+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Экологические товарные знаки

В Правилах дорожного движения появились «экологические» дорожные знаки, которые позволят драть с автовладельцев три шкуры.

Даже если вы только что покинули автомойку, это вовсе не значит, что вы едете на чистой машине. Навести марафет на кузов недолго, но есть такая грязь, которую не отмоешь. Экологический класс транспортного средства очень скоро станет куда более весомой характеристикой, нежели сейчас. А всё потому, что 1 июля вступила в силу новая редакция ПДД (утверждена постановлением Правительства РФ от 12 июля 2017 года № 832), в которой нарисовались доселе невиданные дорожные знаки — ими предполагается метить особые зоны, куда будет запрещен въезд автомобилям с неэкологичными двигателями. Как это будет выглядеть на практике?

Дай мне знак

В Правилах появились четыре «экологических» знака и одна пояснительная табличка. Начнем со знаков. Самый главный для большинства водителей знак 5.35 «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств» обозначает начало участка дороги или территории, где запрещено движение вообще всякой техники (за исключением разве что мопедов), экологический класс которой ниже цифры, указанной на знаке. Закрывающим для такой зоны служит знак 5.37 «Конец зоны с ограничением экологического класса механических транспортных средств».

Другая пара знаков касается грузовиков. Смысл тот же: знак 5.36 отмечает начало запретительной зоны, а знак 5.38 знаменует ее конец. Вроде всё просто. Однако есть еще табличка 8.25 «Экологический класс транспортного средства». Ею можно укомплектовать другие знаки, связанные с запретом движения в целом или же в отдельных направлениях. Скажем, пояснительная табличка с цифрой 5 в сочетании со знаком 4.1.3 «Движение налево» запрещает движение в указанном направлении всем машинам, чей экологический класс ниже пятого. Это тоже понятно.

Обновленные Правила гласят, что «отабличить» можно и знаки, регулирующие парковку. Речь идет о знаках 5.29 «Зона регулируемой стоянки» и 6.4 «Парковка». Принцип такой: пояснительная табличка 8.25 с экоцифрой говорит о том, что оставлять машину в такой зоне можно лишь в том случае, если ее экологический класс равен указанному или превышает его. То есть если на знаке нарисована пятерка, то на Весте припарковаться здесь можно, а на ВАЗ‑2115 нельзя. И совершенно не важно, что во время стоянки у машины двигатель не работает. Закон есть закон. Ну и что с того, что порой он попирает принципы логики? Будьте смиренны.

Сгинь, нечистая!

Давайте поразмыслим, какое количество потенциальных жертв у этого знакового нововведения. Ограничимся легковыми автомобилями, средний возраст которых в России, как мы знаем, составляет неутешительные тринадцать с половиной лет — и продолжает увеличиваться.

Напомню, что в нашей стране экологические нормы Евро‑5 в качестве минимального стандарта для новых автомобилей действуют с 1 июля 2016 года (в Европе — с 2009 года). На сегодняшний день в российском автопарке доля машин пятого экологического класса составляет около 13%. Чуть более четверти всех автомобилей соответствуют требованиям норм Евро‑4, а все остальные легковушки, то есть подавляющее большинство, — это третий класс и ниже. Правда, в последнюю группу входят также машины, у которых экологический класс, если верить документам, отсутствует. Однако не следует думать, что все подобные автомобили бесстыдно коптят воздух. Дело в том, что экологический класс в документах начали отмечать лишь в 2005 году, но не сразу и не везде. Потребовалось еще два года, чтобы это действие стало обязательным.

Вот пример из жизни. Mercedes-Benz SL 500, выпущенный в 2004 году и купленный у официального дилера в Москве, на момент продажи соответствовал эконормам Евро‑4. А что записано в документах? Да ничего конкретного: «Экологический класс не установлен».

Есть и другие нюансы. Скажем, кто-то привез из-за границы подержанную машину после 2005 года, когда в России начали действовать нормы Евро‑2. Даже если автомобиль на момент ввоза был относительно свежим и легко вписывался в рамки Евро‑3, в его документах делали запись «по минималке». Дескать, разрешено не ниже второго класса — значит, второй и напишем. И поди теперь докажи, что автомобиль на самом деле чище, чем бумаги на него!

А что говорят новые Правила про «внеклассовые» транспортные средства? До 2021 года они могут ездить спокойно. Но только ездить, а не парковаться: пресловутая табличка 8.25 в сочетании с любым из знаков, определяющих зону стоянки, не позволит этим машинам стоять на местах, предназначенных для официально «чистых» авто. А вот начиная с 2021 года такие легковушки, вероятнее всего, просто причислят к нулевому классу со всеми вытекающими последствиями.

В таком случае возникает вопрос: реально ли подтвердить или прописать ­экологический класс в документах?

— Реально, но далеко не для каждой машины, — объясняет Юрий Пархоменко, гендиректор испытательной лаборатории «Услуги-авто». — Есть специальные организации, предоставляющие подобные услуги. Если эксперты смогут найти в каких-либо официальных источниках (одобрение типа транспортного средства или иной сертификационный документ) сведения о соответствии нормам, то это обойдется владельцу машины примерно в 3500 рублей. Если автомобиль редкий и требуется более въедливая работа с источниками, цена вырастет до пяти тысяч. Если же никаких документов, подтвержда­ющих экологический класс, найти не удастся, в подобной услуге откажут. Установить соответствие нормам посредством испытаний фактически невозможно: такого рода сертификацию в России способны провести всего несколько лабораторий, а цена подобного исследования может исчисляться астрономическими суммами.

Зона особого взимания

Какие штрафные санкции предусмотрены для автомобилей с пониженной экологической ответственностью? Давайте заглянем в КоАП. Нам нужна статья 12.16 «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги», — вернее, лишь избранные ее части.

Это интересно:  Безвозмездное пользование товарным знаком

Итак, часть 1 статьи 12.16 сулит преду­преждение или наложение штрафа в размере 500 рублей — это если просто проехать под знак, запрещающий движение. Вторая часть той же статьи запрещает поворот налево, и это это уже вилка 1000–1500 рублей. Шестая часть посвящена грузовикам и тоже подразумевает штраф 500 рублей за проезд под знак. А седьмая гласит, что за аналогичное нарушение в Москве и Санкт-Петербурге штраф составит немалые 5000 рублей.

Что же касается экологических нарушений, связанных с парковкой, то здесь придется обратить внимание на части 4 и 5 статьи 12.16: полторы тысячи рублей, кроме Москвы и Питера, где расплата за те же самые прегрешения в два раза выше.

А как будут выявлять нарушителей? Скорее всего, при помощи камер видеофиксации, считывающих госномер. А дальше полученную информацию система будет сверять с базой данных, где «все ходы записаны». Въехал в зону на машине третьего класса, хотя на знаке была четверка? Получи письмо по почте!

Важный нюанс: пока что все знаки, затрагивающие экологический класс автомобиля, существуют лишь на бумаге. Для того чтобы власти могли ими пользоваться, их еще нужно прописать в соответствующих ГОСТах, чего пока не сделано. Впрочем, это вопрос времени, сами понимаете. Так что к середине следующего года такие знаки уже наверняка появятся в городах. Скорее всего, вначале в небольших количествах. Но аппетит, как известно, приходит во время еды. Москва — отличный пример того, как быстро распространяется ограничительная зараза. Давайте вспомним историю появления платных парковок. Сначала зона сдерживалась Бульварным кольцом, после расширилась до Третьего транспортного кольца, затем пошла в наступление и на другие районы столицы. А сейчас платная парковка действует во многих городах России.

Думаете, с экологическими классами будет иначе?

Экологическая маркировка (экомаркировка) и знаки соответствия

Экологическая маркировка – это комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге. Представляется в виде текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций.

Экомаркировка, в зависимости от конкретных условий, наносится непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку), этикетку или в сопроводительную документацию.

Экомаркировка информирует потребителей, в основном, об экологических свойствах продукции.

Существуют как знаки экологической маркировки, принятой на международном и общенациональном уровнях, так и собственные знаки конкретных фирм.

Зарубежная экологическая маркировка

Пожалуй старейшим знаком маркировки продуктов и услуг, соответствующих повышенному уровню безопасности для окружающей среды, является немецкий «Голубой Ангел». Он был введен еще в 1978 году и с тех пор стал важным инструментом защиты окружающей среды во всем мире. Знак «Голубой Ангел», как и знак единой экомаркировки в соответствии с требованиями ЕС, ставится на упаковке как подтверждение экологичности товара. Он не распространяется на пищевые продукты и лекарства. Знаком «Голубой Ангел» маркируются товары, отнесенные к опасным, но используемые при соблюдении ограничительных условий или в допустимых пределах. Работа по присвоению европейского экологического знака, в том числе испытания на соответствие утвержденным критериям, ведется на национальном уровне.

Далее представлены знаки, которые подтверждают экологическую безопасность для человека и окружающей среды изделий в целом (или их отдельных свойств):

«Голубой Ангел» (Германия)

«Белый лебедь» (Скандинавские страны)

«Экологический выбор» (Канада)

«Эко-знак» (Япония)

Экознак Европейского Союза

Примеры других зарубежных эко-знаков, встречающихся на продаваемых товарах:

Информация о натуральности или органическом происхождении продукции:

Российская экологическая маркировка

На сегодня существенной системы экологической маркировки в России нет. Вместе с тем в нашей стране предпринимаются попытки развивать экомаркировку. Так, например, Санкт-Петербургский экологический союз реализует программу «Экология и человек». Один из ее проектов – внедрение экомаркировки для продукции широкого спроса. Знак «Листо к ж изни» предполагается проставлять на товарах, технология изготовления и состав которых соответствуют европейским нормам. Разработчики называют его аналогом «Белого Лебедя» и «Голубого Ангела». В Москве Департамент природопользования и защиты окружающей среды ввел систему экологической маркировки автозаправочных станций, которая предусматривает контроль за соблюдением экологических требований к качеству топлива.

В России существует немало правовых актов, которые затрагивают экологические вопросы в области охраны окружающей среды, защиты прав потребителей, стандартизации, сертификации и рекламы (государственные стандарты, нормативные документы МПР, Знак соответствия Госстандарта РФ).

После введения в действие Федерального закона «О техническом регулировании» ситуация с ГОСТами и сертификацией остается до конца не ясной, так как сложно сказать, какие требования являются обязательными, а какие – нет.

Сегодня можно встретить знаки систем сертификации по экологическим требованиям, поддержки и пропаганды природоохранной деятельности, а также иностранные символы как на импортных товарах, так и часто неправомерно проставленные на российских изделиях.

Как правило, среди отечественных экологических маркировок распространены знаки, надписи и прочие изображения, заявляющие об «экологической чистоте». Многие специалисты считают такой подход бессмысленным, т.к. действительно экологически чистым можно считать продукт, только если он не содержит вредных для человека и окружающей среды веществ, а при его производстве и утилизации природе не наносится вреда, что на практике является нереальным. Разница в чистоте продукта может состоять лишь в степени негативного воздействия.

Например, в Канаде запрещены маркировки «экологически чистый», «дружественный к окружающей среде», а применение маркировок типа «не содержит вещества. » ограничено. Это связано с тем, что невозможно гарантировать полное отсутствие какого-либо вещества при измерениях, имеющих определенную точность.

Примеры отечественных экологических знаков, применяемых в существующих системах сертификации и прочих системах одобрения (рекомендации):

Экологические знаки

Экологические знаки на товарах

Экологические знаки предназначены в первую очередь для информирования приобретателей об экологической чистоте товаров (работ, услуг), а также о безопасных для окружающей среды способах их использования и утилизации.

Эти знаки разделяют на три вида.

1. Знаки, говорящие об экологической чистоте товаров, а также о безопасности их для окружающей среды, информируют приобретателей о безопасности продукции в целом или ее составных частей для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.

Это интересно:  Внесение изменений в заявку на товарный знак

Примеры таких знаков приведены на рис. 11.30: знак «Белый лебедь» принят в Скандинавии; «Голубой ангел» в Германии; экологический знак, который ставит «Kontrollfureningen fur ekologisk odling» в Швеции, информирует о неприменении в процессе производства пестицидов и других химических веществ для сельскохозяйственной продукции и продукции животноводства; знак шведского общества «Swedish Society for Nature Conservation» информирует об экологической безопасности в процессе производства, утилизации или о неприменении в процессе производства вредных химических веществ.

Рис. 11.30. Экологические знаки:

  • а) Белый лебедь
  • б) Голубой ангел
  • в) Kontrollfureningen fur ekologisk odling
  • г) Swedish Society for Nature Conservation

В России разработано несколько видов знаков, информирующих об экологической безопасности. Так как безопасность проверяют путем добровольной сертификации, каждая система сертификации может ставить свой экологический знак. Примеры таких знаков приведены на рис. 11.31.

Рис. 11.31. Экологические знаки, ставящиеся на упаковку товаров в России

2. Знаки, информирующие об экологически чистых способах утилизации самого товара и его упаковки, информируют о незагрязнении окружающей среды. Примером этого вида знаков может быть экологический знак «Der Grime Punkt», или «Зеленая точка» (рис. 11.32), разработанный в Германии; он информирует о том, что товар и его упаковка предназначены для сбора или вторичной переработки, а компания-изготовитель или компания-продавец имеют право собственности на эту упаковку, т.е. упаковка или сам товар возвращаются обратно изготовителю или продавцу. За пределами Германии знак ставится на продукцию компаниями, которые оказывают финансовую помощь программе переработки отходов «Есо Emballage» и включены в ее систему утилизации. В России нет программ утилизации отходов, а доля вторичной переработки ничтожно мала, поэтому в нашей стране данный знак не имеет силы, а компании, ставящие его на упаковку их товаров, вводят потребителей в заблуждение относительно экологической чистоты товара.

Рис. 11.32. Экологический знак «Зеленая точка»

Экологический знак этого вида «Recycling» (рис. 11.33) означает, что изделие или его упаковка изготовлены из переработанного материала или пригодны для переработки. К сожалению, в России маркировка с помощью этого знака бесконтрольна, поэтому так же, как «Зеленая точка», в большинстве случаев не имеет смысла.

Рис. 11.33. Экологический знак «Recycling»

На упаковку или товар из полимерных материалов ставят знак, показанный на рис. 11.34, информирующий о том, что упаковка или товар пригодны для вторичной переработки. При этом в сам знак или рядом с ним ставят либо цифры 1 -7, либо буквы — код вещества, из которого произведены товар или его упаковка. На пластиковую посуду ставят знак, информирующий о пригодности пластикового изделия для контакта с пищевыми продуктами (рис. 11.35).

Рис. 11.34. Экологический знак «Перерабатываемый пласти»

  1. полиэтилентерфталат;
  2. полиэтилен высокой плотности;
  3. поливинилхлорид;
  4. полиэтилен низкой плотности;
  5. полипропилен;
  6. полистирол;
  7. другие виды пластика.

Рис 11.35. Экологический знак «Бокал-вилка»

На современной упаковке зачастую наносится знак — призыв не загрязнять природу. При этом в разных странах около этого знака могут быть различные надписи — от «Берегите труд уборщиц» до «Выкидывать в мусорное ведро», но смысл этих надписей одинаков (рис. 11.36).

Рис. 11.36. Экологический знак «Выкидывать в мусорное ведро»

Если товар или упаковка утилизируются по определенным правилам, то ставится знак (рис. 11.37), информирующий об этом потребителей (в основном на батарейки и аккумуляторы). Товар, имеющий такую маркировку, должен быть сдан в специальный пункт. В Европе таких пунктов огромное количество, так как там есть специальные заводы, перерабатывающие батарейки и аккумуляторы. В России таких заводов нет, соответственно найти пункты по приему батареек практически невозможно.

Рис. 11.37. Экологический знак, информирующий о специальном способе утилизации

Знаки, предупреждающие о том, что продукция может нанести вред окружающей среде, представлены на рис. 11.38.

Рис. 11.38. Примеры экологических знаков, предупреждающих о вреде для окружающей среды:

  • а) знак, применяемый при морских перевозках опасных для флоры и фауны веществ;
  • б) знак «Опасное для окружающей среды» в ЕС

Европейский Союз разработал собственный экологический знак, который может быть зеленого или голубого цвета (рис. 11.39).

Экологические знаки

Одной из наиболее актуальных проблем современности являются охрана окружающей среды и обеспечение безопасности человека. Пути ее решения разнообразны. Это, например, информирование потребителей об экологической чистоте потребительских товаров, а также о способах предотвращения загрязнения окружающей среды при эксплуатации или потреблении этих товаров. С данной целью разработаны и применяются экологические знаки.

Экологические знаки (ЭЗ) — знаки, предназначенные для информирования об экологической чистоте потребительских товаров или

Рис. 41. Экознаки первой подгруппы:

1 — знак «Белый лебедь»; 2 — знак «Голубой ангел»; 3 — экознак Японии

экологически безопасных способах их эксплуатации, использования либо утилизации.

Группа ЭЗ подразделяется на три подгруппы — знаки, информирующие:

  • Г) об экологической чистоте товаров или их безопасности для окружающей среды;
  • 2) экологически чистых способах утилизации товаров или упаковки;
  • 3) опасности продукции для окружающей среды.

Экологические знаки довольно часто встречаются на импортных

товарах. В последнее время некоторые транснациональные знаки стали использовать и российские изготовители, так как в России пока еще не разработаны единые ЭЗ.

Относящиеся к первой подгруппе ЭЗ информируют о безопасности продукции или отдельных ее свойств для жизни, здоровья, имущества потребителей, а также для окружающей среды. К ней относятся такие ЭЗ (рис. 41), как «Белый лебедь», принятый в скандинавских странах, «Голубой ангел», принятый в Германии. Экознак японской ассоциации по охране окружающей среды информирует о том, что изделие, на которое нанесен этот знак, наименее загрязняет и разрушает окружающую среду. Таким знаком могут быть маркированы любые японские товары, в том числе аэрозоли, в которых отсутствуют озоноразрушающие вещества. В ряде стран применяется ЭЗ, информирующий о безопасности холодильного оборудования для озонового слоя.

Это интересно:  Права и обязанности подрядчика по договору подряда

Вторая подгруппа ЭЗ (рис. 42) предназначена для информирования о способах, предотвращающих загрязнение окружающей среды. Это могут быть, например, указания на то, что данная упаковка получена из вторичного сырья. Экознаки этой подгруппы могут содержать призывы не загрязнять окружающую среду упаковкой, сдавать ее на вторичную переработку или складывать в специальные мусоросборники.

Рис. 42. Экознаки второй подгруппы:

/ — знак, используемый в США для обозначения бумаги, полученной из вторичного сырья; 2 — знак «Ресайклинг»; 3 — знак с призывом не сорить; 4 —

знак «Зеленая точка»

Знак «Ресайклинг» используется в США в пропагандистских целях для маркировки продукции из вторичного сырья.

Одним из наиболее распространенных экознаков, приобретающих в последнее время характер транснациональных, является немецкий знак «Зеленая точка» («Der gr?ne Punkt»). Он разработан компанией Der gr?ne Punkt. Duales Sistem Deutshland — Gesellschaft far Abfallvermeidung und Sekundarrofst offgewinnung (DSD).

Этот знак получил распространение в Германии после принятия нового законодательства об утилизации и о вторичном использовании упаковки. «Зеленая точка» размещается на упаковке и обозначает, что;

  • — на нее распространяется гарантия возврата, приема и вторичной переработки маркированного упаковочного материала;
  • — производитель или продавец маркированного товара подписал с фирмой DSD контракт на использование знака «Зеленая точка» и вносят соответствующую лицензионную плату;
  • — после использования маркированная знаком упаковка является собственностью одной из организаций, действующих в рамках DSD.

Расчет лицензионной платы производится в зависимости от объема, иногда размера или массы упаковки.

В основе деятельности компании лежит следующий принцип; от имени DSD местные организации по сбору и утилизации отходов осуществляют сбор использованной упаковки, ее сортировку по виду материала (бумага, стекло, металл, пластмасса и др.) и отправку организациям по переработке вторичных ресурсов.

Финансирование этих организаций осуществляется за счет средств, полученных от продажи права маркирования упаковки товаров знаком «Зеленая точка». Контракт на право использования знака «Зеленая точка» чаще всего заключается с изготовителем товаров, но иногда при продаже безымянных товаров через торговую сеть этот контракт может быть заключен с торговой организацией.

Подписанный контракт учитывает только определенные виды упаковки, на которые существует гарантия вторичной переработки. Лицензионная плата за использование этого знака применяется только к товарам, продаваемым на территории Германии, с учетом объема продаж соответствующих товаров, размера и массы упаковки. Экспортные товары не употребляются для финансирования системы, независимо оттого, маркированы они знаком «Зеленая точка» или нет.

В настоящее время многие страны мира, особенно западноевропейские, заинтересованы во внедрении у себя подобной системы. Знак «Зеленая точка» уже используется в Бельгии, во Франции, в Ирландии, Австрии, Испании, Португалии и Люксембурге.

Отдельные российские изготовители тоже начали маркировать свою продукцию знаком «Зеленая точка», особенно если она экспортируется в Германию. Однако в отсутствие отлаженной системы вторичного использования и утилизации упаковки наличие этого знака на ней не обязывает российские специализированные организации принимать и перерабатывать упаковочные материалы со знаком «Зеленая точка».

Ко второй подгруппе также относится экознак, помещаемый на изделия и упаковку из полимерных материалов, которые не причиняют значительного ущерба природе при их утилизации.

«Лента Мебиуса» должна применяться только к заявлениям о ре-циклированном или рециклируемом содержимом.

Рециклируемый материал — характеристика продукции, упаковки или компонента, которые могут быть не пущены в отходы, а переработаны и возвращены к использованию в качестве сырьевых ресурсов или продукции.

Рециклинг материалов предотвращает попадание продукции в отходы.

Рсциклированнос содержимое — массовая доля рециклированно-го материала в продукции или упаковке. Для информации о нем используется «Лента Мебиуса» с указанием значения в процентах в виде целого числа, размещенного внутри знака или рядом с ним.

«Ленту Мебиуса» с указанием значения в процентах (Х%) признают в качестве заявления о рециклированном содержимом. Если мае-

Рис. 43. Знак, применяемый при морских перевозках опасных для флоры и фауны веществ (Финляндия)

Рис. 44. Экознак Совета ЕС

совая доля рециклированного содержимого является переменной, то это может быть выражено формулировкой «Не менее Х%» или «Свыше Х%».

Третья подгруппа ЭЗ содержит знаки, характеризующие опасность продукции для окружающей среды. К ним относятся некоторые предупредительные символы. Например, в Финляндии в 1991 г. приняты правила, согласно которым опасные для морской флоры и фауны вещества, перевозимые морским транспортом, должны быть маркированы специальным знаком (рис. 43).

В России национальные ЭЗ до сих пор не разработаны, хотя несколько лет назад была сделана попытка их создания. Вероятно, в России могли быть использованы такие транснациональные знаки, как экознак Совета ЕС (рис. 44) и «Зеленая точка».

Основные подходы к экомаркировке были разработаны Советом ЕС в 1992 г., что способствовало созданию, производству и применению изделий, в меньшей степени загрязняющих окружающую среду при их использовании. Назначением экомаркировки является обеспечение потребителей достоверной информацией об экологичности приобретаемого продукта.

Экомаркировка, рекомендованная Советом ЕС, включает знак, изображенный на рис. 44. Он может быть двух цветов — зеленого и голубого либо нанесен черным или белым цветом соответственно на белый или черный фон. Эта экомаркировка не распространяется на пищевые продукты, напитки и лекарственные препараты.

Решение о присвоении экоэтикетки принимается компетентными органами стран — участниц ЕС, которые предварительно проводят оценку экологичности изделия-кандидата. Все расходы, связанные с оценкой, и специальный сбор за использование экомаркировки в случае положительного решения оплачивает соискатель этой маркировки.

Статья написана по материалам сайтов: www.potrepedia.ru, www.grandars.ru, studref.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector