Авторский договор на произведение с наследники

А.В. Шичанин, кандидат юридических наук.

В связи с бурным ростом издательского бизнеса в России одной из актуальных задач законодательства в сфере интеллектуальной собственности является необходимость совершенствования норм, связанных с передачей имущественных прав на литературные произведения на основании авторских договоров. Это обусловлено тем, что авторские договоры в силу ст. 30 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон об авторском праве) являются практически единственным способом передачи оборотоспособных (имущественных) авторских прав, значимых для издателя. В условиях дальнейшего развития рыночных отношений имущественные права авторов стали своеобразным товаром, который может свободно передаваться и отчуждаться на основании гражданско-правовых сделок.

Но если имущественные авторские права — это товар, то правовой режим его передачи и охраны должен быть по возможности сходен с аналогичным правовым режимом передачи любого другого товара.

Согласно ст. 128, 129 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) объекты гражданских прав, разновидностью которых являются имущественные авторские права, могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Данные нормы ГК РФ налагают на законодателя требования создать такие правила, которые позволяют создать максимально свободный и понятный механизм оборота имущественных авторских прав. Отдельного упоминания заслуживает и необходимость более дифференцированного подхода к правовому регулированию различных видов авторских договоров. Так, например, авторский договор заказа больше походит на договор подряда, в котором должна доминировать воля заказчика-издателя, а не пресловутый творческий характер произведения. Поэтому нормы, регулирующие данный вид авторского договора, должны быть максимально рыночными. Нелишним будет упомянуть также, что дополнительную интригу в проблематику рассматриваемой темы вносит само понятие «авторский договор». Поскольку это понятие не вполне адекватно широте правоотношений, возникающих при передаче имущественных авторских и смежных прав, оно нередко вводит в заблуждение толкователей содержания правоотношений по поводу передачи авторских прав. Это неудивительно, ведь сторонами авторского договора могут быть и юридические лица, и наследники, которые в отличие от авторов только продают результаты творческой деятельности, а сами никаких произведений не создают. В этом случае очевидно, что авторские права — обычный товар, и ничего более.

Однако на практике рыночная природа имущественных авторских прав, а также отграничение этой рыночной природы от творческой деятельности авторов не всегда понятны судебным, налоговым и иным правоприменительным органам, что порождает серьезные проблемы для издательств. Очевиден и определенный перекос в балансе интересов сторон правоотношений по поводу передачи авторских прав, дискриминирующий издателей. Одной из причин данного процесса является ошибочное толкование и неправильное применение норм авторского права, в частности в процессе их соотнесения с нормами общей части ГК РФ. Для того чтобы понять причины вышеназванных трудностей, целесообразно рассмотреть некоторые правовые проблемы, связанные с отдельными элементами авторских договоров.

Субъекты авторского договора

На практике нередко встает вопрос о соотношении творческого характера деятельности авторов по созданию произведений и коммерческого характера использования имущественных прав, передаваемых по авторскому договору. Иными словами, как отделить творчество от коммерции? Данный вопрос давно уже вышел за рамки научно-этических исследований, поскольку в условиях постиндустриальной рыночной цивилизации творцы произведений очень часто ориентируются на коммерческий успех своей работы. В принципе нормы авторского права в первую очередь нужны для того, чтобы творцы произведений могли выступать активными участниками гражданского оборота. Рассматриваемый вопрос затрагивает проблему состава субъектов, заключающих авторский договор. Исходя из смысла ст. 4, 30 и 31 Закона об авторском праве автором может быть только физическое лицо, а правообладателем имущественных прав — любое лицо, включая физическое лицо, действующее в статусе частного предпринимателя. Анализ норм вроде бы не оставляет возможностей для различного толкования состава субъектов авторского договора. Тем не менее на практике возникают вопросы о возможности заключать авторский договор с субъектами предпринимательской деятельности, в частности, с частными предпринимателями, хотя очевидно, что действующее законодательство не содержит запрета на заключение авторских договоров с частными предпринимателями, даже если в качестве такового выступает сам автор. В соответствии со ст. 16 Закона автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Руководствуясь ст. 9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению могут осуществлять принадлежащие им гражданские права. Разве из этого не следует, что автор может выделить из состава своего имущества определенные оборотоспособные авторские права для их использования в предпринимательской деятельности?

На самом деле нередко на практике искусственно противопоставляют понятия «творческая деятельность» и «предпринимательская деятельность». Действительно, сам процесс написания автором литературного произведения — творческая деятельность. Но исходя из анализа нормы ст. 1 Закона об авторском праве и смежных правах, в которой сказано, что этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), необходимо выделять две стадии:

  • создание произведения;
  • использование прав на произведение.

Результат творческой деятельности автора в смысле гражданского оборота материализуется в имущественных авторских правах на созданное произведение, оборот которых, в том числе на коммерческой основе, должен мало чем отличаться от оборота другого имущества (имущественных прав), поскольку имущественные авторские права являются объектом гражданского права и не исключены из гражданского оборота. Анализ ряда норм Закона об авторском праве и смежных правах позволяет сделать вывод, что законодатель разрешает использование произведений в предпринимательских (коммерческих) целях. Прямое упоминание об этом мы находим в ст. 4, 21 и 37 Закона. В силу этих причин нет никаких оснований предполагать, что имущественные авторские права изъяты из гражданского оборота или их оборот ограничен только некоммерческим использованием. Предметом авторского договора является передача имущественных авторских прав на литературные и другие произведения издательству для коммерческого использования. Данная передача имущественных прав — обычная для гражданского оборота. Частные предприниматели тоже могут быть обладателями авторских прав (это вытекает из анализа ст. 49 ГК РФ) и могут их отчуждать издательству на вполне законных основаниях. Поэтому было бы совершенно нецелесообразно принципиально отказываться от заключения договоров с частными предпринимателями.

Далее возникает вопрос: существует ли проблема передачи имущественных авторских прав от физического лица (автора) к частному предпринимателю, если авторский договор с издательством заключает частный предприниматель (совпадающий в одном лице с автором)? Полагаем, что для передачи имущественных прав от автора к частному предпринимателю не требуется какая-либо сделка (авторский договор). Следовательно, законодательство не выделяет частного предпринимателя как отдельное лицо. В связи с этим при совпадении автора и правообладателя, являющегося частным предпринимателем в одном лице, нарушается отмеченное Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ (далее — ВАС РФ) в п. 3 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона «Об авторском праве и смежных правах», положение о том, что автор должен быть физическим лицом. К тому же ясно, что гражданин, становясь частным предпринимателем, не перестает быть физическим лицом. Кроме того, Президиум ВАС РФ исследовал вопрос только создания, а не использования произведения.

Согласно ст. 30 Закона об авторском праве имущественные авторские права, как правило, могут передаваться только по авторскому договору. Речь идет о передаче авторских прав от одного лица к другому. В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Но поскольку гражданин и он же, выступающий в качестве частного предпринимателя, с точки зрения гражданского законодательства — одно и то же лицо, и в данном случае имущество частного предпринимателя не обособлено от имущества гражданина, существует принципиальная невозможность заключить сделку по передаче имущества (имущественных прав) от гражданина к нему же как частному предпринимателю. Следовательно, для распоряжения имущественными авторскими правами в качестве объекта предпринимательской деятельности требуется просто волеизъявление автора-гражданина, направленное на использование имущественных авторских прав именно в предпринимательских целях, т.е. на свой риск и для извлечения прибыли. Условия рассматриваемого авторского договора отвечают критериям понятия «предпринимательская деятельность», предусматривая вознаграждение частного предпринимателя за коммерческое использование произведений в виде роялти.

Вместе с тем анализ нормы ст. 33 Закона об авторском праве не позволяет сделать однозначный вывод о возможности заключения авторского договора заказа с частным предпринимателем или юридическим лицом, поскольку в данной норме прямо устанавливается заключение такого договора с автором (как с физическим лицом, творцом произведения).

Было бы целесообразно внести в действующее авторское законодательство дополнения, разъясняющие порядок использования имущественных авторских прав в предпринимательских целях, чтобы исключить ненужные дискуссии по данному вопросу.

В практике гражданского оборота при заключении авторского договора существует также проблема заключения авторского договора с наследниками авторов произведений. Проблема заключается в непрозрачности и отсутствии централизованного учета прав наследников на произведения, не перешедшие в общественное достояние. Поэтому часто издательствам неясно, куда и кому направлять оферту для заключения авторского договора, если речь идет о правах на подобные произведения. Очень часто перед издательством встает проблема поиска надлежащего правообладателя — наследника, поскольку отсутствует единая общедоступная база данных. Учитывая данное положение вещей, нередко возникает ситуация, когда издательство не может найти таких наследников и на свой страх и риск публикует произведения без получения их согласия и без заключения авторского договора. Этот тезис иллюстрирует, что не всегда нарушители авторских прав действуют недобросовестно и умышленно (лишь бы сэкономить на авторском вознаграждении). Они просто не могут найти надлежащего субъекта, с которым нужно заключить авторский договор. При этом нередко действия наследников напоминают злоупотребление правом, осуждаемое гражданским законодательством. То есть наследники прекрасно осведомлены, что размер компенсации в результате судебного решения может на два порядка и более превосходить размер авторского вознаграждения, получаемого при заключении договора.

Законодатель должен урегулировать данный вопрос с целью учета интересов как правообладателей, так и пользователей авторскими правами, не делая из издателей невольных нарушителей авторского права. Одним из возможных путей решения данной задачи могло бы стать создание общедоступного государственного банка данных (реестра) учета прав наследников авторов произведений. Тогда лицам, заинтересованным в издании произведений, права на которые переданы наследникам авторов таких произведений, было бы значительно удобнее работать, поскольку они могли бы получить достоверную информацию. Возможно, одной из причин появления контрафактной («пиратской») продукции является отсутствие надежного механизма такой государственной регистрации имущественных авторских прав как наследников, так и самих авторов.

Определение предмета и существенных условий авторского договора

Существенными условиями авторского договора исходя из смысла ст. 31 Закона об авторском праве являются:

  • способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);
  • срок и территория, на которые передается право;
  • размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения, порядок и сроки его выплаты.

При этом срок и территория, на которые передается право, являются определимыми, т.е. их отсутствие в авторском договоре не влечет признание данного договора незаключенным. В принципе характеристика срока и территории передачи права, а также условие о вознаграждении не представляют трудностей. Срок действия договора и срок передачи авторских прав — не одно и то же (не тождественные понятия), учитывая, что авторский договор — двусторонне обязывающая сделка, и, например, правоприобретатель может уплатить авторское вознаграждение после истечения срока передачи авторских прав. Скорее всего, следует вести речь о неопределенном сроке действия авторского договора. Поэтому есть смысл в авторском договоре указывать именно срок передачи прав, а не срок действия договора. На практике стороны авторского договора также часто упускают из вида необходимость предусмотреть в договоре условие, устанавливающее срок передачи оригиналов текстов произведений, если в этом есть необходимость.

По поводу условия о вознаграждении можно высказать мнение, что норма п. 3 ст. 31 Закона об авторском праве излишне императивна. Сторонам предписывается устанавливать в авторском договоре вознаграждение в виде процента от дохода, если это возможно осуществить в связи с характером произведения. Не дело законодателя таким образом вмешиваться во взаимоотношения сторон, тем более что подобная, в общем-то нерыночная, норма дает недобросовестному автору возможность требовать в судебном порядке оценки характера произведения и изменения размера вознаграждения. Наверное, было бы логичным разрешить сторонам свободно определять условия о вознаграждении. В связи с этим необходимо внести изменение в эту норму, сделав ее максимально диспозитивной.

Конечно, центральное место при заключении и исполнении авторского договора занимает условие о передаче от правообладателя к пользователю имущественных авторских прав. В п. 2 ст. 16 Закона об авторском праве содержится некий перечень таких прав. Возникает вопрос: составляют ли перечисленные в данной норме права исчерпывающий перечень? Норма крайне неудачно изложена с точки зрения юридической техники, поэтому многие исследователи считают этот перечень исчерпывающим. По их мнению, любые иные формы и способы использования произведения могут осуществляться свободно, без согласия владельца авторских прав. Эта точка зрения является достаточно распространенной и совсем не лишена логики, если взглянуть на данную норму в отрыве от других норм. Ведь известно, что с точки зрения юридической техники если норма не устанавливает некий исчерпывающий перечень, в ней должна быть оговорка наподобие «а также иные права, предусмотренные законодательством, договором или обычаями делового оборота». Но поскольку такой оговорки нет, вышеупомянутое мнение может показаться единственно правильным.

И все-таки с этим трудно согласиться. В любом случае установление исчерпывающего перечня передаваемых по авторскому договору видов и способов использования авторских прав неоправданно по следующим причинам:

  • для гражданского законодательства, частью которого является авторское право, нехарактерно устанавливать исчерпывающие перечни передачи имущества и имущественных прав. В частности, это противоречит букве и духу нормы ст. 129 ГК РФ, устанавливающей правило оборотоспособности объектов гражданских прав, т.е. их свободное отчуждение любым законным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте;
  • новые виды и способы использования авторских прав могут стремительно появляться из-за того, что законодательство не поспевает за научно-техническим прогрессом.

Поэтому целям гражданского оборота отвечает установление в авторском законодательстве открытого перечня, что требует, во избежание противоречивой судебной и правоприменительной практики, дополнить норму п. 2 ст. 16 Закона об авторском праве фразой примерно следующего содержания: «. а также иные имущественные авторские права, предусмотренные законом, соглашением сторон или обычаями гражданского оборота». При существующей норме если стороны включают в авторский договор авторские права, которые прямо не обозначены в данной норме, им необходимо более подробно определять содержание таких прав. Это правило стороны авторского договора могут упускать, увлекаясь терминами и понятиями, которые взяты вне контекста правовой системы из международной практики.

Согласно п. 3 ст. 16 Закона об авторском праве и смежных правах если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Данная норма представляется недостаточно совершенной, что подчеркивает ее нерыночный характер. Получается, что издательству нужно успеть до истечения срока передачи авторских прав продать книжную продукцию. Затем можно продавать сколько угодно, не нарушая авторское право. Но сам процесс распространения должен быть подчинен коммерческой логике: сроки продажи книжной продукции — дело издательства (при условии, что у издательства есть право на воспроизведение необходимого для распространения количества копий произведения). Следовало бы изменить данную норму, предоставив издательству право на распространение без ограничения срока, если иное не предусмотрено в авторском договоре с обладателем авторского права.

Это интересно:  Покупка квартиры по договору дарения подводные камни

При издании литературных произведений издательствам нередко приходится иметь дело и с произведениями изобразительного искусства, которые обычно используются в виде иллюстраций, обложки книги и т.п. Использование таких произведений сопряжено для издателя с определенными трудностями, связанными с несовершенством авторского законодательства и законодательства о музейном фонде. Так, в российском авторском законодательстве четко не определен правовой режим пользования произведениями изобразительного искусства, в частности право на воспроизведение копии. Издательству зачастую непонятно, с кем заключать авторский договор на воспроизведение копии произведения изобразительного искусства: с автором, с собственником или музейным учреждением. Ввиду неопределенности законодательства в юридической литературе и судебной практике имеются разные точки зрения по данному вопросу.

Так, в юридической литературе приводится судебное дело по иску художника Ф.Ф. Федоровского к Театральному музею имени А.А. Бахрушина и Советской филателистической ассоциации по поводу издания художественных открыток, изображавших постановку отдельных сцен из оперы, автором рисунков и декораций к которой он был. Рассмотрев данное дело, Верховный Суд СССР сделал вывод о том, что за художником сохраняются авторские права на созданное им произведение, хотя оно и перешло в собственность других лиц. Однако, по мнению некоторых ученых, при передаче права собственности (права владения) на произведение изобразительного искусства к приобретателю переходят и отдельные авторские права, например право помещать произведение на публичных выставках без выплаты особого вознаграждения автору, право на распространение произведения и т.д. Автору произведения наряду с безусловной охраной его личных неимущественных прав обеспечивается лишь право доступа, т.е. право на воспроизведение. Трактовка Верховного Суда СССР на первый взгляд более логична, поскольку соответствует ст. 30 Закона об авторском праве и смежных правах, согласно которой имущественные авторские права могут передаваться только по авторскому договору, а договор купли-продажи произведения изобразительного искусства не является по своему содержанию авторским. С другой стороны, зачем тогда законодатель в ст. 17 Закона специально оговаривает право доступа автора? Исходя из логики нормотворчества подобные оговорки преследуют цель подчеркнуть, что, кроме оговоренного права доступа, все остальные имущественные права переходят к собственнику, который купил произведение изобразительного искусства.

При второй трактовке встает вопрос о противоречии норме ст. 30 Закона, которая далека от презумпции автоматической передачи авторского права на произведения изобразительного искусства. Кроме того, в пользу такого подхода и свидетельствует норма п. 5 ст. 6 Закона, в которой установлено, что авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. При этом не делается исключений для произведений изобразительного искусства.

Проблема здесь коренится в логических неточностях авторского законодательства, допускающего двоякое толкование норм. Вообще эта путаница в понятиях обязательственного и вещного права, как в случае с произведениями изобразительного искусства, должна быть устранена законодателем. Поэтому необходимо более четко отразить в Законе об авторском праве принцип принадлежности авторских прав на произведения изобразительного искусства. Например, четко прописать, что продажа произведения изобразительного искусства означает (или не означает) передачу авторских прав, и указать, каких конкретно авторских прав.

На практике также возникает немало вопросов, связанных с названием произведения. В соответствии с действующим законодательством изменение названия произведения — прерогатива автора. Однако данная норма не очень удобна для издателей, поскольку их коммерческие интересы нередко требуют изменения названия. В связи с этим анализ авторского права показывает, что в отношении названия произведения действует исключение из общего правила: право на защиту возникает у автора не в момент создания произведения, а в момент обретения произведением известности под этим названием. Опираясь на данное мнение, можно сделать вывод: если литературное произведение, создаваемое автором в рамках авторского договора заказа, еще не известно публике, название такого произведения не должно подлежать охране и может быть изменено по инициативе издателя. Но чтобы избежать недоразумений, неплохо было бы законодательно установить право издательства на изменение названия литературного произведения, по крайней мере в рамках авторского договора заказа (как наиболее коммерческой по своему характеру разновидности авторского договора), введя в законодательство, например, понятие «предварительное название произведения» или диспозитивную норму о возможности изменения названия произведения по соглашению сторон. В конце концов издателю виднее, под каким названием произведение будет лучше продаваться.

И еще один момент относительно предмета авторских договоров, который нередко упускается из виду сторонами авторских договоров. Стороны нередко путают исключительный характер переданных прав с возможностью правоприобретателя свободно передавать такие права третьим лицам. Указание в авторском договоре на исключительность авторских прав еще не означает возможность передавать права третьим лицам, так как согласно п. 4 ст. 31 Закона об авторском праве права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором. Поэтому в договоре этот момент нужно обязательно оговорить в виде права правоприобретателя на передачу авторских прав третьим лицам.

Законная и договорная ответственность за нарушение авторского права

При заключении и исполнении авторских договоров представляет интерес установление ответственности за нарушение обязательств сторон, а также вопрос соотношения договорной ответственности и ответственности, установленной авторским законодательством. При анализе норм авторского законодательства невольно напрашивается вывод, что законодатель защищает интересы только автора и иных правообладателей, а о защите интересов издателя забыл, словно издатель при определенных обстоятельствах не может быть потерпевшей стороной. В соответствии с п. 2 ст. 49 Закона об авторском праве только обладатели исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

  • в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб. (сумма определяется по усмотрению суда исходя из характера нарушения);
  • в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав (сумма определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав).

Данная норма об ответственности, установленная за нарушение авторского права, представляется несовершенной, поскольку не защищает интересы обладателей неисключительных прав (а их интересы могут быть также нарушены), и не дифференцирует ответственность издателя в зависимости от вида правообладателя (составитель, переводчик, автор и т.п.), права которого нарушил издатель. Представляется необходимым более четко разграничить эту ответственность в зависимости от характера нарушения. Например, было бы логичным указать, что в случае нарушения прав авторов допускается применение ответственности в виде двукратного размера стоимости экземпляров произведений, при нарушении прав составителей или переводчиков — в виде двукратного размера стоимости прав на использование произведений. Также необходимо дополнить Закон нормами о защите владельцев неисключительных прав (их «второсортность», подчеркнутая Законом в действующей редакции, вовсе не очевидна), о защите интересов издательств (и иных правообладателей) от недобросовестных действий авторов, например от недобросовестной передачи исключительных авторских прав нескольким издателям, об ответственности авторов за передачу издателям контрафактных произведений. Было бы нелишним ввести в авторское законодательство количественные критерии плагиата, а также понятие и критерии незначительности нарушения авторского права, которое не должно влечь за собой ответственность в таком размере, как это установлено в ст. 49 Закона об авторском праве, аналогично принципу административной ответственности (отсутствие наказания за малозначительное правонарушение).

В п. 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» сделан вывод, что ответственность, установленная ст. 49 Закона об авторском праве, не применяется к отношениям сторон по авторскому договору. Следовательно, иные меры гражданско-правовой ответственности, не предусмотренные в этой норме, стороны должны включать в авторский договор. Однако анализ практики позволяет сделать вывод о том, что установление в договоре мер гражданско-правовой ответственности (неустойка, убытки и т.п.) за нарушение прав издателей без вышеназванных изменений законодательства вряд ли эффективно.

Итак, авторское законодательство нуждается в значительном совершенствовании. Для решения этой задачи законодатель должен создавать адекватные для рыночной экономики механизмы правового регулирования, обеспечивающие соблюдение общих для гражданского права принципов и подходов в построении норм авторского законодательства, а также гарантирующие баланс интересов всех участников рынка интеллектуальной собственности.

Авторский договор

Договоры, связанные с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества, составляют самостоятельную группу гражданско-правовых договоров. Одни из них заключаются организациями (издательствами, театрами, радио-, киностудиями и т.д.) и авторами по поводу создания и использования произведений творчества, другие возникают в связи с деятельностью культурных учреждений, распространяющих и использующих произведения авторов.

Легального определения к авторскому договору нет, между тем сформулировать определение можно так:

Авторским договором называется соглашение между автором (авторами) произведения науки, литературы, искусства, охраняемого авторским правом, и пользователем (юридическим или физическим лицом), в соответствии с которым автор (авторы) передает пользователю свои имущественные права, связанные с произведением. Договор может предусматривать передачу имущественных прав полностью или частично, на определенный срок, с распространением его действия на определенную территорию.

Сторонами авторского договора могут быть как физические, так и юридические лица. Физическое лицо должно быть дееспособным. Договор от имени юридических лиц вправе подписывать их органы или надлежащие представители. На стороны, подписавшие лицензионное соглашение, возлагается юридическая обязанность выполнения его условий в соответствии с законом.

Сторона, предлагающая объект для лицензирования, должна обладать соответствующими правами на этот объект. Одним из субъектов исключительных прав на созданный объект интеллектуальной собственности является автор. Он может являться стороной авторского договора (лицензионного соглашения).

Если имеется коллектив авторов, со всеми заключается один договор, как в тех случаях, когда соавторство является неделимым (т.е. когда объект по своему содержанию вообще не может быть персонифицирован), так и в тех случаях, когда соавторство является «раздельным».

Договор может быть заключен также с одним из авторов, действующим по доверенности остальных соавторов. Представительство должно основываться на доверенности. По доверенности может действовать, как мы уже сказали, один из авторов либо один из наследников, но и любое доверенное лицо. На основе доверенности правообладатели могут поручить представителю подписать договор; вести всю переписку; согласовывать все изменения, вносимые в произведение, представлять их интересы в суде и осуществлять иные юридически значимые действия.

Предметом авторского договора является произведение науки, литературы и искусства, по поводу создания и использования которого стороны вступают в договорные отношения. Предметом авторского договора, как и объектом авторского права в целом, являются блага нематериальные, хотя и связанное с определенным материальным носителем.

Как видно из данного определения, базисной категорией в дефиниции авторского договора является понятие «произведение».

Категория «произведения, являющиеся объектами авторского права» включает:

  • — литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
  • — драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • — хореографические произведения и пантомимы;
  • — музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • — аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • — произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • — произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • — произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • — фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • — географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • — другие произведения.

Содержание авторского договора, как и всякого иного гражданско-правового договора, образуют права и обязанности сторон. Авторский договор носит взаимный характер — соответствующими правами и обязанностями обладают обе стороны. При этом обязанностям одной стоны корреспондируют права другой стороны. Содержание различных видов авторских договоров не вполне совпадает друг с другом.

По договору о передаче исключительных (неисключительных) прав на использование произведения автор предоставляет пользователю следующие права:

* право использовать произведение под фирменным наименованием, производственной маркой и товарным знаком пользователя. При этом каждый экземпляр произведения должен (или не должен) содержать имя или псевдоним автора в определенном написании;

* право на обнародование произведения, т.е. на сообщение произведения в какой-либо форме или каким-либо способом неопределенному кругу лиц. Стороны могут указать, что не считается обнародованием информирование широкого круга лиц о назначении, функциях, технических и прочих характеристиках произведения, например, в рекламных целях;

* право на воспроизведение произведения (дублирование, тиражирование или иное размножение, т.е. неоднократное придание произведению объективной формы, допускающей его функциональное использование) в определенном количестве экземпляров (или без ограничения тиража);

* право на распространение произведения любым способом путем реализации размноженных материальных носителей произведения среди конечных пользователей (потребителей, осуществляющих функциональное использование) в следующих территориально-отраслевых пределах (либо без ограничений) стороны указывают территорию: страну, административный район, отрасль деятельности);

* право на переработку произведения (создание на его основе нового, творчески самостоятельного произведения) (или внесение изменений, не представляющих собой его переработку);

* право на перевод произведения;

* право на публичное использование произведения и демонстрацию в информационных, рекламных и прочих целях;

* право переуступить на договорных условиях часть полученных по настоящему договору прав третьим лицам;

Авторский договор также должен предусматривать сроки, способы использования произведения и территорию, на которые передаются права, размер вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты. Договором могут быть предусмотрены и другие условия, если они не противоречат действующему законодательству. При определении объема передаваемых по договору прав следует помнить, что:

* права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное;

* при отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения. При этом необходимо уведомить пользователя за шесть месяцев до предстоящего расторжения договора;

Вознаграждение автору определяется в авторском договоре

Авторские договоры должны заключаться в простой письменной форме. Безусловно, по желанию сторон договор может быть нотариально удостоверен, однако такого требования в законе нет. Чаще всего авторский договор заключается путем составления сторонами единого документа.

Несоблюдение письменной формы не делает данный авторский договор. Но если одна из сторон будет оспаривать фат заключения договора, другая сторона не может ссылаться в подтверждение договора на свидетельские показания.

В качестве исключения из общего правила можно привести пример договоров об использовании произведений в периодической печати. Иначе говоря, авторский договор в этом случае может быть соблюден в любой форме, в том числе устной или конклюдентной, с возможным привлечением свидетелей для доказательства заключения договора. В частности, о заключении договора может свидетельствовать извещение автора редакцией о принятии его рукописи либо сам факт опубликования произведения.

При продаже экземпляров программ для ЭВМ и баз данных и представлении массовым пользователям права доступа к ним допускается применение особого порядка заключения договоров. Предусматривается возможность изложения типовых условий договора на передаваемых экземплярах программ для ЭВМ и баз данных.

Классификация авторских договоров

Авторский договор заказа

По договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Особенность авторского договора заказа состоит в том, что заказчик обязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. Размер, порядок и сроки выплаты аванса устанавливаются в договоре по соглашению сторон. Важно помнить, что договор заключается в тот момент, когда произведение еще не создано автором. Субъектами договора являются организации, в сферу деятельности которых входит воспроизведение, распространение или иное использование произведений литературы, науки, искусства, и автор. Исходя из понятия договора заказа из термина “автор” исключаются наследники и иные правопреемники. То есть в случае смерти автора договор автоматически прекращает свое действие, и на наследников автора не возлагается обязанность по исполнению договора.

Это интересно:  Постановка на учет по договору дарения

Договор на выпуск художественного произведения за счет средств автора

По договору на выпуск художественного произведения за счет средств автора автор передает свою рукопись, а издательство берет на себя выпуск литературного произведения. При этом в договоре важно указать название произведения, количество томов, книг, тираж. При этом оговаривается сумма затрат, размер аванса и окончательный расчет. При несоблюдении условий договор считается расторгнутым, если не доказаны уважительные причины. Издательство может оказать автору услуги в виде художественного редактирования и оформления, изготовления оригинал-макета, рецензирования и пр. В случае обнаружения брака в тираже в целом или в отдельных книгах он возмещается за счет издательства.

Авторский договор о передаче исключительных прав на использование произведения

Авторский договор о передаче исключительных прав на произведение разрешает использование произведения определённым образом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и даёт такому лицу право запрещать подобное использование другим лицам. Исключительными правами именуются авторские права, т.е. совокупность предоставленных автору прав, необходимых для охраны интересов, возникающих в связи с созданием произведения и использованием его обществом. Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться и автором произведения, если лицо которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права. Исключительные права на использование произведения состоят в праве осуществлять или разрешать следующие действия:

*воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

*распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее(право на распространение);

*импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

*публично показывать произведение (право на публичный показ);

*публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

*сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир).

Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов.

Авторский договор о передаче неисключительных прав на использование произведения

Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре не предусмотрено иное.

Рассматриваемый договор может предоставляет пользователю следующие неисключительные права:

*право на воспроизведение, опубликование (выпуск в свет) и распространение произведения;

*изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, допускающей его использование как литературного произведения, выпуск в обращение экземпляров произведения, т.е. издание, переиздание, тиражирование, дублирование или иное размножение;

*право на внесение изменений в произведение и его название, в том числе переработку повествовательного произведения в драматическое либо в сценарий и наоборот, а также переработку драматического произведения в сценарий и наоборот;

*право на перевод произведения на любые языки.

Наиболее предпочтительным для автора произведения является форма договора при которой он оставляет за собой исключительные права на использование произведение, т.е. авторский договор о передаче неисключительных прав.

Договор о разделе вознаграждения

Право каждого соавтора переходит по наследству. Ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование изобретения другими соавторами или иными лицами в случаях, установленных законодательством. Кроме того, ни один из соавторов не вправе препятствовать иным лицам создавать свои изобретения на основе имеющегося изобретения.

Договор о разделе вознаграждения определяет, каким образом между сторонами договора делится сумма вознаграждения (дохода), т.е. пропорционально творческому вкладу или поровну между соавторами.

Порядок раздела вознаграждения между соавторами и наследником тоже определяется договором о разделе вознаграждения.

Договор на создание видеопродукции

По договору на создание видеопродукции (клипа, видеофильма, видеорекламы, презентационного фильма и пр.) исполнитель обязуется изготовить данную продукцию, а заказчик оплатить услуги по цене, установленной в договоре. В договоре в обязательном порядке указываются хронометраж продукции, стандарт производства и дополнительные требования к производству. По данному договору права собственности на конечный результат видеопроизводства принадлежат заказчику, а права собственности на исходные видеоматериалы принадлежат исполнителю. Факт принятия видеопродукции оформляется актом приема-передачи.

Заключается автором или другим правообладателем с физическим или юридическим лицом, которое в соответствии с таким договором принимает на себя обязанность осуществить издание произведения. Основное требование, которое возлагается на издателя, заключившего издательский договор — издатель обязан начать использование произведения, то есть осуществить его издание, в определенный срок. Издательский договор может заключаться на произведения, издаваемые в оригинале, и на переводы.

Не редко произведение автора требует публичного исполнения. К таким произведениям относятся музыка, драматические произведения, либретто оперы, музыкальные комедии и пр. Именно такие произведения и являются предметом постановочного договора.

Вообще говоря, постановочный договор — это договор, который закрепляет передачу неопубликованного произведения для использования его путем публичного исполнения. Исполнение посредством постановки на сцене выполняют театры, филармонии, цирки и другие театрально-зрелищные организации. Посредством постановочного договора передается (как правило, возмездно) имущественное правомочие автора на публичный показ (исполнение) своего произведения.

Договор о депонировании рукописи

По определению депонирование, или передача на хранение, это особый метод публикации научных работ узкого профиля, которые нецелесообразно издавать полиграфическим способом печати, а также работ широкого профиля, срочная информация о которых необходима для утверждения их приоритета. Обычно к таким работам относят сборники научных трудов, монографии, материалы семинаров, симпозиумов, съездов, конференций. Депонирование предусматривает прием, учет, регистрацию, хранение научных работ и обязательное размещение информации о них в специальных информационных изданиях. Депонирование ипользуется для:

*установления приоритета авторства;

*доведения информации до широкого круга специалистов путем публикации реферата депонированной рукописи;

*хранения оригинала произведения.

Отчеты о научно-исследовательской работе и диссертации на депонирование не принимаются. По запросу заинтересованных лиц им предоставляются копии депонированных произведений или их отдельных частей. При передаче произведения на хранение в специальный информационный орган, заключается договор о депонировании рукописи. Данный договор регулирует условия и порядок обнародования и дальнейшего использования произведения. Решение о передаче рукописей на депонирование выносится Ученым или редакционно?издательским советами учебных заведений и редколлегиями научных журналов. Организация, направляющая рукопись на депонирование, несет ответственность за ее содержание. Авторам депонированных работ гонорар не выплачивается.

Соавторство — это авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух и более лиц, которое принадлежит этим лицам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено договором между ними.

Лицензионное соглашение. Каждый правообладатель имеет возможность и запретить использовать товарный знак, и использовать его на определенных условиях и в определенные сроки. Такая гарантия называется лицензией или лицензионным соглашением. Лицензионное соглашение — это соглашение на предоставление за определенное вознаграждение права на производство и продажу механизмов, оборудования, приборов, использования технологических процессов и т.п., в основу которых положены изобретения или другие научно-технические достижения. По сути это соглашение о передаче прав на использование лицензий, «ноу-хау», товарных знаков и др. Лицензионное соглашение может предусматривать передачу патентной лицензии, комплексную передачу нескольких патентов и связанного с ними «ноу-хау», а также «ноу-хау» без патентов на изобретение. Сторонами лицензионного соглашения являются лицензиар — продавец лицензии и лицензиат — покупатель лицензии. авторский договор

Лицензионный договор. По лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату. Лицензионный договор заключается в письменной форме.

Договор авторского заказа

По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение на материальном носителе или в иной форме.

Договор авторского заказа является специально предусмотренным ГК РФ видом договора с автором о создании им произведения.

Предусматривается, что по такому договору автор обязуется создать обусловленное договором произведение, т.е. в договоре должны быть определены основные признаки (критерии, характеристики) создаваемого произведения. Чем подробнее будет определено произведение, которое требуется создать, тем меньше вероятность возникновения в дальнейшем споров относительно выполнения сторонами своих обязанностей по договору.

К числу таких признаков могут быть отнесены, в частности, объем, вид, жанр, целевое предназначение, рабочее название будущего произведения, предполагаемая сфера его применения, при возможности также — краткое изложение произведения (план, синопсис и т.д.), его предполагаемое оглавление и т.п.

Произведение может быть создано автором и передано заказчику на материальном носителе или в иной форме (например, с использованием компьютерной техники и передачи результатов работ по цифровой сети).

При этом заключение авторского договора заказа не означает решение вопроса о дальнейшем использовании созданного произведения — передача прав на его использование должна осуществляться путем включения соответствующих положений в сам авторский договор заказа, что представляется предпочтительным, либо путем заключения отдельного договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, к которым применяются соответственно общие положения о договоре об отчуждении исключительного права и о лицензионных договорах о предоставлении права использования произведения.

Материальный носитель, в котором выражено произведение, созданное автором по договору авторского заказа (оригинал статуи, картины и т.д.), переходит в собственность заказчика, если договором не предусмотрено иное. При этом дальнейшее использование такого материального носителя заказчиком должно соответствовать заключенным с автором договорам и требованиям ГК РФ.

Так же как и иные договоры в сфере авторских прав, договор авторского заказа предполагается возмездным, если им не предусмотрено иное.

Обязательным условием для признания договора авторского заказа заключенным является указание срока исполнения договора авторского заказа, т.е. срока, в течение которого произведение должно быть передано заказчику: «. произведение, создание которого предусмотрено договором авторского заказа, должно быть передано заказчику в срок, установленный договором. Договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным» (п. 1 ст. 1289 ГК РФ). Таким образом, если в договоре срок создания автором произведения не определен, он считается незаключенным.

Устанавливая обязанность автора создать произведение в устанавливаемый договором авторского заказа срок, ГК РФ с учетом особенностей, присущих творческой деятельности, осуществляемой авторами произведений литературы, науки и искусства, предусматривает значительное смягчение данного требования. Так, автор по истечении срока исполнения договора авторского заказа при необходимости и наличии уважительных причин может воспользоваться для завершения создания произведения так называемым дополнительным льготным сроком, продолжительность которого определяется как одна четвертая часть срока, установленного для исполнения договора авторского заказа в самом договоре (п. 2 ст. 1289 ГК РФ).

Данный льготный срок может быть только увеличен соглашением сторон, но не может быть сокращен. Однако в отношении случаев создания сложных объектов договором применение правила о льготном сроке может быть исключено.

Если создание произведения не завершено автором даже после истечения льготного срока, заказчик вправе отказаться от заключенного с автором договора авторского заказа.

Предусматривается также особый случай, в котором заказчик вправе отказаться от заключенного договора авторского заказа, не дожидаясь истечения льготного срока, т.е. непосредственно после истечения срока, определенного договором. Такие последствия наступают как результат неисполнения автором договора в установленный срок, если из условий самого договора явным образом вытекает, что при нарушении срока исполнения договора заказчик утрачивает к нему интерес. Например, если автору был заказан сценарий новогоднего представления, очевидно, что заказчик может утратить интерес, если такой сценарий не будет создан в срок, позволяющий заказчику организовать представление в период новогодних праздников, и т.п.

Положения о льготном сроке в ГК РФ частично заимствованы из законодательства советского периода и могут значительно усложнять деловую практику, связанную с созданием авторами произведений по заказу. Фактически заказчики при заказе создания произведения должны будут заранее устанавливать сокращенные сроки для выполнения авторами их работы с учетом возможности последующего их автоматического продления на величину льготного срока. Такое искусственное априорное сокращение обычных сроков выполнения авторского заказа может самым неблагоприятным образом отразиться на качестве создаваемых произведений.

Ответственность автора по договору авторского заказа ограничена: у автора может быть истребован ранее выплаченный ему заказчиком аванс, а также взыскана неустойка, если она предусмотрена договором (п. 2 ст. 1290 ГК РФ), однако общий размер взыскиваемых с автора сумм не может превышать сумму реального ущерба, причиненного в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения автором договора.

Размер ответственности автора может быть уменьшен по соглашению сторон, но не может быть увеличен.

§ 9. Наследование авторских прав

и иные случаи перехода прав

Переход по наследству исключительных прав на произведения, являющихся по своей сущности имущественными правами, осуществляется в общем порядке, установленном ГК РФ.

Статья 1283 ГК РФ ограничивается общим указанием на то, что «исключительное право на произведение переходит по наследству».

В п. 2 той же статьи оговаривается особое правило, относящееся к случаям наследования авторских прав в составе выморочного имущества (ст. 1151 ГК РФ), т.е. к тем ситуациям, в которых отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ).

В отличие от общего правила, закрепленного п. 2 ст. 1151 ГК РФ, согласно которому выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, в отношении входящих в состав такого имущества исключительных прав на произведение применяется иной подход — действие исключительных прав прекращается, и соответствующие произведения считаются перешедшими в общественное достояние.

Разумеется, наследоваться могут не только исключительные права, но также и иные имущественные права, входящие в состав понятия «авторское право».

Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после смерти автора лицом, обладающим исключительным правом на произведение, в частности наследником автора, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме — в завещании, письмах, дневниках и иных письменных документах (п. 3 ст. 1268 ГК РФ).

В связи с бессрочностью охраны авторства, имени автора и неприкосновенности произведения п. 2 ст. 1267 ГК РФ предусмотрены специальные положения, относящиеся к обеспечению охраны этих личных неимущественных прав автора после его смерти.

Это интересно:  Договор уступка права требования и перевод долга

Автору предоставляется право назначить лицо, на которое он хотел бы возложить охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения, в порядке, установленном для назначения исполнителя завещания. Такое лицо может осуществлять свои полномочия пожизненно.

Если автор не воспользовался своим правом на назначение специально уполномоченного лица, призванного обеспечивать охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведений, либо такое лицо отказалось от исполнения своих полномочий или умерло, охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения могут осуществлять наследники автора, их правопреемники и другие заинтересованные лица.

Права наследника должны подтверждаться наличием у него надлежащим образом оформленного свидетельства о праве на наследство. Никакие иные документы (копии завещаний, письма автора и пр.) в качестве доказательств наследования исключительных прав на произведения рассматриваться не могут.

Особые положения установлены в отношении наследников также при решении вопросов перехода прав при отчуждении оригиналов произведений и обращении взыскания на исключительное право или право использования произведения по лицензионному договору, а также при регламентации права следования.

Гражданский кодекс РФ кардинальным образом изменил решение вопросов перехода прав при отчуждении оригиналов произведений по сравнению с ранее действовавшим законодательством.

Пунктом 1 ст. 1291 ГК РФ применительно к оригиналам произведений конкретизируется известное правило, согласно которому передача материального носителя произведения или иного объекта интеллектуальной собственности не означает сама по себе передачи каких-либо прав на использование такого объекта интеллектуальной собственности, если иное не предусмотрено законом или договором, поскольку «интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации» (ст. 1227 ГК РФ).

Таким образом, приобретение оригинала произведения изобразительного искусства у его автора не влечет приобретения прав на использование такого произведения, приобретение у автора рукописи его книги не предоставляет прав на ее издание, и т.д. независимо от того, приобретается ли такой оригинал произведения по договору купли-продажи, дарения, мены или договору авторского заказа: «. при отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное».

В то же время рассматриваемая статья устанавливает ряд исключений из изложенного выше правила. Предусматривается, что приобретатель оригинала произведения, хотя и не обладающий правами на его использование, вправе все же в силу специальных указаний ГК РФ без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения:

демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения;

воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции;

передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Такое решение вопроса о переходе прав при отчуждении оригиналов произведений предусмотрено исключительно для авторов и их наследников.

Совершенно иной подход предусмотрен п. 2 ст. 1291 ГК РФ для случаев, когда отчуждение оригинала произведения осуществляется не автором, а иным лицом, являющимся одновременно собственником такого оригинала произведения и обладателем исключительных прав на произведение. В этом случае переход права собственности на оригинал произведения будет также автоматически означать передачу исключительного права на само произведение, если только сторонами не предусмотрено иное.

Данное правило потребует особой бдительности при заключении договоров о продаже оригиналов произведений лицами, не являющимися их авторами. Применение данного правила на практике может приводить к существенным трудностям.

Дополнительно следует учитывать, что для целей применения рассмотренной статьи наследники автора, а также наследники наследников автора в пределах срока действия исключительного права на произведение «приравниваются» к автору, т.е. в отношении их не действует правило об автоматическом переходе прав на произведение при отчуждении его оригинала.

Еще одной новеллой для российского законодательства стала ст. 1284 ГК РФ, регулирующая вопросы обращения взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии.

До принятия части четвертой ГК РФ возможность и порядок обращения взыскания на авторские права являлись предметом оживленных дискуссий.

В ГК РФ закреплено достаточно простое решение для данного вопроса, причем применимые подходы различаются для тех случаев, когда исключительные права принадлежат самому автору и когда они принадлежат иным лицам:

1) если исключительное право принадлежит не самому автору, а иному лицу, а также в том случае, если такое лицо обладает правом использования произведения, полученным им на основании лицензионного договора, на такие права может быть обращено взыскание;

2) если исключительное право на произведение принадлежит автору (или его наследникам, наследникам его наследников и т.д.), то взыскание на него обращаться не может, поскольку иной подход привел бы к фактическому разрешению использования произведения без согласия самого автора (его наследников). В то же время если автору причитается вознаграждение по договорам об отчуждении исключительного права на произведение или лицензионным договорам, заключенным с иными лицами, или автор получает доходы от использования произведения, то на такое вознаграждение и доходы может быть обращено взыскание.

Пункт 2 ст. 1284 ГК РФ закрепляет также преимущественное право автора на приобретение прав на использование его произведения, если такие права, принадлежащие лицензиату, продаются с публичных торгов в целях обращения взыскания на имущество лицензиата. Данное правило предоставляет автору возможность выкупить ранее проданные им права, чтобы не допустить их использования без его согласия. Интересно отметить, что в отношении тех случаев, когда права были переданы автором на основании договора об отчуждении исключительных прав на произведение, преимущественное право на их приобретение автору не предоставляется.

§ 10. Особенности охраны авторских прав в отдельных случаях

Авторский договор на произведение с наследники

ОСНОВНЫЕ ПРАКТИКИ И НАПРАВЛЕНИЯ

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? ЗАДАЙТЕ ИХ ЮРИСТУ!

Договор авторского заказа на создание произведения с отчуждением исключительных прав

Договор авторского заказа № ___

на создание произведения с отчуждением исключительных прав

«__» __________________ 20__ г.

_____________________________________________, именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице ____________________________, действующего на основании ________________________, с одной стороны, и

_____________________________________________(физическое лицо или индивидуальный предприниматель), паспорт серии ____ № ______ выдан _____________________________________ __.__.____ г., код подразделения ___-___, именуемый в дальнейшем «Автор», с другой стороны, вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий договор (далее по тексту – «Договор») о нижеследующем:

  1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Автор обязуется создать по заказу Заказчика объекты интеллектуальной собственности (далее по тексту – «Произведение»), соответствующую техническому заданию, согласованному в соответствующем Приложении к Договору, и передать Заказчику Произведение и исключительные права на использование Произведения в соответствии с условиями настоящего Договора и на определенный Договором срок, а Заказчик за создание Произведения и отчуждение полных и исключительных прав на него уплачивает Автору вознаграждение в соответствии с условиями настоящего Договора.

Форма технического задания согласована Сторонами в Приложении № 1 к Договору.

2.1. Автор гарантирует следующее:

  • он будет являться единственным Автором и обладателем прав на все части Произведения;
  • создание Произведения и отчуждение исключительных прав на Произведение по настоящему Договору не нарушает права и интересы третьих лиц;
  • на момент заключения настоящего Договора Автор дееспособен, действует в своих интересах и без принуждения.

2.2. Заказчик гарантирует соблюдение законных интересов и неотчуждаемых прав Автора.

  1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

3.1. Автор обязуется создать Произведение в срок, указанный в соответствующем техническом задании (Приложении к Договору). Срок создания Произведения может быть изменен по соглашению Сторон.

3.2. Заказчик обязуется своевременно производить оплату вознаграждения в соответствии с разделом 4 настоящего Договора.

3.3. Заказчик вправе ознакомиться с ходом работ на любом этапе создания Произведения.

3.4. Если это предусмотрено соответствующим техническим заданием, Заказчик в течение ____ (______) рабочих дней с даты подписания Сторонами технического задания предоставляет Автору информацию, необходимую для создания Произведения, посредством направления ее по электронной почте и/или предоставления необходимых документов на бумажном/электронном носителе.

  1. СУММА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ И ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ

4.1. За созданное Произведение и переданные Заказчику исключительные права на него Заказчик уплачивает Автору вознаграждение в твердой денежной сумме. Размер вознаграждения Автору за создание Произведения по каждому техническому заданию указывается в соответствующих Приложениях к настоящему Договору и включает стоимость передачи Заказчику исключительных прав на Произведение.

4.2. Вознаграждение по пункту 4.1 Договора оплачивается Заказчиком в течение __ (___) рабочих дней с даты подписания Сторонами Акта приема-передачи Произведения.

4.3. Вознаграждение по пунктам 4.1, 4.2 Договора оплачивается Заказчиком путем перечисления денежных средств на банковские реквизиты Автора, указанные в п. 13 настоящего Договора

4.4. Датой оплаты признается дата списания денежных средств с корреспондентского счета банка, обслуживающего расчетный счет Заказчика, в адрес банковских реквизитов Автора

4.5. В техническом задании/Приложении может быть предусмотрен иной порядок оплаты. В случае противоречия условий об оплате, содержащихся в техническом задании/Приложении и в Договоре, преимущественную силу имеют условия об оплате, указанные в техническом задании/Приложении.

  1. АКТ ПРИЕМА-ПЕРЕДАЧИ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАВА

5.1. Произведение передается Автором Заказчику по акту приемки-передачи Произведения. Форма Акта согласована Сторонами в Приложении № 2 к настоящему Договору. Автор передает Заказчику Произведение в электронном виде и подписанный со своей стороны Акт приема-передачи Произведения в 2-х экземплярах. Заказчик обязуется в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты предоставления Автором акта подписать указанный акт либо направить Автору мотивированный письменный отказ от подписания акта. С момента подписания указанного акта Сторонами права на Произведения, указанные в п. 5.3. настоящего договора, считаются переданными Заказчику.

5.2. При необходимости, Стороны могут предусмотреть в техническом задании несколько этапов приемки Произведения с подписанием Предварительного акта приема-передачи Произведения, который подлежит подписанию в порядке, предусмотренном в п. 5.1. настоящего Договора.

5.3. Автор передает Заказчику исключительное право на созданные Автором в рамках настоящего Договора объекты интеллектуальной собственности в полном объеме для использования их любым способом и в любой форме, включая перечисленные в ст. 1270 ГК РФ, на весь срок действия авторских прав без ограничения по территории использования (т.е. для использования на территории всех стран мира) с момента подписания Сторонами Акта приема-передачи Произведения.

5.4. В случае передачи созданных по Договору объектов интеллектуальной собственности Заказчику на материальном носителе, право собственности на материальный носитель переходит к Заказчику в момент подписания Акта приема-передачи Произведения. Стоимость материального носителя включена в стоимость создания Произведения.

6.1. Вся информация, связанная с деятельностью в рамках настоящего Договора, а также информация, полученная одной Стороной от другой в результате взаимодействия по настоящему Договору, считается строго конфиденциальной как в течение срока действия настоящего Договора, так и в течение 5 (Пяти) лет после окончания срока его действия. Стороны примут все необходимые меры для того, чтобы не допустить разглашения полученной информации третьим лицам.

7.1. Если Автор не представит заказанное Произведение в соответствии с условиями настоящего Договора, Автор обязан возместить реальный ущерб, причиненный Заказчику.

7.2. В случае нарушения Автором срока создания Произведения, Автор уплачивает Заказчику на основании письменной претензии штраф в размере 1 (Одного)% от суммы вознаграждения за создание Произведения по настоящему Договору за каждый день просрочки. Заказчик вправе удержать сумму штрафа из суммы вознаграждения, подлежащего уплате Автору за создание Произведения по условиям настоящего Договора.

7.3. В случае если просрочка исполнения Автором составит 10 (Десять) рабочих дней и более, Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Договора (или соответствующего Приложения – по выбору Заказчика) и потребовать возврата сумм, выплаченных за создание Произведения, а также выплаты штрафных санкций в размере 25 (Двадцать пять) % от суммы вознаграждения за создание Произведения.

7.4. В случае нарушения Заказчиком сроков оплаты вознаграждения, Заказчик уплачивает Автору на основании письменной претензии штраф в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки.

7.5. В случае если к Заказчику будут предъявлены претензии или иски по поводу нарушения прав третьих лиц в связи с использованием исключительных прав, переданных Заказчику по настоящему Договору, Автор обязуется на основании письменного требования Заказчика возместить Заказчику понесенный последним реальный ущерб (включая штрафы, судебные издержки), а также принять все необходимые и возможные меры к урегулированию споров с третьими лицами, вступить в судебный процесс на стороне Заказчика и предпринять все зависящие от него действия с целью исключения Заказчика из числа ответчиков.

8.1. Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по настоящему Договору при наступлении обстоятельств непреодолимой силы, которые непосредственно могут влиять на возможность исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему Договору, в том числе:

  • стихийные бедствия, погодные условия, в результате которых Стороны будут не в состоянии исполнять взятые на себя обязательства,
  • политические волнения, бунты, военные действия и их последствия, которые могут повлиять на выполнение условий настоящего Договора,
  • издание актов органами государственной власти или управления, делающих невозможным выполнение Сторонами своих обязательств.

8.2. Исполнение обязательств Сторон соразмерно переносится на срок действия обстоятельств непреодолимой силы или их последствий. Обязательным условием является письменное уведомление контрагента по настоящему Договору, не позднее пяти рабочих дней с даты наступления указанных обстоятельств, о невозможности исполнения Стороной своих обязательств по Договору.

8.3. Если данные обстоятельства будут продолжаться более трех месяцев подряд, то каждая из Сторон вправе отказаться от дальнейшего исполнения обязательств по Договору, предупредив другую Сторону о расторжении Договора за две недели и согласовав с ней все спорные вопросы.

9.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного Договора, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства Российской Федерации.

9.2. При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов, споры подлежат разрешению в судебном порядке в Замоскворецком районном суде г. Москвы или Мировым судьей судебного участка № 102 района Замоскворечье г. Москвы.

10.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания и действует до «__» _________________ 20__ г.

10.2. Стороны вправе продлить срок действия настоящего Договора путем подписания дополнительного соглашения.

11.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

11.2. Стороны вправе досрочно расторгнуть Договор по взаимному письменному соглашению, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Договором и законодательством РФ.

12.1. Во всем остальном, что не предусмотрено Договором, Стороны руководствуются законодательством РФ.

12.2. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны надлежаще уполномоченными на то представителями Сторон.

12.3. Все уведомления и сообщения в рамках настоящего Договора должны направляться Сторонами друг другу в письменной форме.

12.4. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон настоящего Договора.

  1. РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН

АВТОР

_______________

ЗАКАЗЧИК

____________________

Паспорт серии ____ № ______

выдан ____________________ __.__.____ г.,

код подразделения ___-___

Зарегистрирован по адресу:

ОГРНИП (в случае, если Автор зарегистрирован в качестве Индивидуального предпринимателя)

Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования №

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, megaobuchalka.ru, uslugijurista.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector