+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Нормативный договор как источник права статья

Нормативный договор — это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы.

Нормативные договоры обязательны для многочисленного и формально-неопределенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные ими конкретные правоотношения.

Признаки нормативного договора:

Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.

В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.

Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель — достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.

Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие.

Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора.

Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение.

Существует особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров, а также специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные согласительные процедуры).

Изменения или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы.

В отличие от индивидуальных договоров, содержание которых составляет коммерческую тайну, нормативный договор характеризует публичность, общедоступность договорных условий, иногда — официальное опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима.

Нормативные договоры служат правовой базой для издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения.

Примеры нормативных договоров: международные договоры; договоры между Российской Федерацией и субъектами РФ по разграничению полномочий и предметов ведения; некоторые межведомственные договоры; коллективные договоры.

45. Правотворчество: понятие, виды, стадии

Правотворчество— это процесс осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер.

В зависимости от субъектов данной деятельности различают виды правотворчества.

Это интересно:  Сколько стоит госпошлина на договор дарения

Непосредственное правотворчество народа— yчастие граждан в референдумах и плебисцитах, позволяет напрямую осуществлять суверенитет народа.

Законотворчество— oпосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государства (субъекта федерации). Парламенты и законодательные собрания представляют законодательную ветвь власти (в странах, признающих разделение властей): осуществляют законодательство и другие формы правотворчества.

Негативное правотворчество— oтмена норм или целых нормативно-правовых актов, в случае признания их противоречащими Конституции (например, Конституционным судом). Принятие нелегитимного нормативно-правового акта.

Чрезвычайное правотворчество— принятие законов и иных нормативно-правовых актов для урегулирования общественных отношений в каких-либо экстренных ситуациях.

Подзаконное правотворчество— правотворчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц: президента, министра и т. д.

Локальное правотворчество— правотворчество органов местного самоуправления: муниципалитетов, администраций городов и районов. Иногда локальным правотворчеством именуют правотворчество общественных организаций.

Договорное правотворчество— деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров.

Правотворчество — это деятельность, длящаяся во времени и в определенной последовательности. Она проходит два этапа:

— подготовки проекта нормативного акта;

— его официального принятия.

Первый этапосуществляется в процессе прохождения следующих стадий:

— принятие решения о подготовке проекта нормативного акта;

— формирование рабочей группы и разработка концепции законопроекта;

— подготовка его текста;

— предварительное обсуждение проекта;

— согласование содержания проекта нормативного акта с различными организациями;

— предварительное утверждение проекта.

Если первый подготовительный этап может осуществляться вне правотворческого органа, то второй, официальный, проходит непосредственно в правотворческом органе. Он состоит из следующих стадий:

— внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение;

— принятие и подписание нормативного акта;

— официальное оглашение, доведение до сведения адресатов.

У конкретных субъектов правотворчества, принимающих нормативно-правовые акты различной степени сложности и значимости, количество и содержание таких стадий может весьма существенно различаться. Так, у представительных органов государственной власти одни процедуры их принятия, у предприятий — несколько иные, упрощенные.

Научная статья (Публикация): Особенности нормативно-правового договора как источника права (2016 г.)

Уникальность: выше 50%

Нормативно-правовой договор – это довольно значительная категория (самостоятельная группа) договорных актов, которые существуют в международном и национальном праве [1].
С точки зрения терминологии и содержания нормативно-правовой договор» обычно трактуется в качестве синонима «нормативного», «правового» или «публичного» договора. Если исследовать источниковедческие отношения, это право традиционно противопоставляется «частному», «индивидуальному» соглашению.
Отмечая главные черты и особенности нормативно-правового договора, нужно указать, что, являясь разновидностью договорных актов, он имеет общие признаки и черты, присущие всем другим видам договорных актов. Это «универсальные» признаки, которые свойственны всякому договору, который возникает в области международного или национального права, выступающего источником какой-либо отрасли права или не являющегося таким, имеющим публично-правовой характер или обладающим частно-правовым характером.
Так как нормативно-правовой договор — это общепризнанный источник международного и национального права, он имеет следующие «универсальные» особенности: согласительный характер (договор – это соглашение сторон); добровольный характер( свободное изъявление воли сторон); эквивалентный (чаще всего возможный) характер; обеспеченность в законе и взаимно обязательный характер и т.д.. [2].
Кроме этого нормативно-правовой договор обладает и своими собственными, свойственными только ему и отличающими его от других договорных актов, особенными признаками.
Первое — это отличие от других видов договорных актов, в нормативно-правовом договоре заключаются правовые нормы — постановления общего и обязательного вида.
По установившимся традициям в отечественной и зарубежной литературе норма права представляет собой предписание общего вида. М.И. Байтин полагает, что эта норма отличается от индивидуально- правового предписания (акта применения права) тем, что «рассчитана не на обособленное единичное отношение, не на какие-то конкретные лица, а на многочисленные отношения определенного типа и индивидуально неперсонифицированные лица, подпадающие под ее действие»[3].
Иначе говоря, общий, (но в то же время и отвлеченный) характер нормы, которая заключается в правовом договоре или другом правовом акте, состоит в многократном ее применении и повторении (деятельности). в том, что ее действие распространяется на неизвестное количество индивидуумов. Если же говорить об обязательном характере правовой нормы, то по сложившемуся и много раз подтвержденному практикой юристов «позитивистскому» представлению, он ассоциируется с государством (с государственным принуждением). О.Э. Лейст утверждает: «Обязанность правовой нормы показывает, что она защищена государством и возможно применение мер государственного принуждения при противоправных деяниях»[4].
Но если хотя бы одна сторона нормативно-правового договора — негосударственный институт (орган или организация), обязательный характер «договорной» нормы обеспечивают не только государственные, но и негосударственные средства[5].
Второе – нормативно-правовой договор отличается от частно-правовых, индивидуальных договоров тем, что в нем могут заключаться не одни нормы, а еще и принципы права. Заметим, что их сочетание в различных договорах может быть разным. К примеру, в договорном акте, (трудовом договоре), в котором есть не одни общие (отправные) положения, а еще и закреплены права и обязанности сторон, нормы права органически сочетаются с принципами права.
Третье – по своей юридической природе и характеру нормативно-правовой договор отличается от иных договорных актов тем, что это акт правотворчества, а не акт правоприменения. Он, как и всякий другой договор, не является актом толкования.
Особенностью нормативно-правового договора является и то, что это не просто акт правотворчества, как всякий другой нормативно-правовой акт, а акт, который порождается особенным видом договорного правотворчества, называемого в специальной литературе «согласительным правотворчеством»[6].
Правотворчество в области договоров – это правотворчество, основой которого является процесс «увязания», согласования двух или большего количества самостоятельных воль, в результате чего создается договорной акт (нормативно-правовой договор), содержащий в себе договорные принципы и нормы, которые соответствуют его виду и договорной природе.
Имея в виду это обстоятельство и веские основания, ученые, исследующие нормативно-договорные документы, считают правовой договор «договором о правовых нормах», соглашением сторон об установлении, изменении или отмене норм права[7].
Четвертое — нормативно-правовые договоры имеют еще одну особенность – в основном они носят публичный характер.

Это интересно:  Брачный договор об отказе прав на квартиру

Статья написана по материалам сайтов: examenna5.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector