Формы защиты авторских и смежных прав

27. Способы защиты авторских и смежных прав

Защита авторских и смежных прав – это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения.

В зависимости от отрасли права, обеспечивающей защиту авторских и смежных прав, выделяют следующие способы защиты.

1. Гражданскоправовой способ защиты – возмещение имущественного ущерба автору или иному правообладателю. Прежде всего защита авторских и смежных прав происходит способами, предусмотренными ст.12 ГК РФ. Защита авторских и смежных прав данным способом имеет ряд специфичных черт. Личные неимущественные права подлежат защите независимо от вины правонарушителя.

В случае, например, если издательство не знало и не могло знать о том, что публикует произведение, присвоенное другим автором, оно должно принять все меры по устранению правонарушения. Если допущена ошибка в имени автора, то автор вправе требовать внесения изменений в тираже, либо публикации, осведомляющей о допущенной ошибке и какое имя считать правильным, либо требовать запрещения выпуска произведения в свет. На требования о защите личных неимущественных прав не распространяется исковая давность.

При нарушении имущественных автор ских прав:

а) может быть наложен арест на контрафактные (т. е. изготовленные с нарушением авторских прав) экземпляры до рассмотрения дела по существу;

б) автор или иной обладатель исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации (размер – от 10 тыс. руб. до 5 млн руб., двукратный размер стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо двукратный размер стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав);

в) автор или иной обладатель исключительных прав вправе требовать возмещения морального вреда, а также компенсации упущенной выгоды;

г) суд может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения.

2. Административноправовой способ защиты – путем обращения в вышестоящие организации по отношению к организации нарушителю, в антимонопольный орган или творческий союз (например, ст. 14.20, 15.25, 16.19 КоАП РФ).

3. Уголовноправовой способ защиты – за наиболее серьезное нарушение авторских и смежных прав. УК РФ предусмотрена ответственность, например, за плагиат (ст. 146), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю или совершено в крупном или особо крупном размере.

§1. Понятие и основания защиты авторских и смежных прав

Особенность защиты авторских и смежных прав заключается не только в том, чтобы обеспечить их реальное осуществление и воз­можность принятия эффективных мер по пресечению действий на­рушителя.

В защите авторских и смежных прав можно выделить четыре наиболее существенных аспекта:

1) представляет собой целостную систему гражданско-правовых способов и средств, направленных прямо или косвенно на устране­ние возникших препятствий в осуществлении авторских и смежных прав, а также на обеспечение законных интересов правообладателей путем недопущения возможных нарушений или устранения реаль­ных посягательств со стороны иных лиц;

2) рассматривается как действия граждан и юридических лиц по применению предусмотренных 1*ражданским законодательством не­благоприятных последствий к нарушителям авторских и смежных прав;

3) предполагает борьбу с нарушениями методами публичного права (административного и уголовного), носящих чаще всего пре­вентивный характер;

4) осуществляется в различных юридических формах.

Под формой защиты следует понимать совокупность внутренне согласованных мер, направленных на восстановление нарушен­ного субъективного права и охраняемого законом интереса.

Формы защиты делятся на две группы — судебные и внесудебные. Первая группа предусматривает защиту авторских и смежных прав

в судах обшей юрисдикции, арбитражных судах и Конституционном 177 Суде Российской Федерации; вторая группа предполагает примене­ние самозащиты прав, мер оперативного воздействия, предусмотрен­ных законом, а также административно-правовых форм защиты.

Субъектами права на защиту авторских и смежных прав явля­ются авторы, обладатели смежных прав и их правопреемники, в том числе их наследники, организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами, а также уполномо­ченные авторами и обладателями смежных прав лица.

Часть четвертая ГК РФ устанавливает нормы, направленные на укрепление института защиты прав авторов и других обладателей исключительных прав. Повышение эффективности правовой защи­ты отношений в сфере создания и использования произведений обе­спечивается за счет включения в данный Кодекс дополнительных норм, закрепляющих следующие новые виды результатов интеллек­туальной деятельности, средств индивидуализации и соответствую­щие им виды интеллектуальных прав:

1) смежного права на содержание баз данных (ст. 1333—1336);

2) смежного права публикатора произведения (ст. 1337—1344);

3) право на доменное имя как средство индивидуализации ин­формационных ресурсов (ст. 1483,1484,1519);

4) права на коммерческое обозначение как средство индивидуа­лизации предприятия (ст. 1538—1541).

В Гражданский кодекс впервые включены такие институты, как права на фирменное наименование и права на секреты производства (ноу-хау), в отношении которых ранее не существовало единого пра­вового регулирования на уровне закона. Это обстоятельство служит дополнительной гарантией превентивного характера, позволяющей более эффективно защищать указанные права в случае их нару­шения.

К мерам защиты обычно относят меры ответственности, для ко­торых характерно не только восстановление нарушенных прав, но и обременение правонарушителя в виде возложения дополнительных обязанностей либо лишения имеющихся субъективных прав[34]. Вме­сте с тем следует отличать меры гражданско-правовой ответственно- сти от мер защиты гражданских прав. Применение ответственности предполагает установление факта правонарушения. В свою очередь, для применения мер защиты авторских прав достаточно факта пося­гательства или оспаривания субъективного права третьим лицом.

178 Особенность сформированной системы защиты авторских прав заключается в том, что не каждый правообладатель может исполь­зовать любой предусмотренный законом способ защиты. Например, после передачи автором своего исключительного нрава он утрачива­ет право на предъявление иска о выплате компенсации.

Это интересно:  Реестр правообладателей товарных знаков

Большое внимание в части четвертой ГК РФ уделено мерам по усилению защиты прав граждан — создателей интеллектуаль­ных ценностей (авторов, исполнителей, изобретателей, селекцио­неров и т.д.). Такие меры крайне необходимы в новых экономиче­ских условиях. Дело в том, что в современных условиях результаты творческой деятельности становятся все чаще предметом активно развивающегося рыночного оборота. Товаропроизводители при про­изводстве наукоемкой продукции либо тиражировании произведе­ний литературы, искусства далеко не всегда согласуют эту деятель­ность с авторами используемых результатов интеллектуальной дея­тельности. Без учета этого обстоятельства интересы авторов могут вступать в противоречие с интересами третьих лиц. С одной сторо­ны, законные интересы авторов могут столкнуться с потребностями общества, заинтересованного в возможно более широком и свобод­ном использовании созданного автором творческого результата, с другой — авторам могут противостоять интересы более сильных в экономическом плане коммерческих организаций, которым автор чаще всего передает права на результат своей творческой деятельно­сти. Система защиты авторских и смежных прав построена на сово­купности принципов, являющихся основополагающими началами гарантированное™ закрепленных в законе прав автора.

Принцип повышенной защиты законных интересов автора полу­чил закрепление н новых положениях Гражданского кодекса. Одним из основополагающих начал, призванных выступить гарантом такой защиты, является положение о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора. К другим участникам гражданского оборота это право может перейти только от автора по общему правилу в силу договора или по иным основаниям, установ­ленным законом (и. 3 ст. 1228 ГК РФ).

Например, согласно статье 1295 «Служебное произведение» ГК РФ исключительное право на служебное произведение принад­лежит работодателю, если трудовым или иным договором между ра­ботодателем и автором не предусмотрено иное. Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было пре­доставлено в его распоряжение, не начнет использование этого про- кзведения, не передаст исключительное право на него другому лицу 179 или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исклю­чительное право на служебное произведение принадлежит автору

Принцип ограниченной ответственности автора.

Ограниченная ответственность автора предусмотрена законом и при исполнении авторского заказа. В случае неисполнения или не­надлежащего исполнения договора авторского заказа автор обязан возвратить заказчику аванс, а также уплатить неустойку, если она предусмотрена договором. При этом общий размер указанных вы­плат ограничен суммой реального ущерба, причиненного заказчику.

Принцип стимулирования активного использования авторского произведения. В Гражданском кодексе содержатся нормы, направ­ленные на стимулирование к активному использованию авторско­го произведения третьими лицами. Так, в соответствии с пунктом 1 ст. 1287 ГК РФ по договору о предоставлении права использования произведения, заключенному автором с издателем, т.е. с лицом, на которое в соответствии с договором возлагается обязанность издать произведение (издательский лицензионный договор), лицензиат обязан начать использование произведения не позднее срока, уста­новленного в договоре. При неисполнении этой обязанности ли­цензиар вправе отказаться от договора без возмещения лицензиату причиненных таким отказом убытков. В Гражданском кодексе (и. 2 а, 1295) установлено также, что если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет осуществлять свое право на использование служебного произведения, то он это право утрачивает.

Принцип повышенной защиты прав автора-работника. Исклю­чительное право на служебное произведение науки, литературы и искусства (за исключением служебных программ для ЭВМ и баз

180 данных) стало принадлежать автору. Положение автора укрепляет также последовательно проведенное во всех соответствующих гла­вах части четвертой ГК РФ правило о том, что автор-работник, не являющийся правообладателем, имеет право на получение от ра­ботодателя вознаграждения за создание и использование объекта авторского права в порядке исполнения служебного задания. Это право сохраняется за автором-работником независимо от того, сам работодатель будет использовать соответствующий служебный ре­зультат или право на него перейдет к другому лицу.

Защита авторских прав может сопровождаться устранением с рынка недобросовестных участников. Необходимость усиления борь­бы с контрафактной продукцией потребовала включения в часть чет­вертую ГК РФ, помимо существующих в гражданском праве санк­ций за нарушение прав, категории «грубое нарушение». Россия как вторая после Китая музыкальная поп-держава сконцентрировала на своей территории две трети пиратских компакт-дисков, продажа ко­торых в восемь раз превышает продажу легальных музыкальных про­изведений. В России на 80% сайтов бесплатно размещаются песни авторов без их согласия. Серьезную проблему представляет тиражи­рование пиратских музыкальных дисков, компьютерных программ и кинофильмов через Интернет. Особенно сложно закрывать сайты, которые зарегистрированы в странах Западной Европы и США[35].

Если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает ис­ключительные права на результаты интеллектуальной деятельно­сти и на средства индивидуализации, суд может принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора (п. 2 ст. 61 ГК РФ). Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке (ст. 1253 ГК РФ).

В части четвертой ГК РФ предусмотрены также меры, направ­ленные на защиту личных неимущественных прав авторов. В част­ности, восстановлен прежний подход к праву автора на неприкос­новенность произведения (п. 1 ст. 1266), которое по своему содер­жанию стало шире закрепленного в ранее действовавшем Законе «Об авторском праве и смежных правах» права на защиту репутации автора и поэтому в большей мере защищает интересы создателя про­изведения. Согласно пункту 1 ст. 1266 ГК РФ не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокраще­ний и дополнений, снабжение произведения при его использовании

Это интересно:  Налог на товарный знак

иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или 181 какими бы то ни было пояснениями. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоин­ства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 ГК РФ- В этих случаях но требованию заинтересованных лиц допу­скается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

Основаниями применения гражданско-правовых способов защи­ты авторских и смежных прав являются:

1) совершенное правонарушение;

2) отрицание или непризнание права иным образом;

3) совершение действий, создающих угрозу нарушения автор­ских и смежных прав.

Первое основание имеет место при непосредственном наруше­нии права.

Второе основание создает юридическую неопределенность и со­мнительность в принадлежности соответствующих нрав, а потому применение способов защиты призвано преодолеть ее путем офици­альной констатации в судебном порядке принадлежности соответ­ствующих прав истцу.

Третье основание влечет применение гражданско-правовых спо­собов защиты ввиду того, что направлено на защиту законного ин­тереса автора или иного правообладателя в беспрепятственном осу­ществлении своего субъективного права в будущем.

Понятие и формы защиты авторских и смежных прав

Ответ:

Авторское право представляет собой совокупность норм права,регулирующих отношения, связанные с признанием авторства напроизведения науки, литературы, искусства, а также с установлени-ем режима их использования, наделением авторов неимуществен-ными и имущественными правами и их защитой.

Смежные права — совокупность норм права, регулирующих отно-шения по охране исполнений, постановок, фонограмм, передач орга-низаций эфирного и кабельного вещания, установлению режима их ис-пользования, наделению исполнителей, производителей фонограмм ивещательных организаций личными неимущественными и имущест-венными правами и защите этих прав. Такие права в буквальном смыс-ле являются смежными, сопредельными с авторскими правами.

Под способами защитысубъективных авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) авторских и смежных прав и воздействие на правонарушителя. Законодатель предусмотрел две формы защиты любых прав: юрисдикционный и неюрисдикционный способ защиты.

Неюрисдикционная форма защиты авторских и смежных прав заключается в самостоятельно предпринимаемых действиях субъекта правоотношений по защите авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным и иным компетентным органам. Указанные действия объединены в понятие самозащита прав» и рассматриваются в качестве одного из способов защиты авторских и смежных прав.

Юрисдикционной формой защиты признается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских и смежных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам (в мировой, общегражданский, арбитражный, третейский суд, вышестоящую инстанцию и т.д.), которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права, пресечения правонарушения, признания права как средство его защиты и др. В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав, последний применяется в виде исключения из общего правила, т.е. только в прямо указанных в законе случаях.

Авторские и смежные права могут защищаться общегражданскими способами: путем их признания; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; иными способами, предусмотренными законом. Дополнительно защита прав субъекта на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется при помощи помощи предъявления требований о выемки материального носителя, о публикации судейского решения о допущенных нарушениях с указанием настоящего правообладателя.

Защита авторских и смежных прав

Некоторые объекты интеллектуальной собственности получают правовую охрану в силу факта их создания. Не требуется их регистрация или получение каких-либо документов, дающих права на их защиту. Они охраняются правом с момента их создания (облечения в объективную форму). К таким объектам относятся объекты авторского права и смежных прав.

Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности возникает также вследствие предоставления правовой охраны уполномоченным государственным органом в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Для правовой охраны других объектов интеллектуальной собственности необходимо получение охранного документа (для изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений – патента; для топологических интегральных микросхем, товарных знаков (знаков обслуживания) и наименований места происхождения товара – свидетельства; для фирменных наименований юридического лица – регистрация юридического лица, в учредительных документах которого указано его фирменное наименование).

Право на защиту – предоставленная управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права.

Субъектами права на защиту являются авторы, обладатели смежных прав, а также их наследники и иные правопреемники. Защиту авторского и смежных прав, в том числе в суде, может осуществлять организация, осуществляющая управление имущественными правами правообладателей на коллективной основе.

Защита авторских и смежных прав может осуществляться уголовно-правовым, административно-правовым и гражданско-правовым способом.

Наиболее опасные посягательства на субъективные авторские права рассматриваются как преступления и влекут за собой уголовную ответственность. Согласно ст. 201 Уголовного кодекса преступлениями являются:

1. присвоение авторства или принуждение к соавторству (наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет);

2. незаконное распространение или иное использование объектов авторского права или смежных прав, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение или сопряженные с получением дохода в крупном размере, наказываются общественными работами или штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет.

Это интересно:  Продление исключительного права на товарный знак

Данные действия, совершенные повторно либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо повлекших причинение ущерба наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

Административно-правовой способ защиты авторс­кого права и смежных прав состоит в рассмотрении жалоб авторов или других заинтересованных лиц, а также протес­тов прокуроров организациям, вышестоящим по отношению к организациям, использующим произведения авторов, — министерствам, государственным комитетам и т.д. Эти организации осуществляют защиту прав авторов и по собственной инициативе в случаях обнаружения фактов их нарушения.

Согласно ст. 167 КоАП, изготовление или распростра­нение экземпляров произведения либо фонограммы (кон­трафактных экземпляров), что приводит к нарушению авторского права и смежных прав, — влечет наложение штрафа в размере до 50 минимальных заработных плат с конфискацией контрафактных экземпляров произведения либо фонограммы, а также материалов и оборудования, используемых для их изготовления, или без конфискации.

Преобладающим является гражданско-правовой спо­соб защиты. Поскольку авторское право и смежные права являются частью гражданского права, для восстановления нарушенного или оспариваемого авторского права управомоченного лица применяются общие нормы о защите гражданских прав, нормы, возникающие из причинения морального вреда, об ответственности, нормы общих поло­жений о возмещении вреда.

Защита личных неимущественных прав автора осуще­ствляется вне зависимости от вины их нарушителя и независимо от нарушения имущественных интересов авто­ра. Исковая давность по спорам о нарушении личных неимущественных прав не применяется.

В ст. 39 Закона от 11 августа 1998 г. дается определе­ние контрафактного экземпляра произведения или объекта смежных прав. Таковыми являются:

экземпляры произведения, записанного исполне­ния, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания, распространение или иное использование которых влечет за собой нарушение авторского права и смежных прав;

• экземпляры произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, охраняемых в Республике Беларусь в соответствии с законом и импортируемых без согласия правообладателей в Республику Беларусь;

• любые экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания, с которых без разрешения правообладателя устранена или на которых изменена информация об управлении правами, или которые изготовлены с помощью любых незаконно используемых устройств, которые позволяют обходить или способствуют обходу любых технических средств, предназначенных для защиты авторских или смежных прав.

Правообладатели вправе требовать:

1) признания авторского или смежных прав. Споры о праве на произведение возникают главным образом тогда, когда на авторство в отношении одного произведение претендуют несколько лиц;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения авторского или смежных прав. Оно может состоять во внесении соответствующих исправлений произведение, его заглавие или титульный лист. Если исправить нарушение таким образом невозможно, автор может требовать опубликования в печати о допущенных нарушениях;

3) пресечения действий, нарушающих авторские или смежные права или создающих угрозу их нарушению. К таким действиям может быть отнесен запрет рекламы или презентации произведения, требование прекратить дальнейший выпуск экземпляров произведения в обращение и т.д.

4)возмещения убытков, включая упущенную выгоду. Под убытками в этом случае понимают как понесенные правообладателем расходы (например, затраты на устранение искажений в произведении), так и не полученные им по вине нарушителя доходы (упущенная выгода); размер убытков определяется с учетом качества произведения, спроса на него и ставок вознаграждения, предусмотренных для аналогичных произведений или способов их использования;

5) взыскания дохода, полученного нарушителем вслед­ствие нарушения авторского права и смежных прав, вместо возмещения убытков;

6) выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 тысяч минимальных заработных плат, определяемой судом, вме­сто возмещения убытков или взыскания дохода с учетом существа правонарушения;

7) принятия иных мер, связанных с защитой авторского или смежных прав.

Меры, указанные в пунктах 4-6, применяются по выбору правообладателя.

Контрафактные экземпляры произведений, записан­ных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирно­го или кабельного вещания подлежат обязательной конфискации по решению суда, рассматривающего дела о защите авторского права и смежных прав.

Суд вправе вынести решение о конфискации любых материалов и любого оборудования, в том числе любых устройств, способствующих обходу технических средств, предназначенных для защиты авторских или смежных прав и незаконно используемых для изготовления и воспроизве­дения экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания с обращением их в доход государства.

Контрафактные экземпляры произведения, записанно­го исполнения, фонограммы, передачи организации эфир­ного или кабельного вещания могут быть переданы правообладателям по их требованию.

Не востребованные обладателями авторского права и смежных прав контрафактные экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организа­ции эфирного или кабельного вещания подлежат уничто­жению или переработке с обращением в доход государства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector