Международные договора финансовое право

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ[17] общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Исходя из общего правила, закрепленного п. 4 ст. 15 Конституции РФ, в основных источниках финансового права данная норма продублирована, в частности, в ст. 7 Налогового кодекса РФ, ст. 4 Бюджетного кодекса РФ, в ст. 4 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле».[18] Приоритет норм международного договора РФ проявляется и в сфере деятельности Центрального банка РФ с кредитными организациями иностранных государств. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.[19]

Международные договоры могут быть как двусторонние, так и многосторонние. Для России сохранили свое действие международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства — правопреемника СССР. В частности, Российская Федерация ратифицировала соглашения об избежание двойного налогообложения более чем с 50 странами, включая ведущие страны Западной Европы, бывшие республики СССР, а также с США и Японией. Интенсивно проводятся переговоры о заключении соглашений об избежание двойного налогообложения с рядом стран. С 1 января 2004 г. на территории Российской Федерации применяются шесть новых Соглашений об избежание двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами: Сирийской Арабской Республикой, Австралией, Государством Кувейт, Республикой Таджикистан, Новой Зеландией, Республикой Исландия.

Огромное практическое значение для обеспечения эффективного сотрудничества России с иностранными государствами имеют международные договоры по налоговым вопросам, особенно договоры об устранении двойного налогообложения. Проблема двойного налогообложения представляет собой комплекс законодательно закрепленных мер по зачету уплаченных за рубежом налогов в счет суммы налогов, подлежащих перечислению в бюджет, либо освобождение от налогообложения организации в связи с тем, что ее прибыль (доходы) обложена налогом за рубежом.

Методы устранения двойного налогообложения позволяют разрешать конфликты, которые могут возникнуть в ситуациях, когда один и тот же доход облагается у одного и того же лица более чем в одном государстве. Распределение права налогообложения между договаривающимися государствами посредством отказа от права налогообложения, либо на основании ситуации постоянного представительства или постоянной базы, или государства резиденции, либо посредством раздела прав налогообложения между двумя государствами позволяет устранить возникающие конфликты.

При использовании соглашений об устранении двойного налогообложения применяются три основных метода устранения: налоговый кредит, налоговый вычет, налоговое освобождение.

Налоговый кредит представляет собой уменьшение суммы подлежащих перечислению в бюджет налогов на сумму налогов, уплаченных за рубежом. При данном методе устранения двойного налогообложения налоговый кредит предоставляется, как правило, не на всю сумму уплаченного за рубежом налога, а только на ту его часть, которая не превышает максимально возможную сумму налога с такой же суммы прибыли в стране резидентства, где организация уплачивает налоги со всей полученной прибыли вне зависимости от места ее получения.

Налоговый вычет представляет собой уменьшение суммы совокупной налогооблагаемой прибыли организации в государстве, в котором компания является налоговым резидентом, на суммы налогов, уплаченных в других странах.

Налоговое освобождение есть закрепляемое на межгосударственном уровне соглашение о том, что государство, где зарегистрирована организация, облагает определенные виды прибыли (дохода), в том числе зарубежные, при этом доходы, полученные в зарубежных государствах, не будут подлежать налогообложению в этих других государствах.

Анализ применяемых методов устранения двойного налогообложения показывает, что наиболее приемлемым и экономически обоснованным в качестве способа устранения двойного налогообложения для организации-налогоплательщика является метод налогового освобождения, что находит свое отражение в международных договорах об устранении двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией.

В качестве примера приведем порядок налогообложения доходов физического лица (налогового резидента РФ), находящегося за пределами России менее 183 дней, например в Испании. В настоящее время действует Конвенция от 16 декабря 1998 г. между Правительством РФ и Правительством Королевства Испании об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал. Согласно п. 2 ст. 15 Конвенции вознаграждение, получаемое резидентом РФ в отношении работы по найму, осуществляемой в Испании, подлежит налогообложению только в Российской Федерации.

Практически все действующие Соглашения об избежание двойного налогообложения, заключенные Российской Федерацией с иностранными государствами, разработаны на основе принципов, заложенных в Модели Конвенции по двойному налогообложению дохода и капитала, разработанной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в целях единого подхода при решении вопросов избежание двойного налогообложения, ясности и стандартизации в этой области. Российская Федерация не является членом ОЭСР. В то же время Постановлением Правительства РФ от 28 мая 1992 г. N 352[23] был одобрен проект типового Соглашения об избежание двойного налогообложения доходов и имущества, на основе которого Российской Федерацией ведутся переговоры и заключаются международные соглашения в области избежания двойного налогообложения. В типовом Соглашении использованы структура, основные принципы и способы избежания двойного налогообложения, заключенные в Модели Конвенции.

Необходимо отметить, что все действующие соглашения об избежании двойного налогообложения охватывают только налоги на доходы и капитал, то есть налоги, взимаемые с общей суммы доходов (капитала) или с отдельных их элементов, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги, взимаемые с общей суммы заработной платы, а также налоги, взимаемые с доходов от прироста капитала. Такое ограничение применительно к действующему в Российской Федерации налоговому законодательству позволяет определить перечень налогов, уплачиваемых организациями, на которые распространяются соглашения об избежание двойного налогообложения, а именно: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и налог на имущество предприятий. Налоги, взимаемые с оборота (налог с продаж), а также косвенные налоги (НДС и акциз) не попадают в сферу действия соглашений об избежание двойного налогообложения. Все вышесказанное и относящееся к устранению двойного налогообложения имеет непосредственное отношение к вопросам налогового планирования при осуществлении деятельности во внешнеэкономической сфере.

Вместе с тем развитие и формирование финансовых институтов в современных условиях объективно связано с расширением сфер деятельности, субъектного состава участников финансовых правоотношений и другими факторами. Закрепленные в Конституции РФ положения о верховенстве норм международного договора РФ над внутренним законодательством являются следствием последовательно проводимой в Российской Федерации политики интеграции в общемировые процессы, что, безусловно, предполагает унификацию норм как частного, так и публичного права.

Концептуальное осмысление международного договора как источника финансового права

Еремин С.Г., кандидат юридических наук, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса.

В данной статье международные договоры РФ исследуются в качестве особого источника финансового права. Включение норм международных договоров РФ в систему источников финансового права России, несомненно, изменяет ее структуру и содержание. Международные договоры РФ вносят разнообразие в систему источников финансового права России, превращая ее из суверенно-замкнутой, изолированной во взаимодействующую с международно-правовой системой.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, международный договор, источник финансового права, ратификация.

In given article the international contracts of the Russian Federation are investigated as a special source of the financial right. Inclusion of norms of the international contracts of the Russian Federation in system of sources of the financial right of Russia, undoubtedly, changes its structure and the maintenance. The international contracts of the Russian Federation bring a variety system of sources of the financial right of Russia, transforming it from is sovereign-closed, isolated, in cooperating with international legal system.

Международный договор как источник права исследовался в различных отраслях российского права. Среди ученых, занимавшихся данной проблемой, следует отметить: А.Б. Венгерова, Т.П. Гревцову, В.П. Звекова, С.Ю. Кашкина, Д.Н. Козака, Ю.М. Козлова, О.Е. Кутафина, Е.Б. Мизулину, Б.И. Осминина, А.О. Четверикова и др.

См. напр.: Венгеров А.Б. Научно-технический прогресс и законодательство развитого социализма // Советское государство и право. 1981. N 6. С. 31; Гревцова Т.П. Международный договор в системе источников советского внутригосударственного права. // Советский ежегодник международного права. М., 1965; Постатейный комментарий к Федеральному закону «О международных договорах РФ» / Под ред. В.П. Звекова, Б.И. Осминина. М.: Издательство «СПАРК», 1996; Право Европейского союза: Документы и комментарии / Под ред. проф. С.Ю. Кашкина. М.: Терра, 1999; Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной. М., 2002; Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть 1. Сущность и основные институты административного права. Учебник. М., 1994. С. 56; Кутафин О.Е. Источники конституционного права. М., 2002; Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. На пути к Европейской конституции: Европейский конвент и перспективы разработки Конституционного договора (Конституции) Европейского союза // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2003. N 1.

В связи с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. существенно возросло значение взаимодействия российского и международного права. В центре внимания оказались прежде всего международно-правовые аспекты самой Конституции РФ.

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В этой связи в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» было установлено, что судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Российская газета. 28.12.1995. N 247.

Учитывая это, суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.

При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

На первый взгляд может показаться, что Верховный Суд РФ вторгся в компетенцию Конституционного Суда РФ, который дает толкование Конституции РФ.

Тем не менее Конституционный Суд РФ склонился к позиции Верховного Суда РФ, считая, что «по смыслу статьи 15 (часть 4) Конституции РФ, в случае, если обнаруживается, что какая-либо норма противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права или международным договорам Российской Федерации, при рассмотрении конкретных дел надлежит применять правила соответствующих международных актов» .

См.: Тузмухамедов Б.Р. Международное право в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Дипломатический вестник. 2000. N 10.

Таким образом, Верховный Суд РФ на основании Конституции РФ и Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» выявил три составляющие международных договоров РФ, при наличии которых они имеют приоритет над внутренним законодательством РФ и, следовательно, могут рассматриваться как особый источник права.

Это интересно:  Договор дарения на учебную литературу

К этим составляющим относятся:

  • условие о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации;
  • ратификация международного договора РФ федеральным законом Российской Федерации;
  • официальное его опубликование.

В финансовом праве России международные договоры РФ занимают особое место.

Так, норма ч. 4 ст. 15 Конституции РФ нашла свое отражение в ст. 4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации.

В ст. 4 Бюджетного кодекса РФ предусматривается, что в случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора. При этом международные договоры Российской Федерации применяются к бюджетным правоотношениям, указанным в ст. 1 Бюджетного кодекса РФ, непосредственно, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов.

В бюджетной сфере Российская Федерация заключает международные договоры:

  • с иностранными государствами;
  • с международными организациями;
  • с иными субъектами международного права.

Международные договоры РФ в области бюджетных отношений можно разделить на три группы:

К первой группе можно отнести кредитные договоры и соглашения, заключенные от имени Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями (п. 2 ст. 98 Бюджетного кодекса РФ).

Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) в соответствии со ст. 103 Бюджетного кодекса РФ принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации либо уполномоченный Правительством Российской Федерации ответственный федеральный орган исполнительной власти.

Вместе с тем согласно п. 2 ст. 109 Бюджетного кодекса РФ договоры о государственных внешних заимствованиях Российской Федерации, предоставлении государственных гарантий Российской Федерации по внешним займам подлежат ратификации:

  • если предусмотренные этими договорами займы или государственные гарантии Российской Федерации не включены соответственно в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации или в программу государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте в соответствии со ст. 108 или ст. 108.1 Бюджетного кодекса РФ и (или) привлекаемые в связи с заимствованиями финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 10 миллионам долларов США, а предоставляемые гарантии превышают сумму, эквивалентную 50 миллионам долларов США, на весь срок займа или гарантии;
  • если исполнение таких договоров приводит к превышению верхнего предела государственного внешнего долга, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
  • по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Что касается ст. 4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей соотношение бюджетного законодательства Российской Федерации и норм международного права, то, как считают отдельные специалисты по финансовому праву, «сама по себе ратификация еще не влечет за собой автоматического прекращения действия норм бюджетного законодательства, противоречащих ратифицированному международному договору. Они утратят силу только после того, как будут отменены Федеральным Собранием при соблюдении установленной законодательной процедуры. Действие этих правил представляется особенно важным в бюджетной сфере. Оно исключает возможность того, чтобы каким-либо международным договором были предусмотрены некие выплаты из средств бюджета и подобные выплаты были начаты до ратификации договора и до внесения в установленном законом порядке соответствующих поправок в утвержденный бюджет» .

См.: Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу РФ. Комментарий к статье 4 / Под ред. проф. А.Н. Козырина // СПС «КонсультантПлюс».

Ко второй группе — договоры и соглашения, заключенные от имени Российской Федерации или субъекта Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта Федерации прошлых лет. В данном случае используется механизм новации долга, то есть соглашения сторон по замене старого долгового обязательства на новое (ст. 105 Бюджетного кодекса РФ).

См.: Арзуманова Л.Л., Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный). Комментарий к Главе 14 Бюджетного кодекса РФ / Под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: Проспект, 2009.

По словам Ю.А. Крохиной, реструктуризация внешнего долга возможна, как правило, с согласия международных финансовых организаций — кредиторов при наличии условий, выработанных международной финансово-кредитной практикой. В составе Международной ассоциации развития образован специальный Фонд для сокращения долгов (Debt-Reduction Facility Fund) в размере 100 млн. долл. США, который предоставляет странам льготные кредиты для погашения высокого внешнего долга. При этом одним из основных условий реструктуризации внешнего долга выступает нахождение государства-должника на грани банкротства. В частности, внешние кредиторы могут предложить государству-должнику принять программу финансовой стабилизации, разработанную и финансируемую Международным валютным фондом, программу совершенствования системы государственного управления, программу повышения эффективности экономической политики, разработанные и финансируемые Международным банком реконструкции и развития .

См.: Крохина Ю.А. Государственный кредит и государственный долг: политические причины и правовые последствия // Финансовое право. 2003. N 2.

К третьей группе — договоры о реструктуризации и списании долга иностранного государства и (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией (ст. 127 Бюджетного кодекса РФ).

При этом в соответствии с п. 2 ст. 127 Бюджетного кодекса Российской Федерации договор о реструктуризации и (или) списании долга иностранного государства перед Российской Федерацией подлежит ратификации, за исключением реструктуризации и (или) списания этого долга в рамках участия Российской Федерации в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников указанных организаций и клубов, а также за исключением реструктуризации и (или) списания долга иностранного государства и (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Наряду с бюджетной сферой международные договоры Российской Федерации используются и в налоговой сфере.

В ст. 7 Налогового кодекса РФ предусматривается, что в случае если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Международные договоры РФ в области налогообложения заключаются, например, по поводу:

  • взаимного сотрудничества между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам) (ст. 102 Налогового кодекса РФ);
  • операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения) (ст. 149 Налогового кодекса РФ);
  • продукции, произведенной в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования Российской Федерации (ст. 150 Налогового кодекса РФ);
  • определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи (ст. 157 Налогового кодекса РФ);
  • отменены таможенного контроля и таможенного оформления, ввозимых и перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров (ст. ст. 160, 186 Налогового кодекса РФ);
  • установления налогообложения по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей (ст. 164 Налогового кодекса РФ);
  • порядка подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов (ст. 165 Налогового кодекса РФ);
  • особенностей определения доходов отдельных категорий иностранных граждан (ст. 215 Налогового кодекса РФ);
  • сумм единовременной материальной помощи (ст. 251 Налогового кодекса РФ);
  • получения дивидендов от иностранной организации, в том числе через постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации (ст. 275 Налогового кодекса РФ);
  • особенностей исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом (ст. 310 Налогового кодекса РФ);
  • постановки на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых (ст. 335 Налогового кодекса РФ);
  • образования постоянного представительства в Российской Федерации (ст. 373 Налогового кодекса РФ).

По содержанию международные налоговые договоры (соглашения) Российской Федерации А.В. Толкушкин подразделяет на следующие группы:

  • соглашения об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество — многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения, а также уклонение от уплаты налогов на доходы и имущество;
  • соглашения по вопросам взимания таможенных платежей — таможенные конвенции, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, Соглашение о создании зоны свободной торговли, Соглашение о Таможенном союзе, налоговые статьи Ломейских конвенций, Андского пакта и договоров по созданию таких организаций;
  • соглашения о предоставлении на основе взаимности привилегий, иммунитетов и различного рода налоговых льгот определенным категориям учреждений (дипломатическим представительствам, консульским учреждениям), организаций (международных организаций) и лиц (и членам их семей);
  • соглашения об оказании административной и правовой помощи в налоговых вопросах (соглашения и протоколы к соглашениям, устанавливающие правила обмена информацией между налоговыми и иными компетентными органами; международные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства);
  • соглашения о стандартизации и унификации систем налогообложения;
  • комбинированные соглашения — соглашения регламентирующие взимание различного рода налогов, освобождения от двойного налогообложения, взаимное сотрудничество налоговых органов .

См.: Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Налоговому кодексу Российской Федерации (части первой) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

Необходимо отметить, что особое внимание государства уделяется налоговым договорам (соглашениям) между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. В этой связи в Постановлении Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 84 «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество» одобрено Типовое соглашение , которое служит основой для переговоров при заключении указанных международных соглашений.

Собрание законодательства РФ. 2010. N 10. Ст. 1078.
Необходимо отметить, что типовое соглашение одобрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. N 352 «О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества», признано утратившим силу. Вместе с тем ранее заключенные международные соглашения с учетом данного типового соглашения не подлежат изменению в связи с вновь одобренным Типовым соглашением по меньшей мере шесть месяцев до окончания любого календарного года после истечения пяти лет с момента вступления в силу заключенного Российской Федерации и иностранным государством международного соглашения.

Стоит также сказать, что международные налоговые договоры (соглашения) являются не только важным источником финансового права. Роль и значение международных налоговых договоров в развитии и совершенствовании финансовой деятельности государства трудно переоценить. Наличие и действие международных налоговых договоров, с одной стороны, гарантирует налогоплательщикам недискриминацию, позволяет избежать двойное налогообложение; с другой — для государств обеспечивает возможность взаимных прямых консультаций, обмен информацией, обмен опытом и иных контактов для решения многих спорных вопросов, а также для контроля за внешнеэкономической деятельностью своих резидентов .

Рассмотрев международный договор как источник финансового права, можно сделать следующие выводы:

Международное финансовое право

Другим крупным нормативным блоком в составе международного экономического права являются международно-правовые нормы и принципы, регулирующие отношения в международной финансовой системе (МФС).

Валютно-финансовые потоки  сложное по составу и структуре глобальное явление. В них присутствуют средства, которые сопровождают движение товаров в международной торговле, а также «неторговые платежи». Финансовые потоки отражаются в национальных платежных балансах.

Так или иначе, трансграничное движение финансовых средств «обслуживает» как международную торговую систему, так и международную инвестиционную систему. Одновременно МФС представляет собой самостоятельное, автономное образование, в котором деньги являются товаром, деньги порождают деньги.

МФС с наибольшей очевидностью «обслуживает» государственные стратегические интересы ведущих западных государств; в ней практически не представлены ни государственные стратегические интересы развивающихся стран, ни, тем более, общечеловеческие интересы. В этом смысле международная финансовая система лишена морали и несправедлива.

Это интересно:  Договор дарения от организации работнику образец

Предметно-объектным компонентом МФС являются международные финансовые отношения (МФО). В МФО взаимодействуют друг с другом национальные финансовые системы и финансовые инструменты (деньги, ценные бумаги). Финансовые потоки носят публичный (государственный), частный или смешанный характер.

Субъектным компонентом МФС являются «финансовые операторы»: публичные и частные лица. Активными финансовыми операторами являются частные банки (в том числе многонациональные банки) и центральные банки государств мира.

Применительно к МФС государства как субъекты МП имеют право:

 вводить национальные деньги  металлические и бумажные, давать им название, устанавливать порядок и объемы их выпуска (эмиссии);

 вводить или не вводить конвертируемость национальной валюты;

 устанавливать и изменять курсовое соотношение национальных денег по отношению к иностранным валютам, определять пределы курсовых колебаний;

 проводить деноминацию национальной валюты, денежные реформы;

 вводить ограничения на вывоз/ввоз национальной и иностранной валюты;

 вводить валютную монополию;

 создавать валютные союзы, вступать или не вступать в них;

 вводить/применять любые финансовые инструменты, в том числе ценные бумаги, разрешать/запрещать их хождение, применение;

 определять структуру банковской системы, правовой режим функционирования банков, бирж, фондов;

 ограничивать иностранное присутствие в банковской сфере;

 использовать или устанавливать различные формы кредитования, процентные ставки по кредитам;

 определять структуру платежного баланса, его дефицитность, объем и состав резервов;

 определять размеры и структуру государственного долга (внешнего и внутреннего);

 проводить удобную финансовую политику внутри страны и вовне;

 регулировать цены, уровень инфляции и другие важные финансово-экономические показатели, а также пределы их колебаний и др.

В процессе правового обеспечения функционирования международной финансовой системы государства посредством, в частности, международно-правовых норм ограничивают, конкретизируют, изменяют свои права, передают часть своей суверенной компетенции международным организациям.

Институциональную основу в международной финансовой системе составляют международные финансовые организации. Центральное место среди них занимает Международный валютный фонд (МВФ).

Кроме МВФ, свои «ниши» в международной финансовой проблематике имеют: Международный банк реконструкции и развития (МБРР) с системой организаций  МФК, МАР, МАГИ (Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития, Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций), Банк международных расчетов (БМР) и др.

В системе интеграционных объединений создаются международные организации, являющиеся институциональной основой платежных, валютных союзов.

В международных долговых правоотношениях заметны «параорганизации»: Парижский и Лондонский клубы кредиторов.

Нормативным компонентом МФС являются: нормы внутреннего права государств, международно-правовые нормы, нормы «мягкого права» и др.

Сфера финансовых отношений в значительной степени дерегулирована. Здесь государства предоставили очень большую свободу действий частноправовым участникам МФС. Вследствие этого в МФС заметно явление транснационального права.

Так, например, все более-менее крупные банки мира имеют двусторонние межбанковские соглашения с банками-партнерами за рубежом. В таких соглашениях банки договариваются об открытии и режиме взаимных корреспондентских счетов, объеме средств на счетах, порядке приема и платежей друг друга, акцепта переводных векселей, предоставления кредитов, об обмене информацией, оказании других видов банковских и иных услуг и т. п.

Таким образом, банки вводят в свои взаимоотношения дополнительный нормативный массив, который можно назвать «lex financiaria».

Система международно-правовых норм, регулирующих МФО, составляет международное финансовое право (МФП).

Большой вклад в развитие МФП как науки и учебной дисциплины внесли известные юристы, в частности: А. Б. Альтшулер, М. М. Богуславский, Г. Е. Бувайлик, Г. М. Вельяминов, С. А. Войтович, Н. Г. Доронина, Л. А. Левина, В. И. Лисовский, Л. А. Лунц, Т. Н. Нешатаева, Е. А. Ровинский, О. А. Сафина, П. С. Смирнов, Г. П. Толстопятенко и многие другие.

Функциональным компонентом МФС являются методы регулирования: односторонний, двусторонний, многосторонний, универсальный. К ним следует добавить такие методы, как транснациональное, наднациональное регулирование. Большое значение в МФС имеет регулирование с помощью норм «мягкого права».

В МФС прослеживается тенденция создания региональных валютных союзов, обеспечивающих приоритет какой-либо одной национальной валюты (евро, доллар).

Ядро МФС представляет сегодня Международный валютный фонд (МВФ). Он играет роль универсального регулятора важнейших сторон МФС.

Идеологическим компонентом МФС являются концепции и доктрины, касающиеся роли золота, мировых валют и т. п.

Международное финансовое право регулирует две группы отношений:

1) отношения между публичными лицами по поводу финансовых ресурсов (в двустороннем и многостороннем порядке) и международно-правовых режимов;

2) отношения между публичными лицами по поводу внутренних правовых режимов, в рамках которых осуществляется движение финансовых ресурсов и финансовых операторов на частноправовом уровне.

Примерами конкретных правоотношений, которые находятся в сфере регулирования посредством МФП, могут быть правоотношения, касающиеся:

 внутреннего налогового режима;

 форм международных расчетов;

 состояния платежного баланса;

 соотношения валют и принципов формирования валютного курса;

 условий погашения или реструктуризации государственного долга;

 условий оказания финансовой помощи;

 надзора за деятельностью коммерческих банков;

 общих подходов борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем;

 изменения или унификации внутреннего законодательства по вопросам финансовой проблематики.

Международное финансовое право призвано обеспечить порядок в международной финансовой системе, т. е. упорядоченность отношений, гармонизацию государственных интересов.

Что служит препятствием на пути к порядку в международной финансовой системе?

Во-первых, различия в национальных финансовых системах, степени их «открытости», что отражается внутригосударственным правом стран. В разных странах используются разные регуляторы финансовых потоков, выстроены разные барьеры на пути иностранного финансового элемента, различается высота «финансовых границ».

Во-вторых, различаются внутренние правовые режимы для банков и других «финансовых операторов» (т. е. для «лиц»).

В-третьих, различаются внутренние правовые режимы национальных и иностранных валют, прочих финансовых инструментов (т. е. для «вещей»).

В-четвертых, сказываются на правопорядке в международной финансовой системе размеры финансовых резервов и внешней задолженности, неравновесие платежных балансов и валютных рынков.

Очевидно, что только часть этих вопросов интернационализирована, подпадает под международно-правовое регулирование в рамках международного финансового права.

В принципе, задачу МФП можно определить следующим образом:

 создать международно-правовой режим трансграничного движения финансов и финансовых операторов;

 совместить национальные финансовые системы, в том числе путем унификации внутреннего правового режима;

 создать некие надгосударственные инструменты типа международной резервной единицы СДР («специальных прав заимствования») в системе МВФ.

Международные финансовые отношения, с предметной точки зрения, можно, в свою очередь, подразделить на несколько «составляющих», в частности:

 отношения международной финансовой помощи и др.

С учетом этого Особенную часть МФП права можно было бы подразделить на следующие институты:

 международное платежное право;

 международное валютное право;

 международное кредитное право;

 международное долговое право;

 право международной финансовой помощи и др.

Выделяются также и другие институты, например институт финансовых услуг, институт международного банковского права (в публично-правовом его понимании), институт борьбы с отмыванием преступных доходов и т. п.

В качестве одного из основных принципов МФП выступает, как представляется, принцип государственного суверенитета в отношении национальных финансов и финансовой системы. Этот принцип вытекает из международного обычая.

В то же время в данном принципе образовываются определенные «бреши» (исключения, отступления), например в «праве МВФ», в системе ЕС.

В учебной и научной литературе выделяются и другие принципы МФП конвенционного или обычно-правового характера, например:

 принцип свободы участия частных лиц на международном валютном рынке в соответствии с национальным законодательством;

 принцип равновесия платежных балансов;

 принцип свободы выбора валютного курса под контролем МВФ;

 принцип запрета на использование девальвации (смены валютного курса) в качестве средства конкурентной борьбы на товарных рынках;

 принцип свободы выбора платежно-расчетных систем в двусторонних отношениях при ненанесении ущерба международной финансовой системе;

 принцип возврата (погашения) государственных внешних долгов;

 принцип льготного кредитования развивающихся стран;

 принцип совместных действий по недопущению финансовых кризисов (в том числе путем взаимодействия с МВФ);

 принцип оказания финансовой помощи в случае финансового кризиса;

 принцип гарантирования в отношении финансовых рисков и др.

Набор указанных принципов представляется достаточно произвольным. Он может быть скорректирован или расширен. Безусловно, в содержании каждого из этих принципов возникают и будут возникать (и легализовываться) определенные исключения, которые сами по себе могут быть принципами.

Особую часть принципов в МФС составляют принципы-стандарты, которые помогают, в частности, уравнивать внутригосударственные правовые режимы или условия «вхождения» иностранных лиц и вещей в «чужую правовую среду». Тем самым все эти принципы «служат» одному «богу»  равноправию, недискриминации.

Субъекты МП в силу обычая, международного договора, внутреннего права используют эти принципы в различных сочетаниях применительно к различным (широким или узким) сферам правоотношений.

В круг таких принципов включаются:

 принцип недискриминации (в МФП он приобретает форму принципа недискриминации в МФО, например недискриминации при предоставлении кредитов, недискриминации при освобождении от двойного налогообложения);

 принцип предоставления режима наиболее благоприятствуемой нации;

 принцип предоставления национального режима;

К основным источникам МФП относятся:

 на многостороннем уровне: Договор о Международном валютном фонде; Договор о Международном банке реконструкции и развитии (оба  1944 г., вступили в силу в 1945 г.); ряд Женевских конвенций 19301931 годов  о единообразном законе о переводном и простом векселях; о некоторых коллизиях законов о переводных и простых векселях; о единообразном законе о чеках; о гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей; Генеральное соглашение о займах 1962 года (МВФ); Соглашение ОЭСР об основных условиях экспортных кредитов, пользующихся государственной поддержкой, 1978 года; Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года; Конвенция ООН о международном переводном и международном простом векселе 1988 года (пока в силу не вступила); Конвенции УНИДРУА 1988 года  о международном финансовом лизинге; о международном факторинге; Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) из пакета соглашений ВТО; Новое соглашение о займах 1994 года (МВФ); Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 2000 года;

 на двустороннем уровне: договоры о принципах платежно-расчетных отношений, о валютном контроле; о предоставлении кредитов, реструктуризации долгов, о помощи в введении национальных денежных знаков и т. п.

В рамках ЕС источниками правового регулирования отношений по созданию Единой валютной системы (ЕВС) являются:

 введенный Маастрихтским договором о Европейском союзе 1991 года новый раздел в тексте Римского договора о создании ЕЭС  Раздел IV «Экономическая и валютная политика»;

 протоколы к Маастрихтскому договору  об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка; об Уставе Европейского валютного института; о процедуре, касающейся чрезмерного дефицита; о переходе к третьему этапу Экономического и валютного союза и др.;

 большое число директив, например директива № 2000/12/ECC от 20 марта 2000 года, получившая неофициальное название «Банковского кодекса»; она объединила (с изменениями) нормы принятых ранее директив по вопросам банковского контроля.

Среди источников МФП есть также международные обычаи и акты международных организаций.

Помимо МФП, активное воздействие на МФС оказывают и другие нормативные блоки, в частности транснациональное право. К многосторонним источникам транснационального права в МФС (lex financiaria) можно, в частности, отнести выработанные Международной торговой палатой:

 Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов 1993 года (публикация № 500);

 Унифицированные правила для инкассо 1996 года (публикация № 522);

 Унифицированные правила для контрактных гарантий 1978 года (публикация № 325);

 Унифицированные правила для гарантий по требованию 1982 года (публикация № 458);

 Унифицированные правила для межбанковского рамбурсирования по документарным аккредитивам 1996 года (публикация № 525).

В унифицированных правилах обобщена практика и обычаи межбанковских расчетно-платежных отношений.

Это интересно:  Кому можно подарить квартиру по договору дарения

К «Унифицированным правилам» присоединилось подавляющее большинство банков мира, в том числе российских. Эти «Правила», получают одобрение посредством локальных актов банков.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Международное финансовое право — совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих межгосударственные валютно-финансовые отношения. Из-за преобладания в системе данных отношений валютных иногда эту подотрасль международного экономического права именуют международным валютным правом.
СЛАЙД34
Валютно-финансовые отношения всегда сопутствуют иным видам международного экономического сотрудничества (торговому, промышленному, научно-техническому, инвестиционному, таможенному, транспортному и т.д.). Но они могут существовать и самостоятельно. Комплекс валютно-финансовых отношений включает расчетные, кредитные отношения, отношения по финансовому обеспечению коммерческих сделок, по совершенствованию валютного рынка, по созданию и деятельности международных валютно-кредитных организаций.

СЛАЙД35
Источники международного финансового права
Основное регулирование валютно-финансовых отношений между государствами осуществляется двусторонними договорами. Нормы, относящиеся к этой сфере, содержатся в 1)общих договорах по торговому или экономическому сотрудничеству. Так, правовой режим, устанавливаемый торговыми договорами для всего комплекса торговых отношений сторон, распространяются и на валютно-финансовую деятельность. 2)Соглашения о торгово-экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве решают вопросы, связанные с финансированием совместных проектов, с долгосрочным кредитованием при строительстве крупных объектов, с оплатой импорта оборудования и т.д. Широкий круг валютно-финансовых вопросов решается 3)соглашениями о товарообороте и платежах (валюта расчетов, способы расчетов и пр.). Однако это не исключает наличия специальных соглашений валютно-финансового характера. 4)Клиринговые соглашения определяют порядок взаимных расчетов путем зачета встречных требований и обязательств, возникающих во внешнеэкономической сфере, без перевода иностранной валюты. Цель таких соглашений — сбалансировать взаимные платежи. Поскольку курс валюты, в которой происходят расчеты на специальных клиринговых счетах, колеблется, то в соглашения включается валютная оговорка, позволяющая пересчитать наличность на счетах при изменении курса валют. Иногда соглашения предусматривают перевод в конкретной валюте остатков, образовавшихся на счетах после взаимного зачета требований. Такие соглашения называют расчетно-клиринговыми. 5)Платежные соглашения регламентируют расчеты в согласованной валюте и устанавливают механизм расчетов. 6)Кредитные соглашения определяют условия предоставления займа, его формы (кредит может быть предоставлен золотом, валютой, товарами), его условия (сроки, процентное вознаграждение, способы погашения и пр.). (просто названия выделенные жирным шрифтом)

Валютно-финансовые отношения стали чаще регулироваться многосторонними договорами. В качестве примера можно сослаться на серию соглашений между странами Западной Европы о порядке взаимных расчетов в евровалюте (последнее из них — Маастрихтский договор 1992 г.). Другой пример — Соглашение о создании платежного союза государств — участников СНГ 1994 г.

Международные финансовые организации являются важным звеном механизма осуществления межгосударственного сотрудничества. Как и в других подотраслях международного экономического права, в регулировании международных финансовых отношений возрастающую роль играют уставы этих организаций, заключаемые в их рамках соглашения, а также такие неправовые акты, как резолюции организаций.
СЛАЙД36
Международный валютный фонд (МВФ) занимает центральное положение в системе международных валютно-финансовых организаций. Он создан в 1945 г. на основе договоров, принятых Конференцией Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам (Бреттон-Вудсские соглашения). Штаб-квартира находится в Вашингтоне. С 1947 г. имеет статус специализированного учреждения ООН. Членами Фонда являются почти все государства, включая Россию и другие страны СНГ. Главная цель МВФ состоит в том, чтобы координировать валютно-финансовую политику государств и предоставлять займы для поддержания их платежных балансов и валютных курсов. Кроме того, МВФ содействует международному сотрудничеству в валютной области и росту мировой торговли; принимает меры для поддержания стабильности валют и упорядочения валютных отношений между государствами; участвует в создании многосторонней системы расчетов, свободных от валютных ограничений, в частности на трансферт валюты. Право голоса каждой страны — члена МВФ в его высшем органе -Совете управляющих — зависит от ее доли в уставном капитале. При вступлении в Фонд государство подписывается на определенную долю его капитала. Она зависит от места страны в мировом хозяйстве и утверждается Советом управляющих. Выделенная государству квота определяет количество принадлежащих ему голосов, а также размер займов, на которые оно может рассчитывать. Размер не может превышать 450% квоты.

СЛАЙД37
Всемирный банк представляет сложное международное образование, связанное с ООН. В его систему входят четыре автономных учреждения, подчиненных президенту Всемирного банка: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Общая цель этих учреждений: содействие экономическому и социальному развитию менее развитых членов ООН путем оказания финансовой и консультативной помощи и содействия в подготовке кадров. В рамках этой общей цели каждое учреждение осуществляет свои цели.

МБРР учрежден в 1945 г. в Бреттон-Вудсе одновременно с МВФ. Его участниками являются подавляющее большинство государств, включая Россию и другие страны СНГ. Его главной целью является содействие реконструкции и развитию государств-членов путем капиталовложений на производственные цели и поощрений частных и иностранных инвестиций. Так же как и в МВФ, в Банке государство-член обладает количеством голосов, пропорциональным его доле в уставном капитале. Спецификой МФК и MAP является то, что они содействуют развитию беднейших развивающихся стран. Например, МФК предоставляет таким странам беспроцентные займы.
СЛАЙД38
Унификация норм, регулирующих финансовые отношения
Так же как и в международной торговле, в международных валютно-финансовых отношениях следует различать отношения межгосударственные, которые регулируются международным экономическим правом, и отношения между частными лицами (прежде всего с участием банков и иных кредитно-финансовых организаций), которые регулируются национальным правом. И тем не менее международное право имеет существенное значение и для регулирования отношений частного характера: оно выступает в качестве инструмента унификации и тем самым формирования национальных норм, предназначенных для регулирования валютно-финансовых отношений физических и юридических лиц. Наиболее важную роль в этой области играют Женевские конвенции об унификации права, относящегося к векселям (1930 г.) и Женевские конвенции об унификации права, относящегося к чекам (1931 г.).2 Конвенции получили большое распространение, но тем не менее универсальными не стали. В них не участвуют страны англо-американского права. В результате в экономических связях действуют две системы векселей и чеков — женевская и англо-американская.
В целях устранения подобного положения в 1988 г. была принята Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях (проект был подготовлен ЮНСИТРАЛ). К сожалению, Конвенции не удалось примирить противоречия и она пока не вступила в силу.
Прямое отношение к финансовым отношениям имеют и уже упоминавшиеся в разделе о торговом праве Оттавские конвенции 1988 г. о международном финансовом лизинге и о международном факторинге. Обе они посвящены коммерческому финансированию, т.е. финансовому обеспечению частноправовых контрактов.
Международные денежные расчеты издавна осуществляются в соответствии с правилами, складывающимися в банковской практике. Унификация таких правил осуществляется на неправительственном уровне, главным образом в рамках Международной торговой палаты. Подготовленные ею своды правил являются, по существу, единственными актами, регламентирующими международные денежные расчеты, и это несмотря на то, что юридической силой они не обладают. Главную роль в механизме их реализации играют банки. Национальные ассоциации банков и отдельные банки уведомляют МТП о принятии соответствующих правил и их применении, либо их применение оговаривается в корреспондентских соглашениях, заключаемых банками разных стран. Наиболее широкое применение получили Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (последняя редакция 1993 г.), Унифицированные правила по инкассо (последняя редакция 1995 г.), Унифицированные правила для гарантий по требованию 1992 г., Унифицированные правила по договорным гарантиям 1978 г. (ВСЕ ЭТИ конвенции в одном слайде под заголовком унификация норм, регулирующих финансовые от-ния)

СЛАЙД39
5. МЕЖДУНАРОДНОЕ ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРАВО

Международное инвестиционное право следует рассматривать как систему норм национального и международного права, образующих правовое регулирование международной инвестиционной деятельности в качестве одного из видов предпринимательства на международном общемировом уровне. Понятия инвестиций, инвестиционной деятельности, инвестора, инвестиционного процесса в праве являются ключевыми для осмысления содержания международного инвестиционного права.

В процессе становления правовых институтов данной отрасли возрастало значение взаимодействия норм национального и международного уровня, соотношения инвестиционной и коммерческой деятельности, разграничения правовых понятий инвестиционного процесса и торгового оборота. Понятия международной инвестиционной деятельности и международного инвестиционного процесса не идентичны и обусловлены особенностями развития знаний о месте международного инвестиционного права как в системе МЭП, так и в системе МФП.

СЛАЙД40
Предмет науки международного инвестиционного права включает:

— международные публичные инвестиционные отношения в мировой экономике и на национальных рынках;
— международно-правовые нормативные акты (двусторонние и многосторонние международные договоры и конвенции), относящиеся к регулированию международных инвестиционных отношений.
— нормы национального законодательства об иностранных инвестициях, их налогообложении, концессионные договоры.

Международному инвестиционному праву, как системе национальных и международных норм финансирования инвестиционного оборота, формирования, распределения, использования финансовых средств в международном движении капиталов, присуща комплексность методов правового регулирования, порождающая разные формы регламентации, распределения и использования денежных средств в мировом хозяйственном обороте.
СЛАЙД41
К источникам международного инвестиционного права относятся:

— международный обычай как основной источник в системе международного права и международного инвестиционного права;
— международный договор как наиболее совершенный и распространенный источник и форма регулирования международных инвестиционных отношений;

— международные двусторонние договоры и соглашения о поощрении и гарантии инвестиций;

— международные двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения;

— международные многосторонние договоры и конвенции:
СЛАЙД42

· Конвенция о разрешении инвестиционных споров между государствами и частными лицами других государств (заключена в г. Вашингтоне в 1965 г.);

· Конвенция об учреждении «Многостороннего (международного) агентства по гарантии (страхованию) инвестиций» (заключена в г. Сеуле в 1985 г.);

· Соглашение об учреждении Всемирной Торговой Организации (ВТО) 1994 г.;

· Соглашение по торговым аспектам иностранных инвестиций (ТРИМ) 1994 г.;

· Соглашение об учреждении Международного валютного фонда (МВФ) 1944 г.;

· Соглашение об учреждении Международного банка реконструкции и развития (МБРР) 1944 г.;

· Соглашение об учреждении Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) 1990 г

· Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3281 XXIX от 12 декабря 1974 г.

· Хартия экономических прав и обязанностей государств и другие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и других международных учреждений системы ООН.

Система международных правовых принципов, лежащих в основе правового регулирования международных инвестиционных отношений, включает общие принципы права, основные принципы современного международного права, принципы международного экономического права, принципы международного инвестиционного права.
СЛАЙД43
Принципы международного инвестиционного права составляют:

— принцип свободы экспорта и импорта инвестиций;
— принцип защиты и гарантии инвестиций;
— принцип свободы применения защитных мер при импорте и экспорте инвестиций;
— принцип государственного и международного контроля за экспортом и импортом инвестиций;
— принцип государственно-территориального правового регулирования иностранных инвестиций;
— принцип ненанесения ущерба иностранным инвестированием экономике «принимающего государства» («некоммерческие риски»):
— принцип свободы перевода доходов и дивидендов от инвестиций из страны инвестирования;
— принцип права требования возмещения ущерба инвестициям от частного инвеститора к государству или «Международному агентству по гарантии (страхованию) инвестиций», т.е. переход прав от страхователя к страховщику;
— принцип льготного (преференциального) налогообложения;
— принцип «избежания» двойного налогообложения инвестиций;
— принцип льготного (преференциального) таможенного обложения;
— принцип недискриминации;
— принцип «режима наиболее благоприятствуемой нации»;
— принцип «национального режима».

Статья написана по материалам сайтов: wiselawyer.ru, studfiles.net, lektsii.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector