Международные договоры в сфере трудового права

Основополагающее значение для правового воздействия на лю бую область трудовых отношений имеют, во-первых, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., а также международные пакты о правах человека 1966 г. (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах), и, во-вторых, иные международные соглашения, формирующие основы межгосударственного сотрудничества в данной и смежных с ней областях (например, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990г. и др.).

В международных договорах, которые не имеют характера специального регулирования трудовых частноправовых отношений международной природы, тем не менее, закрепляется общий режим, применимый к соответствующей категории субъектов. Скажем, в Конвенции о статусе беженцев устанавливается минимум требований к участвующим государствам в плане определения правового статуса беженцев, который состоит в необходимости следовать режиму наибольшего благоприятствования, а в некоторых вопросах принципу взаимности. Анализируемое международное соглашение содержит специальный раздел, касающийся работы по найму. В нем государства обязались предоставлять беженцам, проживающим на их территориях, в отношении права работы по найму наиболее благоприятное правовое положение, которым пользуются граждане иностранных государств в тех же обстоятельствах. При этом ограничительные меры, касающиеся иностранцев или найма иностранцев и применяемые с целью охраны внутреннего рынка труда, не должны применяться к беженцам (п. 1—2 ст. 17). Российская Федерация закрепила в своем национальном праве цитировавшиеся положения .

Международная организация труда (МОТ), являющаяся специализированным учреждением ООП, разрабатывает международные стандарты в области охраны труда (в форме конвенций и рекомен даций) и контролирует их соблюдение государствами — членами ор ганизации. С деятельностью МОТ связано становление многих про грессивных норм в сфере трудовых отношений.

В сфере трудовых отношений имеются международные соглашения. Так, в апреле 1994 г. Россия, Украина, Молдова, Армения подписали Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. В дальнейшем к этому соглашению присоединились Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан и Беларусь. Соглашение регулирует основные направления сотрудничества государств-участников в области трудовой деятельности и вопросы социальной защиты лиц и членов их семей, которые постоянно проживают на территории одного из государств и осуществляют трудовую деятельность на предприятиях, учреждениях, организациях всех форм собственности на территории другого государства-участника Соглашения.

В ст. 1 Соглашения заложен коллизионный принцип о применении закона страны места постоянной работы (трудоустройства). Под стороной трудоустройства понимается государство, на территории которого трудящиеся-мигранты, прибывшие из другого государства, осуществляют свою трудовую деятельность на условиях трудового договора (контракта). Порядок привлечения работников, квалификационные, возрастные и иные требования к ним устанавливаются стороной места работы (трудоустройства), исходя из действующего на ее территории законодательства. Численность принимаемых работников определяется на основе двусторонних соглашений.

Каждая из сторон Соглашения признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы.

Возмещение работнику-мигранту вреда, причиненного трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, осуществляется в соответствии с международными договорами. Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 г., заключенное правительствами государств — участников СНГ, установило, что порядок возмещения работнику вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей, регулируется законодательством стороны трудоустройства, если иное не предусмотрено отдельным соглашением.

Вопросы пенсионного обеспечения работников и членов их семей регулируются международным договором — Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения (1992 г.).

Российская Федерация заключила большое количество двусторонних договоров, в которых отражены вопросы регулирования труда иностранцев. В частности, таковыми являются соглашения с Китаем (1992 г.), Вьетнамом (1992 г.), Арменией (1994 г.), Беларусью (1993 г.), Молдовой (1993 г.), Украиной (1993 г.) и т.д. В настоящее время достигнута договоренность о возможности признания российских дипломов и ученых степеней в странах ЕС (Болонские процедуры). Переговоры по этому вопросу проведены на саммите РФ — ЕС в Риме (ноябрь 2003 г.) .

Международные договоры как источники европейского трудового права

Категория «европейское право» и ее содержание в последнее время дебатируются. Так, часто она используется для обозначения системы правовых норм, регулирующих взаимоотношения складывающиеся в рамках европейских интеграционных объединений, таких как Европейский союз (Европейские сообщества) и в определенной степени Совет Европы 203. В главном с такой лаконичной трактовкой надо согласиться.

Л.М. Энтин предлагает использование понятия «европейское право» в трех значениях: во-первых, как совокупность правовых систем европейских государств; во-вторых, как часть международно-правовых норм, посредством которых регулируются отношения между европейскими государствами в самых различных областях; в-третьих, как совокупность правовых норм, регулирующих взаимоотношения, складывающиеся в рамках Евросоюза (Европейских сообществ) 204. Такой подход отличается удобством для изучения европейского права и подчеркивает многоуровневость рассматриваемой категории. Однако вопросы соотношения термина «европейское право» с иными терминами, используемых внутри указанной системы, вызывают необходимость их разграничения и уточнения понятий (например, при соотношении с термином «право Евросоюза»).

На фоне дебатов о том, что есть европейское право дискутируется и определение европейского трудового права. А. В. Созонтова формулирует следующую его дефиницию: это совокупность европейских стандартов труда, представляющих собой результат правового регламентирования (как деятельности различных форм европейской интеграции государств) в виде правил по поводу труда и смежных с трудом вопросов, содержащихся в актах европейских нормотворческих и межгосударственных органов, а также в иных многосторонних и двусторонних договорах, заключаемых между европейскими государствами . В целом представленное определение отвечает правовым реалиям и отражает основные признаки европейского трудового права. Хотелось бы только дополнить, что речь должна идти о международных договорах в сфере труда государств-членов Европейского Сообщества вообще, а не только внутри европейской интеграции государств. Из изложенного ясно, что формирование и функционирование европейского трудового права ставит ряд проблем, связанных с

определением его взаимоотношений с международным правом, с национальными системами государств-членов Евросоюза. Дискуссионными остаются, в частности, вопросы определения места международных договоров в системе источников европейского права.

Важно оговорить, что в современной литературе до сих пор упоминается о европейских сообществах. Под ними подразумевают когда-то существовавшие Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС), Европейское Объединение Угля и Стали, Европейское объединение по атомной энергии и сам Евросоюз. С позиций российской ментальности это соединение кажется не логичным. Но за рубежом России такой взгляд устоялся и по-прежнему актуален.

Говоря о соотношении международного и европейского трудового права надо отметить мнение, с которым можно согласиться, что такое соотношение строится на тех же основах, что и соотношение национального права с международным . Речь идет о примате применения международного права над европейским правом. Разумно согласиться с Л.Ю. Бугровым, который подчеркнул: «Европейское право занятости (европейское трудовое право) суть один из региональных фрагментов международного трудового права»

Но европейское право при этом сохраняет известную автономность и самостоятельность, например, благодаря принципу лояльного сотрудничества и европейского единства. Этот принцип имеет сквозное действие на все сферы интеграции и внутренней деятельности в Европе. Его следует трактовать как необходимость осуществления международных отношений не только в экономической и торговой отраслях, но и социальной (и трудовой, в частности) сферах. Принцип лояльного сотрудничества и европейского единства более всего коррелирует с принципами, деиствутощими в международном праве, включая принцип pacta sunt servanda .

Нормы европейского права происходят из взаимосогласования воль государств-членов и нормотворческой деятельности институтов интеграционных структур. Думается, верно рассматривать европейское право как результат именно межгосударственного сотрудничества. Высшая юридическая сила норм международного права подтверждается косвенно, например, и в учредительных документах ЕС. Так, одной из целей общей внешней политики в ст. 11 Договора о Европейском Союзе (в редакции Маастрихтского договора от 07 февраля 1992 г.) 09 названо сохранение мира в соответствии с принципами общепризнанного для Европы Устава ООН.

Это интересно:  Договор переуступки права на квартиру в новостройке

Анализируя нормы европейского права в части вопросов трудового права необходимо заметить, что международное сотрудничество государств по линии Совета Европы сформировалось еще в 1949 г. Первый международный договор, заключенный под эгидой Совета Европы — это его Устав, принятый в Лондоне 5 мая 1949 г. «,и. Уже в этом документе в качестве задачи членов Совета Европы обозначено заключение соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях для поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод.

Международные договоры как источники трудового права Украины

Понятие и содержание источников трудового права, их значение и направления исследования. Соотношение международных договоров о труде и законодательства Украины. Международные соглашения страны в сфере регулирования труда как источник трудового права.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.10.2013
Размер файла 24,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Международные договоры как источники трудового права Украины

В юридической литературе термин «источник права» используется в двух значениях — в значении «материального источника права» (источника права в материальном смысле) и в значении «формального источника права» (источника права в формальном смысле). Под «материальным источником права» понимаются причины образования права, т.е. все то, что, согласно соответствующему подходу, порождает (формирует) позитивное право, — те или иные материальные или духовные факторы, общественные отношения, природа человека, природа вещей, божественный или человеческий разум и т.д. Под «формальным источником права» понимается форма внешнего выражения положений (содержания) действующего права (см. там же). В настоящем параграфе речь идет об источниках трудового права в формальном смысле, т.е. о формах трудового права.

Источники трудового права в формальном смысле следует определить как результаты правотворческой деятельности органов государства, а также совместного нормотворчества работников и работодателей в сфере применения наемного труда.

Источники трудового права можно классифицировать по различным основаниям. По характеру принятия источники трудового права можно разделить на принимаемые органами государства (законы, указы, постановления и др.), принимаемые по соглашению между работниками и работодателями (коллективные соглашения, коллективные договоры и др.), а также принимаемые органами международно-правового регулирования труда (пакты о правах человека, конвенции и рекомендации МОТ и др.).

По юридической силе источники трудового права делятся на Конституцию Украины, акты международного регулирования труда (ратифицированные Украиной), законы, подзаконные нормативно-правовые акты, акты социального партнерства, акты местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, локальные нормативно-правовые акты.

По степени обобщенности различают кодифицированные, комплексные и текущие нормативно-правовые акты как источники трудового права.

1. Понятие источников трудового права

Источники трудового права — это формы выражения правовых предписаний через нормативные акты как результат деятельности компетентных органов государства, которые устанавливают или санкционируют правовые нормы, обязательные для сторон правоотношений, которые составляют предмет трудового права.

У термина «источники права» два значения:

1.материальное — причины образования права, т.е. все то, что порождает позитивное право, те или иные материальные, духовные факторы общественных отношений, природа вещей, природа человека и т.д.

2.формальное — это форма внешнего выражения положений действующего права.

Источники права в формальном смысле — результат правотворческой деятельности органов государства, а также совместного нормотворчества работников и работодателей в сфере применения наемного труда.

Следовательно, к источникам трудового права относятся нормативные акты, которые издаются, санкционируются, применяются и охраняются компетентными органами и содержат в себе нормы, направленные на регулирование трудовых отношений между субъектами трудового права на основании трудового договора на предприятиях всех форм собственности, а также у физических лиц. Эти нормативные акты обязательны для исполнения и обеспечиваются принудительной силой государства в случае их не исполнения.

К источникам трудового права относятся различные нормативно-правовые акты.

1. Конституция Украины. Она имеет наивысшую юридическую силу, поэтому другие законы и нормативные акты не должны противоречить ей.

2. Другие законы Украины, Постановления Верховной Рады Украины (например, Кодекс законов о труде, Законы «О занятости населения», «О коллективных договорах и соглашениях», «Об оплате труда», «Об охране труда», «Об отпусках» и др.).

3. Подзаконные акты:

· указы и распоряжения Президента Украины (например, Указы от 12 мая 1996 г. «О неотложных мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы, пенсий, стипендий и других социальных выплат», от 28 августа 1993 г. «О служебных командировках за границу должностных лиц органов государственной исполнительной власти», от 9 января 1996 г. «О дополнительных мерах по материальному и моральному поощрению работников угольной промышленности» и др.);

· постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины (например, Постановления от 19 марта 1993 г. «О применении контрактной формы трудового договора с руководителем предприятия, являющегося общегосударственной собственностью», от 3 апреля 1993 г. «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций» и т.п.);

· инструкции, положения, приказы министерств и ведомств (например, «Положение об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций», утвержденное приказом Министерства труда, Министерства юстиции и Министерства финансов Украины от 28 июня 1993 г.; «Инструкция о порядке организации и проведения оплачиваемых общественных работ», утвержденная приказом Министерства труда Украины от 31 августа 1993 г., «Рекомендации о нормировании труда в отраслях народного хозяйства», утвержденное Постановлением Министерства труда Украины от 19 мая 1995 г. и т.п.);

· приказы и распоряжения нормативного характера глав местной государственной администрации, решения органов местного самоуправления.

4. Социально-партнерские соглашения на государственном, отраслевом и региональном уровнях.

5. Локальные (местные) правовые акты являются специфическим источником трудового права. Они принимаются непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях по согласованию между собственником (или уполномоченным им органом) и трудовым коллективом или профсоюзным комитетом. Локальное нормотворчество осуществляется по вопросам, определенным законом, и конкретизирует общие нормы с учетом специфики конкретного предприятия. При этом локальные нормы не могут ухудшать положение работающих по сравнению с действующим законодательством о труде или противоречить этому законодательству. К локальным актам относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положения о структурных подразделениях предприятий, положения о премировании, инструкции по охране труда и т.п.

6. В соответствии с Конституцией Украины, действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой, являются частью национального законодательства Украины. В связи с этим одним из источников трудового права являются нормы международного права: международные договоры, соглашения, конвенции, ратифицированные Украиной (например, Конвенции Международной Организации Труда, «Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты работников-мигрантов», заключенное в 1994 г. странами СНГ, «Соглашение между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о трудовой деятельности и социальной защите граждан Украины и России, работающих за пределами границ своих стран» от 14 января 1993 г. и т.п.). Если международным договором или международным соглашением, ратифицированным Украиной, установлены иные правила по сравнению с законодательством Украины, то должны применяться правила международного договора или соглашения.

В зависимости от направленности классификация источников проводится по следующим признакам:

1. По органам принятия:

— принимаемые высшими органами государственной власти (Верховной Радой, Кабинетом Министров, Президентом Украины);

— центральными органами государственного управления (министерствами, комитетами и ведомствами)

— местными органами власти

— руководителями предприятий совместно с профсоюзными органами

2. По форме принятия:

3. По сфере действия:

4. По степени обобщения:

— комплексные (источники нескольких отраслей права)

— базовые (законы или постановления Верховной Рады, которые содержат общие положения, а детальные предусмотрены подзаконными актами).

5. По юридической силе:

— международные правовые акты, ратифицированные Украиной;

— подзаконные нормативные акты:

а) указы Президента

б) декреты, постановления, распоряжения КМ

в) инструкции соответствующих министерств, госкомитетов

г) инструкции и акты профсоюзов (по вопросам охраны труда)

д) локальные нормативные акты.

2. Соотношение международных договоров о труде и Законодательства Украины

трудовой международный право

Статьей 9 Конституции предусматривает, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины.

Это интересно:  Права и обязанности сторон страхового договора

Если международным договором или международным соглашением, в которых участвует Украина, установлены другие правила, чем те, что их содержит законодательство Украины о труде, то применяются правила международного договора или международного соглашения.

Конкретный порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Украины установлен Законом «О международных договорах Украины». В соответствии с этим Законом международным договором Украины заключен в письменной форме с иностранным государством или другим субъектом международного права, который регулируется международным правом, независимо от того, содержится договор в одном или нескольких связанных между собой документах, и независимо от его конкретного наименования (договор, соглашение, конвенция, пакт, протокол и тому подобное).

К источникам правового регулирования труда в Украине относятся не только международные договоры, заключенные государством после провозглашения Украиной независимость, но и международные договоры, заключенные СССР. Это положение основано на ст. 7 Закона «О правопреемстве Украины», в соответствии с которой Украина признала себя правопреемником прав и обязанностей по международным договорам Союза ССР, которые не противоречат Конституции Украины и ее интересам.

Особенностью международных договоров как источников правового регулирования труда есть то, что, кроме двусторонних договоров между Украиной и другим государством, большое значение имеют многосторонние договоры, в частности Конвенции и Рекомендации Международной Организации Труда (МОТ).

Международная организация труда — специализированное международное учреждение, основанное для целей международного сотрудничества для обеспечения длительного мира и устранения социальной несправедливости с помощью улучшения условий труда. МОТ была создана в 1919 году в соответствии с Версальским мирным договором в рамках Лиги Наций и действует на основании Устава. С 1946 года МОТ стала первым специализированным учреждением ООН. В 1969 году в связи с 50_летием образования МОТ была отмечена Нобелевской премией мира. Украина стала членом МОТ в 1954 г. Местонахождение МОТ — г. Женева (Швейцария). Основными органами МОТ являются: Международная конференция труда (законодательный орган); Административный Совет (исполнительный орган); Международное Бюро Труда (постоянный секретариат). Кроме этого, в больше, чем 40 странах находятся региональные и отраслевые бюро. В целом МОТ имеет уникальную для ООН трехстороннюю структуру, в рамках которой представители работодателей и трудящихся — «социальные» партнеры — имеют равный с представителями правительства голос при разработке политики организации.

Конвенции МОТ становятся обязательными для государств — членов МОТ в случае их ратификации.

Рекомендации МОТ принимаются в том случае, когда вопрос, который стоит на обсуждении, или любой его аспект не позволяют принять относительно него решение в форме конвенции. Поэтому рекомендации МОТ ратификации не подлежат, однако они подлежат проведению в жизнь с помощью законодательства каждой страны или другим путем.

Для контроля за соблюдением конвенций каждая из государств-членов обязана предоставлять специальные доклады относительно принятых ею мероприятий для применения конвенций, а контроль за соблюдением рекомендаций обеспечивается предоставлением информации о результатах превращения в жизнь их положений. Существует также определенный механизм для рассмотрения жалоб.

На текущий момент в Украине действует более 50 конвенций МОТ.

В последнее время внимание МОТ сконцентрировано на соблюдении следующих конвенций, которые считаются основными (все ратифицированы Украиной):

· Конвенция №29 «О принудительном или обязательном труде» (1930);

· №87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948);

· Конвенция №98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949);

· №100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за равный труд» (1951)

· №105 «Об отмене принудительного труда» (в 1957 г.);

· №111 «О дискриминации в отрасли труда и занятий» (1958);

· Конвенция №138 «О минимальном возрасте принятия на работу» (1973);

· Конвенция №182 «О запрете и немедленных мероприятиях относительно ликвидации наихудших форм детского труда».

Также и в соответствии со ст. 2 Конвенции о защите прав и основных свобод человека ни один человек не может быть принужден к принудительному или обязательному труду.

3. Международные соглашения Украины в сфере регулирования труда как источник трудового права

В трудовом законодательстве Украины четко определено соотношение между нормами трудового законодательства Украины и международными нормами, а именно В КЗоТ сказано так: в случае, если международным договором или международным соглашением установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Украины о труде, то применяются правила международного договора или международного соглашения.

В первую очередь с нормами международного права, имеющие действие в Украине относятся документы Международной организации труда (МОТ). Одним из важнейших документов этой организации является Международный Кодекс Труда, который, как и КЗоТ собранием отдельных актов по труду и трудовых отношений.

К нормам международного права также относятся основном двусторонние соглашения, которые ратифицировала Украина, например соглашение с Грузией «О сотрудничестве в области пенсионного обеспечения» или соглашение с Вьетнамом «О взаимном трудоустройстве» и.т.д.

4. Международно-правовые акты о труде, как источник трудового права Украины

В Украине признается приоритет международного права над национальным, что вытекает из содержания Конституции Украины, Закона Украины» «0 международных договорах Украины», других законов. Так, согласно ст. 8′ КЗоТ Украины, если международным договором или международным соглашением, в которых принимает участие Украина, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Украины о труде, то применяются правила международного договора или международного……соглашения.

Следует отметить, что не все международно-правовые акты являются источниками трудового права Украины. Чтобы быть источниками трудового права Украины, международно-правовые акты должны соответствовать следующим требованиям: во-первых, они должны содержать нормы трудового права; во-вторых, Верховная Рада Украины должна дать согласие на их обязательность. К источникам трудового права относятся не только международные договоры в сфере труда, которбхе заключила Украина после провозглашения независимости, но и международные договоры бывшего СССР, которые не противоречат Конституции Украины и ее интересам.

Источниками трудового права являются акты международных организаций (Организации Объединенных Наций, Международной Организации Труда), акты объединений государств (Содружества Независимых Государств, Совета Европы), договоры и соглашения, которые заключаются между отдельными…..государствами.

Основным международно-правовым актом, являющимся основополагающим источником всего национального права, является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Также важное значение для национального трудового права имеют Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. Указанные пакты возложили на государства, участвующие в них, оС язанность обеспечить постепенное осуществление содержащи; ся л них прав всеми необходимыми средствами. Украина ратис «ици ковала эти оба документа…..19октября1973г.

Особенное место среди международно-правовых актов в сфере труда занимают конвенции и рекомендации Международной Организации Труда (МОТ).

МОТ — это специализированное учреждение ООН, провозгласившее своей целью изучение и улучшение условий труда и жизни трудящихся. Она была создана в 1919 году в результате. мирного Версальского договора, в рамках Лиги Наций. Украина стала членом МОТ в 1954 г. Местонахождение МОТ-Женева(Швейцария).

МОТ разрабатывает международные нормы о труде, которые находят свое выражение в форме конвенций и рекомендаций. Между конвенцией и рекомендацией существует разница с точки зрения их юридической природы. Рекомендация не требует ратификации. Она не налагает на государство обязательств, а лишь устанавливает нормы, определенные стандарты для добровольного применения и использования их при разработке национального трудового законодательства. Конвенция же, ратифицированная государством, обязывает государство выполнять ее. Конвенция МОТ — это международное соглашение. Она обязательна для государства лишь после ее ратификации. В этой связи большое значение приобретает использование международных трудовых норм в практической деятельности. Многие положения конвенций и рекомендаций МОТ могут быть конкретизированы и реализованы в соглашениях, коллективных договорах и других актах локального регулирования трудовых отношений. МОТ приняла 182 конвенции и 190 рекомендаций, которые охватывают практически все аспекты трудового права и права социального обеспечения. Надо отметить, что сегодня в Украине действуют более 50 конвенций МОТ. Основные из них: Конвенция №29 «О принудительном или обязательном труде» (1930); Конвенция №87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948); Конвенция №98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров (1949); Конвенция №100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за равный труд» (1951); Конвенция №105 «Об отмене принудительного труда» (1957); Конвенция №111 «О дисОнимальном возрасте приема на работу» (1973). 1] группа международно-правовых актов, являющихся сочниками трудового права Украины, действует в рамках обвинений государств. Украина входит в состав Содружества НеДОСимых Государств и Совета Европы. Так, Соглашением стран участниц СНГ о сотрудничестве в сфере трудовой мигра-цицисоциальной защиты работников-мигрантов, заключенном 15 апреля 1994 г., закреплены основные принципы применения социального законодательства стран-участниц СНГ к ратникам-мигрантам.

Это интересно:  Виды договоров в образовательном праве

ним из источников трудового права являются международные договоры между отдельными государствами. Определений интерес представляют двухсторонние международные дороворы и соглашения. Они носят обязательный характер для лиц, их заключивших и, как правило, заключаются с целываимного трудоустройства граждан и обеспечения их трудовых прав на территории другого государства. Примером могут служить Соглашение между Правительством Украины и Правительством Чешской Республики о взаимном трудоустройстве граждан Украины и граждан Чешской Республики, подписанное в 1996 г., Соглашение между Правительством Украины и жителей Словацкой Республики о взаимном трудоустройстве граждан, подписанное 7 марта 1997 г.

Регулирования трудовых и иных, тесно связанных с ними отношений, осуществляется законодательством о труде. Согласно ст. 4 КЗоТ законодательство о труде состоит из КЗоТ и других актов законодательства Украины, принятых в соответствии с ним.

В теории права законодательство рассматривается как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле законодательство — это кодекс, законы и другие нормативно-правовые акты, а в узком понимании лишь кодекс и законы.

Действующий КЗоТ не содержит понятия трудового законодательства, но во многих его статьях указывается на регулирование трудовых и тесно связанных с ними отношений именно законодательством или законом1. В ст. 8 КЗоТ указано, что трудовые отношения граждан Украины, работающих за ее пределами, а также трудовые отношения иностранных граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях Украины, регулируются законодательством государства, в котором осуществлено трудоустройство работника, и международными договорами Украины. Стоит учесть: если международным договором или международным соглашением, в которых принимает участие Украина, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Украины о труде, то применяются правила международного договора или международного соглашения.

Для трудового права важное значение имеют конвенции МОТ, которые определяют содержание правовых институтов законодательства о труде, и Декларации МОТ о принципах и правах в сфере труда и другие международно-правовые документы в сфере регулирования условий труда, а также Рекомендации МОТ.

Договорами в сфере регулирования трудовых и тесно связанных с ними отношений являются также международные договоры Украины (двусторонние и многосторонние).

1. «Устав Международной Организации Труда» с измен, и дополн., внес. Актом о правах к Уставу Международной Организации Труда от 22.06.62.

2. Международная Конвенция от 22 июня 1982 p. «Конвенция о прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя».

3. Международные акты о правах человека: Сб. документов. — М.: НОРМА-ИНФРА_М, 1998.

4. Конституция Украины. — М.: Издательство, 1996.

5. Комментарий к Конституции Украины. — М.: Ин_т законодательства Верховной Рады Украины, 1996.

9. Законодательство Украины о труде: 36. норматив, актов: В 3 кн. /Сост. В.М. Вакуленко.

11. Законодательство Украины об охране труда // 36. норматив, документов. — К., 1995. — Т. 3.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Классификация источников трудового права по характеру принятия, сфере действия, юридической силе. Иерархия правовых актов: международные договоры, Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс и законы государства. Юридическая сила соглашения о труде.

презентация [102,1 K], добавлен 14.10.2013

Источники трудового права как выражение норм трудового права. Построение системы источников по отрасли трудового права. Предмет трудового права — общественные отношения, связанные с трудом на производстве. Индивидуальный и коллективный трудовой договор.

реферат [38,9 K], добавлен 25.09.2014

Понятие труда, его общественной организации и отрасли трудового права. Метод трудового права. Работодатель как субъект трудового права. Основные права и обязанности работника. Роль и функции трудового права, цель и задачи законодательства о труде.

контрольная работа [28,9 K], добавлен 09.09.2009

Понятие и система источников трудового права, их классификация. Нормативные правовые акты, нормативные соглашения и локальные нормативные акты как источники трудового права. Характеристика Конституции Российской Федерации как источника трудового права.

курсовая работа [85,3 K], добавлен 29.03.2014

Трудовое право как одно из важнейших областей правовой системы Украины. Трудовые и относящиеся к ним отношения как объект регулирования трудового права. Конституция Украины как фундамент для развития и обновления национального трудового законодательства.

доклад [16,7 K], добавлен 26.02.2011

Анализ различных подходов к пониманию права. Понятие и особенности источников трудового права современной России. Система трудового законодательства. Соглашения между государственными органами, работодателями и профсоюзами. Нормы международного права.

курсовая работа [37,4 K], добавлен 18.11.2015

Трудовое право как результат борьбы рабочего класса за свои экономические и социальные права. Место трудового права в системе права Украины. Функции трудового права. Правила надлежащего поведения работника в процессе труда, воспитание правосознания.

реферат [27,7 K], добавлен 18.05.2010

Система источников трудового права и ее особенности. Международно-правовые акты, их место и роль в системе источников трудового права. Характеристика Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса РФ как основных актов трудового законодательства.

курсовая работа [40,9 K], добавлен 22.03.2017

Функции трудового права и его роль. Его понятие, предмет, метод и система. Соотношение трудового права со смежными отраслями права. Разграничение полномочий в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Понятие, система и виды источников трудового права.

курсовая работа [28,1 K], добавлен 05.03.2010

Общая характеристика трудового законодательства, его основные цели и задачи. Понятие принципов трудового права и их значение. Источники трудового права. История возникновения и развития трудового законодательства, проблемы его совершенствования.

курсовая работа [41,2 K], добавлен 20.05.2011

Международные договоры в сфере трудового права. Роль Международной организации труда в регулировании трудовых отношений

— Конвенция Международной Организации Труда N 182 о запре­щении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Женева, 17 июня 1999 г.);

— Конвенция Международной организации труда N 181 о частных агентствах занятости (Женева, 19 июня 1997 г.);

— Конвенция Международной Организации Труда N 177 о надом­ном труде (Женева, 20 июня 1996 г.);

— Конвенция Международной Организации Труда N 176 о безопас­ности и гигиене труда на шахтах (Женева, 22 июня 1995 г.);

— Конвенция Международной Организации Труда N 175 о работе на условиях неполного рабочего времени (Женева, 24 июня 1994 г.);

Конвенция Международной Организации Труда N 173 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринима­теля (Женева, 23 июня 1992 г.);

— Конвенция Международной Организации Труда N 171 о ночном труде (Женева, 26 июня 1990 г.);

— Конвенция Международной Организации Труда N 170 о безопас­ности при использовании химических веществ на производстве (Женева, 25 июня 1990 г.) и другие.

К сожалению, большинство конвенций МОТ Российской Федера­цией не ратифицированы.

В соответствии с Уставом Международной Организации Труда, измененный на конференции МОТ в Монреале в октябре 1946 года и вошедший в силу в 1948 году (с изменениями от 22 июня 1962 г., 4 июня 1986 г.) основной целью МОТ является необходимость улучше­ния этих условий путем, например: регулирований часов работы, вклю­чая установление максимального рабочего дня и рабочей недели; регу­лирования набора рабочей силы; борьбы с безработицей; гарантирова­ния заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни; защиты рабочих от болезней, профессиональных заболеваний и от несчастных случаев на производстве; защиты детей, подростков и женщин; пенсий по старости и инвалидности; защити интересов трудя­щихся, занятых в чужих странах; признания принципа равной зарплаты за равный труд; признания принципа свободы ассоциаций; организация технического обучения и других мероприятий.

Статья написана по материалам сайтов: studexpo.ru, knowledge.allbest.ru, all-sci.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector