназначены плоды этого труда, независимо от способа выражения содержания творческой деятельности, от уровня и достоинств произведения, наконец, независимо от того, было это произведение обнародовано или нет.

Особой категорией произведений, охраняемых авторским правом, являются составные произведения, которые включают произведения других авторов.

Произведение охраняется с того момента, как оно было создано.

К числу неохраняемых произведений, то есть, тех, на которые не распространяется действие закона об авторском праве в Российской Федерации, относятся:

· официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты, законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

· государственные и муниципальные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные символы и знаки);

· произведения народного творчества;

· сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер;

· некоторые произведения иностранных авторов, впервые опубликованные за рубежом (имеются в виду произведения, опубликованные за рубежом до 27 мая 1973 года, времени вступления СССР во Всемирную конвенцию об авторском праве);

· произведения, срок охраны которых в соответствии с действующим законодательством истек.

4.1.3. Объекты и субъекты авторского права

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные, но уже существующие в какой-либо объективной форме:

· письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

· устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т. д.);

· звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т. д.);

· изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео-, или фотокадр и т. д.);

· объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.).

Авторское право распространяется не только на произведение в целом, но и на отдельные его части, то есть на те части произведения, которые сами являются оригинальными.

В соответствии с законом, объектами авторского права являются:

· литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

· драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

· хореографические произведения и пантомимы;

· музыкальные произведения с текстом или без текста;

· аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

· произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

· произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

· произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

· фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

· географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

К объектам авторского права также относятся:

· производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

· сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Субъектом авторского права является автор. Если же произведение создано совместным трудом нескольких человек, то они являются соавторами. В этом случае авторское право принадлежит им совместно на произведение в целом.

Взаимоотношения между соавторами определяются, как правило, соглашением между ними.

Авторское право относит к субъектам и носителям производных прав, каковыми являются наследники и правопреемники автора. Субъектами авторского права являются и лицензиаты, то есть лица, получившие лицензию на право использования произведения в определенных пределах.

Особо закон оговаривает авторское право на служебные произведения, то есть на произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. В этом случае оно принадлежит автору служебного произведения. Однако исключительные права на использование такого произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях, если договор между ними не предусматривает иное.

4.1.4. Субъективные авторские права

Авторские права закон делит на неимущественные и имущественные. В отношении произведения, которое он создал, автору принадлежат следующие неимущественные права:

· право признаваться автором произведения (право авторства);

· право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

· право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

· право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Имущественным правом автора является право на использование произведения, включающее права:

· воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

· распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

· импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

· публично показывать произведение (право на публичный показ);

· публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

· сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

· переводить произведение (право на перевод);

· переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Если автор разрешил использовать свое произведение другому физическому или юридическому лицу, он имеет право на получение от него авторского вознаграждения за разрешение на использование и за само использование произведения. В этом случае это есть реализация его имущественных прав.

Главное же содержание авторского права заключается в том, что исключительные права на произведение, как имущественные на его использование, так и неимущественные, принадлежат автору.

Вернуться на предыдущую страницу

Общие положения об авторском договоре

Для лиц, совершивших те же действия неоднократно, либо в сговоре с другими лицами, количественная оценка данных видов наказания удваивается – удваиваются штрафы, сроки общественных работ и лишения свободы.

2. Авторский договор.

2.1.Общие положения об авторском договоре.

Волевые действия, в результате которых часть авторских имущественных прав передается другому лицу, именуются в Законе «передачей имущественных прав». Передачу имущественных авторских прав следует отличать от перехода этих прав к другому лицу. Переход является более широким понятием: сюда включаются и те случаи, когда авторские права переходят к другому лицу помимо воли автора (наследование, переход прав на служебные произведения, переход прав на аудиовизуальные произведения и др.). Имущественные авторские права могут быть переданы другому лицу только по авторскому договору. Часть вторая ГК не выделяет авторские договоры в качестве особого вида гражданских договоров. Вместе с тем ГК предусматривает применение к продаже имущественных прав общих положений о купле-продаже, оговаривая при этом, что общие положения о купле-продаже применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав.

Таким образом, к авторским договорам применяются общие нормы о гражданских обязательствах и договорах, а также общие положения о купле-продаже. В связи с этим, называя стороны авторского договора, можно, хотя и условно, употреблять термины «продавец» и «покупатель», подразумевая под «продавцом» автора или иное лицо, владеющее авторским правом и передающее авторские права по договору, а под «покупателем» — лицо, которое приобретает авторские права по договору. В законе «Об авторском праве и смежных правах» стороны авторского договора именуются «автор» и «пользователь», что также не совсем точно и в значительной степени условно. Как продавец, так и покупатель могут быть физическими или юридическими лицами. Хотя ГК допускает применение к авторским договорам общих положений о купле-продаже, очевидно в связи с наличием у этих договоров сходных черт, еще больше сходства у авторских договоров с арендными договорами (временный характер, контроль со стороны арендодателя за использованием объекта, возвращение объекта арендодателю по окончании договора). Наряду с имущественными правами авторские договоры всегда затрагивают личные авторские права.

Однако для того, чтобы передать авторские права по авторскому договору или иным путем, их надо иметь. Что касается случаев свободного использования, то здесь имущественные права отсутствуют и о передаче каких-либо прав нельзя говорить.

Содержанием любого авторского договора является передача имущественных прав, а объект (предмет) этого договора — имущественные авторские права.

Эта ясная формулировка, по-видимому, должна положить конец длительной дискуссии в советской и российской литературе по вопросу о содержании авторских договоров: одни участники этой дискуссии считали, что по авторскому договору автор лишь разрешает использовать свое произведение, а все авторские права оставляет за собой; другие участники дискуссии, напротив, полагали, что по авторскому договору автор передает часть своих авторских прав. Договоры, которые предусматривают передачу авторских прав, следует

относить к авторским, даже если они не названы таковыми. В частности, во многих случаях нормы о передаче авторских прав включаются в гражданские договоры купли-продажи, аренды, простого товарищества и др.; тогда договор должен соответствовать требованиям, предъявляемым к авторским договорам. Напротив, договоры, которые не предусматривают передачу авторских прав, не могут считаться авторскими, даже если они названы таковыми. Примерами таких договоров могут служить договоры об издании произведений за счет автора. Обычно это типичные подрядные договоры: автор оплачивает издательству тиражирование своего произведения (в виде книги) и получает весь тираж книги в собственность.

2.2.Виды авторских договоров

Авторские договоры подразделяются на:

1) договоры о передаче исключительных прав;

2) договоры о передаче неисключительных прав.

Иначе говоря, предметом авторского договора может быть либо исключительное авторское право, либо неисключительное авторское право.

При этом исключительное авторское право дает возможность защищать это право против любых третьих лиц, а неисключительное авторское право дает возможность предъявления претензий только к договорному партнеру. Таким образом, исключительное

право — это абсолютное право, а неисключительное — относительное (обязательственное)

2.2.1. договор о передаче исключительных прав.

В этих договорах покупатель становится исключительным, единственным владельцем

имущественных прав (в тех пределах, которые указаны в договоре). Иными словами, покупатель может не только сам использовать произведение: он может также запретить любому другому лицу (в том числе и продавцу) использование произведения.

В настоящее время в авторских договорах о предоставлении исключительных прав иногда делается добавление о том, что приобретатель получает также право на защиту полученного права в случае нарушений со стороны любых третьих лиц. Такое добавление с правовой точки зрения ничего нового не содержит, поскольку владелец исключительного права всегда может защищать свое право.

(Авторский договор о передаче исключительных прав может предусматривать, что наряду с покупателем — владельцем исключительных прав могут существовать и другие владельцы, но уже неисключительных прав, например продавец или третьи лица, которым продавец ранее передал неисключительные права.)

Более того, нельзя исключать такой возможности: заключая договор о передаче исключительных прав, продавец может оставить часть этих исключительных прав за собой. Например, стороны могут договориться о том, что исключительное право (на тот или иной способ использования и в определенных договором пределах) делится между продавцом и покупателем поровну, что стороны становятся совладельцами этого права и будут в дальнейшем совместно пользоваться и распоряжаться этим правом.

Исключительное право закреплено за невладельцем исключительных прав, который, вообще говоря, подобным правом не обладает. Получается, что здесь мы сталкиваемся с особым, льготным правом, правом-исключением. Ясно, что это право не может принадлежать любому продавцу авторских прав. Следовательно, это право может принадлежать только первоначальному владельцу авторских прав — автору.

Таким образом, термин «автор» обозначает только автора, в то время как в остальных местах, равно как и в остальных статьях Закона (если только из контекста не вытекает иного) в понятие «автор» включаются и правопреемники автора. Автор, не имеющий исключительных прав на использование произведения, тем не менее, вправе запретить использование произведения «другим лицам». Под другими лицами следует понимать нарушителей авторского права.

Общие положения об авторском договоре

Основной обязанностью автора является создание и передача организации — заказчику своего произведения. Чтобы выполнить данную обязанность надлежащим образом, автор должен, прежде всего, создать такое произведение, которое соответствует условиям заключенного договора. Так, литературное произведение должно отвечать установленному в договоре заказа виду литературы, жанру, назначению, иметь согласованный с издательством объем.

Вопрос о том, какое число раз произведение может возвращаться автору на доработку, целесообразно специально оговаривать при заключении договора. Иногда возникает необходимость доработки уже одобренного заказчиком произведения. Например, если к изданию подготовлена юридическая работа, но произошли существенные изменения в законодательстве, автор должен по предложению заказчика доработать произведение. Выплата автору дополнительного вознаграждения за доработку произведения осуществляется лишь тогда, когда это прямо предусмотрено в договоре. Обязанностью автора является его участие в подготовке произведения к использованию. Содержание данной обязанности, которое зависит от вида произведения и способа его использования, которое зависит от вида произведения и способа его использования, обычно раскрывается в конкретных авторских договорах. Так, согласно издательскому договору автор обязан по требованию издательства без особого вознаграждения читать (просматривать) корректуру произведения в согласованные сторонами сроки, с учетом графиков движения книжных изданий в производстве. В соответствии со сценарным договором для художественных кинофильмов автор обязан принимать участие в работе съемочной группы для дачи консультаций кинорежиссеру-постановщику и актерам по вопросам, связанным с трактовкой сцен, образов действующих лиц и т.д., участвовать в обсуждениях киноматериала и законченного кинофильма. При этом продолжительность работы автора в съемочный период и оплата его труда устанавливаются особым письменным соглашением. Наконец, в течение всего срока действия авторского договора о передаче исключительных прав автор не вправе без согласия другой стороны передавать третьим лицам указанное в договоре произведение или часть его для использования тем же способом и в установленных договором пределах. Данная обязанность возникает для автора в момент заключения договора и действует в течение всего срока договора. Запрет касается лишь передачи произведения для использования тем же способом, который установлен первоначальным договором. Поэтому, например, автор, заключивший издательский договор, может без согласия издательства передать свое произведение для публичного исполнения или переработки в другой жанр.

Организация, по заказу которой создается творческое произведение, принимает на себя по договору ряд обязанностей, связанных с использованием произведения. Прежде всего, она должна принять и рассмотреть представленное автором произведение. Принятие произведения означает проверку качества его оформления и комплектности, которая осуществляется в порядке, установленном конкретным договором. Обычно принятие произведения оформляется специальным письменным документом, подтверждающем сдачу автором произведения в надлежащем виде. Возможно также включение в договор условия, согласно которому произведение считается сданным в надлежащем виде, если пользователь в течение определенного срока, например 10 дней после его получения, не предъявлено к автору требование о доукомплектовании или дооформлении произведения. Принятое произведение должно быть рассмотрено организацией по существу в установленный договором срок. Организация в течение этого срока должна письменно известить автора либо об одобрении произведения, либо о его отклонении по основаниям, предусмотренным договорам, либо о необходимости внести в произведение поправки с точным указанием существа требуемых исправлений в пределах условий договора. Для оценки произведения организация может направить его на рецензирование или оценить его самостоятельно. По общему правилу, время рецензирования произведения включается в общий срок, предоставляемый организации для оценки произведения. Иногда необходимость получения специального заключения по представленному произведению предусматривается нормативными актами. Так, рукописи учебников и учебных пособий для высших учебных заведений в обязательном порядке направляются на рецензирование на кафедру одного из ведущих по данной специальности вузов, а также крупному специалисту в данной области. В этом случае время нахождения рукописи на просмотре в соответствующей организации при подсчете срока рассмотрения произведения заказчиком исключается. Решение об одобрении произведения означает признание того, что автор выполнил свою договорную обязанность по созданию произведения надлежащим образом.

Одобрение произведения может быть оформлено актом, утверждаемым полномочным представителем организации-заказчика. Автору должно быть направлено специальное письменное извещение об одобрении его работы. На практике, однако, это часто не делается.

В таком случае работа считается одобренной в момент истечения срока, предоставленного организации для ее рассмотрения. Указанный срок исчисляется с момента представления автором надлежаще оформленного произведения, хотя бы оно и было предоставлено досрочно.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен гражданин Пастухов С.К.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и отзывах на него, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Между гражданами Пастуховым С.К., Кабаковым С.Б. и предпринимателем Фоминым Т.Ю. заключен авторский договор от 01.10.2003 N 3 о передаче исключительных имущественных прав на использование произведений — восьми схем движения пассажирского транспорта в городе Архангельске: «Ул. Первых пятилеток — МРВ»; «Порт Экономия — ЖДВ», «Магазин «Арктический» — Лесозавод N 2″ («Пл. Предмостная — Лесозавод N 2»); «Ул. Усть-Двинская — Лесозавод N 2»; «Магазин «Арктический» — Фактория» («Площадь Предмостная — Фактория»); «Ул. Кедрова — Фактория»; «Ул. Кедрова — Лесозавод N 2»; «Ул. Кедрова — 6-й микрорайон».

По условиям договора авторы, гарантирующие наличие у них авторских прав на указанные произведения, передали предпринимателю на срок до 31.12.2004 право на воспроизведение, распространение, публичный показ, а также практическую реализацию произведения в форме осуществления пассажирских перевозок по маршрутам, указанным в нем (пункты 1.3; 2.1; 2.1.1 — 2.1.4 договора).

Согласно пункту 2.2 договора «. Авторы сохраняют за собой право использовать произведения самостоятельно».

Считая себя обладателем исключительных прав, приобретенных по авторскому договору, предприниматель Фомин Т.Ю. со ссылкой на статью 48 Закона об авторском праве наряду с требованиями о признании исключительного права на спорные произведения и взыскании компенсации просил суд прекратить использование ответчиком названных произведений, которое выражалось в воспроизведении, публичном показе схем, в том числе переработанных, в транспортных средствах, принадлежащих ответчику, и осуществлении перевозок пассажиров в городе Архангельске по маршрутам, отображенным на схемах.

Общество, не оспаривая факта осуществления пассажирских перевозок по указанным в исковом заявлении маршрутам, сочло, что схемы движения пассажирского транспорта, на которые истец просит признать его исключительные авторские права, не являются объектами авторских прав и, кроме того, используемые им схемы отличаются от схем истца.

С учетом изложенных норм права суду необходимо было, во-первых, определить, могут ли объекты, для которых истец испрашивал охрану, охраняться как объекты авторского права; во-вторых, установить, к какому виду произведений относятся объекты, так как ответы на эти вопросы определяют особенности правового режима, в том числе меры защиты права.

Исследование указанных обстоятельств имеет особое значение, поскольку истец требовал защиты права на спорные схемы, существовавшие в виде то изображений (как указано в договоре), то авторского описания проекта, явившегося результатом научной деятельности, зарегистрированного Российским авторским обществом 20.12.2002 (свидетельство N 6121) как объект авторского права.

Суд первой инстанции в качестве объекта, на который истцу переданы права по договору, признал схемы как графические изображения, однако к произведениям в форме изображения применил запрет на их использование не только путем воспроизведения или показа, что характерно для произведений живописи и графики или других произведений изобразительного искусства, но и путем организации перевозок пассажиров по указанным маршрутам.

При исследовании вопроса об охраноспособности спорных схем суду не следовало поручать проведение экспертизы по правовым вопросам юристу, а самому установить наличие признаков, предусмотренных Законом об авторском праве, позволяющих отнести их к объектам авторских прав.

Решение об отклонении произведения, как правило, оформляемое специальным актом, может быть принято организацией, если созданное произведение не соответствует условиям договора ли непригодно для использования по своим научным или художественным достоинствам. Организация может отклонить произведение, не посылая его на рецензирование, но в решении должны быть точно отражены мотивы отказа, которые могут оспариваться автором.

Приобретая по договору права на использование произведения, организация — пользователь обязана обеспечить соблюдение всех личных неимущественных прав автора. В принципе, указанная обязанность лежит не только на договорном контрагенте автора, но и на всех третьих лицах. Однако в авторских договорах обычно подчеркивается, что организация — пользователь обязана соблюдать все авторские права. Особо следует сказать о соблюдении пользователем права автора на защиту произведения от всякого искажения, поскольку именно на этой почве чаще всего возникают конфликтные ситуации Правовые проблемы совершенствования законодательства об интеллектуальной собственности и необходимости ее защиты [Текст] / Под общ. ред. Близнеца И.А. М.: Инфра-М. 2008. — С. 89..

Любые изменения в оригинале должны быть согласованы с автором, который должен подписать исправленный экземпляр до сдачи его в производство. Если в процессе подготовки произведения к использованию в него были внесены не согласованные с автором изменения, ему, как правило, предоставляется право потребовать восстановления произведения в прежнем виде, расторгнуть договор или добиться возмещения причиненных ему убытков. В частности, судебная практика придерживается той позиции, что в случае сокращения объема произведения без согласования с автором ему должно быть выплачено вознаграждение исходя из договорного объема произведения. Так, 20 мая 1988 г. Фрунзенский народный суд г. Москвы вынес решение по иску автора Д. к издательству «Современник» о выплате авторского вознаграждения. Обстоятельства дела были следующие. 10 сентября 1982 г. стороны заключили договор на издание сборника стихов истца объемом до 1400 строк. Автор сдал произведение в объеме 1400 строк. Издательство одобрило произведение объемом 1200 строк и выпустило стихотворный сборник объемом 1182 строки; исходя из этого объема оно и выплатило гонорар. Автор потребовал оплаты всего предоставленного им объема сборника, указав, что он был сокращен без его согласия и без объяснения причин, корректуру издания он не подписывал. Суд решил, что произведение должно считаться одобренным в том объеме, в каком оно было представлено автором, а устное согласование внесенных в произведение изменений не может быть принято во внимание. Суд подчеркнул, что получение автором 60% гонорара не может рассматриваться как его согласие с произведенным сокращением Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. [Текст] М.: Юридическая литература. 1988. — С. 67..

Следует, однако, учитывать, что при заключении договора автор может дать согласие на изменение своего произведения. Например, автор может заранее согласиться с тем, что его работа будет иллюстрироваться художником, будет снабжена предисловием и т.п. В этом случае согласие автора не может быть отозвано обратно в одностороннем порядке.

В качестве особой обязанности организации — заказчика следует выделить обязанность привлечь автора к работе по подготовке произведения к использованию. Выше отмечалось, что автор должен по требованию организации содействовать выпуску произведения в свет. Поэтому, если организация не привлекает автора к данной работе, он может настаивать на этом сам. Так, в издательском договоре на литературное произведение обычно не только указывается, что автор обязуется по требованию издательства читать корректуру, но и подчеркивается, что издательство обязуется по требованию автора предоставить ему возможность читать корректуру. Осуществляя данное право, автор, в частности, контролирует соблюдение контрагентом его права на защиту репутации.

Новое авторское законодательство не возлагает на приобретателей авторских прав по договору обязанность по реальному использованию произведения. Однако поскольку во многих случаях авторы сами заинтересованы в том, чтобы их произведения были доведены до сведения публики и использовались оговоренным договором способом, в авторские договоры чаще всего включается условие, обязывающее приобретателей использовать произведение. Обычно данная обязанность должна быть выполнена пользователем в установленный договором срок, который является меньшим по сравнению с общим сроком действия договора. Нарушение пользователем данной обязанности обычно дает автору право требовать производства с ним окончательного расчета. Однако обязанность по использованию произведения и окончательному расчету с автором возлагается на организацию лишь в случае одобрения работы или пропуска срока на ее одобрение. В отношении произведений, отклоненных организацией в силу их непригодности или несоответствии условиям договора, обязанностей по использованию, естественно, не возникает. Объем и способы использования произведения определяются самими сторонами. Автор может передать пользователю все имеющиеся у него имущественные права на произведение, но чаще всего по договору передается лишь часть прав, а остальные сохраняются за автором и могут быть им переданы другим лицамПредметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора (п.2.ст.31). От усмотрения самих сторон, по общему правилу, зависят объем и интенсивность использования произведения, в частности определение максимального тиража. Если данный вопрос в договоре конкретно не решен, предполагается, что пользователь может издать произведение любым тиражом.

Следует подчеркнуть, что организация обязана использовать работу автора именно тем способом, который предусмотрен договором. Так, по издательскому договору организация обязана издать произведение, по постановочному договору — осуществить постановку спектакля и т.п. Использование произведения иным, не предусмотренным договором способа является нарушением договора и приравнивается бездоговорному использованию. Поскольку авторский договор носит, по общему правилу, возмездный характер, на пользователе произведения лежит обязанность по выплате автору вознаграждения за использование произведения. Размер, форма, сроки и порядок выплаты авторского вознаграждения определяются самими сторонами. Помимо выплаты согласованного договором гонорара пользователь может принимать на себя обязанность по компенсации автору дополнительных расходов, связанных, например, с его командированием в другую местность для сбора материала, участие в работе съемочной группы т.п. Наряду с рассмотренными обязанностями в отдельных видах авторских договоров могут предусматриваться некоторые другие обязанности пользователей. Так, очень часто в авторские договоры включается условие о предоставлении в собственность автора определенного числа бесплатных экземпляров произведения. Издательские договоры нередко обязывают издательства письменно сообщить автору о намерении переиздать произведение. Если автор в течение оговоренного договором срока письменно известит издательство о своих намерениях внести в произведение те или иные изменения, то с ним должен быть заключен договор на переиздание произведения с изменениями (кроме стилистической правки и исправления ошибок). Неполучение от автора в указанный срок ответа дает право издательству выпустить произведение без изменений. Разумеется, в данном случае имеется в виду тот случай, когда не истек общий срок действия договора. Всякое переиздание произведение за пределами срока договора требует заключения с автором нового договора. По сценарному договору для художественных кинофильмов студия обычно обеспечивает автора консультациями по вопросам, связанным с кинопроизводством, предоставляет возможность просмотра соответствующей литературы и т.д. Наконец, в конкретных авторских договорах на пользователя могут возлагаться любые иные обязанности, не противоречащие действующему законодательству. Например, организация, выступающая в роли заказчика, может принять на себя обязанность по предоставлению автору исходного материала для создания произведения, организации творческой деятельности автора и т.п.

§ 52.2. Авторские договоры. Общие положения

Из вышеизложенного следует, что предметом авторского договора может быть довольно широкий круг правовых действий, связанных с авторскими правами. Прежде всего это действия автора по созданию самого произведения на заказ работодателя. Как отмечалось, отношения автора с работодателем, возникающие в связи с созданием произведения, также должны быть урегулированы договором. Это прямо свидетельствует ст. 16 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах», из которой следует, что отношения работодателя регулируются двумя договорами — договором трудового найма и гражданско-правовому договору. По первому договору автор-работник обязан выполнять свои трудовые обязанности, в круг которых входит создание определенного вида произведений (например, художник на предприятии или в организации). Однако обязанность создавать произведения должна быть прямо предусмотрена в трудовом договоре, то есть речь идет о так называемом служебное произведение.

Если в обязанности работника по трудовому договору не входит создание произведения, а произведение будет создано, то отношения между автором-работником и работодателем должен определять гражданско-правовой договор. В ст. 16 закона указано, что исключительное имущественное право на использование служебного произведения принадлежит работодателю, если иное не предусмотрено договором. Возникает вопрос, каким договором?

Трудовым? Представляется, что нет. Это должен быть отдельный гражданско-правовой договор, в котором предусмотрено правовой статус созданного работником произведения.

Безусловно, основным предметом авторских договоров является передача другому лицу автором или его правопреемниками права на использование произведений. Это основная группа договоров. Но, кроме этих правовых действий, предметом авторских договоров могут быть и другие действия. В частности, ст. 31 закона предусматривает договоры о передаче имущественных прав автора или другого лица, имеющего авторское право, другому лицу. Речь идет о передаче всего комплекса имущественных прав. Иначе говоря, автор или лицо, имеющее авторское право, за определенное вознаграждение передает пользователю, как правило, на весь срок действия авторского права все свои имущественные права, то есть продает свои имущественные авторские права. Это может быть дарение, мена или любое иное отчуждение, чтобы оно не противоречило действующему законодательству. Указанная статья закона прямо предостерегает, что передача (уступка) авторского права оформляется авторским договором.

Как уже отмечалось, предметом авторских договоров могут быть и другие правовые действия, связанные с использованием или распоряжением произведения.

Итак, общепризнанное определение авторского договора требует определенного уточнения. Так, по авторскому договору автор передает или принимает на себя обязанность создать и в установленный договором срок передать свое произведение организации для использования обусловленным в договоре способом, а организация обязуется осуществить или начать использование в установленный договором срок, а также уплатить автору вознаграждение , кроме случаев, указанных в законе.

По этому определению, как видим, предметом авторского договора является именно передача произведения для использования. Однако по действующему законодательству предметом авторского договора могут быть и другие правовые действия — любое отчуждение авторских прав, передача права на использование, передача права на управление имущественными правами автора и другие.

Таким образом, авторский договор можно было бы сформулировать так: авторский договор — это соглашение автора или его правопреемников с другими лицами о совершении в соответствии с законом любых, действий по поводу владения, пользования и распоряжения произведением.

Авторский договор — двусторонняя и консенсуальный договор.

Согласно п. 1 ст. 31 Закона авторские договоры должны заключаться в письменной форме. Письменная форма не является обязательной для авторских лицензионных договоров об опубликовании произведения в периодических изданиях и энциклопедических словарях.

Практика заключения авторских договоров пошла именно этим путем — договоры об издании произведения в периодических изданиях и энциклопедических словарях, как правило, заключаются в устной форме.

Стороны в авторском договоре. Сторонами в авторском договоре могут быть как физические, так и юридические лица. Стороной в таком договоре является прежде сам автор — только физическое лицо. Стоит заметить, что субъектом авторских прав может быть и юридическое лицо, но не автор. Автором могут быть гражданин Украины, иностранный гражданин или лицо без гражданства, при этом независимо от возраста.

Однако субъект авторских правоотношений — это не только автор, но и другие лица, которым принадлежат авторские права. По закону к ним относятся наследники и другие правопреемники, к которым авторские права перешли соответствии с законом. Ими могут быть любые юридические лица, в том числе иностранные юридические лица, а также государство.

Таким образом, субъектом авторских правоотношений является сам автор или его правопреемники — наследники, другие лица, к которым авторское право перешло в соответствии с законом, — с одной стороны. Эта сторона в авторском договоре не имеет специального названия, ее принято называть «автор или его правопреемники».

Автор — это лицо, творческим трудом которого создано то или иное произведение. Автором могут быть и несовершеннолетние дети. При этом несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет заключают авторские договоры самостоятельно, а для несовершеннолетних в возрасте до 15 лет договоры заключают от их имени родители или опекуны.

Нередко бывает так, что на стороне автора выступают несколько лиц (соавторов). Соавторами являются лица, совместным творческим трудом которых создано произведение. Отношения между ними определяются соглашением, заключенным между ними. Право опубликования и другого использования произведения принадлежит в одинаковой мере всем соавторам. Один соавтор не может без достаточных оснований отказать другим в разрешении на опубликование, иное использование или изменение произведения. Если авторский договор заключается от имени соавторов, то его подписывают все соавторы.

Стороной авторского договора с этой стороны могут быть и другие лица — наследники автора и другие его правопреемники. Если авторский договор заключается наследниками, то они обязаны представить документы, удостоверяющие их правопреемстве.

Второй стороной в авторском договоре, как правило, является юридическое лицо — организация или предприятие, имеет возможность использовать произведение в той или иной степени. Это могут быть юридические лица, основанные на любой форме собственности, государственные, частные, иностранные и т. д.. Но этой стороной авторского договора является не только те организации, которые могут использовать произведение. Этой стороной может быть работодатель, приобретатель авторских прав по договору о передаче (уступке) имущественных прав автором или другим лицом, имеющим авторское право, организация, управляющая авторскими правами на коллективной основе.

Этой второй стороной авторского договора может быть и физическое лицо, что, как правило, выступает заказчиком на создание, например, произведения живописи или скульптурного. Физическое лицо может выступать и как пользователь произведения.

Перечень, приведенный в ст. 21 Закона, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Кроме этого перечня, закон предусматривает свободное использование произведения библиотеками и архивами, ретрографичне воспроизведения для собственных нужд; свободное воспроизведение экземпляров произведений для обучения; свободное воспроизведение компьютерных программ, а также свободное воспроизведение в личных целях произведений, зафиксированных в звуко-и видеозаписях.

Авторский договор должен соответствовать установленным требованиям. Он должен предусматривать способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по договору). Так, если произведение передается для использования только путем издания, его можно использовать только так. Это означает, что издатель не имеет права распространять произведение любым другим способом, публично исполнять или показывать его.

Если в авторском договоре не предусмотрено условие о способе использования произведения (конкретные права, передаваемые по авторскому договору), договор считается заключенным на такие способы использования произведения, которые могут считаться необходимыми для достижения намерения сторон, которые они имели в момент заключения договора. Например, передача права на воспроизведение литературного произведения может предусматривать и его распространения.

Важным условием авторского договора является срок его осуществления, выполнения. В авторском договоре могут быть предусмотрены различные сроки, которые, в частности, кон-кретизуються в образцовых авторским договорам. Это могут быть прежде сроки действия самого договора, сроки выполнения условий договора, сроки издания произведения или публичного показа и т. п.. Но сейчас речь идет лишь о сроках действия самого договора. Эти сроки определяются соглашением сторон. Безусловно, они не могут быть длительные, чем силу самого авторского права. Однако, когда в авторском договоре условия о сроке его действия не предусмотрено (например, не предусмотрен срок, на который передается право), договор может быть расторгнут по истечении пяти лет с даты его заключения. Необходимым условием договора в таком случае является предупреждение пользователя за шесть месяцев до расторжения договора. Но независимо от наличия в авторском договоре условия о сроке автор или его наследники имеют право расторгнуть такой договор по истечении десяти лет с даты его заключения, уведомив об этом пользователя за шесть месяцев до расторжения договора.

Если в авторском договоре не предусмотрено условие о территории, на которую передается авторское право, то действие права распространяется на всю территорию Украины.

Вознаграждение за использование произведения или передаче имущественных прав определяется соглашением сторон. Вознаграждение за использование произведения, по общему правилу, устанавливают в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения. Есть вознаграждение должно выплачиваться за каждый способ использования произведения отдельно. Если установить размер вознаграждения в виде процента от дохода невозможно в связи с характером произведения или особенностями его использования, то вознаграждение определяют в виде зафиксированной в договоре четко определенной суммы или иным способом.

Однако в договоре не может быть условий, которые ограничивают автора в создании им в будущем произведений на определенную тему или в определенной области. Такие условия авторского договора признаются недействительными.

Условия авторского договора, противоречащие положениям Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» или ухудшающие права автора по сравнению с указанным законом, являются недействительными.

Статья написана по материалам сайтов: www.newreferat.com, studbooks.net, juristoff.com.

»

Это интересно:  Порядок исполнения договора в римском праве
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector