+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Какие три признака отрасли права рассмотрены автором

Назовите любые три отличительные черты права, рассмотренные автором.

Соотношение права и морали имеет особое значение на современном этапе развития цивилизации, так как многие нравственные ценности — свобода, равенство, справедливость, честь, достоинство и другие — находят юридическое закрепление в нормативноправовых актах. Достоинство личности, основные права и свободы каждого человека получают всеобщее признание со стороны цивилизованных демократических государств.

Право и мораль — важнейшие элементы человеческой культуры. Моральные нормы, так же как и правовые, являются социальными регуляторами поведения человека. Мораль — это совокупность взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, смысле жизни, счастье и соответствующих им норм и принципов поведения, которые близки к человеческим идеалам и соблюдение которых обеспечивается убеждением, совестью человека, его привычкой, а также общественным мнением. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый предполагает ценностное отношение индивида к са мому себе, чувство собственного достоинства, осознание себя как личности, имеющей социальную ценность. Второй аспект — отношение человека к другим, осознание ценности своего социально значимого поведения.

По отношению к праву моральные ценности выступают как бы критерием оценки людьми эффективности механизмов правового регулирования общественных отношений. Закрепляя нравственные ценности, право тем самым способствует созданию надлежащих условий для их реализации. Идеи свободы, равенства, справедливости, по природе присущие человеку, становятся и правовыми ценностями. Соответственно возрастает и нравственная ценность самих юридических норм.

Право и мораль имеют как общие характерные черты, так и особенности. Одна из главных общих черт состоит в том, что и право, и мораль являются разновидностями социальных норм. И право, и мораль есть мера свободы. Чтобы реализовать правовую свободу, необходимо иметь моральную свободу. И право, и мораль роднит категория справедливости. Справедливость выступает средством обеспечения социальной ценности юридических норм. Вместе с тем, в обществе реализация идеала справедливости невозможна без правового регулирования.

Нормы морали более универсальны, чем нормы права. Нормы морали регулируют более широкую область отношений, чем сфера отношений, регулируемых правом. Нормы права систематизированы и находят официальное закрепление в нормативно-правовых актах, а нормы морали содержатся в сознании людей и получают выражение в общественном мнении и передаются им. Кроме того, нормы морали не институционализированы, то есть не обладают формальной определённостью, а правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в законодательстве, в судебных решениях.

Однако, как общие черты, так и различия правовых и моральных норм не следует абсолютизировать. Нормы морали и нормы права органически взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений.

В правильном ответе могут быть названы следующие отличительные черты:

2) официальное закрепление в нормативных правовых актах;

3) формальная определённость;

4) реализация институтами государства.

Отличительные черты могут быть сформулированы иначе

Подготовьтесь к ЕГЭ по обществознанию, математике, русскому онлайн на 85+ за 2 месяца

Глава 8. Договорный режим имущества супругов

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Постоянный рост производства и потребления угрожает будущему человечества так как:

1) истощаются запасы природных ресурсов;

2) уничтожается природа — естественная среда обитания человека.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

2.Как, по мнению авторов, граждане могут влиять на власть (укажите два способа влияния)?

Ключевой элемент демократии — полноправие граждан.

Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т. д. Все эти формы являются составными частями демократической практики.

Другой общепризнанный показатель демократии — власть большинства. Всякий орган управления, принимающий решения относительным большинством голосов, демократичен — идёт ли речь об избирательном округе, о парламенте, комитете, городском совете или партийном собрании.

Однако и здесь возникает проблема. Что если законно избранное большинство регулярно ущемляет своими решениями некое меньшинство (например, культурную или этническую группу)? В подобных случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти большинства с защитой прав меньшинств.

Демократические свободы должны также способствовать развитию коллективного сознания граждан, пониманию ими общих нужд и принятию решений — без расчёта на каких-то властителей. Носители разнообразных социальных статусов и интересов, оставаясь независимыми от государства, а может быть, и от партий, не только ограничивают произвол власти, но и формируют то, что в современных политологических исследованиях именуется «гражданским обществом», новый, лучший тип граждан — более информированный, более социальный по складу сознания, готовый на жертвы ради общего блага.

(По Т. Карлу, Ф. Шмиттеру)

Пояснение.

Могут быть названы следующие два способа влияния:

1)во время вы­бо­ров граж­да­не могут от­дать пред­по­чте­ние одной из стра­те­гий, пред­ла­га­е­мых по­ли­ти­че­ски­ми пар­ти­я­ми;

2)В пе­ри­од же между вы­бо­ра­ми граж­да­не могут воз­дей­ство­вать на го­су­дар­ствен­ную по­ли­ти­ку по­сред­ством иных ин­сти­ту­тов: объ­еди­не­ний по ин­те­ре­сам, об­ще­ствен­ных дви­же­ний, про­фес­си­о­наль­ных со­ю­зов и т. д.

3.Что автор называет социальными нормами? Какой вид социальных норм представлен в законах? Примеры какого другого вида социальных норм приведены автором?

Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.

Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т. д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.

На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус.

Социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.

Пояснение.

Должны быть даны ответы на три вопроса:

1) ответ на первый вопрос: социальными нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей;

2) ответ на второй вопрос: правовые нормы;

3) ответ на третий вопрос: автор приводит примеры моральных (нравственных) норм.

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

4.Дайте два объяснения фразы: «Школа представляет собой общество в миниатюре».

Начнём с вопроса: как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их взаимодействия. На характер этих взаимодействий оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес. Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребёнок, выросший в условиях голода, обычно отстаёт от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего собственного индивидуального опыта. Другим важным фактором формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников.

В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации (СМИ). Содержание, представленное в СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определённых ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей. Любой выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений).

В какой мере СМИ влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что СМИ оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.

В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре. Здесь происходит формирование личности ребёнка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.

Пояснение.

Могут быть приведены следующие объяснения:

1) семьи школьников представляют различные социальные группы и в совокупности отражают социальную структуру, поэтому школа — общество в миниатюре;

2) в школьных коллективах, как и в обществе в целом, действуют определённые правила поведения, распределены роли, есть иерархия взаимоотношений.

Могут быть приведены другие объяснения.

5.Как автор характеризует связь природы человека и его деятельности? Каково, по его мнению, содержание и результат деятельности?

Культуру часто определяют как «вторую природу». Культуроведы обычно относят к культуре всё рукотворное. Природа создана для человека; он же, неустанно трудясь, сотворил «вторую природу», то есть пространство культуры. Однако в таком подходе к проблеме присутствует некий изъян. Получается, будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает.

Культура, прежде всего, природный феномен, хотя бы потому, что её творец — человек — биологическое создание. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит на природном ландшафте. Он пользуется ресурсами природы, раскрывает собственный природный потенциал. Но если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры. Культура, следовательно, есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой.

Это интересно:  Копии нагрудных знаков ссср и рф

Человеческие творения возникают первоначально в мысли, духе и лишь затем воплощаются в знаки и предметы. И поэтому в конкретном смысле есть столько культур, сколько творящих субъектов. Поэтому в пространстве и времени существуют различные культуры, разные формы и очаги культуры.

Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя её источником, материалом и местом действия является природа. Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе. Природа человека, рассматриваемая без этой разумной деятельности, ограничена только способностями чувственного восприятия и инстинктами. Человек претворяет и достраивает природу. Культура — это деятельность и творчество. От истоков и до заката своей истории был, есть и будет только «человек культурный», то есть «человек творящий».

(По П. С. Гуревичу)

Пояснение.

Должны быть даны ответы на два вопроса:

1) ответ на первый вопрос: деятельность человека не дана природой всецело, хотя связана с тем, что природа даёт сама по себе;

2) ответ на второй вопрос: человек претворяет и достраивает природу.

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

6.Что автор называет профессией? Как, по мнению автора, профессия влияет на духовный мир человека?

Люди, говорящие на одном и том же языке, чувствуют себя более близкими, чем люди, говорящие на разных языках. Проявление этого мы можем наблюдать всюду. В городах, где живут разноязычные люди, русский тянется к русскому, немец — к немцу и т. д. Человек, попавший в чужую страну и не знающий её языка, рад встретить лицо, говорящее на своём языке. То же мы видим и в пределах населения одного государства.

Легко видеть, что языковое расслоение проходит по линиям, иным, чем линии государственного и расового расслоения. Население одного государства, например России, состоит из множества языковых групп. И обратно, одна и та же языковая группа по государственной принадлежности часто относится к двум или трём государствам. Не совпадает языковая группировка и с расовой. Люди одной расы, например белые, говорят на разных языках, и обратно, люди разных рас могут иметь один язык.

Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования. Таковы занятия врача, инженера, земледельца, фабричного рабочего и т. д. В современном обществе профессий множество. Число их достигает нескольких тысяч. Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы. Сходство людей по профессии вызывает сходство их интересов, вкусов, привычек; делает однопрофессиональных лиц солидарными друг с другом. В настоящее время трудно найти профессию, члены которой не были бы объединены в целях совместной защиты своих интересов в профессиональные группы.

Расслоение по степени имущества или богатства, деление населения на богатых и бедных с давних пор было и остаётся одним из самых важных расслоений.

(По П. А. Сорокину)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: «Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования»;

2) ответ на второй вопрос: «Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы».

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

7.Какие три признака отрасли права рассмотрены автором?

Юридические нормы, как мы уже знаем, — «кирпичики», исходные элементы всего здания права данной страны. Отрасли — наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания. Таковы уголовное право, трудовое право, административное право, гражданское право и т. д. В своей совокупности эти отрасли и составляют право в целом — систему права данной страны. Отрасль права — это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки однородных общественных отношений.

При указании на отрасль права можно отметить целый ряд её признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет», т. е. особый участок общественной жизни, особый вид однородных общественных отношений: конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «своё законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом; гражданскому праву — гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом.

И всё же главная особенность каждой отрасли — наличие особого юридического режима («метода регулирования»), который характеризует то, как, каким способом — через дозволения, запрещения, обязывания — осуществляется юридическое регулирование. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям — уголовное; к обязываниям — административное. Квалифицированный юрист-практик знает, что обозначение юридических дел в качестве уголовных, трудовых, семейных свидетельствует о том, что в данном случае действует особый юридический порядок. Например, гражданин заключил с организацией соглашение о производстве работы, а потом возник конфликт, и юридическому органу нужно рассматривать «дело». Какое дело? Ответ на этот вопрос зависит от того, какое было заключено соглашение. Трудовой договор? Просто соглашение на выполнение подрядных работ? В первом случае (трудовой договор) вступает в действие трудовое право. Если же заключено подрядное соглашение, то тут уже другой юридический режим, устанавливаемый и поддерживаемый не трудовым, а гражданским правом.

(По С. С. Алексееву)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы следующие признаки отрасли права (по тексту).

У каждой из отраслей есть:

2) «своё законодательство»;

3) наличие особого юридического режима («метода регулирования»).

Признаки могут быть даны в иной, близкой по смыслу формулировке.

8.Объясните связь уров­ня экономического раз­ви­тия страны с име­ю­щи­ми­ся на её тер­ри­то­рии природными ресурсами. Все­гда ли оби­лие природных ре­сур­сов позитивно вли­я­ет на эко­но­ми­че­ское развитие? Крат­ко поясните свой ответ.

Национальная экономика складывается из отраслей промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы. Она во многом зависит от тех природных ресурсов, которыми наделила страну природа, от климатического пояса, в котором страна расположена, от численности её жителей.

Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли промышленности (Япония, США, страны Западной Европы). В других, например в современной России, высок удельный вес добывающих отраслей. Есть страны, в которых основой экономики служит сельское хозяйство, туризм.

Другой важнейший показатель оценки экономики государства — валовой внутренний продукт — сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведённых экономикой страны за определённый период, как правило за год. По величине и ежегодной динамике ВВП можно судить о том, насколько эффективно функционирует экономика страны, какие тенденции в ней преобладают: ежегодный рост ВВП свидетельствует о развитии экономики, об улучшении благосостояния её граждан. Доля ВВП данного государства в мировом валовом продукте позволяет оценить, какую роль играет страна в мировом хозяйстве.

Ещё один важнейший показатель — уровень и качество жизни населения. Он отражает структуру использования валового внутреннего продукта: то, какие товары преобладают во внутреннем продукте страны, как происходит их распределение и потребление внутри общества, какое количество того или иного товара может позволить себе приобрести среднестатистический житель.

Чтобы оценить уровень развития того или иного государства, необходимо проанализировать все эти и ещё многие другие показатели, поскольку национальная экономика — это сложный комплекс, состоящий из множества элементов, каждый из которых важен.

(По материалам энциклопедии для школьников)

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

1) объ­яс­не­ние связи: на­ли­чие тех или иных при­род­ных ресурсов опре­де­ля­ет характер и от­рас­ли производства

(может быть дано дру­гое объяснение);

2) ответ на вопрос: нет, не всегда;

3) пояснение, допустим: из-за оби­лия природных ре­сур­сов в стра­не могут быть раз­ви­ты толь­ко сель­ское хо­зяй­ство и до­бы­ва­ю­щая промышленность.

Могут быть при­ве­де­ны другие пояснения.

9.Какие черты рыночной экономики, кроме конкуренции, упомянули авторы? Используя текст, укажите три черты.

Конкуренция оказывает давление на производителей, побуждая их эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Она устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность: фирмы, неспособные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Удачливым конкурентам приходится вести дела лучше, чем это делают фирмы-соперники. Добиваться этого можно различными способами: высоким качеством выпускаемой продукции, привлекательностью её внешнего вида, отличным сервисом, удобством расположения офиса, рекламой и ценами, — но при этом необходимо предлагать потребителям услуги, по ценности уж никак не меньшие, чем у ваших конкурентов.

Что удерживает «Макдоналдс», «Дженерал Моторз» или любую другую компанию от повышения цен, продажи некачественных товаров или оказания некачественных услуг? Конкуренция. Если «Макдоналдс» не будет в состоянии продавать сэндвичи за скромную цену и с улыбкой, люди уйдут к его конкурентам, например в «Бургер Кинг».

Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешёвые способы производства. Предприниматели свободны в выборе новых продуктов или перспективных технологий — им нужна лишь поддержка инвесторов. В рыночной экономике не требуется одобрения со стороны центральных плановых органов, большинства в парламенте или рыночных конкурентов. Тем не менее конкуренция заставляет предпринимателей и поддерживающих их инвесторов быть расчётливыми; их идеи должны выдержать «проверку реальностью». Если потребители оценят новаторскую идею так высоко, что это покроет издержки производства товара или услуги, то процветание и успех нового бизнеса обеспечены; если же нет, неминуем крах. Потребители являются окончательными судьями успешности нововведений и удачливости бизнеса.

В отличие от других экономических систем, рыночная экономика не предопределяет и не ограничивает типы фирм, которым разрешено участвовать в конкуренции.

(По Р. Строупу, Дж. Гвартни)

Пояснение.

Могут быть указаны следующие черты:

1) свобода предпринимателей в выборе новых продуктов и перспективных технологий;

2) отсутствие необходимости одобрения со стороны центральных плановых органов и др.;

3) потребители являются окончательными судьями успешности нововведений и удачливости бизнеса.

Черты могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках. Указание не названных в тексте черт рыночной экономики не должно оцениваться, так как не соответствует требованию задания.

Это интересно:  Защита товарных знаков за границей

10.Какой информации при покупке товара дистанционным способом, по мнению авторов, следует уделить особое внимание? Как это может защитить права потребителя?

Дистанционная торговля прочно вошла в нашу повседневную жизнь и с каждым годом завоёвывает всё большую популярность. Как удобно, не покидая дома или своего рабочего места, получить искомый товар непосредственно по месту своего нахождения. Но поскольку данный метод продаж вошёл в нашу жизнь недавно, то необходимо знать о некоторых особенностях, отличающих дистанционную торговлю от продажи товаров в стационарных местах торговли.

Продажа товаров дистанционным способом подразумевает, что у потребителя нет возможности ознакомиться ни с самим товаром, ни с образцом товара до момента его получения. А ознакомление происходит исключительно при помощи коммуникативных средств, таких как каталоги, почтовые рассылки, рекламные объявления, телефон, телевидение и т.п. Также при совершении сделки обе стороны не встречаются лицом к лицу. Любая продажа, осуществлённая без непосредственного присутствия продавца, на основании информации, взятой из каталогов, телевидения, радио, интернет-ресурсов, рекламных буклетов, будет причислена к разряду дистанционных продаж.

При принятии решения о покупке товара дистанционным методом особое внимание следует уделить информации, которую предоставляет продавец о себе, товаре и об условиях покупки. Если информация неполная или недостоверная, то следует воздержаться от покупки у этого продавца.

Если в предложении или при доставке товара не указывается фирменное наименование продавца, а также его адрес, а только указаны контактные телефоны, то стоит воздержаться от покупки. В противном случае если возникнет необходимость вернуть, обменять товар или предъявить рекламацию по недостатку, то вы не будете знать, куда обратиться и предъявить претензию к покупке (товару).

Покупатель имеет право отказаться от товара в течение семи дней или, при непредоставлении информации об условиях возврата, в течение трёх месяцев с момента передачи ему товара. Основное здесь — сохранение товарного вида и потребительских свойств.

(По материалам интернет-сайта Общества защиты прав потребителей)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть даны ответы на два вопроса:

1) ответ на первый вопрос: особое внимание следует уделить полноте информации о продавце, товаре и об условиях покупки;

2) ответ на второй вопрос: в случае, если возникнет необходимость вернуть, обменять товар или предъявить рекламацию по недостатку, покупатель будет знать, куда обратиться и предъявить претензию к покупке (товару).

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

11.Найдите в тексте и выпишите три условия, без соблюдения которых брачный договор не имеет юридической силы.

Семейный кодекс РФ

Глава 8. Договорный режим имущества супругов

Статья 41

1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.

2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Статья 42

1. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности (статья 34 настоящего Кодекса), установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

3. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.

Пояснение.

В ответе должны быть указаны:

1) брачный договор вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака;

2) брачный договор заключается в письменной форме;

3) подлежит нотариальному удостоверению.

12.В чем авторы видят ограниченность такого ресурса, как земля? (Укажите три проявления)

Рыночная экономика

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с её классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему.

Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый её участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.

Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).

(По кн. «Экономическая теория» / Под ред. В. Д. Камаева. М., 2003. С. 47, 50)

Пояснение.

В ответе должны быть указаны следующие проявления:

1) в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств;

2) Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый ее участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства;

3) наличие полезных ископаемых.

13.Какие качества, присущие подлинно интеллигентному человеку, приведены в тексте? Назовите любые четыре качества.

Об интеллигентности

Человек должен быть интеллигентен. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, — вот это и будет интеллигентный человек. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.

Пояснение.

Могут быть названы следующие качества:

1) восприимчивость к культурным ценностям;

2) эстетическое чутье;

3) умение понимать других;

4) умение помогать другим.

14.Что, по мнению автора, оказывает влияние на исторические судьбы этносов? (Назовите четыре фактора)

Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой. Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития. Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа.

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не всё. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями — свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом.

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

(По кн. Л. Л. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92—93)

Пояснение.

В ответе могут быть указаны следующие факторы:

1) географическая среда;

3) взаимоотношения с соседями;

4) культурные воздействия;

15.Найдите в тексте два объяснения того, почему «только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь».

Как обширная, но не приведенная в порядок библиотека не может принести столько пользы, как хотя бы весьма умеренное, но вполне устроенное книгохранилище; так точно и огромнейшая масса познаний, если они не переработаны собственным мышлением, имеет гораздо меньше ценности, чем значительно меньшее количество сведений, но глубоко и многосторонне продуманных. Продумать можно только то, что знаешь; потому-то нужно чему-нибудь учиться; но знаешь также только то, что продумал. Но к чтению и к учению можно себя добровольно принудить; к мышлению же, собственно, нет.

Ученые — это те, кто начитался книг; но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества — это те, кто читал непосредственно в книге вселенной.

Это интересно:  Первый патент на автомобиль

В сущности, только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом. Чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя. Чужая вычитанная мысль относится к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению.

Если иногда случается, что медленно и с большим трудом, путем собственного мышления и соображения, приходишь к истине и выводу, которые можно было бы с удобствами найти готовыми в книге, то всё-таки эта истина будет сто раз ценнее, если достигнешь ее посредством собственного мышления.

(А. Шопенгауэр. Афоризмы и максимы)

Пояснение.

Должны быть приведены следующие объяснения:

1. «В сущности, только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом.»

2. «Если иногда случается, что медленно и с большим трудом, путем собственного мышления и соображения, приходишь к истине и выводу, которые можно было бы с удобствами найти готовыми в книге, то все-таки эта истина будет сто раз ценнее, если достигнешь ее посредством собственного мышления. »

16.Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них.

Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.

С давних времен существовали два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопо-этическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.

Понятие и признаки отрасли права. Соотношение отрасли права и отрасли законодательства.

Для деления права на отрасли используют два критерия:

— предмет правового регулирования;

— метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это те общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Так, трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права, семейные отношения – семейного права.

Вместе с тем, предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что:

— общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно разнообразны;

— нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и к тому же различными способами.

Поэтому вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – как регулирует.

Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.

Выделяются следующие основные методы правового регулирования:

1. Императивный – метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях.

3. Диспозитивный – метод равноправия сторон, основанный на дозволениях.

4. Поощрительный – метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение.

5. Рекомендательный – метод совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения.

Отрасль права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений.

Отрасль – наиболее крупное подразделение системы права. Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений вызывают к жизни соответствующую отрасль права.

Все отрасли права можно условно разделить на три большие группы.

Основополагающей отраслью в системе права является государственное (конституционное) право. Данная отрасль предопределяет основные направления и главное содержание правового регулирования, осуществляемого другими отраслями, составляет ядро системы права и любой другой отрасли, юридическую базу их развития, так как в основе конституционного права лежит конституция государства.

Материальные отрасли – это отрасли, составляющие костяк правовой системы, регулирующие основную часть общественных отношений, подвергаемых правовому регулированию. Эта группа регулирует управленческие, земельные, трудовые, имущественные, семейные отношения.

Процессуальные отрасли – надстройка над материальными отраслями, направленная на их обслуживание и обеспечение.

В юридической литературе встречается и понятие подотрасль. Подотрасль права образуется в тех отраслях, в которых объем регулируемых отношений довольно разнообразен, а их пределы – довольно широки. Например: избирательное право – подотрасль конституционного права, таможенное – административного.

Отрасль права— это основное подразделение системы права, его главный элемент, который объединяет взаимосвязан­ные между собой институты права, регулирующие качественно однородную область общественных отношений.

Отрасль права —это распределенная по правовым ин­ститутам совокупность юридических норм, регулирующих особую, качественно своеобразную область отношений (имущественных, трудовых, семейных и т.д.). Их главное назна­чение заключается в том, чтобы применительно к специфичес­кой области отношений обеспечить соответствующий этой спе­цифике режим правового регулирования.

Отрасль права имеет свое строение (структуру). В ней вы­деляются общая и особеннаячасти. В общую часть входят ин­ституты, содержащие в себе положения, на которых осно­ваны все или почти все институты особенной части. Институты особенной части содержат те нормы права, действие которых, как правило, распространяется на все регулируемые данной отрас­лью отношения.

Деление права на публично-правовыеи частно-правовые отрасли означает признание наличия таких сфер общественной жизни, вмешательство в ко­торые государства и его органов ограничено, юридически зак­репляются степень и границы императивного воздействия госу­дарства и его структур, юридически раздвигаются границы сво­боды собственности и частной инициативы.

Публичное право — это сфера господства императивных начал, необходимости, а не автономии воли и частной иници­ативы.

Частное право — это область свободы, а не необходимости, децентрализации, а не централизованного регулирова­ния.

Отрасли публичного права:конституционное право, ад­министративное право, финансовое право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процессуальное и гражданс­ко-процессуальное право; международное публичное право.

Отрасли частного права:гражданское право, семейное право, трудовое право, международное частное право.

Понятие и признаки отрасли права. Соотношение отрасли права и отрасли законодательства.

Отрасль праваэто главное подразделение системы права, которое представляет собой совокупность юридических норм, институтов, подотраслей, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений, объединенных общностью предмета и метода.

Для деления норм права на отрасли применяют два критерия: предмет и метод правового регулирования.

1) особый предмет и метод правового регулирования, свой режим правового регулирования;

2) специфические отраслевые принципы;

3) способность взаимодействовать с другими отраслями права;

4) количественная достаточность норм права, обеспечивающая переход в отраслевое качество;

5) наличие обособленного и как правило, кодифицированного законодательства.

Отрасль законодательства — часть системы законодательства, предназначенная для регулирования определенных сфер деятельности. В юридической теории и практике термины «отрасль права» и «отрасль законодательства» используются как нетождественные. Отрасли законодательства по кругу регулируемых отношений могут совпадать с отраслями права (гражданское, административное, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и др.) либо представлять массив нормативных актов, содержащих нормы, не образующих отрасль права. В этом случае системообразующим принципом отрасли законодательства является соответствующая сфера (функция) государственного управления (таможенное законодательство, лесное, горное, водное, финансовое право, право социального обеспечения и т.д.). Имеют место ситуации, когда отрасль права есть, а отрасль законодательства отсутствует (финансовое право, право социального обеспечения и т.д.) Отрасль права в этом случае не кодифицирована, действующий нормативный материал рассредоточен в различных нормативных правовых актах. Первый вариант наиболее желателен, поскольку сближение двух систем способствует эффективности действия всего правового механизма.

В РФ порядок расположения отраслей законодательства в иерархическую систему определяется общеправовым классификатором отраслей законодательства. Анализ законодательства (прежде всего ст.ст. 71, 72 Конституции РФ) позволяет выделить три группы отраслей законодательства: 1) одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское, земельное и др.); 2) комплексные отрасли законодательства — отрасль, состоящая из норм различных отраслей права — административного, гражданского, уголовного. К комплексным отраслям следует отнести хозяйственное право, аграрное или сельскохозяйственное, водное, горное, лесное и некоторые др.; 3) отрасли законодательства «привязанные» к соответствующим сферам государственного управления и сферам государственной деятельности (законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.). Отсюда количество отраслей законодательства значительно превышает число отраслей права. Общим правовым классификатором отраслей российского законодательства, утвержденным Указом Президента РФ, охватывается 48 таких отраслей

Предмет и метод правового регулирования как основания разграничения норм права по отраслям права.

Предмет и метод правового регулирования являются основой разграничения права по отраслям.

Предмет правового регулирования (материальный критерий) — это те общественные отношения, которые регулируются правом (отвечает на вопрос «что?»).

Подлежащие урегулированию отношения (предмет правового регулирования) характеризуются следующими признаками:

являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий и действий людей

допускают по своим свойствам возможность государственно-правового (внешнего) контроля за ними

существует объективная потребность в их урегулировании

Метод правового регулирования (юридический критерий) — это совокупность средств, приемов и способов, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений (отвечает на вопрос «как?»). Предмет является непосредственным критерием разграничения отраслей права, метод является дополнительным, юридическим критерием, он позволяет определить наличие у отрасли своего предмета, т.к. особый предмет есть в том случае, когда он требует для своего урегулирования особых методов. Метод правового регулирования позволяет определить:

основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения (договор, иск и пр.)

способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений

характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенность санкций, юридических процедур и пр.)

Различают два главных метода регулирования общественных отношений:

императивный — основан на властной подчиненности субъектов правоотношений, содержит точные предписания о действиях субъектов, как правило не предоставляя право выбора варианта поведения, и характеризуется карательными санкциями (уголовное, административное право)

диспозитивный — предполагает юридическое равенство субъектов правоотношений, возможность выбора наиболее приемлемого варианта поведения в пределах правовой нормы, характеризуется правовосстановительными санкциями (гражданское право)

Помимо указанных основных двух методов также выделяют:

поощрительный — метод вознаграждения за определенное заслеженное поведение;

рекомендательный — метод совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения и т.п.

Указанные методы характерны для трудового права.

Статья написана по материалам сайтов: poisk-ru.ru, helpiks.org, studfiles.net.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector