+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Указание товарного знака по 223 фз

В соответствии с требованиями пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)». Большинство специалистов, читая эту норму, акцентируют внимание на последней фразе «(или эквивалент)» и дальше развивают тему о необходимости установления параметров эквивалентности закупаемого товара или отсутствии такой необходимости. Однако, никто обычно не ставит вопрос о нелепости и неприменимости данной нормы закона с точки зрения действующего гражданского законодательства Российской Федерации, которое имеет следующие особенности.

Понятие товарный знак содержится в пункте 11 приложения № 26 «Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности» к Договору о Евразийском экономическом союзе:

Товарным знаком и знаком обслуживания (далее — товарный знак) является обозначение, охраняемое в соответствии с законодательством государства-члена и международными договорами, участниками которых являются государства-члены, и служащее для индивидуализации товаров и (или) услуг одних участников гражданского оборота от товаров и (или) услуг других участников гражданского оборота».

Далее, в этом же пункте данного международного договора РФ содержится указание на виды товарных знаков:

«В качестве товарного знака в соответствии с законодательными актами государств-членов могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании».

Аналогичная классификация видов товарных знаков содержится и статье 1482 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, товарные знаки представляют собой охраняемые словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации, служащие для индивидуализации товаров производителей.

Принципиальным отличием норм новой редакции Закона № 223-ФЗ о закупках в части описания предмета закупки от аналогичных норм законодательства РФ о контрактной системе в части описания объекта закупки является возможность установления заказчиком требований к закупаемым товарам, работам, услугам, которые влекут за собой обоснованное ограничение количества участников закупки.

Так, в силу прямого указания пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Таким образом, новая редакция Закона № 223-ФЗ не запрещает включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, в том числе указание его товарного знака, которые свидетельствуют о его конкретном производителе. При этом такие требования к закупаемому товару должны быть обоснованы (обусловлены) его спецификой. Данная особенность новой редакции Закона № 223-ФЗ о закупках позволяет осуществлять закупки товаров конкретных производителей при наличии соответствующего обоснования со стороны заказчика.

При этом законом установлены 2-ва варианта закупок товаров конкретных производителей:

Вариант 1: указание производителя товара с использованием его товарного знака;

Вариант 2: указание производителя без использования товарного знака.

В рамках реализации первого варианта от заказчика требуется сопровождать указываемый товарный знак словами «(или эквивалент)», за исключением случаев, прямо перечисленных в пункте 3 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках:

  • обеспечение взаимодействия несовместимых с другими товарными знаками товаров;
  • закупки товаров для исполнения государственных и муниципальных контрактов;
  • закупки товаров для исполнения обязательств по договорам, включающими необходимость указания товарного знака;
  • закупок запчастей и расходных материалов к машинам и оборудованию в соответствии с технической документацией.

При этом в новой редакции 223-ФЗ напрямую не указано, что в случае, если заказчиком осуществляется закупка товара с товарным знаком, которая не подпадает под вышеуказанные исключения, то заказчик обязан помимо указания фразы об эквивалентности устанавливать в описании предмета закупки и сами параметры эквивалентности закупаемой продукции. Однако, такая обязанность следует из требований действующего законодательства РФ о закупках и судебной практики его применения. В силу прямого указания пункта 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках в документации конкурентной закупки должны быть указаны иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, потребностям заказчика.

В пункте 1 Обзора Президиума Верховного Суда РФ от 16.05.2018 г. подчёркивается, что целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение.

В связи с этим одно лишь указание товарного знака, сопровождаемое только фразой «(или эквивалент)» без указания самих параметров (характеристик) эквивалентности, представляется ненадлежащим описанием предмета конкурентной закупки с точки зрения действующего законодательства РФ о закупках.

Выводы:

1. Существующая редакция пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках является практически нереализуемой в отношении большинства используемых в Российской Федерации товарных знаков, которые являются изображениями или комбинацией словесных и изобразительных обозначений, а также других обозначений товарных знаков, не являющихся словесными.

3. С учётом особенностей действующего законодательства указание товарного знака при описании предмета закупки целесообразно для заказчика лишь в случае, если закупка подпадает под одно из 4-х исключений, при наличии которых не требуется сопровождение товарного знака фразой об эквивалентности.

4. В рамках новой редакции Закона № 223-ФЗ о закупках заказчик вправе осуществлять закупки товаров конкретных производителей, если закупка таких товаров обоснована их спецификой. При этом если заказчиком при описании закупаемых товаров конкретных производителей не используются средства их индивидуализации – товарные знаки, то установление параметров эквивалентности товаров при осуществлении закупки не является обязательным .

Обзор судебно-арбитражной практики рассмотрения споров, возникающих при применении закона № 223-ФЗ

Беляева Ольга Александровна, Доктор юридических наук Ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

1. Установление требований к участникам закупки.

Позиция 1.

Заказчик объявил о проведении закупки путем приглашения делать оферты, установив к участникам закупки требование о наличии уставного капитала в размере не менее 1 млрдруб. Участник закупки, чья заявка была отклонена, обратился в арбитражный суд с иском о признании документации о закупке недействительной, так как она не соответствует требованиям закона № 223-ФЗ.

В удовлетворении иска судом было отказано, поскольку требования документации о наличии уставного капитала в определенном размере в отношении участников закупки установлены обоснованно.

Решением антимонопольного органа заказчик признан нарушившим антимонопольное законодательство при проведении открытого запроса предложений по отбору организации для оказания услуг по охране офисов общества. Среди прочего, антимонопольный орган посчитал незаконным требование о согласовании частных охранных организаций, которые в будущем должны обеспечить безопасность офисов заказчика, со службой безопасности собственника здания, в котором расположены офисные помещения.

Суд признал решение антимонопольного органа незаконным, посчитав, чтов действиях заказчика нет антиконкурентной направленности, создания неоправданных препятствий участникам закупки.

(См. постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.09.2013 г. по делу № А52-326/2013).

Позиция 2.

Заказчик при проведении конкурса по выбору банка для осуществления расчетно-кассового обслуживания установил требования к показателям финансово-хозяйственной деятельности участника закупки (размер прибыли, рост активов, рост капитала). Решением антимонопольного органа заказчик был признан нарушившим антимонопольное законодательство.

Это интересно:  Товарный знак и коммерческое обозначение различия

Суд оставил данное решение в силе, посчитав, что действия заказчика по установлению таких требований привели к необоснованным ограничениям и дискриминации по отношению к участникам конкурса.

Организатор закупки на право заключения договора поставки электрооборудования установил в предквалификационной документации требования, не относящиеся к техническим характеристикам закупаемого товара, а именно: наличие у претендентов договора поставки, дилерского, субдилерского, дистрибьюторского договора; опыта работы на рынке торговли электрооборудованием; наличие рекомендательных писем (отзывов).

Суд поддержал позицию антимонопольного органа о том, что подобные требования являются незаконными, поскольку накладывают на участников закупки не предусмотренные законом обязанности, ограничивают конкуренцию, т.к. не обладают измеряемыми характеристиками, позволяют участникам действовать недобросовестно.

Антимонопольный орган признал заказчика нарушившим антимонопольное законодательство, так как к участникам конкурса на право заключения договоров поставки каменного угля было установлено требование о наличии у них опыта выполнения аналогичных договоров не менее трех лет.

Суд поддержал позицию антимонопольного органа, посчитав, что установление требования о наличии опыта работы ведет к ограничению доступа к участию в конкурсе, сокращает число потенциальных участников и может привести к ограничению конкуренции на рынке поставки каменного угля.

2. Заключение договора по результатам закупки.

Победитель закрытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по бурению скважины в процессе переговоров по согласованию условий договора приступил к мобилизации буровой установки. Однако организатор конкурса аннулировал его результаты, поскольку победитель конкурса не подписал в установленный срок переданный ему договор.

Победитель конкурса (истец) посчитал, что ответчик (организатор конкурса) уклоняется от подписания договора, и обратился в суд с иском о понуждении к заключению договора на выполнение работ по бурению скважины в соответствии с условиями протокола оценки и сопоставления заявок на участие в закрытом конкурсе.

В удовлетворении иска судом было отказано, поскольку суд установил, что представленный истцом проект договора не соответствовал требованиям конкурсной документации (были внесены существенные изменения в техническое задание, стоимость работ), победитель конкурса не вправе изменять условия договора, предложенного организатором конкурса.

Истец, признанный единственным участником проведенного ответчиком запроса цен на право заключения договора поставки дверей, требует понудить заказчика заключить с ним договор.

В удовлетворении искового требования судом отказано, т.к. у заказчика нет обязанности заключить договор по результатам закупки в форме запроса цен, такая процедура не является торгами.

Истец (участник конкурса, занявший второе место) требовал обязать заказчика заключить с ним договор.

В удовлетворении иска судом отказано, поскольку действующее законодательство не предусматривает обязанность заказчика заключить договор с лицом, занявшим второе место, на выполнение работ, являвшихся предметом конкурса, в случае последующей утраты потребности в подряде по причине выполнения работ силами заказчика. В соответствии со ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора возможно в случае, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.

3. Установление требований к объекту закупки.

Антимонопольный орган заявил требование о признании недействительным протокола комиссии по размещению заказов, контракта, применении последствий недействительности сделки, поскольку в документацию об открытом аукционе в электронной форме включены условия о конкретном производителе товара, что ограничивает конкуренцию.

В удовлетворении требования отказано, так как установление требований к качеству, техническим характеристикам оборудования не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 закона № 223-ФЗ, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Основной задачей закона № 223-ФЗ является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате аукциона лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Поэтому включение в документацию об аукционе требований к качеству, техническим характеристикам оборудования, соответствующим потребностям заказчика, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе и не является нарушением ст. 17 федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Организатор закупки в форме запроса ценна кондитерские изделия (пряники с клюквенной начинкой) отклонил заявку участника, предлагавшего поставить пряники с цитрусовой начинкой. Антимонопольный орган решил, что цитрусовая начинка пряников является эквивалентом клюквенной начинки, в связи с чем организатору запроса цен вменено нарушение, выразившееся в создании для участников неравных условий в результате ненадлежащего указания требований к продукции

Суд признал решение антимонопольного органа недействительным, поскольку включение в документацию требования к начинке пряников не противоречит закону, данное требование обусловлено внутренними потребностями заказчика (лечебно-профилактического учреждения) и не направлено на ограничение количества участников размещения заказа.

Антимонопольный орган признал незаконным указание заказчиком в документации открытого запроса цен на право заключения договора поставки кабельных муфт требования к конкретному месту производства товара.

Решение отменено судом, поскольку заказчик обосновал, что указание конкретного места производства кабельных муфт является для него принципиально важным и необходимым для надежного и бесперебойного снабжения электрической энергией потребителей, не доказано, что действия заказчика направлены на ограничение количества участников закупки.

Антимонопольный орган признал незаконным указание заказчиком в документации открытого запроса цен на право заключения договора поставки электротехнической продукции конкретных заводов-изготовителей.

Решение отменено судом, поскольку заказчик обосновал, что указание конкретных производителей является для него принципиально важным и необходимым для надежного и бесперебойного снабжения электрической энергией потребителей, не доказано, что действия заказчика направлены на ограничение количества участников закупки.

Суд решил, что указание в аукционной документации товарного знака производителя товара не ограничивает конкуренцию, количество участников аукциона, не создает дискриминационные условия и не запрещено действующим законодательством РФ.

4. Процедура закупки.

Антимонопольный орган признал заказчика нарушившим закон № 223-ФЗ, так как при проведении закупки в электронной форме было установлено требование о представлении документов на бумажном носителе.

Суд поддержал позицию антимонопольного органа, поскольку данное требование создает препятствия по участию в закупке, проводимой в электронной форме, для лиц, находящимся в отдаленности от заказчика.

Заказчик признан нарушившим закон № 223-ФЗ ввиду неправомерного отказа предприятию в допуске к участию в запросе предложений, поскольку по условиям закупочной документации оценка по критерию «цена» осуществляется заказчиком после определения победителя, в связи с чем отклонение заявки предприятия по причине неуказания им цены предлагаемых услуг является незаконным.

Антимонопольный орган признал заказчика нарушившим законодательство в связи с неразмещением в информации о закупке сведений о начальной (максимальной) цене договора.

Суд согласился с позицией антимонопольного органа, поскольку неуказание сведений о начальной (максимальной) цене договора является нарушением закона № 223-ФЗ.

Суд отказал в удовлетворении иска о признании недействительными результатов открытого запроса предложений и договора страхования, заключенного по его итогам. Поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность организатора запроса предложений создать конкурсную ситуацию для истца, полностью идентичную сложившейся на момент проведения оспариваемого запроса предложений, ответчик не обязан снова размещать указанный запрос предложений на тех же условиях.

Это интересно:  Защита товарного знака от недобросовестной конкуренции

Истец требовал признать недействительными результаты конкурса и заключенный договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Истец ссылался на то, что победитель конкурса владел дополнительной информацией, так как ранее у него был заключен с заказчиком аналогичный договор страхования, поэтому победитель конкурса имел безусловное преимущество перед истцом.

Суд отказал в удовлетворении исковых требований, посчитав, что конкурсная документация, размещенная в установленном порядке на официальном сайте, содержала все необходимые сведения для подготовки конкурсной заявки.

По результатам рассмотрения жалобы на действия организатора торгов на право заключения договора поставки антимонопольным органом установлены факты неуказания в извещении о проведении аукциона количества поставляемого товара, в документации об аукционе – сроков (периодов) поставки товаров.

Суд отменил решение антимонопольного органа только в части неуказания сроков (периодов) поставки, поскольку срок поставки определен проектом договора и формой заявки. Обязательное указание даты начала поставки и ее окончания не предусмотрено законом.

Истец утверждал, что заказчиком нарушены антимонопольные требования к торгам, установленные ст. 17 федерального закона «О защите конкуренции», при проведении конкурентных переговоров без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на выполнение работ.

Суд указал, что заказчиком закупка в форме в виде торгов не проводилась. Конкурентные переговоры не являются торгами в смысле, определенном ГК РФ, поэтому на них антимонопольные требования к торгам не распространяются.

5. Оценка и сопоставление заявок

Позиция 1.

Антимонопольный орган признал заказчика нарушившим закон № 223-ФЗ, поскольку в конкурсной документации отсутствовали значимость критериев оценки, а также порядок расчета баллов, присуждаемых предложениям участников.

Суд отменил решение антимонопольного органа, указав, что действующее законодательство не содержит норм, непосредственно конкретизирующих содержание сведений, относящихся к критериям, порядку оценки и сопоставления заявок.

Позиция 2.

Суд согласился с решением антимонопольного органа о признании конкурсной комиссии заказчика нарушившей закон № 223-ФЗ,комиссия не определила в документации исчерпывающие критерии оценки заявок на участие в конкурсе и не определила порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Заказчик установил узкий подкритерий критерия оценки заявок «квалификация участников конкурса» – наличие опыта сотрудничества с самим заказчиком.

Суд поддержал позицию антимонопольного органа, признавшего заказчика нарушившим принцип равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Поскольку установление столь узкого подкритерия объективно влечет за собой нарушение – ограничивает количество участников лишь контрагентами заявителя.

6. Полномочия антимонопольного органа.

Заказчик разместил на электронной торговой площадке извещение о проведении запроса предложений на поставку спецобуви. Полагая, что требования к участникам закупок противоречат законодательству, заявитель обратился с жалобой в антимонопольный орган. Однако жалоба была оставлена без рассмотрения, поскольку основания для обжалования действий заказчика, на которые ссылается заявитель, не отвечают критериям, предусмотренным законом № 223-ФЗ.

Суд поддержал позицию антимонопольного органа, поскольку заявитель не подавал заявку на участие в запросе предложений, оставление жалобы без рассмотрения не нарушает его прав и законных интересов.

Антимонопольный орган признал заказчика нарушившим ст. 2, 3, 4 закона № 223-ФЗ, поскольку при проведении запроса предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств не был соблюден порядок определения победителя.

Суд отменил данное решение, отметив, что антимонопольный орган обязан указывать, какие именно положения закона № 223-ФЗ нарушены заказчиком. Также суд указал, что полномочия антимонопольного органа исчерпывающим образом перечислены в ч. 10 ст. 3 закона № 223-ФЗ, обжалование действий заказчика по иным основаниям не допускается.

Изменения в 223-ФЗ с 1 июля 2018 года + таблица

С 1 июля 2018 года начинают действовать поправки, внесенные в 223-ФЗ. Они направлены на усиление контроля за деятельностью как заказчиков, так и поставщиков. Можно говорить о начале процесса сближения правил проведения закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Законодатель стремится уменьшить количество случаев злоупотреблений и противоправных действий при приобретении товаров и услуг.

Важная информация для заказчиков

Поправки в 223-ФЗ уже начали действовать. В связи с этим у заказчиков возник закономерный вопрос, по каким нормам проводить закупки сейчас, если положения о закупках еще не скорректированы. Соответствующее разъяснение дали Министерство Финансов и Федеральная Антимонопольная служба. Они опубликовали совместное письмо № АД/48543/18 от 27 июня 2018, в котором говориться о следующем:

  • Для всех заказчиков предусмотрен переходный период, за который они должны привести положения о закупках в соответствие с новыми требованиями законодательства. Он продлится до 1 января 2019 года.
  • Если после начала 2019 года в ЕИС будет располагаться положение, не соответствующее обновленным правилам, то оно будет признано неразмещенным. Соответственно, проводить процедуры по нему запрещено.
  • Закупки, размещенные в ЕИС до даты внесения коррективов в закон, завершаются по правилам, действующим ранее.

В переходный период с 01.07.18 до 31.12.18 заказчики могут реализовывать закупки по старым положениям. С 2019 года за неисполнение обновленных требований заказчики будут привлекаться к ответственности.

Конкурентные закупки

Пунктами 2 и 3 статьи 3 обновленного 223-ФЗ вводится понятие конкурентной закупки. Таковой будет считаться процедура, отвечающая следующим требованиям:

  1. Информация о закупке сообщается путем публикации извещения в ЕИС или направления приглашения потенциальным поставщикам в соответствии с нормами статьи 3.5.
  2. Во время проведения процедуры обеспечивается конкуренция между всеми участниками.
  3. При описании приобретаемого объекта соблюдены все нормы статьи 6.1 223-ФЗ.

Конкурентные закупки, проводимые между субъектами малого предпринимательства, могут быть реализованы исключительно в электронной форме. Остальные процедуры проводятся при помощи ЭТП, если иное не установлено положением о закупках.

Описание предмета закупки

Пунктом 6.1 223-ФЗ в новой редакции регламентируются определенные правила описания закупаемого товара при проведении конкурентной закупки:

  1. В описании прописываются технические, функциональные, эксплуатационные и качественные параметры изделия.
  2. Запрещено указывать в описании объекта требования о поставке продукции определенного товарного знака, фирменного наименования, выпущенного в конкретной стране. Ранее установление таких требований считалось правомерным. По новым правилам это приравнивается к попытке ограничения конкуренции.
  3. Если указание товарного знака в описании объекта необходимо, то оно должно сопровождаться надписью «или эквивалент». Из этого правила есть несколько исключений, перечисленных в подпункте 3 пункта 6.1 статьи 3.

Эти требования максимально приближены к нормам 44-ФЗ. Их несоблюдение будет признано нарушением законодательства, за что заказчик привлекается к ответственности.

Правила проведения конкурентных закупок

Подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 3 установлен перечень способов реализации конкурентной закупки. В него входят: конкурсы открытые и закрытые, аукционы, запросы котировок, запросы предложений. Нормами статей 3.2 – 3.6 установлены ключевые правила и сроки проведения таких процедур. Законодатель прописывает порядок осуществления нескольких ключевых этапов, общих для всех закупок:

  1. Запрос на дачу разъяснений документации участник подает не позднее чем за 3 суток до завершения фазы подачи предложений. Заказчик должен ответить в течение 3-х рабочих дней с момента обращения участника (п.3 ст. 3.2)
  2. Отмена закупки возможна лишь до окончания подачи предложений (п.5 ст.3.2). Информация об этом должна появиться в ЕИС в день принятия решения (п.6 ст.3.2). В иное время отмена возможна только при возникновении обстоятельств непреодолимой силы.
  3. Изменение и отзыв заявки возможен в любой момент до истечения срока подачи предложений. Для этого заказчику направляется соответствующее уведомление (п. 11 ст. 3.2).
  4. Договор должен быть заключен в период между 10 и 20 днями с момента размещения в ЕИС финального протокола (п. 15 ст. 3.2).
Это интересно:  Товарный знак медицинских изделий

Регламентированные сроки публикации извещения в ЕИС будут зависеть от типа реализуемой процедуры. В статье 3.4 приводятся также особенности реализации таких процедур между субъектами среднего и малого предпринимательства.

Процедура

Срок публикации в сети извещения и документации

Ссылка на 223-ФЗ

Сроки размещения документации при реализации закупки среди СМП

Ссылка на 223-ФЗ

За 15 и больше суток до окончания стадии подачи предложений.

Пункт 17 статьи 3.2

Минимум за 7 суток до финиша стадии подачи предложений, если НМЦК менее 30 миллионов рублей. В противном случае, этот срок продлевается до 15 дней.

Подпункт 1 п.3 ст.3.4

Не меньше чем за 15 суток до даты окончания подачи предложений.

Пункт 19 статьи 3.2

При НМЦК меньше 30 миллионов рублей, документы должны появиться в сети не менее чем за 7 дней до конца срока подачи предложений. Для контрактов с большей НМЦК этот срок продлевается до 15 суток.

Подпункт 2 п.3 ст.3.4

За 5 и более раб. дней до конца срока подачи заявок.

Пункт 21 статьи 3.2

Минимум за 4 раб. дня до окончания периода подачи заявок. НМЦК при этом не может превышать 7 миллионов рублей.

Подпункт 4 п.3 ст.3.4

Не менее чем за 7 раб. дней до финала стадии подачи предложений.

Пункт 23 статьи 3.2

Не менее чем за 5 раб. дней до даты проведения процедуры. При этом НМЦК не может превосходить 15 миллионов рублей.

Подпункт 3 п.3 ст.3.4

Заказчики вправе устанавливать необходимость предоставления обеспечения заявки, если НМЦК контракта превышает 5 миллионов рублей. В извещении о закупке фиксируется его размер и порядок возврата. В пункте 26 статьи 3.2 приведен перечень обстоятельств, при которых возврат обеспечения не производится.

В статье 3.3 223-ФЗ приведены ключевые правила реализации закупки в электронном виде. Дается определение электронной торговой площадки, необходимость получения аккредитации на ней участниками. Нормы проведения закупок среди субъектов среднего и малого предпринимательства подробно рассмотрены в статье 3.4.

Информация о договорах, заключенных по итогам закупок, вносится в единый реестр. По новым требованиям пункта 2 статьи 4.1 фиксируются также данные о контрактах с единственными поставщиками, если закупка не была закрытой.

Закрытые закупки

В обновленной версии 223-ФЗ появилось четкое определение термину закрытая закупка. Ей признается аукцион, конкурс, запрос предложений или котировок, в том случае, если содержащиеся в документации сведения представляют собой государственную тайну. Это прописано в пункте 1 статьи 3.5.

Порядок проведения закрытой закупки аналогичен тому, который регламентируется в статье 3.2 223-ФЗ с учетом некоторых особенностей. Информация о проведении такой процедуры не может быть размещена в ЕИС. Заказчик направляет индивидуальные приглашения поучаствовать в закупке двум и более потенциальным поставщикам, заинтересованным в заключении контракта. Заявка подается участником в запечатанном конверте, который не позволяет просматривать его содержимое.

Требования к составу извещения

Изменения коснулись и пункта 9 статьи 4, в котором приводится перечень данных, которые должны содержаться в извещении о проведении закупки. Обязательной информацией признается:

  1. Способ приобретения товаров и услуг.
  2. Реквизиты заказчика.
  3. Предмет договора. Теперь в извещение нужно включать не только объем закупаемых товаров или предоставляемых услуг, но и их описание в соответствии с нормами части 6.1 статьи 3.
  4. Место поставки продукции или оказания услуг.
  5. НМЦК контракта. По новой редакции закона можно устанавливать НМЦК в виде формулы расчета или максимальной стоимости единицы товара.
  6. Сроки предоставления документации о закупке
  7. Дата проведения процедуры и подведения итогов. Согласно подпункту 7 пункта 9 статьи с 1 июля 2018 года нужно будет указать в извещении не только дату, но и порядок проведения процедуры вскрытия заявок и подведения итогов.
  8. На заказчика возложены также обязательства прописывать в извещении адрес ЭТП при проведении закупки в электронной форме, а также иные сведения, установленные положением.

Все изменения, вносимые в извещение должны найти свое отражение в ЕИС в течение трех дней с момента принятия соответствующего решения.

Как описать предмет закупки по 223-ФЗ

Что изменилось

С 1 июля 2019 года начинают действовать поправки, внесенные в Закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ, и касающиеся правил описания закупаемых ТРУ ( ч. 6.1 ст. 3). Ранее законодатель оставлял заказчику определенную свободу в этом вопросе. Заказчик сам устанавливал правила, а единственной обязанностью было прописать их в положениях о закупках. Теперь же процедура достаточно четко регламентирована законом.

Как описать предмет закупки по 223-ФЗ по новым правилам

Описывая предмет закупки в документации нужно указать следующее:

  • функциональные характеристики (способность выполнить основную функцию, достигнуть результата);
  • технические и качественные свойства (параметры, физические величины, регламент и порядок выполнения работ, соответствие стандартным требованиям);
  • эксплуатационные параметры (характеристики надежности и работоспособности: прочность, долговечность и т.п.);
  • требования по безопасности (соответствие стандартам, СанПинам);
  • способ упаковки;
  • порядок отгрузки;
  • результаты работы или услуги.

Предъявляемые требования должны соответствовать техническим регламентам и документам о стандартизации (ГОСТы, СанПины). Если заказчик предъявляет в описании иные требования, он должен это обосновать в документации ( ч. 10 ст. 4).

Введено ограничение использовать при описании ТРУ:

  • товарные знаки;
  • знаки обслуживания;
  • фирменные наименования;
  • патенты;
  • промышленные образцы;
  • наименование страны происхождения.

Не допускается устанавливать иные необоснованные требования к ТРУ, которые могут ограничить конкуренцию:

Как использовать товарные знаки при описании продукции

Под товарным знаком в соответствии со ст. 1477 ГК РФ понимается обозначение, которое обеспечивает индивидуализацию товаров. Оно может быть словесным или в виде изображения.

В описании объекта закупки допускается указать товарный знак, если нет другого способа четко прописать требования, в следующих случаях:

  • со словами «или эквивалент». При этом в документации нужно обязательно прописать критерии эквивалентности. В этом случае поставщик может предложить товар другой марки, но соответствующий показателям эквивалентности. В заявке участник укажет марку и характеристики своего товара.
  • несовместимость продукции других марок с имеющейся у заказчика;
  • заказ запчастей и расходников;
  • закупок товаров, которые необходимы для выполнения госконтракта;
  • в случаях, если это предусмотрено условиями международных договоров.

Если контрольным органом будет установлено, что заказчиком предъявлены требования, ограничивающие конкуренцию, закупку отменят.

Как составить техническое задание

Техническое задание является составной частью документации о закупке и содержит основные требования к закупаемым ТРУ. Описание должно быть объективным, понятным, непротиворечивым. Не следует включать в одну закупку технологически и функционально не связанные товары, лицензируемые и нелицензируемые услуги (ст.17 Закона от 26.07.2006 № 136-ФЗ).

В ТЗ рекомендуется прописать следующую информацию:

  • описание ТРУ, их результатов: диапазон характеристик продукции, при необходимости можно приводить изображения, чертежи, эскизы;
  • объем товаров, услуг или работ;
  • тара, упаковка;
  • сроки поставки и график выполнения работ;
  • необходимость монтажа и наладки;
  • гарантийный срок;
  • ссылка на используемые документы о стандартизации, техническом регулировании.

Статья написана по материалам сайтов: auctionvestnik.ru, goszakupkirf.ru, goscontract.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector