Внесение изменений в реестр товарных знаков

1. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вносит по заявлению правообладателя в Государственный реестр товарных знаков и выданное свидетельство на товарный знак изменения, относящиеся к сведениям о регистрации товарного знака, в том числе о правообладателе, его наименовании, имени, месте нахождения или месте жительства, об адресе для переписки, изменения, связанные с сокращением перечня товаров и услуг, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, изменения отдельных элементов товарного знака, не меняющие его существа, а также изменения для исправления очевидных и технических ошибок. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

2. В случае оспаривания предоставления правовой охраны товарному знаку (статья 1512) из государственной регистрации товарного знака, действующей в отношении нескольких товаров, по заявлению правообладателя может быть выделена отдельная регистрация такого товарного знака для одного товара или части товаров из числа указанных в первоначальной регистрации, неоднородных с товарами, перечень которых остается в первоначальной регистрации. Такое заявление может быть подано правообладателем до принятия решения по результатам рассмотрения спора о регистрации товарного знака.

3. Пункт утратил силу с 1 октября 2014 года — Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ. .

4. Пункт утратил силу с 1 октября 2014 года — Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ. .

Комментарий к статье 1505 Гражданского Кодекса РФ

В комментируемой статье регламентировано внесение изменений в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак. Данная статья в первоначальной редакции воспроизводила с отдельными изменениями положения ст. 17 Внесение изменений в регистрацию» Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ).

Пункт 1 комментируемой статьи в прежней (первоначальной) редакции устанавливал, что правообладатель обязан уведомлять Роспатент о любых изменениях, относящихся к государственной регистрации товарного знака, в том числе в наименовании или имени правообладателя, о сокращении перечня товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, об изменении отдельных элементов товарного знака, не меняющем его существа. Наряду с этим в п. 4 данной статьи в прежней (первоначальной) редакции предусматривалось, что Роспатент по собственной инициативе может вносить изменения в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак для исправления очевидных и технических ошибок, предварительно уведомив об этом правообладателя.

Законом 2014 г. N 35-ФЗ п. 1 комментируемой статьи изложен полностью в новой редакции, а п. 4 данной статьи признан утратившим силу. В результате в новой редакции п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что Роспатент вносит указанные изменения в Государственный реестр товарных знаков и выданное свидетельство на товарный знак по заявлению правообладателя. При этом перечень сведений, в отношении которых вносятся изменения, расширен за счет таких сведений, как место нахождения или место жительства правообладателя, адрес для переписки.

В пункте 2 комментируемой статьи на случай оспаривания предоставления правовой охраны товарному знаку (оспаривание и признание недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку регламентированы ст. 1512 комментируемого параграфа, к которой и сделана отсылка) предусмотрена возможность выделения из государственной регистрации товарного знака, действующей в отношении нескольких товаров, отдельной регистрации такого товарного знака для одного товара или части товаров из числа указанных в первоначальной регистрации, неоднородных с товарами, перечень которых остается в первоначальной регистрации. Выделение отдельной регистрации осуществляется по заявлению правообладателя, которое может быть подано до принятия решения по результатам рассмотрения спора о регистрации товарного знака.

В соответствии с данными положениями в подп. 12.4.11 Регламента Минобрнауки России по ведению реестров и публикации сведений (2007 г.) установлено, что заявление о выделении отдельной регистрации должно удовлетворять следующим условиям: а) заявление о выделении отдельной регистрации подается в случае оспаривания предоставления правовой охраны товарному знаку (по основаниям и в сроки, которые предусмотрены ст. 1512 комментируемого параграфа); б) на дату подачи заявления о выделении отдельной регистрации не принято решение по результатам рассмотрения спора о предоставлении правовой охраны товарному знаку; в) приведенные в заявлении о выделении отдельной регистрации товары входят в перечень товаров по первоначальной государственной регистрации и неоднородны с товарами, перечень которых остается в первоначальной регистрации. В приложении N 4 к данному Регламенту приведен образец заявления об изменении, связанном с выделением отдельной регистрации товарного знака из первоначальной государственной регистрации.

Пункт 3 комментируемой статьи признан утратившим силу также Законом 2014 г. N 35-ФЗ. В прежней (первоначальной) редакции данного пункта устанавливалось, что записи об изменениях, относящиеся к государственной регистрации товарного знака, вносятся в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак при условии уплаты соответствующей пошлины.

Другой комментарий к статье 1505 ГК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи обязывает владельца товарного знака уведомлять Роспатент о любых изменениях, которые относятся к государственной регистрации товарного знака.

Здесь речь, однако, не идет о договорах, касающихся зарегистрированного товарного знака, которые регулируются особо, см. ст. 1490 ГК РФ. Здесь речь идет о фактических обстоятельствах, относящихся к самому правообладателю (изменение имени или наименования, перемена адреса и т.п.), а также об односторонних действиях правообладателя (сокращение перечня товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, изменение отдельных элементов товарного знака, не меняющих его существа, и т.п.).

Комментируемая норма не устанавливает ни сроков исполнения этих обязанностей, ни последствий их неисполнения.

2. Как следует из п. 3 комментируемой статьи, все такие уведомления оплачиваются пошлинами.

3. Следует считать, что Роспатент, получив такое уведомление, оплаченное пошлиной, обязан внести соответствующие изменения в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак. Указанные действия должны быть осуществлены в «разумный срок».

4. Пункт 2 данной статьи предусматривает, что в процессе оспаривания предоставления правовой охраны товарному знаку (по различным основаниям, предусмотренным в ст. 1512 ГК РФ) владелец товарного знака имеет право «выделить» из первоначальной регистрации новую (отдельную) регистрацию.

Эти действия правообладателя имеют многие черты сходства с выделением заявки (п. 2 ст. 1502 и п. 2 ст. 1494 ГК РФ).

5. Выделение новой (отдельной) регистрации может быть осуществлено только при наличии спора о предоставлении правовой охраны товарному знаку и в процессе этого спора, т.е. после подачи возражения в палату по патентным спорам или в Роспатент и вплоть до принятия решения или акта палаты по патентным спорам.

6. Само «выделение» новой (отдельной) регистрации состоит в том, что правообладатель заявляет о своем желании выделить в отдельную регистрацию оспариваемого товарного знака в отношении части перечня тех товаров, которые указаны в первоначальной регистрации. При этом из первоначальной регистрации выделяемые товары исключаются.

Это интересно:  Товарные знаки на упаковке пищевых продуктов

Условием такого выделения является неоднородность товаров, сохраняющихся в первоначальной регистрации и выделяемых в отдельную регистрацию.

7. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи Роспатент имеет право, предварительно уведомив о том правообладателя, по собственной инициативе вносить в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак исправления очевидных и технических ошибок. Следует полагать, что при этом правообладатель не должен уплачивать никаких пошлин.

Остались вопросы по ст 1505 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 1505 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Особенности внесения изменения в заявку и в свидетельство на товарный знак.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, средства индивидуализации, исключительные права, товарный знак, регистрация товарного знака, заявка на товарный знак, формальная экспертиза заявки на товарный знак, свидетельство на товарный знак, изменение товарного знака, внесение изменений в товарный знак, внесение изменений в заявку на товарный знак, внесение изменений в свидетельство на товарный знак

Товарный знак, в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, это «обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей». Чтобы получить исключительные права на товарный знак в России, необходимо зарегистрировать его в Роспатенте. В случае успешной регистрации, по общему правилу, правовая охрана предоставляется заявленному обозначению в том объеме, как это указано в заявке.

Однако на практике часто случается так, что по каким-то причинам, связанным с изменением рыночных условий, маркетинговыми мероприятиями, реорганизацией или переименованием компании-заявителя, изменением для нее целей регистрации товарного знака и другими факторами необходимо внести изменения в заявку или же свидетельство на товарный знак — в зависимости от того, на каком этапе находится процесс регистрации. В настоящей статье будут рассмотрены условия и порядок внесения подобных изменений.

В соответствии со ст. 1497 ГК РФ («Экспертиза заявки на товарный знак и внесение изменений в документы заявки»), «В период проведения экспертизы заявки на товарный знак заявитель вправе до принятия по ней решения дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки, в том числе путем подачи дополнительных материалов. Если в дополнительных материалах содержится перечень товаров, не указанных в заявке на дату ее подачи, или существенно изменяется заявленное обозначение товарного знака, такие дополнительные материалы не принимаются к рассмотрению. Они могут быть оформлены и поданы заявителем в качестве самостоятельной заявки». Если решение экспертизы уже принято (вынесено решение о регистрации, либо заявителю направлено уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства), заявитель может внести в заявку только такие изменения, которые касаются сведений о заявителе, в том числе в случае передачи или перехода права на регистрацию товарного знака либо вследствие изменения наименования или имени заявителя, а также исправление в документах заявки очевидных и технических ошибок.

При исследовании нормативной базы внесения изменений заявку на товарный знак необходимо упомянуть Правила РоспатентаПравила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания…», утвержденные Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 июля 2015 г. № 482). Для внесения изменений в материалы заявки необходима уплата пошлины с направлением подтверждающих оплату документов в Роспатент. Особенности внесения изменений в заявку на товарный знак зависят от того, какие именно данные желает изменить заявитель.

Для изменения сведений о заявителе вследствие изменения наименования (имени) или места нахождения (места жительства) подается соответствующее заявление, к которому прилагается для индивидуального предпринимателя копия подтверждающего документа, например выписка из ЕГРИП, для юридического лица это выписка из ЕГРЮЛ, копия Устава и др., из которых очевидным образом следует факт переименования данного юридического лица, а также изменения адреса.

Если сведения о заявителе необходимо изменить, поскольку права по заявке были переданы третьему лицу, к заявлению необходимо приложить доверенность, подтверждающие полномочия представителя заявителя-правопреемника, договор о передаче права на регистрацию товарного знака другому лицу (или его заверенная копия или выписка).

Можно внести изменения и в само заявленное обозначение, если они касаются «отдельных элементов товарного знака и не меняют его существа». К заявлению прилагается измененное заявленное обозначение.

Если заявитель намерен изменить перечень товаров, к заявлению прилагается измененный перечень товаров.

Заявления о внесении изменений в адрес для переписки или об исправлении очевидных и технических ошибок в документах заявки не требуют каких-либо обязательных приложений.

В уже зарегистрированный товарный знак, даже после выдачи свидетельства, также возможно внести изменения. Согласно статье 1505 ГК РФ, по заявлению правообладателя Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) может внести в Государственный реестр товарных знаков и выданное свидетельство изменения, касающиеся, в том числе, «…данных о правообладателе, его наименовании, имени, месте нахождения или месте жительства, об адресе для переписки, изменения, связанные с сокращением перечня товаров и услуг, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, изменения отдельных элементов товарного знака, не меняющие его существа, а также изменения для исправления очевидных и технических ошибок».

Данная процедура регулируется Административным регламентом, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 года № 704, который регулирует порядок предоставление Роспатентом соответствующей государственной услуги по внесению изменений. Данный регламент содержит исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить заявителю для внесения изменений.

В первую очередь, в отношении каждого свидетельства подается заявление по установленной форме – форма приведена в первом приложении к Регламенту. К заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере, доверенность на представителя, а также, в необходимых случаях, документ, подтверждающий вносимые изменения.

Изменения, как и в случае с заявкой, могут касаться следующих данных.

Наименование, либо фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) правообладателя: приводятся прежнее и измененное наименование или фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии).

Адрес места жительства физического или места нахождения юридического лица: приводится измененный адрес места жительства физического или места нахождения юридического лица.

Адрес для переписки: приводится измененный адрес для переписки.

Изменения перечняисключаемые товары (услуги) из перечня товаров (услуг), в отношении которых осуществлена государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков. Экспертиза проверяет, не содержит ли новый, указанный в заявлении о внесении изменений перечень какие-либо новые товары или услуги, для которых знак зарегистрирован не был, и не расширяет ли этот новые перечень объем исключительных прав на товарный знак.

Добавить товары/услуги в уже имеющуюся регистрацию невозможно.

Изображение товарного знака: необходимо приложить измененное изображение товарного знака в двух экземплярах. Как было отмечено ранее, при подаче заявления представляются два экземпляра изображения измененного товарного знака. Если меняется цветовое сочетание – также представляется описание измененного цвета или цветового сочетания.

Это интересно:  Поиск торговых марок и товарных знаков

При изучении возможности внесения изменений, экспертиза проверяет, не меняют ли вносимые изменения суть товарного знака, восприятие знака в целом или его основных, доминирующих элементов. В том случае если изменение товарного знака носит существенный характер, например, в результате ребрендинга, рекомендуется повторно подавать заявку на регистрацию нового товарного знака.

И некоторые другие.

К заявлению прикладываются те же подтверждающие изменение документы, что и в случае заявки на регистрацию товарного знака.

В случае соблюдения всех требований и успешного внесения изменений в свидетельство, данные изменения размещаются в разделе «Изменения и дополнения» в Государственном реестре. Записи вносятся с указанием даты публикации изменения или дополнения. Срок внесения изменений – около двух месяцев.

У некоторых правообладателей возникает вопрос: зачем вообще регистрировать изменения в товарный знак?

Ответ достаточно прост: несвоевременное внесение изменений существенно ограничивает возможности защиты и использования прав на товарный знак.

Так, например, в распоряжении исключительными правами на товарный знак (регистрация договора отчуждения, лицензионного договора и др.) будет отказано, если сведения о наименовании или юридическом адресе правообладателя, указанные в свидетельстве, не были вовремя приведены в соответствие с данными ЕГРЮЛ и не соответствуют актуальным данным, указанным в договоре.

Кроме того, если адрес переписки, указанный в реестре, не соответствует действительности, правообладатель может не узнать об угрозах действию его исключительных прав на товарный знак, например, в связи с подачей третьим лицом иска по неиспользованию, ведь вся переписка между правообладателем и Роспатентом ведется по адресу, указанному для переписки.

Особым случаем внесения изменений в свидетельство на товарный знак является выделение отдельной регистрации. Данная возможность – новелла в российском законодательстве об интеллектуальной собственности.

Согласно п. 2. Ст. 1505 ГК РФ, «В случае оспаривания предоставления правовой охраны товарному знаку (статья 1512) из государственной регистрации товарного знака, действующей в отношении нескольких товаров, по заявлению правообладателя может быть выделена отдельная регистрация такого товарного знака для одного товара или части товаров из числа указанных в первоначальной регистрации, неоднородных с товарами, перечень которых остается в первоначальной регистрации. Такое заявление может быть подано правообладателем до принятия решения по результатам рассмотрения спора о регистрации товарного знака». Таким образом, любая регистрация, в перечне которой содержится больше одной позиции, формально может быть разделена для сохранения прав правообладателя хотя бы на «часть» регистрации. При этом очевидно, приведенные в заявлении о выделении позиции должны входить в перечень товаров первоначального свидетельства и быть неоднородными с позициями, перечень которых остается в первоначальной регистрации.

Выделение отдельной регистрации необходимо отличать от подачи выделенной заявки на регистрацию товарного знака из первоначальной заявки, которая возможна до принятия решения экспертизы по указанной первоначальной заявке.

Как мы видим, внесение изменений в заявку и свидетельство на товарный знак представляется достаточно простой процедурой, которая, на практике, однако, обладает множеством особенностей, которые требуют внимательного и скрупулезного подхода.

Статья 1505. Внесение изменений в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак

Внесение изменений в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак

1. Правообладатель обязан уведомлять федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности о любых изменениях, относящихся к государственной регистрации товарного знака, в том числе в наименовании или имени правообладателя, о сокращении перечня товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, об изменении отдельных элементов товарного знака, не меняющем его существа.

2. В случае оспаривания предоставления правовой охраны товарному знаку (статья 1512) из государственной регистрации товарного знака, действующей в отношении нескольких товаров, по заявлению правообладателя может быть выделена отдельная регистрация такого товарного знака для одного товара или части товаров из числа указанных в первоначальной регистрации, неоднородных с товарами, перечень которых остается в первоначальной регистрации. Такое заявление может быть подано правообладателем до принятия решения по результатам рассмотрения спора о регистрации товарного знака.

3. Записи об изменениях, относящиеся к государственной регистрации товарного знака, вносятся в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак при условии уплаты соответствующей пошлины.

4. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности по собственной инициативе может вносить изменения в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак для исправления очевидных и технических ошибок, предварительно уведомив об этом правообладателя.

За внесение изменений в Госреестр товарных знаков уплачена пошлина

Как организации, имеющей собственный товарный знак, учитывать расходы на уплату пошлины за внесение изменений в Государственный реестр товарных знаков? Рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Светлана Мягкова и Дарья Брижанева.

Организация (общий режим налогообложения) имеет товарный знак, который учтен в качестве нематериального актива. В связи с изменением юридического адреса организации вносятся изменения в Государственный реестр товарных знаков, уплачена пошлина. Как учитывать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на уплату пошлины?

В соответствии со ст. 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (ст. 1481 ГК РФ).

На основании ст. 1480 ГК РФ государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков) в порядке, установленном ст.ст. 1503 и 1505 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 1505 ГК РФ правообладатель обязан уведомлять федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности о любых изменениях, относящихся к государственной регистрации товарного знака, в том числе в наименовании или имени правообладателя, о сокращении перечня товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, об изменении отдельных элементов товарного знака, не меняющем его существа.

При этом записи об изменениях, относящиеся к государственной регистрации товарного знака, вносятся в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак при условии уплаты соответствующей пошлины (п. 3 ст. 1505 ГК РФ).

Уплата пошлины за внесение изменений в государственный реестр товарных знаков предусмотрена Положением о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами , утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 N 941 (далее — Постановление Правительства РФ N 941).

Налог на прибыль

Следует отметить, что, в отличие от основных средств, нормами НК РФ не предусмотрена возможность изменения первоначальной стоимости НМА.

Для целей налогообложения суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Это интересно:  Товарный знак актив или пассив

Таким образом, расходы на уплату, в частности, налогов и сборов, установленных законодательством РФ, могут быть учтены при налогообложении прибыли в составе прочих расходов при условии их соответствия критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Статьей 13 НК РФ к федеральным сборам отнесена, в частности, государственная пошлина. Государственной пошлине посвящена глава 25.3 НК РФ.

Однако пошлина за внесение изменений в Государственный реестр товарных знаков не является государственной пошлиной, установленной главой 25.3 НК РФ.

Вместе с тем, как было отмечено выше, данная пошлина предусмотрена постановлением Правительства РФ N 941, принятым в соответствии со ст. 1249 «Патентные и иные пошлины» ГК РФ.

Пунктом 1 ст. 1249 ГК РФ определено, что за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, с государственной регистрацией программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы, товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами, взимаются соответственно патентные и иные пошлины.

Согласно абзацу второму п. 2 ст. 1249 ГК РФ перечень иных, кроме указанных в абзаце первом п. 2 ст. 1249 ГК РФ, юридически значимых действий, за совершение которых взимаются патентные и иные пошлины, их размеры, порядок и сроки уплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В связи с вышеизложенным считаем, что рассматриваемая пошлина является сбором, начисляемым в установленном в соответствии с законодательством РФ порядке.

Следовательно, по нашему мнению, данная пошлина может быть учтена в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В соответствии с пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей датой осуществления прочих расходов признается дата начисления налогов (сборов) (смотрите письмо ФНС России от 28.12.2011 N ЕД-4-3/22400).

С одной стороны, из вышеприведенной нормы следует, что датой принятия расходов по уплате пошлины является дата признания обязательства (задолженности) перед государством по ее уплате. Однако возникновение обязательства в данном случае непосредственно связано с обращением к госорганам за совершением юридически значимых действий.

Таким образом, полагаем, что по аналогии с приведенными разъяснениями и с учетом общего правила признания расходов при методе начисления (абзац 1 п. 1 ст. 272 НК РФ) расходы по уплате пошлины за внесение изменений в Государственный реестр товарных знаков должны признаваться в том отчетном (налоговом) периоде, когда организация обратилась (подала заявление) в Роспатент за совершением этих юридически значимых действий.

Бухгалтерский учет

Нематериальный актив принимается к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к бухгалтерскому учету (п. 6 ПБУ 14/2007).

При этом ПБУ 14/2007 не предусматривает возможности последующего изменения первоначальной стоимости НМА. Исключение составляют случаи переоценки и обесценения НМА (п. 16 ПБУ 14/2007).

Таким образом, затраты, связанные с внесением изменений в Государственный реестр товарных знаков, не могут быть отнесены на увеличение первоначальной стоимости НМА, они должны быть включены непосредственно в состав расходов, учитываемых в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99).

Пункт 4 ПБУ 10/99 предусматривает, что расходы, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).

Согласно п. 7 ПБУ 10/99 расходы по обычным видам деятельности формируют:

— расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

— расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и другие).

По нашему мнению, расходы на уплату рассматриваемой пошлины, в связи с изменением юридического адреса организации, связаны с содержанием внеоборотных активов (НМА) и являются расходами по обычным видам деятельности.

Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция), предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Соответственно, на указанном счете отражается уплата пошлины, являющейся сбором, предусмотренным главой 25.3 НК РФ.

Однако рассматриваемая пошлина не является государственной пошлиной, установленной главой 25.3 НК РФ. Размер и порядок уплаты пошлины, уплачиваемой за внесение изменений в Государственный реестр товарных знаков, установлены постановлением Правительства РФ N 941.

Следовательно, на счете 68 уплата данной пошлины отражаться не должна.

Полагаем, что для отражения операций по учету пошлины за внесение изменений в Государственный реестр товарных знаков целесообразно использовать счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В соответствии с Инструкцией для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, не упомянутыми в пояснениях к счетам 60-75, предназначен счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Таким образом, в бухгалтерском учете для отражения операции по уплате пошлины необходимо сделать следующие записи:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 76

— пошлина учтена в составе расходов;

Дебет 76 Кредит 51

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ .

Статья написана по материалам сайтов: zuykov.com, www.ippro.ru, www.klerk.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector