Чем ограничено право признаваться автором

Содержание авторских прав складывается из двух составляющих: личных прав автора и имущественных прав . Как мы подчеркивали в первой главе, такое разделение появилось не так давно, но в настоящее время свойственно фактически всем системам права.

Такое разделение свойственно и для российского авторского законодательства.

Рассмотрим каждый из блоков прав.

Личные неимущественные права — э то неотчуждаемые права. Они принадлежат автору независимо от имущественных прав, иначе — личные права связаны с духовной личностью автора. Как подчеркивали исследователи еще в начале 20 века: «Духовная близость и связь, какие существуют между автором и его произведением, между «детищем» искусства и творцом, и которые не исчезают во все время жизни автора, делают произведение неотчуждаемым и неотъемлемым личным достоянием автора» [1] .

Личные неимущественные права независимы от имущественных прав. Как закрепляет с т. 6 bis (п.1) Бернской конвенц ии по охране прав литературных и художественных произведений закрепляет: Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

Итак, личные неимущественные права не имеют экономического содержания. Между тем, часть из личных прав автора напрямую связана с имущественным интересом. Так, например, имя автора со временем становится «брэндом», что обуславливает экономический успех произведения. Тесная связь личных и имущественных прав подтверждается и тем, что в случае нарушение личных прав, нарушаются его имущественные права. Так, например, нарушение права авторства, скажем путем публикации произведения под чужим авторством, нарушает имущественные права автора.

Рассмотрим личные неимущественные права автора в отношении его произведения (п.1 ст.15 Закона). Это:

— право признаваться автором произведения (право авторства);

Как отмечают эксперты, «практическая реализация права авторства обычно выражается в праве автора требовать указания его имени при использовании произведения. Зачастую это воспринимается как сердцевина авторства» [2] .

Еще раз подчеркнем, что это неотчуждаемое право. Соответственно автором произведения всегда должен выступать исключительно его творец. Между тем на практике часты случаи, когда произведение пишется одним человеком (группой лиц), а автором выступает совсем другое лицо (например, известный политик или публицист). Между тем, право авторства не может быть передано ни по устному, ни по письменному соглашению. Это означает, что автор произведения в любой момент может обратиться в суд о признании своего авторства и т.д.

— право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

Данное правомочие проистекает из права на авторство. Автор вправе требовать указания, как своего истинного имени, так и анонимно или под псевдонимом.

Однако в определенных случаях данное право может быть или ограничено или представлять предмет соглашения между автором и издательством. Так, например, «ограничение использования определенного имени может быть установлено и при написании произведения на заказ» [3] .

На практике возможны соглашения, когда автор в течение определенного времени обязуется не раскрывать своего истинного имени и публиковаться исключительно под псевдонимом. На практике под единым псевдонимом могут работать и ряд авторов (самый известный пример псевдонима – Козьма Прутков).

На наш взгляд спорным является право автора «в любой момент потребовать установления своего авторства или изменения авторского имени», если соглашением между автором и пользователем установлено иное. Так договором заказа может быть предусмотрено, что автор обязуется написать произведение под псевдонимом и передать исключительные права на произведение пользователю.

— право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв ;

Обнародование произведения — осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом (ст.4 Закона).

Отзыв произведения – предполагает отказ от обнародования. Исследователи говорят как о сохранении (еще не обнародованного произведения), так и о восстановлении (уже обнародованного произведения) [4] . При этом такой отказ может быть совершен на любой стадии (до тех пор пока произведение не было обнародовано). То есть, например, если был напечатан тираж книжной продукции, но еще не поступил в продажу, автор вправе отказаться от обнародования. При этом он будет обязан возместить пользователю как убытки, так и упущенную выгоду.

— право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Еще один вид личных прав автора указывается законодателем в п.1 ст.17 Закона – право доступа . Последнее означает правомочие автор произведения изобразительного искусства требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения. При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

Имущественные права. В соответствии с п.1 ст.16 Закона, автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

Итак, во-первых, — это исключительные имущественные права. Само определение таких прав как «исключительные» говорит о том, что автору принадлежит исключительно все права по распоряжению произведением.

Как подчеркивают эксперты, это не только сближает авторские права с правом собственности, с патентным правом, с правом на товарные знаки, но и позволяет преодолеть широко распространенное в советской литературе мнение о том, что авторские права не носят исключительного характера, что в конечном счете сводило имущественные права автора к праву на получение вознаграждения [5] .

Во-вторых, правообладатель исключительных прав вправе использовать произведение в любой форме и любым способом. Между тем «любая форма и способ» фактически ограничиваются законодателем перечнем правомочий перечисленных в п.2 ст.16 Закона.

В третьих, «право на использование произведения есть ничто иное, как возможность авторов самим решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к произведениям и с их использованием» [6] .

Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:

— воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

В соответствии со ст.4 Закона, воспроизведение произведения — изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях — одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением.

Законодатель указывает случаи, когда возможно воспроизведение в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения (ст.18 Закона). Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Данные положения не применяется в отношении:

— воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

— воспроизведения баз данных или существенных частей из них;

— воспроизведения программ для ЭВМ, за исключением случаев, предусмотренных Законом;

— репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов.

Важно подчеркнуть, что воспроизведение может быть совершено в любой форме (даже иной чем задумал сам автор произведения). «В качестве примера можно упомянуть судебное дело об изготовлении Московским дворцом молодежи флаерсов, то есть пригласительных билетов, дающих право на скидку, на концертную программу «Встреча на Эльбе». На флаерсе была использована фотография, авторами которой были истцы. Договор на воспроизведение фотографии дворец молодежи не заключал, а соответственно имеет место нарушения права на воспроизведение.» [7] .

Это интересно:  База данных фипс товарные знаки

— распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

Право на распространение напрямую связано с правом на воспроизведение, но это самостоятельные правомочия и передача права на воспроизведение не означает передачи прав на распространение.

Среди основных способов распространения законодатель называет: продажу, сдачу в прокат и др. К «другим» (не перечисленным законодателем) способам распространения можно отнести: дарение, мену. Для отдельных способов распространения законодатель дает легальные определения. Так, например, с дача в прокат (внаем) определено как предоставление экземпляра произведения или фонограммы во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды.

Законодатель говорит о распространении именно экземпляров произведения. Под экземпляром произведения понимается – «копия произведения, изготовленная в любой материальной форме». При этом необходимо учитывать, что произведение может существовать и в единственном экземпляре.

— импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

Право на импорт является своего рода продолжением права на распространение. Право на импорт – право осуществлять контроль и разрешать ввозить произведения из-за границы в целях распространения.

Необходимо учитывать ряд нюансов: во-первых, право на импорт распространяется на экземпляры произведения; во-вторых, именно в целях распространения.

— публично показывать произведение (право на публичный показ) и публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

Прежде всего, дадим легальные определения данных правовых категорий. Показ произведения — демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности (ст.2 Закона).

Публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения — любые показ, исполнение или сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением произведений фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (ст.2 Закона).

На осуществление публичного пока произведения необходимо заключение авторского договора. Приведем пример:

«… в Пресненском межмуниципальном суде г.Москвы рассматривалось дело по иску лица, который принимал участие в конкурсе плакатов, посвященном 850-летию Москвы. Истец был признан победителем конкурса и его плакат был использован ответчиком для оформления улиц в дни праздников без какого-либо заключения с ним договора. Ответчик ссылаясь на то, что ценный подарок, который должен быть вручен истцу, является платой за дальнейшее использование его произведения. Суд не согласился с позицией ответчика, поскольку из статей ГК РФ, регулирующих публичный конкурс, следует обратное. В связи с изложенным суд принял решение о взыскании с ответчика компенсации в размере 1500 МРОТ» [8] .

— сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир).

Ст. 11 bis Бернской конвенции закрепляет: « авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать:

(i) передачу своих произведений в эфир или публичное сообщение этих произведений любым другим способом беспроволочной передачи знаков, звуков или изображений;

(ii) всякое публичное сообщение, будь то по проводам или средствами беспроволочной связи, повторно передаваемого в эфир произведения, если такое сообщение осуществляется иной организацией, нежели первоначальная;

(iii) публичное сообщение переданного в эфир произведения с помощью громкоговорителя или любого другого аппарата, передающего знаки, звуки или изображения».

В соответствии с действующим авторским законодательством, передача в эфир — сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения). При передаче произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник под передачей в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой (ст.2 Закона).

— сообщать произведение, (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

— переводить произведение (право на перевод);

— переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре. Приведем пример из практики:

«Акционерное общество Институт экспериментального проектирования» обратилось в арбитражный суд с иском к строительной компании о признании за ним исключительных прав на архитектурный проект, а также права на осуществление авторского надзора за строительством архитектурного объекта и запрещение ответчику использовать техническую документацию, разработанную другой организацией, для реализации проекта.

При разрешении спора судом установлено, что институт в соответствии с договором, заключенным со строительной компанией (заказчиком), создал архитектурный проект шумозащитного жилого дома. Авторами проекта являются работающие в институте архитекторы, трудовые договоры которых не предусматривали закрепления за ними исключительных прав на создаваемые произведения архитектуры.

Согласно условиям договора институтом была разработана документация для строительства первой очереди объекта. Данные материалы были переданы строительной компании, приняты и оплачены ею.

Документацию, подготовленную по договоренности для других этапов строительства, строительная компания не приняла со ссылкой на отсутствие надлежащего финансирования. Однако затем, не расторгая договора с институтом, без его согласия и ведома заказала изготовление документации другой проектной организации за меньшую цену и приступила к строительству объекта.

Суд первой инстанции отказал в иске, сославшись на то, что истец, являясь обладателем исключительных прав на архитектурный проект, не доказал их оспаривания или нарушения ответчиком.

Суд апелляционной инстанции отменил названное решение и удовлетворил исковые требования по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» объектами авторского права на произведения архитектуры являются архитектурный проект, разработанная на его основе документация для строительства, а также архитектурный объект.

Согласно статье 16 Закона «Об авторском праве. » исключительные права автора на использование архитектурного проекта включают также его практическую реализацию. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.

Договор между сторонами не предусматривал условия о возможности разработки документации иной организацией.

Статьей 17 Закона Российской Федерации «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», регламентирующей имущественные права автора произведения архитектуры, прямо предусмотрено, что автор архитектурного проекта имеет исключительное право использовать проект или разрешать использовать его для реализации путем разработки документации для строительства и строительства архитектурного объекта. Передача этих исключительных прав осуществляется на основании договора. Из материалов дела усматривается, что институт такого договора с разработчиком документации не заключал, разрешение заказчику на его заключение также не давал.

Это интересно:  Исключительные права владельца товарного знака

При указанных обстоятельствах изготовление документации для строительства другими лицами без разрешения обладателя исключительных прав на архитектурный проект и использование этой документации является нарушением этих прав, которое должно быть прекращено по требованию правообладателя.

Исковые требования института, обладающего как работодатель авторов архитектурного проекта исключительными правами на использование служебного произведения, в силу статьи 14 Закона «Об авторском праве. » удовлетворены правомерно» [9] .

Помимо названных правомочий автора, можно выделить еще одно специфическое право – право следования . В законодательстве некоторых зарубежных странах (в том числе в Бернской конвенции) оно известно под названием «Право долевого участия». Последнее, является имущественно-неотчуждаемым правом автора. Как закреплено в п.2 ст.17 Закона, в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и так далее) по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20 процентов, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в размере 5 процентов от перепродажной цены (право следования). Указанное право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права.

Аналогичное правило, но в более широкой трактовке содержится в п.1 ст. 14 ter Бернской конвенции: В отношении оригиналов произведений искусства и оригиналов рукописей писателей и композиторов автор, а после его смерти лица или учреждения, управомоченные национальным законодательством, пользуются неотчуждаемым правом долевого участия в каждой продаже произведения, следующей за первой его уступкой, совершенной автором произведения.

Важно подчеркнуть, что по российскому авторскому законодательству право следования распространяется только на произведения изобразительного искусства (в отличие от Бернской конвенции, которая включает сюда и оригиналы рукописей).

В заключение отметим, что в отличие от прав личных, имущественные права могут быть переданы как полностью, так и в части. Таким образом, носителем исключительных имущественных прав может быть как сам автор, так и любой другой субъект авторских правоотношений.

[1] Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. – Спб. Издание юридического книжного склада «Право». – 1912. – с.9.

[2] Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. – М.: Норма. – 2000. — с.60.

[3] Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. – М.: Норма. – 2000. – с.63.

[4] См. например: Гражданское право. Том 3. Учебник. Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ПБОЮЛ Рожников. – 2001. – с.149.

[5] Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах». — М.: Фонд «Правовая культура», 1996 г.

[6] Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ. – М.: 1996. – с.212.

[7] Моргунова Е.А., Рузанова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. М.: Экзамен, Право и Закон. – 2004. — с.116.

[8] Моргунова Е.А., Рузанова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. М.: Экзамен, Право и Закон. – 2004. — с.123.

Статья 1265. Право авторства и право автора на имя

1. Право авторства — право признаваться автором произведения и право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.

2. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (пункт 1 статьи 1287), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

© Новые редакции Гражданского и Жилищных Кодексов Российской Федерации c Комментариями

Последние изменения, новости и поправки в ГК и ЖК России на 2019 год.

§ 6. ОГРАНИЧЕНИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ

Автор вправе разрешать или запрещать использование соз-данного им произведения третьим лицам. Но как всякое моно-польное право авторское право должно толковаться ограничи-тельно .

Прежде всего, авторские права имеют естественные пределы действия: они носят территориальный характер действия и огра-ничены во времени . К ограничениям можно отнести и опреде-ленный круг объектов авторского права (официальные материа-лы, произведения народного творчества не входят в сферу действия авторского права).

Реализация авторских прав при использовании произведения ограничена законодательством об информации (включая положе-ния о личной жизни гражданина, о «закрытой» информации и т. п.), нормами о недобросовестной конкуренции и др.

Перечисленные ограничения обозначают пределы, за кото-рыми право использования произведения просто не действует.

Кроме этого, закон устанавливает специальные исключения из общего режима действия права использования произведения в тех или иных общественных интересах. Такие исключения нашли свое отражение в законодательстве многих государств, а также в международных нормативно-правовых актах по авторскому пра-ву. Такие ограничения могут быть объединены в группы по виду общественного интереса:

• использование в личных целях;

• сфера свободного обмена информацией — воспроизведе-ние публично произнесенных речей, докладов, статей на опреде-ленные темы, использование произведения при освещении теку-щих событий (новости, цитирование);

• использование произведения с целью обеспечения обще-ственного прогресса в научной, образовательной, культурной, социальной областях;

• использование произведения для целей обеспечения функ-ционирования государственного механизма;

• использование произведения, необходимое для нормаль-ной эксплуатации отдельных носителей произведения (произве-дения, находящиеся в общедоступных местах, технические запи-си, имеющие временный характер, предметы декоративно-прикладного искусства и др.).

Помимо указанной классификации ограничения авторского права могут быть разделены и по другим основаниям: свободное использование произведения осуществляется без согласия автора, но с выплатой ему вознаграждения; использование произведения без согласия автора и без выплаты вознаграждения.

Свободное использование произведения с выплатой возна-граждения автору реализуется редко: к таким случаям можно от-нести предусмотренные авторско-правовыми конвенциями при-нудительные лицензии, а также исполнение музыкальных произведений с выплатой вознаграждения автору произведения.

Широта действия ограничений авторских прав зависит также от их толкования. Так, в англо-американской системе применяет-ся концепция «добросовестного поведения» (fair dealing) или «добросовестного использования» (fair use). При этом, вышло или не вышло конкретное лицо за пределы добросовестности, решает суд, при этом устанавливаются цели использования про-изведения, а также объем и значимость используемой части для произведения в целом и т. п. В Российской Федерации дейст-вующее законодательство строго ограничивает перечень случаев свободного использования произведений:

1. Данные изъятия относятся только к правомерно обнародо-ванным произведениям. Если произведение еще не доведено до всеобщего сведения или если это произошло с нарушением зако-на, то такое произведение подлежит использованию только с со-гласия автора. Из этого правила есть два исключения: ст. 22 За-кона РФ «Об авторском праве и смежных правах», которая отно-сится к публичному исполнению музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний; ст. 23 этого же закона разрешает воспроизведение как обнародованных, так и необнародованных произведений в судебных целях.

2. Ограничения не касаются личных неимущественных пра-вомочий авторов. Вне зависимости от способа использования произведения автору гарантируется охрана права авторства, пра-ва на имя и права на защиту репутации автора.

3. Такое использование произведений возможно при условии, что не будет наноситься ущерб их нормальному использованию и не ущемляются законные интересы авторов. В законе подчерки-вается, что использование произведений возможно лишь в том объеме, который оправдан целью данного изъятия.

4. Перечень возможных ограничений, закрепленных в ст. 18–26 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», является закрытым и не подлежит ни расширительному толкованию, ни дополнению подзаконными актами или судебной практикой.

Это интересно:  Защита логотипа и товарного знака

Следует отметить особый режим использования произведе-ний, имеющих статус общественного достояния, который допус-кает возможность равного доступа к такому произведению всех заинтересованных лиц без несения ими каких бы то ни было имущественных обязанностей перед автором. Иногда вопрос о придании произведению такого статуса возникает при предостав-лении авторам будущих произведений грантов различными об-щественными организациями и фондами.

Основные положения действующего законодательства РФ об авторском праве и смежных правах сформулированы законодате-лем исходя из представления, что авторские произведения, как правило, распространяются издателем путем опубликования тем или иным способом, определенным тиражом и на твердом мате-риальном носителе. Издатель как посредник в отношениях между автором и читателем-пользователем играет существенную роль.

Контактная информация
© 2019 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Ограничение авторских прав

Лекция

Авторское право. Защита авторских и смежных прав

Виды объектов авторского права

Ст. 1259 ГК перечисляет следующие виды объектов, охраняемых авторским правом:

— литературные произведения (включая программы ЭВМ);

— драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

— хореографические произведения и пантомимы;

— музыкальные произведения с текстом и без текста;

— аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино — и телепроизведения);

— произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы и комиксы, и другие произведения изобразительного искусства;

— произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

— произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

— географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;

Признаки объекта авторского права, (см. Калятин, стр.31)

авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства

1- Это должно быть — «произведение».

Произведение-это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности, выраженное в форме доступной для восприятия человеческими чувствами.

2- Произведение должно относиться к определённым областям человеческой деятельности: науки, литературы и искусству.

3- Произведение должно являться результатом творческой деятельности.

4- Произведение охраняется независимо от его назначения.

5- Произведение охраняется независимо от его достоинств.

6- Произведение должно существовать в объективной форме : письменная, устная, звуко — или видеозапись (рисунок, картина, кино, теле, видеокадр), объемно пространственной форме (скульптура, модель, сооружения).

Субъекты авторского права (ст.1257, ст.1258)

Субъектами авторского права являются лица, которым могут принадлежать авторские права.

Это, прежде всего авторы – т.е. физические лица, творческим трудом которых создаются произведения.

Соавторы – это граждане создавшие произведение совместным творческим трудом. К отношениям соавторов, связанных с распределением доходов от использования произведения применяется ст. 1229, п. 3; ч.4 ГК

В силу того, что произведения не только создаются, но и используются, то права связанные с использованием произведений могут принадлежать не только их создателям.

В зависимости от конкретных обстоятельств обладателями авторских имущественных правомочий могут быть наследники авторов, а также организации и даже государство.

Именно поэтому авторское право, регулируя отношения, связанные с созданием и использованием произведений, обеспечивает (охраняет) права тех лиц, которые обладают авторскими полномочиями.

Права авторов

Авторское право предусматривает, что автору в отношении его произведения принадлежат личные неимущественные и имущественные права.

Личные неимущественные права авторов, ст.1255:

1 правоавторства (право признаваться автором произведения), ст.1265;

2 право на имя (право автора использовать произведение под своим именем, псевдонимом или анонимно), ст.1265;

3 право на неприкосновенность произведения (ст.1266). Не допускается без согласия автора внесение изменений, сокращений, снабжать произведение иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями. Также это право на неприкосновенность произведения от всякого искажения, способного нанести ущерб чести и достоинства автору.

Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

4 право на обнародование произведения – право на выпуск в свет в любой форме, т.е. публично исполнять, издавать, тиражировать и т. п., ст.1268;

5 право на отзыв – право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения, при условии возмещения убытков лицу, которому было предоставлено это право. Если произведение уже обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки, ст.1268.

Имущественные права, ст.1270:

1 – это исключительное правоавтора (или иного правообладателя) самому использовать произведение в любой форме и любым способом;

2 исключительное право автора (или иного правообладателя) давать разрешение на использование произведения другими лицами с правом получения вознаграждения за каждый вид его использования (ст.1270 и ст.1229 ГК РФ, ч.4).

Использованием произведения считается, в частности:

1 воспроизведение произведения – это право на тиражирование;

2 распространение произведения – это право продавать, сдавать в прокат, право запускать произведение в гражданский оборот;

3 публичный показ, публичное исполнение или сообщение – право на любую демонстрацию оригинала или экземпляра произведения, или исполнение произведения непосредственно, либо с помощью технических средств (сцена, кино, выставки);

4 передача в эфире и по кабелю – это право разрешать показ, или исполнение произведения в телепередачах эфирного и кабельного вещания;

5 перевод или переработка – это право разрешать переводить произведение, Под переработкой произведения понимается создание производного произведения путем обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и т.п.;

6 реализация дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов означает право автора проекта на участие в его практической реализации;

7 доведение произведения до всеобщего сведения — это возможность любого лица получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору;

8 импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

9 прокат оригинала или экземпляра произведения.

По принципу «нельзя брать чужое», авторское право устанавливает, что произведения науки, литературы и искусства могут использоваться другими лицами только с согласия их собственников.

Кроме того, если произведения науки, литературы и искусства участвуют в гражданском обороте, т.е. используются третьими лицами, авторы произведений по законодательству об авторском праве вправе участвовать в тех доходах, которые получили третьи лица от использования произведений.

С 13 марта 1995 г. Россия стала участницей универсальной Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений..Поэтому российское законодательство, регламентирующее авторские отношения вполне соответствуют нормам и принципам международного права.

Участниками Бернской конвенции являются более 100 стран. Правила Бернской конвенции, регламентирующие авторско-правовые отношения, являются обязательными для исполнения в станах подписавших Конвенцию.

Ограничение авторских прав

Авторское право, как и всякое монопольное право, должно толковаться ограничительно. Наиболее существенные ограничения могут быть сведены к некоторым основным группам. Это:

• использование произведения в личных целях;

• ограничения авторских прав, связанные с обеспечением свободного обмена информацией (сюда следует отнести воспроизведение публично произнесенных речей, докладов, статей по определенным вопросам, использование произведения в ходе освещения текущих событий — «новости дня», цитирование);

• использование произведения в целях обеспечения общественного прогресса (использование в научных, образовательных, культурных, социальных целях);

• использование произведения для целей обеспечения процесса функционирования государственного механизма;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector