Фирменный товарный знак предприятия это

Фирменный знак (ФЗ) — это уникальный графический элемент, который обычно располагается рядом с названием компании, но может использоваться и отдельно. Фирменное наименование (ФН) – это может быть как уникальное обозначение товара, учреждения, работы, услуги, предприятия или организации. Оно позволяет отличить одну сущность от другой.

«Торговой маркой» или «товарным знаком» (ТЗ) называют ФН товара, работы или услуги. Они подлежат добровольной государственной регистрации в установленном законом порядке в Роспатенте. В этом случае происходит охрана государством ТЗ.

Отличие фирменного ТЗ от логотипа?

Нелогично и неправильно считать логотип и фирменный знак синонимами. Оба они являются компонентами фирменного стиля. Но между ними имеются важные различия, характерные для того или иного компонента, создающего фирменный стиль.

Логотип означает «отпечаток слова» при переводе с греческого языка. Логотипом правильно называть шрифтовое начертание названия товара или компании. Фирменный товарный знак – это графическое изображение, являющееся символов фирмы.

Термин «логотип» появился и стал повсеместно употребляемым в 19 веке. Он использовался в типографической сфере деятельности. Он никак не мог относиться к созданию или разработке фирменного стиля. Значительно позднее логотипом называли заголовки статей в газетах. Когда логотип стал означать словесный посыл, который создает ассоциацию с той или иной организацией, то фирменный знак к тому времени уже существовал. Логотип сделал фирменный стиль еще более эффективным и узнаваемым.

Он дополняет его в сознании потребителей и клиентов. Создание фирменного знака и логотипа должно происходить отдельно друг от друга. Но они должны обладать свойством – хорошо сочетаться друг с другом.

Фирменный ТЗ и фирменное название

ФЗ и ФН – это не одно и то же. Они обладают различиями.

ФН может иметь только юридическое лицо. Некоммерческая организация, индивидуальный предприниматель не могут являться субъектами прав на ФН. Оно регулируется требованиями ФЗ «О государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» и может быть получено при государственной регистрации в реестре юридических лиц. Состоит ФН из двух частей:

  • обязательного указания на организационно-правовую форму;
  • оригинального наименования – слова или сочетания, обозначающего род деятельности компании и непосредственно оригинальной части, на которую приходится функция индивидуализации; либо только оригинальное наименование.

Фирменное название в отличие от ТЗ, является средством индивидуализации самого изготовителя. Оно отличает одного производителя от других. Суть ФН – «коммерческое имя предпринимателя». ФН неразрывно связано с деловой репутацией компании.

Фирменный знак может включать в себя как словесное наименование, так и графические символы. ФЗ – это специально разработанный, часто имеющий сокращенную форму названия компании, стилизованную, в оригинальном начертании. Иногда ФЗ включает в себя логотип и сокращенное наименование фирмы. Они могут быть начертаны в едином графическом стиле. Одним словом, ФЗ – уникальный графический элемент с кратким названием компании, расположенным рядом с графическим изображением. Но могут использоваться и раздельно.

Товарные знаки, ФЗ, знаки обслуживания в сфере услуг помогают покупателям отличать изделия и услуги одних изготовителей от однородных продукций и услуг других производителей. В глазах покупателей ТЗ является гарантией качества изделия. Чаще всего знаки становятся широко узнаваемыми и легко запоминаемыми. Наиболее известные ФЗ называют брендами.

Часто зарождается вопрос: если компания имеет государственную регистрацию своего наименования, зачем ее регистрировать в качестве товарного знака? Связано это с проблемами правового регулирования в РФ и нередкими столкновениями фирменных наименований и сходных с ними ТЗ. Оно может происходить в следующих моментах:

  • у ФН разные организационно-правовые формы и одинаковое «уникальное» название;
  • при регистрации ФН не проводится экспертиза на сходство и тождественность наименований;
  • при регистрации ФН не проводится экспертиза на сходство и тождественность их с зарегистрированными ТЗ. В составе ФН может также содержаться чужой зарегистрированный ТЗ.

Что такое фирменный знак

Любое предприятие, выпускающее собственную продукцию, независимо от сферы деятельности, должно иметь свой фирменный знак и логотип. Применение отличительной символики необходимо для индивидуализации попавших на рынок товаров.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Что такое фирменный знак

Фирменный знак – это графическое обозначение фирмы. Как важнейший элемент фирменного стиля, ФЗ компании разрабатывается самым тщательным образом. Задача отличительного обозначения не только в том, чтобы сделать продукцию узнаваемой, но и в том, чтобы проиллюстрировать лучшие характеристики производителя.

Фирменный знак может выглядеть как символическая иллюстрация товара или услуги, но часто он имеет вид абстрактного упрощенного изображения. Он может быть использован как отдельный значок, нанесенный, например, на упаковку продукции, его можно располагать рядом с названием компании, он может стать частью логотипа или эмблемы.

Важно! Фирменный знак является маркером продукции, чтобы ее можно было отличить от аналогичных товаров других производителей.

Отличия ФЗ от других элементов корпоративной символики

Фирменная символика состоит из нескольких элементов:

Логотип – это графическое написание названия компании. Нередко для повышения эстетичности логотипа название сокращается до нескольких букв. Разрабатывая логотипы торговых марок, дизайнеры стремятся к уникальности и неповторимости надписи. Это достигается путем подбора пропорций букв, их цвета, шрифта.

Часто для повышения узнаваемости логотипа и его эстетической привлекательности к буквам добавляют оригинальные графические элементы, которые становятся неотъемлемой частью надписи. Больше никаких дополнений быть не может, и это то, чем отличается логотип от эмблемы, которая включает множество разных деталей.

Эмблема – это рельефное сложное изображение определенной идеи. Отличается уровнем проработки и разнообразием исполнения. Если ФЗ представляет собой несложный графические элемент, то эмблемы торговых марок могут иметь широкий цветовой спектр и много мелких элементов. Эмблема выступает как самостоятельный атрибут.

Товарный знак – это иллюстрационное, словесное или комбинированное обозначение фирмы. ТЗ можно запатентовать или зарегистрировать. В качестве товарного знака может быть зарегистрирован логотип, фирменный знак или эмблема компании.

Важно! Товарный знак наносится на упаковку товаров. Если фирма занимается оказанием услуг, правильнее употреблять сочетание «знак обслуживания».

Товарная марка – это инструмент индивидуализации фирмы, который после официальной регистрации становится интеллектуальной собственностью и превращается в товарный знак.

Фирменное название – это официальное название коммерческой организации, которое фиксируется в государственном реестре. Под этим названием предприятие осуществляет свою деятельность на протяжении всего своего существования. Сменить его можно только по уважительной причине. Любое предприятие должно в обязательном порядке иметь полную форму фирменного названия. Сокращенный вариант разрешен по желанию.

Регистрация фирменного знака

Решение о регистрации ФЗ возникает тогда, когда предприятие получает достаточно широкое развитие и встает вопрос о защите всей рекламной компании предприятия от конкурентов. Так, если продукция определенного производителя стала достаточно популярной, а ее рекламные и маркировочные атрибуты не защищены, то другие фирмы могут использовать их для продвижения своих товаров.

Существует 45 классов товаров и услуг. Перед регистрацией товарного знака необходимо определить, в рамках какого из этих классов будет действовать индивидуальное право на его использование. Регистрация осуществляется Федеральным институтом промышленной собственности.

Важно! При подаче в соответствующий орган заявки на регистрацию, нужно приложить не только его изображение, но и полное описание с указанием кегля, пропорций, цветовой палитры.

Проверка на совпадение

Зарегистрировать можно только такой ФЗ, который не повторяет полностью официальную атрибутику другой организации, работающей в той же самой сфере. Чтобы заранее исключить нечаянный плагиат, можно воспользоваться одним из бесплатных ресурсов, в базу которых занесены все зарегистрированные знаки. Однако даже после такой проверки существует вероятность, что обнаружится совпадение с ФЗ, который еще в процессе регистрации. Дать точную информацию о совпадениях может только орган, занимающийся регистрацией – ФИПС. Для этого институту потребуется от суток до месяца.

Документы для регистрации

Для осуществления регистрации необходимо собрать следующий пакет документов:

  • фото фирменного знака с описанием;
  • подтверждение категории МКТУ и перечень производимых товаров или услуг;
  • заявление о государственной регистрации;
  • платежный документ об оплате пошлины;
  • удостоверение личности лица, подающего заявку.

Особенности защиты товарного знака

Зарегистрированный ТЗ будет защищен только на территории государства, в котором было осуществлена регистрация. Но можно зарегистрировать марку по Международной классификации. В РФ этим занимается подразделение Роспатента, а именно Федеральное государственное бюджетное учреждение ФИПС.

Заключение

Фирменный знак для развития коммерческой организации имеет огромное значение. Под ним компания становится известной. Поэтому так важно еще в начале деятельности сделать его максимально эффектным и привлекательным. Хороший ФЗ нужно как можно быстрее запатентовать, так как его могут «украсть» и зарегистрировать на себя конкуренты.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Фирменный стиль. Товарный знак

Успех работы фирмы в большой степени зависит от того, насколько запо­минающимся является образ фирмы в глазах партнеров, клиентов, потреби­телей и просто широких слоев населения. Этому способствует создающая имидж корпоративная реклама, налаженные связи с общественностью (public relations), известность и репутация компании. Основой коммуника­тивной политики в данном случае является фирменный стиль, представ­ляющий лицо фирмы на рынке и призванный обеспечить узнаваемость ее товаров и услуг среди конкурентов.

Фирменный стиль (корпоративная идентичность) — это единство постоян­ных художественных и текстовых элементов во всех рекламных разработках: набор цветовых, графических и словесных констант для иден­тификации товаров или услуг. Фирменный стиль — это зрительный образ предприятия, выставленная на всеобщее обозрение индивидуальность.

Составляющие фирменного стиля:

· информационная документация — визитки, проспекты, каталоги, буклеты;
П деловая документация — бланки, конверты, папки, прайс-листы;

· рекламная продукция — плакаты, листовки, открытки, рекламные ролики;

· сувенирная продукция — календари, блокноты, значки, брелки;

· упаковка — коробки, пакеты, фирменные флаконы, фирменная упако­вочная бумага, наклейки, этикетки;

· стиль оформления интерьеров офиса, торговых залов, выставочных вит­рин и экспозиций;

· оформление транспорта фирмы и прочее.

Очевидно, что каждая составляющая фирменного стиля является частью корпоративной рекламы (рис. CD-6.10).

Основные принципы фирменного стиля. Первым, а нередко и единственным органом восприятия внешней атрибу­тики фирмы, был и остается глаз, поэтому необходимо создать зрительный образ фирмы.

Элементы, образующие фирменный стиль (константы):

· товарный знак, логотип;

· набор шрифтов, соответствующий характеру деятельности фирмы;

· фирменный цвет, который зачастую становится символическим для фир­мы (при его выборе необходимо учитывать этнические особенности, до­биваясь психологического и эмоционального воздействия, вызывающего симпатию и доверие к предприятию).

5.1.1 Торговая марка. Товарный знак. Логотип

Процитируем закон Лэнхама о торговых марках, принятый в США в 1947 году: «Торговой маркой считается любое слово, словосочетание, символ или устройство, а также любое их сочетание, принятое и используемое произво­дителями или коммерческой организацией для отличительной маркировки своей товарной продукции, выделяющей ее из ряда товаров, производимых и реализуемых другими фирмами».

Товарный знак — зарегистрированное в установленном порядке оригинально оформленное обозначение (художественное изображение), необходимое для распознавания товаров или услуг предприятия, а также для их рекламы. Иными словами, товарный знак — это визуальный образ торговой марки, призванный идентифицировать товар или фирму в сознании покупателя. Товарный знак дает возможность отличать товары и услуги одних произво­дителей от однородных товаров и услуг других производителей.

Прообразом товарного знака были личные клейма средневековых ремеслен­ников или мануфактур, а первые товарные знаки появились в середине XIX века в связи с массовым развитием промышленного производства. В 1891 г. было заключено Мадридское соглашение о международной регистрации то­варных знаков, одним из его участников стала и Россия. Старейшие товар­ные знаки: Maxwell House (с 1873 г.), Kodak (с 1888 г.), Mercedes (с 1890 г.), Coca-Cola (с 1896 г.).

Близкое к товарному знаку понятие — бренд (от лат. brand — тавро, клей­мо). Это одно из ключевых понятий маркетинга и рекламы. Понятие «бренд» можно интерпретировать как образ марки данного товара в созна­нии покупателя. Далеко не каждый товарный знак может стать брендом. Для этого он должен приобрести известность и популярность.

Зарегистрированный товарный знак обязательно используется с предупре­дительной маркировкой в виде значка ® (registered), иногда это может быть знак — торговая марка (TradeMark).

Логотип — характерно оформленное наименование продукта или название фирмы. Слово «логотип» появилось в результате соединения двух греческих основ: logos (понятие, слово) и typos (отпечаток). В прошлом, во времена ручного типографского набора, логотипом называли литеры с наиболее употребительными словами и слогами.

Товарным знаком может быть либо графическое изображение (знак), либо шрифтовые элементы или слова с определенным начертанием (логотип), либо сочетание знака и логотипа.

Знак, наряду с логотипом, призван облегчить покупателю идентификацию фирмы или товара. Это лаконичный и запоминающийся графический сим­вол, формирующий некий образ, визуальную ассоциацию. Он помещается на фирменных документах, упаковке, фирменных сувенирах, рекламной продукции, фирменном транспорте и одежде, на Web-странице.

Товарный знак действителен сколь угодно долго. Его «стаж»- залог успеха, «силы» знака. Рыночная стоимость товарного знака бывает чрезвычайно вы­сока, например, знак Coca-Cola стоит 36 млрд долларов.

В идеале все составляющие фирменного стиля отражают характер деятель­ности компании или организации. Понятно, что фирменный стиль детской спортивной школы и аудиторской конторы должны быть различны по про­изводимому впечатлению, создаваемому настроению. Соответствующая эмоциональная нагрузка ложится на знак.

В идеале, фирменный знак должен обладать следующими качествами:

· эмоциональная информативность: знак несет определенный намек на род деятельности организации, даже если знаком является абстрактный гра­фический элемент;

· привлекательность: знак вызывает желание рассмотреть его внимательнее;

· индивидуальность: знак не похож на другие;

· запоминаемость и узнаваемость: знак лаконичен, но не примитивен, имеет свой характер.

Грамотно разработанный знак делает предприятие более привлекательным для сотрудников, заказчиков и партнеров по бизнесу, создает положитель­ный образ фирмы в глазах общественности.

Вообще, очень трудно сформулировать специальные требования для обо­значения, символа фирмы. Бум на рекламном рынке вызвал лавину разно­образнейших знаков. Многие разработчики считают, что если знак выпол­нен профессионально с точки зрения дизайна и удовлетворяет заказчика — остальное не так важно. Главное, чтобы он был запоминающимся. Часто успех торговой марки напрямую зависит от финансовых средств, вложенных в ее «раскрутку», но, несомненно, грамотно выполненный, привлекательный товарный знак раскрутить легче.

Композиция фирменного знака.Изобразительными товарными знаками могут быть реалистичные или сти­лизованные изображения предметов, животных, людей, абстрактные фигуры и линии, орнаменты, художественно выполненные шрифтовые элементы, а также композиции вышеуказанных элементов. В общем случае это произве­дение графического дизайна, исполняющее роль «ловушки для глаза».

В XIX веке в качестве товарных знаков часто использовали сюжетные компо­зиции. Они скорее походили на графические иллюстрации, уменьшенные до размеров миниатюры, и содержали множество мелких деталей, подробных изображений объектов, тонкие штриховки и сложные заливки (рис. CD-6.11).

Как правило, товарный знак не иллюстрирует род дея­тельности или название фирмы, хотя есть исключения. Чаще всего исполь­зуются различные абстрактные изображения, вызывающие определенные ассоциации и образы, даже метафоры.

Для знака любого типа обязательны следующие требования.

· Следует следить за воспроизводимостью, избегать мелких деталей, сливаю­щихся при масштабировании в полиграфическом или любом другом воспроизведении. Согласно требованиям Положения о регистрации товарных знаков, размер изображения, заявленного в качестве знака, определен как 5×5 см, но при увеличении или уменьшении качество изо­бражения не должно ухудшаться.

· Тщательно выбор цвета, композиции, месторасположение знака с тем, чтобы он, вместе с упаковкой товара, создавал единый запоми­нающийся образ.

· Не стоит регистрировать товарный знак в конкретной цветовой гамме. Правовая защита распространяется лишь на эти конкретные цвета, в то время как подача знака в черно-белом варианте охватит любые его ис­полнения в цвете.

Знак — произведение графического дизайна, подчиняющееся всем законам композиции. В композиции знака в отношении элемент-пространство обязательна доми­нанта элементов, они не имеют развития в пространстве, силовые линии направлены к центру, силовые поля суммируются. Вся композиция одно­значна, автономна, ограничена. Она — констатация визуального факта.

Вид такой композиции — фронтальная. Главное в ней — декоративность, акцент цвета и контраст очертания, это действуют сильнее, чем «похожее» изображение реальных предметов. Такая композиция — сигнал, команда.

Основная цель знака — не глубокие чувства и переживания, а фиксация взгляда, поэтому он должен быть оптимально сложным и, в то же время, лаконичным. Очень часто композиция знака предполагает жесткую форму конструктивного построения, нарочитую искусственность, четкую геомет­рию. Восприятие должно быть ясным и четким.

Знак не обязан взаимодействовать, «согласовываться» с окружающими его изображениями. Он «одномерен», воспринимается самостоятельным аккор­дом. Зритель в этом случае сам выступает в роли персонажа. При объедине­нии знака с другими изобразительными элементами в рекламе, оформлении деловой документации или интерьере помещений, создается «деловое со­трудничество», «групповой портрет», в котором никто не мешает друг другу. При этом знак должен резко отличаться от других аналогичных объектов. Необходимо четко отслеживать его индивидуальность.

Знак — сгусток энергии, направленный не вглубь или вширь, а только на­встречу зрителю. Следовательно, необходимо выполнять следующие компо­зиционные требования:

· силовые линии направлены к центру;

· соблюдено равновесие между всеми элементами;

· четко определен ритм;

· вся композиция знака очень плотная, т. е. охватывается одним взгля­дом.

Форма графического знака может быть различной:жесткой геометрической (рис. 6.12, а); аморфной (рис. 6.12, б); шрифтовой (рис. 6.12, в). Разделение это весьма условно, так как шрифт можно воспроизвести гео­метрическими или аморфными формами, но, тем не менее, шрифт — со­вершенно самостоятельное средство композиции, и мы выделяем его в са­мостоятельную группу.

Это интересно:  Подделка товарного знака статья ук рф

У каждой из этих форм есть свои особенности.

Графическая простота геометрических элементов бывает очень выразитель­на, но набор исходных примитивов ограничен. Неизбежны повторы и ана­логии. Кроме того, иногда характер деятельности фирмы или вкус заказчика требует более сложного и динамичного изображения.

В случае аморфной формы часто имитируется «рукотворная» техника изо­бражения абстрактных знаков, например, штрих фломастера или мазок гру­бой кистью. Такой знак должен быть достаточно лаконичным, «простым» в психологическом отношении. Если композиция из геометрических прими­тивов может содержать несколько цветов, то аморфные объекты должны быть очень сдержанными по цвету. Это компенсирует сложность формы.

Огромное количество современных фирменных знаков создается на основе шрифтовых элементов. Словесные знаки и логотипы, как правило, лучше различаются и запоминаются.

Выделим три различные пути создания композиции графического знака:

· формальная (абстрактная) композиция — знак-индекс; П стилизация реального объекта — изобразительный знак;

Первый вариант наиболее популярен в наши дни. Стилизация объектов — сложная задача, к тому же это часто приводит к повторению тем, а одно из основных достоинств знака — различимость, непохожесть на другие.

Знак-индекс как частный случай формальной композиции. Графическая структура знака-индекса не связана со смысловым содержани­ем, знак абстрактен. Следовательно, не должно быть никаких признаков, способных вызвать предметные ассоциации, композиция знака должна быть строго формальной. В этом случае особенно жесткие требования предъяв­ляются к четкости формы.

Построение знака-индекса начинается с поиска базовой структурной схемы, выполняющей роль «каркаса» будущей формы. Обычно за основу берется совокупность простейших геометрических форм: кругов, квадратов, тре­угольников, овалов, трапеций и т.д. (рис. 6.13). В дальнейшем эта схема (внутренняя структура, скелет знака) наполняется формой, которая придает знаку индивидуальность и визуальную активность. По одной и той же схеме можно построить множество знаков. Абстрактные геометрические формы, составляющие схему-основу, необходимо структу­рировать и выделить композиционно значимые составляющие элементы. Несколько элементов можно визуально совмещать, выделять отдельные фрагменты структуры как более активные, трансформировать часть изобра­жения. Можно использовать как геометрическую (рис. 6.14), так и скульптурную (рис. 6.15) пластику, т. е. создать по одной и той же схеме плоскую и объемную композиции. Графическая структура знака должна быть та­кой, чтобы его восприятие не зависело от масштаба изображения. Знак должен хорошо смотреться и на визитной карточке, и на плакате.

Для начинающих дизайнеров разработка знака — прекрасное упражнение, развивающее вкус, позволяющее выявить собственный авторский стиль. Фирменные знаки часто разрабатываются как знак-индекс. Композиция товарного знака должна формировать определенный эмоциональный образ. Для того чтобы передать через знак идею фирмы, необходимо осознать суть ее деятельности, прочувствовать ее характер и выразить все это средствами формальной композиции. С другой стороны, в последнее время в работе профессионалов явно прослеживается другая тенденция: не вдаваться в глу­бокие рассуждения, не искать «сюжетный» смысл, а выполнить знак как красивую абстрактную композицию. Прежде всего, это должна быть четкая графика, решенная минимальными средствами.

Один из путей создания знака-индекса — конструирование его из геометри­ческих фигур, которые складываются в строгую графическую композицию (рис. 6.16).

Изображение получено из простых геометрических объектов, элементы ка­жутся массивными, композиция фронтальная, замкнутая, статичная. Все части композиции — пятна с четкими формами.

Для фирм, занимающихся интеллектуальной деятельностью, лучше исполь­зовать более тонкие, сложные формы (рис. 6.17). Компания Про-Инвест занимается разработкой программного обеспечения, и внутренняя динамика знака при внешней статичной форме соответствует характеру наукоемкого производства, хотя внешне никаких ассоциаций с компьютерами и про­граммами знак не вызывает. Основной элемент композиции — линия.

Для того, чтобы добиться четкой структуры знака, соразмерности и пропор­циональности всех его частей, удобно использовать модульную сетку. В ос­нове модульной сетки лежит комбинация вертикальных, горизонтальных или наклонных линий, по которым ориентированы основные элементы знака. Шаг сетки задает ритм всей композиции знака (рис. 6.18).

Главные требования, предъявляемые к фирменному знаку, — оригиналь­ность и узнаваемость. Чтобы знак был интересным, необходим визуальный эффект, некий «визуальный секрет» (рис. 6.19). В знаках-индексах это обычно иллюзия объема, второго плана, перспективы, контрформа. Совре­менные компьютерные программы часто сами подсказывают такие реше­ния, так что осваивайте компьютерную графику, новые, более совершенные инструменты всегда открывают неожиданные возможности. Знак должен вписываться в любой контекст, т. е. композицию нужно стро­ить компактной, цельной, довольно плотной. Разработчики современных знаков иногда отступают от этого правила, но солидные фирмы обычно придерживаются традиционного, классического вкуса.

Изобразительный знак.Изобразительный знак — это частный случай композиции, полученной в результате выделения, подчеркивания, утрирования определенных свойств и качеств реального объекта.

Как правило, изобразительный знак строится на основе стилизации по за­данным свойствам. За основу берется изображение реальных объектов (зда­ний, животных, растений, любых других объектов или их частей). Выделя­ется главное, наиболее выразительное качество объекта, затем предметные формы упрощаются и стилизуются. Конечный вариант должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к знакам: индивидуальности, лаконич­ности, компактности композиции. Предельное обобщение предметных форм придает изображению характер отвлеченного знака, при этом связь с прообразом (реальным объектом) сохраняется.

Пластическое решение можно искать разными путями:

· усилить исходную пластику исходного объекта (рис. 6.22, а);

· подчинить объект требованиям, сформулированным условием задачи. Например, изображение может имитировать работу кистью (рис. 6.22, б) или быть стилизовано как геометрическая форма (рис. 6.22, в).

Изобразительный знак создается по объекту-прототипу, его графика полно­стью соответствует смысловому содержанию, т. е. создается графическая модель реального объекта. Характерная особенность изобразительных зна­ков — изоморфизм (сходство по форме) с отображаемым реальным объек­том, но это не документальная фотография, а художественно-образная ком­позиция, подчеркивающая смысл, предметную ценность исходного материала. При создании изобразительного знака нужно грамотно выбрать форму графического изображения, так, чтобы передать смысловое содержа­ние и избавиться от изначальной информационной избыточности. Перера­ботка исходного объекта может быть настолько значительной, что связь ме­жду ним и полученным стилизованным изображением будет весьма условной, например, образ ящерицы можно передать кривыми линиями, имитирующими мазок кистью.

Нарушение требований предметной узнаваемости переводит изобразительный знак в класс знаков-индексов. В то же время, необходимо избегать слишком подробного смыслового содержания, которое приведет к потере знаковости.

При разработке изобразительных знаков основное внимание нужно обра­щать на воплощение смыслового содержания и соразмерность образного и логического начал. Иными словами, смысл должен просматриваться в фор­ме графического построения. Графическая структура знака должна макси­мально соответствовать его смысловому содержанию (рис. 6.23).

Композиция может основываться на линиях или пятнах, геометрических или аморфных формах — главное, чтобы выполнялись условия знаковости:

· автономность — свернутость силовых линий и полей во внутреннем пространстве знака;

· константность восприятия — независимость от физического и смысло­вого окружения;

· различимость — внутренняя индивидуализация структуры, наличие от­личительных признаков, выделяющихся из ряда аналогичных знаковых форм;

· запоминаемость — ясность, четкость построения за счет предельной обобщенности, упорядоченности композиционной организации, лако­ничности, оптимальной сложности;

· визуальная активность — адекватность эмоционально-чувственному восприятию человека, толчок к обостренной реакции, сигнал к интен­сивной работе чувственного аппарата.

Знак на основе шрифтовых элементов.Шрифт был придуман для записи и передачи информации, но если он ис­пользуется в знаке — его функции меняются. Буквы, из которых построен знак, — это в первую очередь форма, а только потом содержание. Разнооб­разие этих форм огромно, шрифтом можно любоваться так же, как мы лю­буемся произведением искусства.

Шрифт — неизобразительная форма (изобразительными мы условились на­зывать формы предметов, встречающихся в жизни).

На базе шрифтов можно построить замечательные художественно-декоративные произведения. Как правило, шрифтовые композиции пло­ские, двумерные, с четким ритмом. Выразительная пластика позволяет соз­давать художественный образ.

Интересное решение дает сочетание шрифтового элемента и декоративной графики. Так создаются инициалы (рис. 6.24).

Большим мастером шрифтовых композиций был В. Фаворский. Для сво­их ксилографии (гравюр на дереве), с которых делались оттиски страниц книжных иллюстраций, он разрабатывал акцидентные шрифты. Каждый такой шрифт — полноправный элемент иллюстрации, который подчер­кивает пластическую выразительность композиции всей страницы (рис. 6.25).

Пожачуй, наибольшую часть фирменных знаков составляют логотипы. Ча­ще всего за основу шрифтовой части знака часто берутся рубленые (без за­сечек) шрифты. Характер создается в основном за счет ритма. Интересно смотрится применение кернинга или наложение букв (рис. 6.26).

В современных шрифтовых знаках часто используют рукописное начерта­ние (рис. 6.27), значительно реже — комбинацию печатных и рукописных символов или нескольких гарнитур (рис. 6.28). Вообще, подбор контраст­ных, но хорошо гармонирующих друг с другом шрифтов — очень непро­стая задача.

Декоративные (акцидентные) шрифты годятся в том случае, если шрифт -единственный или основной, доминирующий графический мотив знака (рис. 6.29).

В случае, когда знак должен содержать и графический элемент, и шрифт -постарайтесь избежать претенциозности, не выдумывайте сверхдекоратив­ных шрифтов. Изображение и шрифт должны иметь один характер, четко согласовываться по стилю (рис. 6.30).

В последнее время разрабатывается множество новых акцидентных шриф­тов. Из них строятся интересные композиции, хотя сам текст далеко не все­гда легко прочитать (рис. 6.31).

Зачастую использование слишком декоративных шрифтов приводит к потере целостности восприятия. При создании шрифтового знака нельзя забывать об общей форме. Она должна быть более простой и компактной, проще формы самих букв, являющихся частью логотипа.

Традиционно на основе рубленых шрифтов создаются знаки с четкой строгой геометрией. Композиция логотипа Всесоюзного НИИ технической эстети­ки (рис. 6.32) образует форму прямоугольника с пропорциями золотого сечения. Статичность и устойчивость подчеркивается метрической последовательностью прямоугольных вертикальных элементов. Равномерность метра усиливается чередованием черных и белых полос одинаковой ширины. Контраст и ритм задаются утолщенными горизонтальными штрихами.

Использование приема контрформы приводит к тому, что буквенные элементы «растворяются», поглощаются общей декоративной композицией (рис. 6.33). Это промежуточный вариант между графическим знаком и логотипом. Стилизация букв делает знак очень интересным, появляется оптическая «изюминка», визуальный эффект. Иногда это приводит к ситуации, когда шрифтовая композиция переходит в формальную (рис. 6.34).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Товарный знак в фирменном стиле предприятия

Сущность фирменного стиля и товарного знака, их классификация и разновидности, предъявляемые требования и значение в деятельности современного предприятия, направления нормативно-правового регулирования. Анализ товарного знака в фирменном стиле фирмы.

Рубрика Маркетинг, реклама и торговля
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 18.12.2015
Размер файла 212,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

фирменный товарный стиль

Фирменный стиль (корпоративная идентичность) — это совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео), которые обеспечивают единство всем изделиям фирмы и рекламным мероприятиям; улучшают запоминаемость и восприятие покупателями, партнерами, независимыми наблюдателями не только товаров фирмы, но и всей ее деятельности; а также позволяют противопоставлять свои товары и деятельность товарами и деятельности конкурентов.

Товарный знак (торговая марка) — обозначение товара, отличающее его от других и указывающее на его производителя, зарегистрированное в установленном порядке и дающее владельцу исключительно е прав о на его использование.

Товарные знак и (марки) появились в средние века, когда гильдии ремесленников и торговцев требовали, чтобы каждый производитель помечал свои товары так, чтобы можно было контролировать объем производства и выявлять изготовителей низкокачественной продукции. Марки также выступали в роли стандартов качества при продаже за пределами местных рынков, на которых действовали гильдии. Самыми ранними и наиболее агрессивными сторонниками фирменных знаков в Соединенных Штатах были производители запатентованных медикаментов.

Стремление зарегистрировать товарный знак обусловлено и чисто экономическими доводами: марочные (фирменные) товары обычно ценятся на 15-25% выше, чем немарочные. Регистрация товарных знаков необходима не только для борьбы с конкурентами, рекламы товаров и ознакомления с ними коммерческих структур и покупателей, но и для возможности продажи лицензий на товарные знаки. В силу указанного, товарный знак имеет большое экономическое значение и становится как бы автономным ценным объектом собственности, стоимость которого у крупных компаний исчисляется миллионами и даже миллиардами долларов. Так, товарный знак «Coca-Cola» оценен фирмой-владельцем в 3 млрд. долл.

Сам по себе товарный знак мало что значит, но соединившись с хорошо рекламируемым товаром и обретя юридическую силу после своей регистрации, знак становится стимулом повышения его качества. Что касается покупателя, то товарный знак для него — это и движущий мотив покупки и своеобразная гарантия качества.

Если фирме удалось придать уникальные свойства своему товару, то для того, чтобы выделить его из огромной массы похожих и трудно различимых и, что не менее важно, защитить обретенную им уникальность от использования конкурентами, есть смысл присвоить ему товарную марку. Это сделает данный товар хорошо различимым и зримым на рынке. Покупатели будут выделять его в море других товаров. Его сбыт будет иным, непохожим на обычный ни по форме, ни по объемам продаж, ни по ценам, ни по доходам. Но здесь важно неукоснительно соблюдать довольно простое и важное правило — товарный знак следует присваивать только тому товару, который действительно имеет уникальные потребительные свойства.

Основные функции товарного знака — свидетельствовать о высоком качестве продаваемого товара, вызывать доверие покупателя благодаря хорошей репутации владельца товарного знака, осуществляющего контроль над качеством товара. Товарный знак является той основой, на которую опирается реклама, но одновременно для своего устойчивого функционирования, распознавания и хорошего запоминания он сам нуждается в рекламе.

Актуальность данной темы определяется тем, что товарный знак является составной частью более широкого понятия — «фирменного стиля», занимая в нем ведущее место. Роварный знак в маркетинге незаменим, он придает товару индивидуальность, что в конечном счете влияет на сбыт, а это, в свою очередь, оказывает влияние на прибыль. Товарный знак — это необходимая составляющая рекламы. Если бы это было не так, то известные производители не тратили бы миллионы долларов на рекламу, людей не призывали бы пить, есть, пользоваться тем, что, может, и не нужно вовсе, но мы люди, мы поддаемся импульсу и покупаем, покупаем, покупаем.

Объектом изучения данной работы является товарный знак МТС.

Предмет исследования: товарный знак в фирменном стиле ОАО «МТС».

Целью курсовой работы является рассмотреть понятие, классификацию, значение товарного знака в фирменном стиле предприятия и разработать направления по его совершенствованию.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— теоретические аспекты разработки товарного знака

— дана организационно-экономическая характеристика предприятия;

— рассмотрен товарный знак МТС и направления совершенствования его использования.

1. Теоретические аспекты разработки товарного знака

1.1 Сущность фирменного стиля

На товар появится спрос, если грамотно организована реклама самой фирмы-производителя. Этому способствует создающая имидж корпоративная реклама, налаженные связи с общественностью (pablicrelations), известность и репутация кампании. Основой коммуникативной политики в данном случае является фирменный стиль (ФС), представляющий лицо фирмы на рынке и признанный обеспечить узнаваемость ее товаров и услуг среди конкурентов.

Понятие фирменного стиля зародилось относительно недавно, ему еще нет и сотни лет. Еще в древности искусные мастера помечали свою продукцию личным клеймом, которое условно можно трактовать как логотип. Кочевые народы накладывали знак собственности на скот.

Латинский эквивалент слову тавро — brand используется ныне для обозначения одного из ключевых понятий маркетинга. В средневековье клейма стали принадлежностью уже цеховых артелей. И уже в эпоху научно-технической революции с общим ростом численности населения и развитием рыночных отношений стало совершенно очевидно, что недостаточно выпускать качественную продукцию. Необходимо ее выделять среди конкурентов при помощи целого ряда устойчивых элементов, из которых стал формироваться фирменный стиль [2, c. 213].

В постиндустриальную эпоху сфера услуг заняла позицию не менее прочную, чем производственная сфера. А для организаций, оказывающих услуги уже в начале своего существования наличие фирменного стиля является жизненно необходимым. Западные компании уже давно осознали эффективность фирменного стиля в борьбе за клиентов: достаточно вспомнить такие компании как CocaCola, McDonalds, Nike, Nokia, Sony, Samsung, как тут же возникает узнаваемый зрительный, а то и вкусовой образ.

В эпоху развитого социализма советские компании, работавшие на экспорт, имели собственный фирменный стиль. Например, «Аэрофлот» сохраняет свой логотипи по сей день. В то же время, разница по уровню оформления между западными и российскими компаниями, работающими на одних рынках, в последнее десятилетие постепенно выравнивается.

«Фирменный стиль» — понятие, введенное теоретиками рекламы в начале XX века, когда количество компаний, работающих в одной области, критически возросло, и стала актуальной проблема их узнаваемости. За рубежом используются также термины «координация дизайна», «проектирование внешнего облика предприятия», «система идентификации».

Фирменный стиль (корпоративная идентичность) — это совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео), которые обеспечивают единство всем изделиям фирмы и рекламным мероприятиям; улучшают запоминаемость и восприятие покупателями, партнерами, независимыми наблюдателями не только товаров фирмы, но и всей ее деятельности; а также позволяют противопоставлять свои товары и деятельность товарами и деятельности конкурентов. Фирменный стиль — это выставленная на всеобщее обозрение индивидуальность.

Фирменный стиль — это и средство формирования имиджа фирмы, а также определенный «информационный носитель», так как компоненты фирменного стиля помогают потребителю находить ваш товар и ваши предложения, формируя у него положительное отношение к вашей фирме, которая позаботилась о нем, облегчив процесс отбора информации или товара.

Понятие фирменного стиля тесно связано с понятием имиджа, так как фирменный стиль — это как бы оболочка, которую наполняют конкретным содержанием. А эта, наполненная, оболочка плюс мероприятия по PublicRelations (ПР) и создают понятие имиджа фирмы.

Краткие выражения про фирменный стиль:

— это средство формирования имиджа компании;

— это ваша индивидуальность;

— это лицо Вашей компании;

— непременный спутник вашего успеха на рынке;

— это ваше преимущество перед конкурентами;

— это всегда заявление о себе в социуме;

— это философия компании;

— почти первая вещь для компании;

— выходной костюм компании;

— это динамичная система, присутствующая в любом медиа-средстве;

— это графическое отображение сущности компании;

— он четко отображает энергию души компании;

— визуальное, информативное средство коммуникации с потребителем;

— упаковка вашей компании [2, c. 215].

Зачем нужен фирменный стиль и как его использовать? Кто-то разрабатывает фирменный стиль по принципу «иметь фирменный стиль — модно и современно». Другие действуют по принципу «и я тоже». Кому-то фирменный стиль может понадобиться в предпродажной подготовке по требованию инвесторов. Но настоящая потребность в разработке фирменного стиля возникает лишь тогда, когда осознаются выгоды от его использования.

Фирменный стиль нужен для того, чтобы:

Посредством индивидуальности и единства графических и др. констант, выделиться среди конкурентов, стать узнаваемым (идентификация) и хорошо запоминаемым. Если вас быстрее узнают, то быстрее начинают сотрудничать. Из-за хорошей узнаваемости уменьшается количество средств, потраченных на рекламные кампании. Наличие фирменного стиля (хорошего) значительно повышает эффективность рекламы.

Для завоевания доверия у потребителей, партнеров по бизнесу. Если у вас гармоничный, грамотный, красивый фирменный стиль, то он обязательно вызовет доверие, а это важный фактор для осуществления главного в бизнесе — сотрудничества. Нет сотрудничества — нет прибыли. Плохое сотрудничество — «плохая» прибыль. По одежке встречают.

Для демонстрации преемственности к деятельности, позиционированию.

Каким должен быть фирменный стиль?

1 Быть индивидуальным, запоминающимся — повышает эффективность рекламы

2 Быть эстетичным, гармоничным, красивым — доверие

3 Демонстрировать преемственность к деятельности, позиционированию — повышает эффективность рекламы

4 Соответствовать технологическим требованиям, при использовании фирменного стиля в рекламе (при нанесении элементов на рекламные носители) — сохраняет идентификацию (узнаваемость).

Есть два мнения о том, когда надо разрабатывать собственный фирменный стиль:

— сразу, как только образовалась фирма;

— по мере накопления достаточного количества средств и закрепления устойчивых направлений деятельности [6, c. 68].

Правильней было бы сказать, что фирменному стилю надо уделять внимание всегда, начиная с первых дней создания фирмы.

Вы регистрируете фирму с определенным названием, это имя фирмы — уже носитель определенного стиля. Далее вы заказываете печать фирмы, которая представляет собой шрифтографическую композицию и может быть носителем фирменного стиля… и так далее, на каждом шагу по созданию своей фирмы Вы встречаетесь с дилеммой: задуматься над привнесением фирменного стиля в то, что Вы создаете или отложить эту головную боль на потом?

На самом деле, если Вы не уделяете внимания созданию фирменного стиля своего предприятия, стиль все равно складывается, но бессистемно, хаотично. Другими словами — Вы создаете в этом случае плохой стиль. Чем дольше это продлится, тем труднее будет исправлять.

Основой фирменного стиля являются его константы — главные и неизменные элементы: товарный знак (логотип+фирменный знак); цветовая гамма; фирменный шрифт; фирменный блок; схема верстки; корпоративный герой.

1.2 Сущность товарного знака, основные виды

Для потребителя товарный знак — это визитная карточка, символ определенной фирмы или фабрики. Известный, завоевавший успех у покупателей, товарный знак вызывает доверие, ассоциируется с гарантией высокого качества выпускаемых товаров.

Товарные знаки дают возможность торговле точно и ясно определить предложение и гарантируют правовую охрану товаров. Товарные знаки могут быть объектом систематической рекламной деятельности. Рекламу, в принципе, можно делать и без товарных знаков, однако в таком случае она является анонимной и неопределенной. Поскольку товарный знак хорошо запоминается, привлекает внимание потребителей и вызывает их доверие, он является эффективным средством рекламы, которое необходимо умело использовать.

Товарный знак является важным вкладом в экономику предприятия, так как позволяет занять на рынке определенное положение, основанное на признании товарного знака. Ошибочно думать, что одно только использование товарного знака обеспечит предпринимателю сверхвысокие прибыли. Для этого необходим целый комплекс мероприятий, направленных на завоевание устойчивых позиций на рынках сбыта. Однако следует иметь в виду, что значительное место среди этих мероприятий занимает товарный знак. В более широком смысле использование товарных знаков способствует развитию инициативы и предпринимательства во всем мире, принося их владельцам признание и материальную выгоду. Охрана товарных знаков также препятствует попыткам осуществлять недобросовестную конкуренцию, в частности использовать сходные до степени смешения или поддельные товарные знаки с целью сбыта товаров и услуг более низкого качества или не соответствующих оригинальному знаку по другим показателям. Система позволяет предприимчивым и талантливым людям производить и сбывать товары и услуги на наиболее справедливых условиях, что способствует развитию международной торговли [9, с. 114].

Давая возможность потребителям сделать свой выбор среди различных товаров, имеющихся на рынке, товарные знаки побуждают своих владельцев к сохранению и улучшению качества товаров, продаваемых с товарным знаком, чтобы оправдать надежды потребителей. На рынке, который предлагает выбор, разочарованный потребитель не станет покупать вновь тот же самый товар. Тот, кто удовлетворен, будет склонен полагаться на товарный знак в своем решении сделать следующую покупку. Таким способом товарные знаки вознаграждают производителя, который постоянно предлагает высококачественные товары, в результате чего стимулируется экономический прогресс.

Действующее законодательство определяет товарный знак и знак обслуживания как обозначение, которое физическое или юридическое лицо использует или собирается использовать в хозяйственной и коммерческой деятельности для отличия своих товаров, работ или оказываемых услуг от однородных товаров, работ и услуг других физических или юридических лиц.

Термин «товарный знак», используемый в тексте Закона о товарных знаках, охватывает две его разновидности: собственно товарные знаки и знаки обслуживания. Строго говоря, услуга является таким же товаром, предметом договоров, как и вещественные объекты. Однако маркировать услугу, которая представляет собой определенную деятельность, невозможно. Поэтому говорят о знаках обслуживания, которые, как правило, используются в рекламных материалах, украшают оборудование и инвентарь, используемые для оказания услуг, Экономическое значение использования знаков обслуживания и коммерческая целесообразность правовой охраны этих знаков, общие начала оценки исключительного права на их использование и предоставление права на такое использование — все эти аспекты знаков обслуживания такие же, как у товарных знаков. Применяя товарный знак на практике, следует руководствоваться правилами, которые достаточно полно отражены на основе отечественного и зарубежного опыта в ряде работ по маркетингу [13, c. 286]:

товарный знак при написании необходимо всегда выделять с помощью кавычек, прописных букв, различных видов шрифта оригинального начертания. Принятый способ выделения следует соблюдать, создавая тем самым фирменный шрифт и формируя в целом фирменный стиль и правило обязательного использования как во внутреннем (фирменном) документообороте, так и в рекламных кампаниях;

при первом употреблении в любом рекламном тексте или презентации вновь созданного товарного знака рекомендуется делать ссылку на его регистрацию. Для этого товарный знак действительно должен быть зарегистрирован в установленном порядке;

зарегистрированный товарный знак в любых текстах, маркировках, этикетках, вкладышах и ином следует сопровождать специальными значками в, обеспечивающими его правовую защиту;

если товарный знак зарегистрирован в нескольких вариантах, необходимо выбрать начертание для упаковки товара (желательно более привлекательное, красочное, оригинальное по шрифту) и для официальных документов и постоянно придерживаться этого правила;

товарный знак не должен использоваться в рекламных кампаниях для обозначения чего-либо другого, кроме своего прямого предназначения, Чистоту товарного знака нужно неукоснительно соблюдать;

следует помнить, что наименование товарного знака не склоняется, не применяется во множественном числе, в качестве прилагательного или глагола. Склонение товарного знака лишает его индивидуальности, принадлежности именно данному товару и позволяет соотносить его со сходными по признакам товарами, т.е. переводит товар в разряд родовых;

товарный знак приводится на упаковке, поэтому каждый из составляющих должен дополнять друг друга, создавая привлекательную композицию, формируя фирменный стиль производителя или торгового посредника;

нельзя допускать нанесения товарного знака отдельного товара на комбинированные изделия, куда данный товар входит составным элементом;

товарный знак должен быть зарегистрирован в стране, где реализуется товар, и в той транскрипции, которая является наиболее приемлемой для данного государства [13, c. 287].

Основные функции товарного знака.

1) Функция индивидуализации. Товарный знак способствует узнаванию товара и позволяет отличить товары и услуги одних производителей от однородных товаров и услуг других производителей, облегчая потребителю выбор при покупке товара или услуги.

2) Функция указания на источник происхождения товара. Товарный знак без подробного изучения товара позволяет определить его производителя. Приобретая товары и услуги, маркированные одним и тем же товарным знаком, потребитель уверен, что они имеют одного производителя. Легко запоминающий товарный знак призван ассоциироваться у потребителя с конкретной фирмой.

3) Функция указания на качество товара. К товарному знаку потребитель обращается в первую очередь как к гарантии качества. Обладатель права на товарный знак гарантирует, что все товары и услуги, предлагаемые под данным товарным знаком, соответствуют определенным стандартам качества.

4) Рекламная функция товарного знака. Товарный знак незаменим, как средство рекламы и продвижения товаров и услуг на рынке.

5) Информационная функция, которая означает, что потребитель, взглянув на товарный знак, знает, какой вид продукции он представляет, например, мясные изделия или мебель и т.п. Товарный знак — это своего рода язык, с помощью которого можно донести до потребителя определенную информацию.

6) Различительная функция, то есть товарный знак позволяет потребителю отличить продукцию или услугу одного производителя от другого. Чтобы различительная функция выполнялась товарным знаком на «отлично», он должен быть оригинальным и уникальным.

7) Имиджевая функция, которая означает, что товарный знак является неотъемлемой частью имиджа компании или фирмы. Товарный знак закладывает в сознание потребителей информацию, которая должна пробуждать уважение к компании и желание воспользоваться ее услугами или приобрести ту или иную продукцию.

Виды товарных знаков по форме выражения:

Виды товарных знаков по объектам:

Виды товарных знаков по праву собственности владельца:

Словесные товарные знаки представлены на рисунке a приложения В являются самыми распространенными, к ним можно отнести буквы, слова, предложения и проч., например названия компаний Panasonic, Microsoft, Apple, Coca-Cola, Facebook. Обычно данный вид знаков называют логотипами. В качестве логотипов могут использоваться уже существующие слова («Любимый сад») или придуманные («Макфа»). К словесным знакам можно отнести лозунги компаний или их слоганы. Например, у компании Nokia вместе с названием размещен лозунг ConnectingPeople и др.

Изобразительные товарные знаки представлены на рисунке б приложения В и представляют собой изображения различных геометрических фигур, линий, предметов, животных, людей, географических, природных объектов и др. Как правило, данный вид знаков называют эмблемами.

Объемные товарные знаки представлены на рисунке в приложения В-оригинальные упаковки или сам товар, позволяющий определить его изготовителя. Такие товарные знаки обычно используют парфюмерно-косметические компании, а также производители алкогольной продукции.

Звуковые товарные знаки — фрагмент музыкального произведения или короткий оригинальный звук, звук природы, быта, промышленных предприятий и проч. Примерами звуковых товарных знаков являются мелодии мобильных телефонов, позывные радиостанций (например, «Европа плюс», «Русское радио»), радиопрограмм («Бригада У»), мелодии и заставки популярных телепередач (например, «Поле чудес», «Большая разница», «Спокойной ночи, малыши!»), аудиологотипы «Макдоналдс».

Комбинированные товарные знаки представлены на рисунке г приложения В и представляют собой смесь перечисленных выше знаков. Сейчас они используются очень часто.

Фирменные товарные знаки предназначены для идентификации непосредственно предприятий-изготовителей. Они могут быть обыкновенными, которые разрабатываются дизайнерами по поручению изготовителей, и престижными, которые присваиваются предприятиям за участие в выставках, ярмарках и т.п. (приложение В рисунок д)

Ассортиментные товарные знаки предназначены для ассортиментной идентификации товара по виду, торговой марке или наименованию.

Торговая марка — знак или имя, присущие конкретному товару с определенными потребительскими свойствами, позволяющие отличить данный товар от других. Как правило, известная компания, имеющая свой логотип, производит несколько групп товаров с разными торговыми марками. Например, компания «Юнилевер» выпускает огромное количество разных товаров под известными торговыми марками [10, с. 51].

Индивидуальные товарные знаки — изображения, принадлежащие одному юридическому или физическому лицу.

Коллективные товарные знаки — знаки, предназначенные для обозначения товаров, производимых и (или) реализуемых входящими в объединения лицами и обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.

При регистрации товарного знака в международном реестре рядом с ним ставятся знаки — буквы ®, ™, ©.

1.3 Требования к товарному знаку при разработке фирменного стиля предприятия

При разработке обозначения (товарного знака) следует учитывать предъявляемые к нему требования:

а) Патентно-правовые требования. Обозначение должно обладать охраноспособностью, т.е. новизной и различительной способностью, для того чтобы его можно было зарегистрировать в качестве товарного знака, а также чтобы использование товарного знака для определенного вида товаров не нарушало прав третьих лиц на тождественные или сходные товарные знаки. Тождественными следует считать обозначения, совпадающие одно с другим во всех элементах. Сходство обозначений — это явление их подобия, возникающее в результате совпадения восприятия мотивов, создающих это обозначение. Сходство обозначений определяется общностью их элементов. На степень сходства влияет соотношение совпадающих и несовпадающих элементов, а также их значение в композиции обозначения.

Чтобы быть признанным в качестве товарного знака, т.е. стать объектом правовой охраны, обозначение должно отвечать следующему ряду условий. Прежде всего товарным знаком признается условное обозначение, своего рода символ, который помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации, и заменяет собой подчас длинное и сложное название (наименование) изготовителя товара. Поэтому не может считаться товарным знаком помещение на изделии полных сведений, касающихся изготовителя товара, а также указывающих на время, способ и место производства, на вид, качество и свойства товара и т.п. Их заменяет легко воспринимаемое и запоминающееся условное обозначение [20, с. 143].

Законы многих стран закрепляют принцип не абсолютной, а относительной новизны условных обозначений, заявляемых в качестве товарных знаков. Это, в частности, означает, что регистрация того или иного обозначения в качестве товарного знака в каких-либо других странах не препятствует признанию данного или сходного обозначения товарным знаком, если только иное не вытекает из международных соглашений.

Признак новизны тесно связан с понятием приоритета. Новизна товарного знака определяется по дате приоритета, которая в свою очередь устанавливается по общему правилу по дате поступления правильно оформленной заявки (приложение А) на регистрацию товарного знака в Национальном центре по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Таким образом, сущность требования новизны означает, что обозначение, заявленное в качестве товарного знака, не должно быть тождественным или сходным с товарными знаками, уже зарегистрированными или заявленными на регистрацию или охраняемыми в силу международных соглашений. Тождественным признается обозначение, которое во всех своих элементах совпадает с уже известным товарным знаком и при этом относится к одному и тому же классу товаров независимо от различия в их перечне.

Гораздо сложнее решается данный вопрос тогда, когда речь идет о сходных обозначениях. В действующем законодательстве указывается в общих чертах на недопустимый уровень близости заявляемого обозначения уже известному — наличие между ними сходства до степени их смешения. Хотя данное указание носит в значительной мере абстрактный характер, оно все же вносит некоторую ясность. В частности, очевидно, что совпадение отдельных элементов обозначений само по себе не может служить причиной отказа в регистрации товарного знака, Поскольку товарный знак ориентирован прежде всего на потенциального покупателя товара, оценка сходства обозначений должна производиться не с профессиональных позиций, например с позиции дизайнера, художника, графика и других, которые способны отметить мельчайшие различия, а с позиции простого покупателя (потребителя), который не имеет специальных знаний и навыков в этой области. В литературе установление сходства обозначений рекомендуется проводить с учетом ряда факторов. Так, у словесных товарных знаков рекомендуется обращать внимание на начало и окончание слогов, число слогов, последовательность гласных и согласных букв; у изобразительных знаков — на изобразительные мотивы; у комбинированных обозначений — на восприятие изобразительных и словесных элементов, как в совокупности, так и в отдельности [20, с. 145].

Наконец, обозначение может считаться товарным знаком лишь тогда, когда оно в установленном законом порядке зарегистрировано. По общему правилу лишь с момента официального признания обозначения товарным знаком можно говорить о нем как о самостоятельном объекте правовой охраны. Законодательство Республики Беларусь не охраняет незарегистрированные в Национальном центре по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам обозначения, за исключением так называемых общеизвестных товарных знаков, которые охраняются в силу принятых международных обязательств. Поэтому фактический пользователь того или иного незарегистрированного обозначения, если только оно не является общеизвестным, не приобретает на него никаких особых прав и не вправе претендовать на исключительное право его использование независимо от времени введения его в хозяйственный оборот.

б) Рекламно-психологические требования. Разрабатываемое обозначение должно быть запоминающимся, создающим у потребителя устойчивые положительные связи между качеством товара и обозначением, т.е. товарный знак должен обладать индивидуализирующей и рекламной функциями.

Обозначение (товарный знак) должно обладать:

выразительностью (оригинальностью), т.е. иметь отличительный характер, легко читаться и запоминаться;

лаконичностью, т.е. быть кратким (для словесных товарных знаков) и не перегруженным избыточным количеством изобразительных элементов;

эстетичностью, т.е. быть современным, понятным и наглядным;

стабильностью (долговечностью), т.е. быть пригодным для длительного использования даже в случае изменения ассортимента продукции;

ассоциативностью, т.е. вызывать в сознании у потребителя представление о товаре или о каком-либо его свойстве.

Для словесного товарного знака благозвучность, удобопроизносимость являются такими же необходимыми требованиями, как и требования новизны. Изобразительный товарный знак цветовая гамма заявляемого обозначения делает более оригинальным, привлекательным, увеличивает его различительную способность. Вместе с тем цвет важен и в словесных, и в объемных, и в комбинированных товарных знаках.

в) конструктивно-технологические требования. Товарный знак должен обеспечивать легкое тиражирование и удобное применение при маркировке продукции, а в первую очередь обладать соразмерностью и соответствием изделиям (товарам), для которых предназначен.

Особое место при разработке товарного знака и его последующего применения следует уделять психологии и физиологии человека. Одной из наиболее важных психофизиологических характеристик товарного знака является его видимость. Она определяется формой знака, его угловым размером, уровнем яркости и контрастом между знаком и фоном. Важную роль в процессе опознания товарного знака играют также временные характеристики зрительного восприятия, разрешающая способность органов чувств человека, воспринимающего товарный знак в тех или иных случаях его применения.

Зрительное восприятие знаковой информации предполагает три стадии: обнаружение, различение, опознавание.

Обнаружение — стадия зрительного восприятия, на которой потребитель выделяет товарный знак из информационного фона, но не может еще в достаточной мере судить о его форме и признаках. Это по существу — привлечение внимания потребителя к признакам товарного знака (формой, цветом и пр.).

На стадии различения потребитель способен раздельно воспринимать объекты, расположенные рядом, и выделять их детали [10, с. 251].

Наиболее важна стадия опознавания — зрительный процесс, когда потребитель выделяет существенные признаки товарного знака (минимум элементов, определяющих восприятие образа знака) и сравнивает их с известным ему товарным знаком.

Различительные свойства товарного знака с позиции физиологических возможностей человека во многом зависят также от свето- и цветочувствительности глаза, который, как установлено, более восприимчив к цветовым тонам, чем к ахроматическим. Поэтому при создании товарного знака следует предусматривать необходимость и вероятность его выполнения в цвете.

Особенности влияния формы и очертания товарного знака на восприятие:

влияние направления движения или намека на него в изображении товарных знаков: символы, в которых подразумевается движение вправо, обладают явными преимуществами перед своими левоориентированными эквивалентами, так как считается, что они удачнее передают все положительные черты образа — прогрессивность, современность и пр.;

сравнение товарных знаков с изогнутыми и прямыми линиями показывает, что преобладание изогнутых линий в силуэте товарного знака создает впечатление теплой, дружественной компании. Напротив, большое число прямых линий предполагает наличие символа силы и мощи, что делает знак более притягательным для покупателей-мужчин.

Для создания нового, художественно полноценного, охраноспособного решения обозначения ряд исследователей предлагают следующие рекомендации:

следует отказаться от избитых тем и использования постоянно встречающихся элементов, связанных с определенной деятельностью предприятия;

в изобразительном товарном знаке необходимо стремиться к лаконичности и предельной ясности художественного решения, изображение должно быть легко узнаваемым и в то же время не должно повторять реально существующий предмет, а представлять его художественный образ;

при разработке словесных и изобразительных товарных знаков целесообразно использовать национальные мотивы, что значительно расширяет возможности дизайнера, делает обозначение более самостоятельным, уникальным;

созданию оригинального товарного знака помогает знание традиций предприятия, изучение исторических особенностей города, края, где оно находится. Мотивы содержания изобразительных и словесных товарных знаков можно черпать из национальных легенд, особенно при создании обозначений для детских товаров;

в товарных знаках, как в изобразительных, так и в словесных, возможен только намек на специфику предприятия и характеристику выпускаемой им продукции. Прямые признаки или указания на конкретные свойства товара делают разработанные обозначения описательными, а, следовательно, слабыми [7, с. 45].

Для достижения перечисленных преимуществ, создаваемых товарным знаком, необходимо учитывать определенные факторы на стадии его проектирования, разработки и регистрации. Важнейшими из них являются:

функциональное предназначение изделия, услуги;

состав изделия, его упаковка и маркировка;

физические и эргонометрические свойства изделия: цвет, форма, структура, вес, дизайн;

эксплуатационные и потребительские свойства продукции: безопасность, надежность, ремонтопригодность, качество, комфортность, скорость и пр.;

экономичность и гибкость продаж: цена, продажи со скидкой, доступность приобретения и ремонта, взаимозаменяемость узлов и деталей;

производитель изделия (услуги), т.е. учет внешних составляющих комплекса маркетинга: административно-политических, географических, религиозных, этнических и пр.;

удовлетворенность от приобретения и использования товара или услуги;

психологическая удовлетворенность, предусматривающая способность восприятия изделия различными социальными группами населения.

По мнению одного из ведущих западных специалистов в области товарных знаков К. Веркмана, «психологические свойства изделия отражают престижность, ценность (как предмета роскоши), чувственное восприятие, сексуальные ассоциации, привлекательность, таинственность».

Современная отечественная рыночная действительность в полной мере подтверждает важность данного высказывания для такой значимой социальной группы, как молодежь в целом и студенчество в частности. Примеров тому много: престижные марки сигарет «RoyalHunt» (королевская охота), «PallMall» (бульвар Покрова), «Noblesse» (благородство); импортные автомобили и пр.

Большинство парфюмерных фирм мира стараются в названии своей продукции выделить определенный эротический шарм, что, по мнению создателей таких товарных знаков, должно повысить физическую привлекательность использующих данную продукцию субъектов. Другие фирмы стараются сделать упор на чувственные восприятия типа «райское наслаждение», «непреходящее удовольствие» и др.

Создание товарного знака, как и товарной марки в целом, — достаточно серьезная и ответственная задача для любой фирмы. Выбираемый символ должен отражать соответствующий образ фирмы, быть максимально стабильным, сохраняться без изменения вне зависимости от многообразия выпускаемой продукции на протяжении длительного периода. Последнее обусловлено тем, что изменение товарного знака связано не только с большими финансовыми издержками, но и возможностью потери своего места на рынке. Классификационные признаки, формирующие товарный знак представлены в приложении Б.

Создавая товарный знак, очень важно понимать, что существует разница между фирменным наименованием и товарным знаком, товарным знаком фирмы и номенклатурными знаками отдельных товаров, словесным товарным знаком и логотипом [1, с. 109].

Торговый знак — это персонифицированная товарная марка.

Товарный знак — объект собственности фирмы, которая имеет исключительные права на его использование, распоряжение им, владение и запрещение незаконного применения.

Наиболее близко к товарным знакам примыкают фирменные наименования. Трудности их разграничения возникают обычно тогда, когда имеет место частичное совпадение отдельных элементов фирменного наименования и товарного знака одного и того же или разных пользователей. Хотя в принципе полное совпадение рассматриваемых объектов невозможно, известная степень сходства товарных знаков и фирменных наименований способна ввести в заблуждение потребителей. Именно по этой причине закон запрещает регистрировать в качестве товарных знаков обозначения, сходные до степени смешения с фирменными наименованиями, принадлежащими другим лицам. Различия между фирменными наименованиями и товарными знаками сводятся к следующему. В отличие от фирменного наименования товарный знак может существовать не только в словесной, но и в иной форме, в частности изобразительной, комбинированной и т.д. Кроме того, он подлежит государственной регистрации, носит срочный характер и может быть передан по договору иным пользователям. Нельзя смешивать товарный знак и с промышленным образцом. Последний является составной частью самого промышленного изделия (форма, цвет, рисунок изделия); товарный же знак (слово, рисунок) лишь проставляется на изделии. Сложнее обстоит дело тогда, когда товарный знак носит объемный характер, выражаясь, например, в оригинальной форме изделия. В этом случае форма изделия может одновременно охраняться и как товарный знак, и как промышленный образец. Будут различаться лишь функции этих объектов: товарный знак призван обозначать изготовителя или продавца товара, а промышленный образец должен привлекать покупателя своим видом, не указывая на изготовителя.

Наконец, товарный знак весьма сходен по выполняемым функциям с производственной маркой, поскольку и маркировка выпускаемой продукции, и проставление на ней товарного знака преследуют в сущности одну и ту же цель, а именно связывают изделие с конкретным производителем, обеспечивая потребителю возможность выбора нужной ему продукции. Однако решается эта задача разными путями: при маркировке продукции до потенциального потребителя доводятся в полном объеме все необходимые сведения о производителе и характеристиках товара, а при проставлении на изделии товарного знака потребитель извещается об изготовителе условным обозначением [1, с. 116].

1.4 Нормативные правовые документы, регулирующие товарные знаки в Республике Беларусь

Правовая охрана товарного знака может быть обеспечена как внутри государства, так и в зарубежных странах. В соответствии с существующими международными правилами фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность на внешнем рынке, должны зарегистрировать свои товарные знаки во всех странах, где они такую деятельность проводят. Правовая защита товарных знаков обеспечивается более чем в ста шестидесяти странах, причем более чем в девяноста странах существует законодательная база, определяющая возможности регистрации и использования товарных знаков. В соответствии с этим разработаны правила регистрации и использования товарных знаков и осуществляется необходимый контроль за их выполнением. Ведущая роль здесь принадлежит патентным ведомствам.

В большинстве стран для обеспечения охраны товарного знака достаточно его зарегистрировать в соответствующих государственных учреждениях. В некоторых странах (например, в Великобритании) наряду с регистрацией товарного знака требуется осуществление нескольких продаж с его использованием.

В Республике Беларусь владельцем товарного знака может быть любое лицо (например, в Российской Федерации владельцем товарного знака может быть только специальный субъект — лицо, занимающееся хозяйственной деятельностью, а именно юридическое или физическое лицо — индивидуальный предприниматель).

Кроме того, определены и действуют, Правила регистрации и использования товарных знаков, Правила рассмотрения и регистрации договоров уступки товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использовании товарного знака.

В Республике Беларусь существует еще одна возможность защитить свое обозначение в качестве товарного знака. Это — международная регистрация товарного знака в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков (далее Мадридское соглашение) и / или Протоколом к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков (далее Протокол).

Республика Беларусь является участницей Мадридского соглашения о международной регистрации знаков и Протокола к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков.

Для того, чтобы получить международную регистрацию товарного знака, необходимо иметь зарегистрированный товарный знак (или поданную заявку на товарный знак в случае регистрации в соответствии с Протоколом) в какой-либо стране, являющейся участницей Мадридского соглашения и / или Протокола. Затем следует подать через патентное ведомство указанной страны в Международное бюро интеллектуальной собственности заявку на международную регистрацию товарного знака. В заявке необходимо указать Республику Беларусь в перечне стран, в которых испрашивается защита для международной регистрации. Если в течение года (в течение восемнадцати месяцев в случае регистрации в соответствии с Протоколом) в Международное бюро из НЦИС не поступит отказа в предоставлении защиты на территории Республики Беларусь международной регистрации товарного знака, то считается, что товарный знак, заявленный в качестве международной регистрации товарного знака, действует на территории Республики Беларусь, как если бы он был изначально зарегистрирован НЦИС.

Международная регистрация товарного знака, для которого испрашивается защита в Республике Беларусь, проходит в НЦИС экспертизу по абсолютным и относительным (иным) основаниям, и, в общем случае, к ней предъявляются такие же требования, что и к национальной регистрации.

В соответствии с заключенными межгосударственными соглашениями в республике патентуют свои решения 44 страны [3, c. 168].

В области защиты товарных знаков на рынке республики выделяются своей активностью заявители из Германии, США, Великобритании, Японии, Франции, Швейцарии, Австрии. Белорусские предприятия и фирмы регистрируют товарные знаки в соответствии с процедурой Мадридского соглашения. Это единичные предприятия-экспортеры, предлагающие на зарубежных рынках высококачественную и конкурентоспособную продукцию. Только нацеленным на стабильную долговременную деятельность предприятиям и фирмам требуются товарные знаки, как средство создания определенного имиджа фирмы и / или товаров и осуществления более эффективной политики продаж.

В качестве дополнительной меры, направленной на защиту прав владельца, предусмотрена возможность использования предупреждающей маркировки, характеризующей степень защищенности товарного знака.

Можно использовать символ «ТМ», наличие которого свидетельствует о том, что на регистрацию данного товарного знака подана заявка в патентное ведомство, но регистрация пока не произведена. Если товарный знак зарегистрирован, то следует использовать обозначение ®. Оно является наиболее простым и часто применяемым.

Каждая фирма заинтересована в регистрации своего товарного знака. Во-первых, цена товаров, имеющих товарный знак, на 10-40% выше цены аналогичных товаров, не имеющих такого знака, во вторых владелец товарного знака может разрешить его использование другим фирмам, получив за это значительную сумму денег. Так, товарный знак «Coca-cola» оценен в 16 млрд долл. США [19, с. 85].

Покупая право на использование товарного знака, фирма заключает с его владельцев так называемых лицензионный договор.

Лицензирование товарного знака — это предоставление фирме права на его использование для продажи товаров фирмы.

К разработке и использованию товарного знака каждая фирма должна подходить обстоятельно, учитывать все факторы, позволяющие использовать такой знак, который наиболее полно отвечает интересам фирмы и одновременно не вызывает претензий со стороны других владельцев подобных товарных знаков.

2.1 Исследование фирменного стиля ОАО «МТС»

Совместное белорусско-российскоеобщество с ограниченной ответственностью «Мобильные ТелеСистемы» былозарегистрировано 4 апреля 2002 года, а 30 апреля 2002 года компания получилалицензию Министерства связи на оказание услуг сотовой связи в стандарте GSM 900/1800. Услуги сотовой связи СООО «Мобильные Телесистемы» предоставляет в Республике Беларусь с 27 июня 2002 г. Соучредители белорусско-российского СООО «МТС» — РУП «Белтелеком» (Беларусь) и ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (Россия). Доли в уставном капиталераспределены следующим образом: РУП «Белтелеком» — 51%, ОАО «МТС» — 49%. КомпанияСООО «МТС» является лидером по числу абонентов и зоне радиопокрытия.

Рассмотрим основные составляющие фирменного стиля ОАО «МТС».

С момента своегооснования (с 2002 года) компания работала под брендом МТС своего российскогоучредителя. Логотип был со словом МТС с заглавной красной буквой «М», подбуквой «С» размещалось синее кольцо с красной точной внутри, внизу слово «GSM». Логотип был помещен напрямоугольник желтого цвета, внешне напоминающий сим-карту, что представлено на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 — Логотип ОАО «МТС» с 2002 г.

Под данным логотипом компанияпредоставляла свои услуги абонентам до 2006 года.

Слоган был: «Ты — лучшее». Однако это все было сделано буквально на «коленях» поэтому 10 мая 2006 года былообъявлено о проведении ребрендинга компании ОАО «Мобильные ТелеСистемы». Фирменный стиль был практически создан заново. Толчком к этому стала смена логотипа Билайна[18].

27 июня 2006 года, в день 4-летия деятельности, СООО «МТС» также перешло на новыйбренд. Обновленный бренд МТС символизирует лидерство, динамичный инновационный подход к бизнесу.

Новый логотип «Мобильных ТелеСистем» — простое белое яйцо представлен на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 — Логотип ОАО «МТС» с 2006 г.

Президент компании МТС по этому поводу сказал вот что: «выбранное визуальное решение — вечный символ (яйцо) — очень точно показывает суть современных технологий: вроде всё так просто, однако за простотой скрывается сложность содержания». Иными словами — простое решение сложных вещей.

Внешние изменения — новый логотип, фирменныйстиль, оформление офисов продаж, — являются отражением масштабных внутреннихизменений, происходящих в компании, в основе которых лежит переход оттехнологичной модели развития бизнеса к модели, ориентированной на клиента.

В качестве рекламного слогана использовалась фраза «О ком ты думаешь сейчас?», которая позиционировалась компанией ОАО «МТС» как новый лозунг. Однако по большому счету, этот лозунг ассоциировался у потенциальных потребителей услуг сотовой связи с компанией МТС, но запоминающимся в достаточной степени не являлся.

В конце 2010 г. ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ведущий телекоммуникационный оператор в России и странах СНГ, сообщил об обновлении логотипа компании для придания визуальному стилю инновационности и динамичности, заложенных в новом слогане МТС «На шаг впереди». Данный логотип представлен на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 — Логотип ОАО «МТС» с 2010 г.

Обновление логотипа и фирменного стиля — одна из задач, которую ОАО «МТС» решает в рамках внедрения нового позиционирования бренда МТС.

Миссия компании — «создание лучшего клиентского опыта», и новый слоган — «На шаг впереди», — отражают стратегию развития бренда МТС, в основе которой лежит ориентация на потребности клиентов и инновационность, которые и определяют лидерство компании на рынке. Важно, что при обновлении логотипа удалось придать уже привычному символу и образу компании новый смысл, при этом сделав логотип и стиль более актуальным по графике и более свободным по композиции.

Задачей было отразить в логотипе и стиле обновленное позиционирование бренда МТС, отразив его стремление стать более открытым и инновационным брендом. Предложенное решение должно было базироваться на ключевых элементах визуальной идентичности бренда: графического знака, символизирующего яйцо, и красно-белой цветовой гаммы.

Главные изменения коснулись формы логотипа — он «потерял» один из квадратов, стал более объемным и «технологичным». В новом визуальном решении сохраняются ключевые «узнаваемые» элементы бренда МТС: графический символ в форме яйца и красно-белая цветовая гамма [18].

Внедрение нового логотипа и фирменного стиля МТС осуществляется поэтапно во всех точках контакта потребителя с брендом — салонах МТС, коммуникационных материалах, корпоративном сайте, внутреннем документообороте и других.

Реализацию проекта по рестайлингу логотипа и фирменного стиля МТС проводило агентство BBDO Branding.

В результате «яичной революции» МТС обрёл новый стиль, число абонентов увеличилось.

Рассмотрим кто на протяжении последних лет был «лицом» ОАО «МТС».

Один из главных представителей бренда — актер и депутат Госдумы Николай Валуев, который снимался в роликах оператора несколько лет подряд. Сотрудничество МТС и Валуева началось еще в 2012 году. Таким образом, оно является самым длительным из всех селебрити, когда-либо снимавшихся в рекламе оператора.

За время совместной работы Валуев участвовал во множестве заметных рекламных кампаний МТС. Самой заметной его работой стал проект 2013 года «Йети Братишкин», посвященный тарифу Супер МТС. В ролике боксер выступил в качестве «брата» снежного человека.

Одна из последних кампаний МТС, в которой принимал участие спортсмен, была запущена в мае 2014 года. В серии роликов, созданных BBDO Moscow, Николай Валуев выступил во множестве образов — танцевал чечетку, играл в сомбреро на гитаре и раздувал сапогом самовар.

Николай Валуев в рекламе МТС 2012 года представлен на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 — Николай Валуев в рекламе МТС 2012 года

Впервые популярный актер и телеведущий Дмитрий Нагиев появился в рекламе МТС в марте 2013 года и уже не покидал ролики оператора до конца прошлого года [17].

Статья написана по материалам сайтов: prava.expert, studopedia.ru, knowledge.allbest.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector