Международно правовой договор в системе национального права

Процессы демократизации российского общества с начала 90-х годов 20 века активно вторгаются не только в политическую, экономическую, культурную, социальную сферы, но также и в правовую сферу. Естественно правовые идеи привели к появлению в правовой науке того времени концепции прямого действия норм международного права на территории Российского государства. Таким образом, демократические изменения совершили отход от позитивистского правопонимания, видевшего в праве лишь продукт государственной воли, привели к пересмотру отечественной наукой своего взгляда наместо международного права в системе действующих правовых норм.

Это получило закрепление еще в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991г., а затем в ст. 32 Конституции РСФСР о том, что «общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР».

В настоящее время согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Эта формулировка отличается тем, что не ограничивает круг отношений, регулируемых нормами международного права, только отношениями, связанными с правами человека.

Но что, же представляют собой отечественная и международная правовые системы в понимании российской правовой доктрины?

В отечественной юридической науке приоритетной можно назвать точку зрения, согласно которой международное и внутригосударственное право являются самостоятельными нормативными правовыми системами, находящимися в постоянном взаимодействии между собой и не имеющими примата одна над другой, т.е. господствует дуалистической представление о правовых системах. Как следствие внутригосударственный акт не может являться источником международного права, международный договор или обычай не являются источниками внутригосударственного права. Но вместе с тем растет их взаимодействие.

Это можно увидеть в той же ч.4 ст. 15 Конституции РФ, где сказано, что общепризнанные нормы и принципы, международные договоры РФ являются частью ее правовой системы, а не законодательства или права. Ведь правовая система охватывает законодательство и еще группу явлений.

Что касается определения международного договора, то определение данное в законе «О международных договорах РФ» вполне соответствует определению в Венской конвенции о праве договоров 1986 г. В соответствии с законом международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом».

Нужно отметить, что для вступления в силу договор должен отвечать некоторым требованиям, после выполнения которых, он может действовать в национальной правовой системе. С.Ю. Марочкин к таковым относит: признание обязательности норм договора, вступление договора в силу, его опубликование, отсылочные нормы к международному праву в законодательстве РФ (это обязательные условия), а также дополнительные условия (например, приказы министерств и ведомств). Соответственно только договор, отвечающий этим условиям может быть источником внутреннего права.

Следует сказать, что согласно 6 ст. закона «о международных договорах» международными договорами РФ являются те соглашения, применительно к которым РФ оформила свое участие, выразила свое согласие.

Здесь речь идет о ратифицированном международном договоре. Именно такой договор выступает в качестве источника российского права. Именно в момент ратификации международного договора Россия принимает на себя все обязательства по нему.

Закон выдвигает следующие требования к содержанию предложения о ратификации: оно должно содержать копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия международного договора законодательству Российской Федерации и в первую очередь Конституции РФ, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации международного договора.

Часть 6 ст. 125 Конституции РФ закрепляет положение о том, что не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Таким образом, приоритет международных договоров не распространяется на Конституцию РФ. Более того, Конституционный Суд Российской Федерации согласно п. «а», «з» ст.125 Конституции РФ вправе разрешать дела о соответствии не вступивших в силу международных договоров Конституции РФ.

Интересно, что, если международный договор не вступил в международную силу, а РФ выразила согласие на обязательность для нее этого договора, то этот договор не будет входить в ее правовую систему.

Еще один интересный момент связан с тем, что международное право допускает возможность заключения международного договора в устной форме. Но как вытекает из закона «о международных отношениях» (п. а ст.2), признанными являются только письменные соглашения.

Договор должен быть опубликован. Не опубликованные договоры не применяются. На это косвенно указывает ст.5 закона «о международных отношениях».

Российская правовая доктрина признает и отсылки к нормам международного права. Они не создают новые материальные нормы, а допускают применение норм международного права.

Таким образом, еще совсем недавно основным методом регулирования была юридическая норма, но с нарастанием процессов демократизации произошел пересмотр места международного договора в национальной системе права. Все более становится заметным тесное взаимодействие национальной и международной правовых систем: международно-правовые нормы и договоры признаются частью правовой системы России. Но стоит учесть, что только ратифицированные международные договоры признаются частью системы российского права. Также следует учесть, что Конституция имеет приоритет перед международным договором — противоречащий ей договор не вступает в силу на территории России.

Это интересно:  Договор дарения некоммерческой организации образец

Подводя итоги, можно сказать что, приоритет международного договора над законом при наличии ратификации позволяет обеспечить национальные интересы, оберегая внутригосударственную систему от несанкционированного действия противоречащих закону международных договоров.

Место международно-правовых договоров в системе источников российского права. Статьи по предмету Международное право

МЕСТО МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ РОССИЙСКОГО ПРАВА

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ провозглашен приоритет международного договора над законом. Здесь надо обратить внимание на то, что Конституция Российской Федерации, по сути, также является законом — Основным Законом России, обладающим высшей юридической силой на всей ее территории. Возникает вопрос: имеет ли международный договор приоритет над Конституцией РФ? На наш взгляд, однозначно нет.
Это обусловлено тем, что Конституция РФ официально термином «закон» не обозначена. Кроме того, в силу ст. 125 федеральной Конституции не вступившие в силу международные договоры подлежат проверке на конституционность Конституционным Судом России, что изначально предопределяет подконституционное место рассматриваемых договоров в системе источников права. Кроме этого из ст. ст. 4 и 15 Конституции РФ следует, что международный договор, являющийся правовым актом, действующим на территории России, не может противоречить федеральной Конституции, обладающей верховенством и высшей юридической силой.
Таким образом, международно-правовые договоры, заключенные и ратифицированные Российской Федерацией, в иерархии источников права современной России занимают место между Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Международно-правовой договор в системе национального права

Международно-правовой договор в системе национального права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Таким образом, правовой статус Конституции гарантируется как нормативный акт с самой высшей юридической силой. Следовательно, в правовой системе России между федеральными конституционными ифедеральными законами может устанавливаться международный договор, что устанавливает правило поведения, которое может не соответствовать законодательству [12].Международный договор, который устанавливаетдругие правила, действия отечественного законодательстване отменяет. Его первичная сила может проявляться только на стадии правоприменения. Необходимо сравнить типы внутренних нормативных актов и международных договоров, рассмотренных выше. Оба действуют в единой правовой системе. Однако, важно, чтобы судья знал не только то, что законодательство и какие договора существуют по интересующемувопросу, но также и на основе которого из них нужно принимать решение — нормы договора или закона. Конституция полного ответане дает, она предусматривает только случаи противоречий. Но, естественно, есть вопросы: как быть в ситуациях, когда нет противоречия между нормами МП и российским законодательством и как договора, которые не имеют приоритетов, относятся к внутренним нормам? В конце концов, такие договора являются также частью правовой системы России. Как правило, законодательство повторяет конституционную норму, не определяя и не развивая ее. Практически все упомянутые к кодексам, законамКонституции научные комментарии, не связаны с тем, что нормы международного права в процессе их функционирования в правовой системе России не становятся нормами внутренних прав, и источники международного праваявляются источниками закона России. Из этого следует, что они не выстраиваются в одну иерархическую серию подчинения внутренних правил, сила регулируется главным образом не правилами конфликтов для актов и норм одного уровня и одного порядка, но по принципу корреляции между международным и российским законодательством. В Конституции говорится только о договорах, которые над законамиимеют приоритет. Это межправительственные, межгосударственные опубликованные договора, согласие на обязательность которых выражают в форме федерального закона. Над другими видами нормативных актов они также имеют приоритет, но за исключением законов субъектов федерации в рамках своей исключительной компетенции — здесь необходимо координировать действия с заинтересованными сторонами. Приоритетные правила для других видов контрактов вытекают не из прямых указаний законодательстваили Конституции, а из иерархических национальных договоров и внутренних актов. Как правильно отмечено, система заключенных договоров находится в прямой связи с системой органов и иерархической «лестницей» внутренних актов, изданных ими. Относительно договоров, согласие которых на обязательность в форме федерального законане выражено, то межгосударственные контракты, очевидно, имеют преимущество только с подзаконными актами, а также законами субъектов федерации и межправительственными — перед государственными и подчиненными актами. Межведомственные контракты имеют приоритет над действиями подчиненного уровня министерства. Во всех остальных случаях ясно, что международные договора не имеют преимуществ, то есть преобладают над ними внутренние правила. В частности: федеральный закон — в соответствии с межгосударственным или межправительственным соглашением согласие на обязательность не выражается в форме федерального закона; федерального закона, постановления , постановления Правительства России о межведомственном соглашении. Относительно общепризнанных норм и принципов международного права следует напомнить, что Конституция не устанавливает корреляцию между их юридической силой и внутренними актами. Потому судьба тех, что существуют в виде обычных норм, неопределенна. Чтобы не нарушать нормы международного права, необходимо добросовестно соблюдать взятые обязательства, следует правильно применять положения международных договоров. Говоря о соблюдении норм международного права, следует отметить, что профессор Лукашук еще в 1997 году, анализируя положения внутреннего законодательства о взаимодействии с международными, отметил, что практика государств подтверждает принцип доброжелательности к международному праву, согласно которому предпочтение следует отдавать такому толкованию и применению внутреннего законодательства, которое находится в соответствии с нормами и принципами международного права. [4]Действует международное право с универсальными категориями и концепциями, его примирительный характер требует, чтобы процесс толкования соблюдался интересами сообщества и учитывал общую волю, что выражена в соответствующих нормативных актах. В целях соблюдения правил толкования норм международного права со стороны национального правоприменителя в ПП ВС РФпоясняется, что при отправлении правосудия следует учитывать, что неадекватное применение судом общепризнанных норм и принципов международного права, международных договоров России может служить основанием для отмены или изменения судебного акта. В пункте 10 настоящей резолюции говорится, что «толкование международного договора должно соответствовать Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года». Было особо отмечено, что «в соответствии со статьей 31 Венской конвенции, истолковывая международный договор вместе с его контекстом, последующая практика применения договора, которым устанавливается соглашение сторон относительно его толкования, должно быть учтено»[10].Очевидно, что толкование правовых норм играет значительную роль в процессе правоприменительной деятельности. В то же время концепция «интерпретации права» объединяет разъяснение требований норм как внутреннего интеллектуального процесса и разъяснение их как выражение их выводов. Индивидуальные толкования международного договора определяются как «установление его юридического значения, смысла и содержания», исходя из согласованных во время заключения воли сторон. ЗаключениеВ ходе написания работы были решены все запланированные задачи. Международное и национальное законодательство активно друг с другомвзаимодействуют, иногда вступая в противоречие. Чтобы исключить или максимизировать это противоречие, государства как основные создатели как национальных правовых и международно-правовых норм должны осуществлять взаимосогласованные интересы в таких нормах. Международно-правовые нормы содержат социально-экономические стандарты, уровень которых в идеале должен соответствовать национальному законодательству любого государства и способствовать унификации (интернационализации) в разных странахзаконодательства. Значит, взаимодействие международного и внутреннего права должно не только благотворно влиять на национальное законодательство (правовое воздействие), но и фактически изменять правовую систему государств при применении международно-правовых норм, доказавших свою эффективность и международнопризнанных в национальных правовых системах. Проведенное исследование дало возможность сделать такиевыводы: Понятие источников международного права довольно неоднозначно. Важным следствием равенства субъектов международного законотворчества является неспособность определить иерархию самих источников международного права. Вполне естественно говорить об источниках международного права либо как об источниках субъективного права, либо как об источниках правовых обязательств субъектов международных правовых отношений. Правила не выполняются напрямую, но только тогда, когда они фиксируются в определенных источниках. Посредством источника правовая норма влияет на поведение субъекта, тем самым придавая юридически значимый характер этому поведению. различные источники международного права являются особой официально-юридической формой существования различных международно-правовых норм. Она выражается в том, что создаются нормы международного права — государствами и тем самым являются выражением их воли. При этом государства могут на своё усмотрение придать норме или морально-политическую или юридическую силу. Под международным договором понимается то, что стараются достичь путем заключения договора субъекты международного права. Цель зачастую отражена в преамбуле или в первых статьях самого договора. Договор заключается в устной или письменной формах. Сам договор может быть либо двусторонним, заключенным между двумя организациями, либо многосторонним, соответственно заключенным между несколькими субъектами права. Достаточно часто государственные органы действуют при заключении международного договора через специально уполномоченное лицо. Если в соответствии с многосторонними договорами государство, желающее присоединиться, не соглашается с некоторыми положениями, тогда в этом случае существует право этого государства делать оговорки. Оговорка в этом случае будет означать одностороннее заявление, в соответствии с которым государство желает изменить или исключить действие конкретного положения договора. Если в международном договоре нет соответствующих положений, то вступает он в силу тогда, когда будет достигнута согласованность всех участников с обязательствами, указанными в договоре, и будут поставлены подписи всех вовлеченных сторон. Любой договор может быть расторгнут или приостановлен на любой предусмотренный период. Данное условие выполняется согласно общепринятым нормам международного права и положениям конкретного договора. Действительность договора, а также согласие государства, связанного договором, могут быть оспорены только на основе норм международного права. Взаимодействие национального и международного права должно определяться в качестве согласованного действия двух правовых систем, что обусловлено для них существованием общих целей, необходимых для их взаимного развития и предполагающих или не исключающих возможности их общих областей регулирования. Независимо от правовой нормы, которой должна толковаться правовая система — международная или национальная, мера ясности конкретного юридического выражения, выраженная в конкретной норме, различна для разных пользователей. Совершенно очевидно, что содержание конкретной правовой нормы до ее применения (реализации) должно быть уточнено. Возможно даже, что в процессе такого разъяснения содержания правовой нормы, истинной воли ее создателей, становится ясно, что эта норма не имеет отношения к сущности спорных правовых отношений. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативные акты1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных о поправках N 6-ФКЗ, N 7-ФКЗ, N 2-ФКЗ, N 11-ФКЗ). Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 25.03.2018).2.Федеральный закон N 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О международных договорах Российской Федерации». [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 25.03.2018).Диссертации3.Бальхаева в силу международных договоров Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. -Москва, 2013. — 32 с. 4.Воронцова международного права как источник гражданского процессуального права: дис. доктора юрид. наук. — Саратов, 2015. — 433 с. Монографии5.Хисамов природа федеральных законов о ратификации международных договоров. — Краснодар: КубГАУ, 2013. — 124 с. 6. Международное и национальное право: конфронтация или симбиоз?: (Валеев Р. М. и др.; отв. ред.: , И. В. Федоров).- Екатеринбург: Уральский гос. юридический ун-т, 2016. — 174 с. Статьи7. Матюнин и международных договоров // Актуальные проблемы экономики и права. -2014. -№ 1. -С. 231−2348. Иваненко договоры и Конституция России в Российской правовой системе: проблемные вопросы правового статуса и взаимодействия // Вестник Университета имени . -2015. — № 6 (10). -C.54−599. Осминин договоры в российской правовой системе (к 20-летию Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации») // Журнал российского права. -2015. — № 12. -С. 126 — 139.10. Осминин применение международных договоров в национальной правовой системе: условия и последствия // Журнал российского права. -2017. — № 12. -С. 160 — 173.11. Глотова предпосылки применения норм международного права в российской правовой системе (на примере уголовной ответственности за преступления по международному праву) // Российский юридический журнал. -2015. — № 6. -С. 68 — 79.12. Пряхина обеспечения согласованного действия и реализации норм международного и российского права (рецензия на монографию «Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации») // Вестник Тюменского государственного университета. -2013. -№ 3. -С. 225−238.13. Барнашов государств и международное право // Вестник Томского государственного университета. -2013. -№ 2. -С. 25−28.14. Хлопов юридической силы норм Конституции и международных договоров в правовой системе Российской Федерации // Juvenisscientia. -2016. -№ 1. -С. 113−115.15. К проблеме приоритета международного перед национальным правом в переходный период // Вестник Омского университета. -2014. -№ 4. -С. 60−68.17. Гузий — Основной закон? // Вестник Омской юридической академии. -2017. -№ 6. -С. 19−26.18. , Лановая международного права в модернизации отечественной правовой системы // Международное публичное и частное право. -2017. — № 2. -С. 37 — 40.19. Исполинов взаимодействия международного и внутреннего права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Российский юридический журнал. -2017. — № 1. -С. 73 — 93.20. Фоков понимание принципов международного права // Российская юстиция. -2016. — № 7. -С. 2 — 4.

Это интересно:  Нормативный договор в системе источников права статьи

Содержание

Глава 1. Международно-правовой договор как источник международного права 6

1.1.Понятие и виды источников международного права 6

1.2. Понятие международного договора 9

Глава 2. Национальное право и международно-правовой договор 13

2.1.Международно-правовой договор в правовой системе Российской федерации 13

2.2. Соотношение норм международного и национального права 17

2.3.Юридическая значимость международных договоров в правовой системе России 22

Международно-правовой договор в системе национального права

Пример готовой курсовой работы по предмету: Право и юриспруденция

Содержание

Данная тема актуальна, в настоящее время возрастает роль

международного права как регулятора внутригосударственных отношений в

России. Важной законодательной предпосылкой является ч. 4 ст. 15

Конституции РФ, признающая общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Это означает, что государство констатировало способность норм международного права регулировать внутригосударственные отношения.

Выдержка из текста

1 Международно-правовой договор: понятие и классификация …5

1.1 Понятие международно-правового договора … 5

1.2 Виды международно-правовых договоров…9

2 Значение международного договора в системе национального права… 12

2.1 Международно-правовой договор в правовой системе Российской Федерации.12

2.2 Понятие и классификация международно-правовых договоров в российской системе права… 18

2.3 Юридическая значимость международных договоров в правовой системе России

Список использованных источников…28

Список использованной литературы

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ N 6-ФКЗ, N 7-ФКЗ, N 2-ФКЗ, N 11-ФКЗ)

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» N 101-ФЗ (действующая редакция, 2016)

«Венская Конвенция о праве международных договоров» (Заключена в Вене 23.05.1969)

Международное право и правовая система России // Журнал российского права. 2011. N 2.

Васечко А.А. Понятие международного договора в правовой системе России // Международное публичное и частное право. 2011. N 5

Это интересно:  Договор дарения пример из жизни

Статья написана по материалам сайтов: www.justicemaker.ru, nanayna.ru, referatbooks.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector